Ракеты морского базирования

Автор
Сообщение
Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Ракеты морского базирования

#1 Сообщение mirotvores70 » 13 мар 2012, 20:10

Неужели Поднебесной удалось то, что не смог сделать СССР?
Как утверждают военные аналитики, в самом ближайшем будущем Китай может начать развертывание баллистических ракет DF-21 наземного базирования в противокорабельном варианте, способных поражать движущиеся морские цели. Предполагается, что использование таких БР позволит уничтожать авианосцы, несмотря на наличие разнообразных средств противовоздушной и противоракетной обороны на авианосных ударных группах.
Это поможет Поднебесной в значительной мере усилить влияние своего флота на прилегающем к побережью КНР морском театре военных действий, создать серьезную угрозу (по крайней мере на данном ТВД) американским ВМС, мощь которых опирается прежде всего на «плавающие аэродромы».
Проблемы остались
Кстати, история применения ракетного оружия для борьбы с кораблями противника берет начало отнюдь не в прошлом веке, а гораздо раньше. И здесь проявили себя новаторами наши соотечественники. Известно, что в 1834–1838 годах российский военный и изобретатель А. А. Шильдер работал над возможностью использования боевых ракет во флоте и предложил осуществлять их запуск с подводных лодок. Постройка разработанной Шильдером металлической субмарины клепаной конструкции была начата в марте и закончена в мае 1834 года в Петербурге на Александровском литейном заводе. Она как раз и предназначалась для нанесения ударов пороховыми ракетами по неприятельским кораблям, стоящим на якоре, а также по вражеским эскадрам, следующим через проливы.
Первые же проработки и эксперименты с управляемыми баллистическими ракетами, которые могли применяться для решения противокорабельных задач, проводились в Советском Союзе в 60–70-х годах, в общем-то, по той же причине, по какой сегодня этим занимаются китайцы. Но тогда наша ракета Р-27К находилась только в опытной эксплуатации и не была принята на вооружение.
Однако время изменилось, а проблемы остались. Вместе с тем, по мнению зарубежных экспертов, современные технологии позволяют создать боеголовку баллистической ракеты с радиолокационной системой наведения или инфракрасной системой для обеспечения поражения крупных движущихся целей вроде авианосца или другого боевого корабля большого водоизмещения.
Сегодня впереди планеты всей
Пресса, опираясь на информацию американской разведки и предположения аналитиков Пентагона, сообщила, что в Поднебесной, возможно, ведется разработка противокорабельного оружия принципиально нового класса. По данным Военно-морского института США (The United States Naval Institute, неправительственная организация. – Прим. ред.), сведения об этом вооружении были опубликованы в одном из китайских специализированных изданий, которое американские военные эксперты считают достаточно надежным источником. Затем перевод и более подробное описание ракетной системы появились на военно-морском портале Information Dissemination.
УвеличитьРечь идет о баллистических ракетах, предназначенных для поражения надводных кораблей, в первую очередь авианосцев. Новое вооружение получило условное обозначение Anti-Ship Ballistic Missile (ASBM). Предполагается, что его разработка ведется на базе ракеты среднего радиуса действия DF-21 (Dong Feng 21, другое обозначение CSS-5) с дальностью стрельбы около 1500 километров.
Баллистический ракетный комплекс (БРК) со стратегической ракетой DF-21 «Дунфэн-21» стал поступать на вооружение Народно-освободительной армии Китая с 1991 года. Сейчас мобильная малогабаритная двухступенчатая «Дунфэн-21А» заменяет «Дунфэн-3» на ракетных базах «Цзяньшуй», «Тонхуа», «Ляньсиван», где развернуто около 50 таких БР. Отсюда они способны поразить цели, расположенные в Северной Индии, на территории государств Центральной Азии, а также Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. На базе ракеты DF-21 создается новая ракета DF-21X средней дальности, способная пролететь 3000 километров, на которой для повышения точности попадания в системе управления предполагается использовать технологию GPS. На разработку уйдет около десяти лет, мощность боезаряда на ракете должна составить 90 килотонн.
ASBM оснащена сложной системой наведения с радиолокационной головкой самонаведения и селекцией целей на оконечном участке траектории, которая, вероятно, напоминает систему управления, установленную на американской БР Pershing II. Однако, как известно, эти ракеты в конце 80-х годов были сняты с вооружения армии США и уничтожены по договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В то же время система самонаведения Pershing II предназначалась для поражения наземных хорошо защищенных целей с точностью до 30 метров и наведение производилось по сравнению с эталонным радиолокационным изображением местности. Такая точность заставляла задуматься о защищенности своих командных пунктов.
В предполагаемой системе радиолокационного самонаведения китайской ракеты ASBM в качестве основных объектов поражения выбраны подвижные морские цели типа крупного боевого корабля и авианосца. А подобная задача не менее сложна, чем та, которая возлагалась на БР Pershing II. Поэтому скорее всего система самонаведения ракет на базе DF-21 больше похожа на головки самонаведения (радиолокационные визиры) крылатых противокорабельных ракет, тем более что, как уже упоминалось, некоторые из них имеют большую сверхзвуковую скорость, соизмеримую со скоростью полета боевого блока баллистической ракеты средней дальности. Аэробаллистические ракеты AGM-69 SRAM (США) и Х-15 (Россия) – примеры ракет «воздух-поверхность» средней дальности с ИНС. Противокорабельный вариант Х-15С был оснащен радиолокационной головкой самонаведения (РЛГСН) на конечном участке полета.
Однако вернемся к китайской баллистической противокорабельной ракете ASBM. По мнению экспертов, появление такого оружия может значительно повысить защищенность континентального Китая с морских направлений. Парируя угрозу появления у своих границ надводных соединений противника, ASBM способна радикально изменить характер боевых действий в прибрежных морях, а заодно перспективы развития и существующие программы строительства авианосцев.
Нет альтернативы?
Последнее заявление вызывает споры, так как долгие научно-исследовательские поиски надежных средств борьбы с авианосными ударными соединениями США еще в Советском Союзе не привели к существенным результатам. И удачная альтернатива концепции, гласящей, что главный противник авианосца – авианосец, по-видимому, не найдена до сих пор. Причем решению этой проблемы в ВМФ СССР уделялось огромное внимание, она являлась второй по значимости после стратегической задачи – нанесения ядерного удара по береговым объектам потенциального противника и уничтожения его ПЛАРБ. По мнению ряда специалистов, для наших сил, оперировавших в Мировом океане и над его просторами, борьба с американскими авианосцами стояла на первом месте. Для этого кроме подводных лодок с крылатыми ракетами, ракетных крейсеров и морской ракетоносной авиации привлекалась дальняя авиация.
Как утверждают информационные агентства, ASBM может пролететь около 1800–2000 километров. Это расстояние ракета преодолевает за 12 минут. В середине 2011 года китайская газета China Daily напечатала небольшой материал, подготовленный на основе комментариев начальника Генерального штаба НОАК Чэнь Биндэ. В заметке сообщалось, что дальность стрельбы противокорабельной БР DF-21D, основанной на «революционных технологиях», составляет 2700 километров.
Это позволит китайским военным контролировать зоны возможной конфронтации между Пекином и Вашингтоном, связанной с разногласиями по поводу дальнейшей судьбы островного государства на Тайване.
По предположению аналитиков, благодаря энергетическим возможностям и габаритам двухступенчатой пятнадцатитонной ракеты она сможет нести боевой заряд (в неядерном снаряжении около 500 килограммов) достаточной мощности для нанесения серьезных повреждений крупным надводным кораблям, включая и авианосцы. Отдельные специалисты предполагают, что ASBM способна потопить даже самый большой американский авианосец с первого попадания. Кстати, штатная версия ракеты DF-21 оснащается 300-килотонной ядерной боеголовкой.
Есть предположение, что китайская противокорабельная БР будет наводиться на цель с помощью спутников, радиолокационных систем или получать информацию о цели от беспилотных летательных аппаратов. Однако известно, что Поднебесная не располагает собственной полнофункциональной спутниковой навигационной системой. КРНС «Северный Ковш» («Большая Медведица») BeiDou-2 на 2 декабря 2011 года имела шесть из необходимых ей 30 НКА, а BeiDou-1 состоит из трех НКА. Надеяться же на американскую GPS в случае конфликта с США (а никакая другая страна не располагает авианосным флотом, для уничтожения которого требуются столь мощные вооружения), разумеется, нечего. В то же время Китай может воспользоваться российской космической системой навигации ГЛОНАСС, которая в последнее время заметно наращивается и проталкивается на международном рынке, или своей Beidou.
Сейчас известно, что Китай разрабатывает новую загоризонтную радиолокационную станцию, которая сможет обнаруживать крупные корабли типа авианосцев на расстоянии до трех тысяч километров и использовать эти данные для направления ракет. Аналогичные радары применялись в США и СССР для обнаружения тяжелых бомбардировщиков и пусков межконтинентальных баллистических ракет. В настоящее время загоризонтные РЛС различных модификаций стоят на вооружении России, США, Китая и Австралии. Более поздние модификации подобных станций были ориентированы на решение задачи контроля надводной обстановки.
Здесь можно вспомнить береговой загоризонтный радар поверхностной волны (БЗГР) «Подсолнух-Э» коротковолнового диапазона радиоволн, который предназначен для применения в береговых системах контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны прибрежного государства. Он создан в российском ОАО «НПК «НИИДАР».
Новые радиолокационные станции китайского производства предположительно могут использоваться для борьбы с авианосцами ВМС США в комплексе с противокорабельными ракетами DF-21.
Вероятно, противокорабельная баллистическая ракета ASBM имеет малую заметность (технология «Стелс») для РЛС и обладает повышенным уровнем маневренности, делающим траекторию полета малопредсказуемой для противника. Как полагают в американском военном ведомстве, испытания «убийц авианосцев» могли быть проведены еще в 2005–2006 годах.

Остается не совсем ясным, насколько противокорабельная версия китайской ракеты DF-21, если она в действительности существует, а не является очередной «уткой», продвинулась в возможностях поражения движущихся морских целей. Также неизвестно, сумели ли китайские ученые и конструкторы создать малогабаритную головку самонаведения (ГСН) с уникальными характеристиками для боевого блока баллистической ракеты, а также систему управления маневрами боевого блока по командам этой ГСН.
Уже в начале 80-х годов для поражения авианосных и крупных десантных соединений вероятного противника на подходах к берегам европейской части СССР и стран Варшавского договора на базе баллистической ракеты средней дальности 15Ж45 подвижного комплекса «Пионер» и систем целеуказания ВМФ МКРЦ «Легенда» и МРСЦ «Успех» Московский институт теплотехники (МИТ) прорабатывал береговую разведывательно-ударную систему (РУС). Работы по этой системе были остановлены в середине 80-х годов из-за больших расходов на создание и в связи с переговорами по ликвидации ракет средней дальности. А по классу китайский противокорабельный аналог соответствует этой разработке.
А что будет дальше с противокорабельными БР, покажет время…
vpk-news.ru
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Ракеты морского базирования

#2 Сообщение Одиссей » 14 мар 2012, 01:13

Ерунда все это. Физически почти невозможно такую систему создать. Иначе СССР этот вопрос давно решил бы и не смотрел мечтательно на авианосцы. Такое оружие дало бы США разгромить Иран (в прошлом Ирак) без развертывания огромной сухопутной армии у ее границ. Уменьшила бы свои расходы на войну на порядок. Но, увы. Даже США недоступно это технически. Китаю - подавно.
В двух словах о проблеме. В головных частях ракет, которые летают по баллистической траектории и на околокосмической скорости, невозможно поставить ГСН любого вида. Без ГСН ракета будет летать по заранее рассчитанной траектории, вложенный в голову на старте. Единственный шанс на уточнении траектории во время короткого участка траектории БР в ионосфере земли. Астрокоррекция. Все.
Если уменьшить скорость и сделать траекторию более настильной, то такой ЛА мало будет отличаться от сверхзвукого бомбардировщика. С которыми АУГ борется без никаких проблем.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146201
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Ракеты морского базирования

#3 Сообщение smersh70 » 23 окт 2014, 00:45

Изображение
Ракетный корвет «Tо Цзян». Источник: janes.com
На Тайване проходят испытания корвета-невидимки, способного выводить из строя самые большие корабли флота КНР
В порту Суао на острове Тайвань начались морские испытания малозаметного ракетного корвета «Tо Цзян», сообщает в понедельник местное издание ETtoday. Скоростной малоразмерный корабль катамаранного типа получил в прессе название «убийца авианосцев».

Корвет имеет двойной корпус, целиком выполненный из алюминия, который специально разработан для высоких скоростей — энергетическая установка позволяет разогнаться в море до 70 км/ч. Длина корпуса 60 метров, ширина — 14 метров, водоизмещение судна около 500 тонн, экипаж — 41 человек.

Корабль вооружен носовой пушкой калибра 76 мм, зенитной шестиствольной установкой Mark 15 Phalanx CIWS американского производства и несколькими пулеметами. Но его главным «козырем» является невероятно мощное ракетное вооружение из 16 противокорабельных ракет: восьми сверхзвуковых «Сюнфэн-3» и восьми дозвуковых «Сюнфэн-2».

«Сюнфэн-3» развивают скорость до 2,3 тысячи километров в час и имеют радиус действия около 150 км. Эти крылатые ракеты были спроектированы Чжуншаньским институтом науки и технологии при Минобороны Тайваня и создавались специально для ударов по крупнейшим кораблям ВМФ КНР, включая его первый и пока единственный авианосец «Ляонин» — модернизированный советский авианесущий крейсер «Варяг», купленный у Украины в 1998 году.

«То Цзян» неслучайно назвали «убийцей авианосцев». При его создании использовались технологии, призванные максимально замаскировать судно от вражеских радаров, а сам он оборудован новейшей тайваньской электроникой, включая бортовые навигационные системы и средства РЭБ. Как рассказал «Русской планете» директор Центра стратегических исследований Китая Алексей Маслов, корабль располагает целым рядом вооружений, использующихся для подавления радиолокационных средств противника для последующего обездвиживания вражеских авианосцев.

«То цзян» получил название в честь одноименного боевого корабля ВМФ Тайваня, участвовавшего в морском бою против катеров КНР в сентябре 1958 года. Несмотря на превосходство сил противника в два раза и серьезные повреждения, «То Цзян» не сдался в плен врагу и вернулся на базу.
«Речь идет не о затоплении корабля (затопить авианосец довольно сложно), а о том, чтобы лишить его средств наведения и контроля за наведением. После этого его удары были бы малоэффективны, так как взлеты вертолетов или самолетов с авианосца были бы невозможны после подавления системы радиолокационного управления», — пояснил эксперт.

Тайваньский корвет — первый корабль такого класса, созданный усилиями местных судостроителей. Судостроительная компания Lung Teh Shipbuilding получила заказ на 890 млн тайваньских долларов (около $30 млн) от Военно-морских сил Китайской республики, обычно закупающих для своих нужд американские и французские военные суда. Если испытания пройдут успешно, может быть построено еще около десяти корветов с тем же вооружением, но крупнее по размерам и водоизмещению.

«То Цзян» также станет одним из первых кораблей, построенных в рамках 20-летней программы модернизации флота Тайваня. Детали этой программы будут обнародованы в ноябре этого года, но уже сейчас известно, что все новые корабли и подлодки будут строиться силами местной индустрии, пишет Defense News.

Боевые катамараны-ракетоносцы — мера по противодействию возможной агрессии КНР, отмечает Маслов. По его словам, военно-морская атака Китая на Тайвань в случае обострения ситуации стала возможна ввиду резкой активизации внешней политики КНР после прихода к власти Си Цзиньпина.

«Если при прежнем руководителе Китай хоть и угрожал иногда вооруженными силами, но все вопросы все равно было принято решать исключительно мирным путем, без военного давления, то сегодня это заметно изменилось. Политика Си Цзиньпина стала значительно более активной. Китай резко наращивает строительство и авианосцев, и подводных лодок и надводного флота. По своим стандартам, он планирует построить еще до десяти авианосцев. Если мы посмотрим, против кого может быть направлен первичный удар, то мы увидим несколько целей. В первую очередь, это, конечно же, Тайвань», — резюмирует китаист.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146201
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Баллистическими ракетами – по авианосцам

#4 Сообщение smersh70 » 24 фев 2019, 22:11

Предположительный облик 3M22 "Циркон" гиперзвуковой противокорабельный крылатой ракеты.
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146201
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Баллистическими ракетами – по авианосцам

#5 Сообщение smersh70 » 23 мар 2019, 23:36

Создание нового дальнобойного варианта американской корабельной ракеты SM-6

Американский веб-ресурс "The Drive" в материале Tyler Rogoway "Navy To Supersize Its Ultra Versatile SM-6 Missile For Even Longer Range And Higher Speed" сообщает, что в проекте оборонного бюджета США на 2020 финансовый год ВМС США запросили средства в размере 116,7 млн долл на разработку нового дальнобойного варианта многоцелевой корабельной ракеты Raytheon Standard SM-6, обозначенного как SM-6 Block IB.

Ракета SM-6 ВМС США, поступающая на вооружение с 2013 года и постоянно совершенствующаяся, как говорится в статье, стала образцом многоцелевого оружия и ярким примером того, как "переупаковка" существующих систем с некоторыми новыми технологиями может принести большие результаты. SM-6 была создана путем модернизации зенитной ракеты Standard SM-2ER Block IV с оснащением активной радиолокационной головкой самонаведения ракеты класса "воздух-воздух" AIM-120C AMRAAM, а также инерциально-спутниковой системой коррекции и аппаратурой двухсторонней передачи данных. В результате ракета SM-6 при дальности стрельбы более 150 морских миль может поражать воздушные цели, такие как самолеты и крылатые ракеты, перехватывать баллистические ракеты на конечных этапах траектории, может поражать морские цели и даже имеет потенциальные возможности по поражению наземных целей. Также ракета имеет возможности применения по внешнему целеуказанию от других платформ, в том числе авиационных. В частности, наведение ракеты SM-6 по воздушным целям с истребителя Lockheed Martin F-35 прошло успешную отработку в рамках сетевой концепции NIFC-CA (Naval Integrated Fire Control - Counter Air).
Изображение
Теперь, согласно документам ВМС США по запросу оборонного бюджета 2020 финансового года, планируется модернизация SM-6 по образцу того, как в рамках совместной американо-японской программы ранее была получена противоракета SM-3 Block IIA на этапе модернизации из ракеты SM-3 Block IВ, с оснащением новым маршевым твердтопливным двигателем большего диаметра (в 21 дюйм - 533 мм), вместо ныне используемого стандартного твердтопливного двигателя ракет серии SM-2 с диаметром 13,5 дюймов (343 мм), при одновременом сокращении размаха рулей и стабилизаторов ракеты, что позволило использовать весь диаметр стартовых ячеек корабельной универсальной вертикальной пусковой установки Mk 41.

Новая ракета SM-6 Block IB с оснащением новым двигателем диаметром в 21 дюйм, согласно обнародованным графикам НИОКР, должна быть создана к 2024 году, на что предполагается израсходовать в течении пяти лет 378,9 млн долл. Ракета при этом сохранит боевую часть и систему наведения предыдущей модификации SM-6 Block IА, но с использованием нового двигателя от противоракеты SM-3 Block IIA ее дальность (официально не раскрываемая) оценочно превысит 200 морских миль по воздушным целям, а морским и надводным целям - еще значительно более. Высокая энергетика новой модификации позволит ее использовать как полноценную баллистическую ракету для поражения надводных и наземных целей.

Предполагается, что в перспективе ракета SM-6 Block IB может составит основу ракетного вооружения эсминцев Arleigh Burke новой серии серии Flight III, а также трех эсминцев типа Zumwalt
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146201
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Баллистическими ракетами – по авианосцам

#6 Сообщение smersh70 » 11 апр 2019, 20:18

юбилейный пост про "топорик", одно название которого вселяет ужас в лидеров стран, куда еще не пришла демократия (тм) - крылатую ракету BGM-109 "Томагавк".

Названная в честь боевого топора североамериканских индейцев, "Томагавк" должен был стать ответом на впечатляющие успехи Союза в области создания крылатых ракет, таких, как "Термит", "Метель" и "Базальт". Но, если советские КР имели четкую противокорабельную направленность, и были предназначены для уничтожения АУГ, США изначально создавали ракету как многоцелевую, способную с высокой точностью уничтожать как надводные, так и сухопутные цели, в том числе прикрытые мощной ПВО.

В отличие от советских КР, прорывающих ПВО за счет массированного применения и сверхзвуковой скорости, в "Томагавке", впервые в мире (1980-е годы) была реализована идея полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности, путем сличения заложенных в память компьютера цифровых карт с реальной местностью - и это на элементной базе тех времен! Помню, когда учился в универе, у нас висели советские еще плакаты, описывающие наведение "Томагавка"... К слову, советские ПКР также совершали полет на предельно малых высотах, но только над морской поверхностью.
Изображение
Изображение
Изображение
Интересен также был способ старта - из 533-мм торпедного аппарата. Таким образом, носители "Томагавков" могли комплектоваться боезапасом под конкретную боевую задачу (торпеды, крылатые ракеты, морские мины), что значительно увеличивало их эффективность. Кроме того, упрощалось переоборудование кораблей или подводных лодок под "Томагавки" - так, ими был вооружен даже линейный корабль "Айова". В РФ такой универсальности смогли добиться только в нулевые, с принятием на вооружение КР "Калибр".

Дальность полета "Томагавка" зависела от выбранной траектории (высотная, на предельно малой высоте, комбинированная) и достигала 2500 км, на такое расстояние ракета доставляла боевую часть массой 450 кг с точностью 35-80 м (КВО), и это 1983 г., безо всяких там GPS! К слову, при модернизации "Томогавков", после оснащения их помехаустойчивыми приемниками GPS точность попадания составила 5-10 м (КВО).

Дебют "топорика" состоялся в 1991 г. в ходе "Бури в пустыне". Применялась она во многих операциях, но наиболее известна в ходе боевых действиях против Югославии (1999 г.), против которой было применено более 700 "Томагавков". И сегодня "Томагавк", наряду с авиацией - основная ударная сила ВМС США.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146201
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Ракеты морского базирования

#7 Сообщение smersh70 » 12 апр 2019, 23:45

Семейство крылатых ракет "Калибр". Небольшой ликбез.

После начала операции в Сирии, мало кто не слышал про крылатые ракеты "Калибр" - одни в контексте, что это "русский Томагавк", который выносит штабы и склады ИГИЛ* пачками, другие - что пуск одной ракеты стоит 4-6 млн долл, которые лучше бы пенсионерам раздали, чем по сараям в пустыне пулять.
А между тем, "Калибр" - это достаточно интересное и удачное семейство крылатых ракет. История его начинается в 1980-е годы, со стратегической крылатой ракеты С-10 "Гранат". Ее разработка началась через несколько лет после "Томагавка", и, очевидно, под его сильным влиянием - как и "топорик", "Гранат" запускался из 533-мм торпедного аппарата и летела с огибанием рельефа местности. К сожалению, из-за начавшейся перестройки и подписания договора РСМД, "Гранат", как и многие другие удачные образцы вооружения, был снят с вооружения в 1988-1989 г. О его переоборудовании под неядерную БЧ вопрос, понятно, никто не поднял - "партнеры" не поняли бы.
Но если "Гранат" - это, условно, "папа" "Калибра", то его "мама" - ОКР "Бирюза" по созданию перспективной противокорабельной ракеты. В рамках этого ОКР, на основе наработок по "Гранату", была предложена более дешевая альтернатива ПКР "Яхонт"("Оникс"). Доработка заключалась в установке на "Гранат" радиолокационной головки самонаведения на надводную цель, и в установке финишного ускорителя. Таким образом, на марше ракета шла со скоростью 0,8 М, а у цели, для прорыва ПРО, разгонялась до 2,9 М.
Причем, ракета изначально разрабатывалась как модульная, на базе которой будет создано целое семейство КР - противолодочных, на замену устаревающим комплексам "Водопад" и "Раструб", ну и, разумеется, для ударов по наземным целям. Широкой публике ракеты семейства "Калибр" впервые были представлены на далеком МАКС-93.
Изображение
Изображение
В настоящий момент, в семейство ракет "Калибр" входят:

- Противокорабельные ракеты 3М-54Э и 3М-54Э1. Отличие последней - отсутствие финишного ускорителя, за счет чего имеет вдвое большую массу БЧ (400 кг против 200 кг у 3М-54Э), и чуть большую дальность (300 км против 220 км у 3М-54Э), высота полета 10-20 м. Правда, скорость 0,8 М (2,9 М у 3М-54Э) на конечном участке траектории позволяет успешно применять 3М-54Э1 только против совсем уж древних кораблей, не оснащенных современной ПРО;
- Ракеты против наземных целей 3М-14Э. Именно такими ракетами (без буквы "Э", конечно) радовали боевиков ИГИЛ* в сирийской пустыне. Дальность, в зависимости от модификации и траектории, от 300 до 2600 км, боевая часть 450 кг, скорость 0,8 М, высота полета 20 м над морем и 50-150 м над сушей, летит с огибанием рельефа местности и с коррекциями ГНСС GPS / ГЛОНАСС с точностью порядка 5-10 м (КВО);
- Ракетоторпеды 91РЭ1 и 91РТЭ2. Летят на 40-50 км по баллистической траектории, боевая часть - самонаводящиеся противолодочные торпеды АПР-3МЭ и МПТ-1УМЭ соответственно.

Примечание - Приведены характеристики экспортных модификаций "Калибра".
Изображение
Изображение
Изображение
Список носителей "Калибров" - большой, и постоянно пополняется как новыми, так и модернизированными советскими кораблями и подводными лодками, есть информация и о наземных носителях "Калибров", но это не точно.
Список боевого применения "Калибров" начинается, и заканчивается военной операцией России в Сирии, цели на территории которой порадовали пусками аж 99 ракет "Калибр" модификации 3М14Т/К. Пуски проводились как надводными кораблями, так и подводными лодками, из акватории Каспийского и Средиземного моря, причем дальность пуска из Каспийского моря составила более 1500 км. По поводу эффективности этих пусков существуют противоречивые оценки, хотя все сходятся во мнении, что, ввиду отсутствия эффективного ПВО у боевиков ИГИЛ*, боевая задача могла быть выполнена менее дорогостоящим средствами поражения. Впрочем, пиар такой пиар...

Как бы то ни было, семейство ракет "Калибр" получилось достаточно удачным, и на сегодняшний день является основной ударной силой ВМФ РФ.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146201
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Ракеты морского базирования

#8 Сообщение smersh70 » 21 май 2019, 00:46

17 мая 1987 года, иракский истребитель Mirage F1 по ошибке атаковал американский фрегат USS Stark двумя ракетами "Экзосет". В результате авиаудара погибли 37 военных моряков, еще 21 получил ранения. Это был первый и единственный случай успешного боевого применения противокорабельной ракеты (ПКР) против корабля ВМС США. Прецедент в очередной раз доказал, что подобное оружие может представлять серьезную угрозу даже для самого мощного флота. Ранее в этом убедились и некоторые ближайшие союзники США.
Изображение
Над ватерлинией

Инцидент с фрегатом "Старк" произошел в Персидском заливе во время Ирано-иракской войны. К тому моменту обе стороны конфликта, начавшегося в 1980 году, уже понесли серьезные человеческие и материальные потери. Особенно остро сказывалась на боеспособности их сухопутных войск нехватка топлива, исключавшая возможность любого крупного наступления. Отчасти этот дефицит поддерживался искусственно — в 1984 году Иран и Ирак объявили друг другу так называемую "танкерную войну" и стали атаковать в Персидском заливе танкеры третьих стран, перевозившие нефть противника. В результате судоходство в регионе было подвергнуто большому риску.

В 1987 году ВМС США начали операцию Earnest Will по сопровождению кувейтских танкеров через Персидский залив. Часть американских военных кораблей осуществляла патрулирование акватории. Один из них — ракетный фрегат "Старк" — утром 17 мая вышел из порта Манама в Бахрейне. Он двигался вдоль побережья Саудовской Аравии на северо-восток и к полудню приблизился к району, объявленному правительством Ирака зоной боевых действий. Любое судно, попавшее в него, иракские военные рассматривали как законную цель.
Изображение
В 20:00 по местному времени самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) E-3 ВВС Саудовской Аравии засек взлет истребителя Mirage F1 с авиабазы в Ираке. Набрав высоту, "Мираж" сразу же повернул в сторону побережья. 10 минут спустя командир фрегата "Старк" Гленн Бриндел получил доклад вахтенного офицера, который сообщил, что боевой самолет дружественной страны движется на юго-восток на расстоянии 200 миль (320 километров) от корабля.

В течение часа истребитель шел прямым курсом на "Старк", постепенно увеличивая скорость. В 21:05 на корабле засекли сигналы поисковой работы РЛС "Миража", пытавшейся "нащупать" цель. Истребитель к тому времени подошел уже на 27 миль. "Старк" неоднократно пытался связаться с самолетом на частоте для переговоров в международных водах, но пилот на запросы не отвечал. В 21:09 на "Старке" была объявлена боевая тревога, а в 21:10 пост радиоразведки зафиксировал "захват" корабля системой наведения ракет истребителя. Сразу после этого "Мираж" резко повернул влево и ушел на обратный курс с набором скорости. А секунды спустя в борт "Старка" ударила первая противокорабельная ракета "Экзосет".

Боеприпас пробил левый борт выше ватерлинии, в районе второй палубы, и застрял во внутренних помещениях корабля, так и не взорвавшись. Но через 15 секунд по "Старку" ударила вторая ракета — практически в то же самое место. Взрыв произошел в кубрике старшинского состава, на месте погибли 35 человек. Фрегат был обесточен и потерял управление, дав сильный крен на левый борт. Вдобавок на борту вспыхнул пожар. На место инцидента спустя час прибыли американские эсминцы "Уодделл" и "Коннингхэм", оказавшие помощь раненым и отбуксировавшие корабль обратно в порт Манама.
Изображение
Изображение
Впоследствии иракское руководство принесло извинения и назвало атаку "Старка" ошибкой — пилот "Миража" принял фрегат ВМС США за иранский танкер. Саддам Хусейн выплатил американской стороне 400 миллионов долларов компенсации. Командир фрегата Гленн Бриндел был снят с должности и получил письменный выговор. Его обвинили в том, что корабельный зенитно-артиллерийский комплекс "Вулкан-Фаланкс" не был вовремя переведен в боевой режим и не смог сбить "Экзосеты". По иронии судьбы, атаковавший фрегат истребитель был единственным в составе ВВС Ирака, способным нести эти ракеты.

"Этот случай показал, что современные надводные боевые корабли чрезвычайно уязвимы от поражения практически любыми более или менее значительными боевыми средствами, — позже писал в статье для альманаха "Тайфун" капитан 1-го ранга профессор военных наук В. П. Кузин, изучавший подробности инцидента. — Проблема эффективной активной защиты от средств воздушного нападения до настоящего времени не только не решена, но, в сравнении с периодом Второй мировой войны, еще более обострилась".

Удар "Термита"

Лишним доказательством этого тезиса стали и более ранние случаи применения противокорабельных ракет против флотов развитых стран. ПКР "дебютировали" во время Войны на истощение между Израилем и Египтом 1967-1970 годов. 21 октября 1967 года израильский эсминец "Эйлат" во время патрулирования побережья Синайского полуострова подвергся нападению египетских ракетных катеров проекта "Комар". Приказ об атаке отдал лично президент Гамаль Абдель Насер. К "Эйлату" у него были особые счеты — ранее этот эсминец потопил торпедный катер ВМС Египта.

Катера "Комар", не покидая стоянки в Порт-Саиде, выпустили по израильскому эсминцу четыре советские ракеты П-15 "Термит". Три из них успешно поразили цель, и "Эйлат" затонул. Он стал первым в истории кораблем, уничтоженным ПКР. Погибли 47 из 199 членов экипажа. С тех пор 21 октября в Египте отмечают День ВМС. А в западных военных кругах этот инцидент вызвал бурную дискуссию о наступлении новой эпохи морских сражений, в которой "москитный флот" из множества небольших кораблей, вооруженных ракетами, способен успешно воевать с эсминцами и крейсерами.

В ходе Фолклендской войны 1982 года аргентинские ПКР серьезно потрепали нервы британскому флоту. Незадолго до конфликта Аргентина приобрела у Франции несколько сверхзвуковых штурмовиков "Супер-Этандар", вооруженных уже знакомыми нам "Экзосетами". В них британское командование и видело основную угрозу для своих кораблей. Как оказалось, небезосновательно: 4 мая ракетой этого типа был потоплен фрегат "Шеффилд". ПКР не взорвалась, но из-за разлива топлива на палубе произошел сильный пожар, моментально охвативший весь корабль. Позже "Шеффилд" затонул при буксировке в порт.

Три недели спустя аргентинские летчики уничтожили ракетами "Экзосет" вспомогательное судно снабжения "Атлантик Конвейор", перевозившее вертолеты и комплексы для их аэродромного обслуживания. А 12 июня береговая батарея ударила ПКР по корме эсминца "Гламорган", вызвав сильный пожар, с которым удалось справиться только спустя несколько часов. Основной причиной столь серьезных потерь британские военные позже назвали отсутствие на своих кораблях малокалиберной зенитной артиллерии, без которой справиться с низколетящими крылатыми ракетами было практически невозможно.
Изображение
Скоростной "аргумент"

Со времен "Термитов" и первых модификаций "Экзосетов" прошло уже много лет. Современные противокорабельные ракеты стали точнее, мощнее, а главное — быстрее. В российском Военно-Морском Флоте сверхзвуковые ПКР являются основным "аргументом" против вероятного противника, обладающего надводными кораблями любого водоизмещения — от корветов до авианосцев. Это понимают и на Западе.

В начале апреля газета The Times самой серьезной угрозой для британского флота назвала российские противокорабельные ракеты, такие как сверхзвуковые П-700 "Гранит" и П-800 "Оникс", а также перспективные гиперзвуковые ПКР "Циркон". Сообщается, что последние смогут достигать немыслимых скоростей в 7-8 тысяч километров в час.
Изображение
Изображение
"Бороться с противокорабельной ракетой П-800 "Оникс" очень трудно, поскольку она способна подлетать к кораблю на очень небольшой высоте и на скорости, в два раза превышающей скорость звука, то есть в зоне поражения зенитно-ракетной системы корабля она находится буквально считанные секунды, — рассказал в эфире радио Sputnik военный эксперт Михаил Ходаренок. — А ракеты типа "Циркон" будут обладать гиперзвуковой скоростью, и необходимых средств борьбы с ними пока еще нет. Ни одна зенитно-ракетная система физически не может сбить ПКР, которая движется к цели на гиперзвуковой скорости".

О начале испытаний ПКР "Циркон" стало известно в 2016 году. Большая часть данных о ее технических характеристиках держится в строгом секрете, но известно, что дальность полета ракеты составит 300-400 километров. Принятие этой ПКР на вооружение ожидается уже в следующем году.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146201
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Ракеты морского базирования

#9 Сообщение smersh70 » 24 мар 2022, 23:02


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146201
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Ракеты морского базирования

#10 Сообщение smersh70 » 10 апр 2022, 16:48


Ответить

Вернуться в «ВМФ»