Ракетные и патрульные катера
Добавлено: 13 фев 2012, 20:16
Американский концептуальный подход к формированию совместно с европейскими союзниками по натовскому блоку и партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе «флота из тысячи боевых кораблей» подразумевает, в частности, создание на морских (океанских) театрах военных действий коалиционных группировок разнохарактерных сил. Данный подход во многом обусловлен координацией планов реформирования в ведущих западных странах структуры национальных военно-морских сил, содержанием, направленностью и выполнением кораблестроительных программ, а также организацией подготовки и ведения боевых действий на море.
Так, в частности, приоритетными направлениями развития ВМС ФРГ, Италии, Великобритании, Франции, Испании и ряда других государств Североатлантического союза являются создание больших кораблей основных боевых типов (многоцелевых авианосцев, эскадренных миноносцев, универсальных десантных кораблей, корветов и фрегатов УРО). Данные корабли способны в течение продолжительного времени выполнять боевые задачи на большом удалении от мест постоянного базирования. В данном ключе борьба с корабельной группировкой противника в акваториях, которые прилегают к побережью вышеуказанных государств, считается маловероятной. В связи с этим охрана территориальных вод и защита национальных интересов в экономических морских зонах поручаются преимущественно патрульным кораблям (катерам) береговой охраны.
В общем это послужило, пожалуй, одной из основных причин сворачивания строительства в данных странах новых ракетных катеров (РКА) и вывода действующих РКА из боевого состава ВМС. Как класс, данные РКА сохраняются в структуре флотов лишь некоторых европейских стран, которые имеют специфическое военно-географическое положение (наличие малых для плавания районов, выход к закрытому морскому ТВД, островных, проливных, шхерных зон и др.), а также территориальные проблемы с соседними государствами.
В связи с этим одним из основных направлений в области развития класса ракетных катеров является усовершенствование их тактических характеристик для увеличения эффективности решения возникающих боевых задач в ближней морской и прибрежной зонах. На вооружение нынешних РКА поступают новые противокорабельные ракеты (ПКР) с повышенной дальностью стрельбы, снабженные инерциальными системами управления с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС), аппаратурой линий телеуправления и помехозащищенными системами самонаведения, которые обеспечивают поражение как надводных целей не только вблизи береговой черты, но и в закрытых акваториях портов и бухт, так и наземных объектов.
Кроме того, нынешние ракетные катера оборудуются эффективными средствами самообороны, среди которых скорострельные артиллерийские установки (АУ, калибр 20-30 мм), зенитные ракетные комплексы ближнего действия, а также универсальная артиллерия (АУ калибра 57 мм и выше). Широко распространенной практикой, в частности, является применение на РКА 76-мм артустановок «Компатто» и «Супер Рапид» (максимальная эффективная дальность стрельбы 16 км) итальянской фирмы «ОТО Мелара».
В состав радиотехнических средств современных катеров входят автоматизированные системы боевого управления, связи и разведки (АСБУ), сопряженные с радиолокационными и оптоэлектронными системами освещения надводной и воздушной обстановки, активными и пассивными средствами радиоэлектронной борьбы, системами взаимного обмена информацией, обеспечивающими в том числе получение данных целеуказания от внешних источников.
Необходимо отметить, что, согласно существующим взглядам, ракетные катера должны обеспечивать эффективное решение задач на сравнительно небольшом удалении от пунктов базирования, которое перекрывается дальностью стрельбы противокорабельных ракет. В мирное время основным предназначение РКА является выполнение функций патрульных катеров. В связи с этим приоритетными требованиями к их главной энергетическмой установке (ГЭУ) являются: экономичность, надежность, достаточно высокая удельная мощность (максимальная скорость хода 30-40 узлов и более), а также способность в течение длительного времени поддерживать режим малого хода (6-7 узлов). В большинстве случаев это обусловило выбор разработчиками дизельной ГЭУ.
В ходе строительства РКА широко применяются передовые технологии снижения заметности в различных диапазонах длин волн. Для уменьшения радиолокационной заметности обшивка надстройки выполняется из радиопоглощающих материалов, внешним обводам придается Х-образный профиль, а многоэлементность в архитектуре надстройки сводится к минимуму. В целях снижения заметности в инфракрасном диапазоне длин волн вывод выхлопных газов двигателей, как правило, осуществляется по горизонтальной системе газоходов ниже уровня ватерлинии.
Характерным примером, в частности, является финский катер типа «Хамина». В состав его ГЭУ входят два дизеля 16V 538 ТВ93 (суммарная мощность 7 550 л. с.) германской фирмы MTU, каждый из которых работает через редукторную передачу на два реверсивных водометных движителя.
Основу вооружения РКА составляют четыре контейнерные пусковые установки (ПУ) противокорабельных ракет МТО-85М. Эта ракета создана шведской фирмой СААБ на базе ПКР RBS-15 Мк 2. Основным отличием от прототипа является усовершенствованный турбореактивный двигатель, благодаря которому максимальная дальность стрельбы повышена на 50% - до 150 км. Кроме того, катер оснащен 57-мм артустановкой фирмы «Бофорс», установкой вертикального пуска на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) ближнего действия «Умконто» южноафриканской фирмы «Денел», а также двумя 12,7-мм пулеметами. Решение противодиверсионных задач обеспечивает девятиствольный гранатомет «Элма».
В состав радиоэлектронных средств входят трехкоординатная радиолокационная станция (РЛО обнаружения воздушных и надводных целей TRS-3D/I6-ES (максимальная дальность обнаружения воздушных целей 90 км), а также система управления огневых средств «Церос 200» с радиолокационной, телевизионной, тепловизионной станциями и лазерным дальномером. Катер оборудован также подкильной и опускаемой гидроакустическими станциями.
Обработка данных, поступающих от указанных радиотехнических средств или внешних источников, и выдача целеуказания системам оружия осуществляются с помощью АСБУ ANCS-2000. Всего в период с 1998 по 2007 год построены четыре РКА типа «Хамина».
Патрульный катер типа "Хамина"
Так, в частности, приоритетными направлениями развития ВМС ФРГ, Италии, Великобритании, Франции, Испании и ряда других государств Североатлантического союза являются создание больших кораблей основных боевых типов (многоцелевых авианосцев, эскадренных миноносцев, универсальных десантных кораблей, корветов и фрегатов УРО). Данные корабли способны в течение продолжительного времени выполнять боевые задачи на большом удалении от мест постоянного базирования. В данном ключе борьба с корабельной группировкой противника в акваториях, которые прилегают к побережью вышеуказанных государств, считается маловероятной. В связи с этим охрана территориальных вод и защита национальных интересов в экономических морских зонах поручаются преимущественно патрульным кораблям (катерам) береговой охраны.
В общем это послужило, пожалуй, одной из основных причин сворачивания строительства в данных странах новых ракетных катеров (РКА) и вывода действующих РКА из боевого состава ВМС. Как класс, данные РКА сохраняются в структуре флотов лишь некоторых европейских стран, которые имеют специфическое военно-географическое положение (наличие малых для плавания районов, выход к закрытому морскому ТВД, островных, проливных, шхерных зон и др.), а также территориальные проблемы с соседними государствами.
В связи с этим одним из основных направлений в области развития класса ракетных катеров является усовершенствование их тактических характеристик для увеличения эффективности решения возникающих боевых задач в ближней морской и прибрежной зонах. На вооружение нынешних РКА поступают новые противокорабельные ракеты (ПКР) с повышенной дальностью стрельбы, снабженные инерциальными системами управления с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС), аппаратурой линий телеуправления и помехозащищенными системами самонаведения, которые обеспечивают поражение как надводных целей не только вблизи береговой черты, но и в закрытых акваториях портов и бухт, так и наземных объектов.
Кроме того, нынешние ракетные катера оборудуются эффективными средствами самообороны, среди которых скорострельные артиллерийские установки (АУ, калибр 20-30 мм), зенитные ракетные комплексы ближнего действия, а также универсальная артиллерия (АУ калибра 57 мм и выше). Широко распространенной практикой, в частности, является применение на РКА 76-мм артустановок «Компатто» и «Супер Рапид» (максимальная эффективная дальность стрельбы 16 км) итальянской фирмы «ОТО Мелара».
В состав радиотехнических средств современных катеров входят автоматизированные системы боевого управления, связи и разведки (АСБУ), сопряженные с радиолокационными и оптоэлектронными системами освещения надводной и воздушной обстановки, активными и пассивными средствами радиоэлектронной борьбы, системами взаимного обмена информацией, обеспечивающими в том числе получение данных целеуказания от внешних источников.
Необходимо отметить, что, согласно существующим взглядам, ракетные катера должны обеспечивать эффективное решение задач на сравнительно небольшом удалении от пунктов базирования, которое перекрывается дальностью стрельбы противокорабельных ракет. В мирное время основным предназначение РКА является выполнение функций патрульных катеров. В связи с этим приоритетными требованиями к их главной энергетическмой установке (ГЭУ) являются: экономичность, надежность, достаточно высокая удельная мощность (максимальная скорость хода 30-40 узлов и более), а также способность в течение длительного времени поддерживать режим малого хода (6-7 узлов). В большинстве случаев это обусловило выбор разработчиками дизельной ГЭУ.
В ходе строительства РКА широко применяются передовые технологии снижения заметности в различных диапазонах длин волн. Для уменьшения радиолокационной заметности обшивка надстройки выполняется из радиопоглощающих материалов, внешним обводам придается Х-образный профиль, а многоэлементность в архитектуре надстройки сводится к минимуму. В целях снижения заметности в инфракрасном диапазоне длин волн вывод выхлопных газов двигателей, как правило, осуществляется по горизонтальной системе газоходов ниже уровня ватерлинии.
Характерным примером, в частности, является финский катер типа «Хамина». В состав его ГЭУ входят два дизеля 16V 538 ТВ93 (суммарная мощность 7 550 л. с.) германской фирмы MTU, каждый из которых работает через редукторную передачу на два реверсивных водометных движителя.
Основу вооружения РКА составляют четыре контейнерные пусковые установки (ПУ) противокорабельных ракет МТО-85М. Эта ракета создана шведской фирмой СААБ на базе ПКР RBS-15 Мк 2. Основным отличием от прототипа является усовершенствованный турбореактивный двигатель, благодаря которому максимальная дальность стрельбы повышена на 50% - до 150 км. Кроме того, катер оснащен 57-мм артустановкой фирмы «Бофорс», установкой вертикального пуска на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) ближнего действия «Умконто» южноафриканской фирмы «Денел», а также двумя 12,7-мм пулеметами. Решение противодиверсионных задач обеспечивает девятиствольный гранатомет «Элма».
В состав радиоэлектронных средств входят трехкоординатная радиолокационная станция (РЛО обнаружения воздушных и надводных целей TRS-3D/I6-ES (максимальная дальность обнаружения воздушных целей 90 км), а также система управления огневых средств «Церос 200» с радиолокационной, телевизионной, тепловизионной станциями и лазерным дальномером. Катер оборудован также подкильной и опускаемой гидроакустическими станциями.
Обработка данных, поступающих от указанных радиотехнических средств или внешних источников, и выдача целеуказания системам оружия осуществляются с помощью АСБУ ANCS-2000. Всего в период с 1998 по 2007 год построены четыре РКА типа «Хамина».
Патрульный катер типа "Хамина"