мотоманевренная группа

Погранвойска
Автор
Сообщение
Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

мотоманевренная группа

#1 Сообщение Одиссей » 09 окт 2012, 15:09

По поводу ММГ история уходит совсем далеко. С 1925 года в состав пограничных комендатур входят резервные заставы, а в пограничные отряды маневренные группы. В структуре погранвойск на основании приказа ОГПУ Э 207/97 от 27 августа 1925 года появилось новое звено - маневренная группа численностью от 100 до 300 человек. Маневренные группы входили в состав отрядов на правах комендатуры, выполняли роль боевого резерва и предназначались для борьбы с диверсионными группами и вооруженными бандами. Оперативное руководство маневренной группой поручалось помощнику начальника погранотряда по оперативной части.
Итак, перейдем к Афганскому периоду. Примерный состав ММГ: управление, 3-4 погранзаставы (ПЗ), взвод связи, взвод материального обеспечения, противотанковый взвод, инженерно-саперный взвод, минометная батарея, медпункт. Штат ММГ составлял 200-300 чел.

Структура ММГ:
• Управление и штаб (начальник ММГ и его заместители (по политической части, по технической части, по снабжению), начальник штаба и его помощник, химик-дозиметрист; освобожденный секретарь комитет комсомола);
• ПМП (пункт медицинской помощи) - врач, начальник аптеки, фельдшер, механик-водитель гусеничной эвакуационной машины;
• ПогЗ на БМП (могли быть различной укомплектованности)
• ПогЗ на БТР (могли быть различной укомплектованности)
• ПогЗ на БТР (могли быть различной укомплектованности)
• ПогЗ на БТР (формировалась в нескольких ММГ в соответсвии с необходимостью)
• Минометная батарея
o Вариант #1(Минометная батарея состояла из 6-ти минометных расчетов, вооруженных каждый 82-мм и 120-мм минометами, передвигающихся на автомобилях ГАЗ-66):
-- Взвод управления
-- 1-й огневой взвод
-- 2-й огневой взвод
o Вариант #2:
-- Управление (командир, старший офицер, заместитель по политической части, старшина, санинструктор);
-- отделение управления
-- отделение связи
-- 1-й огневой взвод - три 120-мм миномета (возимых);
-- 2-й огневой взвод - три 120-мм миномета (возимых);
-- 3-й огневой взвод - три 82-мм миномет (вьючных). Ранней весной 1988 г. вместо взвода 82-мм минометов в штат минбатр был введен реактивный взвод, имевший на вооружении три БМ-21 "Град" и транспортно- заряжающую машину (ТЗМ).
• Разведывательный взвод (не во всех) - был расформирован осенью 1987 г. – по крайней мере в ММГ-2 48-го ПогО:
o Отделение на БМП
o Отделение на БТР.
• Противотанковый взвод (не во всех):
o Вариант #1 - 4 расчета 73-мм станковых противотанковых гранатометов СПГ-9 (по 4 чел. каждый: командир, наводчик, заряжающий и подносчик);
o Вариант #2 (ММГ-2 48-го ПогО) - три расчета 73-мм станковых противотанковых гранатометов СПГ-9 (по 4 чел. каждый: командир, наводчик, заряжающий и подносчик);
• Гранатометно-пулеметный взвод (ГРПВ) - организационно существовал до середины 1987 г., но фактически огневые средства (АГС-17 и ПКС) были приданы пограничным заставам.
• Инженерно-саперный взвод (ИСВ) командир взвода являлся инженером ММГ; Имелся также старший техник взвода;
o Вариант #1: в составе отделений инженерной разведки, инженерно-саперного и полевого водоснабжения;
o Вариант #2: в составе отделений минно-розыскных собак (5 чел), инженерно-саперного (на БТР), инженерно-дорожного (БАТ-М) и полевого водоснабжения (МАФС-3, 1 ЗиЛ-131, ГаЗ-66);
• Взвод связи, командир взвода являлся начальником связи ММГ, взвод оснащался передвижными узлами связи на базе БТР-60 «Чайка» или БМП-1К (-1КШ), Р-142 (ГАЗ-66 аппаратная), ЗиЛ-131. Имелись также должности управления: начальник СПС, начальник радиостанции;
• Взвод обеспечения имел несколько грузовиков Урал-4320 и ЗиЛ-131, автоцистерну для воды, топливозаправщики, прицепы (в т.ч. полевую кухню) и др.


Организация ПогЗ ММГ

Основной боевой единицей ММГ являлась ПЗ, состоящая из 5-ти экипажей БТР или БМП, отделения управления, технического отделения (прожекторный расчет, расчет РЛС), отделения кинологов. Отдельные заставы усиливались минометными расчетами (взводами), противотанковыми расчетами, передвижными узлами связи на базе БТР-60 «Чайка».
Личный состав имел на вооружении автоматическое оружие, снайперские винтовки, автоматические гранатометы АГС-17.
Командование ПЗ возлагалось на начальника заставы, заместителя, заместителя по политической части, за материально-техническое обеспечение отвечал старшина заставы. Имелся также помощник руководителя группы политзанятий, санинструктор.

Также возможна и несколько другая структура (например в ММГ-2 48–ого ПогО) - без специализированных отделений:
• управление (начальник, заместитель, заместитель по политической части, старшина, помощник руководителя группы политзанятий, санинструктор);
• 5 отделений на БМП (БТР).
• В штате 2-й ПогЗ состояли расчет прожекторной станции АПМ-90 и вожатый минно-розыскной собаки;
• В штате 3-й ПогЗ - расчет РЛС наземной разведки(1РЛ-133 "Кредо").
Изображение
Источники:
http://maimana-1.ucoz.ru/" onclick="window.open(this.href);return false; ;
http://pv-afghan.narod.ru/Structura_and_taktika.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: мотоманевренная группа

#2 Сообщение Одиссей » 09 окт 2012, 15:15

«О положительном опыте использования бронетехники ММГ-1 в/ч 2042 в борьбе с бандформированиями в ДРА 1981-1983 гг» (Полковник Нестеров Н.Н.)

1. Основные черты тактики боевых действий бандформирований.
2. Некоторые вопросы боеготовности боевой машины.
3. Использование бронетехники в различных условиях боевой деятельности

а) Использование бронетехники при охране базового лагеря;
б) Марш (выдвижение) в район проведения операции;
в) Тактика действий при чистке (прочёстке) населённых пунктов;
г) Преодоление засад (районов занятых противником) без прочёстки и поддержки подразделений ДРА;
д) Использование бронетехники при проводке колонн.

4. Техническое обеспечение боевых действий.

1. Основные черты тактики боевых действий бандформирований.
В своём стремлении продолжать необъявленную войну против ДРА руководители зарубежных контрреволюционных центров основную ставку делали на создание относительно мобильных и автономных бандгрупп (БГ) численностью 30-80 человек, что облегчало их содержание и размещение по кишлакам в зимний период и в горной местности в летний период. Неоднократно отмечалось перераспределение тяжёлого и группового оружия, особенно противотанковых(ПТ) средств, равномерно между БГ. Организационно несколько БГ, 2-5, подчинялись исламскому комитету (ИК), через которые осуществлялось управление из зарубежных центров. В целях проведения своей политики и удобства управления БГ, зарубежными лидерами предпринимались попытки объединить БГ по территориальному признаку, то есть подчинить все ИК того или иного улусвольства зарубежному центру одной из контрреволюционных организаций.
Зарубежными лидерами вынашивались так же планы создания БГ по структуре полков армии ДРА, в этом направлении проводилась определённая подготовительная работа.
Большое значение уделялось боевой выучки мятежников с этой целью на учебных центрах за рубежом и на территории ДРА осуществлялось обучение значительного количества бандитов, которые после подготовки возвращались в свои БГ. В учебных центрах готовились в основном пулемётчики, гранатомётчики, минёры и расчёты ДШК, ЗПУ и миномётов. К обучению привлекались, как правило, молодёжь мобилизованная ИК. Другим каналам пополнения БГ являлись военнослужащие, демобилизованные из рядов армии и церандоя ДРА.
Основными объектами нападения БГ являлись: оргядра олекадарств и улусвольств; посты церандоя и ГЗР, охраняющие населённые пункты; афганские и советские транспортные колонны; места дислокации подразделений армии ДРА; а так же применялось проведение терактов против советских представителей и народной власти ДРА.
Решительных нападений на советские объекты не отмечалось, имели место случаи их обстрела из стрелкового оружия и миномётов с предельных дистанций.
Основными способами тактических действий мятежников являлись:
• нападение на объект.
Оно осуществлялось скрытым выходом к объекту и его блокированием, затем начиналось огневое воздействие на объект, которое могло продолжатся от нескольких часов до нескольких суток;
• засада.
Суть которой заключается в том, что она организуется на маршрутах передвижения войск и колонн, как правило, с использованием садов и построек населённых пунктов. Районы засад заблаговременно подготавливаются для ведения боя. Оборудуются окопы, в стенках которых, отрываются «норы» для укрытия от огня миномётов и авиации, такие же «норы» отрывались в садах. Постройки и дувалы оборудуются бойницами, которые снаружи маскируются путём замазки глиной заподлицо со стенкой, дувалом. Непосредственно перед открытием огня замазка проламывается и бойница, амбразура готова к использованию. Бойницы готовятся по типу вооружения. В расположении засады и на подступах к ней определяются и оборудуются скрытые пути для манёвра живой силы. В районе засад и прилегающей местности прекращается всякая деятельность и появление местного населения;

• огневые налёты по отдельным целям и площадям из стрелкового оружия и миномётов с предельных дистанций;
• диверсии, минирование дорог и других объектов;
• теракты против конкретных лиц;
• вооружённые грабежи и убийства мелкими группами бандитов на дорогах и в кишлаках с целью добычи денег и других материальных средств для личного обогащения.
Нападению и засаде предшествует сосредоточение БГ, количество их может быть 4-6 и более общей численностью до 200-400 вооружённых мятежников. Сосредоточение осуществляется в течении 1-3 суток в 4-10 километрах от предполагаемого района действий. В таких случаях группировкой БГ руководит одно лицо, как правило, хорошо подготовленный в военном отношении человек. Для передвижения БГ используют свой автотранспорт, машины местного населения, лошадей, ишаков, а так же передвигаются в пешем порядке. Район сосредоточения группировки БГ прикрывается 2-6 ДШК. БГ усиливаются групповым оружием, в каждой может быть до 2-3 РПГ, 2-3 пулемёта, кроме того, в группировке может быть 1-3 миномёта и до 20-30 противотанковых мин. Миномёты, как правило, в боевых порядках засады или сил блокирования не располагаются, а находятся за их пределами.
Очаги сопротивлений, районы засад, удерживаются мятежниками, как правило, до наступления темноты. Отход из них осуществляется засветло мелкими группами, 2-5 человек, при этом подавляющее число мятежников оружие прячет через пособников и покидают район боя под видом мирных местных жителей.
Минирование дорог осуществляется в населённых пунктах или вблизи их. Это объясняется тремя моментами:
• во-первых, упрощается доставка мин с мест хранения;
• во-вторых, удобство организации наблюдения за каждой миной и проводка транспорта местного населения по заминированному участку;
• в-третьих, быстрое и своевременное снятие мин и возвращение их в места хранения.
Установка мин производится, в основном, в тёмное время. Минированные участки охраняются постами во избежание подрыва на них автотранспорта и скота местных жителей. Место установки каждой мины на обочине или прилегающих к ним деревьях, отмечается естественными или искусственными метками (куски материи, кирпичи, колышки и т.п.), что облегчает контроль за минами и отыскание их при снятии.
Возможно по стечению обстоятельств, но минирование дорог при действиях ММГ в основном всегда осуществлялось в дождливую погоду, после дождя или в сыром грунте. Мины в основном применялись противотанковые в пластмассовых корпусах. Каких либо признаков в месте установки мины обнаружить не удавалось, оно тщательно маскировалось под общий фон дороги. Конкретное место установки мины определялось с помощью щупов (шомполов) напротив примет, расположенных на обочине или вблизи дороги. Применение миноискателей и минорозыскных собак результатов не давали.
Лунки для установки мины делали строго по её диаметру. Верхняя плоскость мины располагалась ниже полотна дороги на 5-8 см, поэтому срабатывание мины происходит только посте разрушения стенок лунки и нажатии колесом на мину. Для разрушения стенок лунки необходимо совершить около 5-20 наездов колесом, поэтому подрывается, как правило, 2-5 машина от головы колонны. Для усиления взрывной мощи под мину укладывались толовые шашки.
Засады открывают огонь обычно по транспортной колонне или по той части боевой колонны, где двигается грузовой транспорт. При движении колонны бронемашин засада себя не обнаруживает до тех пор, пока не произойдёт боестолкновение с пешими группами «прочёски». Другие подробности тактики действия противника изложены в последующих вопросах.

2. Некоторые вопросы боеготовности боевой машины.
В данном обзоре под термином «боевая машина» (БМ) следует понимать БТР или БМП, оснащённых башенным оружием; другая боевая техника оговаривается по признаку её специального предназначения.
Боевая готовность БМ включает в себя ряд элементов, основными из которых являются:
а) Технически исправное состояние боевой машины:
• технически исправное состояние базы машины;
• исправное и приведённое к нормальному бою башенное вооружение и укладка в машине боеприпасов к нему;
• наличие и исправное состояние штатных средств связи и управления;
• исправность установленных на БМ штатных приборов и приспособлений ночного и дневного видения и умелое их использование при организации кругового наблюдения из машины днём и ночью;
• наличие шансового инструмента и запасных частей для обслуживания и ремонта машины в поле;
• подготовленность БМ к быстрой эвакуации в случае повреждения на поле боя.

б) люди – хорошо обученный и слаженный коллектив военнослужащих, который действует непосредственно на БМ:
• слаженность и взаимозаменяемость экипажа и десанта в боевых условиях;
• размещение личного состава и имущества в БМ обеспечивающее свободные и рациональные действия стрелков в десантном отделении.
Своевременная отработка указанных вопросов (элементов) обеспечивает высокую живучесть, защищённость личного состава и машины от воздействия огня противника, манёвр огнём и колёсами на поле боя и быструю эвакуацию повреждённых машин.
Технической исправности БМ в подразделениях уделяется самое большое внимание. Не раскрывая широко этого момента, следует сказать, что главным требованием здесь является: БМ должна быть постоянно готовой к выходу и открытию огня. Исходя из этого, под руководством заместителя начальника ММГ по технической части организуется техобслуживание машины: ежедневное, плановое, перед выходом на операцию, в ходе операции и по возвращению в базовый лагерь. Непосредственными ответственными за техсостояние машины являются: механик-водитель и наводчик-оператор. Для обслуживания машины при необходимости им выделяются 1-2 стрелка из состава отделения за которым закреплена машина. На водителя возлагается основная задача, что бы БМ всегда сохраняла подвижность, управляемость, исключение любой вынужденной остановки по технической неисправности или нехватки топлива.
Огневая мощь машины заключается в безотказной работе башенного вооружения, достаточном количестве боеприпасов к нему в любое время плюс ружейно-пулемётный огонь десанта через бойницы.
Эта задача возлагается на наводчика-оператора, командира отделения и старшего машины в полевых условиях. В помощь наводчику в каждом отделении выделен стрелок, который вместе с наводчиком в полном объёме участвует в обслуживание и подготовке вооружения и боеприпасов, а при ранении (заболевании) наводчика осуществляет его замену.
Операции, проводимые на новых направлениях, по которым войска идут впервые, как правило, бывают затяжными по 10-20 и более суток и огневое сопротивление противника встречается при «прочёске» почти каждого кишлака, что требует значительного запаса боеприпасов непосредственно в БМ. В ходе боевых действий выработано несколько вариантов укладки боеприпасов в БМ. Например - в БТР находится: 3-4 б/к для КПВТ; 3-3,8 б/к для ПКТ; 3-5 б/к для РПК; 3-4 б/к для индивидуального оружия (АК-74); - в БМП: 1 б/к для пушки «Гром»; 3,5 б/к для ПКТ; 3 б/к для АК-74. Дополнительный боезапас в БТР-70 составлял: 16-25 цинков к КПВТ; 9 цинков к ПКТ; 6-7 цинков 5,45 мм(АК-74); 2 цинка к АГС-17. Где у десанта имелся АГС-17 - б\к к КПВТ уменьшался на один. Этого запаса хватает на 7-10 суток активных боевых действий, при этом укладка боеприпасов не должна мешать (стеснять) действиям десанта внутри машины.
Основным средством управления в полевых условиях является радиосвязь. Связь боевых машин с КП («ЧАЙКА») организуется по штатным радиостанциям Р-123. На каждой боевой машине имеется 2-3 радиостанции Р-392, которые предназначены для связи с десантом, действующим вне машины. Связь в радиосети КП, миномётная батарея, ПТ взвод, организуется по Р-107 (Р-105). Все грузовые автомобили (с боеприпасами, продовольствием, запчастями, бензовозы, водовозка и другие) обеспечивались радиостанциями Р-392 и поддерживали связь с БТР техзамыкания под командованием зам.по технической части начальника ММГ (он же отвечал за огневое прикрытие и управление тылом колонны). Связь с приданным батальоном церандоя осуществлялась по Р-392, которую каждый раз им выдавали на период операции. Начальник связи церандоя свободно общался на русском языке. Общее руководство по подготовке радиосредств к работе в полевых условиях осуществлял начальник взвода связи. Он по плану, указанию или вызову лично проверял состояние радиосредств на боевых машинах и подразделениях, устанавливал фиксированные частоты и на каждую станцию давал радиоданные и позывные с указанием сети взаимодействия. Так же он устранял возникающие неисправности, организовывал ремонт и замену радиостанций, вышедших из строя.
Со всеми командирами и лицами, отвечающими за радиосредства, проводились занятия по устройству радиостанций их ТТХ, порядку подготовки станции к работе, эксплуатации, обслуживанию и устранению характерных неисправностей, приводящих к отказу работы станций на приём или передачу, на снижение дальности связи и так далее: начиная с проверки напряжения, подаваемого на станцию, тока антенны, полного контакта в соединительных кабелях, заканчивая контактом между коленами наружной антенны.
В ходе тренировок отрабатывались вопросы строгого поддержания радиодисциплины. В полевых условиях в одной радиосети работало до 15 радиостанций (Р-123), однако срывов связи или неразберихи в радиосети не отмечалось. Это достигалось строгим соблюдением, выработанного практикой, радиообмена:
1. работа всех станций Р-123 на приём круглосуточно;
2. выход на главную станцию только по строго определённым причинам (доклад об изменении обстановки, о наличии раненных, повреждений машины, вынужденной остановке на марше и т.д.);
3. немедленное вхождение в связь по вызову главной станции ( в полевых условиях на каждой БМ организуется постоянное дежурство на приём);
4. никто не имеет права входить в связь при работе 2-х корреспондентов, при экстренном выходе на главную станцию вызов осуществлялся по окончании разговора одного из корреспондентов, при этом разговаривающие связь между собой прекращали;
5. обязательное подтверждение полученной команды или распоряжения;
6. при устойчивой связи категорически запрещалось пользоваться тон-вызовом (во избежание травм слуха радиста), а переговоры велись в сокращённом варианте; например:
запрос - «41-й», ответ - «на приёме», дальше даётся указание, ответ – «вас понял, до связи».
Работа в одной сети позволяет всем командирам чётко знать всю обстановку и действия других БМ, что сокращает время на уточнение задач и организацию взаимодействия в бою. В случае повреждения станции Р-123 (что случалось при подрыве на минах) связь сразу восстанавливалась по Р-392, при этом любая, ближняя к повреждённой, БМ была в готовности дублировать переговоры между старшим начальником и командиром, потерявшим радиосвязь по станции Р-123. Заблаговременная отработка вышеизложенных вопросов позволяла иметь надёжное бесперебойное управление во всех условиях действий ММГ.
На боевой машине имеются 2 штатных прибора ночного видения – водителя и командира, которые позволяют, соблюдая светомаскировку, вести наблюдение за местностью перед фронтом машины при подсветке инфракрасного излучения прожектора спаренного с командирским ПНВ. Штатные ПНВ БМ и ПНВ для стрелкового оружия в сочетании с «Бликом» позволяют организовать круговой обзор местности в ночных условиях. Из опыта использования ПНВ БМ вошло в практику: прожектор командирского ПНВ на всех БМ укрепили на люльке КПВТ, это позволило наводчику производить подсветку местности в интересах водителя и командира на разной дистанции. А так же при необходимости инфракрасный фильтр с прожектора снимался, что позволяло наводчику освещать местность поворотом башни вкруговую и вести прицельный огонь из обоих пулемётов по целям, находящихся в луче прожектора. Такое положение прожектора очень выгодно для освещения местности по бортам и в тыл. Содержание и обслуживание штатных ПНВ возлагалось на водителя и наводчика.
При действиях на БМ личному составу категорически запрещалось находиться на броне. На марше на каждой БМ осуществлялось наблюдение за прилегающей местностью и колонной назначенным наблюдателем через открытый задний люк и старшим машины через командирский люк или с помощью штатного бинокля. Десант использовал для наблюдения тримплексы, поэтому очень важно, чтобы они были исправны. При движении, наружные стёкла тримплексов покрывались пылью и грязью, поэтому на каждой БМ одному из стрелков вменялось в обязанность обслуживание этих приборов, которая заключалась в протирании наружных стёкл и заблаговременной проверке (вместе с наводчиком) исправности системы осушки для предотвращения запотевания внутренних линз.
Для полного использования боевых возможностей машины и обеспечение свободных действий стрелков внутри машины в ходе боя большое значение имеет внутренняя компановка (укладка) БМ. Практика показала, что оптимальным числом личного состава БТР-70 является 7-8 человек: командир (офицер или прапорщик), механик-водитель, наводчик-оператор, командир отделения и 3-4 стрелка. В десантном отделении должно быть, как лучший вариант, по 2 стрелка на каждый борт. Такое количество личного состава обеспечивает круговое прикрытие машины огнём и наблюдением, устраняет тесноту при применении оружия и, в случае необходимости, позволяет свободно перемещаться внутри машины. При ведении огня через бойницы десант использует только индивидуальное оружие (АК, СВД, РПК). РПГ, АГС-17 и другое групповое оружие укладывается на определённые, отведённые для них места. Предметы, входящие в комплект машины, хранятся на своих местах в закреплённом виде. Дополнительный боезапас укладывается определённым порядком в цинках (часть из них может быть предварительно вскрыта). Имеется несколько ключей для вскрытия цинков, которые лежат в строго определенных местах. Кроме этого, в каждой машине обязательно имеются: бинокль; сигнальный пистолет с набором ракет; две-три Р-392; 1-2 ПНВ к оружию; запас воды (резиновый бурдюк, или 40-литровая фляга, или целлофановый мешок). Категорически запрещается расположение предметов на полу посередине и сиденьях около амбразур, где они могут мешать действиям наводчика или стрелка.
Пред уходом в бой или на марше, в предвидение нападения противника, всё лишнее имущество, не нужное в бою (1-2 вещмешка с туалетными и личными предметами десанта, бушлаты, если нет в них необходимости и другое имущество, необходимое на стоянках и ночном отдыхе) в упакованном виде передаётся на одну из транспортных машин. В боевой обстановке выходить из машин разрешается только через боковые люки и задние двери БМП.
Транспортировка М-82 и СПГ-9 в случае необходимости осуществлялось в закреплённом виде сверху на броне.
Соответствующим образом подготовленная машина в бою грозна и неуязвима, если действующий в ней личный состав отличается слаженностью, хорошей боевой выучкой и взаимопониманием. Личный состав, в конечном счёте, решает всё.
В ходе обучения личного состава особо был поставлен вопрос взаимозаменяемости, конечной целью считается, что каждый военнослужащий должен владеть всеми видами оружия, средств связи и приборов наблюдения, имеющихся на вооружении отделения, наводчик, кроме этого – водить БМ. Боевой опыт показал, что личный состав в машине должен выполнять ряд боевых задач и дополнительных обязанностей. Дополнительные обязанности и боевые задачи распределены с учётом места, которое военнослужащий занимает в БМ. Так, например, бортовой стрелок у передней бойницы ведёт постоянное наблюдение и огонь в секторе, ограниченном перпендикулярной линией к борту машины и носовой части, а располагающийся у задней бойницы – в секторе от перпендикулярной линии до кормы. Основное внимание уделяется обнаружению гранатомётчиков и их прикрытия по разведпризнакам .
Одной из обязанностей наводчика-оператора, учитывая возможность кругового обзора, является – помогать водителю уверено, безошибочно вести машину, особенно в бою, по крутым спускам и подъёмам, на узких местах дороги, своевременно подбирать места для съезда с дороги (выезда на дорогу), преодолении рвов, арыков, продвигаться по узким улицам с высокими дувалами и совершать манёвры при движении задним ходом. Забуксовать или по другой причине трудной проходимости дороги лишить машину подвижности в бою считается недопустимым. В этом вопросе наводчик дополняет водителя, при угрозе утере подвижности машины он обязан остановить её, если командир и водитель этой угрозы не замечают, вывести назад и помочь водителю подобрать более безопасный путь для манёвра (разворота, обхода и т.д.).
Труднопроходимые дороги в зимний период, частое движение вне дорог по сильно пересечённой местности, повреждение машин в бою требуют при каждом выходе подготовки боевой (равно транспортной) машины к буксировке. Для этого на каждой БМ назначаются 1-2 «тросовых», то есть военнослужащие, которые должны быстро и умело производить сцепку машин. В их обязанность входит укладка троса в положении «на плаву», быстро подать трос и закрепить его на прицепляемой машине; своевременно проверять прочность замков на прицепных крюках и открывание (закрывание) их без особых усилий; укладка и закрепление троса на броне при постоянной готовности, а так же проверять наличие и крепление шансового инструмента и других предметов сверху на броне, что бы они не выступали над плоскостью стрельбы башенных пулемётов, не мешали повороту башни, не закрывали бойницы и приборы наблюдения. Сцепку должен производить «тросовой» с той машины, которая стоит передом к сцепляемой машине. Управление движением сцепленных машин осуществляется с задней машины. Отработка этого вопроса сказалась практически в том, что помогая машинам, идущим на одном двигателе (или буксующем на подъёмах), колонна движения не прекращает и скорости почти не снижает, то есть движение осуществляется 15-25 км/ч.
В каждом отделении есть свои назначенные «специалисты» по вскрытию цинков и снаряжению магазинов и лент в ходе боя. А так же ряд других «специалистов», выполняющих постоянные задачи и обязанности необходимые в бою. Чёткое и строгое выполнение заранее определённых задач и обязанностей военнослужащими позволяет всё предусмотреть и ни чего не упустить, повышает живучесть машины, позволяет более полно использовать её боевые качества, исключает подачу излишних команд, позволяет командиру сосредоточить внимание на поле боя, управление огнём башенного оружия и действиями водителя. Таким образом, исходя из боевых возможностей, тактики действий ММГ боевая машина является основной подвижной боевой единицей способной активно вести бой, как в составе группировки так и автономно. На практике определились три «врага» БМ: РПГ, ПТМ и бездорожье.

3. Использование бронетехники в различных условиях боевой деятельности

а) Использование бронетехники при охране базового лагеря.
В системе обороны базового лагеря для каждой БМ оборудована огневая позиция, определены основной и дополнительный секторы огня и наблюдения, составлены карточки огня, которые отработаны практически. Огневые позиции вписаны в окопы отделений и общую сплошную траншею полного профиля, проходящую по всему круговому фронту обороны.
БМ застав постоянно находятся на своих боевых позициях и используются в боевом дежурстве по охране лагеря. БРМ и БТРы разведывательного и технического взводов входят в состав резерва и хранятся в парке, огневые позиции они занимают по указанию начальника ММГ, 1-2 БТР от застав составляют дежурную группу на сутки в пятиминутной готовности. Они стоят на отдельной площадке и действуют по указанию дежурного по лагерю по возникшей обстановке (выход в город в ночное время для оказания помощи постам церандоя, усиление охраны мест расположения советских советников, осуществление манёвра на угрожаемое направление в системе общей обороны аэродрома), а так же для сопровождения и прикрытия групп, выполняющих задачи за пределами базового лагеря в дневное время. На каждой БМ дежурной группы обязательно имеется АГС-17. Экипажи и десант БМ дежурной группы располагаются в своих подразделений и действуют по команде дежурного по лагерю.
б) Использование боевой техники при совершении марша в район проведения операции.
Для совершения марша строится колонна с указанием каждой машине её места в колонне и задачи на марш и при встрече с противником. Каждая подвижная единица обеспечивается радиосредствами и радиоданными для связи. Состав колонны зависит от направления и продолжительности действий (однодневная операция или рассчитанная на несколько суток). На частную (однодневную) операцию выводится 3-5 БМ, а при необходимости 1-5 других машин («чайка» - пункт управления, артиллерийские тягачи миномётной батареи – ГАЗ-66, машины взвода СПГ – ГАЗ-66, машины техзамыкания). Всего в такой колонне может быть 3-10 и более подвижных единиц.
На многодневную операцию выводятся, как правило, 11-14 БМ (из 18-и имеющихся в ММГ); БМ управления – «чайка»; 3 артиллерийских тягача минбатр и 1-2 ГАЗ-66 под мины и другие артиллерийские боеприпасы (выстрелы); 1-2 ГАЗ-66 взвода СПГ-9 под отделение и боеприпасы; 2-3 ГАЗ-66 или ЗиЛ-131 под боеприпасы к стрелковому оружию, продовольствие и личные вещи военнослужащих, к этим же машинам цепляются «цевешки» (ЦВ-50) с запасом воды по 1500 литров каждая; 2-4 машины техзамыкания (ГАЗ-66 под масла, техинструмент и запчасти; мастерская МТО АТ – 1-2 бензовоза – ЗИЛ-131); прожекторная станция АПМ-90; БАТ-М. Кроме этого, в состав колонны входят 5-9 машин церандоя, приданного для совместных действий, которые распределяются по всей колонне. Таким образом, состав колонны может быть 25-40 подвижных единиц, из них 11-13 БМ (БТР, БМП). При действиях с ММГ подразделений 35-го пп ДРА они, как правило, ставятся своей колонной в голове или в хвосте походного порядка ММГ. Практика показала, что полк обычно выводит 18-20 машин при 2-3 своих БТРах. Глубина общей колонны на марше составляет 3-7 км.
Ниже рассмотрим действия ММГ усиленной подразделениями церандоя (80-90 человек): 30-39 подвижных единиц.
В построении боевого порядка на марш закладываются следующие основные принципы:
• надёжное огневое и броневое прикрытие всей колонны, любой её части от нападений противника с любой стороны;
• быстрая организация круговой обороны БМ ;
• безостановочное движение колонны, быстрая организация буксировки (без остановки общей колонны) любой неисправной, в том числе и боевой машины;
• организованный переход к боевым действиям сходу.

В приказе на марш командирам БМ следующие задачи:

• место в колонне, организация огня и наблюдения в ходе марша;
• задача при внезапном нападении противника на колонну;
• задача по организации действий БМ сходу при выходе в район проведения операции.

Командиру БМ, замыкающей колонну (как правило, зампотех), кроме того ставится задача следить за растяжкой колонны и её разрывами (с головной машины на замыкающую передаётся характерный ориентир возле дороги, по достижении которого командир замыкающей БМ определяет время с момента получения данных об ориентире и пройденный путь до него в км), а так же не оставлять позади себя ни одной машины из состава колонны. В ходе движения (действий) эти задачи могут уточняться.
Место БМП в колонне (их может быть 2-4) зависит от двух условий.
1. Если имеются сведения о минировании дороги, то они ставятся глубже в колонну, так как очень уязвимы при подрыве на минах и теряют не только способность двигаться своим ходом, но и буксироваться без предварительной подготовкеи. БТР подрывы на минах переносит гораздо легче. Из 4-х подорванных БТР ММГ все вышли из-под обстрела своим ходом, боеспособности не теряли, вели боевые действия до конца операции и своим ходом вернулись в базовый лагерь, хотя 3 из них до возвращения в лагерь работали на одном двигателе.
2. От ландшафта или проходимости местности на направлении действий. БМП отличается исключительно высокой проходимостью. Легко преодолевает арыки, спуски, подъёмы (по земляному грунту поднимается практически до образования осыпи, что соответствует крутизне 45 и более градусов), дувалы (с проломами в них), залитые водой поля, легко осуществляет манёвр разворота на гребнях высот и в узких улицах кишлаков. Это боевое качество БМП используется для осмотра сопок, прилегающих к дороге, на предмет занятости их противником, если нет воздушного прикрытия; совершение манёвра по выходу во фланг и тыл засадам противника на труднопроходимой местности; занятие позиций на высотах, обеспечивающих хороший обзор и ведение прицельного огня по противнику, особенно в кишлаках; для поддержки боя церандоя в глубине населённых пунктов.
Все БМ в колонне делятся на три группы:
• Основная боевая группа;
• Группа непосредственного прикрытия;
• Резерв.

Основная боевая группа в составе 4-6 БМ действует в голове колонны. Её основная задача – своевременное обнаружение и подавление противника. Она постоянно готова к бою и манёвру на любое направление. В состав этой группы постоянно входят 2 БТР, командиры, экипажи и десант которых подготовлены для разведки дороги на предмет её минирования. Эти же БТР усиливаются сапёрами, средствами разминирования и минно-розыскными собаками. Они постоянно действуют в паре и впереди, периодически меняясь местами. Командиру головной машины дано право снижать скорость и высаживать сапёров для осмотра и проверки подозрительных участков дороги. Действия сапёров прикрываются наблюдением и огнём. Двигаются они на удалении 15-25 м впереди головной машины, а впереди их на удалении до 30 м или рядом, по обочинам дороги, продвигаются церандойцы (15-20 человек).
В состав основной боевой группы включаются церандойцы, которые располагаются на броне по 5-7 человек. Остальные церандойцы следуют на 2-3 ГАЗ-66 за 3-ей или 4-ой БМ.
При действиях на новых (не знакомых маршрутах) одна ГАЗ-66 с церандоем действует в качестве направляющей (головной) при этом водитель, при необходимости проводник, посаженный в кабину, хорошо знают дорогу.
Основной боевой группой командует начальник ММГ или начальник штаба ММГ, с ним находится переводчик и, при необходимости, разведчик. Место командирского БТР 3-4-ое в основной боевой группе; непосредственно за ним (иногда впереди) следуют машины с церандойцами, это позволяет быстро уточнять им задачи в случае нападения противника на колонну и сходу начинать «прочёску» кишлаков. Старший начальник группировки (колонны) управление основной боевой группой осуществляет через её командира, которому ставятся или уточняются задачи при изменении обстановки, организуется порядок дальнейших действий и взаимодействие. Так как все работают на приём, то командир каждой БМ уясняет свой манёвр и общий замысел, при необходимости задача может быть уточнена каждой машине.
Группа непосредственного прикрытия включает 3-4 БМ и предназначена для прикрытия огнём остальной части колонны. Одна из БМ всегда и постоянно предназначена для непосредственного прикрытия «чайки» (КП) и сопровождает её при всех перемещениях на поле боя. Вместе с ней перемещается ЗС-72 (звуковещательная станция), если выводится в поле. За КП следует миномётный взвод, ПТ отделение, остальные транспортные машины. БМ группы прикрытия и резерва распределяются по колонне через 2-4 транспортных машины. Замыкают колонну две БМ, действующие всегда в паре.
При ведении боевых действий («прочёске» кишлаков), указанная часть колонны сосредотачивается на удалении 800-1200 метров от кишлака, боевые машины непосредственного прикрытия занимают круговую оборону и прикрывают огнём и бронёй транспортные машины, огневые позиции мин.взвода и ПТ отделение. В ходе боя резерв боевых машин используется в полном составе для манёвра в интересах основной боевой группы или придаются на усиление боевой группы, выходят к ней и встают в боевой прядок.
В ходе марша дистанции между машинами выдерживается 30-60 метров (закрытая или открытая местность) башни БМ в колонне развёрнуты через одну на правый, левый борт. Весь водительский состав обучен тому, что при любой остановке на дороге выбирает место для остановки своей машины так, что бы её можно было объехать, это создаёт условия для манёвра БМ вдоль колонны.
Таким образом, указанное распределение БМ по элементам построения колонны позволяет надёжно прикрыть всю колонну огнём, быстро, без дополнительных перестроений, вступать в бой и своевременно наращивать усилия основной боевой группы, а так же позволяет организацию действий БМ по двум самостоятельным направлениям по 4-5 БМ.

в) Использование боевой техники при чистке («прочёске») населённых пунктов.

«Прочёска» кишлаков начинается, как правило, сходу с марша. Основная боевая группа выходит на 300-600 метров перед кишлаком делает остановку на 3-5 минут для спешивания церандойцев и уточнения им задачи. Церандой в цепь или во взводных колоннах начинает выдвижение к кишлаку. Боевые машины развёртываются в боевую линию и передвигаются за церандоем на удалении 50-80 метров. Небольшие кишлаки обходятся с обоих флангов и блокируются боевой техникой со всех сторон. Если населённый пункт большой или затруднён его обход, блокирование производится по подковообразной линии. БМ не доходя 100-200 метров до ближайших построек, выбирают позиции, останавливаются, организуется наблюдение за действиями церандойцев и поддержание их огнём. Расстояние по фронту между БМ может достигать до 300 метров. При боевом столкновении церандоя с противником до входа в кишлак они занимают укрытия впереди линии БМ. БМ своим огнём воздействуют на противника, обеспечивая манёвр церандойцев. Как только определились очаги сопротивления, часть машин выбирает удобные позиции для их огневого подавления, дают данные для миномётчиков и корректируют огонь миномётчиков; расчёты АГС-17 спешиваются и ведут огонь по позициям бандитов (постройки, сады) сюда же сосредотачивают огонь СПГ-9. Другая часть машин совершает манёвр во фланг или тыл сопротивляющейся банде. Если очаг сопротивления обойти нельзя, то выбираются позиции, с которых хорошо просматриваются и простреливаются пути отхода мятежников. Осуществлять дальний манёвр одиночной машине категорически запрещается. Такой манёвр осуществляется 2-3 БМ с обязательным прикрытием друг друга огнём и наблюдением, так как всякая маневрирующая машина имеет значительные участки, которые не простреливает и не наблюдает (мёртвые зоны), а с соседней машины эти зоны и просматриваются и наблюдаются. Требование огневого прикрытия и визуальной связи в бою обязательно для каждых (хотя бы двух) соседних машин. Это правило выработано практикой, взаимопомощь в бою оказывалась неоднократно и, благодаря этому требованию, всегда была своевременной. Несоблюдение этого правила из опыта соседнего 2-го омсб всегда приводила к повреждению (уничтожению) БМ мятежниками.
После подавления очага сопротивления огнём всех видов, в том числе, и авиации, «прочёска» кишлака продолжается. По населённому пункту БМ продвигаются по улице, а впереди них или рядом по обе стороны продвигаются церандойцы 10-15 человек, остальные занимаются осмотром домов и садов, прилегающих к улице.
В глубине кишлаков, как правило, хорошо оборудованных очагов сопротивлений не встречалось, а происходят обычно перестрелки с отходящими группами бандитов, численность которых 2-5 человек. Подготовленные очаги сопротивления создаются вдоль основной дороги, проходящей через кишлак, или на окраинах населённого пункта.
В ходе боёв в кишлаках БМ под огнём противника неоднократно применялись для разрушения дувалов, прикрывающих очаги сопротивления, непосредственно корпусом машины. Образовавшиеся проёмы использовались для ведения прицельного огня по противнику и прохода через них групп «прочёски». Таким же образом разрушалось ряд подсобных строений, приспособленных и подготовленных для круговой обороны.

г) Преодоление районов засад без «прочёски» и прикрытия пешими силами.

В ходе боёв установлено, что засады в населённых пунктах готовятся с обоих сторон основной дороги. Засад может быть 1-3 и расстояние между ними достигает 150-300 метров. При встрече с засадой группы «прочёски» останавливаются. Дальнейшее их продвижение без подавления очага сопротивления невозможно.
При отсутствии путей отхода возникает необходимость выдвигать БМ по дороге в район засады и наносить ей поражение с места с дороги или прорываться через участки засад, что бы произвести блокирование кишлака с противоположной стороны, тем самым отрезать пути отхода мятежникам из района засады после нанесения по ним огневых ударов. В таких случаях БМ действуют в колонне (5-7 машин) без поддержки церандоя. Дистанция между машинами сокращается до 20-30 метров скорость движения выдерживается 7-10 км/ч, что исключает поднятие дорожной пыли и обеспечивает чёткий круговой обзор. Секторы огня башенному вооружению устанавливаются: головной БМ - по курсу движения; последующим машинам через одну – на правый, левый борт; замыкающей машине – в тыл колонны. Десантники ведут огонь через бойницы с обоих бортов в своих секторах (указывалось выше). Огонь ведётся на ходу, а при выходе в район засады и с места. Применялось метание ручных гранат за дувалы через верхние люки машин. За 30-40 минут боя расход боеприпасов к стрелковому оружию составлял до 0,3 б/к. Действия колонны БМ поддерживается по их корректировке миномётным огнём и вертолётами (при их наличии).
При ведении огня с места по засаде противника, а так же в движении, особое внимание уделяется выявлению гранатомётчиков, которые ведут огонь из-за ближних дувалов с расстояния 15-40 метров через бойницы, отверстия, проломы и так далее. Гранатомётчика обязательно охраняют 3-5 стрелков, исполнив выстрел, он сразу же меняет позицию, передвигаясь за дувалом. Задачей десантников является своевременное обнаружение, выдвигающейся через бойницу гранатомётный выстрел (гранату) и открыть огонь на поражение.
Следует учитывать, что гранатомётчик с занятой позиции видит перед собой определённый «кусок» дороги и только боевую машину, находящуюся перед ним, остальные БМ скрыты от него из-за недостатка обзора через бойницу. Поэтому выдвинутую гранату легко заметить до подхода к бойнице, кроме этого, сзади гранатомётчика в радиусе 5-7м. не должно быть ни каких препятствий, иначе он получит поражение отражённой струёй газов. Если БМ сменила позицию на дороге, то и гранатомётчик вынужден искать новое удобное место для производства выстрела. Поэтому периодическая смена позиции БМ на дороге предупреждает прицельный выстрел гранатомётчика (бандита). На практике отмечалось, что сразу после начала движения, на дорогу, где стояла машина, падало одна-две гранаты, одновременно выпущенных с большой поспешностью, а значит весьма не прицельно.
При бое с засадой или её преодолении наиболее опасным является огонь гранатомётов и крупнокалиберных пулемётов, обычное стрелковое вооружение серьёзных повреждений БМ не наносит. Если выявлено, что дорога в местах засад минирована, то действия БМ без прикрытия пеших сил не применяются.
При прорыве через район засады сходу огонь ведётся через проломы в дувалах, по бойницам, амбразурам и по просматриваемым участкам садов и по подсобным строениям за дувалами. Под огневым воздействием противник ведёт бесприцельный огонь или вообще отказывается от огневого сопротивления, не обнаруживая себя.
Изложенная тактика действий БМ в районах засад и кишлаках на протяжении длительного времени позволяла предотвращать прямые попадания из гранатомётов по БМ; прямые попадания из крупнокалиберных пулемётов были в двух случаях, оба раза в движении и без огневого подавления с нашей стороны, что позволило противнику открывать огонь первым и внезапно.

д) Использование боевой техники при проводке транспортных колонн.

Проводке колонн, обычно предшествует операция по разгрому банд, располагающихся по маршруту движения. В ходе операции все очаги сопротивлений подавляются и прочёсываются. Операция проводится в течении 2-3 и более суток при большом скоплении банд. Районы засад и другие очаги сопротивлений прочёсываются неоднократно, несколько дней подряд. Боевые действия в течении нескольких суток против одних и тех же банд наносят им значительный урон и они вынуждены после 2-3 боестолкновений покидать свои позиции, уходить на большие расстояния и отказываться от нападений на транспортную колонну.
Отдельным бандам в ходе «прочёски» удаётся путём маневрирования или сосредоточения в безопасном месте уйти от боестолкновений, тогда они непосредственно перед прохождением колонны скрытно занимают боевые позиции и осуществляют огневой налёт на транспортные машины.
Силы, проводящие операцию по очистке маршрута, встречают транспортную колонну при подходе к зоне засад. В голову и хвост колонны они выделяют группы БМ (по 3-4 единицы), а так же в местах разгромленных засад могут выставлять по 3-4 БМ по обе стороны дороги, на удалении 50-100 метров друг от друга, которые находятся на месте до полного прохода колонны с задачей подавить противника огнём с места при обстреле колонны. Непосредственное прикрытие транспортной колонны на всём протяжении маршрута осуществляют боевые машины сопровождения, как правило, резервная ММГ, дислоцирующаяся в городе Андхой.
В сухую погоду выставление БМ на месте по сторонам дороги нецелесообразно, так как транспортная колонна вынуждена идти на повышенной скорости, что бы максимально сократить время пребывания в простреливаемой зоне и не допустить прицельного огня противника. На повышенных скоростях поднимается очень много пыли, которая в безветренную погоду висит над дорогой длительное время, до 15-20 минут; медленно оседает, рассеивается в стороны от дороги и практически с дороги определить места огневых точек противника, из-за плохой видимости, становится невозможно. Кроме того из-за плохой видимости эти машины прикрытия могут попасть под огонь БМ сопровождения, которые идут в составе колонны. Опыт показывает, что наиболее оптимальным числом БМ сопровождения колонны является такое, когда они располагаются в колонне, хотя бы по одной, через каждые 4-5 транспортных машин.
Значительное пылеобразование приводит к большой «растяжке» колонны. Водительский состав опасаясь в облаках пыли ударится в повреждённую (остановившуюся) машину, невольно увеличивают дистанцию так, что бы видеть дорогу впереди себя метров на 20, а впереди и сзади идущие машины вообще не видит и по сторонам видимость ограничена 30-50 метрами, поэтому дистанции между машинами достигает 200-400 метров. Это приводит к тому, что даже не значительная колонна (25-30 транспортных машин) преодолевает опасный участок в течение 15-25 минут. Возникает необходимость при выходе из опасной зоны колонну останавливать, подтягивать всех, при необходимости устранять неисправности, а при преодолении следующего опасного участка начинать снова с расстановки БМ вдоль дороги и затем двигать колонну.
Из изложенного видно, что боевая техника, при проводке транспортной колонны, использует в полном объёме все способы действий, которые раскрыты выше. Особенностью использования БМ можно выделить то, что они прикрывают бронёй повреждённые транспортные средства и осуществляют их буксировку. Остановившуюся в зоне обстрела машину ни один водитель не покидал, даже если был ранен. Другие транспортные машины в зоне обстрела у повреждённой не останавливались (запрещалось). К повреждённой машине выдвигались 1-2 БМ прикрывали её бронёй со стороны обстрела, подавляли огонь противника, уточняли причину остановки, при необходимости заменяли водителя и буксировали её вслед за колонной до безопасного места.
Такая тактика действий при проводке колонны, в сочетании с обязательной «прочёской» опасной зоны, обеспечила успешную проводку транспортных колонн без единой потери какой-либо машины и без потерь в личном составе. Всего было проведено более двух десятков колонн.
Следует отметить, что допустить нападение мятежников на транспортную колонну нужно считать явлением не нормальным. Так как транспортные машины получают тяжёлые повреждения в значительном количестве и личный состав несёт потери ранеными и убитыми. Так, при проводке колонн СА по маршруту Андхой – Меймене, без предварительного подавления засад и «прочёски» местности этих районов, при прохождении через район, только одной, засады потери личного состава достигали в среднем 7-12 человек, из них 2-4 убитыми; транспортные машины несли тяжёлые поражения и отдельные из них были брошены и сожжены на марше.
Поэтому считается целесообразным перед проведением колонны по маршруту проводить операцию с целью отчистки его от бандитов и заканчивать операцию проводкой колонны.

4. Техническое обеспечение боевых действий.
За сутки до начала операции организуется техническое обслуживание боевой техники и автомобилей, привлекаемых для операции, производится дозаправка машин ГСМ, проверка технического состояния, в каждой машине создаётся запас воды до 50-80 литров. Проверяется наличие и укладка шансового инструмента. О полной готовности боевой техники командиры подразделений докладывают командованию ММГ.
При продолжительности операций до 3 суток в техническое замыкание колонны включается ГАЗ-66 гружённая запасными частями и материалами:
• масло МТ-16п – 200 литров;
• масла АС-8 – 200 литров;
• масло АМГ-10 – 16 литров;
• 3-5 колёс в сборе для БТР;
• 2 колёсных редуктора для БТР-60П;
• 3-4 колёсных редуктора для БТР-70ПБ;
• 4-5 опорных катков для БМП;
• 2 балансира для ходовой части БМП;
• набор съёмников и спец.ключей с МТО-БТР.

Выше перечисленные материалы и запчасти загружаются на случай подрыва боевой техники на минах. Наибольшие повреждения получает ходовая часть боевых машин. Кроме этого к ГАЗ-66 прицепляется цистерна ЦВ-50, заправленная водой.
При продолжительности операции более 3 суток дополнительно в состав технического замыкания включаются: МТО-АТ; 2 бензовоза - один с бензином, второй с дизельным топливом; вторая цистерна ЦВ-50 с водой. МТО-АТ укомплектовывается 2-3 специалистами взвода обслуживания, обязательно электросварщиком. МТО-БТР не привлекается на операции в виду невозможности установки на неё сварочного аппарата, из-за слабого электрооборудования кузова.
В ходе операции, в конце дня, за час-два до наступления темноты, ММГ занимает район, организует круговую оборону и готовится для действий в ночное время. По прибытию в район сосредоточения сразу организуется техническое обслуживание машин, дозаправка ГСМ, подготовка боевой техники для ведения огня ночью.
При получении боевых повреждений, техника эвакуируется из района боевых действий в безопасное место и восстанавливается специалистами технического замыкания. БТРы во всех случаях подрыва на минах удавалось восстанавливать за 3-5 часов, даже при отрыве двух колёс. Все повреждённые машины после восстановления в полевых условиях возвращались в базовый лагерь своим ходом.
Опыт боевых действий показал необходимость иметь в штате ММГ специальный тягач для эвакуации повреждённой техники. В качестве тягачей приходилось использовать БТР-70 или БМП, которые для этих целей мало приспособлены.
По прибытии в базовый лагерь организуется техническое обслуживание всей техники, участвующей в операции, в объёме ТО №1. Основной упор в летний период делался на обслуживание систем питания воздухом двигателей, ввиду большой запылённости воздуха при движении в колоннах. В зимний период больше внимания уделяется на обслуживание ходовой части техники, ввиду тяжёлых дорожных условий в это время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном обзоре рассмотрено использование боевых машин по опыту ведения боёв 1 ММГ. Боевые действия зависят от многих объективных условий: географических; тактики действия противостоящего противника; возможностей взаимодействующих сил ДРА; отношения местного населения к народной власти; результативности разведки; боевых возможностей и состава своей группировки и т.д..
Слабым звеном, следует считать, организацию учебного процесса в действующих ММГ, обучение должно соответствовать реальной обстановке, а нужного учебного материала не было. Поэтому обучение приходилось строить на анализе и обобщении собственного опыта.
Боевой опыт показал, что десант должен всегда находится внутри БМ, при этом командирский и задний люки на БТР должны быть обязательно открыты. Это обеспечивает безопасность личного состава при обстрелах со стороны противника и при подрывах БТР на минах. При подрыве БТР на мине, сидящих сверху на броне подбрасывает вверх на 1-1,5м. и падают они, как правило, мимо БТР на землю. К великому счастью такого опыта по БМП мы не имели, значит использовали их в бою правильно. А вот применить БМП для эвакуации раненого с участка, минированного противопехотными минами нажимного действия, приходилось (в период командования СБО «Янгикала» Московского пого). Тогда под одной гусеницей взорвалась одна мина, под другой – три. Ходовая ни каких повреждений не получила, техническое вмешательство закончилось осмотром и проверкой в движении.
Недостаточно решён вопрос по техническому обеспечению. Испытывался недостаток в ремонтных материалах, особенно в деталях, установленных сверху на броне (фары, прожектора, тримплексы, антенны и т.д.) они больше всего получали повреждения от ружейно-пулемётного огня. Опыт показывает на необходимость иметь в ММГ лёгкий танковый тягач для эвакуации бронетехники.
Сапёрное подразделение не имеет на вооружении действенных средств разведки современных минных заграждений.
Изложенная тактика действий боевых машин не может быть применена повсеместно в силу специфических особенностей районов действий и задач, стоящих перед подразделениями. Поэтому она требует постоянного совершенствования.





Фото из архива Нестерова Николая Николаевича, начальника полевой оперативной группы «Меймене» 47 пого. Вариант построения колонны ММГ для выхода на операцию. Схема.

Изображение


Фото из архива Нестерова Николая Николаевича, начальника полевой оперативной группы «Меймене» 47 пого. Вариант построения боевого порядка ММГ при проческе кишлака. Схема.
Изображение
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Аватара пользователя
USTAS
ополченец
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 04 окт 2012, 12:43

Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 23 раза

Re: мотоманевренная группа

#3 Сообщение USTAS » 09 окт 2012, 16:13

Одиссей, ну ты нарыл. )))
Надеюсь прочитал? Правда, клёвое подразделение? Кстати, ДШМГ это тоже самое, с небольшой разницей.
К 85-му эти группы поделили и действовали они малыми отрядами. Схема шаблон.

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: мотоманевренная группа

#4 Сообщение Одиссей » 09 окт 2012, 16:21

USTAS писал(а):Одиссей, ну ты нарыл. )))
Надеюсь прочитал? Правда, клёвое подразделение? Кстати, ДШМГ это тоже самое, с небольшой разницей.
К 85-му эти группы поделили и действовали они малыми отрядами. Схема шаблон.
Салам!) Если честно, не читал тщательно. Но, собираюсь. Раньше была поверхностная информация. Теперь буду тщательнее.
Но, одно уже примечательно. МТО на трехдневную операцию впечатляет.
Идея представить информацию о таких группах возникла после темы, где на обоих форумах обсуждали воинство Эльчина нашего сумгаитского :)
Дал эту информацию, чтобы БВОКУ-нец Азик-61 и другие ребята имели представление о характере боевых действий, которые проводят пограничники.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: мотоманевренная группа

#5 Сообщение Одиссей » 09 окт 2012, 16:28

Кстати, воинство армян на войне с нами было нечто похожее на это. Судя по состоянии нашей армии, такие группы были очень эффективными в борьбе с ней.
Как ты думаешь?
Естетсвенно ОШС армян может быть не в точности повторяли ММГ, но принцип формирования был такой исходя из правильного понимания философии войны между нами. Наши "лампасы" этого, возможно, по сей день не поняли.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: мотоманевренная группа

#6 Сообщение Одиссей » 09 окт 2012, 16:49

Общая структура Покранокруга

Вот пожалуй структура ПокранОкруга 80-х в общих чертах:

o Комендатура обеспечения управления ПО.
o Отдельный батальон/полк связи.
o Отдельный пограничный авиаполк/эскадрилья. Авиачастей могло быть несколько.
o Отдельная бригада/дивизион ПСКР (ныне Пограничные корабли (ПКР) , а суда морской инспекции называются пограничные суда (ПС)). Морских частей могло быть несколько.
o Погранотряд Особого Назначения (появились в 90-е при Николаеве) – не во всех округах.
o Отдельная группа специального назначения.
o Окружной госпиталь.
o Отдельные контрольно-пропускные пункты (почти во всех округах) 1-2;
o Отдельный ремонтный завод (также в некоторых);
o Школа прапорщиков;
o Отдельные учебные подразделения, т.к. школа поваров и т.п.
o Отдельные инженерно-строительные роты (отряды,батальоны) - 2-3 на округ. Так в КТПО были 4 ОИСР и один ОИСБ, а в 1985-м году на базе 266 оиср (в/ч 2553, г. Находка) сформировали ОИСБ (в/ч 9798).
o Склады вооружения (это отдельные части) - 1 на округ.
o Пограничный отряд (от 3 (СВПО) до 13 (КЗакПО)).

o Примечания:
- ДШМГ же были в штате пограничных отрядов (далеко не всех), главным образом на афганской границе.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: мотоманевренная группа

#7 Сообщение Одиссей » 09 окт 2012, 16:52

Пограничная застава (ПогЗ) - ОШС.

Теперь Данные по ПогЗ (с сайтов ВАДа, Погранвойск и других источников):
1) По состоянию на 1 июля 1925 г. в составе войск округа (САПО) было три пограничных отряда (46-й Ашхабадский, 45-й Мервский и 47-й Керкинский), три отдельные пограничные комендатуры (Ошская, Нарынская и Каракольская). Заставы имели штат преимущественно 1-й и 2-й категории (по 9-12 и 14-19 человек соответственно).
Отряды насчитывали в своем составе: 46-й - 1234 человека, 45-й - 814, 47-й - 1641; отдельные комендатуры: Ошская - 342 человека, Нарынская - 137, Каракольская - 144. Общая численность войск округа составляла около 5 тыс. человек 7.
2) По нормам, которые были в армии в 1929 г., штат погранзаставы должен был состоять из 16 человек.

3) Накануне войны:
3.1) Штатная численность пограничных застав: 63, 42, 33 и 31 человек;
3.2) Типовой штат данных пограничных отрядов был рассчитан на охрану участков государственной границы протяженностью: 128 км для отряда; 32 км для комендатуры; 8 км для заставы.
3.3) Все пограничные отряды в основном имели однотипную организацию и вооружение. Организационно погранотряд включал 4 - 5 погранкомендатур, каждая из которых состояла из 4 линейных пограничных застав (42 - 64 чел.), резервной заставы (42 чел.) и управления комендатуры; маневренную группу (150 - 250 чел.), состоявшую из 3 - 5 застав (50 чел.) и управления маневренной группы; школу сержантского состава (70 - 100 чел.).

4) В целях оптимизации руководства пограничными войсками в 1943 году Среднеазиатский пограничный округ был разделен на Таджикский и Киргизский округа. В 1943 году штатная численность Таджикского округа была увеличена на 1548 человек, а в его составе дополнительно было сформировано 6 разведпостов, 22 заставы, увеличен штат 88 линейных застав с 31 до 42 человек.

5) На 1957 год: пехотные заставы по 64/50/42 человека; кавалерийские заставы по 42/50/30 человек.

6) В конце 1960 года: численность застав была сокращена.

7) Накануне событий на Даманском (март 1969 года) до 50 человек увеличили штат каждой погранзаставы. Был штат в 41 человек.

8 ) на 2005 год штат ПогЗ СЗРПУ 50чел. А также известен штат отдела в 32 (рубеж – 29 км) - 35 человек.

ОШС Пограничной Заставы - 50 человек (в составе 3-х отделений), из них 3 офицера и 2 прапорщика.

Штат погранзаставы - (41 чел (или все-таки 42 чел ?)). Видимо Штат в 50 чел. введено дополнительное отделение. Вместах имеющих определенную специфику может иметься кавалерийская застава/отделение.
Управление
Нач. ПогЗ к-н (м-р)
ЗНЗ по боевой п-ке л-нт (ст. л-нт)
ЗНЗ по полит, части ст. л-нт (к-н)
Старшина ст. пр-к
Старший техник пр-к
Писарь-кладовщик ряд. (ефр.)
Ст. повар ефр. (мл. с-нт)
Повар ряд.
1-е стрелковое отд.
Ком. отд. с-нт. (ст. с-нт)
Ст. стрелок (снайпер) ефр. (мл. с-нт)
Наводчик ряд. (ефр.)
Номер расчета ряд.
Гранатометчик ряд. (ефр.)
Пом. гранатометчика ряд.
Стрелок ряд.
Стрелок-водитель ряд.
Стрелок-водитель ряд.
2-е стрелковое отд.
Ком. отд. с-нт. (ст. с-нт)
Ст. стрелок (снайпер) ефр. (мл. с-нт)
Наводчик ряд. (ефр.)
Номер расчета ряд.
Гранатометчик ряд. (ефр.)
Пом. гранатометчика ряд.
Стрелок ряд.
Дизелист-электрик ряд.
Механик-водитель (тракторист) ряд.
Отделение связи и сигнализации.
Ком. отд. с-нт. (ст. с-нт)
Оператор с-нт.
Номер расчета ефр. (мл. с-нт)
Механик мл с-нт. (с-нт)
Ст. мастер ефр. (мл. с-нт)
Ст. радиотелеграфист ефр. (мл. с-нт)
Радиотелеграфист ряд.
Мастер МЭП ряд.
Аккумуляторщик ряд.
Отделение службы собак.
Ком. отд.(инструктор розыскной собаки) ст-на. (пр-к)
Инструктор розыскной собаки с-нт. (ст. с-нт)
Ст. вожатый мл. с-нт
Вожатый ефр.
Вожатый ефр.
Вожатый ефр.

Но может быть очень большой некомплект, до 50%. Расстояние между заставами было от 13 км, до 35. А может быть и более - 70 км ...
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Аватара пользователя
USTAS
ополченец
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 04 окт 2012, 12:43

Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 23 раза

Re: мотоманевренная группа

#8 Сообщение USTAS » 09 окт 2012, 18:04

Одиссей писал(а):иссей, ну ты нарыл. )))
операцию впечатляет.
Идея представить информацию о таких группах возникла после темы, где на обоих форумах обсуждали воинство Эльчина нашего сумгаитского :)
Дал эту информацию, чтобы БВОКУ-нец Азик-61 и другие ребята имели представление о характере боевых действий, которые проводят пограничники.
Выпускники БВОКУ называются БВОКЕРАМИ. )
Эльчина знаю со шк. Нахичеванского, он оттуда ушёл в погранучилище. Пограничник он действительно хороший. Но про его опыт ММГ не слышал.

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: мотоманевренная группа

#9 Сообщение Одиссей » 09 окт 2012, 18:11

Ты меня не понял. речь шел о полезности пограничников на войне. Обсуждали закупки для оснащения воинства Эльчина.
Вот я и решил начинать с азов для обсуждения погранвойск.
Не понимая этих азов, непонятно, почему используется те или иное вооружение.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Аватара пользователя
USTAS
ополченец
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 04 окт 2012, 12:43

Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 23 раза

Re: мотоманевренная группа

#10 Сообщение USTAS » 09 окт 2012, 18:20

Одиссей писал(а):Кстати, воинство армян на войне с нами было нечто похожее на это. Судя по состоянии нашей армии, такие группы были очень эффективными в борьбе с ней.
Как ты думаешь?
Естетсвенно ОШС армян может быть не в точности повторяли ММГ, но принцип формирования был такой исходя из правильного понимания философии войны между нами. Наши "лампасы" этого, возможно, по сей день не поняли.
Разумеется у армян были. Весь принцип их армии Российский, а исходя из опыта Афгана ММГ, в условиях сильно-пересечённой местности, незаменимы.
Забудь про погранцов. После Афгана ММГ формируется в мсд, с прямым подчинением штабу дивизии. Вооружение и технику не перечисляй - всё, что есть в мсд, можно получить для выполнения БЗ.

Ответить

Вернуться в «ГПС»