Самоходный зенитный ракетный комплекс "Оса"
Добавлено: 11 окт 2012, 02:02
азработка автономного войскового самоходного зенитного ракетного комплекса "Оса" (инд. 9К33, на стадии разработки ТТТ комплексу было присвоено название "Эллипсоид") была начата в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 27.10.1960. Комплекс был предназначен для поражения целей, летящих на высоте от 50-100 до 5000 метров со скоростью до 500 метров в секунду на дальностях от 800-1000 м до 8000-10000 м. Впервые ставилась задача разработать автономный комплекс с размещением на одном плавающем самоходном шасси не только всех боевых средств, включая пусковую установку с ракетами и радиолокационные станции, но и средств контроля, навигации, топографической привязки, связи, а также источников электропитания. К новым требованиям также относилось обнаружение воздушных целей в движении с дальнейшим поражением их огнем во время коротких остановок.
Масса зенитной управляемой ракеты не более 60-65 килограмм, что позволяло заряжать пусковую установку вручную силами двух военнослужащих.
Основное предназначение комплекса - прикрытие средств и сил мотострелковых дивизий от низколетящих целей.
Этим же Постановлением задавалась разработка корабельного зенитного ракетного комплекса "Оса-М" с использованием части радиоэлектронных средств и ракеты комплекса "Оса".
Работы по комплексу "Оса" проходили непросто. Если неудачи во время разработки зенитного ракетного комплекса "Куб" стоили двум главным конструкторам занимаемых должностей, то при проектировании "Осы" сменили не только главных конструкторов, но и организации - разработчиков шасси самоходной установки и ракеты.
Головным разработчиком зенитного ракетного комплекса в целом и боевой машины 9А33 определили НИИ-20 ГКРЭ. Главный конструктор машины и комплекса – Косичкин М.М.
Разработка ракеты была поручена конструкторскому бюро завода № 82 Мосгорсовнархоза (руководитель Потопалов А.В.). В начале 1950-х гг. этот завод первым в СССР освоил серийное производство зенитных ракет, разработанных коллективом Лавочкина, для первенца зенитных ракетных войск противовоздушной обороны страны – "Системы-25". Предполагали, что подобно другим конструкторским бюро, ранее созданным при заводах и в конце 1950-х гг., перешедших к самостоятельному проектированию, КБ Потопалова сможет создать зенитную управляемую ракету с необходимыми характеристиками.
Как и в случае ПУ комплекса "Куб", разработку боевой машины поручили СКБ-203 Свердловского совнархоза под руководством Яскина А.И.
На определении концепции построения зенитного ракетного комплекса "Оса" значительное влияние оказали данные о проведении в Соединенных Штатах работ по созданию самоходного автономного ЗРК "Маулер" с установкой всех средств на шасси гусеничного многоцелевого бронетранспортера М-113, широко внедряемого в то время. Отметим, что американцам, в конечном счете, создать этот комплекс не удалось.
Достигнутые в СССР в конце 1950-х годов блестящие успехи в области разработки колесных вездеходов (главным образом – под руководством Грачева В.А.) определили выбор в качестве шасси для зенитного ракетного комплекса "Оса" одного из образцов плавающих бронетранспортеров, которые разрабатывались для мотострелковых частей несколькими конструкторскими коллективами в конце 50-х - начале 60-х годов.
В январе 1961 года конструкторское бюро завода ЗиЛ от участия в работах по комплексу "Оса" отказалось, поскольку грузоподъемность разрабатываемого шасси ЗиЛ-153 (1,8 тонн) для размещения систем комплекса и пусковой установки с ракетами была явно недостаточной. Недостаточная грузоподъемность стала причиной отказа от победителя конкурса бронетранспортеров - БТР-60П разработанного Горьковским автозаводом. Несколько последующих лет работы велись применительно к колесному шасси "объекта 1040", создаваемого на базе бронетранспортера "объект 1015", разработанного в КБ Кутаисского автомобильного завода Совнархоза ГССР в содружестве со специалистами Военной академии бронетанковых войск.
В 1961 г. выпустили аванпроект зенитного ракетного комплекса "Оса", в котором определили основные ТТТ решения и характеристики ракеты, а также комплекса в целом.
Уже на стадии аванпроекта были выявлены тревожные признаки расстыковки показателей элементов комплекса и ракеты, разрабатываемых разными организациями.
Масса зенитной управляемой ракеты не более 60-65 килограмм, что позволяло заряжать пусковую установку вручную силами двух военнослужащих.
Основное предназначение комплекса - прикрытие средств и сил мотострелковых дивизий от низколетящих целей.
Этим же Постановлением задавалась разработка корабельного зенитного ракетного комплекса "Оса-М" с использованием части радиоэлектронных средств и ракеты комплекса "Оса".
Работы по комплексу "Оса" проходили непросто. Если неудачи во время разработки зенитного ракетного комплекса "Куб" стоили двум главным конструкторам занимаемых должностей, то при проектировании "Осы" сменили не только главных конструкторов, но и организации - разработчиков шасси самоходной установки и ракеты.
Головным разработчиком зенитного ракетного комплекса в целом и боевой машины 9А33 определили НИИ-20 ГКРЭ. Главный конструктор машины и комплекса – Косичкин М.М.
Разработка ракеты была поручена конструкторскому бюро завода № 82 Мосгорсовнархоза (руководитель Потопалов А.В.). В начале 1950-х гг. этот завод первым в СССР освоил серийное производство зенитных ракет, разработанных коллективом Лавочкина, для первенца зенитных ракетных войск противовоздушной обороны страны – "Системы-25". Предполагали, что подобно другим конструкторским бюро, ранее созданным при заводах и в конце 1950-х гг., перешедших к самостоятельному проектированию, КБ Потопалова сможет создать зенитную управляемую ракету с необходимыми характеристиками.
Как и в случае ПУ комплекса "Куб", разработку боевой машины поручили СКБ-203 Свердловского совнархоза под руководством Яскина А.И.
На определении концепции построения зенитного ракетного комплекса "Оса" значительное влияние оказали данные о проведении в Соединенных Штатах работ по созданию самоходного автономного ЗРК "Маулер" с установкой всех средств на шасси гусеничного многоцелевого бронетранспортера М-113, широко внедряемого в то время. Отметим, что американцам, в конечном счете, создать этот комплекс не удалось.
Достигнутые в СССР в конце 1950-х годов блестящие успехи в области разработки колесных вездеходов (главным образом – под руководством Грачева В.А.) определили выбор в качестве шасси для зенитного ракетного комплекса "Оса" одного из образцов плавающих бронетранспортеров, которые разрабатывались для мотострелковых частей несколькими конструкторскими коллективами в конце 50-х - начале 60-х годов.
В январе 1961 года конструкторское бюро завода ЗиЛ от участия в работах по комплексу "Оса" отказалось, поскольку грузоподъемность разрабатываемого шасси ЗиЛ-153 (1,8 тонн) для размещения систем комплекса и пусковой установки с ракетами была явно недостаточной. Недостаточная грузоподъемность стала причиной отказа от победителя конкурса бронетранспортеров - БТР-60П разработанного Горьковским автозаводом. Несколько последующих лет работы велись применительно к колесному шасси "объекта 1040", создаваемого на базе бронетранспортера "объект 1015", разработанного в КБ Кутаисского автомобильного завода Совнархоза ГССР в содружестве со специалистами Военной академии бронетанковых войск.
В 1961 г. выпустили аванпроект зенитного ракетного комплекса "Оса", в котором определили основные ТТТ решения и характеристики ракеты, а также комплекса в целом.
Уже на стадии аванпроекта были выявлены тревожные признаки расстыковки показателей элементов комплекса и ракеты, разрабатываемых разными организациями.