КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ
Добавлено: 18 май 2014, 15:12
«Царская власть настроила в Крыму дворцы, похожие па станционные вокзалы, и рестораны, похожие на дворцы, и превратила жемчужину Черного моря во всероссийскую плевательницу, куда посылала умирать чахоточных писателей...» /Максимилиан Волошин/
О трагедии крымских татар, к своему величайшему стыду, я впервые услышал уже в достаточно зрелом возрасте, в конце 80-х годов прошлого века, слушая «вражеские голоса». Что и говорить, я был потрясен мужеством и стойкостью участников движения крымскотатарского народа за восстановление своих прав и возвращение в Крым.
Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами: карачаевцы (горские татары), азербайджанцы (закавказские или азербайджанские татары), кумыки (дагестанские татары), хакасы (абаканские татары) и т. д.
Крымские татары являются потомками тюркоязычных, кавказских и других племен, населявших восточную Европу до монгольского нашествия, когда на запад и пришел этноним «татары». Сами крымские татары на сегодняшний день используют два самоназвания: «гырымтатарлар» (qırımtatarlar) и «гырымлар» (qırımlar). Крымские татары проживают в основном в Крыму (около 250 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс.), России (4 тыс., в основном в Краснодарском крае), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций, диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о ее численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 5-6 млн человек, однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения (Türkiyedeki Qırımtatar milliy areketiniñ seyri, Bahçesaray dergisi, Mayıs 2009).
Как народ крымские татары начали формироваться в Крыму с XIII века. Особое место в этногенезе крымских татар принадлежит западным кипчакским племенам, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар. К середине XIII века Крым был завоеван монголами под предводительством хана Бату и включен в состав основанного ими государства - Золотой Орды. В ордынский период в Крыму появились представители родов Ширин, Аргын, Барын и др., составивших затем костяк крымскотатарской степной аристократии. Внутренняя смута и политическая нестабильность в Орде привели к тому, что в середине XV века Крым отпал от нее, и образовалось независимое Крымское ханство. Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до этого Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи. Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама. Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малика аль-Аштара и Газы Мансур. Однако активно распространяться в Крыму ислам стал только в XIV веке после принятия золотоордынским ханом Узбеком ислама в качестве государственной религии. Крымские татары, также как и турки являются последователями ханафитского мазхаба (направления), которое является наиболее «либеральным» из всех четырех канонических толков в суннитском Исламе. Крымское ханство Процесс формирования самостоятельного крымскотатарского этноса в целом завершился к концу XV века, когда в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрел статус государственной религии на всей территории полуострова. В результате преобладания получивших название «татары» кипчакского населения и ислама начались процессы ассимиляции и консолидации пестрого этнического конгломерата, которые привели к появлению крымскотатарского народа. В течение нескольких столетий сложился крымскотатарский язык на основе кипчакского языка с заметным огузским влиянием. Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.
Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было ее союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев , основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи - Ашик Умер. Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы - конец XII века (до-ордынский период) и хан Газы II Герай Бора. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае. С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой. В 1571 году 40-тысячное крымское войско под командованием хана Девлета I Герая, пройдя московские укрепления, дошло до Москвы и в отместку за взятие Казани, подожгло ее пригороды, после чего весь город, за исключением лишь Кремля, сгорел дотла. Однако уже в следующем году повторно шедшая 40-тысячная орда, окончательно покончить с независимостью Московского Царства, потерпела сокрушительное поражение в битве при Молодях, что заставило ханство умерить свои политические притязания.
В составе Российской империи В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и разорили предгорный Крым. В1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Захватчики начали сгонять татар с издавна принадлежавших им земель. Началась конфискация земли – в том числе общинных земель и, разумеется, земли, находившейся в распоряжении мечетей. Более того, русские превратили свободных земледельцев Крыма в крепостных. В довершение всего, крымским татарам была объявлена, так сказать, культурная война: по приказу имперских властей сносились мечети и древние кладбища, расстреливались муэдзины, сзывавшие мусульман на молитву… Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным исследователей конца XIX века Ф. Лашкова и К Германа население полуостровной части Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92 % из которых были крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тыс. человек населения, в том числе 87,8 % крымских татар. Таким образом, из Крыма эмигрировала большая часть татар, по разным данным составляющая до половины населения (из турецких данных известно[25] о 250 тыс. крымских татар, поселившихся в конце XVIII в. в Турции, в основном в Румелии). После окончания Крымской войны, в 1850-60-е годы из Крыма эмигрировало около 200 тыс. крымских татар. Именно их потомки сейчас составляют крымскотатарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма. Наряду с этим интенсивно происходило освоение Крыма, в основном территории степей и крупных городов (Симферополь, Севастополь, Феодосия и др.), за счет привлечения российским правительством переселенцев с территории Центральной России и Малороссии. Изменился этнический состав населения полуострова - увеличилась доля православных. В середине XIX века крымские татары, преодолевая разобщенность, начали переходить от мятежей к новому этапу общенациональной борьбы. Необходима была мобилизация всего народа для коллективной защиты от гнета царских законов и русских помещиков. Началу крымскотатарскому возрождению положила деятельность Абдурахмана Кырым Хавадже и Абдурефи Боданинского. Абдурахман Кырым Хавадже преподавал крымскотатарский язык в Симферополе и издал в 1850 году в Казани русско-татарский разговорник. Абдурефи Боданинский, в 1873 году, преодолевая несмотря на противодействие властей, издал в Одессе «Русско-татарский букварь». Для работы с населением он привлекал самых способных из молодых своих учеников, определяя им методику и программу занятий. При поддержке прогрессивных мулл удавалось расширять программу традиционных национальных учебных заведений. Дальнейшее развитие крымскотатарского возрождения, которое связано с именем Исмаила Гаспралы (Гаспринского), явилось закономерным следствием мобилизации национальных сил, предпринятой многими, безымянными сегодня, представителями светской и духовной интеллигенции крымских татар. Исмаил Гаспралы явился выдающимся просветителем тюркских и других мусульманских народов. Одна из главных его заслуг - создание и распространение среди крымских татар системы светского (нерелигиозного) школьного образования, которое также радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. Он стал фактическим создателем нового литературного крымскотатарского языка. Гаспралы начал издавать с 1883 года первую крымскотатарскую газету «Тарджуман» («Переводчик»), которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма, в том числе в Турции и в Туркестана. На страницах своей газеты Гаспралы призвал своих соотечественников не покидать Крым, он объяснял крымским татарам, что они – не группа в составе сельского населения Крыма, а древний народ, корни которой – в крымской земле. Народ, история которого восходит к античности. И накануне первой русской революции сложилось первое национальное движение крымских татар. Примечательно, что он делал акцент на том, что крымские татары будучи сельскими жителями и мусульманами по религии, они – светская нация, имеющая право на свое отечество. Просветительская и издательская деятельность Гаспралы привела, в конечном счете, к появлению новой крымскотатарской интеллигенции. Также Исмаил Гаспралы считается одним из основателей идеологии тюркизма.
Революция 1917 года В начале ХХ века Исмаил Гаспралы понял, что его просветительская миссия выполнена и необходимо выходить на новый этап национальной борьбы. Он писал: «Первый долгий период мой и моего «Переводчика» закончен, и начинается второй, краткий, но, вероятно, более бурный период, когда старый педагог и популяризатор должен явиться в качестве политика». Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. Этот этап совпал с революционными событиями в России. В 1905 году в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания ими политических прав, создания современных учебных заведений. Наиболее активные крымскотатарские революционеры сгруппировались вокруг Али Боданинского. После смерти Исмаила Гаспралы в 1914 году в качестве старейшего национального лидера остался Али Боданинский. Авторитет Али Боданинского в национально-освободительном движении крымских татар в начале XX века был непререкаем. 27 февраля 1917 года, в день роспуска Государственной Думы Российской империи, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком. Мусульманский Ревком организовал всенародные выборы по всему Крыму, и уже 25 марта 1917 года состоялся Всекрымский мусульманский съезд, на котором удалось собрать 1500 делегатов и 500 гостей. Съезд избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет из 50 членов, председателем которого был избран Номан Челебиджихан, управляющим делами избран Али Боданинский. Исполком получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. Под контролем Исполкома находились политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Исполком имел во всех уездных городах свои комитеты, в деревнях также были созданы местные комитеты. Центральными печатными органами Мусисполкома становятся газеты «Миллет» (редактор А. С. Эйвазов) и более радикальная «Голос Татар» (редакторы А. Боданинский и X. Чапчакчи). После проведенной Исполкомом всекрымской избирательной кампании 26 ноября 1917 года (9 декабря по новому стилю) в Бахчисарае в Ханском дворце был открыт Гурултай (Съезд) - Генеральная Ассамблея, главный совещательный, директивный и представительный орган. Гурултай открыл Челебиджихан. Он, в частности, сказал: «Наша нация созывает Гурултай не для закрепления своего господства. Наша цель трудиться рука об руку, голова к голове со всеми народами Крыма. Наша нация справедлива». Председателем Гурултая был избран Асан Сабри Эйвазов. В Президиум Гурултая вошли Абляким Ильми, Джафер Аблаев, Али Боданинский, Сейтумер Таракчи. Гурултай провозгласил курс на создание независимого многонационального Крыма. Одним из наиболее чтимых крымскими татарами лидеров Номаном Челебиджиханом был выдвинут лозунг Гурултая - «Крым - для крымчан» (подразумевалось все население полуострова независимо от национальности). «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, как Швейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку». Гурултай утвердил Конституцию, в которой было сказано: «…Гурултай верит, что принятая Конституция может обеспечить национальные и политические права малочисленных народов Крыма только при народно-республиканской форме правления, поэтому Курултай принимает и провозглашает принципы Народной республики как основу национального существования татар». Статья 17 Конституции отменяла титулы и сословные звания, а 18-я - узаконивала равенство мужчин и женщин. Гурултай объявил себя национальным парламентом 1-го созыва. Парламент выбрал из своей среды Крымскую национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан. Челебиджихан составил свой кабинет. Директором юстиции был сам Номан Челебиджихан. Директором военных и внешних дел стал Джафар Сейдамет. Директором просвещения - Ибрагим Озенбашлы. Директором вакуфов и финансов - Сеид-Джалил Хаттат. Директором религиозных дел - Ахмет Шукри. 5 декабря (по старому стилю) Крымская Национальная Директория объявила себя Крымским Национальным Правительством, выпустила воззвание, в котором, обращаясь ко всем национальностям Крыма, призвала их к совместной деятельности. Таким образом, в 1917 году в Крыму начали существовать крымскотатарский Парламент (Гурултай) - законодательный орган, и крымскотатарское Правительство (Директория) - исполнительный орган.
Гражданская война и Крымская АССР Гражданская война в России стала тяжелым испытанием для крымских татар. Интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми, так и красными. В дальнейшем, активизировав свои действия в Крыму, большевики при помощи Черноморского флота свергли крымскотатарское национальное правительство и за короткий срок захватили весь Крымский полуостров. Номан Челебиджихан стал жертвой большевистского террора в Крыму. 26 января 1918 года он был арестован. 23 февраля этого же года в городе Севастополе он был без суда зверски убит матросами, а его тело было выброшено в Черное море В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип: в 1930 г. были созданы национальные сельсоветы: русских 106, татарских 145, немецких 27, еврейских 14, болгарских 8, греческих 6, украинских 3, армянских и эстонских - по 2. Кроме того, были организованы национальные районы. В 1930 г. было 7 таких районов: 5 татарских (Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский), 1 немецкий (Биюк-Онларский, позже Тельманский) и 1 еврейский (Фрайдорфский). Во всех школах дети нацменьшинств обучались на своем родном языке. Но вслед за коротким подъемом национальной жизни после создания республики (открытие национальных школ, театра, выпуск газет) последовали сталинские репрессии 1937 года. Репрессирована была большая часть крымскотатарской интеллигенции, в том числе государственный деятель Вели Ибраимов[32] и ученый Бекир Чобанзаде. Согласно данным переписи 1939 года крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть всего 19,4 % от всего населения полуострова.
Крым под немецкой оккупацией В декабре 1941 года в Крыму немецкой оккупационной администрацией были созданы мусульманские татарские комитеты. В Симферополе начал работу центральный «Крымский мусульманский комитет». Их организация и деятельность проходила под непосредственным руководством СС. Впоследствии руководство комитетами перешло к штабу СД. В сентябре 1942 немецкая оккупационная администрация запретила в названии слово «крымский», и комитет начал называться «Симферопольским мусульманским комитетом», а с 1943 - «Симферопольским татарским комитетом». Комитет состоял из 6 отделов: по борьбе с советскими партизанами; по комплектованию добровольческих формирований; по предоставлению помощи семьям добровольцев; по культуре и пропаганде; по религии; административно-хозяйственный отдел и канцелярия. Местные комитеты по своей структуре дублировали центральный. Их деятельность была прекращена в конце 1943 года. Первоначальная программа комитета предусматривала создание в Крыму государства крымских татар под протекторатом Германии, создание собственного парламента и армии, возобновление деятельности запрещенной в 1920 году большевиками партии Милли Фирга (крымскотат. Milliy Fırqa - национальная партия). Однако уже зимой 1941-42 годов немецкое командование дало понять, что не намерено допускать создания какого бы то ни было государственного образования в Крыму. В декабре 1941 года представители крымскотатарской общины Турции Мустафа Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал посетили Берлин в надежде убедить Гитлера в необходимости создания крымскотатарского государства, но им было отказано. Долгосрочные планы нацистов предусматривали присоединение Крыма непосредственно к Рейху в качестве имперской земли Готенланд и заселение территории немецкими колонистами. С октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар - рот самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шел стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатцгруппы «D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а еще 5 тыс. человек находились в составе резерва. В дальнейшем на основе созданных рот были развернуты батальоны вспомогательной полиции, число которых к ноябрю 1942 года достигло восьми (с 147-го по 154-й). Крымскотатарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 году оказали активное сопротивление соединениям Красной Армии. Остатки крымскотатарских частей вместе с германскими и румынскими войсками были эвакуированы из Крыма морем. Летом 1944 года из остатков крымскотатарских частей в Венгрии был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, который вскоре был переформирован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС, которая была расформирована 31 декабря1944 и преобразована в боевую группу «Крым», влившуюся в Восточно-тюркское соединение СС. Крымскотатарские добровольцы, не вошедшие в состав Татарского горно-егерского полка СС, были переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона или (в основном необученная молодежь) были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны. В то же время с начала войны многие крымские татары были призваны в Красную Армию. В рядах Красной Армии, с 1941 по 1945 год проходили службу более 35 тысяч крымских татар. Большая часть (около 80%) мирного населения оказывало активную поддержку крымским партизанским отрядам. Что касается участия крымских татар в партизанском движении в Крыму, то по данным партийного архива Крымского обкома Компартии Украины, на 1 июня 1943 г. в партизанских отрядах Крыма было 262 человека. Из них 145 русских, 67 украинцев, 6 татар. На 15 января 1944 г. в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них русских - 1944, украинцев - 348, татар - 598. Наконец, согласно справке о партийном, национальном и возрастном составе партизан Крыма на апрель 1944 года, среди партизан было: русских - 2075, татар - 391, украинцев - 356, белорусов - 71, прочих - 754.
Депортация Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Также небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область. Официально основанием для высылки было объявлено также массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший прием немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей. Однако причина, по которой решили депортировать крымскотатарский народ, состояла в следующем: И.Сталин намеревался развязать войну с Турцией. В сорок четвертом советские войска уже изгнали нацистов, оккупировавших Крым. Шло наступление на Берлин… Но, в Кремле думали о захвате восточной Турции – о возвращении территорий, некогда захваченных, а потом утраченных Российской империей. Очевидно ход рассуждений Сталина был следующим: крымские татары – тюркско-мусульманский народ, проживающий в Крыму, а Крым – важнейшая военно-морская база, призванная сыграть ключевую роль в транспортировке советских войск в Турцию. Понятно, что крымским татарам он не доверял. Вот он и решил их депортировать… Примечательно при этом, что крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар - участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. 18 мая 1944-го года части Советской армии и подразделения НКВД окружили крымско-татарские деревни и под дулами автоматов погрузили их жителей в телячьи вагоны. И за три недели – через всю территорию СССР – татар вывезли в Узбекистан, в пустыни, так непохожие на черноморское побережье. Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление. Крымские татары умирали от малярии, от голода и жажды. По оценкам различных советских официальных органов в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах погибло 15-25 % переселенцев, а по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших, до 46%. Надо называть вещи своими именами - то, что сделала Советская Власть с крымскими татарами, представляло собой геноцид. Только в 1956 году Никита Хрущев снял с крымских татар обвинение в коллективном предательстве и разрешил им покинуть спецпоселки. Но вот вернуться на родину он им, к несчастью, так и не позволил. Крымские татары должны были навсегда остаться в рассеянии. Что, казалось бы, неизбежно вело к полной ассимиляции, к исчезновению их как народа. Но этого не произошло. Напротив, в изгнании выросло новое поколение с необычайно развитым национальным самосознанием и мечтавшее о возвращении на родину. Где – об этом тоже следует напомнить – уже поселились сотни тысяч приезжих русских, занявших дома изгнанников. И сменивших прежние названия деревень на новые – русские. Книги на крымско-татарском языке сжигались. Уничтожалась сама память о прошлом Крыма…
Борьба за возвращение В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка»), несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС, ЦК КПУ и непосредственно к руководителям СССР и при том, что 9 января 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан». С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым. Лидером борьбы крымских татар за свои права стал Мустафа Джамилев. Диссидент, выросший в изгнании и боровшийся за возвращение своего народа в Крым. Проведший многие годы в заключении. И никогда не сдававшийся – даже в сибирских лагерях.
Возвращение В конце концов, по инициативе президента США Рональда Рейгана, Мустафу Джамилева, который стал живым символом борьбы крымскотатарского народа освободили. А в конце восьмидесятых Михаил Горбачев разрешил небольшим группам крымских татар возвращаться в Крым. Массовое возвращение крымских татар в Крым началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года), из них в Симферополе - свыше 25 тыс., в Симферопольском районе - свыше 33 тыс., или свыше 22 % населения района. Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских поселков. Стоит отметить, что власти постсоветской Украины сделали не так уж много, чтобы помочь крымским татарам. Конечно, татары были благодарны за возможность возвратиться на родину. А также за возможность стать частью вестернизировавшегося и демократического украинского общества. Но украинские власти не слишком им помогали, видимо не желая раздражать русскоязычное население Крыма. Нередко татарам не давали возможности получить украинское гражданство, не давали землю… Да и предрассудки по отношению к ним у местного населения сохраняются. Трагично и то, что татары, как правило, были лишены возможности селиться в южных районах Крыма, некогда представлявших собой центр их расселения. В 1991 году был созван второй Гурултай и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы Гурултая (подобие национального парламента), в которых участвуют все крымские татары - граждане Украины и крымские татары, постоянно проживающие на Украине, достигшие 18 лет. Гурултай формирует исполнительный орган - Меджлис крымскотатарского народа (подобие национального правительства). Данная организация не зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины. С 1991 года по октябрь 2013 года председателем Меджлиса являлся Мустафа Джемилев. Новым главой Меджлиса был избран Рефат Чубаров на первой сессии 6-го Курултая (общенационального съезда) крымскотатарского народа, прошедшего 26-27 октября в Симферополе. В августе 2006 года Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН выразил обеспокоенность по поводу сообщений о антимусульманских и антитатарских высказываниях со стороны православных священников в Крыму.
После аншлюса После аннексии Россией Крыма начались массовые нарушения прав крымских татар, не желающих стать гражданами России. По сути, их заставляют принять российское гражданство, так как если они не будут получать российские паспорта, то не смогут устроиться на работу. Тех, кто отказывается брать паспорта – уже начинают увольнять. Под вопросом также и право собственности. Примерно две недели тому назад (2 мая) российские власти воспрепятствовали вылету экс-лидера меджлиса, народного депутата Мустафы Джемилева из Москвы в Крым, где живут его семья, родные, близкие. Мустафа Джемилев не смог попасть на авиарейс Москва – Симферополь. По прибытии Джемилева в Москву рейсом из Киева, с целью дальнейшего следования в Симферополь, представителями российских властей ему было объявлено о запрете въезда на территорию Крыма и предписано возвратиться в Киев. В результате 3 мая, когда несколько тысяч крымских татар прибыли в расположенный на северной границе полуострова город Армянск, чтобы встретить Джемилева После этого председатель меджлиса крымско-татарского народа, депутат Госсовета Крыма Рефат Чубаров получил от прокуратуры предупреждение о недопущении экстремистской деятельности. Прокурор Крыма Наталья Поклонская пригрозила «ликвидировать» меджлис в случае, если он не сделает должных выводов. Чуть позже полиция поселка Кировский и города Старый Крым вызвали на допросы около 150 мусульман. Людям задавались вопросы личного плана и о религии, например, "когда пришли к Исламу", "с кем общаетесь", "принадлежите ли к тем или иным течениям Ислама". У некоторых сняли отпечатки пальцев и некоторых фотографировали. Очевидно, что все это незаконно. Но, похоже, это только цветочки Как известно, 18 мая исполняется 70 лет сталинской депортации крымских татар из Крыма. Меджлис крымско-татарского народа планировал провести 18 мая массовые акции в Симферополе. Однако Исполняющим обязанности "главы Республики Крым" Сергеем Аксеновым, под предлогом эскалации насилия на востоке Украины наложил запрет на проведение массовых мероприятий в Крыму. Лидер крымско-татарского Меджлиса Рефат Чубаров, назвал решение властей Крыма «антигуманным актом». «23 года у нас не было никаких проблем с проведением акций... Для крымских татар 18 мая – это значительная частичка их «я». Мы живем с горечью утраты о жертвах депортации 1944 года, с горечью утраты об умерших в ссылке», – заявил Чубаров. Он также предупредил, что «в случае сохранения запрета на проведение траурного митинга, крымские татары все равно могут выйти на площадь» и это может привести к трагическим последствиям для их участников. Чубаров также напомнил, что в указе Владимира Путина о реабилитации народов Крыма от 21 апреля, содержится норма для власти содействовать проведению траурных мероприятий 18 мая, указав на то, что указ Аксенова противоречит данному закону президента РФ. Увы, трагедия крымских татар все еще продолжается… Салех Устаджлы
О трагедии крымских татар, к своему величайшему стыду, я впервые услышал уже в достаточно зрелом возрасте, в конце 80-х годов прошлого века, слушая «вражеские голоса». Что и говорить, я был потрясен мужеством и стойкостью участников движения крымскотатарского народа за восстановление своих прав и возвращение в Крым.
Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами: карачаевцы (горские татары), азербайджанцы (закавказские или азербайджанские татары), кумыки (дагестанские татары), хакасы (абаканские татары) и т. д.
Крымские татары являются потомками тюркоязычных, кавказских и других племен, населявших восточную Европу до монгольского нашествия, когда на запад и пришел этноним «татары». Сами крымские татары на сегодняшний день используют два самоназвания: «гырымтатарлар» (qırımtatarlar) и «гырымлар» (qırımlar). Крымские татары проживают в основном в Крыму (около 250 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс.), России (4 тыс., в основном в Краснодарском крае), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций, диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о ее численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 5-6 млн человек, однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения (Türkiyedeki Qırımtatar milliy areketiniñ seyri, Bahçesaray dergisi, Mayıs 2009).
Как народ крымские татары начали формироваться в Крыму с XIII века. Особое место в этногенезе крымских татар принадлежит западным кипчакским племенам, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар. К середине XIII века Крым был завоеван монголами под предводительством хана Бату и включен в состав основанного ими государства - Золотой Орды. В ордынский период в Крыму появились представители родов Ширин, Аргын, Барын и др., составивших затем костяк крымскотатарской степной аристократии. Внутренняя смута и политическая нестабильность в Орде привели к тому, что в середине XV века Крым отпал от нее, и образовалось независимое Крымское ханство. Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до этого Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи. Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама. Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малика аль-Аштара и Газы Мансур. Однако активно распространяться в Крыму ислам стал только в XIV веке после принятия золотоордынским ханом Узбеком ислама в качестве государственной религии. Крымские татары, также как и турки являются последователями ханафитского мазхаба (направления), которое является наиболее «либеральным» из всех четырех канонических толков в суннитском Исламе. Крымское ханство Процесс формирования самостоятельного крымскотатарского этноса в целом завершился к концу XV века, когда в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрел статус государственной религии на всей территории полуострова. В результате преобладания получивших название «татары» кипчакского населения и ислама начались процессы ассимиляции и консолидации пестрого этнического конгломерата, которые привели к появлению крымскотатарского народа. В течение нескольких столетий сложился крымскотатарский язык на основе кипчакского языка с заметным огузским влиянием. Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.
Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было ее союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев , основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи - Ашик Умер. Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы - конец XII века (до-ордынский период) и хан Газы II Герай Бора. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае. С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой. В 1571 году 40-тысячное крымское войско под командованием хана Девлета I Герая, пройдя московские укрепления, дошло до Москвы и в отместку за взятие Казани, подожгло ее пригороды, после чего весь город, за исключением лишь Кремля, сгорел дотла. Однако уже в следующем году повторно шедшая 40-тысячная орда, окончательно покончить с независимостью Московского Царства, потерпела сокрушительное поражение в битве при Молодях, что заставило ханство умерить свои политические притязания.
В составе Российской империи В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и разорили предгорный Крым. В1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Захватчики начали сгонять татар с издавна принадлежавших им земель. Началась конфискация земли – в том числе общинных земель и, разумеется, земли, находившейся в распоряжении мечетей. Более того, русские превратили свободных земледельцев Крыма в крепостных. В довершение всего, крымским татарам была объявлена, так сказать, культурная война: по приказу имперских властей сносились мечети и древние кладбища, расстреливались муэдзины, сзывавшие мусульман на молитву… Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным исследователей конца XIX века Ф. Лашкова и К Германа население полуостровной части Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92 % из которых были крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тыс. человек населения, в том числе 87,8 % крымских татар. Таким образом, из Крыма эмигрировала большая часть татар, по разным данным составляющая до половины населения (из турецких данных известно[25] о 250 тыс. крымских татар, поселившихся в конце XVIII в. в Турции, в основном в Румелии). После окончания Крымской войны, в 1850-60-е годы из Крыма эмигрировало около 200 тыс. крымских татар. Именно их потомки сейчас составляют крымскотатарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма. Наряду с этим интенсивно происходило освоение Крыма, в основном территории степей и крупных городов (Симферополь, Севастополь, Феодосия и др.), за счет привлечения российским правительством переселенцев с территории Центральной России и Малороссии. Изменился этнический состав населения полуострова - увеличилась доля православных. В середине XIX века крымские татары, преодолевая разобщенность, начали переходить от мятежей к новому этапу общенациональной борьбы. Необходима была мобилизация всего народа для коллективной защиты от гнета царских законов и русских помещиков. Началу крымскотатарскому возрождению положила деятельность Абдурахмана Кырым Хавадже и Абдурефи Боданинского. Абдурахман Кырым Хавадже преподавал крымскотатарский язык в Симферополе и издал в 1850 году в Казани русско-татарский разговорник. Абдурефи Боданинский, в 1873 году, преодолевая несмотря на противодействие властей, издал в Одессе «Русско-татарский букварь». Для работы с населением он привлекал самых способных из молодых своих учеников, определяя им методику и программу занятий. При поддержке прогрессивных мулл удавалось расширять программу традиционных национальных учебных заведений. Дальнейшее развитие крымскотатарского возрождения, которое связано с именем Исмаила Гаспралы (Гаспринского), явилось закономерным следствием мобилизации национальных сил, предпринятой многими, безымянными сегодня, представителями светской и духовной интеллигенции крымских татар. Исмаил Гаспралы явился выдающимся просветителем тюркских и других мусульманских народов. Одна из главных его заслуг - создание и распространение среди крымских татар системы светского (нерелигиозного) школьного образования, которое также радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. Он стал фактическим создателем нового литературного крымскотатарского языка. Гаспралы начал издавать с 1883 года первую крымскотатарскую газету «Тарджуман» («Переводчик»), которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма, в том числе в Турции и в Туркестана. На страницах своей газеты Гаспралы призвал своих соотечественников не покидать Крым, он объяснял крымским татарам, что они – не группа в составе сельского населения Крыма, а древний народ, корни которой – в крымской земле. Народ, история которого восходит к античности. И накануне первой русской революции сложилось первое национальное движение крымских татар. Примечательно, что он делал акцент на том, что крымские татары будучи сельскими жителями и мусульманами по религии, они – светская нация, имеющая право на свое отечество. Просветительская и издательская деятельность Гаспралы привела, в конечном счете, к появлению новой крымскотатарской интеллигенции. Также Исмаил Гаспралы считается одним из основателей идеологии тюркизма.
Революция 1917 года В начале ХХ века Исмаил Гаспралы понял, что его просветительская миссия выполнена и необходимо выходить на новый этап национальной борьбы. Он писал: «Первый долгий период мой и моего «Переводчика» закончен, и начинается второй, краткий, но, вероятно, более бурный период, когда старый педагог и популяризатор должен явиться в качестве политика». Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. Этот этап совпал с революционными событиями в России. В 1905 году в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания ими политических прав, создания современных учебных заведений. Наиболее активные крымскотатарские революционеры сгруппировались вокруг Али Боданинского. После смерти Исмаила Гаспралы в 1914 году в качестве старейшего национального лидера остался Али Боданинский. Авторитет Али Боданинского в национально-освободительном движении крымских татар в начале XX века был непререкаем. 27 февраля 1917 года, в день роспуска Государственной Думы Российской империи, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком. Мусульманский Ревком организовал всенародные выборы по всему Крыму, и уже 25 марта 1917 года состоялся Всекрымский мусульманский съезд, на котором удалось собрать 1500 делегатов и 500 гостей. Съезд избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет из 50 членов, председателем которого был избран Номан Челебиджихан, управляющим делами избран Али Боданинский. Исполком получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. Под контролем Исполкома находились политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Исполком имел во всех уездных городах свои комитеты, в деревнях также были созданы местные комитеты. Центральными печатными органами Мусисполкома становятся газеты «Миллет» (редактор А. С. Эйвазов) и более радикальная «Голос Татар» (редакторы А. Боданинский и X. Чапчакчи). После проведенной Исполкомом всекрымской избирательной кампании 26 ноября 1917 года (9 декабря по новому стилю) в Бахчисарае в Ханском дворце был открыт Гурултай (Съезд) - Генеральная Ассамблея, главный совещательный, директивный и представительный орган. Гурултай открыл Челебиджихан. Он, в частности, сказал: «Наша нация созывает Гурултай не для закрепления своего господства. Наша цель трудиться рука об руку, голова к голове со всеми народами Крыма. Наша нация справедлива». Председателем Гурултая был избран Асан Сабри Эйвазов. В Президиум Гурултая вошли Абляким Ильми, Джафер Аблаев, Али Боданинский, Сейтумер Таракчи. Гурултай провозгласил курс на создание независимого многонационального Крыма. Одним из наиболее чтимых крымскими татарами лидеров Номаном Челебиджиханом был выдвинут лозунг Гурултая - «Крым - для крымчан» (подразумевалось все население полуострова независимо от национальности). «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, как Швейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку». Гурултай утвердил Конституцию, в которой было сказано: «…Гурултай верит, что принятая Конституция может обеспечить национальные и политические права малочисленных народов Крыма только при народно-республиканской форме правления, поэтому Курултай принимает и провозглашает принципы Народной республики как основу национального существования татар». Статья 17 Конституции отменяла титулы и сословные звания, а 18-я - узаконивала равенство мужчин и женщин. Гурултай объявил себя национальным парламентом 1-го созыва. Парламент выбрал из своей среды Крымскую национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан. Челебиджихан составил свой кабинет. Директором юстиции был сам Номан Челебиджихан. Директором военных и внешних дел стал Джафар Сейдамет. Директором просвещения - Ибрагим Озенбашлы. Директором вакуфов и финансов - Сеид-Джалил Хаттат. Директором религиозных дел - Ахмет Шукри. 5 декабря (по старому стилю) Крымская Национальная Директория объявила себя Крымским Национальным Правительством, выпустила воззвание, в котором, обращаясь ко всем национальностям Крыма, призвала их к совместной деятельности. Таким образом, в 1917 году в Крыму начали существовать крымскотатарский Парламент (Гурултай) - законодательный орган, и крымскотатарское Правительство (Директория) - исполнительный орган.
Гражданская война и Крымская АССР Гражданская война в России стала тяжелым испытанием для крымских татар. Интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми, так и красными. В дальнейшем, активизировав свои действия в Крыму, большевики при помощи Черноморского флота свергли крымскотатарское национальное правительство и за короткий срок захватили весь Крымский полуостров. Номан Челебиджихан стал жертвой большевистского террора в Крыму. 26 января 1918 года он был арестован. 23 февраля этого же года в городе Севастополе он был без суда зверски убит матросами, а его тело было выброшено в Черное море В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип: в 1930 г. были созданы национальные сельсоветы: русских 106, татарских 145, немецких 27, еврейских 14, болгарских 8, греческих 6, украинских 3, армянских и эстонских - по 2. Кроме того, были организованы национальные районы. В 1930 г. было 7 таких районов: 5 татарских (Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский), 1 немецкий (Биюк-Онларский, позже Тельманский) и 1 еврейский (Фрайдорфский). Во всех школах дети нацменьшинств обучались на своем родном языке. Но вслед за коротким подъемом национальной жизни после создания республики (открытие национальных школ, театра, выпуск газет) последовали сталинские репрессии 1937 года. Репрессирована была большая часть крымскотатарской интеллигенции, в том числе государственный деятель Вели Ибраимов[32] и ученый Бекир Чобанзаде. Согласно данным переписи 1939 года крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть всего 19,4 % от всего населения полуострова.
Крым под немецкой оккупацией В декабре 1941 года в Крыму немецкой оккупационной администрацией были созданы мусульманские татарские комитеты. В Симферополе начал работу центральный «Крымский мусульманский комитет». Их организация и деятельность проходила под непосредственным руководством СС. Впоследствии руководство комитетами перешло к штабу СД. В сентябре 1942 немецкая оккупационная администрация запретила в названии слово «крымский», и комитет начал называться «Симферопольским мусульманским комитетом», а с 1943 - «Симферопольским татарским комитетом». Комитет состоял из 6 отделов: по борьбе с советскими партизанами; по комплектованию добровольческих формирований; по предоставлению помощи семьям добровольцев; по культуре и пропаганде; по религии; административно-хозяйственный отдел и канцелярия. Местные комитеты по своей структуре дублировали центральный. Их деятельность была прекращена в конце 1943 года. Первоначальная программа комитета предусматривала создание в Крыму государства крымских татар под протекторатом Германии, создание собственного парламента и армии, возобновление деятельности запрещенной в 1920 году большевиками партии Милли Фирга (крымскотат. Milliy Fırqa - национальная партия). Однако уже зимой 1941-42 годов немецкое командование дало понять, что не намерено допускать создания какого бы то ни было государственного образования в Крыму. В декабре 1941 года представители крымскотатарской общины Турции Мустафа Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал посетили Берлин в надежде убедить Гитлера в необходимости создания крымскотатарского государства, но им было отказано. Долгосрочные планы нацистов предусматривали присоединение Крыма непосредственно к Рейху в качестве имперской земли Готенланд и заселение территории немецкими колонистами. С октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар - рот самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шел стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатцгруппы «D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а еще 5 тыс. человек находились в составе резерва. В дальнейшем на основе созданных рот были развернуты батальоны вспомогательной полиции, число которых к ноябрю 1942 года достигло восьми (с 147-го по 154-й). Крымскотатарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 году оказали активное сопротивление соединениям Красной Армии. Остатки крымскотатарских частей вместе с германскими и румынскими войсками были эвакуированы из Крыма морем. Летом 1944 года из остатков крымскотатарских частей в Венгрии был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, который вскоре был переформирован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС, которая была расформирована 31 декабря1944 и преобразована в боевую группу «Крым», влившуюся в Восточно-тюркское соединение СС. Крымскотатарские добровольцы, не вошедшие в состав Татарского горно-егерского полка СС, были переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона или (в основном необученная молодежь) были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны. В то же время с начала войны многие крымские татары были призваны в Красную Армию. В рядах Красной Армии, с 1941 по 1945 год проходили службу более 35 тысяч крымских татар. Большая часть (около 80%) мирного населения оказывало активную поддержку крымским партизанским отрядам. Что касается участия крымских татар в партизанском движении в Крыму, то по данным партийного архива Крымского обкома Компартии Украины, на 1 июня 1943 г. в партизанских отрядах Крыма было 262 человека. Из них 145 русских, 67 украинцев, 6 татар. На 15 января 1944 г. в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них русских - 1944, украинцев - 348, татар - 598. Наконец, согласно справке о партийном, национальном и возрастном составе партизан Крыма на апрель 1944 года, среди партизан было: русских - 2075, татар - 391, украинцев - 356, белорусов - 71, прочих - 754.
Депортация Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Также небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область. Официально основанием для высылки было объявлено также массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший прием немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей. Однако причина, по которой решили депортировать крымскотатарский народ, состояла в следующем: И.Сталин намеревался развязать войну с Турцией. В сорок четвертом советские войска уже изгнали нацистов, оккупировавших Крым. Шло наступление на Берлин… Но, в Кремле думали о захвате восточной Турции – о возвращении территорий, некогда захваченных, а потом утраченных Российской империей. Очевидно ход рассуждений Сталина был следующим: крымские татары – тюркско-мусульманский народ, проживающий в Крыму, а Крым – важнейшая военно-морская база, призванная сыграть ключевую роль в транспортировке советских войск в Турцию. Понятно, что крымским татарам он не доверял. Вот он и решил их депортировать… Примечательно при этом, что крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар - участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. 18 мая 1944-го года части Советской армии и подразделения НКВД окружили крымско-татарские деревни и под дулами автоматов погрузили их жителей в телячьи вагоны. И за три недели – через всю территорию СССР – татар вывезли в Узбекистан, в пустыни, так непохожие на черноморское побережье. Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление. Крымские татары умирали от малярии, от голода и жажды. По оценкам различных советских официальных органов в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах погибло 15-25 % переселенцев, а по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших, до 46%. Надо называть вещи своими именами - то, что сделала Советская Власть с крымскими татарами, представляло собой геноцид. Только в 1956 году Никита Хрущев снял с крымских татар обвинение в коллективном предательстве и разрешил им покинуть спецпоселки. Но вот вернуться на родину он им, к несчастью, так и не позволил. Крымские татары должны были навсегда остаться в рассеянии. Что, казалось бы, неизбежно вело к полной ассимиляции, к исчезновению их как народа. Но этого не произошло. Напротив, в изгнании выросло новое поколение с необычайно развитым национальным самосознанием и мечтавшее о возвращении на родину. Где – об этом тоже следует напомнить – уже поселились сотни тысяч приезжих русских, занявших дома изгнанников. И сменивших прежние названия деревень на новые – русские. Книги на крымско-татарском языке сжигались. Уничтожалась сама память о прошлом Крыма…
Борьба за возвращение В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка»), несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС, ЦК КПУ и непосредственно к руководителям СССР и при том, что 9 января 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан». С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым. Лидером борьбы крымских татар за свои права стал Мустафа Джамилев. Диссидент, выросший в изгнании и боровшийся за возвращение своего народа в Крым. Проведший многие годы в заключении. И никогда не сдававшийся – даже в сибирских лагерях.
Возвращение В конце концов, по инициативе президента США Рональда Рейгана, Мустафу Джамилева, который стал живым символом борьбы крымскотатарского народа освободили. А в конце восьмидесятых Михаил Горбачев разрешил небольшим группам крымских татар возвращаться в Крым. Массовое возвращение крымских татар в Крым началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года), из них в Симферополе - свыше 25 тыс., в Симферопольском районе - свыше 33 тыс., или свыше 22 % населения района. Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских поселков. Стоит отметить, что власти постсоветской Украины сделали не так уж много, чтобы помочь крымским татарам. Конечно, татары были благодарны за возможность возвратиться на родину. А также за возможность стать частью вестернизировавшегося и демократического украинского общества. Но украинские власти не слишком им помогали, видимо не желая раздражать русскоязычное население Крыма. Нередко татарам не давали возможности получить украинское гражданство, не давали землю… Да и предрассудки по отношению к ним у местного населения сохраняются. Трагично и то, что татары, как правило, были лишены возможности селиться в южных районах Крыма, некогда представлявших собой центр их расселения. В 1991 году был созван второй Гурултай и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы Гурултая (подобие национального парламента), в которых участвуют все крымские татары - граждане Украины и крымские татары, постоянно проживающие на Украине, достигшие 18 лет. Гурултай формирует исполнительный орган - Меджлис крымскотатарского народа (подобие национального правительства). Данная организация не зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины. С 1991 года по октябрь 2013 года председателем Меджлиса являлся Мустафа Джемилев. Новым главой Меджлиса был избран Рефат Чубаров на первой сессии 6-го Курултая (общенационального съезда) крымскотатарского народа, прошедшего 26-27 октября в Симферополе. В августе 2006 года Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН выразил обеспокоенность по поводу сообщений о антимусульманских и антитатарских высказываниях со стороны православных священников в Крыму.
После аншлюса После аннексии Россией Крыма начались массовые нарушения прав крымских татар, не желающих стать гражданами России. По сути, их заставляют принять российское гражданство, так как если они не будут получать российские паспорта, то не смогут устроиться на работу. Тех, кто отказывается брать паспорта – уже начинают увольнять. Под вопросом также и право собственности. Примерно две недели тому назад (2 мая) российские власти воспрепятствовали вылету экс-лидера меджлиса, народного депутата Мустафы Джемилева из Москвы в Крым, где живут его семья, родные, близкие. Мустафа Джемилев не смог попасть на авиарейс Москва – Симферополь. По прибытии Джемилева в Москву рейсом из Киева, с целью дальнейшего следования в Симферополь, представителями российских властей ему было объявлено о запрете въезда на территорию Крыма и предписано возвратиться в Киев. В результате 3 мая, когда несколько тысяч крымских татар прибыли в расположенный на северной границе полуострова город Армянск, чтобы встретить Джемилева После этого председатель меджлиса крымско-татарского народа, депутат Госсовета Крыма Рефат Чубаров получил от прокуратуры предупреждение о недопущении экстремистской деятельности. Прокурор Крыма Наталья Поклонская пригрозила «ликвидировать» меджлис в случае, если он не сделает должных выводов. Чуть позже полиция поселка Кировский и города Старый Крым вызвали на допросы около 150 мусульман. Людям задавались вопросы личного плана и о религии, например, "когда пришли к Исламу", "с кем общаетесь", "принадлежите ли к тем или иным течениям Ислама". У некоторых сняли отпечатки пальцев и некоторых фотографировали. Очевидно, что все это незаконно. Но, похоже, это только цветочки Как известно, 18 мая исполняется 70 лет сталинской депортации крымских татар из Крыма. Меджлис крымско-татарского народа планировал провести 18 мая массовые акции в Симферополе. Однако Исполняющим обязанности "главы Республики Крым" Сергеем Аксеновым, под предлогом эскалации насилия на востоке Украины наложил запрет на проведение массовых мероприятий в Крыму. Лидер крымско-татарского Меджлиса Рефат Чубаров, назвал решение властей Крыма «антигуманным актом». «23 года у нас не было никаких проблем с проведением акций... Для крымских татар 18 мая – это значительная частичка их «я». Мы живем с горечью утраты о жертвах депортации 1944 года, с горечью утраты об умерших в ссылке», – заявил Чубаров. Он также предупредил, что «в случае сохранения запрета на проведение траурного митинга, крымские татары все равно могут выйти на площадь» и это может привести к трагическим последствиям для их участников. Чубаров также напомнил, что в указе Владимира Путина о реабилитации народов Крыма от 21 апреля, содержится норма для власти содействовать проведению траурных мероприятий 18 мая, указав на то, что указ Аксенова противоречит данному закону президента РФ. Увы, трагедия крымских татар все еще продолжается… Салех Устаджлы