300 лет назад,все было также,как и сейчас
Крым через 4 года после завоевание Россией…
ГРАФ ДЕ ЛЮДОЛЬФ «ПИСЬМА О КРЫМЕ», 1787 год
«…Мы посетили дворец хана Шагин-Гирея и отобедали у коменданта города майора Рыбы. Здесь были заняты поправкой дорог города, штукатуркой домов и восстановлением многочисленных покинутых Татарами лавок; дабы они не были пусты и дабы императрица не заметила отсутствия населения, князь Потемкин приказал многим купцам устроиться в них на то время, пока здесь будет государыня…
…Казаки воры, непослушны и разоряют Татар, у которых они отнимают все, что возможно, особенно их жен и их стада. Русские закрывают глаза на эти беспорядки…
…Во времена ханов степи эти служили пастбищами для огромного количества быков, лошадей и баранов, но со времени русского завоевания, выселения Татар и потребления скота русскими войсками, количество всякого скота до такой степени сократилось, что для сохранения породы вместо местных быков стали потреблять в пищу быков из России. Бараны здесь хорошего качества, но в прошлом году их погибло от холода 50.000 и вследствие этого теперь их можно резать только в известном количестве. Птицы здесь также стало меньше и она вздорожала…
…Расстояние от Перекопа до берегов Днепра составляет 120 верст. Это часть Баджакской Татарии и ее называют степью, то-есть пустыней. Это прежнее местопребывание Ногайских Татар и казаков Запорожцев, все богатство которых состояло в многочисленных стадах, кормить которые ничего не стоило в этих плодородных равнинах и превосходных пастбищах. Земля настолько хороша, что трава всюду бывает в рост лошади. Народы эти переселились в оттоманские земли в Бессарабии, угнав с собою свои многочисленные стада и оставив между Россией и Крымом полную пустыню. ..
…Инкерманская долина очаровательна; во времена Татар она была возделана и в ней обитало множество жителей, но Русские, повидимому, завладели всем лишь затем, чтобы все уничтожить и в этой некогда столь плодоносной долине в настоящее время остались лишь одни следы, одни развалины селений, служивших ее главным украшением. Нагулявшись вдоволь в этой долине, от которой я не мог оторваться, и нарисовав несколько видов, я вернулся в Севастополь, оплакивая участь страны, облагодетельствованной природой во всех отношениях...
… Я остановился, чтобы несколько отдохнуть в селении Байдары. Я просил своего возницу попросить мне какой-нибудь пищи, но большинство Татар с отталкивающим и холодным видом держались вдали от нас. Возница мой, солдат, уже хотел было пустить в дело свой авторитет, а я между тем уже успел заметить некоторое движение, свидетельствовавшее о неудовольствии. Я угомонил его и, подойдя к этим добрым людям, стал разговаривать с ними на турецком языке. Я сказал им, что приехал из Константинополя, что я муссафир. - "А зачем же вы приехали? с грустным видом спросили они меня, - здесь смотреть уже не на что!" Таков был их ответ и он печально подействовал на меня; в этих немногих словах он напоминал о том, чем были Татары, о том, чего они лишились! Они должны были быть твердо убеждены в том, что их не слышит мой возница. Чтоб им было более по себе, я оставил его у кибитки и отдался под их покровительство. Они не изменили в данном случае свойственному их чувству гостеприимства. Наиболее выдающийся изо всей группы Татарин в сопровождении своих товарищей повел нас, г. де-Галло и меня, к своему дому, и Татары принесли нам все, чем они были в состоянии угостить нас, кислого молока и яиц. Вот в чем заключался наш обед, и эти бедняки ни на что не захотели что-либо взять за него. Они рассказали мне о своих бедствиях, о потере своих родственников и своей свободы, что сильно удручает их!...».