Албанские каменные кресты
Памятные камни стелы – албанские каменные кресты, распространенные в скученном и одиноком виде в различных районах Азербайджанской Республики и теперешней Армянской Республики, по архитектурно-композиционному, конструктивному и декоративно-пластическому решению неотделимы от их смысла и символической свойственности. В памятной пластике Кавказской Албании ранних и зрелых средних веков отображены дохристианское мировоззрение и символические представления. В течение многих веков образы Албанских каменных крестов создавались по образам религиозных символических стел сначала под влиянием двух, затем трех органически скрещенных религий. Отсюда и следует свойственность, оригинальность каменных крестов и их коренное отличие от армянских крестов. В создании албанских надгробных, памятных и пограничных стел, каменных крестов, как было показано, определенную роль сыграли дохристианские стелы, на поверхности которых были изображены представления об устройстве мира и буддистская символика. Крест, являвшийся раньше символом солнца, урожая, дерева жизни, теперь доказывал их принадлежность к новой христианской религии.
Албанские каменные кресты поражают своей пластичностью, глубиной мысли и смелым решением архитектурных вопросов, выявившихся в результате органического синтеза архитектуры, искусства и религиозной символики, создаваемых на основе формирования многовековых народных убеждений и традиций.
Исследования показывают, что в возникновении крестов еще задолго до христианства большую роль сыграли древние тюркские племена. Создавая образ солнца на земле, на поверхности почвы, люди той эпохи пытались на поверхности дерева и камня поднять высоко и вновь соединить его с небесами, что явилось причиной теперешней формы крестов.
Именно по этой причине албанские кресты более всего гармонировали со своими классическими традициями. Так, албанские кресты прямо связаны с дохристианскими элементами и религиозными обрядами.
Образ креста, будто соединяет на албанских каменных крестах различные декоративные оформления, не имеющие между собой ничего общего. Албанский крест – единственный в мире крест, который заключает в себе признаки дохристианских убеждений и познания Вселенной. Все композиции этих крестов отображены как связь неба с землей, как символ солнца, света и урожайности.
Специалисты относят рассеянные по территории Южного Кавказа албанские каменные кресты, в основном, к четырем группам: Хачынские, Артсакские, Джуга и Енивенгские каменные кресты. Оставшиеся с эпохи Хачынского Албанского княжества каменные кресты были найдены и исследованы, в основном, на территории Кельбаджарского района. Эти расследования впервые были проведены доктором архитектурных наук Д.А.Ахундовым и кандидатом философских наук М.Д.Ахундовым. Самым интересным образцом из Хачынских каменных крестов являются два расположенных рядом каменных креста в Худавенгском монастырском комплексе.
Артсакские каменные кресты расположены на территории исторической Артсакской области. Самым известным из них и представляющим большой интерес в научной литературе является каменный крест крестообразного Артсака. Крестообразный Артсакский каменный крест (1633 г) очень интересен и оригинален, он был выполнен в рамках канонов, принятых во всех регионах Кавказской Албании (каменный крест, о котором идет речь, еще в период СССР был увезен в Эчмиадзин и сегодня его представляют всему миру как художественный образец армянской мысли). Несмотря на то, что он имеет форму каменного креста, на образе стелы основной художественный и символический доминант составляет большая филенка в середине креста, состоящая из трех окружностей. Средняя окружность разделена на 8 равных частей и выполнена в форме геометрического плетения.
Каменные кресты Джуга находятся, в основном, на границе с Восточным Азербайджаном, на берегу реки Аракс. На многих этих крестах, выполненных интересно и своеобразно, изображено одно и то же изображение: тела стоящих друг напротив друга двух крылатых драконов покрыты рожистой бронёй, а их обычно открытые пасти повёрнуты набок. Между двумя драконами изображена крылатая корона, или же мужская голова с коронообразными волосами. По иконографическим признакам она похожа на голову Иисуса. Д.А.Ахундов отмечает, что на этом сложном изображении албанскими мастерами изображена символическая группа, образованная из слияния нескольких религий и течений (огнепоклонничество, митраизм, христианство, ислам). Изображения размещены на христианских надгробных камнях – каменных крестах – один крест или кресты доказывают это. На этом изображении Иисуса охраняют драконы – остатки прежних религий. Доказательством этому служат изображения голов драконов с приоткрытыми пастями, повернутых в сторону головы Иисуса. Эти христианско-буддистские композиции были созданы в результате существования нескольких разных религий в среде одного народа. Единственным таким народом на Южном Кавказе были Кавказские албанцы.
Енивенгские каменные кресты были обнаружены, в основном, на территории Енивенгского албанского монастыря, расположенного в Западном Азербайджане (теперешней Армянской Республики) и в западных районах Азербайджанской Республики. Енивенгские каменные кресты, с точки зрения композиционного выполнения, похожи на каменные кресты Джуга. На многих из этих камней на первом плане расположена фигура бога.
Каменные кресты Енивенга (в настоящее время армяне представляют всему миру этот храм под именем Норавенга) характеризуются и отличаются, в основном, тем, что на вершине и у основания креста изображено лицо мужчины (предположительно, Иисуса). На поверхности этой головы расположена луна, предположительно, митраистские раздвоения. С точки зрения христианской символики, самые последние и совершенные Енивенгские каменные кресты относятся к ХIII веку. На поверхности большинства из них изображены албанские письмена и эти кресты после заселения территории армянами, или были абсолютно уничтожены, или на них были стёрты албанские письмена, вследствие чего они и потеряли историческое значение. По этим каменным крестам видно, что христианский бог, которому поклонялись в ранние средние века в Кавказской Албании, и Митра на едином религиозно-художественном образе являются потомками одного и того же бога. Надо отметить, что важные образцы художественного ремесла, имеющие историческое значение, этих албанских стел, с особым старанием были перевезены в Армению.
Перестроенный монастырь V века в агдеринском районе
типичный пример переделки армянами албанской церкви....посмотрите разницу в камнях на входе...