РАЗЛИЧИЯ в менталитете северных и южных азербайджанцев

Литература о Войне и ДСП.
Автор
Сообщение
Одиссей
партизан
Сообщения: 4027
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 547 раз
Поблагодарили: 541 раз

РАЗЛИЧИЯ в менталитете северных и южных азербайджанцев

#1 Сообщение Одиссей » 01 янв 2014, 23:11

Алекперли Ф. У. Исторические причины формирования общих черт и различий в национальном характере азербайджанцев Азербайджанской Республики и Ирана
1. Оценка общего числа азербайджанцев, проживающих в мире

Азербайджанцы являются вторым по численности тюркским народом мира, уступая по численности только туркам. В силу исторической судьбы, большая часть азербайджанского этноса проживает не в Азербайджанской Республике (около 9 миллионов), а в Иране (по разным оценкам — 18–30 миллионов и больше) (UNPO, 2008; Joshua Project, 2009; Цыганов, 2010; Ethnologue, 2013). Несколько миллионов азербайджанцев компактно проживают также в Грузии (Квемо-Картли), России (Дагестан), Турции (провинции Игдыр, Карс и т. д.) и в некоторых других странах, однако основной костяк этноса сосредоточен в Азербайджане и Иране. Таким образом, в мире проживает от 30 до 45 миллионов азербайджанцев (оценка на 2013 г.) (Countries and Their Cultures, 2013). Причины столь значительного разнобоя в статистических данных будут объяснены ниже.

Со 2 февраля 2007 народ Иранского Азербайджана является официальным членом UNPO (Организации наций и народов, не имеющих представительства в ООН), куда входят 42 этноса, в том числе ассирийцы, белуджи, уйгуры, тайваньцы, тибетцы, удмурты, черкесы, абхазы, африканеры, австралийские аборигены, масаи, гавайцы и т. д. (UNPO, 2008).

Разделение этноса на две половины произошло в результате русско-персидской войны, завершившейся заключением Гюлистанского (1813 г.) и Туркманчайского (1828 г.) договоров, согласно которым северная часть земель, населенных азербайджанцами перешла в состав Российской империи, а южная часть осталась в составе Ирана (Договоры России с Востоком, 1869: 71–80). С тех пор судьбы северных и южных азербайджанцев разделились, поскольку сформировались две азербайджанские общности, обладающие как общими, так и специфическими этнопсихологическими особенностями.

2. Азербайджанцы в Иране

Точное количество проживающих в Иране азербайджанцев неизвестно, поскольку власти Ирана долгое время не признавали наличия в стране подобного этноса, считая азербайджанцев Ирана этническими иранцами, говорящими на тюркском языке (Годс, 1994: 144, 145–146). Кроме того, некоторые авторы учитывают в качестве «азербайджанцев» только население, проживающее в границах Южного Азербайджана, т. е. иранских провинций Западный и Восточный Азербайджан, Ардебиль и, иногда, Зенджан. Однако большинство иранских азербайджанцев проживают за пределами этих провинций, и рассеяны по всему Ирану, составляя изрядную часть населения городов Тегеран, Хамадан, Кередж, Мешхед и т. д. Кроме того, некоторые авторы исключают из числа азербайджанцев и учитывают в качестве отдельных этносов такие этнографические группы, как афшары, айналлу, бахарлу, халаджи, хорасанские тюрки, мукаддамы, нафары, пычагчи, каджары, гарагезлю, кашкайцы, шахсеваны, карапапахи, карадагцы, кызылбаши и т. д. В частности, в американском проекте Джошуа они обозначены как «азербайджанский кластер народов» (Azerbaijani Cluster — People Groups) (Joshua Project, 2009).

Согласно распространенной в Иране концепции, иранский этнос разделяется на две большие половины — персоязычных иранцев (персов) и тюркоязычных иранцев (азербайджанцев), формирующих единый иранский этнос и единую иранскую нацию (Нахаванди, 1996). Поскольку при переписи населения в Иране азербайджанский этнический фактор не учитывается, не существует точных статистических данных о количестве азербайджанцев в этой стране. Их численность определяется косвенным путем и, по различным данным, колеблется между 18–30 миллионами человек. Таким образом, численность азербайджанцев в Иране сопоставима с численностью персов, которых в Иране, по различным данным, от 40 до 47–50 миллионов (Library of Congress, 2009; CIA, 2011). Азербайджанцы Ирана проживают не только на территории Южного (Иранского) Азербайджана, где составляют подавляющее большинство населения, но также расселены по всему Ирану, составляя от четверти до трети населения г. Тегерана, в силу чего значительная часть населения столицы Ирана владеет азербайджанским языком. В быту персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «торк» (перс. ترک), т. е. «тюрки» (Иранские азербайджанцы, 2010).

Обстоятельством, затрудняющим оценку общей численности азербайджанского населения в Иране, является также то, что азербайджанцы, проживающие в Иране за пределами территории Южного (Иранского) Азербайджана, подверглись частичной ассимиляции, и, из политических, конъюнктурных и иных соображений, позиционируют себя исключительно в качестве иранцев или даже персов, не упоминая о своем азербайджанском, тюркском происхождении. Поэтому в чистом виде азербайджанский этнический элемент c четкой, однозначной азербайджанской самоидентификацией и со специфической, отличной от общеиранской, этнопсихологией может быть четче прослежен в тех областях Ирана, где азербайджанцы живут компактно, составляя большинство населения, а именно в следующих иранских провинциях: Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. Там азербайджанцы почти в полной мере сохранили свой язык и не утратили тюркское этническое самосознание, обычаи и менталитет.

3. Особенности этнического самосознания у «северных» и «южных» азербайджанцев

В силу многовекового совместного соседства, национальная психология иранских азербайджанцев и персов испытала сильное взаимное влияние. Азербайджанский язык насыщен персидскими словами, а многие персы, курды, гиляки в Иране свободно владеют разговорным азербайджанским языком. В то же время, психология азербайджанцев Северного Азербайджана формировалась под влиянием русской и европейской культуры в годы Российской империи, а также «социалистической советской» культуры и идеологии в эпоху СССР. Кроме того, азербайджанцы Азербайджанской Республики сотни лет развивались в тесном взаимодействии с северокавказскими мусульманскими народами, а также с христианскими народами Южного Кавказа — армянами и грузинами, что не могло не наложить отпечаток на психологию северных азербайджанцев.

Что касается этнического тюркского самосознания, то, как ни странно, у азербайджанцев Ирана оно сильнее выражено. Так, южные азербайджанцы часто называют себя «тюрками», тем самым противопоставляя себя персам, курдам и т. д. Связано это с тем, что азербайджанцы иранского Азербайджана этнически более однородны, чем азербайджанцы Азербайджанской Республики. Дело в том, что Северный Азербайджан намного более многонационален, чем иранский. В Иранском Азербайджане «азербайджанцами» или чаще просто «тюрками» называют себя исключительно сами азербайджанские тюрки, составляющие более 94% населения иранских провинций Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. Хотя в провинции Западный Азербайджан помимо азербайджанцев живет также множество курдов, они четко отделены от азербайджанцев и не смешиваются с ними. Напротив, североазербайджанский этнос, включающий в себя помимо тюркского ядра и некоторые нетюркские субэтносы, сложился в результате языковой и этнической ассимиляции тюрками многочисленных нетюркских народов Южного Кавказа — дагестанцев, курдов, талышей, татов и т. д. В связи с этим, тюркская самоидентификация у северных азербайджанцев, по сравнению азербайджанцами южными, менее рельефна, уступая место общенациональному азербайджанскому самосознанию (Алекперли, 2011).

Более того, собственно тюркская компонента Севера и Юга также не совсем идентичны — тюрки Северного Азербайджана смешанного гунно-кипчако-огузского происхождения с преобладанием огузского элемента, в то время как на юге представлен почти чисто огузский элемент без гунно-кипчакских вкраплений. Тюркизация Северного Азербайджана началась намного раньше, чем Южного. Уже в начале нашей эры и в раннем средневековье (IV–VIII вв.) в Южном Закавказье начали расселяться гунны, булгары и хазары. Они и составили первичный тюркский субстрат региона (Алекперли, 2013). В X–XIII вв. сюда, наряду с тюрками-огузами, проникали и тюрки-кипчаки, расселявшиеся в Гянджа-Газахской зоне современной Азербайджанской Республики. Поэтому современный литературный азербайджанский язык, являясь в целом огузским, носит в себе также некоторые кипчакские элементы. Что касается Южного (Иранского) Азербайджана, то здесь мы видим более чистый огузский (туркоманский) тюркский субстрат, не разбавленный гунно-булгарскими и кипчакскими элементами.

4. Две надэтнические надстройки — «азербайджанизм» в Азербайджане и «эранийат» в Иране

Вместе с тем у азербайджанского населения Севера, имеющего свое независимое национальное государство — Азербайджанскую Республику, более развито национально-государственное, «азербайджанское», самосознание, часто отсутствующее у азербайджанцев Ирана. Разница в национальной самоидентификации Севера и Юга коренится также в наличии таких надэтнических надстроек, как «азербайджанизм» в Азербайджане и «эраниййат» (иранство) в Иране. Эти два серьезных идеологических фактора довлеют над национальным самосознанием большинства северных и южных азербайджанцев, а также курдов, талышей и татов и других народов, проживающих в границах этих государств. Проще говоря, многие жители Азербайджанской Республики считают себя, прежде всего азербайджанцами, а потом уже тюрками, курдами или татами, а многие жители Ирана — прежде всего иранцами, а затем уж азербайджанскими тюрками или персами.

Этнический национализм среди иранских азербайджанцев намного слабее, чем национализм курдов и белуджей, четко дистанцирующих себя от персидского населения. Взаимная интеграция азербайджанцев и персов в Иране намного значительнее, чем интеграция между персами с одной стороны, и белуджами, курдами, иранскими арабами — с другой. По внешнему виду отличить азербайджанца от перса часто трудно, а то и невозможно. Антропологически азербайджанцы мало отличаются от персов, поскольку и те и другие относятся к южной ветви европеоидной расы. Горожане — персы и азербайджанцы — носят одни и те же костюмы, придерживаются сходных норм поведения, отмечают общие праздники. Во многих районах распространено двуязычие: не только азербайджанцы говорят на фарси, но и многие персы неплохо владеют разговорным азербайджанским языком, который они называют «торки» (т. е. «тюркским»). Кроме того, персов и азербайджанцев объединяет религия: и те, и другие в подавляющем большинстве являются мусульманами-шиитами, в то время как основная часть иранских курдов, белуджей и арабов — мусульмане-сунниты. Все это способствовало появлению сходных черт национального характера персов и азербайджанцев.

Таким образом, само ядро иранской нации представляет собой результат многовекового симбиоза между персами и азербайджанскими тюрками, которые по численности сопоставимы друг с другом. Так, правившие Ираном с XII по XX вв. династии Атабеков Азербайджана, Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов и Каджаров были тюркского происхождения. Из современных политиков азербайджанцами были Махмуд Джем — премьер-министр Ирана (1935–1939), Мехти Базарган — глава временного правительства Ирана в 1979 г., Мир-Хосейн Мусави — премьер-министр Ирана (1981–1989) и др. Этническим азербайджанцем является также бывший президент (1981–1989) и нынешний (2013) духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи (Athanasiadis, 2007; Nabili, 2009; Encyclopedia Britannica, 2012).

Основным фактором, объединяющим эти два этноса, служат общая иранская история и культура, и персидский язык. Что касается азербайджанского языка, то, несмотря на весьма широкое распространение по всему Ирану в качестве разговорного lingua franca, он не имеет официального статуса в этой стране. Однако так было не всегда. В XVI в., при шахе Исмаиле I и при шахе Тахмасибе, азербайджанский был официальным языком шахского двора. В XVII в., с приходом к власти шаха Аббаса, приоритет был снова отдан персидскому. Тем не менее, еще сотни лет азербайджанский оставался при шахском дворе языком устного общения, наряду с персидским (Эфендиев, 1981: 3–10).

Настоящим гонениям азербайджанский язык подвергся лишь с приходом к власти в XX в. персидской династии Пехлеви, в годы правления которой тюркский язык в Иране оказался буквально под запретом (Советский Азербайджан, 1981: 288–289). В частности, была законодательно запрещена всякая печать на этом языке: газеты были закрыты, книги сжигались. В те годы, чиновников увольняли с работы, а студентов отчисляли из ВУЗов за употребление азербайджанского языка. Была поставлена цель — полностью искоренить азербайджанский язык, и добиться тотальной ассимиляции тюрков с персами. Естественно, добиться этого не удалось (Shaffer, 2002: 15-16, 49). С победой исламской революции гонения против тюрков были существенно смягчены. Появились книги, радио- и телепередачи на азербайджанском языке. Но ограничения остались, и официального государственного статуса азербайджанский язык в Иране так и не получил (Госдеп, 2007).

5. Влияние религии на формирование национального характера

В формировании национального характера азербайджанцев, наряду с другими факторами, немалую роль сыграла религия. Роль религии в формировании национального менталитета различных народов неоспорима. Безусловно, что католицизм сыграл существенную роль в формировании феномена итальянской, православие — русской, суннитский ислам — турецкой, а шиитский ислам — азербайджанской и персидской культуры.
Изображение
Подобный подход к вопросу вовсе не является попыткой апологии религии, возрождения религиозного мировоззрения или же попыткой возвысить одну религию над другой. То, что шиизм в свое время сыграл роль в формировании менталитета азербайджанцев, не подлежит сомнению. Но это вовсе не значит, что современные азербайджанцы являются в массе своей религиозными людьми, или же фанатическими последователями шиизма. Нет, большинство азербайджанцев в Азербайджанской Республике малорелигиозны и являются носителями светского мировоззрения. Однако, как это ни парадоксально, в формировании локальных этнических особенностей этого самого светского мировоззрения немалую роль сыграл шиизм. Ведь религия вовсе не замыкается в стенах церквей, синагог и мечетей, она оказывает огромное влияние на светскую жизнь людей — через праздники, обряды, предания, фольклор, философию, отношение к жизни, которые проникают во все слои населения, включая неграмотные массы крестьянства. То есть, культурное влияние религии распространяется не на какой-то социальный слой, касту или страту общества, но на весь исповедующий ее этнос.
ИзображениеИзображение
В этой связи интересен вопрос о влиянии протестантизма на национальный характер немцев. По М. Веберу, из его работы «Протестантская этика и дух капитализма», следует, что протестантская идея «призвания» является субъективной предпосылкой развития индивидуалистического предпринимательского характера. Лютер и Кальвин, объясняя идею призвания, рассматривали повседневный труд как божественное предначертание. Ценность всякого труда измеряется прилежанием и успехом. Трактуемая подобным образом идея призвания могла содействовать формированию таких черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд. Религиозная вера проявляется не в сверхъестественных деяниях, а в скромном исполнении человеком своих земных обязанностей (Габдулгафарова, 1999: 70–74).

М. Вебер замечает, что для протестанта «выполнение мирских обязанностей служит при любых обстоятельствах единственным средством быть угодным Богу, что это — и только это — диктуется божественной волей и что поэтому все дозволенные профессии равны перед Богом» (Вебер, 1990: 98).
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 4027
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 547 раз
Поблагодарили: 541 раз

Re: различия в менталитете северных и южных азербайджанцев

#2 Сообщение Одиссей » 01 янв 2014, 23:18

6. Роль династии Сефевидов в распространении шиизма в Азербайджане

Одним из ключевых этапов формирования национального менталитета азербайджанского народа является эпоха владычества ранних шахов из династии Сефевидов в период с XVI по XVII век, когда азербайджанский этнос приобрел новые характерные национальные черты, отличающие его от других родственных тюркских народов.

Шах Исмаил I Сефеви (17 июля 1487 г. — 23 мая 1524 г.), известный также под поэтическим псевдонимом Хатаи, является одной из наиболее значимых фигур в истории Азербайджана и Ирана. Помимо политической деятельности, этот правитель писал стихи на азербайджанском языке и считается классиком тюркоязычной азербайджанской поэзии. До наших дней дошли рукописи обширного «Дивана» (сборника стихов) шаха Исмаила на азербайджанском языке, а также несколько стихотворений на фарси (Minorsky, 1942: 1006).

Исмаил I Сефеви родился в г. Ардебиль в Южном (Иранском) Азербайджане, в семье крупного феодала и главы суфийского ордена «сафавийа» шейха Гейдара. Его мать Алямшах-бейим была дочерью Узун Гасана, правителя могущественного тюркского государства Аккоюнлу, а бабушка по имени Марфа (Деспина хатун) — принявшей ислам дочерью трапезундского императора Иоанна IV Комнина. Таким образом, по материнской линии в жилах Исмаила текла тюркская и греческая кровь, он являлся потомком тюркских правителей Ак-Коюнлу и византийских императоров Комнинов (Savory, 1980: 20–56).

В 12 лет (1500 г.) юный Исмаил, тогда еще не шах, а всего лишь шейх, собирает вокруг себя семитысячную армию, состоящую из тюркских племен, и идет походом на государство Ширваншахов в Северном Азербайджане. В результате кровопролитного сражения ширванское войско было разгромлено, ширваншах Фаррух убит, а его столица Шемаха захвачена. Затем победители после недолгой осады взяли вторую столицу Ширвана — г. Баку (Ашурбейли, 1983).

Осенью 1501 г. шейх Исмаил торжественно вступает в центр Иранского Азербайджана — г. Тебриз. Там он провозглашает себя шахиншахом Азербайджана и начинает чеканить собственные монеты. Новый шах проводит две важные реформы: объявляет государственной религией шиизм, а тюркский (азербайджанский) язык делает официальным языком двора, каковым он и оставался более ста лет. К 1510 г. шах Исмаил овладел всем Ираном вплоть до реки Амударьи. В 1508 г. он занял Арабский Ирак, захватив Багдад. Однако война с Османской империей окончилась для Исмаила поражением при Чалдыране и потерей части территорий в Закавказье, Западном Иране и Ираке (Эфендиев, 1981: 3–10).


7. Роль шиизма в формировании национального характера азербайджанского народа

Как отмечалось выше, религия играет немаловажную роль в возникновении и развитии этносов. В качестве примера приведем территорию бывшей Югославии, которую некогда населял единый славянский народ, говоривший на общем языке. Они до сих пор говорят практически на одном языке, который называется сербско-хорватским, хотя пользуются различными видами письменности — латиницей и кириллицей. Раскол единого этноса начался в средние века, когда часть населения края приняла православие, часть — католицизм, а часть — ислам. В итоге некогда единый народ, до сих пор говорящий на едином языке, разделился на три отдельные и далеко не дружные нации — сербов, хорватов и боснийцев (мусульман). Похожим образом происходило и разделение единого этноса западных огузов на два отдельных этноса — турок и азербайджанцев. Основой разделения послужило то, что они исповедовали два различных и в то время враждующих направления в исламе — шиизм и суннизм, а также служили двум соперничающим и воюющим друг с другом империям — Османской и Сефевидской.

По мнению американского ориенталиста Тадеуша Святоховского, деятельность шаха Исмаила I носила судьбоносный для азербайджанского народа характер, ибо этот шах стоял у истоков окончательного формирования азербайджанского тюркского этноса нового типа, отличного от турецкого этноса Османской империи. С этой точки зрения шаха Исмаила можно назвать «отцом-прародителем» современных азербайджанцев. Хотя тюрки Азербайджана существовали задолго до шаха Исмаила, но именно в эпоху его правления они этнически консолидировались вокруг новой национально-религиозной идеологии, каковой являлся шиизм, объявленный шахом Исмаилом государственной религией (Eastern Europe, Russia and Central Asia, 2003: 104)

Напомним, что до шаха Исмаила большинство населения Азербайджана исповедовало суннизм шафиитского толка. Консолидация народа вокруг шиизма происходила с параллельным восприятием множества новых элементов культуры и религиозно-политических идей, связанных с упомянутой религиозной доктриной. В силу этого основная масса азербайджанских тюрок приобрела сохраняющиеся до сих пор качественно новые черты менталитета и национальной культуры. Если бы не реформы шаха Исмаила, окончательное разделение западных огузов на турок и азербайджанских тюрок, вероятно, произошло бы намного позже и совсем по-другому сценарию.

8. Роль кызылбашей в консолидации этноязыкового ядра азербайджанского народа

В годы правления шаха Исмаила азербайджанские тюрки вновь выдвинулись на передний край истории в Закавказье и Иране. Опорой шаха были ополчения племен кызылбашей, которые сыграли значительную роль в формировании азербайджанского этноса — сыграв роль этноязыкового ядра, вокруг которого консолидировались, вливаясь в состав формирующегося азербайджанского тюркоязычного этноса, многочисленные кавказо- и ираноязычные племена (Сумбатзаде, 1990).

Кызылбашами (красноголовыми) называли сподвижников шаха Исмаила, потому что они носили головной убор с 12 красными полосками, в память об убиенных 12 шиитских имамах-мучениках. Их анатолийские соплеменники, служившие османскому султану, придерживались суннитского вероисповедания, не почитали шиитских имамов и поэтому подобного головного убора не носили. В годы правления шаха Исмаила понятия «кызылбаш» и «азербайджанский тюрок» стали практически идентичными. До сих пор ряд народов Центральной Азии и Афганистана называют азербайджанцев «кызылбашами» (Волкова, 1980: 209).

Предтечи кызылбашей появились в г. Ардебиль в Иранском Азербайджане как послушники (мюриды) суфийского ордена «Сафавийа», основанного далеким предком шаха Исмаила — шейхом Сафиаддином (1252–1334) (Пигулевская, 1958: 252). Формирование воинского корпуса ордена «Сафавийа» происходило на территории Азербайджана за счет населявших край воинственных племен тюрок-огузов: каракоюнлу, аккоюнлу, афшаров, баят, румлу, шамлу, устаджлу и др. В то время мюриды ордена были еще суннитами и не носили тюрбанов с 12 красными полосками. Впервые такой головной убор появился у них после распространения среди них шиизма при деде шаха Исмаила Джунейде и его отце шейхе Гейдаре, который официально одобрил новый головной убор для своих последователей. Тогда же распространилось и тюркское слово «кызылбаш» — «красноголовый» (Али-заде, 2007).

Орден «Сафавийа» с самого начала формировался в Иранском Азербайджане как военизированный корпус суфиев-послушников (мюридов), готовых отдать жизнь за своего вождя, суфийского шейха, мюршида (духовного натавника — Ф. А.), а начиная с Исмаила I — еще и шаха. Полную силу орден «Сафавийа» с бойцами-кызылбашами набрал уже при шахе Исмаиле, составив костяк его вооруженных сил. Среди мюридов считалось честью отдать жизнь за своего вождя и духовного наставника, который являлся в одном лице и шахом, и святым шейхом, и сеидом — потомком Пророка Мухаммеда и святого Али. Они шли в бой с боевым кличем на азербайджанском языке «Йа пирим, йа мюршидим!» («За святого шейха! За моего мюршида!»). Позже часть кызылбашей стали называть также «шахсевенами» (в переводе с тюркского — «любящие шаха»). В Османской империи также существовали военизированные группы суфиев, в основном представителей суннитского (но довольно близкого к идеологии шиизма) ордена Бекташи, но они никогда не становились столь ощутимой военной и политической силой, как кызылбаши (Muhammed Seyfeddin, 2007).

В состав кызылбашей входили, в том числе, огузские племена баят, румлу, шамлу, аккоюнлу и др., проживавшие не только в Азербайджане, но и на обширных территориях Южного Ирана и Османской империи. Но кызылбашами стали только те ветви этих племен, которые проживали большей частью в Азербайджане, Южном Кавказе, Восточной Анатолии, восприняли идеологию шиизма и культ шаха Исмаила как своего духовного наставника, религиозного шейха и мюршида. Мессианская задача шаха Исмаила и его воинов-мюридов состояла в повсеместном распространении шиизма и создании шиитской империи как противовеса суннитскому халифату Османов. Оба эти государства, как Османское, так и Сефевидское, жаждали чуть ли не мирового господства, власти над всеми мусульманами и в этом плане не могли найти никаких компромиссов друг с другом.

Нужно особо отметить, что шиизм шаха Исмаила несколько отличался от шиизма джафаритского толка, исповедуемого в современном Иране, а был скорее близок к верованиям современных турецких алевитов, которые до сих пор считают шаха Исмаила своим кумиром и, чуть ли не пророком (Engin, 2001).

9. Характерные черты менталитета азербайджанцев эпохи государства Сефевидов

Какими характерными чертами отличались азербайджанские тюрки эпохи Сефевидов, и каким образом реформы шаха Исмаила повлияли на их национальную культуру и менталитет? Азербайджанский тюрок эпохи шаха Исмаила был в большинстве случаев этническим огузом, исповедовавшим шиизм, тесно связанным как с тюркской, так и с иранской культурой, ориентированным больше на восточную культурную традицию. В этом было его отличие от османского турка, тоже этнического огуза (или ассимилированного огузами представителя иноплеменного балканского или малоазийского населения), но ориентированного больше на Запад и являвшегося продолжателем традиций, с одной стороны, тюркского Каганата и империи Сельджуков, с другой — Арабского Халифата, а с третьей — бывшей Византийской империи. Не случайно, среди титулов турецких султанов, наряду с эпитетами «хаган», «султан», «халиф» и «повелитель правоверных», наличествовал и титул «кейсари-Рум», то есть римский кесарь (цезарь), иначе — византийский император (Ortayli, 2011).

Вектор духовного и национально-культурного развития османов был направлен больше на Запад, и их психология отличалась присущим Европе рационализмом и прагматизмом. Военно-политическая экспансия османов также происходила в основном в западном направлении. Этому способствовала и географическая локализация столицы страны — Стамбула, бывшего византийского Константинополя, расположенного на Европейском континенте и некогда слывшего центром европейской культуры. В силу этого начиная еще с эпохи Сельджуков, и особенно в годы правления османов, Турция находилась в процессе постоянного культурного и цивилизационного диалога с Западом.

Напротив, вектор национально-культурного развития Сефевидов был направлен в основном на Восток, то есть на тысячелетние традиции местных цивилизаций, уходящих корнями во времена древних Шумера, Вавилона, Мидии и Персии, позже дополненных исламом в его суфийско-эзотерическом восприятии. В силу этого психология азербайджанских тюрок характеризовалась опорой на т. н. «магические знания» и метафизическим подходом к осмыслению окружающей действительности, типичным для многих цивилизаций Востока.

Метафизика — одно из центральных понятий философии. К числу метафизических вопросов относятся следующие: «в чем смысл жизни, что есть причина причин, каковы истоки истоков?» В свою очередь, магические знания основаны не на беспристрастном рациональном анализе научных фактов, а на религии, откровении, вере, интуиции и озарении. Освальд Шпенглер (1880–1936) в своем знаменитом труде «Закат Европы» (Шпенглер, 1998) относит византийскую и мусульманскую цивилизации к числу магических, а современную ему западноевропейскую цивилизацию определяет как «фаустовскую». Но и исламская цивилизация в этом смысле неоднородна. Канонический ислам суннитского толка представляет собой весьма рационалистическое учение, чего не скажешь о суфизме и, отчасти, шиизме с его опорой на эзотерику и верой в сокрытые истины (Грюнебаум, 1981).

Таким образом, если в основу турецко-османского менталитета легли в равной мере строгий реализм классического суннитского ислама и западная рационально-прагматическая модель мышления, то менталитет азербайджанских тюрок, замешанный на суфизме и родственном ему шиитском исламе, носил черты «магического» мировоззрения восточного типа с характерным для него эмоциональным, образно-поэтическим восприятием мира. В этом заключается причина сходства культур и менталитетов азербайджанцев, персов, гиляков и мазандаранцев, чей национальный характер отличается от характера иранских арабов и полукочевых курдов и белуджей, исповедовавших в основном суннизм.

Что касается родства суфизма и шиизма, то, как отмечает Анри Корбен в своем труде «Суфизм и София», «шиизм и суфизм обязаны друг другу, что включало бы как степень их взаимной вражды, так и взаимного родства. Последнее выдающийся имамистский мыслитель XV века выразил следующим образом: шиизм — это истинный суфизм, а настоящий суфий — это шиит… Шиитская теология и агиография придаёт чрезвычайно важную роль женским фигурам — роль, чуждую ортодоксальной исламской мысли... образом юной византийской принцессы Наркес как матери двенадцатого Имама, он воплощает духовный мир христианских устремлений. Такую форму христианства воспринимал бы как свою ранний христианин во времена, предшествующие вселенским Соборам… Однако, явление, доминирующее над этими видениями и предопределяющее их судьбу, — это небесная фигура Фатимы, дочери Пророка. К ней также обращено мистическое приветствие: «Дева-Мать», родоначальница священной линии Имамов, Пречистых. Иранская принцесса, византийская принцесса; мать четвёртого Имама, мать скрытого и ожидаемого двенадцатого Имама — каждая из этих фигур является одновременно проявлением и повторением её. Различные течения шиитской теософии возвысили фигуру Фатимы на уровень, где мы начинаем распознавать в ней черты божественной Софии, предмет медитации во всех школах гностицизма. Она является «слиянием двух светов» — святости и пророчества. Теперь сведём воедино два другие хадиса в этом контексте: «Кто знает Фатиму такой, какова она есть, знает себя... Кто знает себя, знает своего Бога». Таким образом, женский персонаж Фатимы появляется как преобладающий символ Самости; а познать Себя — значит познать своего Бога. Как София, она тем самым является исходным моментом для изучения принципа мудрости, который ещё должен быть исследован и сформулирован; без такого исследования вся сфера суфизма, тайна целой области Верных Любви останется для нас недоступной» (Корбен, 2013).

Шииты, в отличие от суннитов, веруют в «сокрытые» истины, всякого рода эзотерику и озарения, практикуют «катарсис» (очищение) через сопереживание и сострадание, а также осуществляют всякого рода медитации и участвуют в религиозных мистериях. Шиизм носит в себе существенные элементы более ранних религий: зороастризма, манихейства и раннего христианства. Вся эта практика утвердилась в Азербайджане, равно как и во всей Персии, именно во времена правления шаха Исмаила I Сефеви, по существу, превратившего шиизм в государственную религию огромной Империи Сефевидов.
Изображение
Именно поэтому шиизм сыграл в формировании менталитета азербайджанцев такую же роль, какую сыграло православие в формировании менталитета русского народа. Конечно же, наряду с шиитами были и есть и азербайджанцы-сунниты (до 20% всех азербайджанцев), так же как есть русские баптисты, молокане, свидетели Иеговы и т. д. Но не эти религиозные течения сыграли основную роль в формировании ядра национальной культуры и особенностей менталитета упомянутых народов. Это были шиизм в случае с азербайджанцами, и православие в случае с русским народом.

Изображение
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 4027
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 547 раз
Поблагодарили: 541 раз

Re: различия в менталитете северных и южных азербайджанцев

#3 Сообщение Одиссей » 01 янв 2014, 23:25

10. Религиозно-политические причины этнического размежевания в среде западных тюрков в XV–XVI вв.

Постепенное выделение этноса азербайджанских тюрок из общей массы огузов и сельджуков началось еще до шаха Исмаила I. Немалую роль в этом сыграли тюркские государства Атабеков Азербайджана (1145–1225), Каракоюнлу (1410–1468) и Аккоюнлу (1468–1501). Однако завершенность этому процессу придала культуртрегерская деятельность шаха Исмаила, который возвел шиизм и идеи шиитского мессианства в ранг национально-государственной идеологии государства кызылбашей. Тем самым он создал культурно-религиозный водораздел между прежде единоплеменным тюркским населением Османской империи и Сефевидского Азербайджана.

Однако здесь имели место не только религиозные, но и политические факторы. Наряду с распространением шиизма, многовековые войны Османской империи с тюркскими государствами (Аккоюнлу, Сефевидов) на территории современного Ирана, известными европейцами под общим названием «Персия», сыграли решающую роль в ментальном и культурном дистанцировании друг от друга азербайджанцев и османских турков.

Более того, по мнению некоторых авторов, шаха Исмаила можно считать и ранним предтечей идеологии «азербайджанизма». Шах Исмаил в 1501 г. короновался в Тебризе и объявил себя шахиншахом Азербайджана, основав государство, в котором азербайджанский был официальным языком шахского двора и армии (Мехтиев, 2013: 3б). Названия армейских и придворных должностей также были азербайджанскими (тюркскими): «эшикагасы» — церемонимейстер, «топчубаши» — начальник артиллерии и т. д. Все эти сведения приводятся в книге сефевидского посла в Испании Орудж бека Баята (1560–1604) (Книга Орудж-бека Баята, 1988: 12–37).

В годы ранних Сефевидов преимущество отдавалось тюркскому языку, а персидский язык лишь изредка использовался в канцеляриях (Minorsky, 1942: 1006; Lockhart, Jackson, 1986; Mazzaoui, 1991: 87). Разумеется, делалось это не из националистических побуждений, которые не были типичны для средневекового мусульманского Востока, где этническому фактору не придавалось особого значения, и население делилось, в основном, по религиозной, географической, государственной и клановой принадлежности. Причина в другом: отдавать приказы и посылать депеши на персидском языке не имело смысла с практической точки зрения, так как весь госаппарат и вся армия состояли из тюркоязычных кызылбашей, а они, в большинстве своем, персидским не владели.

Однако в XVII в. с государством Сефевидов произошла метаморфоза. Сефевидский шах Аббас I (1571–1629) решил порвать с многовековой традицией сотрудничества с тюркской кызылбашской знатью, которая со временем становилась все влиятельнее и опаснее для трона. В итоге по приказу шаха сотни кызылбашских эмиров, полководцев и правителей областей были внезапно схвачены и обезглавлены. Многие кызылбашские ополчения были распущены, а вместо них создана личная гвардия шаха, состоящая из гулямов (бывших шахских слуг), т. е. пленных мальчиков из числа горцев, грузин, армян и т. д., которые, повзрослев, были определены шахом на военную службу. Персы заняли многие ключевые посты в госаппарате, и тюркский язык был, в значительной мере, вытеснен персидским. Несмотря на то, что тюркская династия Сефевидов продолжала оставаться у власти, само государства после шаха Аббаса I в значительной степени потеряло свою тюркскую окраску (Эфендиев, 1981).

Хотя, тут мы должны оговориться, что вплоть до падения династии Cефевидов в 1722 г., азербайджанский язык продолжал оставаться одним из основным языков персидского двора (Minorsky, 1942: 1006). В частности, секретарь посольства немецкого княжества Гольштейн при дворе Сефевидов, ученый Адам Олеарий, посетивший Иран в 1635–1639 гг., писал, что во времена правления шаха Сефи I, при дворе Сефевидов говорили на тюркском языке, а персидскую речь можно было услышать крайне редко, и поэтому большинство персов учили в дополнение к своему языку и тюркский (The Travels of Olearius, 2000).

Таким образом, возникновение государства Сефевидов, распространение в стране шиизма и военные конфликты с Оманской империей, повлияли на особенности этногенеза и формирования национального характера азербайджанцев. Именно в названную эпоху народ консолидировавшись, приобрел многие свои характерные для сегодняшнего дня этнонациональные черты.
Изображение

11. Различия в национальном характере современных северных (кавказских) и южных (иранских) азербайджанцев

В национальном характере иранских (южных) и северных (живущих в Азербайджанской Республике) азербайджанцев имеются определенные различия. В частности, население Азербайджанской Республики отличается большей секулярностью сознания и меньшей религиозностью. Это, безусловно, связано с довольно длительным пребыванием азербайджанцев севера в составе атеистических государств — СССР и АзССР. Сыграло свою роль и влияние европейской культуры в годы пребывания Южного Закавказья в составе Российской империи (1813–1918), а также то, что после объявления независимости в 1918 г., именно в Закавказском Азербайджане была провозглашена первая на мусульманском Востоке светская парламентская республика — Азербайджанская демократическая республика (1918–1920), сформировавшая многопартийный парламент и даровавшая избирательные права женщинам (Азербайджанская демократическая…, 1998: 13–16).

По сравнению с азербайджанцами Аз. Республики, у азербайджанцев Ирана значительно слабее развито этническое самосознание, что в свою очередь, обусловлено двумя факторами: большей религиозностью и отсутствием своего национального государства. Дело в том, что религиозное, особенно исламское, мировоззрение, подавляет национальные чувства, выводя на первый план религиозный фактор. Напротив, на Южном Кавказе, более подверженном европейскому влиянию, еще в XIX в начал развиваться светский национализм, окончательно оформившийся с провозглашением различных форм национальной азербайджанской государственности — Азербайджанской демократической республики, АзССР (1920–1991) и независимой Азербайджанской Республики (с 1991 г.).



Именно слабостью этнического самосознания у многомиллионного азербайджанского населения Ирана связано то, что, несмотря на широкое представительство азербайджанцев в правительстве, парламенте и армии Ирана (четыре премьер-министра и один президент за последние 60 лет), лишь небольшая часть из них отстаивают позиции азербайджанского языка и этнические права своего народа. В силу этого многие в мире вообще не знают, что в Иране живут миллионы азербайджанцев, принимая это население за персов.

В то же время, несмотря на слабое развитие национального самосознания и идеологически оформленного этнонационализма, в Иранском Азербайджане имеют место проявления национальных чувств на бытовой почве. В частности, иранские азербайджанцы в местах своего компактного проживания, предпочитают в быту пользоваться только азербайджанским языком (или, как его называют в Иране, «торки»), весьма трепетно относясь к такому понятию, как родной язык и национальная музыка. Кроме того, они предпочитают заключать браки только со своими соплеменниками. Однако межнациональные браки и частичное забвение родного языка и обычаев имеют место там, где азербайджанцы живут рассеянно, вперемежку с персами и другими народами Ирана.

В 2006 г. всплеск уязвленного этнического самосознания азербайджанцев выразился в многотысячных митингах в иранских городах, когда азербайджанцы протестовали против карикатуры в иранской газете, где был изображен таракан, говорящий по-тюркски. На подавление протестов были брошены многочисленные силы иранской армии и полиции. Тогда власти были не на шутку встревожены (Koknar, 2006). В 2013 сам президент Ирана Ахмединеджад прибыл в центр Иранского Азербайджана г. Тебриз и, выступая на многотысячном митинге, просил прошения у азербайджанцев Ирана. По его словам, «азербайджанцы одаренные люди и имеют глубокие исторические корни. На протяжении всей истории азербайджанцы защищали славу, честь и культуру иранского народа». После чего Ахмадинежад обратился к присутствующим на азербайджанском языке: «Sizin mənim qəlbimdə yeriniz var. Azərbaycanı istəməyənlər ölüblər. Azərbaycan var olsun, cavanları sağ olsun». (Вы у меня в сердце. Те, кто не любит Азербайджан, умерли. Да здравствует Азербайджан и азербайджанская молодежь.) (Президент Ирана…, 2013).

Наряду с естественной тягой азербайджанцев Ирана и Азербайджана друг к другу, существуют и некоторые элементы недопонимания, связанного с особенностями исторической судьбы, современного государственного устройства и национального характера. Российский общественный деятель, председатель Исламского комитета России, азербайджанец по национальности, Гейдар Джемаль в интервью газете «Эхо» в 2004 году следующим образом описал взгляд некоторых азербайджанцев Ирана на кавказских азербайджанцев: «Я должен подчеркнуть, что азербайджанцы Ирана по отношению к Северному Азербайджану выступают с достаточно высокомерных, имперских позиций. Они рассматривают его как психологически и морально деградировавшую часть Азербайджана, которую нужно хорошенько встряхнуть и поднять до своего уровня. То есть, они считают себя людьми крепкими, инициативными, высокоорганизованными, имеющими принципы и идеалы. В то время как своих северных соотечественников они считают людьми, которые в значительной степени расслабились, потеряли стимулы, умение контролировать жизнь, обеспечивать себя, соблюдать традиционные нормы. И они считают азербайджанцев Севера виновными за утрату части национальной территории в силу очевидного расслабления и каких-то дефектов характера» (Багиров, 2004).

В общении иранские азербайджанцы в большинстве своем прирожденные конформисты. Они более дипломатичны, порою чрезвычайно учтивы и изысканно вежливы, но менее откровенны и искренни, по сравнению с азербайджанцами Кавказа. Население Азербайджанской Республики более склонно к появлению искренних чувств. Эти различия связаны с большим влиянием персидской и ближневосточной культур на южных азербайджанцев, в то время как в Кавказском Азербайджане на протяжении веков ощущалось также влияние также тюркской, северокавказской и русской культур, построенных на совершенно иных алгоритмах. У тюрков и горских народов Кавказа откровенность, прямота и искренность в общении считаются положительными качествами, особенно для мужчин, ибо свидетельствуют об их «мужественности». Напротив, в рамках персидской культуры чрезмерная искренность и прямота в общении, считаются проявлениями недостаточной культурной утонченности. В отношении их носителей иранские националисты нередко употребляют такие оскорбительные выражения, как «торке-хар» (перс. — «тюркский осел») или «торк-бельмес» (перс. — «тюркский невежда»). В силу отличия между национальным характером персидского и тюркского населения страны, последние часто становятся объектами иранских анекдотов о «недалеких тюрках». Умение говорить намеками, лукавство и хитрость традиционно считаются в персидской традиции проявлениями цивилизованности, утонченности, ума и воспитания. Конечно, все эти черты характера есть и у многих кавказских азербайджанцев, но здесь они мене выражены, чем у азербайджанцев Ирана.

В свою очередь, у самих этнических персов такие качества, как склонность красиво говорить, используя гиперболы и метафоры, делать изящные комплименты, показная вежливость, сочетающаяся с определенным лукавством, выражены еще более отчетливо, чем у иранских азербайджанцев. Меньше всего эти «персидские» черты характера прослеживаются у сельчан Иранского Азербайджана, не владеющих или плохо владеющих персидским языком, наименее испытавших персидское влияние и сохранивших больше патриархальных «тюркских» черт характера.

В этом смысле есть существенная разница между земледельческим азербайджанским населением Ирана и этнографическими группами азербайджанцев, занимающимися отгонным скотоводством — шахсевенами, авшарами, кызылбашами и т. д. Первые в большей степени подверглись влиянию персидской культуры, в то время как вторые, в силу особенностей быта и образа жизни, сохранили больше черт традиционной тюркской культуры и характера. С этим связано то, что некоторые исследователи, признавая, что шахсевены, кызылбаши, авшары и кашкайцы говорят на диалектах азербайджанского языка, и этот язык является для них родным, тем не менее, выделяют их то в качестве отдельных этносов, то в качестве субэтносов в составе азербайджанцского народа (Joshua Project, 2009).

Образное мышление, любовь к поэзии и искусству, прирожденный юмор, лукавство, конформизм, гедонизм и релятивизм мышления, чувство принадлежности к общей иранской культуре, сближает многих северных и южных азербайджанцев как друг с другом, так и с персами. С другой стороны, наличие развитого этнического самосознания, чувство принадлежности к тюркской общности и азербайджанской культуре, сравнительно большая прямота характера и искренность в общении, верность дружбе, привычка держать данное слово и выполнять обещания несколько сближает северных азербайджанцев с современными турками, национальный характер которых в последнее столетие испытал большее влияние европейской, нежели персидской, или ближневосточной ментальности.

Различия в национальном характере южных и северных азербайджанцев появились и стали усиливаться после раздела территорий, населенных азербайджанцами между Российской империей и Ираном в 1813–1828 гг. Начиная с этого периода, дальнейшие судьбы азербайджанцев севера и юга разделились, в силу чего появились некоторые различия в национальном самосознании, мировосприятии и психологии азербайджанцев Азербайджанской Республики и Ирана.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азербайджанская демократическая республика (1918–1920). Законодательные акты. (Сборник документов) (1998). Баку.

Алекперли, Ф. У. (2011) Парадигмы азербайджанского национального сознания // Научное Общество Кавказоведов. 23.09.2011 | 12:59. URL: http://www.kavkazoved.info/authors/farid-alekperli.html" onclick="window.open(this.href);return false; (дата обращения: 3.11.2013).

Алекперли, Ф. У. (2013) Кипчакская вольница Азербайджана // Зеркало. 15 марта 2013 г. URL: http://www.zerkalo.az/2013/kipchakskaya ... baydzhana/" onclick="window.open(this.href);return false; (дата обращения: 3.11.2013).

Али-заде, А. (2007) Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар.

Ашурбейли, С. Б. (1983). Государство Ширваншахов, VI–XVI вв. Баку: Изд-во «Элм».

Багиров, А. (2004) Гейдар Джемаль: «Сепаратистские настроения в Иране усилились». // ЭХО. №14(752) Сб., 24 Января. URL: http://www.echo-az.com/archive/2004_01/752/facts.shtml" onclick="window.open(this.href);return false; (дата обращения: 8.12.2013).

Вебер, М. (1990) Протестантская этика и дух капитализма. Избр. произв. М.

Волкова, Н. Г. (1980) О названиях азербайджанцев на Кавказе // Ономастика Востока. М.: Наука.

Габдулгафарова, И. М. (1999) О проблеме национального характера и менталитета // Этнопанорама. №1.

Годс, Р. М. (1994) Иран в XX веке: политическая история. М.: Наука.

Госдеп: США обеспокоены притеснениями властями Ирана этнических и религиозных меньшинств (2007) // ИА REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/news/776184.html#ixzz2mZbxnxhJ" onclick="window.open(this.href);return false; (дата обращения: 3.11.2013).

Договоры России с Востоком (1869). СПб.

Иранские азербайджанцы (2010) // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/943453" onclick="window.open(this.href);return false; (дата обращения: 3.11.2013).

Книга Орудж-бека Баята — дон Жуана Персидского (1988) / Перевод и комментарии О. Эфендиева и А. Фарзалиева. Баку: Язычы.

Корбен, Анри. (2013) Суфизм и София. Credo.ru URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1887" onclick="window.open(this.href);return false; (дата обращения: 3.11.2013).

Мехтиев, Р. Э. (2013). К вопросу о проблемах научности исторического познания // Бакинский рабочий. № 221.

Нахаванди, Ф. (1996) Россия, Иран и Азербайджан. Исторические истоки внешней политики Ирана. URL: http://www.webcitation.org/6Bd3HndJm" onclick="window.open(this.href);return false; (дата обращения: 3.11.2013)

Пигулевская, Н. В., Якубовский, А. Ю., Петрушевский, И. П., Строева, Л. В., Беленицкий, А. М. (1958) История Ирана с древнейших времён до конца XVIII века. Л.: Изд-во Ленинградского университета.

Советский Азербайджан: мифы и действительность (1981). Баку: Элм.

Сумбатзаде, А. С. (1990) Азербайджанцы, этногенез и формирование народа. Баку: Элм.

Грюнебаум, Г. Э. фон (1981) Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука.

Цыганов, О. (2010) День азербайджанской нации: народ, сплоченный вопреки расстояниям. Географо-этнографический справочник. URL: http://geography.su/news/item/f00/s00/n ... ndex.shtml" onclick="window.open(this.href);return false; (дата обращения: 3.11.2013).

Шпенглер, О. (1998) Закат Европы / вступит. ст. и коммент. д-ра филос. наук, проф. Г. В. Драча. Ростов н/Д: Феникс.

Эфендиев, О. А. (1981) Азербайджанское государство Сефевидов в XVI веке. Баку: Элм.

Президент Ирана: «Пусть умрут те, кто не любит Азербайджан» (2013) // ANSPRESS. URL: http://anspress.com/index.php?a=2&lng=ru&nid=199236" onclick="window.open(this.href);return false; (дата обращения: 8.12.2013).

Athanasiadis, Iason (2007) Foreign plots and cockroaches in Iran. Asia Times Online. June 8 2007. URL: http://www.atimes.com/atimes/Middle_East/HF08Ak02.html" onclick="window.open(this.href);return false; (retrieved: 3.11.2013).

CIA — United States Central Intelligence Agency (April 28, 2011). The World Fact Book — Iran. CIA.

Countries and Their Cultures. Azerbaijanis (2013). URL: http://www.everyculture.com/wc/Afghanis ... janis.html" onclick="window.open(this.href);return false; (retrieved: 3.11.2013).

Eastern Europe, Russia and Central Asia (2003). Europa Publications Staff, Europa Publications, Eur, Imogen Bell, Europa Publications Limited. Taylor & Francis, 2002.

Encyclopedia Britannica. Bazargan Mehdi (2012). «Bazargan, the son of an Azerbaijani merchant, was educated in thermodynamics and engineering at the École Centrale des Arts et Manufactures in Paris». URL: http://www.britannica.com/EBchecked/top ... i-Bazargan" onclick="window.open(this.href);return false; Retrieved: (3.11.2013).

Engin, Ismail & Franz, Erhard (2001) Aleviler / Alewiten. Cilt 2 Band: İnanç ve Gelenekler / Glaube und Traditionen. Hamburg: Deutsches Orient Institut (Mitteilungen Band 60/2001).

Ethnologue. Languages of the World. Azerbaijani (2013). URL: http://www.ethnologue.com/language/azb" onclick="window.open(this.href);return false; (retrieved: 3.11.2013).

Joshua Project (2009) Azerbaijani. The U. S. Center for World Mission. URL: http://www.joshuaproject.net/people-clu ... p?peo2=126" onclick="window.open(this.href);return false; (retrieved: 3.11.2013).

Koknar, Ali M. (2006) Iranian Azeris: A Giant Minority. The Washington Institute for Near East Policy. Policy Watch. №1111. (June 6).

Library of Congress, Library of Congress — Federal Research Division (2009). Ethnic Groups and Languages of Iran. URL: http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/Iran.pdf" onclick="window.open(this.href);return false;. (retrieved: 3.11.2013).

Lockhart, L., Jackson P. (1986) The Cambridge History of Iran. Cambridge: Cambridge University Press.

Mazzaoui, Michel M. (1991) «Islamic Culture and literature in the early modern period» // Robert, L. (1991) Canfield, Turko-Persia in historical perspective. Cambridge: Cambridge University Press.

Minorsky, V. (1942) The Poetry of Shah Ismail // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. L.: University of London. Vol. 10. №. 4.

Muhammed Seyfeddin Ibn Zulfikari Derviş Ali (2007) Bektaşi İkrar Ayini. Translated from Ottoman Turkish by Mahir Ünsal Eriş. Ankara: Kalan Publishing.

Nabili, T. (2009) Mousavi sees election hopes dashed. (Cit.: «Mir Hossein Mousavi is an Azeri from Tabriz». Teymoor Nabili in Tehran Last Modified: 13 Jun 2009 14:37 GMT Source: Al Jazeera. URL: http://www.webcitation.org/65CTDzg6w" onclick="window.open(this.href);return false; (retrieved: 3.11.2013)).

Ortayli, İlber. (2011) Büyük Constantin ve İstanbul // Milliyet. 28 May.

Savory, R. M. (1980) Iran Under the Safavids. Cambridge: Cambridge University Press.

Shaffer, B. (2002) Borders and Brethren: Iran and the Challenge of Azerbaijani Identity. MIT Press.

The travels of Olearius in seventeenth-century Persia (2000) Excerpts from The Voyages and Travels of the Ambassadors By Adam Olearius. Translated by John Davies (1662) / Edit. by Lance Jenott. URL: http://depts.washington.edu/silkroad/te ... avels.html" onclick="window.open(this.href);return false; (retrieved: 3.11.2013).

UNPO — Unrepresented Nations and Peoples Organization (2008). URL: http://www.unpo.org/article/7884" onclick="window.open(this.href);return false; (retrieved: 3.11.2013).
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 4027
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 547 раз
Поблагодарили: 541 раз

Re: различия в менталитете северных и южных азербайджанцев

#4 Сообщение Одиссей » 06 янв 2014, 02:13

Это тоже поможет для развития темы:

http://www.youtube.com/watch?v=cVePKjeAgf8
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 4027
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 547 раз
Поблагодарили: 541 раз

Re: различия в менталитете северных и южных азербайджанцев

#5 Сообщение Одиссей » 06 янв 2014, 02:18

Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 79147
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1454 раза
Поблагодарили: 1130 раз

Re: различия в менталитете северных и южных азербайджанцев

#6 Сообщение smersh70 » 05 июл 2014, 13:51

Сравнение тюркского национализма с паниранизмом столь же глупо, сколь и абсурдно.

Паниранизм, почти все сторонники которого из Ирана, неестественен сам по себе. Иранский или же персидский #национализм аппелирует к древнейшим временам, когда был расцвет персидской государственности. Главными постулатами и целями паниранизма являются:

1) Самодостаточность культуры иранских народов. Тут не поспоришь, иранская культура действительно заслуживает уважения.

2) "Иранская" вера (зороастризм) вместо веры "арабской" (ислам). Это одна из причин, по которой паниранисты всегда были маргинальным течением, ибо если тюркисты сочетают ислам с тюркизмом (тот же Гаспыралы, Гекальп, Тюркеш, Эльчибей и т.д.), то паниранисты занимают радикально оппозиционную к исламу позицию.

3) Расизм и выпячивание индо-иранской расы. Соответственно, светлокожий индиец для них ближе монголоидного таджика. Это не клевета с нашей стороны, достаточно заглянуть в их сообщества на данном сайте.

4) "Возвращение" всех "иранских" земель, под которыми понимается обширная территория от Афганистана и Кыргызстана до нынешней Армении и части Анатолии. И тут мы видим еще одно различие между тюркизмом и паниранизмом. Ведь тюркские националисты в большинстве сторонники ирредентизма и для нас ценность представляют лишь земли, населенные тюрками. К чему нам, к примеру, Фарс или весь Дагестан?

5) Чистота крови. Соответственно, если тюркисты признают своим каждого, кто является носителем тюркской культуры и языка, и трудится во благо тюркского народа, то для паниранистов главным определяющим идентичность человека фактором является кровь.

Если #тюркизм и #туранизм всегда вдохновляли интеллигенцию тюркских народов и тюркистами были политические деятели азербайджанских тюрков, турков, поволжских и крымских татар, башкир, узбеков, казахов и даже якутов, то идеологи паниранизма представлены практически только самими персами.

Туран может так и остаться лишь мечтой, но эта идея еще долго будет вдохновлять тюркскую молодежь. А найдутся ли подобные сторонники шовинистического, исламофобского и расистского паниранизма - вот в чем вопрос.Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 79147
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1454 раза
Поблагодарили: 1130 раз

Re: различия в менталитете северных и южных азербайджанцев

#7 Сообщение smersh70 » 11 ноя 2015, 15:27

Изображение
Я должен подчеркнуть, что азербайджанцы Ирана по отношению к Северному Азербайджану выступают с достаточно высокомерных, имперских позиций. Они рассматривают его как психологически и морально деградировавшую часть Азербайджана, которую нужно хорошенько встряхнуть и поднять до своего уровня.

То есть, они считают себя людьми крепкими, инициативными, высоко организованными, имеющими принципы и идеалы. В то время как своих северных соотечественников они считают людьми, которые в значительной степени расслабились, потеряли стимулы, умение контролировать жизнь, обеспечивать себя, соблюдать традиционные нормы.

И они считают азербайджанцев Севера виновными за утрату части национальной территории в силу очевидного расслабления и каких-то дефектов характера. Поэтому беседы с такого рода людьми привели меня к выводу, что ничего хорошего азербайджанцам Севера от такого объединения ждать не приходится.

/Гейдар Джемаль/

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 79147
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1454 раза
Поблагодарили: 1130 раз

Re: различия в менталитете северных и южных азербайджанцев

#8 Сообщение smersh70 » 24 дек 2015, 14:38

https://youtu.be/BOChWS0e9os
https://youtu.be/BOChWS0e9os" onclick="window.open(this.href);return false;
хороший коммент
Они все говорят четко, все правда, нет такой нации Азербайджанцы, по национальности мы Турки, а Азербайджанцами нас называют , потому что страна так называется. До 1936 года нас называли Турками, в паспортах так писалось, в 1936 году в ссср принимали новую конституцию, и Сталин одним подписем взял из Тюрков создал новую нацию Азербайджанцы, да бы отделить нас от корней, чтобы со временем мы забыли свои корни, происхождение, идентичность и чтобы нас окончательно оторвать от Турции и ассимилировать. В древние века на территории сегоднящнего Азербайджана правда жили Азеры, это был персидский народ, но со временем они вымерли , их место заняли турки , то ист мы, и Сталин просто взял персидское слово Азербайджан, который в перевода с персидского означает страна огней и обозначил нас этим словом и создал одним подписем новую нацию. Так что очнитесь мы Турки, просто почему немножко отличаемся от Турецких турков, потому что нашу страну многие оккупировали, и каждый проводил политику ассимиляции, поэтому , а так мы Кавказские турки.
https://youtu.be/Mcy5bJHj_8U
https://youtu.be/Mcy5bJHj_8U" onclick="window.open(this.href);return false;

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 79147
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1454 раза
Поблагодарили: 1130 раз

Re: различия в менталитете северных и южных азербайджанцев

#9 Сообщение smersh70 » 09 сен 2018, 00:37

Шахсевены Зенджана
Вроде быт,посуда,приготовление еды все как у нас ;)
Кстати в Гяндже есть целый поселок -Шахсевян...
Их переселил еще Шах Аббас в начале 17 века
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 79147
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1454 раза
Поблагодарили: 1130 раз

Re: РАЗЛИЧИЯ в менталитете северных и южных азербайджанцев

#10 Сообщение smersh70 » 20 янв 2019, 21:31

smersh70 писал(а):И они считают азербайджанцев Севера виновными за утрату части национальной территории в силу очевидного расслабления и каких-то дефектов характера.
А сами Азербайджанцы из Южного Азербайджана не прочь в тоже время отдохнуть в Армении :mrgreen:
[youtube][/youtube]

Ответить

Вернуться в «Читальный зал»