Праздновали ли Новруз в советское время?
До 20-х годов ХХ века азербайджанский народ отмечал Новруз байрамы с большим воодушевлением. Правда, царское правительство не уделяло этому празднику столь важного внимания, как Рождеству. Но такие известные азербайджанские миллионеры-меценаты, как Гаджи Зейналабдин Тагиев, Агамуса Нагиев, Шамси Асадуллаев и другие, оказывали помощь населению Баку в организации празднования Новруза с большим размахом.
Во времена Азербайджанской Демократической Республики Новруз байрамы торжественно отмечали дважды. Но после установления в Азербайджане советской власти ситуация в корне изменилась.
Иногда в публикациях можно встретить мнение, что после установления в в Азербайджане советской власти, праздновать Новруз запретили. Когда в Азербайджане была установлена советская власть, Новруз байрамы продолжали открыто отмечать, как и раньше.
Газета «Коммунист» от 24 марта 1921 года писала, что в дни Новруза начались школьные каникулы, учащиеся вышли на улицы, организовывались праздничные гулянья, проводились концерты и представления в театрах и клубах. Неимущим семьям раздавали праздничные продуктовые пайки.
Но в то же время не прекращалась начатая радикально настроенными большевиками кампания против празднования Новруза. Наиболее резко на кампанию этих злопыхателей отреагировал Нариман Нариманов. В своей статье в газете «Игбал» от 19 марта 1913 года Н.Нариманов подробно объясняет, что Новруз байрамы никак не связан с исламом, является национальным праздником, призывающим людей к единству и равенству.
В 1925 году в связи с Новрузом принимается специальное решение, согласно которому, наряду с революционными праздниками, на государственном уровне было предусмотрено празднование 6 религиозных и национальных праздников. Но это решение соблюдалось лишь в течение первых трех лет. С 1928 года начались открытые нападки на тех, кто отмечал религиозные и национальные праздники. Газета «Коммунист» даже писала, что «в Азербайджане, так же как и в России, следует отменить традицию отмечать национальные и религиозные праздники, которые надо заменить революционными».
Наиболее активно против празднования Новруза выступали члены образованного в 1924 году «Союза воинствующих безбожников». В 1929 году «безбожники», наконец, добились своей цели, и религиозные, и национальные праздники были исключены из списка государственных. После этого члены «Союза воинствующих безбожников» по праздничным дням стали организовывать дружины, которые по вечерам патрулировали дома и дворы. Они выявляли комсомольцев, которые держали в доме сэмэни, накрывали по случаю Новруза праздничный стол, разжигали во дворах костры. Этих людей затем подвергали общественному порицанию.
В 1937 году после принятия Конституции СССР религиозные и национальные праздники, в том числе Новруз, были запрещены окончательно. Но и в те годы, даже в годы Второй мировой войны, несмотря на все запреты, Новруз в народе отмечали.
Этот официальный запрет действовал в течение 20 лет. После смерти Сталина все религиозные и национальные праздники, в том числе и Новруз байрамы, негласно были реабилитированы. То есть перестали действовать какие-либо официальные запреты на то, чтобы отмечать такие праздники в кругу семьи. Наоборот, советские идеологи задумались над тем, чтобы подогнать некоторые национальные праздники под идеологическую программу государства. В качестве эксперимента было принято решение о праздновании 6 марта 1966 года (с первого воскресенья марта) русского национального праздника Масленица под другим названием – «Проводы русской зимы», а 20 марта – праздника Новруз как «Встреча весны».
«Проводы русской зимы» в тот год отмечали в Ленинградской области. Однако, почему-то в том же году празднование Новруза было отложено. Наконец, в 1967 году было разрешено отметить этот праздник в Баку под названием «Праздник весны».
В числе городов, претендовавших на право проведения этого праздника, был и Ташкент.
Это было первое с 1928 года большое празднество в Баку, приуроченное к Новрузу.
И в 1968-м, и в 1969-м, и в начале 70-х годов проводились празднества по случаю Новруза, которые по своей грандиозности не уступали тем, что были в 1967-м году. О широком масштабе этих праздников писали газеты того времени.
То, что в 1967-м году советское руководство неожиданно разрешило отмечать Новруз, связывают с политикой СССР на Ближнем Востоке, в особенности по отношению к Ирану. В 1965 году состоялся визит иранского шаха Резы Пехлеви в СССР. На встрече с Л.И.Брежневым иранский шах, говоря об укреплении культурных связей между СССР и Ираном, затронул тему празднования Новруза.
Поэтому 22 августа 1966 года было подписано соглашение «О культурных связях между Шахиншахским Правительством Ирана и правительством СССР». Кстати, после этого, в 1966 году в советском Азербайджане впервые была опубликована поэма великого азербайджанского поэта Мухаммед Хусейна Шахрияра «Приветствие Гейдарбабе!». И с 1967-го года в Баку начали проводить празднества по случаю Новруза.
Осенью 1968 года планировался очередной визит Л.И.Брежнева в Иран. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что первое празднование Новруза в таком широком масштабе после долгих лет запретов означало большие изменения в национальном сознании нашего народа. Но также нельзя отрицать и того, что это не могло произойти без согласия главного идеолога Коммунистической партии СССР и «серого кардинала» советской системы, в чьем ведении находилась эта сфера, – Михаила Суслова, а также руководителя Азербайджана того времени – Вели Ахундова.
В любом случае, все это - тема для серьезного исследования.
Когда рассказывают о праздновании Новруза в 1967 году, почему-то забывают упомянуть имя выдающейся личности - главного организатора этих празднеств и автора праздничного сценария. Это - работавший в то время секретарем Бакинского горкома партии Вели Мамедов.
Супруга Вели Мамедова - Халида ханум Ализаде - опубликовала в вышедшей в свет в 2007 году книге «Xalqın Vəlisi, millətin səsi» полное содержание рукописей Вели Мамедова о сценарии празднования Новруза в столице Азербайджана.
В сценарии под название «Праздник весны (Новруз)» приводились точные рабочие планы и описания до малейших деталей праздничных мероприятий: начиная от подготовки к ним с 8 марта до самих праздничных народных гуляний в Баку 21 марта.
Несмотря на то, что после середины 70-х годов советское правительство так и не разрешило проводить массовые мероприятия по случаю «Праздника весны», ежегодно 21 марта в газетах публиковались праздничные поздравления, а на телевидении составляли программу передач с учетом этого праздника.
После открытия памятника Джафару Джаббарлы начались большие праздничные гулянья. После праздничных мероприятий прибывшего в дом-музей Джафара Джаббарлы руководителя республики Гейдара Алиева встречали девушки с символами Новруза в руках - праздничной хончой и сэмэни. Стол в доме-музее также был украшен праздничной хончой и сэмэни.
Существует еще немало интересных моментов, касающихся празднования Новруза в советское время. Они могли бы стать темой для кропотливого и беспристрастного журналистского расследования.
Автор: Физули Сабироглу / Vzglyad.az