АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 98559
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 4894 раза
Поблагодарили: 6088 раз

Re: АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

#101 Сообщение smersh70 » 14 дек 2020, 02:49

Британский Sherman с экраном из проволочной сетки.
Предназначенный для остановки немецкого противотанкового оружия, такого как Panzerfaust, в полевых условиях он оказался непрактичным.
Основным недостатком, который помешал широкому распространению этого экрана, стала его конструкция. Для того, чтобы она работала эффективно, ее нужно было накладывать относительно свободно, а это означало, что при путешествии по лесу или подобным местам сетка могла зацепиться и легко сорваться с танка.
Практика длилась недолго, прежде чем она перестала использоваться.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 98559
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 4894 раза
Поблагодарили: 6088 раз

Re: АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

#102 Сообщение smersh70 » 24 дек 2020, 02:09

22 декабря 1941 года — первый полёт палубного истребителя и противолодочного самолёта Fairey Firefly. Англия
Изображение
К началу Второй мировой войны все страны, обладавшие авианосцами, отказались от двухместных истребителей. Но Королевский ВМФ Великобритании остался верен этой концепции. В 1940 году Fairey Aviation Company начала работы над проектом Firefly, призванным заменить выпускавшийся ею же Fulmar.
Firefly был цельнометаллическим низкопланом со складывающимся крылом. Экипаж состоял из 2 человек. На самолёт устанавливался двигатель Rolls-Royce Griffon 74, позволявший развить скорость до 621 км/ч. Дальность полёта — 1220 км. У Firefly было мощное вооружение в крыле — 4 × 20-мм пушки Hispano Mk.V. На подвесках размещалось до 16 ракет RP-3 + 2 × 454-кг бомбы.
Изображение
► Показать
Всего было выпущено 1702 единицы Fairey Firefly. Самолёт обладал хорошими лётными характеристиками и стоял также на вооружении Австралии, Канады, Голландии, Индии и т.д.
На сегодня в музеях сохранилось 24 Firefly

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 98559
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 4894 раза
Поблагодарили: 6088 раз

Re: АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

#103 Сообщение smersh70 » 08 янв 2021, 02:07

7 января 1942 года — первый полёт палубного истребителя Supermarine Seafire. Британия
Изображение
К 1941 году стало очевидно, что британская палубная авиация не может на равных сражаться с немецкими истребителями.
Для обеспечения возросшей потребности в современных палубных истребителях, по аналогии с «Си Харрикейнами», решили приспособить к действиям с авианосцев сухопутные истребители «Супермарин» «Спитфайр». В качестве базового варианта был выбран одноместный «Спитфайр» Мк. V, совершивший свой первый полёт в 1941 году и хорошо проявивший себя в воздушных боях с немецкими «Мессершмиттами».
В кратчайшие сроки приняли решение создать новый палубный истребитель на базе знаменитого Supermarine Spitfire. Новый самолёт назвали Seafire (как сокращение от Sea Spitfire).
Если модификацию Мк. IB получали переоборудованием уже выпущенных ранее сухопутных «Спитфайров», то «Сифайр» Мк. IIС поступали на флот уже с авиазаводов и имели усиленную конструкцию.
Изображение
Изображение
Изображение
Палубный «Супермарин» «Сифайр» Мк. IIС с двигателем «Мерлин-46» мощностью 1415 л.с. развивал максимальную скорость 550 км/час на высоте 6309 м и скороподъёмность 720 метров в минуту. Дальность полёта составляла 700 км, а практический потолок 11460 метров.
Истребитель был вооружён двумя 20-мм пушками и четырьмя 7.7-мм пулемётами, установленными в крыле. Защиту пилота обеспечивала бронеспинка. Под фюзеляжем возможна установка держателя под 227-кг бомбу (на практике там мог подвешиваться дополнительный топливный бак).
Изображение
И "Сифайр" IB, и "Сифайр" IIС имели нескладывающиеся консоли крыла сухопутного истребителя. При довольно большом размахе они не вмещались в лифты новых авианосцев британского флота. Поэтому поначалу их разместили на старых "Аргусе" и "Фьюриэсе", имевших 'Т-образные" лифты.
Боевое крещение «Сифайры» Мк. IIС получили во время высадки союзных войск в Северной Африке в ноябре 1942 года. Истребители действовали с палуб авианосцев «Викториес» и «Формидейбл». Из-за невозможности складывать консоли крыла Мк. IIС не помещались в самолётоподъёмники авианосцев и размещались только на полётной палубе в ограниченном количестве (по шесть истребителей).
В воздушном бою «Сифайры» сбили два истребителя противника D.520.
По-настоящему палубной модификацией «Сифайра» стала Мк. III/L Мк. III. Истребитель получил складывающиеся вручную консоли крыла, двигатель «Мерлин-55/55М» мощностью 1585 л.с., максимальной скоростью 578 км/час на высоте 1514 метров и скороподъёмностью 1290 метров в минуту.
В июне 1943 года вступил в строй новый авианосец "Индомитэбл" с расширенным передним лифтом и сразу получил на борт 40 "Сифайров" Mk.IIC и LMk.IIC, сведенных в трехэскадрильное авиакрыло. Это истребительное авиакрыло стало самым большим в британском флоте за всю войну. Места даже в большом ангаре "Индомитэбла" катастрофически не хватало, и часть "Сифайров" оставляли на палубе. Новый корабль сразу же перешел в Средиземное море, где включился в авиационную поддержку высадки десанта на Сицилии (операция "Хаски").
9 августа началась операция "Эваланс" (штурм Салерно), ставшая черным часом "Сифайров". 106 самолетов "Сифайр" LMk.IIC с пяти эскортных авианосцев осуществляли воздушное прикрытие кораблей. Стоял полный штиль. Истребители при посадке не могли использовать встречный ветер, часто проскакивали тросы аэрофинишера, обрывали крюки. За два дня разбилось 42 самолета.
Изображение
Было выпущено 2646 истребителей Seafire. Основной эксплуатант — Воздушные силы флота Великобритании. Самолёты были списаны как устаревшие в 1953 году. На сегодня сохранилось 6 экземпляров Seafire поздних модификаций

Аватара пользователя
Руслан Моделист
партизан
Сообщения: 325
Зарегистрирован: 19 ноя 2020, 17:24
Откуда: Россия, Ставрополь

Благодарил (а): 902 раза
Поблагодарили: 266 раз
Контактная информация:

Re: АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

#104 Сообщение Руслан Моделист » 11 янв 2021, 17:48

Стрелковое оружие Великобритании во Второй мировой войне

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 98559
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 4894 раза
Поблагодарили: 6088 раз

Re: АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

#105 Сообщение smersh70 » 25 янв 2021, 01:25

Шестифунтовый «Дьякон»

Британская самоходка Deacon напоминала корабельную артиллерийскую башню, водружённую на платформу грузовика. Громоздкая и неуклюжая на первый взгляд, но вооружённая смертоносным 6-фунтовым орудием, она оказалась одним из наиболее эффективных противотанковых средств на Североафриканском театре военных действий Второй мировой войны.
Специфические условия войны в Ливийской пустыне породили целый ряд уникальных боевых машин, адаптированных под условия этого театра военных действий. Типичным примером стали итальянские «автопушки» — импровизированные самоходные артиллерийские установки, полученные путём монтажа пушек и гаубиц на автомобильные шасси. Подобный приём использовал и противник Италии — Великобритания. Британцы пошли дальше, создав на шасси подходящего грузовика полноценную бронированную САУ.
6-фунтовая противотанковая пушка раннего выпуска (без дульного тормоза), установленная на шасси грузовика. С боков орудие частично защищено броневыми листами
Изображение
К началу Второй мировой войны буксируемая двухфунтовая пушка являлась единственным типом противотанкового орудия британской армии. Таковым она оставалась до конца 1941 года, если не принимать во внимание эпизод с использованием Британскими экспедиционными силами во Франции 25-мм пушек «Гочкисс» и небольшого количества 37-мм орудий «Бофорс», применявшихся в Северной Африке. В отличие от большинства других армий, британцы предпочитали использовать свои противотанковые пушки централизованно. Полк, насчитывавший 48 орудий (четыре 12-орудийные батареи) находился в подчинении командира дивизии. Такая централизация предъявляла особые требования к мобильности. Батареи должны были быть достаточно подвижными, чтобы оперативно перебрасываться на угрожаемые направления, усиливая пехотные подразделения (последние располагали лишь противотанковыми ружьями «Бойс»). Усугублялась эта проблема в Северной Африке, где открытые танкодоступные пространства сочетались с низкой плотностью войск.
Взвод двухфунтовых противотанковых пушек на автомобильных шасси на огневой позиции
Изображение
Двухфунтовка была малоподвижным орудием, рассчитанным на стационарную оборону: её трёхстанинный лафет обеспечивал круговой обстрел, но требовал относительно много времени для перевода из походного положения в боевое и обратно. Поэтому именно в Северной Африке британцы прибегли к довольно успешной импровизации, устанавливая противотанковые пушки на платформы 0,75-тонных грузовиков. Тут как раз и пригодилась специфичная конструкция лафета — двухфунтовка удобно размещалась на грузовой платформе и имела большой диапазон углов обстрела.

Полученный опыт британцы попытались распространить и на более тяжёлую противотанковую пушку — 6-фунтовую (57-мм), запущенную в производство в конце 1941 года. Однако её классический лафет с двумя раздвижными станинами оказался неподходящим для простой импровизации. Установленный на грузовой платформе, он обеспечивал очень ограниченный угол горизонтального наведения. Требовалась более радикальная переделка, чтобы из буксируемого орудия получить приличную самоходку. Так в 1942 году появилась САУ АЕС Mk I «Дьякон» — очередной представитель в ряду «священнослужителей» британской самоходной артиллерии и единственный среди них, базировавшийся не на гусеничном, а на колёсном шасси.

Конструкция самоходки

Базой для самоходки стал двухосный полноприводный грузовик «Матадор» (О853), производившийся фирмой Associated Equipment Company, более известной под аббревиатурой АЕС. Надежная, высокопроходимая, мощная и неприхотливая машина как нельзя лучше подходила для этой роли. На её грузовую платформу водрузили поворотную орудийную рубку, напоминавшую корабельную башню. Угол горизонтального обстрела составлял 300º — в передней части САУ его ограничивала кабина. Нормальным являлось положение орудия стволом назад. Рубка была открытой со стороны, противоположной стволу. Толщина брони в лобовой проекции рубки составляла 20 мм, по бортам — 8 мм. Угол вертикальной наводки пушки колебался в пределах от 0 до +15º. Возимый боекомплект был весьма скромен, учитывая немалые габариты машины — всего 24 выстрела. Все «Дьяконы» вооружались 57-мм пушками Mk II раннего выпуска со стволом длиной 43 калибра. Сведений о применении на этих САУ пушек Mk IV (с 50-калиберным стволом и дульным тормозом) нет.
Броня защищала также двигатель и кабину водителя. Последняя представляла собой одноместную рубку, смещённую вправо от оси симметрии (не забываем, что в Великобритании принято левостороннее движение). Помимо водителя, экипаж самоходки включал командира, наводчика и заряжающего.
Силовая установка «Дьякона», как и на базовом грузовике, состояла из шестицилиндрового дизельного двигателя АЕС А173 мощностью 95 л.с. и механической коробки передач (четыре скорости вперёд и одна — назад). Поскольку «Матадор» позиционировался, в первую очередь, как тягач для тяжёлых артсистем, передаточные числа в коробке передач были подобраны для обеспечения максимального тягового усилия. В итоге машина оказалась тихоходной. По пересечённой местности двенадцатитонный «Дьякон» передвигался со скоростью, не превышавшей 15-20 км/ч, а на хорошей дороге мог разогнаться до «умопомрачительных» 30 км/ч. Топливный бак ёмкостью 151 л обеспечивал запас хода до 280 км.
Изображение
Боевая служба

Изготовление «Дьяконов» осуществлялось в метрополии. Во второй половине 1942 года в ремонтных мастерских Великобритании путём переделки грузовиков «Матадор» изготовили 175 самоходных артустановок. Самые ранние сведения о поставке таких САУ в Северную Африку относятся к октябрю 1942 года, когда машинами первой партии перевооружили одну из батарей 76-го полка противотанковой артиллерии 1-й бронетанковой дивизии. К началу 1943 года полк полностью перешёл на эти самоходки, располагая четырьмя батареями «Дьяконов» (всего 48 САУ). Затем «Дьяконы» получила 213-я батарея 84-го полка противотанковой артиллерии (10-я танковая дивизия). Возможно, такие самоходки попали и в другие части, но какие-либо сведения на этот счёт отсутствуют. Подобная практика была общепринятой — значительное количество новой техники британское командование стремилось придержать в резерве для компенсации возможных потерь.
Несмотря на высокий силуэт и небольшую скорость, «Дьяконы» весьма неплохо показали себя в боях. Их проходимость вполне соответствовала условиям Североафриканской пустыни, а огневая мощь шестифунтовок обеспечивала гарантированное поражение любых немецких и итальянских танков.
Изображение
Звёздным часом для «Дьяконов» стали бои на линии «Марет» в Тунисе в марте 1943 года. Наиболее показательной была битва под Эль-Хамма. 27 марта части немецких 15-й танковой и 164-й лёгкой дивизий нанесли мощный контрудар по позициям новозеландской 2-й пехотной дивизии. Пехотинцев поддерживал 76-й полк противотанковой артиллерии в полном составе (48 САУ «Дьякон»). Отражая контратаки, экипажи «Дьяконов» уничтожили дюжину немецких танков (главным образом, Pz.Kpfw III) и несколько других единиц бронетехники. В итоге контрудар был отбит.
В боях в Северной Африке британцы успешно применяли тактику «ловушек» — танков и самоходок, замаскированных под грузовики. Для «Дьякона» был разработан комплект средств маскировки «Саншилд» Mk2, представлявший собой каркас из тонких стальных труб, обтянутый полотном. Комплект, состоявший из двух половинок, легко монтировался силами экипажа САУ. О том, насколько эффективными были подобные средства маскировки, свидетельствует выдержка из доклада «Уроки Африканского театра военных действий», подготовленного школой панцерваффе в Вюнсдорфе: «Остерегайтесь британских грузовиков, так как британцы устанавливают на них противотанковые орудия, которыми они неожиданно открывают огонь по корме или двигателю. Британцы осуществляют патрулирование с помощью колёсных боевых бронированных машин и пешком. Они также появляются из пустыни, чтобы наносить удары глубоко в наши тылы, запускать ударные войска или атаковать наши задние колонны с помощью быстроходных бронированных боевых машин».
76-й и 84-й полки противотанковой артиллерии сражались в Тунисе вплоть до капитуляции остатков германо-итальянских войск 13 мая 1943 года. Во второй половине мая оба полка передислоцировали в Египет. Здесь 10-ю танковую дивизию расформировали, а её 84-й полк стал отдельным. Его личный состав отправили в Великобританию, где часть получила гусеничные истребители танков М10 и вошла в состав 12-го армейского корпуса. 76-й полк в составе 1-й танковой дивизии участвовал в кампании в Италии, но к тому времени также был перевооружён на М10.
«Остерегайтесь британских грузовиков…» САУ «Дьякон», замаскированная под грузовик
Изображение
Ни один «Дьякон» не участвовал в боевых действиях за пределами Северной Африки — машины, оптимизированные для относительно ровной пустынной местности, не могли эффективно применяться в Европе. Поэтому «Дьяконов» вывели из состава боевых частей, оставив в Египте. Часть из них переделали обратно в транспортные машины (непонятно, сохранялись ли при этом бронезащита двигателя и кабины водителя). Ещё несколько десятков во второй половине 1943 года продали Турции. Турецкая армия списала «Дьяконы» в начале 50-х годов, подробности их службы неизвестны.
► Показать
Автор статьи - Андрей Харук
Источник - https://warspot.ru/18645-shestifuntovyy-dyakon

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 98559
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 4894 раза
Поблагодарили: 6088 раз

Re: АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

#106 Сообщение smersh70 » 06 фев 2021, 01:51

FV3902 — британская боевая машина разминирования: тяжелая, шумная, прочная
Изображение
Идея цепного трала для машины разминирования родилась в годы Второй мировой войны у южноафриканского офицера Абрахама дю Тюа, который предложил оборудовать бронированную машину вращающимся вынесенным вперед барабаном, к которому прикреплены десятки цепей с грузами. Такая машина должна была легко обезвреживать мины, разрушая их или заставляя детонировать. Первоначально идея была реализована на «Матильде», затем подобные системы устанавливались на «Шерманах».
Планировалась разработка и специализированного танка-тральщика, работающего по подобному принципу, но война заканчивалась, и тратить деньги на новую разработку было неразумно. Так, у англичан «под рукой» оказались тяжелые танки «Черчилль» — устаревшие, медленные, тяжелые, но вместе с тем, надежные и хорошо бронированные (лобовое бронирование увеличили до 140 мм). В итоге Королевский инженерный корпус получил с 1954 по 1956 год 42 машины разминирования, прозванных «Жабами» — вероятно, за неуклюжий вид и медлительность. Им не довелось участвовать в боевых действиях, но зачистку местности в местах былых конфликтов экс-«Черчилли» осуществляли.
Барабан с цепями приводился в движение собственным двигателем M120 Meteor V12, установленным в большом продолговатом бронированном ящике прямо на корпусе. Скорость вращения - более 150 об/мин.
Изображение
До наших дней сохранилась одна «Жаба», восстановленная до рабочего состояния, которая находится в коллекции Австралийского музея бронетехники и артиллерии. Периодически машина участвует в различного рода показах со специально укороченными цепями, чтобы не портить ландшафт — зрелищность от этого страдает мало.
По другим данным вторая и последняя такая машина стояла в Бовингтоне, однако, сейчас там его больше нет, и его текущее местонахождение неизвестно.
Судя по всему, этот экземпляр БМР на базе Черчилля в Австралию попал из частной коллекции обычного американского миллионера Жака Литтлфилда, которую он тихо-мирно собирал на своём ранчо в Портола Вэлли. После его в смерти в 2009 году дела были основательно подзапущены, в связи с чем коллекцию (около 80-и наиболее ценных с исторической точки зрения экспонатов) было решено перенести в экспозицию Фонда Коллингз (у них свои коллекции, но занимаются в основном ретро автомобилями и авиатехникой) под Бостон. Средства от продажи в 2014 году некоторых образцов позволили организовать переезд и выставку на новом месте.
Изображение
До коллекции Литтлфилда "жаба" годами томилась на различных армейских базах, и благодаря реставрационной команде RR Services из Кента БМР была кропотливо восстановлена до полного рабочего состояния в течение двух лет и в мае 2008 передана новому владельцу Жаку Литтлфилду из Калифорнии в Military Vehicle Technology Foundation .

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 98559
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 4894 раза
Поблагодарили: 6088 раз

Re: АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

#107 Сообщение smersh70 » 15 фев 2021, 00:29

Бетонные "шушпанцеры" "Бизон".
Изображение
После потери почти всей бронетехники во Франции в 40м году, Британия оказалась практически беззащитной. Ла -Манш сторожил флот, в небе разыгрывалась "Битва за Британию", и для англичан критически важна была оборона аэродромов от немецких десантов. "Бизоны" конечно же в атаку ни кто посылать не собирался. По большому счёту это был самодвижущийся ДОТ, который в случае опасности своим ходом добирался до позиции. А странность бронирования объясняется дефицитом железа на острове.
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 98559
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 4894 раза
Поблагодарили: 6088 раз

Re: АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

#108 Сообщение smersh70 » 23 фев 2021, 00:41

22 февраля 1940 года впервые поднялся в воздух первый прототип самолета Хаукер "Тайфун" - самого мощного в мире одномоторного истребителя на тот момент. Однако эта машина, созданная как скоростной низковысотный перехватчик, получила гораздо более широкую известность как штурмовик и истребитель-бомбардировщик. "Тайфуны" сыграли важную роль в обеспечении открытия Второго фронта и в разгроме немецких войск во Франции летом 1944 года.
Изображение
"Тайфун", разработанный известным английским авиаконструктором Сиднеем Кэммом для замены морально устаревающего истребителя "Харрикейн", был обязан своим появлением 24-цилиндровому четырехрядному двигателю жидкостного охлаждения Нэпир "Сэйбр" мощностью 2200 лошадиных сил.
Только англичанам удалось разработать, довести "до ума" и внедрить в массовое производство столь сложный силовой агрегат. Ни в одной стране мира не было ничего подобного. Для сравнения, самый мощный советский жидкостный авиамотор тех времен АМ-38, стоявший на штурмовике Ил-2, развивал 1500 л.с., но он появился позднее "Сэйбра".
Благодаря высокой энерговооруженности "Тайфун", несмотря на солидную взлетную массу (более пяти тонн) обладал исключительно высокой скоростью - 663 км/ч, скороподъемностью - 14 м/с и вооружением - 4 20-миллиметровые автоматические пушки. Дополнительно он мог носить 2000 фунтов (907 кг) бомб или 8 60-фунтовых ракет RP-3 c 11-килограммовой боеголовкой, которая представляла угрозу даже для "Тигров" и могла выводить их из строя при попадании в моторный отсек. Вероятность такого попадания составляла примерно 4%.
Изображение
► Показать
Таким образом, по боевой нагрузке этот истребитель соответствовал советскому двухмоторному бомбардировщику Пе-2 и более чем вдвое превосходил двухместный вариант штурмовика Ил-2, который поднимал не более 400 кг бомб. К сожалению, советский авиапром времен войны не мог выпускать ничего подобного"Тайфуну", для нас эта машина была воплощением "инопланетных технологий". А англичане построили 3317 таких самолетов, активно применявшихся на западном ТВД начиная с 1942 года.
"Тайфуны" продемонстрировали высокую эффективность ударов по наземным целям, в том числе - таким компактным и хорошо защищенным как тяжелые танки. Например, 23 сентября 1944 года, согласно немецким данным, они уничтожили в одном боевом вылете под Арнемом четыре "Тигра" и три "Пантеры". При этом за всю войну не отмечено ни одного доказанного случая уничтожения танков этих типов штурмовиками Ил-2.
Изображение
"Тайфуны" в СССР не поставлялись,

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 98559
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 4894 раза
Поблагодарили: 6088 раз

Re: АНГЛИЯ-Техника.Оружие.Война.

#109 Сообщение smersh70 » Вчера, 01:34

Одним из изобретений Второй мировой войны, которое до сих пор используется в повседневной жизни, являются 20-литровые канистры. Разработанная в 1937 году фирмой Müller конструкция оказалась на редкость удачной. Помимо того, что канистры было удобно носить, они отличались крепкой конструкцией, их можно было собирать штабелями, отличались они и удобством использования. Неудивительно, что канистры, которые, с легкой руки англичан, получили прозвище Jerrycan, постепенно начали копировать в других странах. Кто-то их конструкцию копировал вообще один в один, кто-то, например, американцы, создали свои вариации на тему. Так или иначе, но 20-литровые канистры фирмы Müller вписали себя в историю. Причем зачастую про другие канистры многие и не знают. Хотя у тех же немцев были и более ранние модели, треугольные, причем они получились менее удобными.
Оно же на Valentine V из коллекции Музей отечественной военной истории. Суммарно здесь могло перевозиться чуть больше 45 литров воды.
Изображение
Есть во всей этой истории несколько интересных моментов. Во-первых, упомянутые "треугольные" канистры хоть и получились неудобными, но вполне себе использовались, причем на военной технике. Во-вторых, при ряде очевидных преимуществ так сложилось, что именно на танках у немцев канистры не прижились. Нет, силами танковых дивизий и более мелких подразделений порой крепления под канистры делались, но именно чтобы централизованно - нет. Только на бронеавтомобилях эти самые, штатные крепления для канистр, и применялись. Сначала для "треугольных", а уже потом появились крепления и для типовых, фирмы Müller. Отчасти причину тому надо искать в некоторых особенностях конструкции канистры. Да, она была удобной, прочной, но при этом довольно габаритной. Неслучайно, что после войны обычно канистры вешали на башни, так они хотя бы не мешали. Одним словом, конструкция неоднозначная, с точки зрения применения на танках.
Не менее важным моментом является то, что обычно историю канистр, до появления конструкций фирмы Müller, "проматывают". И делают это абсолютно зря. Потому как история канистр на войне началась гораздо раньше - еще во времена Первой мировой войны. Собственно говоря, канистры будут постарше, чем и танки, и бронемашины. Создателями их были англичане. Обычно, в случае с английскими канистрами для топлива, вспоминают 4-галлонные (объемом 18,18 литров) канистры, которые действительно имели дурную славу. Они получили прозвище flimsy, которое можно интерпретировать по-разному, но в целом оно означало "непрочные". Оно в полной мере отражало реальность. Они действительно были весьма хлипкими, неудобными, из них постоянно подтекало топливо, а уж таскать это безобразие было еще тем фокусом. Вот как раз flimsy и отправились на покой после знакомства англичан с немецкими канистрами. Уже в 1942 году английские копии вовсю использовались на фронте, но это совсем не означало, что самобытные канистры ушли в небытие. Просто не надо забывать, что канистры бывают разными.
Канистры на Cruiser Tank Mk.I, 1940 год. В то время они применялись и для перевозки воды, и для перевозки топлива.
Изображение
Еще до начала Первой мировой войны появились ёмкости, которые предназначались для переноски как топлива, так и моторного масла. Поначалу форма могла быть разной, но довольно быстро она пришла к общему знаменателю. Это были жестяные конструкции формой параллелепипеда с заливной горловиной и ручкой сверху. Объем обычно измерялся в имперских галлонах - 0,5 (2,27 литра, обычно такие были для масла), 1 (4,54 литра, использовались как для масла, так и для топлива) и 2 (9,09 литра, наиболее популярные с точки зрения перевозки топлива). Использовались такие канистры, прежде всего, для автомобилей. Имелись и 5-галлонные канистры, но они не особо прижились, по той же причине, что и flimsy. Слишком тяжелые, слишком неудобные, слишком большие. По итогам, можно сказать, что рынок порешал. 2-галлонные канистры оказались оптимальным вариантом. Они были достаточно легкими, в меру прочными, 9 литров был вполне приличный объем для перевозки. В результате именно эти канистры стали первыми, которые применялись для заправки бронетанковой техники. В случае необходимости из них тоже можно было собирать штабеля, но всё же ручка была не такая крепкая, как у немецкой конструкции.
Выпускались канистры частными компаниями, но после начала Первой мировой войны большое количество канистр заказал Военное Министерство. Основной стали как раз 2-галлонные канистры, также выбор сделали и на 1-галлонной канистре. Применяли их для перевозки топлива, масла и воды. Уже потом появилась 4-галлонная канистра, но она, как уже было сказано, получилась неудачной. А вот "старая гвардия" никуда не делась, более того, именно англичане стали первыми, кто стал делать на танках крепления для стандартных канистр. Таковые появились в 1940 году на танках, применявшихся в Северной Африке. На корме появились сварные конструкции, куда ставилась батарея 2-галлонных канистр. Именно эта система не проходит в альбомах Военного Министерства, но была она отнюдь не импровизацией. Обычно подобные конструкции утверждались сверху, да и то, насколько они стандартно выглядели, говорит о том, что данная система была типовой, а не разработана в частях.
Штатное крепление канистр с водой на Valentine.
Изображение
Наиболее массово подобный способ перевозки топлива применялся в 1940-41 годах. Помимо топлива, в таких же канистрах перевозилась и вода, бесценная в условиях пустыни. Собственно говоря, и немцы в своих канистрах перевозили не только топливо, но и воду. В 1941 году на английских танках появился 135-литровый дополнительный топливный бак. Он был соединен с основной топливной системой, имел достаточно компактную конструкцию, посему, вроде как, 2-галлонные канистры стали и не нужны. Но они никуда не делись. Больше того, их стало только больше, а размещение официально утверждалось DTD (Департаментом по проектированию танков). Для некоторых танков, прежде всего Valentine, имелись специальные, заводские крепления канистр, обычно их размещали в кормовой части танка.
2-галлонная канистра была достаточно компактной и удобной. Поэтому она и продержалась так долго.
Изображение
Пик применения 2-галлонных канистр, как средства перевозки воды на танках, пришелся на 1941-43 годы. Объясняется это тем, что нужны они были на вполне определенном ТВД, то есть в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Вместе с тем, иногда эти канистры можно было видеть и на танках, которые воевали в Европе. Окончательно "старая гвардия" сдала пост 20-литровым канистрам немецкого типа только уже после окончания войны, но и тут не всё так просто. Последние из них датированы началом 50-х. К тому времени "немецкие" канистры уже были повсеместно, тем не менее, у старых конструкций всё еще имелась ниша для применения.
Автор статьи – Юрий Пашолок
Источник - https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/potomu-chto-..

Ответить

Вернуться в «Военная история»