Великие сражения в истории

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Великие сражения в истории

#1 Сообщение Одиссей » 03 май 2013, 14:33

Ирано-византийская война 602—628 годов — последняя война между Византийской империей и империей Сасанидов, длившаяся 26 лет. Предыдущая война закончилась в 591 году, после того, как император Маврикий помог сасанидскому царю Хосрову II вернуть престол, захваченный узурпатором Бахрамом Чубином. В 602 году Маврикий был убит во время восстания военачальника Фоки, ставшего императором. Хосров объявил Фоке войну якобы для того, чтобы отомстить за смерть Маврикия.
Первый этап войны, длившийся с 602 по 622 годы, оказался успешным для персов, завоевавших большую часть Леванта, Египта и Анатолии. Лишь император Ираклий I, вступивший на престол в 610 году, несмотря на первоначальные поражения, сумел повернуть ход военных действий в свою пользу. Персидская кампания Ираклия, проходившая в 622—626 годах, изменила баланс сил и заставила персов перейти к обороне. Объединившись с аварами, персы предприняли последнюю попытку взять Константинополь в 626 году, но потерпели поражение. После этого Ираклий вторгся в Персидскую державу в 627 году, вынудив противника просить мира, который был заключён в начале следующего года.
К концу затянувшегося конфликта обе стороны были сильно истощены и исчерпали свои человеческие и материальные ресурсы, что позволило арабам быстро завоевать всю империю Сасанидов, а также византийский Левант, Египет и Северную Африку.
Российский историк Л. Н. Гумилёв назвал эту войну «Мировой войной VII века»[1].

Предыстория

Основные статьи: Фока (византийский император), Ирано-византийская война (572—591)


Византийская империя к началу VII века
После нескольких десятилетий безрезультатных боёв император Маврикий закончил византийско-персидскую войну 572—591 годов, оказав помощь изгнанному сасанидскому принцу Хосрову (будущему царю Хосрову II) в возвращении престола, который узурпировал полководец Бахрам Чубин. В благодарность за это империя Сасанидов уступила византийцам северо-восточную часть Месопотамии и большую часть Армении, Кавказской Иберии (точные детали договора неизвестны)[2][3][4]. Ещё более важным для византийской экономики стало то, что отныне империя не должна была платить ежегодную дань персам; после этого Маврикий начал новые кампании на Балканах, чтобы остановить вторжение славян и аваров[5][6].
Военные походы предшественника Маврикия Тиберия II Константина и его щедрость сильно истощили казну, доставшуюся ему в наследство от Юстина II[7][8][9]. Чтобы пополнить имперскую казну, Маврикий принял строгие финансовые меры и сократил солдатское жалованье, что привело к четырём военным мятежам[10]. Новый бунт, оказавшийся последним для императора, произошёл в 602 году из-за того, что Маврикий приказал армии остаться после похода за Дунай в задунайских землях на зимовку[11]. В результате солдаты провозгласили императором фракийского центуриона Фоку[2][12]. Маврикий пытался защитить Константинополь, вооружив представителей Синих и Зелёных — двух главных партий ипподрома, но эта мера оказалась неэффективной[12]. Император сбежал, но вскоре был схвачен и убит солдатами Фоки[13].


Начало конфликта

После убийства Маврикия Нарсес (итал.)русск., византийский наместник в Месопотамии и военный магистр, поднял восстание против Фоки и захватил Эдессу, главный город Византийской Месопотамии[14]. Тогда Фока поручил своему военачальнику Герману (англ.)русск. начать осаду Эдессы, что побудило Нарсеса обратиться за помощью к царю Хосрову. Персидский правитель, который был готов помочь отомстить за Маврикия, своего «друга и отца», использовал смерть императора как повод для начала войны. Конфликт был ему выгоден, поскольку он надеялся отвоевать у Византии Армению и Месопотамию[15][16].
Вскоре Герман погиб в сражении против персов. Армия, посланная Фокой против Хосрова, была разбита возле крепости Дары в Верхней Месопотамии. В 605 году этот важный византийский опорный пункт после длительной осады был взят войсками Хосрова, построившими перед городскими стенами высокий вал, позволивший персидским солдатам проникнуть в Дару[17][18]. После этого Нарсес сбежал от евнуха Леонтия, отправленного Фокой для переговоров с ним[18]. Тогда новый военачальник комит Доменциол осадил его в Иераполисе и после долгих переговоров уговорил Нарсеса вернуться в Константинополь, чтобы обсудить условия мира, но Фока предательски захватил противника в плен и сжёг заживо в медном быке[19]. Казнь Нарсеса наряду с победой персов отрицательно сказалась на репутации Фоки[20]. После двухлетней осады персы взяли крепость Хесна де Кефа (Хисн-Кейф) в 607 году[17]. Успехи Хосрова в войне с византийцами объясняются не только военными и экономическими факторами, но и недовольством населения политикой Фоки и мягким отношением персов к побеждённым народам[17].


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1% ... 0%BD%D0%B0_(602%E2%80%94628
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Великие сражения в истории

#2 Сообщение Одиссей » 03 май 2013, 14:35

Бахрам Чубин



Биография

Согласно источникам, Бахрам Чубин был сыном Бахрама Гушнаспа, сына Кузека, являвшегося марзбаном (наместником) провинции Азербайджан при шахиншахе Хосрове I Ануширване. Он имел прозвище Михрбандак (в армянских источниках — Михревандак), поскольку происходил из рода Михран — одного из 7 ведущих парфянских родов, восходивших к Аршакидам и сохранивших свое влияние и при Сасанидах[4][5][6][3][7][8]. Владения этого рода располагались в Рее. По другим данным, он был потомком сасанидского шаха Бахрама IV Керманшаха (388—399). Прозвище «Чубин» означало «Ворон»[9][10], получил из-за изображения ворона на родовом щите. Существует также весьма противоречивая и неподтвержденная источниками версия о значении слова Чубин, как «Копьеподобный»[11], которую получил за свой рост, могучее телосложение и гордую осанку[12].
Несмотря на то, что мировая историография практически единогласно[12][5][6][7][8][13] считает Бахрама Чубина парфянином, происходившим из рода Михран, узбекский историк Ш. С. Камолиддин предполагает существование документов, указывающих на тюркские корни у Бахрама Чубина, — о которых упоминал иранский историк Инойат Аллах Ризо, который хотя отвергает эту мысль о тюркском происхождении как «неправильную и в корне неверную»[14].
Он начал карьеру при Хосрове Ануширване службой в полках саваран (тяжелая кавалерия) и тогда прославился своими подвигами. В 570-х гг. был назначен марзбаном Севера (Великая Мидия и Азербайджан) и в этом качестве без определенного успеха воевал с византийцами в Месопотамии[12]. При Ормизде IV стал главнокомандующим иранской армии. Осенью 589 г. одержал при Герате решительную победу над вторгшимися в Иран тюрками[15], которые, вступив в союз с византийцами, угрожали самому существованию Ирана[12]. При этом Бахрам Чубин собственноручно убил командующего армией тюрков, известного в иранских источниках под именем Совэ (по предположению Л. Н. Гумилева, его подлинное имя было Янг-Соух, и был он не ханом, а наместником одной из провинций каганата). После этого победоносно вторгся во владения тюрков в Средней Азии. Был объявлен героем и спасителем страны. Пользовался высочайшим авторитетом в стране, что скорее и стало причиной его опалы. В результате дворцовых заговоров и борьбы Ормизда IV-го со знатью (по другой версии — несогласованности при дележе трофеев), был отстранен от командования армией. Ормизд не только сместил его с поста главнокомандующего, но и послал в насмешку прялку и женское платье — якобы подобающие для него более, чем одежда воина[16]. Будучи отстраненным, поднял мятеж против центральной власти; его поддержала армия, недовольная правлением Ормизда IV. Ормизд IV в результате заговора знати, в качестве услужения Бахраму Чубину, был убит. Бахрам короновался короной Сасанидов под именем Бахрама VI и объявил о реставрации законной династии Аршакидов. Также объявил Сасанидов тиранами и узурпаторами власти в Иране. Бахрам Чубин процарствовал один год и был побежден объединенной византийско-иранской армией, посланной на помощь Хосрову II Парвизу византийским императором Маврикием.
После поражения в сражении при Ганзаке в Атропатене, Бахрам Чубин бежал к тюркам, к своим бывшим врагам, был принят при дворе тюркского кагана и женился на дочери кагана. Обеспокоенный таким оборотом дел, Хосров сумел через своего посла склонить подарками жену Нили-хана на заговор против претендента, и наёмный убийца заколол Бахрама VI отравленным кинжалом[16].
От Бахрама Чубина принято вести родословную династии Саманидов[17].

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0% ... 0%B8%D0%BD" onclick="window.open(this.href);return false;
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Ирано-византийская война 602—628 годов

#3 Сообщение Одиссей » 03 май 2013, 14:43

Подвиг Бахрама Чубины

Лев Гумилев

Впервые опубликовано // Подвиг Бахрама Чубины. Л., Изд-во Государственного Эрмитажа, 1962. (Подбор и перевод источников, вступительная статья и комментарий Л. Н. Гумилева.)

БИТВА ПРИ ГЕРАТЕ

История знает много примеров того, как за один кровавый день решалась судьба народа. Достаточно вспомнить битву при Херес де ла-Фронтьера, отдавшую вестготскую Испанию во власть арабов, и битву при Пуатье, когда их натиск был остановлен и спасена Франция; битву при Гастингсе, бросившую Англию под ноги нормандских баронов, или битву при Могаче, положившую конец существованию венгерского королевства.

Средняя Азия имеет не менее памятные даты: Таласская битва 751 года, решившая спор между дальневосточной, китайской и ближневосточной, мусульманской культурами; битва при Донданекане 1041 года, открывшая путь сельджукам на Ближний Восток, или Катванская битва 1141 года, остановившая успешное движение ислама на много лет и отдавшая Мавераннахр в руки кара-китаев.

Для VI века такой датой была битва при Герате осенью 589 года [+1].

Мусульманские и христианские источники глухо говорят о большом сражении, в котором Бахрам Чубина одержал верх над царем «китайских тюрок» Савэ.

Вивьен де Сен-Мартен [+2], а за ним Шаванн [+3] и Маркварт [+4] считали это событие пограничной стычкой между персами и кушанскими князьками. Шаг вперед в изучении этого вопроса сделал С. П. Толстов [+5], показавший, что врагами персов были действительно тюрки. Продолжая его исследование, мне удалось установить, что Савэ — это удельный князь Великого каганата, известный китайским хронистам под именем Янсу-тегина [+6]. Но этим вопрос не исчерпан. Все указанные авторы основывались либо на данных византийских источников, либо на арабской версии Табари [+7].

Древняя персидская версия, отраженная у Мирхонда весьма кратко, и более подробно у ранних авторов, до сих пор не подвергалась критическому разбору и сравнению. А между тем она сохранила и донесла до нас целый ряд чрезвычайно ценных и интересных подробностей, опущенных греками, армянами и арабами; именно у персидских авторов герои событий кажутся не бесплотными телами, а живыми, страстными и сильными людьми, в которых чувство долга переплетается с безудержным авантюризмом, а храбрость и благородство — с кровожадностью и жестокостью. Уже по этому одному персидская традиция заслуживает внимания, но, помимо того, подробности, приводимые в персидском источнике, дают нам возможность более глубоко проверить сообщаемые факты, благодаря чему удалось уничтожить еще одно темное пятно в истории Востока и восстановить ход событий, их причины и последствия.. Балями, персидский переводчик Табари, мотивирует свое отступление от подлинника тем, что «Мохаммед бен-Джарир не дал историю Бахрама Чубины целиком. Я же нашел ее более полной в книге по истории Персии. Я излагаю согласно этой книге» [+8]. По-видимому, здесь имеется в виду «Хвадай-Намак» Данишвара, сочинение, составленное в 632-651 гг. [+9] и до нас не дошедшее.

Осведомленность Данишвара не вызывает сомнений и поэтому сначала следует по возможности восстановить его версию. Она, как выяснено нами, наиболее полно воспроизведена в «Шахнаме» Абулькасима Фирдоуси [+10].

Подходя к изучению поставленной проблемы, надо помнить, что «Шахнаме» не поэма в нашем смысле, а история в понимании того времени, причем написанная великолепным муттакарибом (амфибрахием). Отсюда подробные описания расположений войск, перечисления лиц и деталей, не имеющие конструктивного значения для развития темы, длинноты при передаче речи героев и многое другое. Все эти особенности имели значение для Фирдоуси-историка, а Фирдоуси-поэт проявил свой небывалый талант в предельно лаконичных этюдах природы, в сравнениях и мужественном пафосе при описании кульминационных точек событий.

Это и определило отбор текстов для перевода. Длинноты и повторения сознательно опущены, а там, где изложение событий необходимо, но стихотворная передача не оправдана, в повествование инкрустирован текст Мирхонда, что восполняет смысловой пробел и придает изложению стереоскопичность, облегчающую восприятие. Зато разделы, написанные Фирдоуси на высоком поэтическом напряжении, переданы почти дословно. Переводчик пытался дать адекватный перевод источника и тем самым передать его литературные достоинства, пропадающие при буквальном следовании за оригиналом. Поэтому он сохранил персидское произношение этнонима «тюрк», полагая, что разница между центральноазиатскими «турками» VI века и турками-османами XIV-XX веков очевидна и не может вызвать недоразумений [+11]. Переводчик старался уловить и сохранить сочетание лирических и патетических интонаций с подчас суховатыми и деловыми описаниями; величественных, иногда забытых слов с бытовыми выражениями, как, например, «победность» (пирузи) и «скорежился» (бипичид). Вслед за подлинником он то ослаблял, то усиливал интонационное напряжение, стремясь к тому, чтобы в повествовании о великом событии читатель услышал голос великого персидского поэта.

В конце VI века международные противоречия достигли высшей точки напряжения. Виною тому были события, произошедшие на обоих концах Евразийского континента.

В середине VI века китайцы сбросили гнет иноземной династии Тоба-Вэй и в Северном Китае образовались два соперничающих царства: Бэй-Чжоу и Бэй-Ци. Тогда же тюрки объединили под властью своих хаганов Великую степь от Желтого моря до Черного и в их руки попал весь караванный путь и богатые согдийские города — опорные пункты караванной торговли — до границ Персии.

Одновременно Византия, только что завоевавшая гегемонию в Средиземноморье, получила жестокие удары от лангобардов в Италии и авар на Дунае. Чтобы отстоять свои границы, ей было необходимо вести долгую и беспощадную войну, а для этого нужны были деньги. Однако в VI веке золота в обороте было очень мало, следовательно, византийские императоры в качестве валюты должны были изыскивать ценности другого рода. Больше всех других товаров в варварской Европе ценились шелковые ткани, и шелк стал валютой, имевшей хождение наравне с золотом.

Византийская армия VI века в большей части состояла из наемников. Гунны, гепиды, герулы, вандалы, готы, славяне, армяне, арабы и кабилы охотно служили императору, но на плату воинам и подкупы варварских князей требовались огромные средства, и эти средства Византия обрела в производстве шелковых тканей, которые были лучшим подарком для германского или славянского князя. Однако шелк-сырец шел только из Китая. Казалось бы, для чего китайцам трудиться ради процветания константинопольского двора, но тут решающей силой оказались тюрки. Великий хан брал с Бэй-Чжоу плату за союз, а с Бэй-Ци за заключение сепаратного мира и, смеясь, говорил: "Только бы на юге два мальчика были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности" [+12].

Тюрки выкачивали из Китая столько шелка, что не могли потребить его сами. Тут на помощь к ним пришли их новые подданные — согдийские купцы, готовые весь излишек пряжи переправить в Византию, которая покупала его по установленной цене и вознаграждала себя на западных рынках. Но караванный путь шел через Иран, а шаханшах и император всегда были врагами. Персы с радостью прикрыли бы торговлю шелком вообще, но доходы от пошлин позволяли им содержать двор и войско. Поэтому они пропускали к своим врагам минимальное количество шелка по ценам, которые они сами назначали [+13]. В интересах Ирана было не увеличение оборота, а повышение цен, чтобы извлечь из рук своих врагов как можно больше золота и уменьшить возможности греков нанимать в Европе воинов для борьбы с Ираном. Эта система била также по интересам тюркских ханов и их друзей, согдийских купцов, ибо они не могли вывезти и продать свой товар. Попытки их договориться с персидским царем были неудачны; окольный путь через бесплодные степи к северу от Каспийского моря оказался труден и небезопасен, так как воинственные угры, отступавшие перед тяжелой конницей тюрок, могли легко подстеречь и разграбить любой купеческий караван.

В 5б9 году греки и тюрки сумели обменяться посольствами и установить, что их интересы совпадают. Так родился тюрко-византийский военный союз, направленный против Ирана.

С 579 года в Иране правил шах Хормизд, по матери родственник тюркского хана. Столпом его власти были двенадцать полков конных стрелков, обучавшихся своему искусству с детства. Это были профессиональные воины, получившие от шаха плату за службу [+14]. Опираясь на них, Хормизд попытался уменьшить силу и влияние вечно фрондировавшей аристократии, но казни сделали его власть непопулярной в стране и тогда-то греки и тюрки нанесли решающий удар, который должен был покончить с Ираном и раскрыть ворота с востока на запад.

Осенью 589 года положение Ирана было отчаянным, ибо, как говорит арабский историк Табари, «Враги окружили Персию, как тетива — концы лука». Лишь мужество персидских конных стрелков и их полководца Бахрама Чубины отвело от страны смертельную угрозу [+15]. Бахрам лично застрелил предводителя тюрок, называемого в персидской литературе Шаба, или Савэ-шах.

Рассказ о войне, происходившей на западной границе Ирана, содержится в грузинских летописях: «Тогда император велел передать царю Грузии Гуараму значительные суммы денег, чтобы этот последний привлек войска северных народов и направил их на Персию. Гуарам так и сделал. Созвав осов, дзурдзуков и дидойцев, он дал им в начальники грузинских эриставов, и эти народы вошли в Азербайджан, который они принялись опустошать. Таково было печальное положение персов, отвлеченных другими заботами, когда появился в их стране человек по имени Бахрам Чубина, который дал битву тюркам, вторгшимся в Персию, о чем подробно рассказано в персидской истории. Он убил царя тюрок и обратил его армию в бегство; а что касается греческих войск, проникших на персидскую территорию, то они отступили и вернулись в Грецию [+16]. Современники событии единодушно расценивали победу при Герате как спасение Ирана от полного разгрома. Советник шаха Хормизда, Йезанбахш, говорил: «Если бы Савэ-шах прошел до Рума, то от Ирана остался бы комочек воска». Могущественные Саманиды возводили свою генеалогию к Бахраму Чубине, а народные массы Восточного Ирана в тяжелый период арабского владычества создали легенду, что Бахрам Чубина воскреснет, вернется на землю и, изгнав арабов, победит ислам [+17]. Стихи об отражении тюркского нашествия сохранились во многих списках, украшенных миниатюрами, изображающими различные подвиги персидского полководца.

В Государственном Эрмитаже хранятся изображения самого Бахрама, шаха Хормизда, тюркских и персидских воинов VI века. Кроме того, известно много тюркских наскальных изображений, статуй и других предметов искусства, характеризующих эту жестокую, но волнующую сердце эпоху. В нашей работе читатель найдет образы далекого прошлого, запечатленные в металле, глине и чеканных строках величайшего персидского поэта Фирдоуси. Они приоткроют перед ним завесу ревнивого времени, познакомят его с тенями минувшего и, может быть, хоть на миг воскресят живую страницу великого прошлого народов Азии.

Изображение
Подвиг Бахрама Чубины



...Царствование Хормизда ибн Нуширвана [*1] продолжалось 12 лет. Когда он сел на царство, опытных людей унизил и всех писцов великих и священнослужителей и людей, которых отец его возвеличивал, всех до одного убил.

Затем Савэ-шах [*2], турк, с четырьмястами тысяч всадников вошел в Хорасан, и Хормизд оказался в тяжелом положении, ибо из Рума [*3] и Аравии [*4] и от хазар [*5] с четырех сторон напали на его царство и войска уже вошли в Иран. Тогда он послал Бахрама Чубина [*6] против Савэ-шаха, по указанию Михран-ситада [*7], который слышал турецкие предсказания в то время, когда родился Хормизд. Шах нашел Бахрама по признакам, которые указал Михран-ситад, и Бахрам пошел на Савэ-шаха, и это длинная история...

Муджмаль am-Таварих валъ-Кысас (анонимное сочинение 1126 г.)



Выступление Савэ-шаха против Хормизда.

Лишь десять Хормиздовых лет пронеслись
Повсюду враги на Иран поднялись.
С востока Савэ ополчился на бой,
Несметную силу ведя за собой:
Четыреста тысяч отважных бойцов
И тысячу двести военных слонов.
Как будто основу пронзают утки
От степи Гератской до Мертвой реки.
Под войском от войска не видно земли,
И войска не видно в подъятой пыли.
Он шаху Хормизду послание шлет:
«Сгоняя на работ подвластный народ.
Мосты и дороги повсюду чинить,
Еду припаси, чтобы войско кормить,
Да помни про сабли моей острие.
Хочу я пройти через царство твое!»
Речь турка у шаха застряла в ушах,
От страха всем телом скорежился шах.
А с западной кесарь пришел сторон.
Сто тысяч привел из румийской страны.
Воинственных всадников знатных родов.
Война поднялась из-за тех городов,
Что некогда славный Хосрой захватил,
А ныне их кесарь мечом возвратил.
Враги по хазарской дороге пришли.
Страна потемнела в подъятой пыли.
И вождь их пустил от армянских высот
Отрядами до Ардебильских ворот.
И войско пришло из арабской земли.
Вновь Амр и Аббас [*8] это войско вели.
Бесплодной пустынею стала страна,
Откуда тучнела Хормизда казна.
Куста не оставило войско врагов
До самых евфратских крутых берегов.
С границ поскакали гонец за гонцом
К Хормизду. Внезапной бедой удручен,
В убийстве мобедов [*9] раскаялся он.
В изгнании мудрые умерли зря,
Советчика не было подле царя.
Решился взволнованный царь наконец:
Велел он вельможам прийти во дворец.
И всем благородным поведал про то,
Что с древности самой не помнит никто,
Чтоб столько враждебных и мстительных стран
Войной одновременно шло на Иран.
Вельможи толпой поклонились ему,
Но все их советы свелись к одному:
О шах! Ты приятен и мудр, но хоть раз,
Для этого дела послушайся нас.
Ведь все мы, кого ты созвал на совет,
Не скажем того, что один лишь мобед.
Но ты зороастрову веру [*10] забыл,
Писцов [*11] и мобедов ты сам истребил.
Подумай, где можно мобеда найти
Чтоб нашу страну неустанно блюсти.
При шахском дворе отыскался мобед,
Он вышел и молвил Хормизду в ответ:
«О шах, не страшна нам хазарская рать,
Коль мы не помешкав пойдем воевать.
С румийцами вновь договор заключим.
Арабов немедленно в прах истребим.
Но грозный Савэ приближается к нам,
Чернейшее дело скрывается там.
Лишь турки с востока нахлынут волной
Губительна трата минуты одной.
Войска собери, ибо славный Хосрой
Велик был лишь силой своей войсковой».
Военные списки доставили вмиг,
Счет войска по спискам ста тысяч достиг
Пехоты и конницы. Молвил мобед:
«С такими войсками страшиться не след.
Но следует кривду из сердца изгнать,
Царям подобает народ охранять».
И к кесарю шах направляет гонца,
Ученого мужа, бойца и писца.
И кесарю молвит: «В румийской стране
Ты царь, а чужого не надобно мне.
Те земли, что взял у тебя Нуширван,
Возьми и не трогай Великий Иран».
И тотчас же кесарь, спокоен и рад,
Страны не обидев, вернулся назад.
От поднятой пыли померкла заря,
Войска собрались по приказу царя.
Хормизд их в армянские горы послал,
Хуррад фарроносный [*12] начальником стал.
Дороги хазар преградили они,
И многих убили из вражьих полков,
И много набили добычей вьюков.
И понял Хормизд, пролетела беда,
Теперь на востоке лишь зрела вражда.

Фирдоуси

Когда дух Хормизда от этих врагов освободился, он устроил совет с людьми разума и опытности об отражении Савэ-шаха. Тогда один из присутствующих на собрании доложил: «О государь! Отец мой такого человека знает, который по причине преклонного возраста, ныне, от службы отставленный, сидит дома». Хормизд сказал: «Да, я отца твоего хорошо знаю. Он во время Хосроя мою мать из Туркестана доставил в Иран. Теперь что ты о его словах скажешь?» Тот человек продолжал: «Когда вчера отец от меня услышал, что государю потребовался человек, чтобы послать его на войну с Савэ-шахом, то сказал: «Мне в этом случае следует рассказать и я обязан донести до слуха царя». Когда Хормизд услышал это, то приказал себя об этой тайне осведомить.

Старец сказал: «В то время, когда меня послал справедливый государь, шах Нуширван, в Туркестан сватать дочь хакана, хакан меня пожаловал всяческими подарками и ласками, и, осведомившись о цели посольства, приказал, чтобы дочерей его мне предъявили, дабы я, одну из них выбрав, доставил в Мадаин [*13] Однако, так как ханша-мать, которая была прабабушкой государю земли и времени и родственницей хакана, не хотела, чтобы ее дочь с ней разлучалась, она приказала, чтобы царевен и невольниц, разукрасив, мне показали, а дочь хакана без украшений была среди них. Но я, бросив взгляд на ту чистую жемчужину, похожую на высочайшего хакана, выбрал ее, причем хакан выказал расстройство. Хакан, послав к астрологу, приказал, чтобы тот посмотрел гороскоп этой великолепной звезды и об исходе жизни девушки в Персии сообщил. После осмотрительного изучения астролог доложил: «Из небесного расположения явствует, что эта достойная женщина от персидского царя родит сына, низкого роста с большими глазами и великим умом и к нему перейдет после отца его царство; некто из этой страны (Туркестана) ополчится для завоевания его страны, но этот счастливчик предводителя, высокого мужа, с большим лбом, с вьющимися волосами, полным лицом, смуглого, со сросшимися бровями, худощавого и зловредного, на войну с ним пошлет, он враждебного царя убьет, войско его погубит и имущество разграбит. Когда хакан узнал небесные тайны, то с царскою роскошью снарядил дочь в дорогу, чтобы я ее в Мадаин доставил».

Произнеся эти слова в совете Хормизда, многолетний старец скончался. Шах и присутствующие весьма этим были удивлены, и все собравшиеся от ступеней высочайшего тропа отправились па розыски; старательно ими занялись и после доложили государю: «Человек с вышеописанными приметами — это Бахрам Чубина». Он был один из спахбедов царского рода и с эпохи Нуширвана до времени Хормизда имел в своем ведении области Армению и Азербайджан. Он превосходил других персидских марзбанов обилием доблести, таланта и бодрости. После встречи с вельможами царства Хормизда Бахрама назначили на войну с Савэ-шахом. Когда указ о войне с Савэ-шахом для Бахрама Чубины был изготовлен, Хормизд, его из Армении вытребовав, приказал, чтобы войско, столь многочисленное, сколь он хочет, выбрал и на войну с Савэ-шахом отправился. Бахрам двенадцать тысяч знаменитых людей, в возрасте от сорока до пятидесяти лег, выбрал. Хормизд ему сказал: «Как ты со столь малым войском идешь на войну с человеком, у которого есть триста тысяч мужей?» Бахрам ответил: «То войско драгоценнее того, которое у него есть; многие из прежних полководцев считали, что с двенадцатью тысячами человек можно победить врагов несметных и войска неисчислимые».

Бахрам, совершив поход, достиг Хорасана.

Отправка Хуррада Бурзина к Савэ-шаху.

Нить мыслей у шаха вилась в голове,
Он помнил о войске и силе Савэ,
Он думал: как будет держаться Бахрам?
И сердце разбила тоска пополам.
А ночью, Хуррада Бурзина позвал,
К зловредному турку скакать приказал.
Сказал он: «К Герату сперва поезжай,
Там войско в долине увидишь ты. Знай,
Что это воитель Бахрам Чубина,
Да будет победа ему суждена!
Его отыщи и ему расскажи,
Что радостной вестью из лести и лжи
Раскину тенета в глубокой тени,
Но тайну от прочих надежно храни».
В дорогу немедля собрался Хуррад,
Явился к Бахраму под город Герат
И тайное дело поведал ему:
«Раскинуты сети врагу твоему».
И к шаху Савэ он один поскакал,
Туда, где стояли слоны и войска.
Увидел царя, поклонился ему,
Один на один подольстился к нему.
К Герату советовал двинуть полки,
И турки дошли до гератской реки.
Турецкий разъезд, отряженный в дозор,
Заметил войска и Бахрамов шатер,
Он быстро вернулся с докладом к Савэ:
«Там войско и витязь у них во главе».
Савэ, к отступленью не видя пути, Хуррада
Бурзина велел привести;
И резкое слово, гневясь, произнес:
«Коварный, ты видишь утеса откос [*14].
Ты послан Хормиздом меня обольстить,
Раскинуть тенета и в них заманить,
Ты путь мне указывал в руки врагу,
Иранцы стоят на гератском лугу».
Хуррад отвечает, склонившись пред ним:
«Не верь подозрениям черным своим.
Наверно, там просто восточный марзбан [*15],
Быть может купеческий там караван.
А может быть, кто-нибудь, алча наград,
Царю в подкрепленье приводит отряд.
Ну кто же посмел бы восстать пред тобой,
Коль реки и горы выходят на бой.
Разведчика надо направить туда».
И царь, успокоясь, ответствовал – «да».
Хуррад, от царя возвращаясь в шатер,
Увидел, что ночь опускается с гор.
И скрылся от турок в глубокую тьму,
Чтоб смерть не приблизилась нынче к нему.
Царевича сразу направил хаган [*16],
Велев разузнать, для чего пехлеван [*17],
Явился с войсками под город Герат,
И дал ему в свиту отборный отряд.
Царевич, до персов чуть-чуть не дойдя,
Отправил дружинника вызвать вождя.
Дружинник иранцам кричал: « Господа!
Кто вождь ваш? Пусть выйдет немедля сюда,
Затем, что наследник царя моего
Желает без стражи увидеть его».
Посыльного тотчас послали к шатрам;
Палатку немедля покинул Бахрам,
И славное знамя поставить [*18] велел.
Царевич, увидя его, подлетел
На резвом, покрывшемся пеной, коне
И крикнул: «То правда ль, как сказано мне,
Что будто в Иране обижен ты был
И кровью свое оскорбление смыл,
И ныне явился союзником к нам?»
«Господь упаси меня – молвил Бахрам.
«Я шаху Хормизду вернейший слуга,
Пришел я, чтоб выгнать из Парса [*19] врага.
Лишь вести о турках китайских равнин [*20]
С восточной границы дошли до Мадаин,
Хормизд меня вызвал и молвил: «Иди,
Пути их мечом и стрелой прегради».
Царевич обратно, к отцу, поскакал
И все рассказал, что от перса слыхал.
Уверился царь в подозренье своем,
Немедля послал за иранским послом.
«Бежал он» – ответили слуги ему,
Он, кровью заплакав, сказал: «Не пойму,
Как путь отыскал себе этот злодей,
Ведь ночь и повсюду без счета людей,
Позор, коль преступно-небрежен дозор,
Мы жизнью заплатим за этот позор».


Сон Бахрама.

Ответив нахальному турку спахбед [*21]
Созвал благородных к себе на совет,
И все согласились сражаться да так,
Чтоб сделался день как полуночный мрак.
Заснули иранцы и турки. Покой
В ту ночь утомленному был даровой.
Бахрам удалился в палатку и лег,
Но боль отодвинуть от сердца не мог.
Приснилось ему, что турецкая рать,
Во льва превратилась, чтоб с ним воевать.
Он видел, что войско разбито совсем,
К Багдаду дорога открыта совсем,
От витязей вражьих пощады он ждет,
И пеший, без спутников в поле идет.
Когда же очнулся от страшного сна,
Был мрачно задумчив Бахрам Чубина.
Он встал и оделся и вышел, но сон
Друзьям рассказать не осмелился он.
Веселый и бодрый явился Хуррад
И молвил: «Для битвы настала пора,
Взгляни на врагов и на наши силки [*22]
И души иранцев храни от тоски.
Уж утро блестит, как румийски лицо,
Пора для сражения ставить бойцов.

Бой Савэ и Бахрама.

Савэ обратился к своим колдунам;
Колдуйте, сказал, чтоб иранским сердцам
Скорежиться, свиться, да так, чтоб вреда
Они не чинили для нас никогда.
И тут колдуны принялись колдовать,
Огонь они начали в небо бросать.
Все взвихрилось, черная туча пришла
И стрелы в иранцев метать начала.
Но понял и крикнул отважный Бахрам
Соратникам доблестным, верным друзьям:
«Закройте глаза, не смотрите кругом,
Ведите отряды на битву с врагом,
Бесовские стрелы не явь, а обман,
От них не бывает губительных ран.
Ведь турок придется оплакивать нам!»
И крик боевой полетел по полкам.
На поле сражения глянул Савэ,
Не видел успеха в своем колдовстве.
И как на ягненка бросается волк,
Так турки на левый ударили полк.
Разбили, на центр обратились, и тут
Увидел Бахрам, что иранцы бегут.
Трех турков он сам опрокинул с седла,
Промолвив: «Неправильно битва пошла,
Смотрите, как должен сделаться бой,
Стыда у вас нет перед Богом и мной!»
А после он к правому прянул крылу,
Как лев, разъяренный в ответ на стрелу.
Когда же врагов и отсюда отбил,
И знамя турецкое в прах уронил,
Вернулся и другу промолвил: «Беда;
Не сбыться бы этим словам никогда,
Но если все также продолжится бой,
То всем нам бежать иль идти на убой,
Быть может, дорогу для бегства найдем».
Искали, но горы стояли кругом [*23].
Тогда обратился к соратнику он:
«Пред нами огромный железный заслон,
Лишь тот, кто пробьет его пикой стальной,
К иранскому шаху вернется живой.
Нам будет спасение – сабля и нож.
Укройся щитом и в кинжалы…Даешь!
И если удача появится тут,
Нам будет корона наградой за труд.
Ну кто бы из нас белое черным нарек?
Будь доблестью – верность, надеждою – Бог!»
Савэ обратился к своим старшинам:
«Откройте дорогу военным слонам,
И войско в последнюю бросьте борьбу,
Чтоб сделать им черной и тесной судьбу».
Спахбед на главу надевает шелом
И стрелы пускает весенним дождем.
И ринулось войско по следу вождя,
И звезд не видать от такого дождя.
Просверлены хоботы страшных слонов
Трехжальными [*24] стрелами мелких стрелков.
От боли слоны обратилися вспять,
Взбесившись, топтали турецкую рать,
Враги побежали, про битву забыв,
От крови долина как нильский разлив,
Турецкое войско смешало ряды.
Закончилось дело победой Беды.
За войском своим на холме небольшом
Савэ на престоле сидел золотом,
Смотрел на доселе отважных солдат,
Подобно лавине бегущих назад.
Все пылью покрыты, душой смятены,
А пьяные кровью и битвой слоны
Давили бегущих и гибнущих зря,
Слезами наполнились очи царя.
Арабскую лошадь ему подвели,
Вскочил он в седло, чтобы скрыться вдали.
Но сзади, как слон опьяненный, Бахрам,
С арканом и луком, летел по пятам.
Иранцам крича: «Горделивые, эй!
Беда их отметила меткой своей!
Окончилось время секретных речей,
Настала пора для старинных мечей!
Колите и стрелы пускайте опять,
То всадников дело, колоть и стрелять!»
На чалом [*25] коне, как на скачущем льве,
Покинувши трон уносился Савэ.
В руках у Бахрама мелькнула стрела
Из тополя древко, а перья орла,
С подобным воде [*26] закаленным концом
И лук, заскрипев, изогнулся кольцом.
Когда же спустил тетиву Чубина,
То в турка до перьев вонзилась она.
Секунды Савэ не остался в седле,
Кровавый поток побежал по земле.
Так умер владыка златого венца
И рати, не знавшей числа и конца,
Затем лишь, что неба таков поворот [*27],
А в нем состраданья никто не найдет.
Когда же приблизился грозный Бахрам
К кровавому трупу, лежавшему там,
И царскую голову саблей отсек,
Туда не пришел ни одни человек,
Лишь после бегущие турки нашли
Безглавое тело в кровавой пыли,
И землю наполнили стоном своим,
А небо взволновано вторило им.
«То Божие дело, – сказал Пармуда [*28], –
Что счастье Бахрама не спало тогда».
В ущелье стремилась толпа беглецов.
Ущелье, от давки, полно мертвецов.
Один из десятка, оставшись живой,
Бежал, не убитый иранской стрелой,
Ни острою саблей, ни длинным копьем,
На жаждущим крови безумным слоном.

Казнь колдуна.

К девятому часу кровавого дня,
Живыми остались лишь те, что стеня
Стояли, опутаны цепью стальной
С израненным телом и горькой душой.
Кольчуги и шлемы валялись в пыли,
Те шлемы сегодня голов не спасли.
Без всадников кони бродили везде,
И кровь растекалась подобно воде.
Спахбед неустанно бойцов объезжал,
Чтоб видеть, кто жив, кто в сражении пал.
И встретив Хуррада, велел разузнать:
«О ком надлежит нам теперь горевать».
Хуррад, не замедлив, пошел по шатрам,
Увидев, что убыл из войска Бахрам,
Племянник спахбеда, один из вождей,
Искал и расспрашивал всюду людей,
Пытаясь напасть на утерянный след,
И трупы проверил, но знатного нет.
Спахбед с огорченьем про это узнал.
«О храбрый и добрый», – он с грустью сказал.
Вдруг, вечером поздно, является тот
И рыжего турка с собою ведет,
Урода, от злобы бессильной в слезах.
«О, вечно живи и не падай во прах!» –
Промолвил Бахраму великий Бахрам,
А гнусного турка допрашивал сам:
«Ты, адская рожа, теперь отвечай,
Родню без утайки свою называй.
Ведь матери плакать твоей надлежит».
И турок, склоняясь перед ним, говорит:
«Колдун я, а знатность чужда колдуну,
Когда ж предводитель идет на войну,
Я сны колдовством насылаю на тех,
Кто тверд, чтоб спасался стремительней всех.
Твой сон, это дело науки моей,
Да надо бы средство искать посильней.
Под темным влиянием вредной звезды
На ветер пошли колдовские труды,
Но дай мне пощаду, и в новой борьбе
Полезным и верным я буду тебе».
Задумался, просьбу услышав, спахбед
И сделался желтым лица его цвет:
«Быть может, в какой-нибудь новой войне
Искусство его пригодится и мне».
Но после раздумья промолвил: «Савэ,
Нашел ли спасенье в его колдовстве?
Все доброе Бог посылает тому,
Кто, помня о благе, стремится к нему»
Он голову турку велел отрубить
И душу от тела велел отделить.
И казнь совершилась. Он, на ноги встав,
Сказал: «Ты, который воистину прав,
Победность, Величие, Царский Венец,
Печаль и Всесилие наших сердец,
Священная мощь над высот высотой!
Тот счастлив, кто смеет идти за тобой!»
А писарь [*29] великий промолвил: «Спахбед,
Один ты, другого подобного нет.
Не знали таких Феридун, Нуширван.
Ты трон утверждаешь, спасая Иран,
Народ охраняешь от злобной судьбы,
Тебе пехлеваны другие – рабы.
Отважным на поле и мудрым в совет
Приходишь, потомок спахбеда, спахбед.
Прекрасен рожденьем, прекрасен на вид…
Поистине истинный ты Кеянид» [*30].
И воины те, что вокруг собрались,
Прослушавши слово писца, разошлись.



Фирдоуси



Выстрел Бахрама спас Персию.

Табари



Комментарии

[*1] Хормизд ибн Нуширван — персидский шах (579-590 гг.), сын Хосроя Нуширвана и тюркской царевны. Известен своей свирепостью в борьбе с аристократией. Был низвергнут аристократами-заговорщиками и убит.

[*2] Савэ-шах — тюркский царевич, настоящее его имя было Янг-Соух, т. е. «Большой мороз». Искажение чтения имени возникло и IX-X веках при переходе на арабскую графику и арабские стихотворные размеры. См. Гумилев Л.Н. Великая распря восьмидесятых годов VI в.

[*3] Рум — Римская империя, в данном случае Византия.

[*4] Аравия — в VI веке не составляла единого государства; отдельные шейхи, фактически сохраняя самостоятельность, номинально подчинялись то Ирану, то Византии.

[*5] Хазары — как народ в VI пеке еще не сложились: упоминание их в источнике является анахронизмом. На самом деле это были западные тюрки и союзные с ними кавказские племена.

[*6] Бахрам Чубина — полководец из старинного парфянского рода Михран. Имя его пишется то как «Чубин», то как «Чубина». Поскольку Фирдоуси последовательно придерживается второго варианта написания, мы следуем ему в переводе текста «Шахнаме».

[*7] Михран-ситад — приближенный Хосроя Нуширвана; в 569 году ездил послом к тюркам и заключил с ними мир, скрепленный браком шаха с дочерью хана. См. примеч. 1.

[*8] Амр и Аббас — арабские шейхи, кочевавшие между Ираком и Сирией. Они продавали свои услуги и персидскому шаху, и византийскому императору, не стесняясь изменять обоим.

[*9] Мобеды — жрецы зороастрийской религии; поскольку звание мобеда было наследственным и требовало известной грамотности, мобеды сосредоточили в своих руках большую часть гражданского управления.

[*10] Зороастрова вера, или маздеизм, — религия, трактующая мир как борьбу доброго и злого начал, богов Ормузда и Аримана. Основана мудрецом Зердуштом, или Зороастром, жившим в Восточном Иране около IX века до н. э.

[*11] Писцы, или дабиры (перс). Кроме мобедов, в Сасанидском Иране в гражданской службе использовались светские образованные люди из высших сословий.

[*12] Фарр — право на власть, согласно теориям древних персов, являющееся прирожденным и окружающее как нимб голову законного властелина.

[*13] Мадаин — столица Персии, называемая также Тисбон, в греческой передаче Ктезифон, и Багдад. Последнее название было перенесено на новую столицу арабских халифов, построенную ниже по течению Тигра. Буквально Мадаин (араб.) значит «города», так как с Ктезифоном срослась в один город древняя Селевкия, расположенная на другой стороне Тигра.

[*14] Утеса откос — фигуральное выражение, означающее опасность.

[*15] Марзбан — пограничный военачальник

[*16] Хаган — древнее произношение слова «хан».

[*17] Пехлеван — богатырь, витязь, храбрец.

[*18] Славное знамя поставить велел — это означает, что он повел переговоры совершенно официально как лицо, уполномоченное шахом.

[*19] Парс — древнее название Персии, для этой эпохи синоним слона «Иран».

[*20] Турки китайских равнин — восточные тюрки, по мнению Фирдоуси, господствовавшие в Китае. Это название для VI века является анахронизмом, но династия Тан, воцарившаяся в Китае в 619 голу, действительно была тюркского происхождения и опиралась на тюрок, живших у Великой Китайской стены, что дало мусульманским авторам повод называть восточных тюрок китайскими.

[*21] Спахбед — главнокомандующий, воевода.

[*22] Наши силки — имеется в виду Гератская долина, оказавшаяся ловушкой, куда Хуррад Бурзин заманил тюрок Савэ-шаха, чтобы вынудить его отказаться от маневрирования и принять решительный бой.

[*23] Горы стояли кругам — Гератская долина окружена высокими горами и имеет только два выхода: узкий проход Баророн, вдоль течения Герируда, и перевал в юго-западной части через хребет Аман-кух. Тюрки прошли через Баророн и оставили его в тылу, а от перевала персов отрезала быстрая горняя река — Герируд. Помимо этого, подъем на высокую гору не мог быть совершен в боевой обстановке, так как противник немедленно смял бы тылы.

[*24] Трехжальные стрелы — трехгранные наконечники с заточенными ребрами, употреблявшиеся как пробойные.

[*25] Чалый конь — масть, весьма ценившаяся в Срединной Азии, наравне с рыжей, так как эта категория светлых мастей считалась символом солнечного сияния.

[*26] Подобный воде наконечник стрелы — стальной и настолько хорошо закаленный, что блеском напоминает поверхность воды.

[*27] Поворот неба — представление это очень древнее и сопоставимо с индийской теорией кармы и эллинском учением об «ананке» — роке. Это — безликая закономерность космоса, управляющая человеческими судьбами, но глухая к переживаниям людей.

[*28] Пармуда — сын Савэ-шаха; имя его, буквально означающее «Приказной», является переводом тюркского слова «буюрук», имеющего то же значение и, возможно, употреблявшегося в древности как имя собственное или прозвище.

[*29] Писарь Великий — дабир-и-бузург — высокая должность в Сасанидском Иране, нечто похожее на «канцлер».

[*30] Кеянид — древняя легендарная династия персидских царей; в данном контексте — фигуральное изображение царственного величия.

Примечания

[+1] Гумилев Л.Н. Война 589 г. и Гератская битва. Известия АН Тадж. ССР. Отделение общественных наук, 1960. Хиггинс датирует эту битву 588 годом ['The persian war of the emperor Maurice. Washington, 1939. p. 73, чем искажает ход событий. См. Гумилев Л.Н. Восстание Бахрама Чубина.//Проблемы востоковедения. № 3, 1960.

[+2] : Lebeau. Histoire du Bas-Empire, t. X. Paris, 1828, pp. 278-280.

[+3] Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (turks) occidentaux. SPb, 1903, pp. 242-243.

[+4] Marqwart I. Wehrot und Arang. 1938, p. 145, etc.

[+5] Толстов С. П. Тирания Абруя. Исторические записки. № 3, 1938.

[+6] Гумилев Л.Н. Великая распря восьмидесятых годов VI в. // Византийский временник. № XX, 1961.

[+7] Noldeke Т. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden. Leiden, 1879.

[+8] Chronique de Tabari. Traduit par H. Zotenberg, t. II. Paris, 1869, p. 253.

[+9] Бертельс Н.Э. Абуль Касим Фирдоуси и его творчество. М. —Л., 1935, с. 35.

[+10] Cristensen A. L'Iran sous les Sassanicies. Copenhague, 1936, p. 63. См. также: Tha'alibi. Histoire des rois des Perses, traduite par H.Zotenberg. Paris, 1900. Firdousi. Le livre des rois. Ed. J.Mohl. Paris. VI, 1868. Mirkhond. Histoire des Sassanides. Paris, 1843. Муджмаль ат-Таварих в-аль Кысас (на перс. яз.). Тегеран, 1942, с. 76.

[+11] Гумилев Л. Н. Три исчезнувших народа. //Сб. «Страны и народы Востока». М.-Л., 1961.

[+12] Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л, 1951. Т. 1,с. 233.

[+13] Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия и торговля шелком. // Византийский временник, 1947. Т. I, (XXVI), с 187.

[+14] Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936, p. 362.

[+15] Биография Бахрама Чубины до 589 года известна очень мало. Он был из знатного парфянского рода Михранов, пошедшего на службу к Сасанидам. Бахрам служил в пограничных войсках и был марзбаном (пограничный начальник) в Армении и Азербайджане. Победа при Герате принесла Бахраму славу первого полководца, но интриги придворных и вызванная этим опала заставили его восстать но главе своих войск против непопулярного режима. Шах Хормизд был свергнут, и его сын Хосрой Парвиз бежал в Византию, а Бахрам объявил себя шахом.

[+16] Broset. Histoire de la Georgie. СПб., 1849, l,p. 220-221. Lebeau. Histoire du Bas-Empire, X. Paris, 1828. Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.

[+17] Czegledy К Bahrain Cobin and Persian apocaliptic literature. Acta Orientalia, 1958, t. VIII, f. 1 pp. 21-43.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

shahkulu
партизан
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 18 окт 2013, 20:49

Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 7 раз

Мировая война в Древнем Востоке

#4 Сообщение shahkulu » 17 ноя 2013, 21:37

Поговорим о войне в Древнем Востоке начавшийся в связи с возвышением Нововавилонского царства(627 г д.н.э) до падение Ассирии...В войне участвовали почти все народности и государства древнего Востока: Вавилония,Ассирия,Мидия,Урарту,Манна,Египет,Финикия,Лидия,арабы,скифы,ливийцы,ну
бийцы,греческие наемники и т.д.

shahkulu
партизан
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 18 окт 2013, 20:49

Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 7 раз

Re: Мировая война в Древнем Востоке

#5 Сообщение shahkulu » 17 ноя 2013, 21:38

Набопаласар — правитель Страны Моря
В 629 году до н. э. ассирийский царь Ашшур-этель-илани назначил, вместо смещённого Бел-ибни, правителем Приморья Набопаласара. Набопаласар был родом халдей, потомок даккурийского князя Шамаш-ибни, казнённого Асархаддоном в 678 году до н. э. за мятеж. В связи с этим назначением Ашшур-этель-илани счёл нужным реабилитировать память Шамаш-ибни и вернуть его останки на родину, где они были торжественно погребены. Страна Моря (Приморье) с её многочисленными халдейскими воинами, имела слишком важное значение для Ассирии.
Ассирия, разделённая на несколько царств, уже не могла осуществлять контроль над Вавилонией в той же степени, как она делала это раньше. В начале 627 года до н. э. умер Ашшурбанапал и власть в Ашшуре захватил наместник города Набу-рехту-уцур, но это восстание было подавлено личной армией «великого евнуха» Син-шум-лишира (надпись Ашшур-этель-илани). В мае 627 года до н. э. умер вавилонский царь Кандалану, после чего Вавилон вообще не признал никакого царя, а стал датировать свои документы фиктивным продолжением правления уже умершего Кандалану.
Восстание против Ассирии]

450px-AssyriaMapBabylonAssyriaWar_ru.svg

magnify-clip.png
Война Вавилонии за независимость в 627 — 605 гг. до н. э.

Воспользовавшись затруднениями Ассирии, Набопаласар поднял восстание, захватилУрук, принадлежащий ассирийскому царю Син-шар-ишкуну, а в мае 627 года до н. э.осадил Ниппур. В августе (12 улулу) 627 года до н. э. ассирийский авангард перешёл вавилонскую границу и сжёг городок Шазнаку. В сентябре того же года в бой вступили главные ассирийские силы. Истуканы богов из города Киша, лежащего на пути вторжения врага, были спешно отправлены в Вавилон. Но ассирийцы торопились к Ниппуру. При их приближении Набопаласар, не приняв бой, отступил на юг. Ассирийцы и жители Ниппура осадили его в Уруке (ноябрь 627 года до н. э.), но не смогли взять город, были разбиты во время вылазки и вынуждены были отступить. Не позднее мая 626 года до н. э.Набопаласар принял царский титул.
Военные действия в Вавилонии[править | править исходный текст]
В месяце аяру (апрель — май) 626 года до н. э. ассирийская армия под руководством Син-шум-лишира вторглась в Вавилонию, и установила свою власть в Аккаде и СеверномШумере. Не позднее июня 626 года до н. э. жители Ниппура признали Син-шум-лишира царём Ассирии и не позднее августа то же самое произошло и в Вавилоне. Превращение Син-шум-лишира из сановника в «царя Ассирии» произошло, по всей вероятности, с санкции «царя вселенной» Ашшур-этель-илани, поскольку ниппурские документы носят даты обеих правителей. Но в начале сентября 626 года до н. э. положение круто изменилось. В уличном сражении в одном из городов на юге Вавилонии потерпела поражение от войск Набопаласара армия Син-шар-ишкуна и была вынуждена отступить в Ассирию, что, кстати, доказывает, что отношения Син-шар-ишкуна со своими «товарищами по правлению» были достаточно хорошими, чтобы позволить войскам Син-шар-ишкуна отойти на их территорию.
Вскоре начала терпеть поражения и главная ассирийская армия Син-шум-лишира. Уже в середине сентября Сиппар стал датировать свои документы началом правления Набопаласара, а в Вавилоне была возобновлена фикция продолжения правления умершегоКандалану, хотя тут же вавилонская хроника отмечает, что в течение одного года в стране не было царя. 12 ташриту (10 октября) ассирийская армия, отступающая к северу под натиском Набопаласара была разбита вавилонянами, а 26 арахсамну (23 ноября) 626 года до н. э. Набопаласар был официально провозглашён царём Вавилона. В одном вавилонском эпическом тексте рассказывается, что накануне овладения Вавилоном Набопаласар разбил ассирийскую армию на берегу канала города Куту и приговорил к смертной казни «великого евнуха Ассирии». Очевидно, здесь речь идет о судьбе Син-шум-лишира.
Но Ассирия не хотела так просто мириться с потерей Вавилона. Весной 625 года до н. э. ассирийцы вновь пошли походом на Вавилон. 17 нисанну (март — апрель) вВавилон прибыли боги из города Шапаззу (город на берегу реки Дияла), стоящего на пути ассирийского войска. 21 аяру (14 мая) ассирийцы взяли и разграбили город Шаллат в одном-двух переходах от Сиппара, а 20 симану (май — июнь) были эвакуированы истуканы богов из Сиппара. Однако ассирийцам не удалось продолжить удачно кампанию. Этому помешало вторжение в Ассирию какого-то народа, возможно — мидян. Оставив в Шаллате сильный гарнизон, ассирийская армия повернула назад на защиту родины. Попытка Набопаласара 9 абу (30 июля 625) 625 года до н. э. отбить Шаллат у ассирийцев кончилась неудачно.
Новое наступление ассирийцев
Ассирийцам удалось отразить вторжение мидян. Фраорт погиб вместе с большей частью своего войска. Но и потери ассирийцев тоже были очень велики и только через 15 месяцев ассирийская армия смогла возобновить боевые действия в Вавилонии. В начале месяца улулу (конец августа) 624 года до н. э. ассирийцы выступили против Вавилона и стали лагерем на канале Нар-Баниту. В том же году зависимость Урука от Вавилона ослабла, так как Урук перестал датировать свои документы годами правления Набопаласара, а предпочёл нейтральную форму «четвертый год закрытия ворот», то есть осадного положения введенного в 627 году до н. э. Но ассирийцы так и не смогли в этом году добиться сколько-нибудь значительного перевеса, и ушли обратно в Ассирию. Набопаласар в свою очередь в октябре 624 года до н. э. попытался захватить Ниппур, сохранявший верность ассирийцам, но потерпел неудачу.
В 623 году до н. э. Набопаласару удалось поднять восстание в провинции Дер и таким образом, разомкнуть ассирийское кольцо, обеспечить себе связь с Мидией. В августе вавилоняне осадили Урук. В ответ на это Син-шар-ишкун предпринял наступление на юг и не позднее сентября 623 года до н. э. он был признан царём вСиппаре, а в октябре вступил в Аккад. До марта 622 года до н. э. Набопаласар был выбит из Аккада и Вавилон стал датировать свои документы правлением Син-шар-ишкуна, но к концу года по ассиро-вавилонскому календарю (т. е. к 22 марта — дню весеннего равноденствия) на севере произошли какие-то события спешно заставившие Син-шар-ишкуна вернуться на защиту Ниневии, предварительно усилив гарнизон Ниппура, верного ассирийцам.
Нашествие скифов]
Первоначально ассирийцев отвлекли арабы, вторгшиеся в Ассирию из Сирии. Ассирийцы разгромили их и вынудили отступить. Затем последовало вторжение мидянКиаксара, которые подошли к Ниневии. Но тут на мидян напал царь скифов Мадий и разгромил их. Ассирия была спасена, но скифы словно ураган прошли через всюМесопотамию, Сирию, Палестину и достигли границ Египта. Фараону Псамметиху I с большим трудом удалось откупиться от их нашествия. Воспользовавшись затруднениями Ассирии, Набопаласар вновь установил свой контроль над Вавилонией и приступил к осаде Ниппура.
Военные действия на Среднем Ефрате
Около 617 или 616 года до н. э. Ассирия заключила союз с Манной и Урарту. Вскоре к ним примкнул и Египет. В месяце аяру (апрель – май) 616 года до н. э.Набопаласар повёл вавилонские полки вверх по долине Евфрата в ассирийские провинции Суху и Хиндану. 12 абу (24 июля) в сражении при Каблину вавилоняне разбили ассирийцев и пришедших к ним на помощь маннеев. В тот же день они взяли и город Каблину. Затем вавилоняне разграбили ассирийские владения в бассейне рекиБалих, где они захватили города Мане, Сахиру и Балиху. Обремененные добычей и пленными, вавилоняне повернули обратно и, по дороге взяв город Хиндану, в августе616 года до н. э. вернулись в Вавилон. А в месяце ташриту (сентябрь – октябрь) на выручку ассирийцам в долину Евфрата явились египтяне. Союзники дошли до города Каблину, но не рискнули вторгаться в пределы Вавилонии. В том же году после долгой осады вавилоняне захватили Урук.
Наступление на Ассирию[
В месяце аддару (февраль – март) 615 года до н. э. Набопаласар предпринял наступление на Ассирию. На реке Забан (Малый Заб), у города Мадану, что в областиАррапха Набопаласар нанёс поражение ассирийцам. Вавилоняне сбросили ассирийское войско в реку и захватили их обоз. С добычей и пленными вавилоняне правым берегом Тигра беспрепятственно вернулись на родину. В месяце аяру (апрель – май) 615 года до н. э. вавилоняне снова выступили в поход и подступили к Ашшуру, но овладеть им с налета не смогли. В июне на выручку городу пришла главная ассирийская армия во главе с царём Син-шар-ишкуном. Вавилоняне обратились в бегство. Противник гнался за ними по пятам. Положение спасла крепость Такритайн на правом берегу Тигра, где укрылось вавилонское войско. Ассирийцы штурмовали её 10 дней подряд, но вавилонский гарнизон мужественно отразил все приступы, и ассирийцы отступили.
Взятие Ниппура]
В это время ниппурцы, осаждаемые вавилонянами ещё с 622 года до н. э., испытывали жесточайшие муки голода. Цены на продукты поднялись в 3 раза выше, чем в Вавилоне во время осады в 650 — 648 годах до н. э. Жители Ниппура продавали спекулянтам, припрятавшим продукты, в рабство своих детей, чтобы спасти их и себя от голодной смерти. В 615 году до н. э., изнуренные голодом и болезнями и не верившие больше в помощь ассирийского царя, ниппурцы сдали город, который являлся последним оплотом ассирийцев в Вавилонии.
Гибель Ассирии[править | править исходный текст] Взятие Ашшура[]
Тем временем, оправившись от поражения нанесенного скифами, возобновили военные действия мидяне. Уже в 616 — 615 годах до н. э., воспользовавшись поражением, нанесенным маннейскому войску под Каблину, Киаксар захватил Манну. В месяце арахсамну (октябрь – ноябрь) 615 года до н. э. мидяне ворвались в ассирийскую провинцию Аррапху, а в месяце абу (июль – август) 614 года до н. э. мидяне появились в окрестностях Ниневии и захватили городок Тарбицу, недалеко от неё. Затем они переправились через Тигр и, спустившись вниз по течению, в августе 614 года до н. э. штурмом взяли Ашшур. Город был разграблен и полностью разрушен, а его жители частью перебиты, частью уведены в плен. Когда всё было кончено под Ашшуром, появился Набопаласар с вавилонской армией. В конце августа тут же на развалинах Ашшура Набопаласар заключил союз с мидийским царем Киаксаром.

Временный успех ассирийцев
В 613 году до н. э. на Мидию вновь начали наступление скифы и мидяне вынуждены были прекратить боевые действия против Ассирии. В месяце аяру (апрель – май)613 года до н. э. ассирийцам удалось поднять восстание в провинции Суху, захваченной вавилонянами в 616 году до н. э. Набопаласар тотчас же выступил в поход и 4 симану (11 мая 613) взял город Рахилу, но крепость Анату, расположенная на острове посреди Евфрата, выдержала вавилонский штурм.
Приближение главных сил ассирийцев вынудило Набопаласара, от которого к этому времени отпали некоторые аккадские города, отступить и отдать ассирийцам бассейн Среднего Евфрата без боя. На крайнем юге Урук вновь признал своим царём Син-шар-ишкуна. О том в какой мере Ассирия в это время чувствовала себя в безопасности, свидетельствует тот факт, что в 613 году до н. э. были снесены укрепления города Кальху, в связи с предполагаемой их перестройкой.
Взятие Ниневии и разгром коренной Ассирии]
В 612 году до н. э. мидяне, разгромив скифов, вновь вторглись в Ассирию и подступили к Ниневии. Туда же с войском подошёл и Набополассар. Союзные войска осадили Ниневию и взяли эту сильнейшую крепость всего через 3 месяца (август 612 года до н. э.). Согласно источникам, штурм удался благодаря созданию искусственного наводнения, вероятно, подмывшего сырцовую стену города. Очевидно, осаждающие разрушили плотины на реке Хасуре, расположенные непосредственно выше стен Ниневии. Син-шар-ишкун, чтобы не попасть в плен, поджёг свой дворец и погиб в пламени. Победители полностью разрушили Ниневию, оставив после себя только руины и пепелища. Точно такая же участь постигла и остальные ассирийские города — Кальху, Арбелу, Шаррукин, Нацибин, Руцапу и другие.
Разгром остатков ассирийцев в районе города Харрана]
В 611 году до н. э. вавилоняне начали операции в районе Харрана и захватили и разгромили область Шуппа. А 28 арахсамну ( ) Набопаласар овладел в тылу ассирийцев городом Руггулити при впадении в Евфрат реки Сагур, и перебил всё его население. Решающие бои за Харран разыгрались в следующем году. Набопаласар выступил в поход в мае 610 года до н. э. и до ноября опустошал область Харрана. В ноябре к нему присоединились мидяне и вместе с ними он двинулся на Харран. Ассирийцы и египтяне в ужасе бросили город и бежали за Евфрат. Харран был разграблен, причём мидяне уничтожили его знаменитый храм Эхулхул. В марте 609 года до н. э.победители разошлись по домам, оставив в Харране вавилонский гарнизон. В июне 609 года до н. э. на помощь ассирийцам к Каркемишу двинулись главные силы египтян, под командованием самого фараона Нехо II. Соединившись с Ашшур-убаллитом II, Нехо перешёл Евфрат и атаковал Харран. Тяжелые бои велись всё лето. Вавилонский гарнизон мужественно отразил все приступы египтян и ассирийцев и удержал город. В сентябре 609 года до н. э. Набопаласар двинулся на выручку Харрану. Проиграв битву в стране Ицалла (севернее Харрана), фараон Нехо снял осаду Харрана и отступил за Евфрат. Харран остался в руках вавилонян. С 609 года до н. э. ассирийцы и их царь Ашшур-убаллит навсегда исчезают со страниц истории. При дележе ассирийского наследства Набопаласар получил южную часть бывших ассирийских владений: провинции Нацибина, Руцапу, Ашшур, Гутиум (в долине реки Диялы). Вавилоняне захватили также Сузы и западную часть Элама, а на востоке Элама в Аншане утвердились персы, данники мидян.
Захват вавилонянами Сирии и Палестины[править | править исходный текст] Наступление вавилонской армии на египтян[править | править исходный текст]

500px-NeoBabylonianEmpire_ru.svg.png

magnify-clip.png
Ново-Вавилонское царство

С конца 609 по август 607 года до н. э. вавилонская армия под командованием Набопаласара и Навуходоносара, выполняя свой союзнический долг, помогала мидянам громить бывшего ассирийского союзника — царство Урарту. И только в октябре 607 года до н. э. Набопаласар повёл вавилонскую армию на египтян. Началась ожесточенная борьба за переправу через Евфрат, длившаяся до весны605 года до н. э. Первое предмостное укрепление, созданное вавилонянами в декабре 607 года до н. э. у города Кимуху на Евфрате, летом 606 года до н. э.после тяжелых боев было ликвидировано египтянами, но осенью того же года вавилоняне создали второй плацдарм в районе городов Шунадири, Эламму и Духамму. Все попытки египтян сбросить их в реку на этот раз потерпели неудачу.
Поход царевича Навуходоносора
Весной 605 года до н. э. вавилонская армия выступила в поход. Старый и больной Набопаласар не мог лично возглавить её и поручил командование сыну царевичуНавуходоносору. Нехо тоже отправился к Евфрату, с главными силами своей армии, в составе которой наряду с египтянами и ливийцами были нубийцы, лидийские лучники и греческие наёмники. Решающая битва произошла подКаркемишем в конце мая 605 года до н. э. Вавилоняне, форсировав Евфрат южнее Каркемиша, атаковали египетский лагерь под городскими стенами. Египтяне не выдержали натиска и вавилоняне, на плечах отступавших египтян, ворвались в город. На улицах города разгорелись кровопролитные схватки, к тому же в городе начались пожары, вынудившие египтян покинуть город и вновь выйти в поле, где вавилоняне довершили их разгром. Остатки египетской армии в панике бежали кХамату. Здесь победители настигли их и перебили. Потери египтян составили десятки тысяч человек. Мелкие государства Сирии, Финикии и Палестины не оказали сопротивления Навуходоносору и поспешили принести ему дань. От полного поражения Нехо спасла смерть Набопаласара (15 августа 605 года до н. э.) и отъезд, в связи с этим, Навуходоносора в Вавилон.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0% ... B%D0%B0%D1.." onclick="window.open(this.href);return false;.

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Мировая война в Древнем Востоке

#6 Сообщение Одиссей » 18 ноя 2013, 04:16

Хорошая тема. Кстати, там ключ к истории раннего и позднего средневековья.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

shahkulu
партизан
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 18 окт 2013, 20:49

Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 7 раз

Re: Мировая война в Древнем Востоке

#7 Сообщение shahkulu » 18 ноя 2013, 22:47

Одиссей писал(а):Хорошая тема. Кстати, там ключ к истории раннего и позднего средневековья.
Меня поражает то что веками Ассирийцы господствовали в Ближнем востоке,очень часто совершали походы в соседние страны и грабили,убили,...но в этой мировой войне к Ассирийцам пришли на помощь именно те народы которые в свое время сами ассирийцы их давили-т.е маннейцы(не смотря на экономическо-культурную связь их с мидянами,)урарты,иудеи,Финикийцы,арабы,египтяне,лувийцы,скифы,и т.д

shahkulu
партизан
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 18 окт 2013, 20:49

Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 7 раз

Великие сражения в истории

#8 Сообщение shahkulu » 18 ноя 2013, 22:52

К стати,отрывок от Библии,Ветхий Завет,Книга Наома-3 -пророчества о гибели Ниневии в 612 году до нашей эры

1 Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина.
2 Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.
3 Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его.
4 Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане.
5 Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней.
6 Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним.
7 Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него.
8 Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак.
9 Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится,
10 ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома.
11 Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый.
12 Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут; а тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать.
13 И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву.
14 А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении.
15 Вот, на горах - стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен.

2

1 Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами.
2 Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили.
3 Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется.
4 По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния.
5 Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена.
6 Речные ворота отворяются, и дворец разрушается.
7 Решено: она будет обнажена и отведена в плен, и рабыни ее будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь.
8 Ниневия со времени существования своего была как пруд, полный водою, а они бегут. "Стойте, стойте!" Но никто не оглядывается.
9 Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари.
10 Разграблена, опустошена и разорена она, - и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели.
11 Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, -
12 лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным?
13 Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих.

3

1 Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство.
2 Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы.
3 Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их.
4 Это - за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими - племена.
5 Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою.
6 И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор.
7 И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: "разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? где найду я утешителей для тебя?"
8 Разве ты лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал было море, и море служило стеною его?
9 Ефиопия и Египет с бесчисленным множеством других служили ему подкреплением; Копты и Ливийцы приходили на помощь тебе.
10 Но и он переселен, пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями.
11 Так и ты - опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля.
12 Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть.
13 Вот, и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои.
14 Начерпай воды на время осады; укрепляй крепости твои; пойди в грязь, топчи глину, исправь печь для обжигания кирпичей.
15 Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч, поест тебя как гусеница, хотя бы ты умножился как гусеница, умножился как саранча.
16 Купцов у тебя стало более, нежели звезд на небе; но эта саранча рассеется и улетит.
17 Князья твои - как саранча, и военачальники твои - как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были.
18 Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его.
19 Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?


http://vehi.net/bible/naum.html" onclick="window.open(this.href);return false;

Damba
партизан
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 20:12

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 111 раз

Re: Мировая война в Древнем Востоке

#9 Сообщение Damba » 19 ноя 2013, 10:01

shahkulu писал(а):
Одиссей писал(а):Хорошая тема. Кстати, там ключ к истории раннего и позднего средневековья.
Меня поражает то что веками Ассирийцы господствовали в Ближнем востоке,очень часто совершали походы в соседние страны и грабили,убили,...но в этой мировой войне к Ассирийцам пришли на помощь именно те народы которые в свое время сами ассирийцы их давили-т.е маннейцы(не смотря на экономическо-культурную связь их с мидянами,)урарты,иудеи,Финикийцы,арабы,египтяне,лувийцы,скифы,и т.д
Через несколько веков то же самое скажут про ВОВ.Почему народы помогали русским который их давил веками?

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Великие сражения в истории

#10 Сообщение Одиссей » 21 ноя 2013, 22:38

Тема очень тяжелая для нашего понимания, из-за древности. Лучше бы поставить тут информативные карты тех войн.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Ответить

Вернуться в «Военная история»