Фолклендская война

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Zehr Gut
партизан
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 03 дек 2016, 10:00

Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 62 раза

Re: Фолклендская война

#21 Сообщение Zehr Gut » 30 дек 2016, 19:54

Sabata писал(а):
Zehr Gut писал(а): Ну, не позволили бы Англии в ООН основать колонию еще и на континентальной территории Аргентины
А она собиралась такое сделать?
Вы сами себе противоречите. Сначала говорите, что "аргентинцам скорее повезло, что все кончилось именно так", а когда я говорю, что более худший расклад - это уже основание английской колонии на аргентинской континентальной территории, спорите: "А она собиралась такое сделать?"
Для Аргентины ситуация закончилась самым худшим вариантом: отказом от спорных с Чили островов и де-факто смирением с английской колониальной оккупацией Фолклендских островов - куда уже хуже? Хуже - уже только английская колония на континентальной территории Аргентины.

Zehr Gut
партизан
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 03 дек 2016, 10:00

Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 62 раза

Re: Фолклендская война

#22 Сообщение Zehr Gut » 30 дек 2016, 20:04

Sabata писал(а):Ну так во вкус вошли. Кроме того, хунте нужны были такие "успехи", чтобы подавить народное недовольство. Собственно, когда во внутренней политике у них дела пошли совсем плохо, они и решились на этот мальвинский поход, зная что успех в таком святом для каждого аргентинца деле может кардинально поменять отношение к хунте, что и произошло. И спорные острова с Чили послужили бы той же цели.
Ну, в общем-то, политико-экономическоое положение в Аргентине на тот момент - для меня не новость. Но когда хунта поняла, что Англия шутить не намерена, могла бы пожертвовать островами-мелочевкой в пользу Чили, чтобы удержать главное и выбить союзника у Англии. Но они этого не сделали. Самые боеспособные войска посадили на чилийской границе, а на Фолклендские острова послали мобилизованных "партизан", а надо было действовать с точностью до "наоборот".

Zehr Gut
партизан
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 03 дек 2016, 10:00

Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 62 раза

Re: Фолклендская война

#23 Сообщение Zehr Gut » 30 дек 2016, 21:11

Sabata писал(а):Но вышеназванные, были либо союзником либо просто другом СССР и его блока. Считаете, аргентинская хунта была готова к ним присоединиться? И в добавок к британцам и чилийцам получить в лагере врагов американцев, которые и так негласно помогали бриттам? Нерадужная картина.
Брежнев очень горячо целовался с иорданским королем Хусейном бен Талалом во время его визита в СССР в 1981 году (аж противно смотреть было), хотя в 1970 году этот король устроил советским протеже из ООП Арафата "Черный сентябрь". Дружбу с аргентинской диктатурой списали бы на поддержку антиимпериалистических сил во всем мире. В ООН у Аргентины в советском лице всегда был бы союзник, потому что вся деколонизация была детищем Советского Союза. Ничего удивительного нет - ослаблять своих потенциальных врагов за счет выбивания изпод их контроля отдельных стран и территорий, содействуя переходу их в социалистический лагерь, либо, хотя бы добиваясь их перехода под контроль стран, не состоящих в НАТО.

Zehr Gut
партизан
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 03 дек 2016, 10:00

Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 62 раза

Re: Фолклендская война

#24 Сообщение Zehr Gut » 30 дек 2016, 21:16

Sabata писал(а):Если честно, сомневаюсь, что Испания зашла бы так далеко, или ей бы позволили разжечь новую войну в Европе.
Это сейчас с Испанией у Англии более-менее ровно. Хотя мелкие инциденты возникают и сейчас. А тогда была блокада, начатая со времен Франко. А можно было бы подтянуть войска, усилить давление, душить в ООН через комитет по деколонизации, а еще есть Ирландия, которая тогда претендовала на Ольстер, а еще была ИРА - тут, только бы Англия завязла с Фолклендскими островами - вспомнили б ей всЁ.

Аватара пользователя
Sabata
партизан
Сообщения: 1510
Зарегистрирован: 25 мар 2012, 03:41

Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 230 раз

Re: Фолклендская война

#25 Сообщение Sabata » 30 дек 2016, 23:36

Zehr Gut писал(а): Вы сами себе противоречите. Сначала говорите, что "аргентинцам скорее повезло, что все кончилось именно так", а когда я говорю, что более худший расклад - это уже основание английской колонии на аргентинской континентальной территории, спорите: "А она собиралась такое сделать?"
Для Аргентины ситуация закончилась самым худшим вариантом: отказом от спорных с Чили островов и де-факто смирением с английской колониальной оккупацией Фолклендских островов - куда уже хуже? Хуже - уже только английская колония на континентальной территории Аргентины.
Да, я считаю, что аргентинцам скорее повезло. Но я не думаю, что британцы стали бы заходить так далеко, как основание колонии на континентальной Аргентине. Поэтому не понимаю где вы увидели противоречие. Если бы Аргентина получила затяжную войну с крупными игроками и с соседями, с риском еще и гражданской, то в экономическом, социальном и военном плане это для нее было бы хуже. И войну эту она скорее всего опять бы не потянула. Так что хотя им реально неприятно, но расклад для них вышел не самый худший.
Это сейчас с Испанией у Англии более-менее ровно. Хотя мелкие инциденты возникают и сейчас. А тогда была блокада, начатая со времен Франко. А можно было бы подтянуть войска, усилить давление, душить в ООН через комитет по деколонизации, а еще есть Ирландия, которая тогда претендовала на Ольстер, а еще была ИРА - тут, только бы Англия завязла с Фолклендскими островами - вспомнили б ей всЁ.
Могли конечно, но и бритты не лыком шиты и политических рычагов и влияния у них всегда хватало. Так что не известно кому было бы хуже в итоге.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 89548
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 2269 раз
Поблагодарили: 1386 раз

Re: Фолклендская война

#26 Сообщение smersh70 » 07 июл 2019, 01:31

Sabata писал(а):
30 дек 2016, 23:36
Если бы Аргентина получила затяжную войну с крупными игроками и с соседями, с риском еще и гражданской, то в экономическом, социальном и военном плане это для нее было бы хуже. И войну эту она скорее всего опять бы не потянула. Так что хотя им реально неприятно, но расклад для них вышел не самый худший.
:text-goodpost:
в принципе так и есть...англичане харохорились,благо за их спинами стояли матрасники,хоть и приунывшие после Вьетнама и Ирана..
хоть покусали англичан здорово,апосля этой войны англичане уже долго самостоятельно никуда не лезли,все уже знали что они из себя представляют


Изображение
► Показать
Аргентинские зенитчики у спаренных 20-мм автоматических зенитных орудий Rh 202; Фолклендские острова; 1982-й год .
Спаренные 20-мм артустановки в ходе конфликта на островах использовались аргентинскими ВВС в составе Группы специальных операций, развёрнутой для прикрытия аэродромов Port Stanley (9 установок) и Goose Green (6 установок). Впоследствии все 15 Rh 202, задействованные аргентинцами, были захвачены британскими войсками

Аватара пользователя
Sabata
партизан
Сообщения: 1510
Зарегистрирован: 25 мар 2012, 03:41

Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 230 раз

Re: Фолклендская война

#27 Сообщение Sabata » 08 июл 2019, 18:02

smersh70 писал(а):
07 июл 2019, 01:31

хоть покусали англичан здорово,апосля этой войны англичане уже долго самостоятельно никуда не лезли,все уже знали что они из себя представляют
Вот именно, что лишь покусали. А во всех войнах действует закон джунглей: не кусай того, кого не сможешь задушить, а если все таки покусаешь, то будь готов к тому, что как бы больно ты его ни покусал, рано или поздно он задушит тебя. (Это же правило в свое время не учли армяне).

Так, что мой совет всем, кто интересуется этой войной, не зацикливайтесь сильно на тактических анализах. Максимум чего могли бы добиться аргентинцы, это выиграть первый раунд, а матч британцы никогда бы им не проиграли.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 89548
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 2269 раз
Поблагодарили: 1386 раз

Re: Фолклендская война

#28 Сообщение smersh70 » 03 апр 2020, 02:28

Sabata писал(а):
08 июл 2019, 18:02
Так, что мой совет всем, кто интересуется этой войной, не зацикливайтесь сильно на тактических анализах. Максимум чего могли бы добиться аргентинцы, это выиграть первый раунд, а матч британцы никогда бы им не проиграли
2 апреля 1982 года началась Фолклендская война.
Фолклендская война началась 2 апреля 1982 года с вторжения и захвата Аргентиной Фолклендских островов (и Южной Георгии и Южных Сандвичевых Островов на следующий день) в попытке установить суверенитет, на который она претендовала.
Ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны; с точки зрения обеих, военные действия представляли собой восстановление контроля над своей законной территорией.
Изображение
Фолклендская война стала последним на данный момент вооруженным конфликтом в истории, ход которого предопределили действия военно-морских сил сторон. Именно превосходство ВМС Великобритании над аргентинским флотом позволило "Владычице морей" одержать победу.
В 1982 году аргентинский диктатор Леопольдо Гальтиери решил улучшить свое положение внутри страны проведя маленькую победоносную войну за Фолклендские острова, бывшие британской колонией еще 19 века. Обе страны в течении долгого времени вели дипломатические баталии за эту территорию. Гальтиери рассчитывал, что удаленность островов от Великобритании ( 12 000 километров ), позволит ему провести стремительный и безнаказанный бросок. Однако, он не учел при этом решительность британского премьер-министра Маргарет Тетчер
2 апреля 1982 года армия Аргентины провела операцию «Росарио» — десант спецназа и морской пехоты высадился на Фолклендах, и после непродолжительного боя захватил столицу островов Порт Стэнли. Аргентинцы потеряли одного человека убитым и трех ранеными. Свыше ста британских военных оказались захвачены в плен аргентинцами
Изображение
Изображение
Изображение

Однако, внезапный захват островов вызвал волну ярости в Великобритании. Страну буквально охватил патриотизм. Британское военное руководство в короткие сроки сформировало крупнейшую военно-морскую группировку для освобождения островов, в которую вошла половина (!) боеспособной части английского флота. Всего в ее состав включили вошли 2 авианосца, 11 эскадренных миноносцев (из них 8 эсминцев УРО типа “Шеффилд”: “Энтрим”, “Глэморган”, “Бристоль”, “Шеффилд”, “Ковентри”, “Глазго”, “Эксетер”, “Кардифф”,), 27 фрегатов, 3 атомные и 1 дизельную подводные лодки, 2 десантно-вертолетных корабля-дока (“Фирлесс” и “Интрепид”), 6 танкодесантных кораблей, 2 тральщика и другие корабли и суда.Для обеспечения и усиления кораблей оперативного соединения правительство зафрахтовало до 70 гражданских судов различного предназначения. Для проведения десантной операции были привлечены элитные соединения британской армии и флота, такие как 3-й бригада морской пехоты, 2-го парашютно-десантного полка и 5-й мотопехотной бригады (всего около 9 тыс. человек). Важную роль сыграли спецподразделения SAS и SBS ( боевые пловцы), осуществлявшие в ходе конфликта разведывательно-диверсионую деятельность. Великобритания столкнулась с огромными логистическими проблемами при проведении операции. Так, на первом этапе конфликта воздушную поддержку группировки ВМС могли осуществлять только 30 палубных истребителей "Си-Хариер", впоследствии их количество увеличили до 50.Часть палубной авиации базировалась... на контейнеровозах, переоборудованных в авианесущие суда. Возможности действий стратегической авиации с авиабазы на острове Вознесения были существенно ограниченны. Тем не менее эта авиабаза сыграла огромную роль в логистике британской группировки. Наряду со стратегическими бомбардировщиками "Вулкан" там были размещены самолеты-заправщики "Виктор" и транспортные самолеты "Геркулес".

На фото: Маргарет Тэтчер с участниками боевых действий .
Изображение
Аргентина сосредоточила на островах группировку из 12 тысяч военных, однако значительная их часть была призывниками, не прошедшими должную военную подготовку. ВВС страны к началу войны располагали примерно двумя сотнями боевых самолетов, однако реально в боевых действиях участвовали около 150. Аргентинские летчики существенно уступали британским в уровне подготовки, но тем не менее сумели нанести существенный урон ВМС противника. Огромной проблемой ВВС Аргентины стал дефицит противокорабельных ракет (ПКР), что привело к массовому применению авиабомб свободного падения против оснащенных мощной корабельной ПВО группировки британских ВМС. № аргентинцев было всего пять ракет «Экзосет» в варианте воздушного базирования.Именно этот недостаток в вооружении привел к большим потерям среди аргентинских самолетов. Флот Аргентины в следствии своего скверного состояния сыграл ограниченную роль в войне. Всего в боевых действиях приняли участие только 25 боевых кораблей, что составило менее 30% от боевого состава ВМС Аргентины. Между тем, наличие у аргентинцев хоть и устаревшего, но тем не менее авианосца "25 мая" позволял им предпринимать отвлекающие операции против британского флота, проведя к примеру мероприятия против авиабазы на острове Вознесения. Однако, после потери крейсера “Генерал Бельграно” ВМС Аргентины фактически вышли из игры.
► Показать
Британские подводные лодки в конце апреля приступили к блокаде района боевых действий. 25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления. Во время операции ракетой AS-12 с британского вертолёта «Уосп» была повреждена аргентинская подводная лодка Santa Fe, которую пришлось впоследствии затопить.

2 мая британские подводники потопили аргентинский крейсера “Генерал Бельграно”, погибли 323 человека. В тот же день ПКР с боевых кораблей Великобритании было потоплено сторожевое судно “Комодоро Сомеллера”, после чего, флот Аргентины попросту вышел из игры, отдав инициативу противнику.По непонятным причинам, ВМС Аргентины не пытались минировать подходы к островам морскими минами, хотя это существенно осложнило бы положение британского флота.
Изображение
Неудачи флота аргентинцы попытались компенсировать действиями авиации. 4 мая ракетным ударом с самолетов "Супер Этандар" был поврежден британский эсминец "Шеффилд", погибли 20 членов экипажа. 10 мая эсминец затонул. Потеря эсминца вызвала шок у британской общественности. "Шеффилд" стал первым британским боевым кораблем, уничтоженным противником со времен Второй Мировой Войны. Эффект от действий аргентинской авиации мог бы быть еще большим, однако более половины используемых аргентинской стороной авиабомб, попавших в английские корабли, не разорвались. Причиной было то, что взрыватели не были рассчитаны на бомбометание с малой высоты.

Британские спецподразделения были высажены на островах еще в начале мая и вели наблюдение за объектами противника. Ни одна из британских групп не была обнаружена и уничтожена аргентинцами. 15 мая SAS осуществила блестящий налет на аэродром на острове Пеббл. Высаженные с вертолетов спецназовцы уничтожили 11 самолетов противника и сумели уйти без потерь. Эта операция является показателем низкого уровня подготовки ВС Аргентины, охрана объекта не сумела оказать спецназу какого-либо сопротивления.

В ночь на 21 мая британская 3 бригада морской пехоты начала высадку в бухте Сан-Карлос, фактически не встретив организованного сопротивления аргентинцев. С утра ВВС Аргентины нанесли серию ударов по британским боевым кораблям, потопив при этом фрегат"Ардент", однако не сумели воспрепятствовать высадке основных сил десанта. Командование сухопутной аргентинской группировки также вело себя крайне пассивно, не предприняв попытку сбросить британцев в море. ЗРК британских боевых кораблей вели плотную работу по самолетам противника, в воздухе аргентинцев атаковали истребители "Си-Хариер".За день Аргентина потеряла 14 машин. В последующие дни аргентинские летчики, понеся потери, потопили фрегат "Антилоуп" и эсминец "Ковентри". 25 мая 1982 года аргентинцы добились одного из самых крупных успехов за время конфликта. Аргентинский лётчик Роберто Курилович поразил контейнеровоз «Атлантик Конвейер», который затонул с вертолетами и оборудованием для создания аэродрома на захваченном плацдарме. Корабль был поражен одной из 5 имевшихся на вооружении Аргентины ПКР воздушного базирования «Экзосет».

28 мая подразделения двух батальонов 2 парашютно-десантного полка Великобритании атаковали позиции аргентинцев у поселка Гуз-Грин. огромную роль в бою сыграла поддержка десантников огнем из 81-мм минометов, и, особенно 105-мм гаубиц 3 бригады морской пехоты. Таким образом, превосходством в огневой мощи было компенсирован численный перевес аргентинской стороны, потерявшей в бою 47 человек убитыми и свыше 150 ранеными. Британские потери также были внушительными, но дух аргентинцев был сломлен. Местный гарнизон капитулировал. Морские пехотинцы и парашютисты развивали наступление на столицу Фолклендов, Порт-Стэнли.
Изображение

8 июня аргентинские ВВС нанесли авиаудар по двум британским десантным кораблям, оставшимся без прикрытия. Погибли около 50 англичан, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений.Однако, этот удар уже не мог сорвать успех британского наступления. В ходе боев 12-14 июня британцы штурмом заняли все господствующие высоты в районе главного города Фолклендских островов. Аргентинское командование на островах, оказавшись в безвыходном положении, капитулировало. Огромную роль сыграло наличие у британских солдат приборов ночного видения, чего были напрочь лишены аргентинцы. Кроме того, не стоит забывать про огонь 81 мм минометов и 105 мм гаубиц, который наряду с применением ПТРК подавил аргентинские огневые точки на высотах. Таким образом, уступавшие в численности британские солдаты выиграли сражение за счет превосходства в огневой мощи на поле боя, а также лучшей выучки личного состава. Вопреки слухам, батальон гуркхов 5 мотопехотной бригады даже не успел вступить в бой до капитуляции аргентинцев.
Изображение
Война за Фолкленды закончилась убедительной победой британской стороны. Потери англичан составили 258 человек убитыми, 777 человек раненными, 2 эсминца, 2 фрегата, контейнеровоз и десантный корабль, а также 10 самолетов, половина из которых была сбита огнем с земли, половина потеря по не боевым причинам. Кроме того, британцы лишились 24 вертолетов, 13 из которых были потеряны на потопленных кораблях. :o

Потери Аргентины были намного выше. Погибли 649 военных, свыше 11 тысяч оказались в плену. Кроме того, на море были потеряны крейсер, подводная лодка, сторожевое и 4 транспортных судна.Также авиация Аргентины лишилась свыше ста :?: :!: самолетов и вертолетов, большинство из которых были сбиты огнем британских кораблей и в воздушных боях, кроме того до 30 машин были уничтожены на аэродромах.
Изображение
Несомненно, Великобритания продемонстрировала победой на Фолклендах свой статус морской державы, однако не стоило бы идеализировать действия британского командования. Да, была проведена блестящая по логистике операция с концентрацией наиболее мощной части армии, авиации и флота, которая позволила провести кратковременную успешную десантную операцию. Однако, британская сторона не сумела надежно прикрыть свои корабли от ударов с воздуха, и при наличии у Аргентины большего количества ПКР, и даже просто отсутствие проблем с взрывателями на авиабомбах могли привести к огромным потерям британского флота и, возможно, к срыву операции. Также на руку англичанам сыграла пассивность командования аргентинского флота, который не пытался постановкой мин и работой подлодок усложнить жизнь противнику. Между тем, после окончания конфликта, ряд британских офицеров высказал опасения, что подрыв одного из авианосцев на морской мине мог привести к краху операции. Однако, победителей не судят, и в этот раз более подготовленная армия ( в данном случаи флот) , победила менее подготовленную

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 89548
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 2269 раз
Поблагодарили: 1386 раз

Re: Фолклендская война

#29 Сообщение smersh70 » 03 апр 2020, 19:21

как сухопутные «Харриеры» с авианосцев аргентинцев бомбили

«В следующий войне, если переживу эту, я буду в авиации ПВО»

Сухопутным «харриерам» досталась грязная и не слишком героическая работа по поддержке сухопутных войск, пока их морские коллеги гонялись за беззащитными аргентинцами (из-за нехватки самолётов-заправщиков и расстояния все аргентинские самолёты использовали исключительно как ударные). «Харриер» никогда не был особо надёжным самолётом, но в боевой обстановке отказы пошли косяком. Главную головную боль доставляла крайне ненадёжная система опознавания «свой-чужой». Внезапно оказалось, что её сигналы забивались собственными радарами, а если в идущей крыло к крылу группе включалось сразу несколько ответчиков, то их сигналы перекрывали друг друга, и вся группа выглядела на экранах как неопознанные объекты (что в боевых условиях означало «враждебные»). Кроме того, из-за программной ошибки сухопутные ЗРК «Рапира» всегда в первые моменты опознавали собственные самолёты как вражеские!
Подобные проблемы имелись у всех британских летательных аппаратов, и никто не удивился, когда британский вертолёт, в конце концов, был сбит собственным военным кораблём из-за неверного распознавания.
«Харриер» GR3 из 1-й эскадрильи КВВС c управляемыми бомбами «Пейвуэй» готовится к вылету на борту «Гермеса»
Изображение
Главную опасность представляли аргентинские ПВО, состоявшие из наводимых радарами зенитных орудий и французского ЗРК «Роланд». То, что аргентинцы шутить не будут, первым проверили морские лётчики. Четвёртого мая 1982 года во время налёта на аргентинский полевой аэродром «Гуз Грин» зенитные орудия сбили замыкающий «Си Харриер». Пилот погиб. Чтобы избежать огня ПВО, британским лётчикам приходилось летать и наносить удары с экстремально низких высот, используя каждый холм и бугор, «потому что ни один ЗРК не стреляет сквозь холм».

Перешедшие на бомбометание с больших высот моряки показывали точность «500 ярдов от точки прицеливания», что, в общем, было равно точности «ланкастеров» времён Второй мировой. Порой от столкновений уходили лишь чудом. В одном случае полёт едва не прервал торчащий из земли сбитый аргентинский «Скайхок», в другом — столкновение лоб в лоб едва не случилось с собственным вертолётом, летевшим в метре над землёй.
Потери росли. Через 11 дней на фронте 1-я эскадрилья осталась с единственным лётнопригодным самолётом из шести! Три самолёта были потеряны, а два тяжело повреждены.
Ещё четыре самолёта позднее прибыли прямым перелётом с острова Вознесения (эпический марафонский полёт!) прямо на авианосец.

Двадцать первого мая одиночный «Харриер» (ведомый вернулся на авианосец из-за неисправности) был сбит из ПЗРК, лётчик попал в плен. Двадцать седьмого мая зенитчики на аэродроме «Гуз Грин» поставили себе новую зарубку в виде сбитого самолёта. Пилот несколько дней прятался в холмах, а потом вышел к своим. Тридцатого мая осколок перебил обе топливные системы ещё одного самолёта, и тот упал, не долетев до «Гермеса». Пилота вытащили из воды. Первого июня отметились и операторы «Роланда» — «Си Харриер» летел выше потолка ЗРК, но ракета догнала его и там. Пилот девять часов ждал спасения в надувной лодке.
Часто пилотам просто везло. Осколки пробили самолёт командира эскадрильи всего в паре сантиметров от его ноги, перебив проводку оружейных систем. Ещё один самолёт загорелся из-за боевых повреждений при посадке на авианосец, но его быстро потушили. Оказалось, что без высокоточного оружия, в условиях противодействия хорошо вооружённого и подготовленного противника срок жизни пилота-штурмовика не сильно отличается от перспектив его коллег времён Второй мировой.
брошенная ЗРК «Тайгеркэт» аргентинских ВС
Изображение
Американские бомбы

Американские управляемые бомбы «Пейвуэй» у англичан всё-таки появились во второй половине конфликта. Американцы использовали их уже давно, но британцам предстояло учиться сразу на войне.

Первой их целью должен был стать ненавистный аэродром в Порт-Стэнли, который всё время бомбили всем, что только было, и который никак не удавалось полностью уничтожить. Два самолёта подходили на большой высоте, после чего один подсвечивал бортовым лазером центр взлётно-посадочной полосы, а второй бросал бомбу. Через несколько попыток фотоконтроль показывал, что бомбы всё время летели куда-то не туда.

Ответ на вопрос «почему?» пришёл из Лондона. Лазеры «харриеров» Gr 3 просто были несовместимы с американскими бомбами!

Для успешного применения «умных бомб» требовалось ещё больше усилий и подготовки, чем для использования обычных. Нужен был пилот, готовый к задаче и знающий возможности и ограничения применяемого оружия, нужны были подготовленные самолёт и сами бомбы, да ещё и подготовленный авианаводчик с хорошей связью и работающим ЛЦУ (лазерный целеуказатель). С авианаводчиками имелись большие проблемы: оба подготовленных наводчика из ВВС выбыли из строя в самом начале конфликта. Один погиб в упавшем вертолёте, а второй самым идиотским образом подвернул ногу на второй день после высадки и отправился домой. Их коллеги из сухопутных войск не умели практически ничего. Уже на берегу оказалось, что батареи всех ЛЦУ мертвы, и требуется доставка новых из Англии — и это не говоря о том, что из-за плохих радиостанций связаться с авианаводчиком получалось лишь через раз.
Первые две попытки применить «Пейвуэй» закончились тем, что их пришлось выкинуть в океан перед посадкой (из за превышения посадочной массы при вертикальной посадке). В первом случае, несмотря на долгие согласования времени удара, самолёты вылетели на час раньше (командиру «Гермеса» не нравилось, что они загромождают палубу). Установить связь не удалось — всё, привет. Во втором случае наводчик ответил, но грустно сообщил, что его ЛЦУ умерло буквально только что. Лишь в последние дни войны все звезды наконец-то сошлись, и «Харриер» залепил управляемую бомбу прямо в аргентинский наблюдательный пункт.
Это стало единственным успешным применением управляемых бомб во всём конфликте.
Харриер» 1-й эскадрильи КВВС готовится к вылету с палубы «Гермеса»
Изображение

Никому не надо

Хотя пилоты 1-й эскадрильи КВВС оказались в Британии первыми за долгие годы, кто в реальных условиях наносил удары при активном противодействии современной ПВО противника, а также первыми, кто применял управляемое оружие, их опыт оказался никому не нужен. В итоговом отчете КВВС по войне им уделили всего две страницы. При этом «вулканы» получили шесть, а транспортники — двадцать. Не заинтересовались таким опытом и «ударные» коллеги. Слишком уж реальные проблемы отличались от наставлений и уставов мирного времени, и никому не хотелось менять свои давно написанные и привычные инструкции. В массовом же сознании эта война осталась бенефисом моряков, которые без труда сбивали аргентинцев — как раз плюнуть.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 89548
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 2269 раз
Поблагодарили: 1386 раз

Re: Фолклендская война

#30 Сообщение smersh70 » 04 апр 2020, 01:58

Побитые.(Штурмовики IA-58A Pucara в Фолклендской войне)

К началу событий в Южной Атлантике ВВС Аргентины получили около 60 единственных боевых самолетов собственной разработки и постройки IA-58A Pucara. Этот легкий двухместный штурмовик, предназначенный прежде всего для борьбы с разного рода партизанами, был создан компанией Fabrica Militar de Aviones (FMA), расположенной в г. Кордоба. Он оснащался двумя французскими турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 э.л.с. Самолет располагал солидным арсеналом вооружения, который включал бортовые 20-мм пушки и 7,62-мм пулеметы, а также до 1500 кг различных боеприпасов, подвешиваемых на трех внешних узлах (бомбы, 70-мм HAR напалмовые баки и даже торпеды).
В первую очередь кордобские «крепости» поступили на вооружение Grupo 3 de Ataque (G3A – 3-я штурмовая авиагруппа), располагавшейся на авиабазе Реконкиста около г.Санта-Фе. Из трех эскадрилий этой части к началу войны за острова полностью боеспособными считались две, а одна лишь осваивала новую технику. Следует отметить, что многие экипажи G3A получили боевой опыт, принимая с 1976 г. участие в операциях правительственных войск против партизан в северо-западной провинции Тукуман. Хотя слабо вооруженные и обученные боевики – это, конечно, не отлично подготовленные и экипированные британцы… Еще около десятка IA-58 получила эскадрилья сформированной в начале 1981 г. 4-й группы, которая базировалась на Комодоро Рива-давия. Однако по прошествии почти полутора лет боеготовность этого подразделения оставалась далекой от своего пика. Когда аргентинские войска высадились на Фолклендах, уже было ясно, что «Пука-рам» не миновать отправки на архипелаг. Во-первых, это подразумевалось самой концепцией генерала Менендеса, который собирался вести воздушную оборону своего гарнизона против флота и десантных сил неприятеля прежде всего с помощью легких боевых самолетов, базирующихся на местных аэродромах. Во-вторых, мальвинское «предприятие» считалось делом всех вооруженных сил, и такая крупная авиачасть, как G3A, просто обязана была принять в нем участие. Не последнюю роль сыграли и вопросы престижа – ну, никак не могли самолеты, созданные и серийно выпускавшиеся в Аргентине, не поучаствовать в деле общенационального значения.
Несомненно, при умелой организации применения «Пукары» представляли определенную боевую ценность в создавшихся условиях. Имея достаточно сильное вооружение и действуя с малых высот, они могли нанести ущерб вражеским кораблям и высадившемуся десанту. Особую опасность эти штурмовики представляли для британских вертолетов. В общем, «Пукары» были далеко не игрушечными самолетиками, и в штабе адмирала Вудворда исходившую от них угрозу принимали всерьез.
2 апреля 1982 г. из Реконкисты в Порт-Стэнли перелетели 4 машины из G3A. Создававшееся на островах подразделение получило громкое наименование Escuadron Pucara Malvinas (Мальвинская эскадрилья «Пукар»; по данным др. источников, его назвали Escuadron Aeromovil Malvinas – Мальвинская Аэромобильная эскадрилья). Возглавил его команданте (майор) Мигель Наварро. 9 апреля в его распоряжение из Реконкисты прибыли еще девять IA-58. Наряду с самолетами, было переброшено и большое количество предметов снабжения, необходимых для обеспечения нормальной боевой работы штурмовиков: снарядов и патронов, бомб, НАР, напалмовых баков и т.п. По прибытии на острова летчики приступили к освоению будущего театра военных действий. Следует отметить, что на Фолклендах они практиковали полеты с сокращенным экипажем – только с одним пилотом.
Изображение
29 апреля ново сформированный «эскадрон» перебазировался на расположенный у поселка Гуз-Грин полевой аэродром Кондор. Боевая работа началась 1 мая. Когда первые бомбы с «Вулкана» упали на Порт-Стэнли, аргентинцы решили, что англичане собираются высаживать десант. Сразу же по тревоге на взлет пошла четверка «Пукар», однако лучше бы они этого не делали. Сначала на разбеге у машины теньенте Кальдерона подломилась носовая стойка, самолет «клюнул», зацепился винтами за землю, перевернулся через нос и попутно повредил взлетавший рядом штурмовик. Оба летчика уцелели. В это время над аэродромом появились «Си Харриеры», которые сбросили бомбокассеты BL-755. «Пука-ра» борт А-517 получила серьезные повреждения и прекратила взлет. Больше всего не повезло теньенте Антонио Юки-чу. Он смог оторвать свой штурмовик от земли, но сразу же попал под «дождь» бомбочек одной из кассет и погиб. Официальная пропаганда аргентинцев представила гибель летчика в более эпическом свете. В Буэнос-Айресе сообщили, что Юкич не только взлетел, но вышел на авианосец «Гермес», атаковал его, после чего был сбит. Однако англичане в тот день вообще не зафиксировали какие-либо атаки своих авианосцев. Британцы остались равнодушны и к заявлениям противника о том, что в тот день «Пукары» еще несколько раз атаковали корабли, в т.ч. с применением торпед! (Аргентинцы в этом свято убеждены и поныне). Что касается поврежденных утром машин, то, по уточненным данным, через несколько часов две из них были добиты «Си Харриерами».
Сразу после первомайского побоища команданте Наварро перебросил своих людей и матчасть на принадлежавший морякам полевой аэродром Кальдерон на о.Пеббл. Однако и здесь не удалось избежать погрома. Как известно, в ночь с 14 на 15 мая на остров высадилась группа британских командос и вывела из строя всю базировавшуюся там авиацию, в т.ч. шесть «Пукар»: А-502, А-520, А-523, А-529, А-552 и А-556.
Таким образом, у «Эскадрона Пукара Мальвинас» осталось всего три самолета. Однако вскоре с Реконкисты прибыло подкрепление в виде 11 машин, и вся компания вернулась на авиабазу Кондор. Летчики приступили к выполнению достаточно однообразной работы, которая заключалась в вооруженном патрулировании прибрежных вод. Так продолжалось до 21 мая, когда британцы высадились у Сан-Карлоса. В тот день боеготовыми оказались всего шесть IA-58, но и они не все смогли отправиться на задание.
Первым увидел корабли противника к-н Хорхе Бенитес и немедленно направил свой штурмовик в сторону плацдарма. Ему не повезло: курс машины пролегал над расположением группы командос 22-го полка SAS, имевшей на вооружении несколько ПЗРК. Один из британцев произвел пуск «Стингера» (первый в боевой обстановке в истории этого комплекса, печально известного нам по Афганистану) и сбил «Пукару». Летчик спасся. Команданте Карлос Томба также быстро вышел на неприятельские корабли, однако над холмом Дроун-Хилл его борт А-511 был перехвачен «Си Харриером», который «завалил» штурмовик огнем пушек. Томба удачно катапультировался.
Нескольким машинам все же удалось атаковать корабли, но низколетящие «Пукары» натолкнулись на сильнейшее противодействие, когда по ним стреляло все: от 114-мм пушек эсминцев и фрегатов до пулеметов и винтовок морских пехотинцев. Поэтому никакого успеха этот налет не имел, хотя аргентинцы выпустили не только НАРы, но умудрились использовать весь арсенал бортового стрелково-пушечного вооружения. Больше в тот день «эскадрон» Наварро не летал, а затем в его боевой деятельности вообще наступил недельный перерыв, за время которого удалось отремонтировать несколько штурмовиков.
Оставшиеся на материке летчики G4A также не сидели, сложа руки. Они занимались патрулированием вод у берегов Аргентины. И здесь не обошлось без потерь. 24 мая борт А-540 потерпел над мо-рем катастрофу, в которой погиб пилотировавший его теньенте Валько.
На островах большая работа вновь наступила 28 мая, когда англичане атаковали аргентинские позиции в районе поселков Дарвин и Гуз-Грин. «Пукары» в то время уже не базировались на местном аэродроме, перелетев накануне в Порт-Стэнли. Британцы начали штурм на рассвете. В 9.00 генерал Менендес приказал аргентинской авиации поддержать свои наземные части. Вскоре над порядками неприятеля появились самолеты, в т.ч. три IA-58, которые сбросили напалмовые баки по позициям трех 105-мм гаубиц 8-й батареи 29-го артполка командос. Англичане потерь не понесли. Затем еще одна пара штурмовиков нанесла удар по роте «D» 2-го парашютнодесантного батальона. Результат оказался аналогичным предыдущему. После этих налетов британцы заявили, что сбили с помощью ЗУР «Бло-упайп» три IA-58. Однако на самом деле аргентинцам удалось избежать потерь. Например, одна ракета, шедшая за штурмовиком, в последний момент перенацелилась на пущенные НАРы, устремилась за ними и взорвалась в 20 м впереди «Пукары». Взрывной волной самолет едва не бросило в сваливание, но летчик справился с управлением и успешно вернулся на базу. В другом случае пилот вовремя заметил несущийся к его штурмовику «Блоупайп» и заложил резкий вираж. Неконтактный взрыватель ракеты сработал в относительной близости от самолета, и несколько осколков в него попало, однако это не помешало летчику выполнить задачу и вернуться домой.
В тот же день аргентинцы одержали единственную воздушную победу. Около 11.00 над полем боя появилась пара IA-58 теньенте Хименеса и Семаро, которые атаковали два вертолета Scout AH.1 из 3-й бригады Королевской морской пехоты, направлявшиеся на передний край для эвакуации раненых. Хименес сбил вражескую «вертушку», а Семаро в лучшем случае свою цель повредил (хотя аргентинцы были уверены, что расправились с обоими «Скаутами»). Затем летчики попали в надвинувшийся туман и потеряли друг друга. Для Хименеса ухудшение видимости имело роковые последствия. Он утратил всякую ориентировку и на полном ходу врезался в гору Блю-Ма-унтинз. Лишь в сентябре 1986 г. были найдены останки летчика и обломки его машины (А-537).
Во второй половине дня две «Пукары» вновь атаковали вражеские позиции, сбросив без всякого результата напалмовые баки и выпустив НАРы. В 16.30 одна из них, А-555, была сбита огнем стрелкового оружия 2-го британского парашютного батальона. Пилот теньенте Крусадо катапультировался и попал в плен. Пули англичан продырявили и вторую машину, которая вернулась в Порт-Стэнли с 58 пробоинами вдоль фюзеляжа и 4 – в мотогондолах. В целом день завершился для аргентинцев очередной неудачей. Они потеряли оба поселка, аэродром и находившийся на нем запас напалма.
После этих боев все штурмовики утратили боеспособность. Одни нуждались в ликвидации повреждений, другие – неисправностей, вызванных климатическими особенностями: витавшая в местной атмосфере соль выводила из строя те или иные детали, узлы и агрегаты «Пукар». (Та же соль приводила к отказам при стрельбе, и частенько штурмовики возвращались с неизрасходованными НАРами). Наземные специалисты трудились над поддержанием своих самолетов в должном состоянии, как говорится, не покладая рук. Однако, несмотря на их усилия, машины G3A не смогли воспрепятствовать ни продвижению англичан от Дарвина к Порт-Стэнли, ни высадке в заливе Фицрой 8 июня. Вскоре по аэродрому «Мальвинской столицы» стали наносить удары не только «Харриеры», но корабельная и полевая артиллерия. В результате были уничтожены либо повреждены А-509, А-513, А-514, А-516, А-528, А-532. Потери могли быть гораздо большими, но аргентинцы рассредотачивали самолеты по различным участкам авиабазы и на нескольких дорогах.
Перед финальной стадией войны в боеспособное состояние все же удалось привести три из семи сохранившихся «Пукар». 10, 11 и 13 июня, накануне падения Порт-Стэнли, летчики совершили немногим более 30 боевых вылетов. Их главными объектами стали позиции британских гаубиц на горе Маунт-Кент. Один раз «Пукары» совершили налет на небольшой мост, по которому велось снабжение неприятельской артиллерии. Как правило, летчики брали полный груз НАР и атаковали с первого же захода. Отсутствие службы передовых авианаводчиков затрудняло обнаружение и выбор подходящих целей. В случае с мостом в наведении помогли свои артиллеристы, обстрелявшие его дымовыми снарядами.
В те дни «Пукары» летали ниже британских позиций, размещавшихся на захваченных возвышенностях, и подвергались интенсивному обстрелу из всех видов стрелкового оружия. Самолеты возвращались со множеством пробоин в верхних частях фюзеляжей и плоскостей, однако ни среди личного состава, ни в матчасти потерь больше не было. Правда, и урон неприятелю удалось нанести минимальный, но налеты аргентинских штурмовиков в какой-то мере сковывали его действия, косвенным подтверждением чего стало усиление обстрелов аэродрома с моря.
Когда 14 июня генерал Менендес капитулировал, в руки победителей попали шесть IA-58, которые были исправны или незначительно повреждены. Из них в Англию доставили A-515, A-522, A-528, A-533 и А-549, где большинство довели до летного состояния и выставили в различных музеях или иных экспозициях. Все, что сохранилось от оставшихся на архипелаге «Пукар», англичане стянули на созданный там полигон и использовали в качестве мишеней для летчиков и артиллеристов своего гарнизона.
В заключение – немного статистики. За время активной фазы Фолклендской кампании, т.е. с 1 мая по 14 июня 1982 г., «Пукары» выполнили 118 боевых вылетов на вооруженное патрулирование, разведку и для атак противника. По результативности налетов данные отсутствуют. Единственный известный успех – сбитие британского вертолета 28 мая. Аргентинцы потеряли все 24 IA-58, прибывшие на архипелаг. Погибли 2 летчика и 6 наземных специалистов.
Если же говорить о боевой эффективности «Пукар» во время Фолклендской войны, то здесь не все так однозначно, как смотрится на первый взгляд. Прежде всего на результативность их работы крайне негативно повлияло отсутствие службы передовых авианаводчиков. Ответственность за этот просчет ложится как на генерала Менендеса, так и на бригадира Кастельяно, командовавшего островным авиаконтингентом. Кроме того, не в полной мере был использован потенциал «Пукар» как истребителей вертолетов, хотя именно в этой роли IA-58 достигли наибольшего успеха. Необходимо отметить неприхотливость турбовинтовых штурмовиков к условиям базирования и неплохую живучесть. Хотя потери оказались большими, но в ходе боевых вылетов противнику удалось сбить всего три «Пукары». Аргентинские пилоты неоднократно уходили от такого грозного оружия, как ПЗРК, причем их самолеты не оснащались никакими средствами постановки помех. Основные потери группа Наварро понесла в результате плохой охраны аэродрома от диверсантов, воздушных налетов и артобстрелов. Утраты могли быть и меньшими, если бы командование Мальвинского гарнизона позаботилось о соответствующем инженерном оборудовании своих аэродромов и обеспечило самолетные стоянки хотя бы земляными обвалованиями.

Авиация и время 2001 03
(Александр Котлобовский и Алексей Заболотный)

Ответить

Вернуться в «Военная история»