ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#171 Сообщение smersh70 » 27 мар 2019, 04:00

Грузовик "Adler W 61" на службе в Вермахте.
Изображение

Легковой автомобиль Adler 3 на службе в Люфтваффе. И пара каких-то фройляйн... :shifty:
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#172 Сообщение smersh70 » 31 мар 2019, 21:06

Кадры хроники: постройка бомбардировщиков «Хейнкель» He 111 на немецком авиастроительном заводе

Немецкий бомбардировщик «Хейнкель» He 111 был типичным инструментом немецкого блицкрига. Если на линии фронта и в оперативной глубине польских, французских и британских войск разрушения и панику сеяли «Юнкерсы» Ju 87 и «Мессершмитты» Bf 109 и Bf 110, то для бомбардировки целей во вражеском тылу использовался именно «Хейнкель».
Создававшийся официально как скоростной пассажирский и почтовый самолет, в действительности он проектировался в расчете на военное применение. Дебют «Хейнкеля»-бомбардировщика состоялся в Испании, и использовался он всё последующее десятилетие. Именно He 111 были основной ударной силой люфтваффе в «Битве за Британию», именно они в массе своей совершали налеты на Москву летом-осенью 1941 года, а в 1944 году неожиданно огрызнулись результативным налетом на американский аэроузел под Полтавой.

Со временем He 111 уступил место основного немецкого бомбардировщика более современному и совершенному «Юнкерсу» Ju 88, но до самого конца войны немцы использовали эту выпущенную серией около 7500 экземпляров очень живучую, грузоподъемную и надежную машину — причем не только как бомбардировщик, но и как торпедоносец, транспортник и даже носитель крылатых ракет.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#173 Сообщение smersh70 » 01 апр 2019, 02:14

Уникальная немецкая техника 40-х годов
писец как отремонтировали :clap:


Очередное вундерваффе: автомобиль BMW 321 с прибором ночного видения.
Изображение

Матчасть 229-го гренадерского полка Вермахта в плену 7-й армии США в Невере, Франция, 13 сентября 1944 года.
Моторизация Вермахта уступила крестьянской лошадке.... :shifty:
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#174 Сообщение smersh70 » 15 апр 2019, 03:13

Немецкая БРЭМ Bergepanther на базе танка Panzerkampfwagen V Panther. Выпускалась с 1943 года. Масса 43 тонны, двигатель 600 л.с, экипаж 3–5 человек. Построено около 300 машин
Изображение

...Тяжела и неказиста в Рейхе жизнь артиллериста...
Даже при наличии полугусеничного тягача злобный командир расчета заставляет вручную таскать тяжелое орудие по горам Македонии...
И орудие довольно интересное - ветеран Первой Мировой 21-см гаубица "21-см Morser M16" прошедшая модернизацию - на неё установлены новые колеса с резиновой грузошиной что позволило поднять скорость буксировки до умопомрачительной цифры в 9-12 км/час (оригинальное орудие 5-7 км/час). Примечательно то,что по результатам Версальских Соглашений Германии было запрещено иметь эти 21-см гаубицы. Им разрешили оставить только 4 штуки для обучения. Но,видно у комисси по демилитаризации побежденной Германии были проблемы с математикой, так как сразу после того, как Версальские Соглашения перестали работать в Германии тут же было сформировано 4 4-х орудийных батареи из модернизированных гаубиц "21-cm Morser M16", которые отметились в Польше,Франции, ,на Балканах, и на начальном этапе Великой Отечественной Войны.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#175 Сообщение smersh70 » 10 май 2019, 03:55

Неместный тихоход

8 мая 1935 года под управлением знаменитого аса и будущего шефа Люфтваффе Эрнста Удета впервые взлетел прототип ударного самолета "Хеншель-123" - одной из самых удивительных боевых машин Второй мировой войны. Однако знают о ней немногие, поскольку она оказалась в тени гораздо более массовых и разрекламированных коллег и противников. "Хеншель-123" (сокращенно - Hs-123) создавался как легкий одноместный штурмовик и пикирующий бомбардировщик, способный нести до 450 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых держателях.
Изображение
Благодаря прочной цельнометаллической конструкции он мог пикировать под углом до 80 градусов. Правда, бомбовой трапеции на нем не было, поэтому на пикировании он мог сбрасывать бомбы только с подкрыльевых подвесок, а на подфюзеляжный пилон обычно вешали дополнительный топливный бак, повышавший дальность полета с двумя центнерами бомб с 480 до 860 км. Стрелковое вооружение для штурмовика было довольно слабым: всего два синхронных пулемета винтовочного калибра. При этом важным достоинством машины считалось наличие радиосвязи, позволявшее пилотам работать по наводке с земли и координировать свои действия.

880-сильный мотор обеспечивал неплохие летные характеристики: скорость - до 340 км/ч, скрорподъемность - 15 м/с, потолок - 9000 м. Однако прогресс авиации шел очень быстро и уже к концу 1930-х годов такие данные выглядели далеко не впечатляюще, да и бипланная схема самолета воспринималась как замшелый анахронизм. Поэтому как только в Германии начался массовый выпуск более современных пикировщиков "Юнкерс" Ju-87В "Хеншель" сочли морально устаревшим и уже осенью 1938 года сняли с производства.
Изображение
Изображение
Всего было построено 229 серийных экземпляров Нs-123, то есть, совсем немного, даже по довоенным меркам. 14 из них продали китайцам, еще 16 - отправили в Испанию в составе легиона "Кондор", воевавшего на стороне франкистских мятежников. Там они и остались. Таким образом, строевым частям Люфтваффе досталось менее 200 машин. Весной 1940 года, к началу гитлеровского блицкрига, большинство "Хеншелей" было выведено из боевого состава и распределено по летным школам. Лишь одну штурмовую авиагруппу II.Schl/LG.2, состоявшую из 45 машин, вооружили этим "старьем". А дальше началось самое интересное.

Во время французской кампании Нs-123 показал исключительно высокую боевую эффективность, даже на фоне более новых скоростных бомбардировщиков. Его относительная медлительность стала не минусом, а плюсом, позволяя пилотам тщательнее прицеливаться и более точно сбрасывать бомбы. При этом небольшие размеры машины в сочетании с высокой маневренностью и очень выносливой конструкцией (недаром фирма "Хеншель" ранее специализировалась на паровозах) делали Нs-123 сложной мишенью как для зениток, так и для истребителей. Потери "Хеншелей" оказались самыми низкими из всех типов немецких фронтовых бомбардировщиков.

В 1941 году "Хеншели" не менее успешно воевали в Югославии и Греции, но их "звездным часом" стала советско-германская война. По состоянию на 22 июня 1941 года в II.Schl/LG.2 оставалось всего 22 Hs-123, но они очень интенсивно воевали сперва на северном участке фронта, дойдя до Ленинграда, а потом - участвовали в битве за Москву. За свою "ювелирную" работу самолет получил столь высокую оценку командования наземных войск, что весной 1942 года в Германии срочно собрали и отправили на фронт все "Хеншели", имевшиеся в летных школах.

Боле того, на свалках были найдены все списанные машины, которые не успели отправить в переплавку. После восстановления их тоже бросили в бой. Благодаря этому количество "Хеншелей" на советско-германском фронте удалось довести до 40-50 штук и за счет ремонта поддерживать на этом уровне в течение долгого времени. Hs-123 воевали под Сталинградом и на Курской дуге, причем в условиях многократного численного превосходства советской авиации немцы применяли их как дневные штурмовики и пикирующие бомбардировщики. Похоже, что наших истребителей они совсем не опасались.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
В 1943 году командующий 4-м Воздушным флотом генерал-фельдмаршал Вольфрам фон Рихтхофен обратился к фирме "Хеншель" с официальной просьбой возобновить производство Hs-123, которые были нужны Люфтваффе "как воздух, как хлеб". Ну, или примерно так. Но фирма с сожалением ответила, что оснастка для их выпуска давно уничтожена, а производственные мощности полностью загружены изготовлением иной военной продукции.

В некоторых источниках сказано, что часть "Хеншелей" во фронтовых мастерских переоборудовали в "чистые" штурмовики путем снятия подкрыльевых бомбодержателей и подвески вместо них контейнеров со скорострельными 20-мм пушками MGFF. Это позволяло Hs-123 успешно бороться с легкобронированными целями.

Последним эпизодом боевого применения Hs-123 в качестве дневного ударного самолета стали бои в Северной Таврии и в Крыму весной 1944 года. Затем провоевавшие более пяти лет и вконец изношенные машины переклассифицировали в ночные бомбардировщики. В этом качестве "Хеншели" применялись до осени, когда из-за нехватки бензина их окончательно поставили "на прикол". Выводов из этой истории я, пожалуй, делать не буду.
Изображение
На заставке Hs-123 во время войны в Испании. Там они за полтора года совершили сотни боевых вылетов, а республиканцам удалось сбить всего два таких самолета.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#176 Сообщение smersh70 » 26 май 2019, 14:41

В сухопутных частях Люфтваффе применяли такие вот противотанковые кумулятивные гранаты Panzerwurfmine (сокращенно PWM) взамен магнитных мин. После активации и броска в полете высвобождался стабилизатор из металла в случае с длинной версией или же из холста в случае с короткой. Он позволял гранате долететь куда нужно, а заодно попасть под углом, близким к 0 или 90 градусов к цели. Сама граната, кстати, создана на основе боеприпаса для Panzerfaust. Пробивала такая боевая часть 150мм брони без углов.
Изображение
Изображение
► Показать
Очередное творение суровых тевтонских оружейников, разработка 1939-го года - Sondergerät SG104 "Münchhausen" .
Немецкий прототип безоткатного 14-дюймового (355.6 мм) орудия,которое должно было устанавливаться под фюзеляжем самолета. На фото - испытательная платформа,где фюзеляж заменен имитацией. Эта авиаСАУ предназначалась для уничтожения боевых кораблей "Гранд Флита". Но,по непонятным причинам,работы были прекращены...
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#177 Сообщение smersh70 » 28 май 2019, 14:01

28 мая 1935 года впервые взлетел Bf 109V1 - первый прототип истребителя "Мессершмитт" Bf 109, ставшего символом немецкой авиации во Второй мировой войне. Bf 109 выпускался в Германии с 1936 года до последних дней третьего рейха и был растиражирован в 34 тысячах экземпляров, став самым массовым истребителем всех времен и народов. Вряд ли этот рекорд когда-нибудь будет побит.

А последние самолеты этого типа под индексом НА-1112 сошли с конвейера в Испании в 1955 году, череез 10 лет после окончания Второй мировой войны и уже в эпоху расцвета реактивной авиации. Это тоже своеобразный рекорд, ведь никакой другой боевой самолет, разработанный в середине 1930-х годов, не выпускался столь долгое время.
Наши летчики, впервые увидев Bf 109, сразу дали ему прозвище "худой", за то, что вытянутый стреловидный силуэт этой машины резко контрастировал с привычными им короткими и толстыми истребителями Поликарпова. В аэродинамическом отношении "худой" вплоть до конца войны превосходил боьшинство своих оппонентов. Некоторые историки, вообще, считают его лучшим истребителем Второй мировой, впрочем, это вопрос спорный.

Во многом благодаря выдающимся летным и боевым качествам этой машины она обладала еще одним неофициальным рекордом: на 109-х было одержано больше воздушных побед, чем на любых других типах боевых самолетов за всю историю мировой авиации. И это первенство, скорее всего, тоже останется за "худыми" навечно.

Изображение



Пляжный «Мессершмитт»

Bf 109E-3 из Flying Heritage Collection — один из немногих «Мессершмиттов», летающих в оригинальной комплектации
Выпускавшийся почти 10 лет основной немецкий истребитель Второй мировой войны «Мессершмитт» Bf 109 был произведён почти в 35 тысячах экземпляров и стал самым массовым самолётом своего класса всех времён. Тем не менее служба на стороне проигравшей войну Германии привела к тому, что «Мессершмитт» стал редкостью и желанным экспонатом любого авиационного музея.

К счастью для владельцев антикварной авиационной техники, «Мессершмитты» надолго задержались в Испании, где они сначала производились, а затем использовались вплоть до середины 60-х годов прошлого века под обозначением HA-1112 Buchon. Внешне отличаясь от оригинального Bf 109 большей частью двигателем и его капотированием, испанские «Бушоны» после переделок стали настоящим спасением для многих экспозиций.
Тем ценнее единичные оригинальные экземпляры Bf 109, один из которых находится в США, в знаменитой Flying Heritage Collection. Это достаточно ранний Bf 109E-3 с фонарём кабины от Bf 109E-4 и оригинальным немецким двигателем «Даймлер-Бенц» DB 601. Когда-то этот самолёт служил в немецкой истребительной эскадрилье 6./JG 51, на нём летал унтер-офицер Эдуард Хеммерлинг (Eduard Hemmerling).
В начале июля 1940 года немецкий лётчик одержал над Англией три победы, но 27 числа того же месяца был подбит в бою и разбился на вынужденной посадке на пляже. Истребитель нашли в 1988 году, в буквальном смысле выкопав из песка, и восстановили до лётного состояния в оригинальном облике. Теперь он летает на различных авиашоу со своими современниками, включая советский Ил-2.

самый большой недостаток мессера при приземлении сразу видно на видео...

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#178 Сообщение smersh70 » 31 май 2019, 01:09

Гусеничный движитель, обеспечивая по сравнению с более традиционным колесом повышенную проходимость, быстро завоевал популярность у конструкторов военной техники. Неудивительно, что к началу Второй мировой войны ставивший во главу угла мобильность вермахт использовал гусеничную и полугусеничную технику особенно широко. Машины, построенные по последней схеме, сочетали в себе управляемость на уровне колёсных машин и проходимость гусеничных, будучи при этом более уязвимыми для огня противника, чем последние. Поэтому по полугусеничной схеме изготавливались бронетранспортёры и тягачи.

На ежегодном слёте любителей бронетехники в нидерландском Оверлоне, проходящем в эти майские дни, состоялся импровизированный парад целой коллекции немецких полугусеничных тягачей, представляющей почти все их серийные образцы — от миниатюрного «Кеттенкрада» Sd.Kfz. 2 до многотонных махин типа Sd.Kfz. 9 и других.

красавцы,как сохранили :clap: :text-bravo:

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#179 Сообщение smersh70 » 30 июн 2019, 21:40

Сумрачный тевтонский гений...

Одной из модных ныне тем является Luftwaffe 1946, то есть влажные мечтания о том, каким бы авиапарком могла обладать Германия, если бы война продолжалась еще год. В ход идут даже салфетки, найденные в разбомбленном ватерклозете где-нибудь в Пенемюнде. На самом деле с авиацией у немцев к концу войны было как с танками, то есть "всё очень плохо". Хотя бы как-то до вида самолета к концу войны сформировался только Messerschmitt P.1101, истребитель-перехватчик с изменяемой стреловидностью крыла.
Изображение
Возлагая на этот проект большие надежды, фирма "Мессершмитт" приступила к постройке прототипа, не дожидаясь решения конкурсной комиссии. Фактически работа велась на свой страх и риск. Для сокращения сроков, на первом опытном экземпляре решили использовать консоли крыла от Me 262, а основные стойки шасси - от Bf 109.
Другим важным вопросом было определение оптимальной стреловидности крыла для. Этим занимался инженер Пуфферт, проводя исследования на продувочных моделях. Он рекомендовал угол в 45 градусов, который и был принят.
Предварительные конструкторские проработки были закончены в ноябре 1944 года. Прототип Р.1101 V1 решили строить на небольшом секретном заводе в городке Обераммергау на юге Германии.
Самолет представлял собой цельнометаллический среднеплан реданной схемы. В носовом срезе фюзеляжа размещался круглый воздухозаборник, затем - прямой воздуховод к двигателю, сверху над ним - кабина пилота, а под ним - ниша передней стойки шасси. По бокам от воздуховода располагались две пушки Мк 108 с боекомплектом. Места для размещения требуемых условиями конкурса четырех пушек на самолете не нашлось. Правда, прорабатывались варианты установки на самолет радиолокатора и (или) до четырех управляемых ракет Х-4 на подкрыльевых пилонах.
Кабина закрывалась трехсекционным фонарем, открывающимся вправо, как и на других истребителях Мессершмитта. За кабиной стояли керосиновые баки объемом 1000 литров, радиооборудование и ниши основных стоек шасси. В третьем отсеке размещался реактивный двигатель, сопло которого выводилось под хвостовую балку.
Изображение
Двигательный отсек и нижняя часть хвостовой балки имели стальную обшивку, для защиты от раскаленных газов. Так как работы над двигателем HeS 011 затягивались, на первый экземпляр самолета решили поставить менее мощный "Юнкерс-Юмо 004В" с тягой 8,7 кН (890 кгс).
Отъемные консоли крыла, заимствованные у Me 262, имели по два металлических лонжерона и по 15 деревянных нервюр. Обшивка выполнялась из бакелитовой авиационной фанеры. Дюралевые предкрылки, закрылки и элероны также перешли от Me 262, хотя их частично доработали, применительно к изменяемой стреловидности крыла.
В дальнейшем для серийной машины предполагалось разработать новое крыло, оптимизированное для данного самолета. Оно должно было иметь меньшее сужение, чуть большую площадь и меньший вес. На Р.1101 V1 предусмотрели специальные узлы крепления крыла, позволявшие на земле переставлять его и устанавливать его в трех фиксированных положениях - с углом стреловидности 35, 45 или 49 град. Причем с ростом стреловидности, корень крыла перемещался вперед, для сохранения неизменного положения аэродинамического фокуса. Это было сделано для дальнейших поисков оптимального облика истребителя.

После войны возникла легенда, будто проектировался механизм изменения угла стреловидности в полете, но это не так, крыло переставлялось только вручную и на земле. На серийных машинах от переставного крыла, конечно же, отказались бы, выбрав при испытаниях оптимальный угол.
Изображение
К моменту захвата Обераммергау союзниками прототип Р.1101 V1 был готов примерно на 80%. Далее его судьба приняла детективную окраску. Перед сдачей города вся документация по машине была снята на фотопленку и спрятана в четырех тайниках, а сам самолет, который также не успели эвакуировать, с макетом двигателя в фюзеляже спрятали в ангаре в горах.
Американцы, войдя в Обераммергау 29 апреля 1945 года, были удивлены наличием авиационного производства в столь захолустном городке. Естественно, их заинтересовало, а что же делали немцы на брошенном авиазаводе. "Янки" организовали поиск, допросили не успевших скрыться работников и вскоре им удалось обнаружить спрятанный Р.1101.
Поначалу не зная, что с ним делать, американские солдаты просто выкатили самолет из ангара и оставили на открытом воздухе.
Через несколько дней для изучения трофеев прибыли американские авиаспециалисты, которым местные жители выдали сохранившиеся тайники. Но часть документации все же была утрачена, а часть "прихватили" французы, успевшие побывать в Обераммергау чуть раньше американцев.
Обнаруженная машина сильно заинтересовала инженера Роберта Вудса из фирмы "Белл". Особый интерес у него вызвала возможность изменения стреловидности крыла.
Вудс совместно с бывшим авиаконструктором "Мессершмитта" Вольдемаром Фогтом предложил на месте достроить и испытать самолет. Но им было отказано, во первых, из-за отсутствия части документации, а во вторых, - из опасения саботажа со стороны местного персонала.
Недоделанную машину решили перевезти в США. Самолет и его отдельные фрагменты сфотографировали, собрали необходимые приспособления и оснастку, записали показания работников завода и все это богатство на пароходе уплыло за океан, на авиабазу "Райт Филд". Вольдемару Фогту пришлось отправиться туда же.
Изображение
При выгрузке машину сильно повредили, что затормозило дальнейшие работы. Несколько лет полусобранный и полуразбитый прототип пылился в ангаре. О нем, наконец, вспомнили только в 1948 году, решив все же восстановить и испытать уникальную машину.
Из-за отсутствия "родной" силовой установки, на Р.1101 установили американский турбореактивный двигатель "Эллисон" J-35, который имел больший вес и габариты, чем HeS 011, но зато обладал значительно более высокой тягой.
Вместо немецких пушек, сперва хотели поставить шесть крупнокалиберных пулеметов "Кольт-Браунинг" - стандартное вооружение американских истребителей того периода, но в конце концов дело ограничилось временной установкой на фюзеляж деревянных макетов оружия с целью проработки компоновочных решений. Вскоре эти макеты сняли.
Самолет начал летать под обозначением Х-5, внеся большой вклад в исследования аэродинамики стреловидного крыла и в отработку механизмов изменения его стреловидности. Полеты проводились до начала пятидесятых годов, после чего машина пошла на слом.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВЕРМАХТ 3 РЕЙХА

#180 Сообщение smersh70 » 22 авг 2019, 19:58

Боевая подготовка в немецкой армии

Будучи призванным на военную службу, новобранец проходил основную подготовку, которая была продолжительной, тяжелой и максимально приближенной к реальным боевым условиям. Немецкие программы боевой подготовки не ограничивались рамками восьмичасового рабочего дня — к примеру, с девяти до пяти, — а стремились как можно точнее воспроизвести вероятные боевые условия. Войска тренировались в любую погоду и в любое время суток.

Боевая подготовка, к тому же, была по-настоящему опасной, поскольку учения с применением боевых патронов были делом обычным, так как боевые условия требовалось воссоздать максимально реалистично. Таким образом, на тренировочных полигонах германские солдаты подвергались реальной опас ности. И в самом деле, в ходе подготовки немецкие военные считали один процент потерь со смертельным исходом необходимой платой за то, чтобы позднее, на поле боя, можно было сохранить больше солдатских жизней. В конце концов, лучше было потерять неумелых и беспечных во время тренировок, чем потом всех подвергать опасности на поле боя. Дальновидность подготовки немецких солдат заключалась и в том, что каждый боец должен был уметь выполнять обязанности своего командира так же, как свои собственные, на тот случай, если придется взять на себя командование.

Одним из таких типичных новобранцев военного времени, призыва 1940 года, был Ганс Вернер. В письмах домой он описывал свою жизнь в ходе прохождения подготовки. Новобранец отмечал, что пища была простой, но обильной, что постоянно — в значительной мере к его неудовольствию — большое внимание уделялось личной гигиене и чистоте. Подготовка была длительной, и требовалось неукоснительное соблюдение дисциплины, писал он. Но больше всего Вернеру запомнилось чувство сплоченности, чувство принадлежности к группе, и именно это требование основной подготовки определялось как первоочередная задача. .

Теоретические взгляды

Ядром немецкой подготовки было последовательное и повсеместное насаждение доктрины: набора основных посылок, верований, убежде-
ний и действующих инструкций, которым все немецкие солдаты, независимо от родов войск, должны были обучаться и следовать.

Приверженность этой современной, единообразной и реалистичной доктрине, надежно сохраняемой в учебном пособии по руководству войсками (Truppenführung), изданном в 1936 году, была одной из самых сильных сторон германской армии. Разработанная в начале 30-х годов лучшими военными умами, эта доктрина была лишена ограниченности, свойственной доктринам отдельных родов войск, и представляла собой целостный набор мероприятий для армии в целом. Крепость и дальновидность природы этой доктрины внесли значительный вклад в военные победы, которых Германия добилась в первые годы Второй мировой войны. Среди основных принципов германской доктрины был должный упор на индивидуальное руководство и инициативу. В учебном пособии акцент делался на том, что обозначалось немцами как «тактика, ориентированная на выполнение задачи». То есть, в соответствии с этой доктриной, старшие командиры должны были ставить перед подчиненными основные задачи, которые те должны были осуществлять, действуя по собственному усмотрению и используя свой опыт. Такой подход обеспечивал максимум гибкости и самостоятельности действий. Младшие офицеры не просто заучивали «учебные» решения проблем, с которыми они могли столкнуться, — их учили думать самостоятельно, применять свои военные знания и умения, быть уверенными в своих решениях и действовать в соответствии с ними.

Отходя от сложившегося стереотипа немецкого солдата как слепо повинующегося приказу автомата, Truppenführung делал акцент не только на личную инициативу, но и на энергию наступления. Доктрина справедливо ставила эту задачу выше обороны и настойчиво утверждала, что скорость и внезапность во многих случаях позволяют наступающему одержать победу над более сильным — численно превосходящим и лучше вооруженным — противником.
Эта система очень хорошо срабатывала в первые годы
войны, когда сражался цвет немецкого общества, который, преодолевая печальные последствия Первой мировой войны, противостоял вооруженным силам западных стран.

Такая гибкость и инициативность в немалой степени способствовали поразительным военным победам Германии в начале войны, когда младшие офицеры и военнослужащие унтер-офицерского состава были вполне подготовлены к тому, чтобы, не тратя времени на получение разрешения более высокого командования, использовать возможности, возникавшие на поле боя.

Но в ходе войны, когда Германия несла огромные потери, качество командования неизбежно ухудшалось, поскольку снижались и требования к подготовке солдат.
В результате этого в боевые части прибывали все менее и менее опытные командиры, а число примеров тактической неграмотности неуклонно росло.
В то же время противники Германии развивали военную сноровку и приобретали необходимый опыт, и немецкой армии становилось все сложнее достигать серьезных тактических успехов ценой небольших потерь, как это часто бывало в начале войны.

//С. Харт, Р. Харт, М. Хьюз, "Немецкий солдат Второй мировой"//

Ответить

Вернуться в «Военная история»