ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146176
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#11 Сообщение smersh70 » 22 янв 2017, 17:08

Изображение

Гянджинская (Кировобадская) летняя военная школа была известна в мире своими легендарными выпускниками. Об одном из них – испанце Хосе Паскуале Сантамарии недавно написала мировая пресса.

Советский военный летчик лейтенант Хосе Паскуаль Сантамария родился в 1916 году в Мадриде. С раннего детства остался без отца, рано начал работать, чтобы помочь прокормить семью. Во время гражданской войны в Испании он воевал в авиации на стороне республиканцев.

По некоторым сведениям, он успел одержать в испанской гражданской войне шесть побед.

Возможно, как один из лучших пилотов или по другой причине он был направлен в Советский Союз. Здесь Хосе учился в летной школе в Кировабаде (Гянджа). В наградном листе – единственном доступном документе – про него сказано, что после обучения в Гянджинской летной школе испанский летчик был вынужден остаться в Советском Союзе, так как республиканцы потерпели поражение. С началом Великой Отечественной войны он добровольцем вступил в Красную Армию.

Летом 1941 года Хосе Паскуаль был летчиком 2-й эскадрильи 1-й авиационной бригады, осенью принимал участие в обороне Москвы в составе 1-й эскадрильи 283-го истребительного авиационного полка ПВО, которая летала на самолетах МиГ-3.

В июле 1942 года лейтенант Хосе Паскуаль Сантамария направлен в 788-й истребительный авиационный полк 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО в Воронеж. Попадает в эскадрилью капитана Николая Козлова, ставшего впоследствии Героем Советского Союза, и летает уже на самолете Як-1.

С августа 1942 года полк принимал участие в боях за Сталинград. И испанец воевал здесь лучше других, записывая на счет личные победы.

Вот как рассказывают со слов очевидцев о последнем бое 27 августа 1942 года испанского летчика:

«В последнем для летчика боевом задании участвовала вся эскадрилья (пять самолетов). Им пришлось вступить в неравный бой с тремя девятками Ю-87 под прикрытием Ме-109 (около сорока самолетов). Начало боя складывалось вроде бы удачно – сразу было сбито несколько пикировщиков. Но был сбит Башкиров, который спасся на парашюте. Прикрывая ведущего, Паскуаль атаковал пятерку «мессеров». По воспоминаниям летчиков эскадрильи, Хосе успел сбить троих, но и сам погиб».

Его наградили орденом Ленина 19 сентября 1942 года, одним из первых и немногих испанцев, удостоенных в годы Великой Отечественной войны за подвиги главного ордена СССР.

Аватара пользователя
Sabata
партизан
Сообщения: 2489
Зарегистрирован: 25 мар 2012, 03:41

Благодарил (а): 1926 раз
Поблагодарили: 1192 раза

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#12 Сообщение Sabata » 22 янв 2017, 18:13

smersh70 писал(а):в Испании в Гяндже
Гянджинцы себя уже испанцами считают? :D

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146176
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#13 Сообщение smersh70 » 22 янв 2017, 18:25

Sabata писал(а):
smersh70 писал(а):в Испании в Гяндже
Гянджинцы себя уже испанцами считают? :D
ала,и Мадрид наш, Париж тоже :D
именно от нас произошло в русском языке великое выражение- если ты-.......,то я-- испанский летчик в небе Мадрида

или же--ты пролетаешь, как фанера в небе Парижу :P :)

SVD
Новобранец
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 13 мар 2017, 02:22

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#14 Сообщение SVD » 13 мар 2017, 02:28

Добрый вечер!

В годы Великой Отечественной Войны и после мой дедушка был летчиком-инструктором летной школы в Гяндже. После ранения на фронте его направили готовить пилотов.
За подготовку чешских пилотов даже был награжден "Золотым крестом"
Интересно, можно найти какую-либо информацию о нем?

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146176
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#15 Сообщение smersh70 » 13 мар 2017, 02:38

SVD писал(а):Добрый вечер!
:text-welcomeconfetti: :text-welcomewave:
Приветствуем уважаемый :character-oldtimer:
SVD писал(а):За подготовку чешских пилотов даже был награжден "Золотым крестом"
насколько я знаю,тут готовили испанских летчиков.. :think:
SVD писал(а):Интересно, можно найти какую-либо информацию о нем?
у нас есть 30 школа..там есть музей..может там какаято будет инфа..бросьте данные дедушки или сюда или же в личку.постараюсь узнать :think: :

SVD
Новобранец
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 13 мар 2017, 02:22

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#16 Сообщение SVD » 13 мар 2017, 02:56

Все может быть. Он не любил рассказывать о военном времени.
Его звали Луковников Анатолий Григорьевич 1921 года рождения.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146176
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#17 Сообщение smersh70 » 10 июл 2017, 01:20

инструктор Дергач гавриил Терентьевич
погиб,спасая курсанта хулиана де Росса
Изображение

1938-ci ilin iyun ayı idi. Kursant Xulian De La Rossa ukraynalı təlimatçı Derkaç ilə birgə təlim keçirdi. “UTİ-4” markalı təyyarə onlar tərəfindən yerə endirilməli idi. Elə bu vaxt çox da böyük olmayan hündürlükdə təyyarə alışıb yanmağa başladı. Təlimatçı kursanta dərhal paraşütlə tullanmaq əmri verdi. Kursant əmri eşitsə də, yerindəcə donub qaldı. Saniyələr keçirdi, dayanmaq olmazdı. Nəhayət, təlimatçının təhriki ilə kursant paraşütlə tullandı. Xulian De La Rossa həyatını təlimatçının sayəsində xilas etmiş oldu. Təlimatçı Derkaç isə hadisədən sağ çıxmadı”. Gəncə səmasında baş verən faciəli hadisə barədə qeyd o vaxt 19 yaşı olan kursant Fernando Eskamilyanın xatirə dəftərindəndir. O bu hadisənin şahidlərindən biri idi.

Azərtacxəbər verir ki, 1936-1939-cu illərdə Gəncə şəhəri 20 nömrəli Hərbi Aviasiya məktəbində təhsil alıb, vətəndaş müharibəsində iştirak edən və Böyük Vətən müharibəsi illərində sovet ordu sıralarında faşizmə qarşı döyüşən İspan əsilli təyyarəçilərin bu cür xatirələri və digər qiymətli eksponatlar 30 saylı məktəbdə yaradılan İspan təyyarəçilərinin xatirə muzeyində saxlanılır.


Təlim uçuşları zamanı həlak olan ispan pilotları və onların təlimatçılarının məzarları üzərində qurulan xatirə kompleksi Gəncə şəhərinin Fəxri Xiyabanında bu gün də hər iki xalq arasında əbədi dostluğun yadigarı olaraq qorunur və şəhər sakinləri tərəfindən daim yad edilir.

1936-cı ildə İspaniyada başlayan vətəndaş müharibəsində Almaniya və İtaliya İspan millətçilərini, SSRİ və Meksika isə respublikaçıları dəstəkləyirdi. Sovet hökuməti o vaxt İspaniyadakı tərəfdarlarına xeyli silah-sursat, təyyarə və hərbçi yollayırdı. İspaniya ilə Sovet hökuməti arasında aparılan danışıqlar nəticəsində gənc İspan kursantlarının SSRİ-dəki Aviasiya məktəblərində təlim keçməsinə qərar verilir. Gəncədə Ali Hərbi Hava Məktəbinin qərargahı yaradılır və ilk olaraq 193 nəfər gənc ispan kursantı üçün təlimlərə başlanılır.

Məktəbdə ispan təyyarəçiləri üçün tədris proqramının müddəti 6 ay idi. İki il müddətində məktəbin təxminən hər birində 100 pilot olmaqla, ümumilikdə, 5 dəfə məzun buraxılışı olub. Az müddətdə ispan əsilli 413 təyyarəçi İspaniyadakı sovet pilotları əvəz edir. Sonuncu 185 nəfərdən ibarət qrupun təlimləri 1939-cu ildə yekunlaşıb. Lakin İspaniyada general Frankonun rəhbərliyi ilə millətçilərdən ibarət diktatura rejimi qurulduğuna görə pilotlar öz ölkələrinə geri dönə bilməyiblər. Həmin pilotlardan 84 nəfəri Meksikaya gedib, 101-i isə SSRİ-də qalıb. Sonralar onların 44-ü İkinci Dünya müharibəsi zamanı sovet ordu sıralarında xidmətə qəbul olunub, Moskva, Odessa, Stalinqrad və Bakının hava hücumundan müdafiəsində iştirak ediblər. Onlardan 25 nəfəri döyüşlərdə və ya digər səbəblərdən dünyalarını dəyişiblər. 1937-1939-cu illərdə hərbi təlimlərdə dünyasını dəyişən ispan kursantlar və onların təlimçiləri Gəncədə, İkinci Dünya müharibəsində hava hücumundan müdafiə zamanı həlak olan pilotlar isə Bakıda dəfn olunublar.
smersh70 писал(а):у нас есть 30 школа..там есть музей
Gəncədə İspan təyyarəçilərinin xatirə muzeyi əsaslı təmir olunub, eksponatlarla zənginləşdirilib

Sonralar SSRİ-də, o cümlədən Azərbaycanda ispanların xatirəsinə muzeylər yaradılıb. Məhz, belə muzeylərdən biri də Gəncə şəhəri 30 saylı məktəbdə yaradılan xatirə muzeyidir. Xatirə muzeyinə müəllim və şagirdlərin yaxından iştirakı ilə müxtəlif eksponatlar, o cümlədən fotosənədlər, kursantların və təlimatçıların xatirələri, onların təlimlərdə istifadə etdiyi hərbi geyim və təyyarə modelləri, qəzet yazıları, sənədlərin surətləri və kitablar toplanılıb. Muzeydə əsaslı təmir işləri aparılıb, eksponatlar yenilənib və zənginləşdirilib.

Bəli, 80 il bundan əvvəl Gəncədəki təyyarəçilik məktəbi Azərbaycan-İspan dostluğu tarixində yaddaqalan səhifələrdən birini açıb. Bu məktəbin məzunlarından 9-u, həmçinin 10 təlimatçı hərbi təlim uçuşları zamanı həlak olub, Gəncədə dəfn edilib. Digərləri isə İspaniya vətəndaş müharibəsində, eyni zamanda, İkinci Dünya müharibəsində sovet partizanları ilə birlikdə faşizmə qarşı ölüm-dirim mübarizəsinə qoşulublar.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146176
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#18 Сообщение smersh70 » 02 май 2018, 01:57

Фото на фоне городского музея...
на месте забора шас автостоянка...
Изображение


фото в Гяндже на память
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146176
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#19 Сообщение smersh70 » 27 янв 2019, 19:37

Республиканские летчики-добровольцы в ВВС РККА

В годы Второй Мировой войны сотни тысяч бывших республиканских бойцов взялись снова за оружие и внесли свой ощутимый вклад в разгром фашизма в Европе. Плечом к плечу с солдатами союзных армий (а порой и сведенные в чисто "испанские" части, как это было во Франции, где испанцы в составе танковой дивизии Леклерка первыми вступили в Париж и активно участвовали в освобождении южной части страны) они воевали практически на всех фронтах этого грандиозного сражения.

В составе Красной Армии тоже сражалось несколько тысяч испанских добровольцев. Большинство из них сражалось в партизанских и диверсионных подразделениях, действовавших в тылу противника. Однако, они был и в действующей армии, на флоте и, конечно, в авиации. Сведений об их участии очень немного, редко встречаются упоминания о них и в воспоминаниях ветеранов. Чтобы хоть как-то восполнить пробел и привлечь внимание исследователей к этому вопросу и написана эта статья. Поиск любой информации по испанцам (да и вообще любых иностранцев, кроме французов), воевавшим в составе ВВС РККА, связан с особенно большими проблемами. И причины здесь самые разные. Если, например, в партизанских отрядах были более или менее значительные группы испанцев и когда речь заходит о прошлом, сами участники могут рассказать о себе и тех людях, которые были рядом. Испанские же летчики были разбросаны по различным подразделениям по два-три человека. Затем практически всегда испанцы брали советские фамилии и имена (процесс обратный тому, который наблюдался среди советских добровольцев в ходе гражданской войны в Испании).

Первоначально у советского командования были планы организации "испанской" эскадрильи или даже полка по примеру "Нормандии", однако в дальнейшем из-за разных причин (прежде всего политического характера - Испания в конце концов объявила себя нейтральной страной) от этой идеи отказались. Самым большим количеством испанцев может "похвастаться" только 439-й ИАП, в составе которого воевали сразу 9 испанцев, причем 2-я эскадрилья этого полка имела неофициальное название "испанской", так как из 10 летчиков пять были испанцами.

По-разному попадали испанские летчики в Советский Союз. Самая большая часть из них после капитуляции Испанской республики через французские лагеря была эвакуирована в СССР в 1939 году. В большинстве своем это были хорошо подготовленные летчики, имевшие богатый боевой опыт, было даже несколько асов. Многие из них стали асами и на Восточном фронте.


С началом Великой Отечественной все испанские летчики предложили свои услуги своей новой родине и предложили направить на фронт. Несмотря на авиационную подготовку советское командование большую их часть направило в партизанские отряды. Однако положение на фронте было тяжелым и в конце июля 1941 года из испанцев формируют разведывательную спецгруппу. Курировало ее НИИ ВВС и базировалась она в глубоком тылу - на Урале (к сожалению, точного места на сегодняшний день установить не удалось).Туда передали 12 трофейных немецких самолета: по три Ju-88, Do-215, Bf-110 и Bf-109. Руководили обучением испанских летчиков майор В. И. Хомяков и капитан Капустин. Выбор естественно был не случайным - оба "прошли" Испанию и имели опыт общения. В составе группы были: Франсиско Мероньо, Фернандо Бланко, Хосе Паскуаль, Антонио Ариас, Мануэль Леон, Хосе Агинага (бортмеханик), Висенте Бельтран, Гарсия Кано, Хуан Ларио, Ладислао Дуарте, Франсиско Бенито, Альфредо Фернандес Виньялон, Доминго Бонилья, механик Хесус Ривас Консехо и радиоспецилиаст Анхел Гусман. Обучение продолжалось до начала ноября 1941 года, но ни один летчик так и не сделал ни одного разведывательного вылета и тогда же всех отправили в срочном порядке на фронт-под Москву. Период обучения был омрачен всего одной аварией. В одном из очередных вылетов в конце октября командир группы - один из лучших советских летчиков-испытателей -- Ф.Ф Опадчий проверял подготовку испанского экипажа в составе штурмана Игнасио Хосе и летчика Леона Мануэля. Во время взлета на Ju-88 возник пожар. Опадчий и Леон смогли выбраться без приключений, в вот Игансио Хосе Агинага сильно пострадал, так как сломал ногу и не смог вовремя покинуть горящий самолет. Всех сразу отправили в госпиталь, однако только Агинага выбыл из строя: у него были частично ампутированы обе ноги. Известно, что за мужество испанец получил Орден Великой Отечественной войны.


Таким образом, на фронт отправилась группа из 15 испанских летчиков. Все они были определены в 1-ю авиабригаду в Быково. Правда тут отобрали двух лучших штурманов группы (Дамьяна Макайя и Рамона Моретонеса) и направили в бомбардировочную авиацию (АДД). Оба воевали на Ил-4 и совершили несколько десятков вылетов в глубокий тыл Рейха. В начале 1942 года при ночном налете на Кенигсберг бомбардировщик, где штурманом был Макайя, был сбит огнем ПВО. Экипаж спасся и попал в плен. Немцы в соответствии с международными соглашениями передали испанца Франко, где он был вскоре расстрелян в тюрьме г. Барселоны. Моретонес благополучно пережил войну, был награжден Орденом Великой Отечественной войны.

В 1-й авиабригаде оставшиеся испанские летчики числились с 7 ноября 1941 года по 25 июля 1942 года. Хотя готовили их к полетам на трофейных самолетах, воевать им пришлось на советских истребителях. Как вспоминали испанские добровольцы по прибытии им передали МиГ-3, Як-7б и даже несколько И-15бис! Однако стоит отметить, что реально боев было очень немного: самолеты противника уже редко подлетали к Москве, так что побед, как и потерь за этот период было немного. О самом боевом эпизоде этого периода пишет в своих мемуарах Антонио Ариас: "На очередное патрулирование мы ушли в паре с командиром эскадрильи капитаном Федоровым 26 ноября. Пролетая по намеченному маршруту, увидели тройку Ю-88. Перемахнув на большой высоте через линию фронта, преодолев заслон зенитных батарей, они вышли в наш район и взяли курс к Москве. Мы развернулись в сторону вражеских бомбардировщиков. На какое-то время , однако, нас опередила пара "яков". Это те, что располагались по соседству с нашим аэродромом. :Уже после первой их атаки строй "юнкерсов" стал распадаться. Один Ю-88 развернулся в нашу сторону. Его маневр оказался совершенно непонятным. Возможно, он принял нас за своих: И когда он, пролетая на высоте около 7000 м., оказался над Детчино, сначала Федоров, а потом и я открыли по нему огонь:Юнкерс покачнулся. Через минуту-другую из мотора начало выплескиваться пламя, и бомбардировщик понесся к земле. Он был уже неуправляем:"

Трудно сказать почему советское командование не использовало группу достаточно подготовленных летчиков на фронте, отметим только, что большинство испанцев недостаточно владело русским языком, да и скорей всего им просто не до конца доверяли (типичное отношение ко всем без разбора иностранцам в Советском Союзе).

В июле 42-го советские органы принимают "волевое решение": группу расформировать и всех раскидать по различным частям, причем некоторых отправили в партизанские отряды.
Изображение
Трое испанцев (Мероньо, Фернандо Бланко и Висенте Бельтран) попали в 960-й ИАП, который в тот момент базировался под Тулой. Полк входил в состав 125-й ИАД под командованием Героя Советского Союза Торопкина. Правда назвать это подразделение полком могли только советские политработники: на момент прибытия испанцев 960-й ИАП располагал всего двумя (!) самолетами (МиГ-1 и И-16), на которых десяток летчиков посменно несли боевое дежурство.

Однако даже в таких условиях испанцы провели несколько результативных боев. Так, в октябре 1942 года Мероньо (на МиГ-1) и капитан Ампилогов (на И-16) были подняты по тревоге на перехват одиночной "рамы". В результате в районе села Бориково Ампилогов пушечной очередью отправляет ФВ-189 на землю. После приземления Ампилогов в своем отчете отмечает действия ведомого, который фактически "загнал" немца под удар ведущего. Только 23 февраля 1943 года на личные сбережения жителей Тулы для 960-го ИАП были приобретены Ла-5-е, достаточных для организации одной эскадрильи. Эта аэ получила название "имени Александра Чекалина" и в ее составе оказались все испанцы, да и командовать ею стал капитан Ф. Мероньо. Стоит сказать, что Мероньо был весьма опытным летчиком - в годы гражданской войны командовал эскадрильей 6\21 на И-16-х.

В марте 1943 года полк отправили под Курск. К тому моменту эскадрильей "Александр Чекалин" стал командовать капитан Белов. Основной задачей стало прикрытие Курска и ж\д станции Щигры. Первый бой на этом участке фронта эскадрилья выполнила на отражение налета 18 Ю-88 на Щигры. В ходе этого столкновения пара Мероньо-Васин сковала пять "мессершмитов" прикрытия, что дало возможность остальным летчикам вплотную "заняться" бомбардировщиками. В результате все "лавочкины" вернулись на свой аэродром, а противник потерял один бомбардировщик. Примечательно, что победу одержала пара в составе капитан Белов-лейтенант Бельтран.

Вскоре отметился и Мероньо. Он в паре с комэском был поднят на перехват одиночного разведчика Ю-88. Немецкий летчик пытался уйти от перехватчиков, но "лавочкины" грамотно атаковали с двух сторон, взяв противника в "клещи". Одновременно открытый огонь не оставил "юнкерсу" никакого шанса. Это была первая победа испанского летчика на этой войне, правда одержанная в паре. Вскоре в составе дежурной пары, находящейся на аэродроме в готовности ╧1, Мероньо перехватил над Курском большую группу немецких бомбардировщиков (в документах указано только, что это были "юнкерсы", без указания "87-е" или "88-е"). На перехват подняли всю эскадрилью. Пока взлетала основная группа Мероньо и Васин расстреляли по одному самолету. Однако они не заметили истребителей прикрытия, что закончилось весьма плачевно: оба советских истребителя были сбиты. Причем Васин погиб, а раненный Мероньо еле успел воспользоваться парашютом. После четырех месяцев лечения в госпитале испанец был списан с летной работы и направлен в летное училище на Северном Кавказе, где и встретил окончание войны. Оба же других испанца в составе эскадрильи "Александр Чекалин" сражались до победного конца в Братиславе. Счет побед Бельтрана к этому времени (включая и Испанию) достиг двадцати (по всей видимости, в это число было включены и одержанные в группе).

Вообще под Курском в рядах ВВС РККА сражалось множество испанцев (до конца войны большей концентрации в операциях не наблюдалось). Интересно, что с другой стороны фронта воевала и франкистская "голубая дивизия", в составе которой была испанская авиачасть. К сожалению доподлинно неизвестно встречались ли испанцы в бою, но полностью исключить такую возможность нельзя. По соседству с 960-й ИАП под Курском сражался и 181-й ИАП (235-й ИАД), где тоже были два испанца - Антонио Урибе и Эухенио Прието. Попали они в СССР еще детьми и в 1940-41 годах учились летать в одном из многочисленных аэроклубов Подмосковья. С началом войны в составе большой группы испанцев (еще 7 человек: Рубен Ибаррури, Игнасио Агиррегоикоа, Хосе Луис Ларраньяга, Луис Лавин, Рамон Сианка, Томас Суарес и Антонио Лукумберри) прошли ускоренные курсы ("взлет-посадка") в Борисоглебском училище летчиков и в ноябре 1941 года попали на фронт. Урибе погиб под Курском, прикрывая Ил- 2-е, успев сбить два истребителя противника. Позднее, уже при форсировании Днепра в сентябре 1943 года огнем ПВО был сбит и Прието. Совершив вынужденную посадку, он попал в плен. Однако через два месяца ему удалось бежать и войну закончил он в своем полку в Чехословакии. Был награжден Орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Вернулся в Испанию в 1957 году, где и умер в 1986.

В боях же под Курском отличился и еще один испанец - Хосе Санчес Монтес. Летать он начал еще под Москвой, правда на транспортных самолетах. Однако после его настойчивых просьб был направлен в летное училище и стал летчиком-истребителем. В боях на Курской дуге сбил четыре самолета противника: так, 13 (или 12?) июля в составе четверки "яков" в районе Прохоровки вступил в бой с большой группой Ю-88 под прикрытием Ме-109-х. В ходе боя Монтес с ведомым сбили по одному бомбардировщику. В одном из многочисленных боев испанец был ранен. Дальнейшая судьба автору неизвестна. Под Курском, но в составе другого подразделения, а именно 573-го ИАП 101-й ИАД, воевали и еще два испанца: Антонио Гарсия Кано и Луис Негра. Отличились оба летчика еще в ходе боев под Сталинградом. Так, опытный Кано в паре с В. Чуприковым 12 октября 1942 года сбили Не-111. Причем, заметив место вынужденной посадки, летчики взяли связной У-2 и пленили немецкий экипаж. О боях испанцев в небе над Курской дугой известно немного (впрочем как и по всей деятельности испанских летчиков в СССР). Так, 6 июля 1943 года оба испанских летчика 573-го ИАП в составе четверки "Яков" участвовали в отражении налета группы Не-111 и Ю-88 на ж\д узел Валуйки. В этом бою советские летчики заявили о четырех сбитых самолетах противника и вполне вероятно, что по крайней мере одну победу одержал Кано (летал в паре с младшим лейтенантом Т. Шевченко). По итогам боев Кано было присвоено звание капитана и он был назначен заместителем командира эскадрильи. Закончил войну в Германии, причем свою последнюю победу одержал в 1945 (к сожалению, точная дата неизвестна) году, сбив над Польшей в паре с ст. л-том Авериным разведчик Ю-88.

Еще двое испанцев из "московской группы" - лейтенанты Хосе Паскуаль и Доминго Бонилья - попали в июле 1942 года в 788-й ИАП (102-й ИАД ПВО) в Воронеже. Распределили их в эскадрилью капитана Козлова (впоследствии Герой Советского Союза). Летать им пришлось на Як-1. С августа 1943 года полк принимает активное участие в битве под Сталинградом. Тогда же впервые отметились и испанцы. В один из дней четверка истребителей в составе Капустин - Паскуаль и Башкиров - Бонилья вылетела на разведку в район Самофаловка - Калач. Уже возвращаясь на аэродром советские летчики обнаружили группу из 20 Ю-87 под прикрытием шести Ме- 109. Не раздумывая, они бросились в бой. В результате два бомбардировщика были сбиты сразу. Однако вскоре навалились "мессеры" и ввиду малого остатка топлива наши стали выходить из боя. Правда, не обошлось и без потерь: майор Капустин в лобовой атаке сбивает один истребитель противника, но и сам получает смертельное ранение и неуправляемый "як" врезается в землю. Остальные три самолета благополучно вернулись на аэродром. По всей видимости, в этом бою Паскуаль одерживает свою первую победу. Стоит сказать, что погибший командир полка майор Капустин Иосиф Григорьевич в 1938 году воевал в Испании и одержал там две победы.
Изображение

Было и еще множество вылетов в небе Сталинграда. В другом бою с Ю-87 Башкиров и Паскуаль сбили по одному самолету противника и смогли расстроить всю группу. Однако гораздо больше вылетов советские летчики выполняли на прикрытие собственных бомбардировщиков. В одном из таких полетов в октябре 1942 года задачей эскадрильи Козлова стало сопровождение группы Ил-2 208-го ШАП при налете на Сталинград. Однако при подходе советским истребителям пришлось столкнуться с большой группой Ме-109. Хотя пять "стервятников" остались догорать в бескрайних степях, два "штурмовик" тоже был сбиты. В экипаже одного из был испанец Ансельмо Сепульведо (в Испании летал на СБ-2), а во втором погиб капитан Александров. Таким трагическим образом пересеклись военные дороги соотечественников: Сложил свою голову здесь и Хосе Паскуаль. В последнем для летчика боевом задании участвовала вся эскадрилья (пять самолетов). Им пришлось вступить в неравный бой с тремя девятками Ю-87 под прикрытием Ме- 109 (около сорока самолетов). Начало боя складывалось вроде бы удачно - сразу было сбито несколько пикировщиков. Но был сбит Башкиров, который спасся на парашюте. Прикрывая ведущего Паскуаль атаковал пятерку "мессеров". По воспоминаниям летчиков эскадрильи Хосе успед сбить троих, но и сам погиб. За этот подвиг (а Башкиров к тому же был комиссаром полка) испанского летчика посмертно наградили орденом Ленина. Бонилья продолжал воевать в составе полка и закончил войну в Берлине, имея по крайней мере пять побед в воздухе. В 130-ю ИАД были направлены Антонио Ариас и Ладислао Дуарте, правда летать они стали в разных полках, соответственно Ладислао - в 740-й, а Ариас - в 964-й. Позже в феврале 1943 года в полк прибыли и еще три испанских летчика - Мануэль Хисберт, Хосе Гомес и Хулиан Диас. На вооружении полка находились в основном самолеты западного производства - сначала Р-40 "Томагаук", затем "Харрикейны" и Р-39 "Аэрокобра". К моменту прибытия испанских летчиков полк был укомплектован в основном молодыми летчиками и в испанцам пришлось выступать в качестве наставников. В ходе войны испанцев несколько раз перебрасывали по различным частям.

Поначалу полк прикрывал "Дорогу жизни", а впоследствии летчики сражались в небе Белоруссии, Польши. Ариас закончил войну в Восточной Пруссии, имея на своем счету 25 побед. После войны остался жить и работать в Минске, после распада СССР уехал в Испанию, где и умер в 1996 году.

Однако основная часть испанских летчиков- истребителей был направлена в части ПВО. Наиболее примечательным был 439-й ИАП, в составе которого одномоментно в 1944 году числилось 9 испанцев: Хосе Руис Хименес, Фернандо Буэнаньо Агилера, Амадел Трильо Диас, Андреас Фьерро Марин, Хулиан Диас Исккьердо, Франциско Гомес Хуан, Антонио Ариас Ариас, Эстебе Хосе Сирухеда и Мануэль Хисберт, причем 2-я эскадрилья этого полка имела неофициальное название "испанской", так как из 10 летчиков пять были испанцами.

Этот полк войну провел под Ярославлем, вооруженный Як-7б, а ближе к концу был перевооружен на американские "Аэрокобры". В составе 142-го ИАД ПВО под Горьким летали на Ла-5 Хоакин Карильо, Хуан Эгигури и Блас Передес. В 101-й ИАД в 826-м ИАП под командованием майора Столяра в 1944-45 годах были Луис Лавин и Антонио Лукумберри.

В начале 1942 года в составе 481-го ИАП (8-й ИАК)в районе г. Баку находилось сразу шесть испанских летчиков: Браво Фернандес, Хоакин Диас Сантос, Хосе Карбонель, Пальярес, Исидоро Нехера и Мануэль Сараус. В этом полку они пробыли всю войну, причем двое погибли. Мануэль Сараус (23 победы в Испании, включая групповые) погиб в 1942 году во время тренировочного полета, столкнувшись со своим ведомым - сержантом Ряпишевым. А в 1943 году в воздушном бою в районе Грозного был сбит Исидоро Нехера. Кстати, именно испанские летчики 481-го ИАП сопровождали "Дуглас" Сталина во время его перелета на союзническую конференцию в Тегеране (28 ноября-1 декабря 1943 года).

Однако как уже упоминалось среди испанских летчиков были не только истребители, но и бомбардировщики и довольно большое количество летчиков транспортных самолетов. Дело в том, что часть испанцев не смогла полностью закончить курс обучения и поэтому их в срочном порядке переводили на У-2. На этих тихоходных бипланах они поддерживали связь "Большой Земли" с многочисленными партизанскими отрядами. Очень часто испанцы были летчиками-связниками в действующей армии. Так, например Хосе Креспильо числился в составе танковой части (к концу войны пересел в кабину истребителя). Выполнение этих заданий было связано с не меньшим риском, чем тот, которому подвергались боевые летчики. Так, по крайней мере двое летчиков, летавших на У-2 погибли: Холкин Карильо, Франсиско Бенито. Были среди них и свои герои - например, Карлос Гарсия Аюсо совершил за годы войны около ста полетов за линию фронта и закончил войну в Праге.

Внесли свой вклад испанцы и в освобождение Европы. Недалеко от озера Балатон (Венгрия) в октябре 1944 года был сбит и погиб летчик Ил-2 лейтенант Селестино Мартинес. Уже упоминавшийся Хуан Ларио в 1945 году, летая на "Спитфайре" Мк.IX, участвовал в боях на территории Польши и Германии. Ладислао Дуарте свою последнюю победу в войне (Ю-88) одержал над Кенигсбергом.

Однако, к концу войны многие испанские летчики уже были инструкторами в летных училищах, как например, майор Мануэль Ороско Ровира. Этот испанец вообще считался одним из лучших инструкторов в СССР по тактике ночного боя. За время своей инструкторской деятельности он подготовил значительное число советских истребителей-ночников, из которых был сформирован даже полк ночных истребителей. Тот же Антонио Ариас к концу войны был штурманом полка в 439 ИАП.

Демобилизация испанских летчиков из рядов ВВС СССР прошла в 1948 году, причем в экстренном порядке. И этому есть свои причины. Дело в том, что два испанца, служивших на Северном Кавказе (к сожалению, доподлинно установить в каком именно полку (481-м или 961-м) на данный момент не удалось), угнали в Турцию По-2 (или Як-11, в любом случае двухместный самолет). После этого случая и последовало сначала запрет на полеты, а потом и досрочное увольнение в запас. Только единицы остались на военной службе, остальным пришлось заняться мирным трудом.

В 60-е годы часть из них были направлена на Кубу, оказывая помощь "в укреплении завоеваний Кубинской революции". Имевший богатый боевой опыт (кроме гражданской войны прошел всю Великую Отечественную) Ладислао Дуарте стоял у истоков военно-воздушных сил молодой Кубинской республики. Некоторые вернулись во франкистскую Испанию, где их совершенно не преследовали несмотря на то, что в советской печати Франко рисовался эдаким исчадием зла.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146176
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#20 Сообщение smersh70 » 27 янв 2019, 19:54

Испанцы на восточном фронте


В годы Второй мировой войны Испания формально оставалась нейтральной страной. Однако все таки немало ее граждан приняли участие в войне, причем по обе стороны баррикад. Именно они были добровольцами в полном смысле этого слова. Фактически Вторая мировая стала продолжение гражданской войны 1936-39 годов.

Поэтому когда началось вторжение Германии в СССР диктатор Испании каудильо Франко тоже решил поучаствовать в "крестовом походе против коммунизма". Кроме формирования добровольческой пехотной дивизии (в общей сложности насчитывали около 18 тыс. человек) в Германию отправилась большая группа хорошо подготовленных летчиков.

Первая волна

Историю испанских добровольцев в Люфтваффе стоит начать с 25 июля 1941 года, когда на северной окраине Мадрида собралась (при активном содействии Министерства обороны, естественно) группа желающих попасть на Восточный фронт. В нее вошли 129 человек летно-технического состава, в том числе 17 летчиков-истребителей и военный священник. Все они обладали большим опытом - практически все они прошли горнило гражданской войны, а общий счет их воздушных побед достигал 79.

Уже 5 сентября после короткого курса переподготовки в Германии испанцы получили первые Bf.109Е, одновременно все они вступили в Люфтваффе, подписав стандартный полугодовой контракт. При этом каждый самолет получил эмблему, взятую со знамени фалангистов, на которой красовались летящие птицы и надпись "Vista Suerie у al Тоrо" (в примерном переводе звучит как "С горячим сердцем - вперед, на быка!". В общем, какой испанец не любит корриды!).

Через три недели группа, названная "Голубая эскадрилья" (Escuadrilla Azul - Голубой цвет считался цветом националистической организации "Фаланга", под знаменем которой и группировались добровольцы), отправилась на фронт. В Люфтваффе она получила официальное обозначение 15-я "испанская" эскадрилья и вошла в состав 27-й истребительной эскадры (Jagdgeschwader 27), которой командовал майор Бернард Вольденг. Сначала волонтеры попали под Минск, но очень скоро вместе со всей эскадрой перебазировались под Смоленск, где на тот момент шли упорные бои.

Боевой дебют испанцев на Восточном фронте оказался неудачным. 2 октября четверка испанских истребителей атаковала группу бомбардировщиков ДБ-3, которых прикрывали И-16. Советские летчики смогли не просто отстоять своих подопечных, но и сбили одного из лучших летчиков 15-й "испанской" Луиса Алькосера Морено-Абелья (За время гражданской войны выполнил 182 боевых вылета и одержал 5 побед - то есть был асом в европейском понимании этого термина). Он попытался аварийно посадить изрешеченный "Мессер", но потерпел катастрофу и погиб.
Изображение
Однако класс летчиков был очень велик и поэтому первых побед не пришлось долго ждать - уже через два дня на счету эскадрильи появились и первые победы. Командир подразделения Анхель Салас Ларрасабаль в одном бою сбил Пе-2 и И-16. Тогда же он заявил об уничтожении самолета, "внешне похожего на И-16"(испанцы современную на 1941 год советскую матчасть знали неважно, поэтому ошибки в опознании были частыми).

Испанская эскадрилья использовалась немецким командованием весьма интенсивно - за короткое время летчики совершила 123 боевых вылета. 13 октября лейтенант Эстебан Ибарреге сбил биплан (по неподтвержденным данным, И-153), а капитан Карлос Байо - "И-18". В том же бою пара Вf.109Е атаковала тройку ДБ-3, оставшихся без истребительного прикрытия, и сбила один из них. Однако в тот же день при внезапной атаке аэродрома советские бомбардировщики лишили подразделение сразу двух "Мессершмиттов".

Тем временем фронт стремительно приближался к Москве, и испанцы перебазировались на аэродром Калинина. Вскоре на их счету значилось уже 8 воздушных побед. Но в середине октября боеготовность эскадрильи значительно снизилась. Причиной этого стали ранние морозы, к которым не привыкли теплолюбивые южане. Продолжала наносить чувствительные потери и советская бомбардировочная авиация. Так, 21 октября два истребителя были повреждены при штурмовке.

25 октября во время штурмовки советского аэродрома в Клину пара Байо и Салас сбила взлетевший "И-18" (по другим данным, он был уничтожен на земле). Самолет лейтенанта Сестероса получил повреждения от огня зенитной артиллерии, но летчику удалось привести его домой. 31 октября Салас был награжден Железным Крестом 1-й степени, который получил из рук командующего 7-м авиакорпусом генерала Рихтгофена.

В начале ноября "испанская" эскадрилья перебазировалась на аэродром в местечке Руса, откуда целую неделю не взлетело ни одного самолета - стояли сильные морозы. Только 13-го числа испанцы отважились нанести удар по советским аэродромам в районе Никольского, где уничтожили на земле два самолета. Немцы в это время активизировали наступательные действия, а теплолюбивым добровольцам с Пиренеев пришлось преодолеть страх перед русскими холодами и выполнить немало вылетов. В одном из них две группы "Мессеров", ведомые Саласом и Муньесом , прикрывали налет Ju.87 и Нs.123 на советские позиции в районе Есипово и Духанино. Самолет ведущего второй группы был сбит, летчик воспользовался парашютом, однако в свою часть не вернулся. Можно предположить, что, будучи раненным, он замерз.

27 ноября при аналогичных обстоятельствах пропал без вести Аристидес Гарсия-Лопес Ренгел, его Вf.109Е-7/В был сбит недалеко от г. Истра. По советским данным, 27 ноября 1941 г. у деревни Авдуевка зенитчики батареи лейтенанта П.Л.Бонара сбили Нs.123, который упал прямо на позиции батареи. Погибший летчик был испанцем в звании майора и имел два Креста. Возможно, что произошла обычная в военное время ошибка, и это был все же истребитель. 3 или 4 декабря испанцы понесли очередную потерю - пропал без вести лейтенант Рикардо Бартоломео Чаввария.

В начале декабря термометр показывал -35╟С. Испанцы не нашли ничего лучшего, как замаскировать свои самолеты и совершать редкие вылеты для разведки над околицами Москвы и патрулирования над местом своего базирования. На состоянии эскадрильи сказались потери, к тому же, из-за превратностей климата большинство летчиков "не вылезало" из госпиталя. Вскоре немецкое командование отвело испанское подразделение на аэродром в Дугино под Витебском, а 6 января 1942 года личный состав начал готовиться к отбытию домой.

1 марта все оставшиеся в живых прибыли в Мадрид, где их ждала торжественная встреча. На фронте эскадрилья совершила 449 вылетов, из них 178 боевых (84 - на штурмовку). По испанским данным, было уничтожено 11 самолетов противника (из них 4 на земле). Собственные потери составили 4 летчика и 6 самолетов (по другим данным, 11 Вf.109Е-3 сгорели на земле, еще 13 других машин были повреждены или находились в неисправном состоянии). Причем несмотря на добровольность один летчик - капитан Лопес - дезертировал (Причем он не только сдался в плен, но и выразил желание сражаться в рядах Красной Армии! Как сложилась его дальнейшая судьба, точно сказать нельзя. Известно, что на Кубани в одном из училищ служил летчик-инструктор с подобной фамилией и можно предположить, что это был именно он). .
Изображение
Вторая волна

Штаб испанских ВВС посчитал действия своих волонтеров на Востоке вполне успешными и стал набирать вторую группу для отправки на войну. Вскоре были набраны 19 летчиков и около 100 человек технического персонала. Эскадрилья на этот раз получила "Мессершмитты" более современной модификации- "F". К началу июня 1942 г. подразделение прибыло на фронт в район Орла. 8 июня прошла официальная церемония создания 15-й "испанской" эскадрильи в составе 51-й истребительной эскадры (15.(Spаn)/JG51). Весь июнь летчики осуществляли ознакомительные полеты, и только 1 июля состоялось их боевое крещение. Шестерка "Мессеров" была поднята по тревоге и направлена на перехват группы из трех штурмовиков Ил-2 и нескольких ЛаГГ-3 прикрытия, шедших бомбить аэродром. В завязавшемся бою капитан Хуан Фрутос и лейтенант Рамон подбили по одному советскому истребителю. Однако в этой схватке погиб командир эскадрильи капитан Антонио Норьега Лабат - его Вf.109F-2 W.Nr.5432 упал около Мценска.

5 июля в одном бою были одержаны сразу три победы: новый командир эскадрильи капитан Мануэль Бенгоэчеа, лейтенанты Федерико Гаррет и Эмилио Бараньяно сбили ДБ-3, ЛаГГ-3 и Пе-2. Лейтенант Рамон Эскуде заявил о сбитом Пе-2, однако его победа не получила подтверждения. Кстати, в том же бою он был сбит сам, воспользовался парашютом и благополучно приземлился недалеко от местечка Волхов, на территории, контролируемой немцами. 18 июля разведывательный Fw.189 был атакован тремя ЛаГГ-3, и ему на помощь устремилась дежурная пара: капитан Хосе Аранго и лейтенант Хавьер Арраиса. Хотя испанские летчики заявили о трех победах, однако подтверждение от наземных частей пришло только на два сбитых советских истребителя.

Поддерживая общее наступление немецкой армии на Сталинград, самолеты Люфтваффе совершали до тысячи вылетов в день. Испанцы тоже не отсиживались на земле и несли ощутимые потери. 2 августа над Ржевом был сбит самолет W.Nr. 6702, а днем позже в воздухе развалился ╧ 9541. К сожалению, никаких подробностей этих потерь на данный момент найти не удалось. 7 августа Антонио Наварро Перес на Вf.109F-2 W.Nr.9545 столкнулся в воздухе с самолетом своего ведомого лейтенанта Андреаса Роблеса и погиб. Были, конечно же, и победы. Так, капитан Бенгоэчеа и лейтенант Эскуде сбили два штурмовика Ил-2, летчики которых капитан Тиханович и младший лейтенант Костенко попали в плен.

Через два дня испанцы записали на свой счет две победы: капитан Фрутос сбил Пе-2, а лейтенант Бараньяно - Ил-2. 29 октября капитаны Бенгоэчеа и Карлос Сьерра сбили по ЛаГГу каждый. Последняя победа летчиков второй группы была одержана 11 ноября, когда лейтенант Луис Медрано сбил Пе-2.

30 ноября 1942 года, после шестимесячного пребывания на фронте, эскадрилья получила приказ окончить боевые действия и отправиться домой. Летчики второй волны совершили 1312 самолето - вылетов, приняли участие в 117 воздушных боях и одержали около 15 побед (включая возможные и неподтвержденные). Как обычно, существуют и другие данные: 1182 вылета, 13 достоверных побед и не менее 5 неподтвержденных или возможных. Столь небольшое количество побед объясняется прежде всего оборонительной тактикой истребителей. Испанцы потеряли 6 самолетов и 2 летчика, кроме того, лейтенант Рамон Гисберт Эскуде был ранен.
Изображение
Третья волна

Эта группа в количестве 20 человек под командованием Карлоса Феррандиса прибыла на Восточный фронт в конце ноября 1942 года для замены летчиков второй волны. Однако 7 пилотов из старого состава выразили желание продолжить "свою войну".

Первая же воздушная схватка была проиграна. 1 декабря, совершая парой разведывательный полет в районе поселка Троицкое, испанские летчики были внезапно атакованы одиноким ЛаГГ-3. Самолет Андреаса Асенси Альфареса-Аренаса был сбит, пилот смог совершить вынужденную посадку, но попал в руки советских бойцов (Он провел в советских лагерях 11 лет и получил свободу по амнистии в 1953 г. после смерти Сталина). Первые победы летчиками новой группы были одержаны 27 декабря, когда лейтенант Крамело Лакруз сбил Ил-2, а летчик из предыдущего состава - Эмилио Бараньяно - подбил другой такой же самолет, причем испанец попал под огонь стрелка этого штурмовика и закончил вылет вынужденной посадкой. Фернандо Бенгоа, тоже воевавший второй срок, атаковал Пе-2, который взорвался в воздухе.

Начало 1943 года застало испанских пилотов в весьма непростой ситуации. Если в 1941-42 гг. эскадрилья работала с относительно безопасных аэродромов вдали от линии фронта, то теперь места базирования оказались в зоне действия партизан, которые совершили ряд удачных диверсий. Испанской эскадрилье пришлось несколько раз срочно менять полевые аэродромы, и во время одного из таких перелетов 12 января 1943 г. самолет лейтенанта Кармело Лакруза Куэрво скапотировал и разбился. Летчик получил тяжелые ранения, после чего был отправлен на излечение в Испанию.

27 января стал самым успешным днем эскадрильи за все время ее пребывания в СССР! Лейтенанта Бараньяно и Мартинес сбили по два Пе-2, Франциско Бериайн уничтожил два ЛаГГ-3, а Гонсало Хевиа еще один истребитель этого типа. Лейтенант Рамон Гавильян заявил, что подбил И-153 (тот вышел из боя и приземлился на собственном аэродроме).

Красная Армия в тот момент начала активные наступательные действия. В воздухе каждый день разгорались жаркие схватки. Имея явное превосходство перед "ЛаГГами", испанцы могли прорывать истребительное прикрытие и атаковать ударные машины. Так,

C 22 по 24 февраля летчики эскадрильи сбили 11 советских самолетов (5 Ил-2, 3 ЛаГГ-3, 2 Пе-2 и 1 Ла-5). При этом трижды отличился Хевиа. С 7 по 10 марта на счет 15.(Span)/JG.51 были записаны еще 7 побед: 2 Ил-2 и 5 истребителей. По неполным данным, к концу марта летчики сбили еще 3 ЛаГГ-3 и бомбардировщик. Что касательно потерь, то в тот период во время выполнения боевых заданий погиб только капитан Антонио Гарсиа Менендес-Конде, который был сбит 21 марта в ожесточенном воздушном бою. Кроме того, 18 марта при выполнении тренировочного полета разбился лейтенант Нарциссо Гарсия Гарсия, а накануне ночью советские партизаны подобрались к аэродрому и взорвали один Вf. 109F-4.

В этот напряженный период немцы решили перевооружить испанцев на новые истребители FW.190. Первым для переучивания в штаб эскадры JG51 отправился Хевиа, хорошо знавший немецкий язык. Его наставником стал Курт Тандер . Уже 14 апреля 1943 г. Хевиа вылетел в паре с Тандером на боевое задание и сбил Пе-2. Остальные испанцы смогли в полной мере освоить новые самолеты к 25 апреля. Правда, теперь только самые опытные отваживались вступать в схватки с советскими истребителями, так как превосходство советской авиации в воздухе было все более ощутимее. Первая потеря "Фоккера" произошла 1 мая: лейтенант Хуан Россело Симоне выпрыгнул с парашютом из потерявшего управление самолета, но парашют не раскрылся. По некоторым данным, этому предшествовала атака пары ЛаГГ-3.

С начала июня начались тяжелые оборонительные бои. Аэродром часто стал подвергаться атакам советских бомбардировщиков, в результате испанцы лишились нескольких самолетов. 8 июня лейтенант Алехандро Перес Гонсалес сбил Пе-2, но погиб после атаки истребителей прикрытия. Последняя победа пилотов этой группы была одержана 4 июля: лейтенант Бернадо Менессес сбил Ла-5. В целом испанские летчики третьей волны совершили 1716 боевых вылета и в 112 воздушных боях уничтожили 63 самолета. Собственные потери - 7 летчиков (4 погибших, двое выбыли из строя по причине ранения и 1 попал в плен).
[youtube][/youtube]
Четвертая волна

Очередная группа летчиков во главе с Мариано Куадра прибыла на фронт в разгар битвы под Курском. Основным аэродромом ее базирования считался Брянск, хотя эскадрилья регулярно перебрасывалась на полевые площадки вдоль линии фронта. Уже 6 июля была одержана первая победа - лейтенант Хосе Матеос сбил Ла-5. Начиная с 12 июля, немецкое командование стало привлекать испанцев к эскортированию Не.111. Во время одного из таких вылетов фортуна отвернулась от Эдуардо Гарсия Амиго. При отражении атаки ЛаГГ-3 его ведомый лейтенант Мануэль Санчес Табернеро вышел из боя, оставив ведущего без прикрытия. Самолет Амиго был сбит и упал в районе реки Жиздра. Летчик пропал без вести .

Бои в воздухе проходили почти беспрерывно, и в них испанцы одержали более 40 побед. Только 12 августа они сбили 4 Ла-5 и 1 ЛаГГ-3. В тот день советские истребители подожгли самолет Геральдо Эскаланте, который получил тяжелые ранения и выпрыгнул с парашютом. На земле он сразу же попал в руки русских... воевавших на стороне немцев! Испанский летчик был помещен в ближайший госпиталь, а впоследствии эвакуирован в Испанию.

21 августа Луис Чиггаро Ламамми в своем первом вылете таранил истребитель Ла-5 в районе Демянска-Никольска и погиб. О судьбе советского пилота ничего неизвестно.

Вскоре был потерян еще один самолет: лейтенант Педро Лакалье Орельяна совершил вынужденную посадку в районе Брянска, а 31 августа в бою над Ельней с парой советских истребителей погиб капитан Альфаро Маримон.

В сентябре боевая деятельность еще больше активизировалась. Испанцы за месяц совершили 575 вылетов, сбили или повредили 15 самолетов, а лейтенант Сальвадор Сьерра уничтожил еще и аэростат . 18 сентября четверка Fw.190 сопровождала бомбардировщики и была атакована советскими истребителями. Самолет Луиса Эстебанеса Вела был подбит, и летчик пошел на вынужденную посадку в районе Ельни. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

В октябре Советская Армия начала новое наступление. 21 октября лейтенант Дамаско Аранго сбил Ил-2. В тот же день в бою с Ил-2 и ЛаГГ-3 в 15 км от Орши погиб лейтенант Энрике Пареха Нуньес. Следующий месяц выдался относительно спокойным для испанской эскадрильи. 12 ноября Хосе Рекасенс Гаррига атаковал группу Ил-2, но был сбит истребителями сопровождения, выпрыгнул с парашютом и впоследствии был отправлен в Испанию по ранению. Через неделю в ходе утреннего боевого вылета над Оршей потерпел катастрофу лейтенант Фернандо Санчес-Архона Котрой. Причины инцидента в известных источниках не уточняются.

5 декабря в районе Бобруйска жертвой лейтенанта Франциско Валиенте стал бомбардировщик А-20 "Бостон". Последние выле-ты летчики четвертой волны совершили 10 января 1944 г. В тот день восемь Fw.190 (6 немцев и 2 испанца) сопровождали группу Ju. 87. В районе поселка Осаричи они были атакованы группой Яков, после боя с котороми Хосе Каванильес Беретерра из вылета не вернулся. В тот же день Франциско Валиенте одержал вторую победу над А-20. Всего летчики четвертой волны совершили 1918 вылетов и сбили в 277 воздушных боях 74 самолета. Семь пилотов погибли или пропали без вести, а трое выбыли из строя по причине ранения. В этой группе асами стали: командир эскадрильи Мариано Куадра (10 побед), лейтенанты Фернандо Санчес-Архона Котрой (9) и Дамаско Аранго Лопес (7).
Изображение


Пятая и последняя волна

После понесенных Германией поражений генерал Франко начал опасаться, что союзники нарушат нейтралитет его страны, поэтому он без энтузиазма стал относиться к отправке летчиков на Восточный фронт. Теперь испанским добровольцам пришлось правдами и неправдами перебираться через Пиренеи на французский аэродром Де Бержерак, где под непрерывными бомбежками союзников они наскоро осваивали истребитель Bf.109G и практически поодиночке отправлялись на фронт. На месте назначения под Бобруйском последний состав "Голубой эскадрильи" собрался к 23 февраля 1944 г. Командовал подразделением Хавьер Мурсия.

Ввиду сложившихся обстоятельств группа воевала очень мало, и уже 5 марта была отозвана в Испанию. За неполные две фронтовые недели летчики эскадрильи сделали 86 вылетов, участвовали всего в 6 воздушных боях, не одержав ни одной победы. А вот безпотерь не обошлось. В воздушном бою 17 (по другим данным - 27) февраля Bf.109G лейтенанта Эстанислао Сегуролы Гуэрка был сбит истребителями недалеко от с. Поричи. Летчик погиб. Позже было объявлено, что обломки самолета найдены недалеко от Моисеевки, но останков пилота обнаружить не удалось.

Подводя итоги, скажем, что всего за 28 месяцев боевой работы испанские летчики совершили около 5500 боевых вылета, провели 606 воздушных боев и одержали 158 побед. 12 пилотов погибли, 6 получили ранения, 7 пропали без вести, 1 попал в плен, 1 перешел на сторону противника. В общей сложности, боевой опыт получили 96 летчиков, из которых 12 стали асами, то есть уничтожили более 5 неприятельских самолетов. Еще 30 пилотов одержали меньшее количество побед.

Ответить

Вернуться в «Военная история»