ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#21 Сообщение smersh70 » 05 фев 2019, 23:30

Fw 190A-3 (предположительно, W.Nr. 5345) из состава 15.(Span.)/JG 51. По принятой в эскадрилье практике назначения бортовых номеров, он должен был принадлежать 3-му патрулю, но осенью 1943 года на нём летал лётчик 1-го патруля тененте Фернандо Санчес-Архона-и-Коуртой (Fernando Sánchez-Arjona y Courtoy), который с июля по сентябрь одержал девять подтверждённых побед. Лётчик погиб 19 ноября в авиакатастрофе при выполнении боевого вылета в плохих метеоусловиях. Самолёт показан в камуфляже с использованием двух зелёных красок (RLM 71 Dunkelgrün и RLM 70 Schwarzgrün)
Изображение

Изображение


Bf 109F-2 из испанской эскадрильи на советско-германском фронте, лето 1942 года
Изображение


Во 2-й эскадрилье было принято называть самолёты в честь павших товарищей. Этот Bf 109F-2 назван именем погибшего механика
Изображение


Изображение


Bf 109E-7/B (W.Nr. 3297), ранее принадлежавший штурмовой группе II.(Sch.)/LG 2 и переданный «Голубой эскадрилье», вероятно, для восполнения потерь. В ноябре 1941 года он был персональным самолётом командира 15.(span.)/JG 27 команданте Анхеля Салас-Ларрасабаля и нёс отметки его шести официально подтверждённых воздушных побед. Все прочие обозначения, включая штурмовую эмблему на борту, сохранились от прежних хозяев. Камуфляж стандартный, состоящий из тёмно-зелёного RLM 71 Dunkelgrün и серого с зеленоватым отливом RLM 02 Grau на верхних поверхностях и голубого RLM 65 Hellblau на нижних. Борта, исходно тоже голубые, были затемнены размытыми пятнами RLM 71 и 02
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#22 Сообщение smersh70 » 06 фев 2019, 00:19

smersh70 писал(а):Республиканские летчики-добровольцы в ВВС РККА
самолеты на которых летали испанцы
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#23 Сообщение smersh70 » 06 фев 2019, 00:26

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война потребовала от Красной Армии в целом и её ВВС в частности оперативного устранения быстро вскрывшихся недостатков. Недостаток времени и ресурсов приводил порой к импровизациям, появление которых в более спокойной обстановке было бы вряд ли возможным. Так, несомненный интерес представляет попытка сформировать летом-осенью 1941 года разведывательную эскадрилью из испанских лётчиков на немецких самолётах.

«…И всё же на следующий день результат встречи с начальством не замедлил сказаться: нас вызвал майор Хомяков. Этот летчик воевал в Испании, в Мадриде. Валентин Иванович тепло и задушевно беседует с нами.

– Товарищ майор, какое задание мы будем выполнять?

– Всему своё время. Единственное, что я могу сказать, – вами интересуется лично товарищ Сталин. – Это он сообщает почти шепотом. – Только говорю вам – всё это по секрету…»

Так испанский лётчик-истребитель Франсиско Мероньо описывал в книге своих воспоминаний «И снова в бой», изданной в 1977 году, события, происходившие в Москве в конце июля 1941 года. Началась эта история 22 июня 1941 года, когда германское вторжение в СССР заставило испанских эмигрантов, бывших лётчиков республиканских ВВС, начать искать возможность продолжить борьбу с фашистами.
«Юнкерс» Ju 88A (заводской номер неизвестен), разбитый 13 сентября 1941 года на взлёте с аэродрома Арамиль (20 км юго-восточнее Свердловска) лётчиком Мануэлем Веласкесом Леоном.

Изображение

Первоначально испанские добровольцы были зачислены в бригаду НКВД особого назначения, где готовились к партизанским действиям в тылу вермахта. Однако про хороших лётчиков, в большинстве имеющих боевой опыт, довольно быстро вспомнили. Дело в том, что у Красной Армии были огромные проблемы с разведывательной информацией: частей, способных вести дальнюю разведку, до 22 июня 1941 года в ВВС РККА не существовало в принципе, поэтому после начала войны потребность в них возросла многократно.

Кроме того, в Советском Союзе традиционно существовали и другие силовые структуры, заинтересованные в разведывательной информации. Судя по всему, именно по этой причине руководство НКВД также решило сформировать отдельное разведывательное подразделение, для укомплектования которого и были использованы испанские пилоты.

К сожалению, узнать, кто именно стал автором идеи и какие конкретно задачи И.В. Сталин предполагал возложить на испанцев, пока не представляется возможным. Скорее всего, это была обычная авиаразведка в немецком тылу с целью получения разведывательной информации независимо от ВВС КА. Летом 1941 года Красная Армия неоднократно пропускала сокрушительные удары вермахта, при этом советская разведка, в том числе авиационная, работала не лучшим образом. Вероятно, предполагалось, что, используя немецкие самолеты, можно будет гораздо эффективнее и, главное, безопаснее осуществлять разведывательные полеты в интересах непосредственно высшего руководства СССР.

В качестве материальной части были выбраны немецкие самолёты, закупленные Советским Союзом у Германии для ознакомления в 1940 году. Всего тогда было приобретено 36 боевых и учебно-тренировочных самолётов, в том числе пять Bf 109E, пять Bf 110C, два Do 215 и два Ju 88, которые прекрасно подходили для ведения разведки.

Согласно воспоминаниям включённых тогда в группу испанских лётчиков-истребителей Франсиско Мероньо и Антонио Ариаса, в её состав вошли опытные ветераны гражданской войны в Испании Ладислао Дуарте, Хуан Ларио, Мануэль Леон, Фернандо Бланко, Хосе Паскуаль, Винсенте Бельтран и другие. Кроме них, в подразделение включили и молодых испанских пилотов, окончивших в 1939 году Кировабадскую лётную школу, не успевших вернуться на родину до поражения республиканцев и оставшихся в СССР.

«Юнкерс» Ju 88A (заводской номер неизвестен), разбитый 13 сентября 1941 года на взлёте с аэродрома Арамиль (20 км юго-восточнее Свердловска) лётчиком Мануэлем Веласкесом Леоном.
Изображение

Однако сразу приступить к обучению полётам на незнакомой иностранной технике и быстро начать боевую работу не представлялось возможным: испанцы к тому времени не летали белее двух лет. Франсиско Мероньо вспоминал о таком диалоге с командиром группы:

«Все рвутся в воздух. Каждый стремится как можно меньше быть на земле и как можно больше – в полете.

– Сколько же времени вы не летали? – интересуется Валентин Иванович.

– Больше двух лет.

– А почему?

– Сначала, после Испании, находились в лагерях во Франции, затем работали здесь, в Москве, на автозаводе. Когда началась война, нам снова захотелось в воздух, чтобы сражаться с фашистами».

Общее руководство предварительной подготовкой испанцев было возложено на лётчика-испытателя НИИ ВВС майора В.И. Хомякова, знакомого с будущими подчинёнными. К тому времени это был очень опытный лётчик и командир: Валентин Иванович в 1937 году воевал в Испании, где совершил около 150 боевых вылетов и сбил несколько франкистских самолётов, участвовал в советско-финской войне, а в первые месяцы Великой Отечественной командовал эскадрильей 401-го ИАП особого назначения, сформированного из испытателей, выполнив в его составе ещё несколько десятков вылето
Для того, чтобы восстановить у испанских лётчиков навыки пилотирования, они прошли тренировки в Москве на учебно-тренировочном Як-7В. Затем, после начала бомбардировок Москвы, личный состав группы был переброшен в Свердловск и продолжил тренировки на уральских аэродромах. Здесь лётчики начали осваивать немецкую технику, при этом распределяли их по самолётам, вероятно, произвольным образом. Так, знаменитому республиканскому асу-истребителю Антонио Ариасу достался бомбардировщик «Дорнье» Do 215, другие лётчики учились летать на бомбардировщиках «Юнкерс» Ju 88, а также истребителях «Мессершмитт» Bf 109 и Bf 110. По некоторым данным, в состав подразделения, получившего наименование «187-я отдельная разведывательно-корректировочная эскадрилья», должны были включить и несколько советских Пе-2 – впоследствии они станут основной техникой разведывательных полков и эскадрилий.

«Мессершмитт» Bf 109E-3 (W.Nr.2734), разбитый 29 октября 1941 года при взлёте с аэродрома Кольцово (Свердловск) испанским лётчиком Франсиско Кальдерари Бенито.
Изображение
Затем лётчиков разделили на «бомбардировщиков» и «истребителей». В документах первые стали именоваться по фамилии своего командира «Особой группой майора Опадчего учебного отдела НИИ ВВС КА». Фёдор Фёдорович Опадчий был не менее опытным лётчиком, чем Хомяков. В 1940 году он принимал участие в советско-финской войне, где летал на ДБ-3, а в июле 1941 года успел повоевать на Пе-2 в 410-м БАП, который так же, как 401-й ИАП, был сформирован из лётчиков-испытателей. В 1957 году Ф.Ф. Опадчий за испытания авиационной техники был удостоен звания Героя Советского Союза.
Тренировками на истребителях, группа которых в документах фигурировала как «Особый сбор по переучиванию», руководил ещё один опытный лётчик-испытатель Алексей Георгиевич Кубышкин, только что вернувшийся с фронта, где в составе 401-го ИАП он выполнил более 70 боевых вылетов и заявил 5 личных и 6 групповых побед. По инструкторскому составу видно, что к подготовке испанцев отнеслись очень серьёзно, подключив лучших специалистов НИИ ВВС.

Из-за длительного перерыва в лётной работе тренировки не всегда проходили гладко: в авариях испанские лётчики разбили минимум один истребитель и один бомбардировщик, благодаря чему сейчас мы можем оценить, как выглядели самолеты, которые предполагалось использовать для разведки.

Сначала 13 сентября 1941 года на взлёте с аэродрома Арамиль (20 км юго-восточнее Свердловска) лётчиком Мануэлем Веласкесом Леоном был разбит «Юнкерс» Ju 88A c неизвестным заводским номером. Это был первый самостоятельный вылет испанца на этом типе самолёта. Опытный лётчик, он прошёл обучение в 1937 году в СССР, в ходе гражданской войны выполнил 65 боевых вылетов на СБ, но здесь, к сожалению, не справился: не выдержал направление разбега, уклонился и врезался в стоящий У-2. Оба самолёта были разбиты и загорелись. Леон, контролировавший его майор Опадчий и механик-стажёр самолёта испанец Хосе Игнасио Агинага получили тяжёлые ранения и ожоги.

Второй «жертвой» испанцев в почти аналогичной ситуации стал «Мессершмитт» Bf 109E-3 (W.Nr.2734), который 29 октября 1941 года при взлёте с аэродрома Кольцово (Свердловск) разбил пилот Франсиско Кальдерари Бенито. В 1939 году он окончил Кировабадскую авиашколу, налетав к моменту аварии 150 часов преимущественно на У-2. На Bf 109E-3 лётчик выполнил 35 полётов, налетав 3,5 часа. Не переставив стабилизатор немецкого истребителя из посадочного положения во взлётное, одновременно не компенсировав разворачивающий момент винта педалями, Бенито не выдержал направление взлёта, оторвался от полосы без скорости и свалился на крыло, разбив самолёт. Отделался испанец лёгкими ушибами и строгим выговором от начальства НИИ ВВС.

Затянувшееся обучение, трудности с освоением немецких самолётов и аварии, видимо, разочаровали командование, и эксперимент решили прекратить. В этот момент вермахт рвался к Москве, и руководству страны стало не до испанцев. Кроме того, отвечающему в ВВС КА за разведку генерал-майору Д.Д. Грендалю ещё летом удалось сформировать из опытных экипажей Полтавской и Ивановской школ штурманов, Липецких курсов усовершенствования командного состава и академии Жуковского два дальнеразведывательных авиаполка. Кроме того, в ДРАПы было переформировано несколько кадровых бомбардировочных полков, поэтому проблемы с ведением разведки к тому моменту в основном были преодолены.

Надо отметить, что испанские пилоты не выказывали большого желания к освоению немецких самолетов. Из воспоминаний Ариаса и Мероньо однозначно следует, что испанцам хотелось сражаться на самолётах-истребителях. Их желание было удовлетворено: 7 ноября 1941 года лётчики были отправлены в состав 1-го ИАП ПВО НКВД, а после передачи последнего в состав истребительной авиации ПВО большинство испанских лётчиков были распределены по полкам ВВС Красной Армии и продолжили свою войну с нацистами в небе своей второй Родины.



Реконструкция внешнего вида «Юнкерса» Ju 88A с предыдущих снимков. Широкие белые полосы на фюзеляже и плоскостях крыла могли быть как элементом быстрого опознавания самолетов «испанской» группы, так и общепринятым в ВВС КА довоенного периода отличительным признаком учебных самолетов (художник Игорь Злобин).
Изображение
Сражались и дожили до победного мая 1945 года и оба героя этого повествования. Уроженец Севильи младший лейтенант Мануэль Веласкес Леон окончил войну старшим лётчиком 651-го ИАП ПВО, летавшего на «Киттихауках» и «Аэрокобрах», был награждён орденом Красной Звезды.

Родившийся в Мадриде младший лейтенант Франсиско Кальдерари Бенито в истребители не попал – всю войну он служил в звене связи при 25-м танковом корпусе, и, судя по всему, оказался вполне на своём месте. На лёгком По-2 испанский лётчик возил пакеты с донесениями и офицеров связи, искал ушедшие в прорыв свои танки и разведывал расположение немецких частей. Не раз ему приходилось уходить от вражеских истребителей и сажать повреждённый самолёт. Наградой для испанца стали ордена Красного Знамени и Красной Звезды, Отечественной Войны I и II степеней.

В заключение рассказа можно добавить, что авиационные части, вооружённые немецкими самолётами, в ВВС КА пытались создавать и впоследствии. Так, в 1943 году даже были утверждены штаты отдельных истребительной (восемь «Мессершмиттов» Bf 109) и бомбардировочной (восемь «Хейнкелей» He 111) эскадрилий, однако до практической реализации дело не дошло. Вероятнее всего, обслуживание и ремонт трофейной техники сочли слишком сложными, да и вероятность атак собственными самолётами нельзя было сбрасывать со счетов.

Трофейные самолёты в дальнейшем использовались в тылу для обучения лётчиков-истребителей: к примеру, с немецкими машинами вели учебные бои слушатели знаменитой «вошебойки» – высшей офицерской школы воздушного боя (ВОШВБ) в подмосковных Люберцах. Естественно, испытывались трофеи и для получения объективных тактико-технических характеристик, необходимых для совершенствования отечественных самолётов.

Фото группы лётчиков 651-го ИАП ПВО на фоне «Аэрокобры» полка, 1944–1945 гг. На снимке явно присутствуют люди с типичной испанской внешностью: вероятно, один из них – младший лейтенант Мануэль Веласкес Леон.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#24 Сообщение smersh70 » 16 мар 2019, 02:39

Испанский доброволец Хосе Кабаниллес (лысый в центре) возле своего подломившего шасси Fw-190 под Смоленском, осень 1943 г.
Изображение

Испанский летчик "голубой дивизии" позирует возле сбитого советского бомбардировщика Бостон А-20
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#25 Сообщение smersh70 » 16 мар 2019, 02:39

Испанский летчик "голубой эскадрильи" возле своего Bf 109 F
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#26 Сообщение smersh70 » 20 июл 2019, 17:59

Немецкий военно-транспортный самолёт Junkers Ju-290A в испанских военно-воздушных силах

Данный Ju-290A изначально принадлежал немецкой авиакомпании Lufthansa, имел собственное имя Bayern и использовался для перевозок в Южную Америку в ходе проведения тайных операций. В апреле 1945-го года, Bayern получил повреждения в ходе посадки в Барселоне. В силу сложившейся на тот момент обстановки ремонтом самолёта немцы заниматься не стали, и машина была интернирована испанским правительством.
Изображение
Изображение
Изображение
По завершению Второй мировой, самолёт был выкуплен и восстановлен испанским предпринимателем Heliodoro Eliorreta и сдан в аренду испанскому авиаперевозчику Iberia, которая и использовала самолёт до 1947-го года. В период с 1947-го года машина пребывала на хранении, однако в 1950-м году была выкуплена испанскими военными и передана на авиабазу Матакана в Саламанке где и стала использоваться для обучения пилотов четырёхмоторных самолётов. В этой роли самолёт использовался до 1955-го года, после чего, в связи с износом машины и отсутствием запасных частей для её ремонта, Ju-290 был выведен из эксплуатации. До 1957-го года машина находилась на хранении на всё той же авиабазе Матакан, а затем была списана и передана на утилизацию.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#27 Сообщение smersh70 » 10 май 2020, 20:38

вот что еще нашел по испанцам..оказываечка эти козлы красные еще и расстреливали за просто желание отьехать домой на Родину,это просто пиздец какойто :? :o
Спецлагерь УПВИ НКВД №159/1. Рисунок Вильгельма Лютценбергера
Взгляните на этот рисунок. Здание за забором с «колючкой» стоит по сей день. Это дом №8 по улице Троицкой, на углу Канатной. Автор рисунка – немецкий военнослужащий Вильгельм Лютценбергер – имел счастье проживать в нем второй половине 1940-х годов.
Изображение
Изображение

КРАСНЫЕ ИСПАНЦЫ. И причем здесь Дерибас, спросите вы? А вот причем. История эта почти детективная, рассказывает Александр Юнгмайстер. Еще в 1980-х он заинтересовался неизвестным запущенным кладбищем на Промышленной улице, в районе «Микрона». Там было несколько сотен непонятных захоронений, обозначенных номерными плитами.
План кладбища на Промышленной
Изображение
«Начал разбираться. Местные жители ничего конкретного сообщить по этому поводу не смогли, но тогда уже зародилось подозрение, что это военнопленные. Уже после распада СССР обратился в МВД, но оказалось вся документация по этому месту помечена грифом секретности. И только благодаря покойному генералу Юрию Кравченко гриф удалось снять».
В 2000-м году в руки историку наконец попал «Список военнопленных, захороненных на кладбище, расположенном в г. Одессе по улице Промышленной, 35».

«Кладбище появилось тогда, когда пленными заинтересовались их родственники за рубежом, и появилась необходимость в более-менее цивилизованном захоронении, — уверен Юнгмайстер. — До этого ничего подобного не было. На Шкодовой горе – огромное захоронение без всяких документов и индивидуальных могил. Бывшие пленные рассказывают, что там были большие рвы, куда скидывали тела. Существует версия, что на Шкодовой покоится не меньше 4 тысяч человек».

Но вернемся к Промышленной. Зажатая между бетонными стенами территория погоста – только маленький кусочек некогда обширного III христианского кладбища, уничтоженного при освоении этого района. Сейчас это, считай, территория ФРГ – после находки Юнгмайстера, германские власти обратились в горисполком, и землю передали в вечное пользование немецкому обществу по уходу за военными могилами. Они огородили площадку и благоустроили ее, разбив аллею и заменив безликие плиты символическими крестами. Появилась даже сторожка. Прах нескольких умерших по желанию обнаружившихся родственников перезахоронили на Втором христианском. Остальные по-прежнему покоятся здесь.
Изображение
Так вот. Анализируя по рассекреченному списку национальный состав военнопленных, Александр Юнгмайстер наткнулся на троих интернированных испанцев, один из которых к удивлению историка оказался полным тезкой основателя Одессы – Хозе (на русский манер Иосиф или Осип) де Рибас! Он скончался 20 августа 1948-го года в возрасте 44 лет.
«Сначала я подумал, что эти испанцы – плененные под Сталинградом военнослужащие так называемой «Голубой дивизии», экспедиционного корпуса, отправленного диктатором Франко в Россию и отозванного в 1943-м, — говорит Юнгмайстер. — Но в 2005-м году в Одессу приехал бывший заключенный 159-го лагеря Вальтер Фритч. Автомеханик, в плену он работал водителем у полковника НКВД и был неплохо осведомлен о лагерных делах. Я у него спросил: что это за испанцы такие, франкисты что ли? А он мне: ничего подобного — красные…»
Изображение
«Красные» — это коммунисты-республиканцы, участники Гражданской войны в Испании. Хозе де Рибас — судя по фамилии, аристократ, — был одним из них. После победы франкистов покинул Пиренеи и уехал в Союз. Когда началась Великая Отечественная, добровольцем вступил в Красную Армию, чтобы еще раз свести счеты с фашистами. Но война закончилась, и испанцев потянуло на родину. Уж как их не разубеждали советские товарищи, а они ни в какую. Хотим увидеть свои семьи – и все тут! Закончилось это плачевно.

Уроженцев Пиренейского полуострова отправили в лагеря для военнопленных и интернированных – к тем самым немцам, с которыми они полжизни сражались. Понятно, испанцы не сдались и начали бунтовать. В конце концов объявили голодовку, от которой трое умерли. В том числе и Дерибас…

О «красных испанцах пишет в своей книге «Голубая дивизия: испанские добровольцы на Восточном фронте» второй командир соединения Эмилио Эстебан-Инфантес. По его словам, часть их расстреляли за попытку бежать из СССР через Румынию, а остальных направили в разные лагеря страны. Лично ему известно о 19-ти соотечественниках, сгинувших в лагерях Караганды. Там они находились 17 лет. Еще генерал рассказывает о 33 испанских пилотах, учившихся в советской летной школе, которые тоже попали в лагеря за стремление покинуть СССР. Из них, как утверждает Инфантес, пятеро были расстреляны в Красноярске, остальные направлены в Боровичи. :evil:
Был ли этот Дерибас потомком основателя города? Вряд ли, говорит историк Игорь Шкляев: и сам адмирал, и все трое его братьев являлись все-таки российскими подданными, дети их оставались в России до самой революции. Однако русские Дерибасы – это только одна из ветвей большого каталонского рода, существующего и поныне. Поэтому не исключено, что интернированный гражданин де Рибас все же приходился родичем великому государственному деятелю, только очень дальним.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#28 Сообщение smersh70 » 07 окт 2021, 01:40

Испанская грусть

Речь пойдет о лётчиках-испанцах, во время Великой Отечественной войны воевавших в истребительных авиачастях советских Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны территории страны.
Точнее – о тех из испанских пилотов, кто имел на счету воздушные победы. Поводом для «разборки» с ними послужили вопросы отечественных и зарубежных коллег, интересующихся и занимающихся данной темой, часто повторяющиеся по времени и идентичные по содержанию: «А правда ли, что лётчик Санчес (Бельтран, Мероньо и т.п.) во время ВОВ сбил в составе советских ВВС 28 (25, 20 и т.п.) самолётов противника?» В принципе, на все подобные вопросы можно дать однозначный и ёмкий ответ всего лишь одним словом: неправда. Но это будет хоть и правильно по сути, но неинформативно и даже грубо, поэтому попробуем разобраться с «благородными идальго», как говорится, с цифрами в руках.
Летчик 159-го ИАП Ленинградского фронта младший лейтенант Бенито-Игнасио Агирре
Изображение
Сначала остановлюсь, как сейчас стало модно выражаться, на «топовой фигуре» – самом результативном испанском лётчике, воевавшем за «красных» (испанские добровольцы участвовали в боевых действиях на фронтах ВОВ, как известно, по обе стороны фронта, и в составе люфтваффе тоже, но о тех речи сейчас не будет). Наибольших успехов в составе советской авиации в Великой Отечественной войне достиг лётчик 788-го истребительного авиаполка 102-й ИАД ПВО лейтенант Хозе Санта-Мария Паскуаль. В ожесточённых воздушных боях с люфтваффе в небе над Сталинградом летом 1942 года, летая на Як-1, этот пилот всего в течение 12 дней августа сумел одержать 8 подтверждённых воздушных побед, из них 3 лично (один Ю-87 и два Ме-109) и 5 в группе с другими лётчиками (три Ю-88 и два Ме-109). 27 августа 1942 года лейтенант Хозе Паскуаль не вернулся с боевого задания (пропал без вести после воздушного боя). Награждён орденом Ленина.
Изображение
Боевые достижения остальных испанских лётчиков-истребителей, воевавших на стороне СССР, значительно скромнее. Максимальное количество воздушных побед составляет три. Такого результата добились три лётчика.

Младший лейтенант Антонио-Гальдиано Урибе, летая на Ла-5 в составе 181-го ИАП, сбил три самолёта противника лично (Ю-87, Хш-129 и ФВ-190), погиб в воздушном бою 15 декабря 1943 года. Лейтенант Антонио-Гарсиа Кано сбил два самолёта лично (Хе-111 и Ме-109) и один в группе с товарищами (Хе-111) на Як-7б в составе 573-го ИАП ПВО. Сержант Хосе-Луис Ларраньяга имел аналогичный боевой счёт, летая на Ла-5 в составе 193-го ИАП: он сбил Ме-109 и Ме-110 лично и ФВ-189 в паре, и погиб в воздушном бою 2 мая 1943 г.
Изображение
Также три воздушные победы, но все в группе с другими пилотами одержал младший лейтенант Бенито-Игнасио Агирре, тоже воевавший на Ла-5 в составе 159-го ИАП. Пропал без вести при выполнении боевого задания 9 марта 1944 года. Два лично сбитых самолёта (один из них тараном) имел на счету капитан Мария-Андрес Фиэрро, воевавший на Як-9 в составе 439-го ИАП ПВО. К концу войны испанец командовал эскадрильей этого полка.
Знаменитые и изрядно «раскрученные» благодаря публицистике советского периода и мемуарной литературе Франсиско Мероньо Пеллисер и Винсенте Бельтран имели на своём боевом счету по одной личной воздушной победе каждый, одержанной под Ростовом-на-Дону на Як-1 в составе сводного 827-го ИАП ПВО летом 1943 года. Штурман 144-го ИАП ПВО капитан Ладислао-Эспес Дуарте одержал одну групповую победу на американской «аэрокобре».
Испанские лётчики Антонио-Гарсиа Кано и Франсиско Мероньо Пеллисер
Изображение
Вот, собственно, и всё. Самолёты, сбитые какими-либо другими испанскими лётчиками, в боевых документах штабов авиационных частей и соединений ВВС КА и ПВО, хранящихся в фондах ЦАМО РФ в Подольске, не отмечены.

Имена и фамилии испанских пилотов даются в транскрипции, принятой в советских документах периода Великой Отечественной войны

Источник: https://warspot.ru/1199-ispanskaya-grust

Eldar Zeynalov
Новобранец
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 13 янв 2023, 10:48

Поблагодарили: 18 раз

ИСПАНСКИЕ ЛЕТЧИКИ в Азербайджане1936-1939, в СССР 1941-1945

#29 Сообщение Eldar Zeynalov » 13 янв 2023, 12:34

Гянджинские «испанцы»

16 июля исполняется очередная, 83-я годовщина мятежа в Испании, положившему там конец республиканскому строю. Последовавшая за этим гражданская война 1936-1939 годах была в центре внимания Европы. Несмотря на то, что Лигой Наций был в миротворческих целях создан «Комитет невмешательства в испанские дела», в конфликт ввязались как СССР с поддерживающим его Коммунистическим Интернационалом, так и Германия с Италией.

Между «республиканцами» и «националистами» завязались ожесточенные бои, в том числе в воздухе, где проходило соревнование современных образцов авиации с участием как испанцев, так и асов-иностранцев.

Как известно, после поражения Германии в Первой Мировой войне ей было запрещено развивать авиацию и танкостроение. Обойти запрет удалось с помощью СССР, в котором немцев охотно обучали и помогали в испытаниях новой техники.

Небескорыстно, конечно. После прихода к власти Гитлера эти программы свернули. Зато появились испанские курсанты. Как результат, в небе над Испанией с обеих сторон встречались выпускники одной и той же авиашколы.

В этой битве за испанское небо был и малоизвестный, но существенный вклад нашего Азербайджана. Среди тех авиашкол, которые готовили пилотов для поставлявшихся республиканцам советских самолетов, заметную роль играла Кировабадская школа особого назначения (20-я военная школа пилотов), специально для этого созданная в январе 1937 года в Кировабаде (ныне Гянджа). Смета на ее содержание, даже без учета стоимости авиационной техники, автотранспорта и других расходов составила немалую по тем временам сумму в 4.022.300 рублей или 800 тыс. долларов.

До поражения республиканцев в апреле 1939 года школой были подготовлены 5 выпусков, общей численностью около 500 пилотов, из них 413 — для ВВС Испании. Более 300 подготовленных в Кировабаде пилотов приняли участие в боях в Испании. Ветеран Второй мировой войны Тофик Гусейнов впоследствии вспоминал, что испанцы дружили с местным населением и «некоторые из них даже могли говорить на азербайджанском».

Долгое время в СМИ даже гулял миф о том, что среди «испанских гянджинцев» якобы был и Рубен Ибаррури — сын главы испанских коммунистов Д.Ибаррури. Иногда даже писали, что он погиб в воздушном бою. Увы, это не так. Он действительно учился в советской авиационной школе, но в Сталинграде в 1935-1936, когда еще Кировабадской школы не было. Затем он вернулся в Испанию и воевал там. Повторно вернувшись в СССР в 1939 году, когда авиашкола уже не функционировала, он пошел в военное училище, стал командиром пулеметной роты и в 1942 году погиб под Сталинградом в наземном бою…

185 курсантов, не доучившись, вынужденно остались в СССР. Судьба этого последнего выпуска испанских пилотов решалась на самом высоком уровне — в Политбюро ЦК ВКП(б). 10 июня 1939 года оно приняло постановление № П3/159-ОП «Об испанцах, находящихся в летных школах Кировабаде и Липецка, в количестве 192-х человек». Предполагалось, что для 79 человек, изъявивших желание остаться в СССР, подберут работу. Еще 63 испанцам разрешили выехать в Мексику. Оставшиеся 50 человек решили использовать «для спецработы», то есть шпионажа (30 по линии Разведупра Наркомата обороны, 20 — по линии Наркомата внутренних дел).

Приказ НКО от 24.08.1940 еще упоминал Кировабадскую школу, но летчиков там уже не готовили. А вскоре материальную часть и персонал школы распределили по другим авиашколам.

Впоследствии в СССР была эвакуирована через Францию и «группа испанских летчиков и активистов в количестве 39 человек», включая и некоторых выпускников Кировабадской школы (например, Хосе Мариа Браво). На это тоже потребовалось постановление Политбюро № П4/58-ОП от 21 июня 1939 года «О въезде в СССР интернированных во Франции испанцев».

Испанцы вернулись в СССР не в лучшее время. В стране царило недоверие к иностранным эмигрантам, многих советских военных специалистов по возвращении из Испании арестовали и репрессировали как троцкистов. Обученных летчиков-испанцев с боевым опытом послали на заводы рабочими. С началом Великой Отечественной войны испанцы просились на фронт. Опять же, вместо авиации их посылали в партизанские отряды.
Лишь в 1942-м около 75 испанских летчиков по просьбе участника испанской войны генерала Осипенко, который командовал истребительной авиацией ПВО, вернули в авиацию. У испанских летчиков не было единой военной части, наподобие французской эскадрильи «Нормандии-Неман», и поэтому информация о них рассеяна по множеству архивов.

По данным СМИ, среди них были и 44 испанских летчика, подготовленных в Гяндже. Известно, что в начале 1942 года шестеро испанцев служили в составе 481-го истребительного авиационного полка в районе Баку, включая того же Х.Браво, который оставался в Баку до 1947 года, командуя здесь эскадрильей.

Тем временем наступили времена «Холодной войны», и бывшие союзники по антигитлеровской коалиции превратились во врагов. С другой стороны, и диктатор Франко стал интересен Кремлю как возможный экономический партнер. Известно, что в августе 1948 года И.Сталин потребовал от Д.Ибаррури и других руководителей Компартии Испании прекратить партизанскую войну против Франко. Партизанское движение свернули и партизан вывели во Францию. Как говорится, в политике нет вечных друзей и вечных врагов, а есть вечные интересы…

Возможно, с этой сменой советской политики было связано неприятное для испанской эмиграции событие. В 1948 году один из летчиков-испанцев сбежал в Турцию на угнанном самолете. Это привело к тому, что летчиков-испанцев уволили с военной службы.

Многие антифашисты-испанцы стали лишними и небезопасными для Кремля и подверглись репрессиям. В 1948 году в Париже, который был центром испанской антифашистской эмиграции, появились публикации о том, что в Караганде (Казахстан) содержатся в лагере и принуждаются к труду 59 испанских беженцев-антифашистов, из которых 25 были пилотами. Долгие попытки советской стороны отрицать этот факт прекратились лишь после смерти И.Сталина, когда Международный Красный Крест получил подтверждение и предложение помочь с репатриацией.

В 1954 году по меньшей мере 15 «карагандинцев» были репатриированы в Испанию на корабле «Семирамис». Можно себе представить, каково было этим антифашистам вынести долгую дорогу на корабле вместе с бывшими военно-пленными из печально знаменитой фашистской «Голубой дивизии». Тем не менее, когда на корабль поступило предложение остаться во Франции, никто на это не согласился.
В 1957 году диктатор Франко объявил политическую амнистию, после которой в Испанию вернулись многие эмигранты, включая летчиков. В 1984 году, уже после смерти Франко, они добились признания своих воинских званий. Например, Х.Браво, который был подполковником Советской Армии, стал также полковником и Испанской Армии.

Азербайджану же на память от испанцев остались могилы на гянджинском кладбище «Ени Себискар», где похоронены Хуан Баусиста, Кассас Кальво, Мануэль Гонсалес, Ибарра Пларса, Франциско Фернандес Фонс, погибшие во время тренировочных полетов в 1937-39 годах. Еще на 14 надгробьях — русские имена и фамилии, но есть версия, что и там лежат испанцы, в целях конспирации скрывавшие свои имена. Так же, кстати, в то время поступали и советские военные специалисты в Испании. Так, есть мнение, что под «русским» (и добавлю, нетипичным) именем Григория Синорина похоронен испанец Франциско Фернандес.
Сейчас, когда по прошествии 75-летнего срока Азербайджан и Россия рассекретили часть своих архивов, посвященных помощи Испании со стороны СССР, можно было бы раскрыть секреты и этой страницы нашей истории, соединяющей Азербайджан с далекой Испанией.

Эльдар Зейналов

Minval.az
https://minval.az/news/123904956

В блоге: https://eldarzeynalov.blogspot.com/2019 ... st_16.html

Дата: 2019/07/16 15:39

Литература

Телицын В.Л. «Пиренеи» в огне. Гражданская война в Испании и советские «добровольцы».

В.И. Михайленко. Новые факты о советской военной помощи в Испании. - Доклад на международной научной конференции «Новое видение гражданской войны в Испании после холодной войны», 4-6 декабря 2003 г., г. Витербо (Италия).

Мадина Рашидгызы, Алиева Айтен. «Последний приют» испанских летчиков в Гяндже. - «Новости-Азербайджан», 8.07.2016.

1943: Липецкий летчик и товарищ Сталин. - "Липецкмедиа", 25 апреля 2015 года

Испанцы, погибшие в период обучения (1936-1939 гг.) в Кировабадской авиашколе и похороненных в Кировабаде //Молодёжь Азербайджана.- 1949.- 9 мая.- С.3.

Список погибших курсантов и инструкторов Кировабадской лётной школы, открытой в 30-е годы для обучения испанцев-республиканцев лётному делу (1936-1939) //Молодёжь Азербайджана.- 1988.- 9 мая. - С.3

Красивая и горькая история. — веб-сайт «Станция «Мир»», 01.06.2006.

Ответить

Вернуться в «Военная история»