ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#11 Сообщение smersh70 » 15 мар 2019, 03:21

Чехословацкий истребитель Летов Š.31.
Изображение

Чехословацкий истребитель Летов Š.331
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#12 Сообщение smersh70 » 16 мар 2019, 02:45

Чешские танкетки Tančík vz. 33.
Танкетка создана на базе лицензионной английской танкетки «Carden-Loyd Mk-VI» и принята на вооружение в 1934 г. Всего было выпущено 74 машины, 40 из которых было захвачено Вермахтом для использования в учебных целях. ТТХ танкетки: длина – 2,7 м; ширина – 1,8 м; высота – 1,5 м; клиренс – 235 мм; масса – 2,3 т; бронирование – 4-12 мм; тип двигателя — 4-цилиндровый жидкостного охлаждения Praga AH; мощность двигателя – 30 л.с; скорость движения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 100 км; вооружение – два 7,92-мм пулемета ZB vz. 26; боезапас – 2,6 тысячи патронов; экипаж – 2 т.
Изображение
Изображение
Военная карьера

Участие в первых маневрах осенью 1934 года показали Tanċik vz.33 не с лучшей стороны. Во время движения было очень сложно вести огонь из танкетки. Второй пулемет вообще было невозможно обслуживать. Танкетки годились только для разведки или сопровождения кавалерии. К началу 1935 года все заказанные машины были построены. 40 машин остались на территории Чехии, другие были отправлены на территорию нынешней Словакии. Машины использовались для обучения экипажей. Однако, в 1938 году, на границах с Венгрией и Германией начались волнения. Было решено усилить три пограничных взвода танкетками. Каждому взводу дали по три танкетки, которым даже удалось побывать в настоящих боевых действиях во время подавления мятежей в Прикарпатской Руси и на территории Судетской области. Немцам досталось 40 танкеток,Остальные 30 попали под власть Словакии после объявления независимости. С апреля по сентябрь эти танкетки несли дежурство на границах. В 1942 году семь танкеток было направлено в распоряжение словацкого корпуса на Восточном фронте. Возможно, в 1943-1944 годах их пытались применить для противопартизанских акций на территории Беларуси, где в это время находился этот корпус. Последней битвой Tanċik vz.33 стал захват города Банска Быстрица во время Словацкого народное восстание.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#13 Сообщение smersh70 » 16 мар 2019, 02:50

ВОЕННЫЕ ТРОФЕИ МИРНОГО ПЕРИОДА

После объявления Чехии своим протекторатом 15 марта 1939 г. Германия реквизировала 351 единицу бронетанковой техники, в основном находившуюся на вооружении двух танковых полков чешской армии. Вооружение третьего полка, расквартированного в Словакии, отошло армии объявившего о своей самостоятельности словацкого государства.

Наиболее ценным приобретением были 244 танков LTvz.35 фирмы Skoda, оснащенных 37-мм пушкой. Первоначально они получили в немецкой армии обозначение Panzerkampfwagen (3,7 cm) «LT.Sk.35» , а с 16 января 1940 г. – Panzerkampfwagen 35(t), сокращенно – Pz.Kpfw.35(t), или Pz.35(t). В результате изучения этих танков было принято решение о срочном оснащении ими подразделений 1-й легкой дивизии (11-го танкового полка, 65-го отдельного танкового батальона и 82-го батальона связи).

Данные фотографии сделаны немецкими танкистами в Миловицах (Milowice), где размещался 1 -й танковый полк чешской армии (Pluk Utocne Vozby, или PUV) и экспериментальный отдел Школы броневых машин. Задача немецких специалистов заключалась в отборе танков для своей части, проверке их исправности и отправке в Падеборн.

Танкетка Tancik vz.33 и легкий танк LT vz.34.
Изображение

Как сложилась дальнейшая судьба этих танков?

В августе 1939 г. 26 LT vz.35 были проданы Болгарии.

После польской компании 1-я легкая дивизия была переформирована в 6-ю танковую. Кроме нее, шесть Pz.35(t) получил разведбатальон дивизии СС Totenkopf. На 22 июня 1941 г. в составе 6-й т.д. было 160 Pz.35(t) (включая командирские); вероятно, разведбатальон дивизии СС Totenkopf все еще располагал пятью Pz.35(t).

За первые три недели боев 6-я т.д. безвозвратно потеряла только шесть Pz.35(t). Но уже в боях за удержание Пореченского плацдарма, созданного после захвата моста грузоподъемностью 18 т на р. Луге отрядом диверсантов полка «Брандербург» , боевая группа Рауса, согласно его донесению от 2 августа 1941 г., с 14 по 28 июля потеряла 11 Pz.35(t), а также пять Pz.IV , три Pz.II , три бронетранспортера, 46 легковых (включая Kfz.69,70,81) и 59 грузовых автомобилей (вместе с полугусеничными), 42 мотоцикла, семь орудий: три – 10,5 cm, два – 15 cm s.l.G., одно – 2 cm Пак, одно – 3,7 cm Рак. При этом было заявлено об уничтожении шести KB, 12 Т-34, 57 средних и легких танков и двух броневиков note 2.

Особо тяжелые бои для танкистов 6-й т.д. развернулись в районе Гатчины. К примеру, 17 августа были списаны пять Pz.35(f) note 3, 19 августа – семь Pz.35(t) и два Pz.IV, 23 августа – шесть Pz.35(f). Всего на 23 августа 1941 г. безвозвратные потери 6-й т.д. составили пять Pz.II , 40 Pz.35(f), пять Pz.IV , два Pz.Bef.Wg (Sd.Kfz.266) note 6.

Получив только 10 Pz.35(t) в качестве пополнения, 6-я т.д. осталась с 15 небоеспособными линейными Pz.35(t) уже к 10 января 1942 г. Потеряв все свои боевые машины, танкисты воевали как пехотинцы. 28 марта 1942 г. остатки 11-го танкового полка (291 человек) были отправлены во Францию для переформирования. По прибытии полк получил французкие танки (семь Somua и 38 Hotchkiss).

Служба Pz.35(t) в германской армии закончилась. В июне-июле 1942 г. 26 Pz.35(t) были проданы Румынии. Остальные танки, поступившие в ремонт с Восточного фронта, были переделаны в артиллерийский тягач Mbrserzugmittel 35(f) с тяговым усилием 12 т. Всего фирме Skoda удалось собрать 49 таких машин.

Но вернемся к фотографиям, сделанным в Миловицах. Кроме LTvz.35, в объектив фотоаппарата попала и другая техника.

Чехословакию не минуло модное в конце 1920-х – начале 1930-х гг. поветрие на создание танкеток на базе транспортера Carden-Loyd Mk.VI фирмы Vickers. Фирма CKD с февраля по октябрь 1934 г. поставила армии 70 единиц Tancik vz.33.
На фото вверху – танкетка Tancik vz.33. За ней виден танк LT vz.34 – первый легкий танк фирмы CKD собственной конструкции. Его прототип был поставлен армии в ноябре 1932 г. Опытная партия в составе шести машин была сдана 23 апреля 1934 г., а 44 серийных танка – в период с декабря 1934 по январь 1936 г.
Германия реквизировала 24 LT vz.34 и 40 Tancik vz.33. Как ни странно, эти относительно новые машины, по боевым качествам близкие к клонам 6-тонного танка Vickers и танкеткам «Карден-Ллойд» советского и польского производства, никогда не учитывают, приводя состав танковых войск Германии накануне войны.

Колонна танков LTvz.35, реквизированных у PUV-1 в Миловицах.
Изображение

На следующей фотографии – шасси танка КН-60 (сокращение от «Коlо-Housenka» – колесно-гусеничный, мощностью 60 л.с), которое явилось попыткой решить проблему низкой живучести гусениц, трансмиссии и, как следствие, низкой скорости танков 1920-1930-х гг. В основе конструкции – гусеничный трактор Hanomag с двумя дополнительными колесными осями, которые могли быть подняты вверх для перехода на гусеничный ход при наезде на специальные деревянные подставки. Эти подставки танк возил прикрепленными к боковой стенке шасси между колесами (на данной фотографии они отсутствуют). Чешская армия купила лицензию на эту конструкцию инженера Фолмера у его фирмы Ingemer.

Первоначально, в 1924 г., были собраны два прототипа артиллерийского тягача под обозначением КН-50. После длительных испытаний они прошли модернизацию на фирме CKD. Один из них получил корпус и башню из мягкой конструкционной стали и в 1930 г. под обозначением КН-60 был принят на вооружение чешской армией, но уже с 1935 г. использовался только в качестве пособия в Школе броневых машин. Еще два прототипа КН-60, построенных в 1927 г., были проданы Советскому Союзу, также сотрудничавшему с Фолме-ром в попытке создать быстроходный танк. Один КН-70 попал в Италию.

За спиной немецкого танкиста на этом же снимке виден борт бронеавтомобиля OA vz.27, фирменное обозначение PA-111
Шасси колесно-гусеничного танка КН-60.
Изображение


(Pancerovy Automobil III). С мая по октябрь 1929 г. фирма Skoda поставила армии 15 таких машин (Германия реквизировала девять единиц). Позади КН-60 стоят два экспериментальных броневика Tatra 26 (номер 13321 и 13322), также принадлежавшие Школе броневых машин. По результатам испытаний этих машин Tatra получила заказ на производство прототипа Т26/30, а затем и 51 серийного броневика OA vz.30. Германии достались прототип и 23 серийные машины. Из них 10 OA vz.30, в феврале 1939 г. переданные из чешской армии в полицию, поступили на вооружение немецкой полиции (Ordnungspolizei).

Слева внизу – самая ценная фотография, сделанная немецким танкистом. В 1936 г. фирмы CKD и Skoda получили заказ на тягач для противотанковой пушки 3,7 cm Skoda vz.37KPUV(M). Тягач должен был перевозить в забронированном отделении двух членов экипажа и четырех членов расчета пушки, а также боекомплект -90 снарядов. Пушка могла как буксироваться, так и втягиваться на открытую платформу на корме тягача (с возможностью стрельбы из этого положения).
На переднем плане стоит Lehky Kanonovy Motorovy vuz Pasovy – прототип легкого артиллерийского гусеничного тягача фирмы CKD. На заднем плане виден броневик OA vz.27.
Изображение
Фирма CKD представила для испытаний свой прототип в 1938 г. Чешская армия приобрела его в августе после окончания испытаний (пробег превысил 5000 км!). Машина при толщине брони до 12 мм весила 7,1 т и имела габариты: длина – 4,28 м, ширина -2,15 м, высота – 1,69 м. Мощность двигателя составляла 92 л.с. (68 кВт), максимальная скорость – 52 км/ч. Тягач преодолевал рвы шириной 1,8 м, стенку высотой 0,8 м и брод глубиной 0,5 м. После подписания 30 сентября 1938 г. Мюнхенского соглашения чешская армия потеряла интерес к закупкам новой техники и даже продала часть своего вооружения за границу, в том числе и в Германию. Она не только не выдала заказ на серийное изготовление тягача фирме CKD, но и не выкупила второй прототип у еще одного участника конкурса – фирмы Skoda.
Впоследствии документация на тягач фирмы CKD была утеряна. Видимо, это первая обнаруженная фотография данной машины.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#14 Сообщение smersh70 » 19 мар 2019, 00:41

Чехословацкое танкостроение: первые шаги

В конце 30-х годов Чехословакия превратилась во второго в мире по объёмам поставок производителя экспортных танков. Небольшая страна в Восточной Европе, которая только в 1918 году обрела независимость, умудрилась вплотную подобраться к Великобритании, мировому лидеру по экспорту бронетанковой техники. Разумеется, такие впечатляющие достижения, достигнутые всего за 20 лет независимости, появились не на пустом месте. Первые свои шаги чехословацкое танкостроение делало с оглядкой на немецкую и британскую школы. Плодами этого опыта стали несколько экспериментальных машин, а также серийный лёгкий танк LT vz.34.

Колёса и гусеницы

Чехословацкое танкостроение, как и шведское, своим возникновением и развитием в межвоенный период во многом обязано Германии. Если быть более точными — Германии и Версальскому договору, согласно которому немцы не имели права разрабатывать, а тем более строить танки. В результате многочисленные немецкие инженеры оказались без работы.

Наиболее верным способом найти работу для них оказался поиск возможных заказчиков за рубежом, тем более в тогдашней Европе таковые имелись в избытке. Одним из них была и Чехословакия. На вооружении чехословацкой армии находилось всего семь французских танков Renault FT, которые быстро устаревали.
Общий принцип работы колёсно-гусеничной схемы Йозефа Фольмера, иллюстрация из патента
Изображение

Именно здесь продолжил работу Йозеф Фольмер, один из ключевых персонажей танковой программы кайзеровской Германии. Как и многие инженеры того времени, Фольмер плотно занимался проблемой повышения подвижности танков. LK-II, одно из его творений и одновременно первый немецкий серийный лёгкий танк, превосходил Renault FT в скорости, но и его 16 км/ч были совсем не тем, что могло потребоваться в новой войне. Для военного руководства различных армий рано или поздно становилось очевидным, что танк — это не только средство усиления пехоты. Скорость для танка превратилась в критически важный параметр.

Одним из возможных решений вопроса увеличения скоростных характеристик являлось использование колёсно-гусеничной схемы. Она не только увеличивала скорость передвижения, но и повышала дальность хода, а также экономила ресурс гусениц, который в то время был очень небольшим. Поскольку танки в Германии строить было нельзя, Фольмер пошёл на хитрость. Он стал разрабатывать колёсно-гусеничное шасси, взяв за основу гусеничный трактор Hanomag Z WD-50. Эта машина, появившаяся в 1921 году, быстро стала весьма популярной. Например, в СССР этот трактор производился под названием «Коммунар».

Схема, которую избрал Фольмер, оказалась наименее простой в исполнении. На трактор устанавливалась система, превращавшая его после определённых манипуляций в колёсную или гусеничную машину. Для этого трактор заезжал на специальные башмаки, после чего экипажу следовало поставить колёса либо, наоборот, снять их.
В 1923 году чехословацкая фирма Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol) приобрела лицензию на производство целого ряда образцов техники Hanomag. Среди них оказался и Hanomag WD-50PS. Сам Фольмер тоже предложил чехословакам свои услуги, и те заинтересовались. За изготовление опытного образца и документацию инженер получил 1,3 млн крон.
KH-50 в варианте полноценного танка
Изображение
Годом спустя опытный образец машины был построен. Он получил обозначение KH-50, то есть «колёсно-гусеничный (Kolohousenka), с мотором мощностью 50 лошадиных сил». За основу его конструкции был взят всё тот же трактор Hanomag WD-50PS. Но двигатель отправился в кормовую часть машины, а место механика-водителя было перенесено вперёд. Тестовое шасси отправилось на ходовые испытания, а за ним следом была построена и вторая машина. Примерно в это же время к работам подключились фирмы Laurin a Klement и Tatra. Позже второй образец был переделан в полноценный танк.
Общая концепция KH-50 здорово напоминала то, что впоследствии немцы реализуют в виде Leichttraktor, Pz.Kpfw.I и некоторых других танков. Дело в том, что превращение трактора-тягача в танк происходило путём установки на него подбашенной коробки и башни. При этом подбашенная коробка крепилась на болтах, то есть танк можно было переделать обратно в тягач.
Модернизация принесла свои плоды. Скорость танка на гусеницах выросла до 18 км/ч, а на колёсах — до 45 км/ч. Существует мнение, что эти машины были проданы либо переданы на испытания в СССР, но эта информация не находит подтверждения. Зато точно известно, что одна такая машина с номером 13362 в 1930 году поступила на вооружение чехословацкой армии. Примечательный факт: KH.60 стал первым проектом, над которым работал Алексей Сурин, будущий главный конструктор ČKD.



Последняя модернизация танков этой серии произошла в 1929 году. Тогда появилась машина, получившая обозначение KH-70. Она получила новый двигатель мощностью 70 лошадиных сил, благодаря чему её максимальная скорость на колёсах возросла до вполне достойных 60 км/ч. В то же время масса росла, а вечно догружать гусеничное шасси (а тем более колёса) было нельзя. По этой причине работы по теме Kolohousenka стали постепенно сворачиваться.

Колёсно-гусеничную тему в Чехословакии впоследствии развивали по программе «комбинированной ударной машины среднего класса» (Kombinovaný střední útočný, сокращённо KSU). Работы по ней продолжалась до 1935 года и позже привели к появлению средних танков Škoda S-III и Tatra T-III. Что же касается лёгких танков, то дальнейшие работы по их созданию пошли в Чехословакии совсем по другому направлению.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#15 Сообщение smersh70 » 19 мар 2019, 00:44

smersh70 писал(а):
19 мар 2019, 00:41
Чехословацкое танкостроение: первые шаги
От танкетки к лёгкому танку
К 1930 году чехословацкая армия продолжала оставаться без собственного танка. Помогла ей снова заграница, на этот раз — англичане. Надо сказать, что чехословацкие фирмы очень активно контактировали с целым рядом европейских производителей как гражданской, так и военной техники. В итоге именно зарубежные контакты позволили вдохнуть новую жизнь в чехословацкое танкостроение.

В 1930 году фирма ČKD, в которую вошли Českomoravská-Kolben и Breitfeld-Daněk , приобрела лицензию на производство танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В том же году в Праге были изготовлены три танкетки. По итогам их войсковых испытаний было принято решение о серьёзной переделке машины. ČKD стала разрабатывать машину P-1, а фирма Škoda, в которую в 1929 году влилась Laurin a Klement, запустила разработку танкеток серии MU. По итогам военные отдали предпочтение P-I, которую и приняли на вооружение как танкетку образца 1933 года (Tančík vz. 33).
Между тем Škoda продолжала работать над более совершенными версиями своих танкеток. Одной из таких машин стала танкетка MU-6, разработка которой началась в 1931 году. Несмотря на то что весила она всего 3 тонны, внешне она больше напоминала полноценный танк. Её корпус конструкторы удлинили до 3,84 метра, машина получила классическую компоновку с мотором сзади и трансмиссией в носовой части. Экипаж увеличился до четырёх человек, из них двое размещались в башне. В качестве вооружения предполагалось использовать 47-мм пушку A2 разработки Škoda.

Одним словом, это был бы полноценный танк, если бы не одно «но». Толщина брони машины не превышала 5,5 мм, то есть даже обычная винтовочная пуля пробивала такой «танк» более чем с полукилометра. Неудивительно, что армия забраковала эту конструкцию. В дальнейшем MU-6 была переделана в самоходную установку, которая, впрочем, тоже не имела успеха.

Несмотря на такой финал, MU-6 фактически стала первым чехословацким лёгким танком отечественной разработки. Многие заложенные в этой машине решения позже легли в основу концепции подавляющего большинства чехословацких танков предвоенной разработки. Можно сказать, что направление было задано: для создания полноценного лёгкого танка, полностью соответствующего требованиям армии, конструкторам оставалось выбрать лишь достойный ориентир для подражания.

Такой ориентир также нашёлся в Англии. Стал им, разумеется, Vickers Mk.E. Стоит отметить, что фирма ČKD уже выбирала Vickers Mk.E как образец для подражания в 1929 году. Тогда ею для чехословацкой армии предлагался эскизный проект лёгкого танка YNP, созданный с оглядкой на британскую машину. Но военные его во внимание не приняли, поскольку в этот момент стартовала программа KSU.
Танкетка MU-6, 1932 год. Внешне больше похожая на полноценный танк, чем на танкетку, она стала ориентиром при дальнейшей разработке чехословацких лёгких танков
Изображение
Во второй раз ČKD попытала счастья в 1932 году. Тогда фирма представила в Военно-технический и авиационный институт (Vojensky Technicky Letecky Ustav, или VTLU) ещё один проект лёгкого танка, который по своим характеристикам здорово напоминал Vickers Mk.E. Его боевая масса должна была составлять 7,5 тонны, а экипаж включал трёх человек. Вооружить машину планировалось двумя пулемётами и 47-мм пушкой Vickers.

Рассмотрев проект, VTLU внёс в него свои коррективы. Вместо 47-мм пушки было принято решение использовать 37-мм противотанковую пушку A3, которую в тот момент проектировала Škoda. Вместо станковых пулемётов vz.24 было решено использовать менее громоздкие ZB vz.35. Изменённый проект был утверждён под обозначением P-II (Praha II).

Первый опытный образец P-II, получивший регистрационный номер 13.363, вышел на испытания в ноябре 1932 года. Несмотря на то что танк этот был полностью чехословацкой разработкой, в его ходовой части все равно чётко прослеживались черты британской танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Особенно это касается балки-усилителя и её креплений. Ничего плохого в этом, разумеется, нет: правильные идеи конструкторы всегда охотно брали на вооружение.

Вполне прослеживалось в первом лёгком танке ČKD и влияние Vickers Mk.E. Это касается общих компоновочных решений и самой концепции лёгкого танка сопровождения пехоты. Похожим оказалось и бронирование — 15 мм в лобовой части и по бортам.

Впрочем, на этом сходство заканчивалось. Несмотря на то что у P-II, как и у Vickers Mk.E, имелась рессорная подвеска и насчитывалось по восемь опорных катков на борт, собранных в тележки, общее построение ходовой части было другим. Подвеска, разработанная Алексеем Суриным, предусматривала использование цельной рессоры, которая крепилась выше тележек и выполняла роль упругого элемента для каждой из них. Также сзади у P-II имелся дополнительный, девятый опорный каток без подрессоривания. Как и у танкетки Carden-Loyd Mk.VI, на P-II вместо поддерживающих катков использовались полозья. Впрочем, между двумя полозьями всё же был установлен один каток, а второй разместился позади них.

Опытный образец лёгкого танка P-II
Изображение

Если в ходовой части P-II всё ещё отчётливо проявлялись английские корни, то его корпус и башня не имели с продукцией Vickers ничего общего. Несмотря на то что инженеры ČKD использовали концепцию с передним расположением трансмиссии, они не стали, подобно английским коллегам, максимально уменьшать длину корпуса. Танк получил, по сравнению с Vickers Mk.E, более просторное отделение управления, где нашлось место не только механику-водителю, но и пулемётчику, который одновременно являлся и радистом.

Впрочем, у этого стрелка-радиста были и другие задачи. Дело в том, что одновременно он являлся и… командиром танка. В зависимости от обстановки командир находился либо в отделении управления, либо в башне на месте заряжающего. Такая своеобразная система разделения обязанностей между членами экипажа позже практиковалась на всех чехословацких лёгких танках.

Сравнительно небольшие размеры лёгкого танка ограничивали и объём его моторного отделения. В связи с этим P-II получил рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 6 литров и мощностью 62 лошадиные силы. С ним танк развивал скорость не больше 30 км/ч, но для машины сопровождения пехоты этого было вполне достаточно.

Не меньший интерес, чем шасси, вызывает башня с вооружением. Разрабатывалась она явно с участием специалистов фирмы Škoda, причём, если судить по форме, явно вела родословную от MU-6. В отличие от предшествующей конструкции, у башни появилась командирская башенка, а также кормовая ниша.

В качестве основного вооружения использовалась новейшая 37-мм пушка A3, представлявшая собой танковую версию противотанкового орудия, принятого на вооружение как 3,7cm KPÚV vz. 34. С таким вооружением P-II мог бороться с любым танком того времени. С пушкой был спарен станковой пулемёт ZB vz.35. Характерным элементом опытной машины стала подвижная орудийная маска. Как и у Renault FT, она двигалась как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, позволяя более точно довернуть орудийную установку, не поворачивая башню.
Škoda SU, запоздалый конкурент P-II
Изображение
Испытания P-II начались в самом конце 1932 года. Уже тогда стало понятно, что танк удался. Машина была явно лучше Renault FT и KH-60. Тем не менее чехословацкие военные решили подстраховаться, помня о не самой удачной судьбе Kolohousenka. В общей сложности P-II, находясь в составе танкового батальона, размещавшегося в Миловице, накатал по находящемуся там же полигону 3400 километров. В феврале 1933 года начались переговоры между чехословацкой армией и ČKD о серийном производстве P-II, и 19 апреля 1933 года был подписан контракт о поставках в армию 50 танков этого типа.
Между тем и фирма Škoda всё ещё не распрощалась с надеждой получить контракт на производство лёгких танков. В начале 1934 года начались работы над лёгким танком Š-II, или Škoda SU. К лету танк вышел на испытания на полигоне в Миловице.

В целом эта машина соответствовала требованиям чехословацких военных. Её боевая масса составляла 7,57 тонны, а по бронированию танк был аналогичен P-II. В качестве силовой установки здесь использовался V-образный двигатель мощностью 109 лошадиных сил. Ходовая часть танка, по сравнению с MU, была полностью переделана. Трансмиссию конструкторы перенесли назад, а подвеска стала напоминать подвеску P-II, хотя общий принцип работы несколько отличался.

Несмотря на более мощный двигатель, скоростные характеристики Škoda SU оказались на уровне P-II. Не в пользу Š-II сыграли более тесная башня, не имевшая кормовой ниши, и вооружение, состоявшее из 47-мм пушки Škoda A2 и двух пулемётов vz.24. Оба этих образца вооружения были отвергнуты чехословацкими военными для использования в танках ещё в начале 30-х годов.

Одним словом, Š-II оказался не нужен. Но на Škoda не отчаялись и стали дорабатывать машину под другие спецификации, в конечном счёте взяв у ČKD реванш. Впрочем, это уже другая история.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#16 Сообщение smersh70 » 19 мар 2019, 00:47

Чехословацкий первенец

Заказ на 50 танков не означал, что PU-II пойдёт в серию в неизменном виде. Опытную машину пришлось дорабатывать, и в основном это касалось башни и вооружения. Чехословацким военным не понравилась идея орудийной маски, подвижной в двух плоскостях. Такая система оказалась более уязвимой для вражеского огня. Вместо неё на серийной башне была сделана раздельная установка пушки и спаренного пулемёта. Немного изменилась и форма башни. Кроме того, была переделана командирская башенка. Она стала выше, а в её бортах появились смотровые приборы, что улучшило обзорность.
Производство P-II было освоено на заводе ČKD в пригороде Праги Либень. Поставщиком брони для танков стал завод POLDI Hütte из города Кладно. С этим предприятием, кстати, связана некоторая задержка поставок P-II. Дело в том, что качество первых партий бронелистов оказалось очень низким. Проблема с бронёй оставалась актуальной и впоследствии. Броня высокой твёрдости была довольно хрупкой и при попадании часто давала трещины.

В связи с задержкой первые шесть танков поступили на вооружение 3-й роты танкового батальона только 23 апреля 1934 года. Начались войсковые испытания, в ходе которых определялось видение военными структуры вновь создаваемых танковых частей. По результатам манёвров был составлен отчёт, в котором было определено и место P-II в новой чехословацкой танковой классификации. Согласно ей, он относился к категории II (кавалерийский танк с броней толщиной 15 мм).
13 июля 1935 года чехословацкая армия официально приняла P-II на вооружение P-II под обозначением LT vz.34 (лёгкий танк образца 1934 года). 15 сентября в Миловице был сформирован 1-й танковый полк, а 18 декабря туда поступили шесть танков LT vz.34 с регистрационными номерами 13.496–13.501.

Ещё 18 танков с номерами 13.502–13.519 поступили 8 января 1936 года в состав 2-й роты 2-го танкового полка, размещавшегося в Пршаславице, неподалёку от Оломоуца (Моравия). Следующая партия из 14 танков с регистрационными номерами 13.520–13.533 прибыла в Миловице на формирование 3-й роты 3-го танкового полка. Позже этот полк передислоцировался в Мартин (Словакия). Туда же 16 января 1936 года отправилась последняя партия из 6 танков, получивших регистрационные номера 13.534–13.539.
Производство P-II на заводе ČKD в Либени, пригороде Праги
Изображение

В связи с наращиванием Германией военного потенциала и её территориальными претензиями к Чехословакии последней пришлось срочно усиливать свою армию. С 1937 года LT vz.34 были переквалифицированы из лёгких кавалерийских в лёгкие разведывательные танки, а части с ними оказались подчинены пехотным дивизиям. Поскольку в танковые части стали поступать более современные машины, в 1938 году произошло перераспределение LT vz.34. Почти половина их (27 танков) оказалась на вооружении 3-го танкового полка в Мартине.

К моменту оккупации Чехии Германией первый серийный чехословацкий танк в значительной степени устарел. По этой причине LT vz.34 не сильно заинтересовал немцев, которые вывезли трофеи в Германию. Несколько машин было отправлено на трофейные выставки, один такой танк находился в Вене. Оставшиеся были оставлены на складах, хотя в начале 1940 года появились планы по их модернизации.

Дело в том, что при всех недостатках LT vz.34 явно превосходил Pz.Kpfw.II, не говоря уже о Pz.Kpfw.I. Возникла идея отправить их в немецкую армию, но реализована она так и не была. Не исключено, что одной из причин отказа от неё стало очень небольшое количество танков, имевшихся в распоряжении немцев — 23 штуки. Особого смысла налаживать серийную модернизацию при таком количестве машин не было, ибо их не набиралось даже на батальон. В итоге LT vz.34 так и остались на складах, где их постепенно разбирали на металл.
Изображение

Совсем другой оказалась судьба у танков 3-го танкового полка. После оккупации Чехии Словакия стала формально независимой, и эти машины оказались на вооружении армии нового государства. В состав словацких вооружённых сил попали 18 машин, позже их количество выросло до 21. При этом особых иллюзий насчёт боевых качеств LT vz.34 словацкие военные не испытывали. Танки пару лет находились в резерве и в боевых действиях не участвовали. С 1 января 1942 года 16 машин переквалифицировали в учебные, а с середины 1943 года они окончательно были переведены в резерв.

25 августа 1944 года отряд словацких партизан занял Мартин, а 4 дня спустя в стране началось Словацкое национальное восстание. Приняли в нём участие и порядком износившиеся LT vz.34. Часть машин была вкопана и использовалась как неподвижные огневые точки, поскольку их техническое состояние оставляло желать лучшего. Словацкие повстанцы использовали LT vz.34 вплоть до конца октября 1944 года.
Осенью 1944 года немцы наконец использовали LT vz.34 по назначению. Когда 22 сентября 1944 года казармы в Мартине заняли немецкие войска, там ими были захвачены 10 танков. Машины вошли в состав танковой дивизии «Татра», где, впрочем, прослужили совсем недолго. Плохое техническое состояние заставило немцев отправить LT vz.34 на завод Škoda в Пльзень для проведения капитального ремонта. Позже эти машины немцы хотели передать хорватам, но те отказались из-за очень плохого технического состояния этой «военной помощи».

LT vz.34 незаслуженно находится в тени славы более поздних чехословацких танков. Между тем именно эта машина стала не только первым серийным лёгким танком чехословацкой разработки, но и основой для дальнейших работ. Развивая его конструкцию, инженеры ČKD создали LT vz.38, вполне заслуженно считающийся одним из лучших лёгких танков Второй мировой войны. В значительной степени эта машина повлияла и на конструкцию LT vz.35, основного чехословацкого танка предвоенного периода. Да и сам LT vz.34 на момент создания был одним из лучших танков в своём классе, уступая иностранным одноклассникам лишь в манёвренности.

Немецкие танкисты использовали трофейные чехословацкие танки как учебные пособия
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#17 Сообщение smersh70 » 11 апр 2019, 03:45

Взвод чешских бронеавтомобилей Škoda PA-II ''Zelva''.
Изображение

Дизельный грузовик "Skoda 406" на службе в "Организации Тодта"
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#18 Сообщение smersh70 » 13 апр 2019, 23:21

smersh70 писал(а):
19 мар 2019, 00:44
Чехословацкое танкостроение:
В 1945 году в Чехословакии находилось множество бронетехники, которую оставили немцы при отступлении и сдаче в плен. Танки PZ IV, STUG III, STUG IV и даже Пантеры оставались на полях сражений до тех пор, пока военные Чехословакии не решились отремонтировать бронетехнику. Огромное количество заводов остались нетронутыми плюс еще в том, что Чехословакия всю войну выпускала запчасти и Бронетехнику для Третьего Рейха. Так же затронута тема истребителя ME-262, который после войны производился в Чехословакии до 1950-х под обозначением S-92. Этому способствовало огромное наличие заводов и комплектующих на территории Чехословакии.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#19 Сообщение smersh70 » 12 май 2019, 02:14

ПВО Чехословакии. Послевоенная истребительная авиация

После освобождения Чехословакии от немецкой оккупации началось восстановление государственности и формирование собственных вооруженных сил. На первом этапе оснащение чехословацких ВВС происходило техникой и вооружением советского и британского производства. В ноябре 1945 года территорию страны покинули советские войска, после чего противовоздушная оборона и контроль воздушного пространства страны были возложены на собственные ВВС и зенитные части.

Поршневые истребители ВВС Чехословакии в первые послевоенные годы

Ещё в начале 1944 года Ла-5ФН и Ла-5УТИ стали поступать на вооружение двух истребительных авиаполков 1-го Чехословацкого корпуса, воевавшего в составе РККА. В ВВС Чехословакии в 1945 году имелось около 30 Ла-5ФН и Ла-5УТИ, но все они были сильно изношены и списаны в 1947 году. В состав ВВС Чехословакии также вошли семь десятков Supermarine Spitfire Mk.IX, на которых ранее летали чешские пилоты трёх эскадрилий Royal Air Force. Но после того, как в феврале 1948 года Компартия Чехословакии стала доминирующей, стало ясно, что поддерживать «Спитфайры» в лётном состоянии долго не удастся и 59 истребителей британского производства было продано в Израиль.

Изображение
Чехословакия стала единственной страной, где помимо СССР на вооружении состояло заметное количество истребителей Ла-7. Еще до вывода советского воинского контингента, в августе 1945 года два истребительных авиаполка получили более 60 поршневых истребителей Ла-7 (трех пушечные машины производства московского завода № 381). С учетом того, что самолеты, построенные по стандартам военного времени, имели установленный срок службы всего два года, уже весной 1946 года встал вопрос о продлении их эксплуатационного ресурса. По результатам обследования, проведённого специалистами совместной чехословацко-советской комиссии, было признано, что к дальнейшей эксплуатации из имеющихся 54 истребителей не пригодны шесть Ла-7.
Изображение

В конце Второй мировой в связи с ожесточёнными бомбардировками немецких авиазаводов, расположенных на территории Германии, была предпринята попытка наладить сборку истребителей Messerschmitt Bf.109G на заводе фирмы Avia в Праге-Чаковице. Вскоре после восстановления независимости было принято решение продолжить выпуск «Мессершмитов» из имеющихся сборочных комплектов. Одноместный Bf-109G-14 получил обозначение S-99, а двухместный учебно-тренировочный Bf-109G-12 — CS-99.
В связи с нехваткой и ограниченным ресурсом предельно форсированных моторов Daimler-Benz DB605 мощностью 1800 л.с. образовался дефицит авиадвигателей, и к 1947 году удалось построить всего 20 истребителей S-99 и 2 CS-99. Решить проблему было предложено путём установки на Bf-109 других имевшихся в стране немецких авиадвигателей — Junkers Jumo-211F мощностью 1350 л.с. Самолёт с таким мотором получил обозначение Avia S-199.
Изображение

Первые реактивные истребители ВВС Чехословакии
К началу серийного производства Me.262 германские авиастроительные предприятия подвергались регулярным авиаударам британских и американских тяжелых бомбардировщиков. В связи с чем руководство Третьего рейха приняло решение децентрализовать производство комплектующих и организовать сборку самолётов на нескольких заводах одновременно. После освобождения Чехословакии на авиастроительном предприятии Avia осталась полная номенклатура комплектующих (в том числе авиадвигателей Jumo-004), из которых в период с 1946 по 1948 год было собрано девять одноместных реактивных истребителей и три учебно-тренировочные спарки. Одноместные самолёты получили обозначение S-92, двухместные — СS-92. Полёт первого чехословацкого реактивного истребителя S-92 состоялся в конце августа 1946 года. Все имеющиеся S-92 и СS-92 свели в 5-ю истребительную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме Млада Болеслав в 55 км к северу от Праги.

Изображение

Впрочем, реактивные S-92 эксплуатировались в ВВС Чехословакии достаточно ограниченно. Надёжность ТРД Jumo-004 оставляла желать много лучшего, моторесурс составлял всего 25 часов. Коэффициент боеготовности истребителей в среднем не превышал 0,5, и несколько реактивных боевых самолетов, конечно, не могли эффективно защитить небо страны. Эксплуатация S-92 в строевых частях была непродолжительной, все истребители списали к 1951 году.

Во второй половине 1950 года в Чехословакию прибыла партия из двенадцати Як-23, впоследствии к ним присоединилось ещё десять самолётов этого типа. Истребители были переданы в специально сформированный 11-й иап, базировавшийся на аэродроме Млада Болеслав и получили обозначение S-101.
Хорошая манёвренность и способность летать с относительно невысокой скоростью пригодилась чехословацким S-101 при перехвате разведывательных аэростатов, которые в большом количестве запускали с территории ФРГ. В лётных происшествиях было потеряно несколько S-101, эксплуатация самолётов продолжалась до 1955 года.
Изображение

Значительное усиление возможностей ВВС Чехословакии в части перехвата воздушных целей произошло после начала эксплуатации истребителя МиГ-15. Первые реактивные истребители со стреловидным крылом появились на чехословацких авиабазах во второй половине 1951 года.
Вскоре после поступления МиГ-15 на вооружение национальных военно-воздушных сил, чешское руководство изъявило желание приобрести пакет документации для лицензионного производства истребителя. Серийная сборка МиГ-15, получившего обозначение S-102, на предприятии Aero Vodochody началась в 1953 году. Всего удалось построить 853 самолёта. Параллельно выпускалась двухместная учебно-тренировочная версия CS-102 (МиГ-15УТИ). Вскоре на заводских стапелях приступили к сборке усовершенствованного истребителя МиГ-15бис под наименованием S-103. В ряде источников утверждается, что по качеству изготовления чехословацкие МиГ-15 были лучше советских.
До конца 1950-х МиГ-15 и МиГ-15бис составляли основу истребительной авиации республики, на них чехословацкие пилоты часто поднимались для уничтожения разведывательных аэростатов и навстречу самолётам-нарушителям. Бывали случаи, когда по вторгнувшимся в воздушное пространство Чехословакии летательным аппаратам открывался огонь.
Широкую огласку получил инцидент, известный как «Воздушный бой над Мерклином», случившийся 10 марта 1953 года над деревней Мерклин, расположенной в Пльзеньском крае, на западе страны. Этот инцидент стал первым столкновением между боевыми самолётами ВВС США и истребителями советского производства в Европе со времён завершения Второй мировой войны.
Преднамеренно или нет, но «Тандерджеты» пересекли границу между странами, а дежурный регионального КП ПВО направил им навстречу два МиГ-15, находившиеся в этом районе, и дал команду на перехват. После того, как ведущий пары МиГ-15 потребовав по радио покинуть воздушное пространство республики не дождался ответа, он открыл огонь. После первой очереди 23-мм снарядом был повреждён один «Тандерджет». Американцы, попав под обстрел, немедленно развернулись и направились в сторону ФРГ, но МиГу удалось зайти им в хост и с дистанции 250 м добить повреждённый самолёт. Падающий американский самолёт пересёк чехословацко-германскую границу и рухнул на территории Западной Германии в 20 км южнее Регенсбурга. Пилот удачно катапультировался на высоте 300 м.

Так как обломки американского самолёта и лётчик были обнаружены за пределами Чехословакии, разгорелся международный скандал. Представители США отрицали факт пересечения чехословацкой границы своими пилотами и заявляли, что МиГи, вторгнувшись в американскую оккупационную зону, открыли огонь первыми. Самолёт США упал за пределами территории Чехословакии, что привело к грандиозному скандалу. Американская сторона отрицала факт пересечения чехословацкой границы своими пилотами и заявляла, что чехословаки спровоцировали американцев, вторгнувшись в американскую оккупационную зону и открыв огонь первыми. По заявлению американцев, пилотами ВВС Чехословакии якобы не подавались никакие сигналы, которые должен передавать перехватчик нарушителю согласно установленным международным нормам. Более того, США потребовали денежную компенсацию за сбитый самолёт. Представители Чехословакии отвергли все обвинения.

После инцидента на чехословацко-германской границе резко возросла активность боевой авиации НАТО. Границу с Чехословакией патрулировали многочисленные американские и британские боевые самолёты. Однако через месяц напряженность упала, и об инциденте забыли.

Служба одноместных МиГ-15бис в ВВС Чехословакии была достаточно продолжительной. По мере оснащения истребительных полков новой авиационной техникой, на реактивные истребители первого поколения возлагались ударные функции. Но в то же время, вплоть до окончательного вывода из эксплуатации в конце 1960-х, пилоты истребителей-бомбардировщиков отрабатывали приёмы воздушного боя и перехват.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 80798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 1558 раз
Поблагодарили: 1165 раз

Re: ЧЕХОСЛОВАКИЯ-Техника.Оружие.Война.

#20 Сообщение smersh70 » 12 май 2019, 02:23

Сверхзвуковые истребители ВВС Чехословакии

В 1957 году была достигнута договорённость о поставке в Чехословакию 12 МиГ-19С и 24 МиГ-19П. В 1958 году было доставлено ещё 12 МиГ-19С. Полученными из СССР истребителями МиГ-19С и МиГ-19П было оснащено два авиаполка. Освоение этих сверхзвуковых самолётов резко повысило возможности ПВО Чехословакии по перехвату воздушных целей.
В середине 1950-х в конструкторском бюро предприятия «Аэро Водоходы» начались работы по созданию перехватчика ПВО S-105, способного действовать днём на высотах до 20000 м. После знакомства с МиГ-19 было решено свернуть проектирование собственного истребителя и наладить лицензионное производство советского самолёта. Чтобы чешские специалисты могли детально ознакомиться с конструкцией МиГ-19С, на авиастроительное предприятие в предместьях Праги были доставлены две эталонные машины и тринадцать самолетов в разной стадии готовности. К концу 1958 года все поступившие из СССР самолеты были собраны и облетаны. Первый серийный S-105 сдан заказчику в конце 1959 года. В конструкции собираемых в Чехословакии истребителей использовалось большое число узлов и агрегатов, поставленных из Советского Союза. В общей сложности до ноября 1961 года предприятие «Аэро Водоходы» выпустило 103 S-105. Чехословакия была единственной страной Варшавского договора, наладившей лицензионное производство МиГ-19С.
Изображение
Изображение

В ответ на совершенствование боевой авиации стран НАТО, в 1960-е годы в ВВС государств Варшавского договора появились сверхзвуковые истребители МиГ-21 с треугольным крылом. Чехословакия, граничащая с ФРГ, стала одной из первых стран Восточного блока, принявшей на вооружение фронтовой истребитель МиГ-21Ф-13. В 1962 году первые МиГ-21 Ф-13 советской постройки поступили на вооружение ВВС Чехословакии. В том же году началось лицензионное строительство на заводе «Аэро Водоходы». Освоение производства шло с большим трудом, и поначалу чехи собирали самолёты из комплектующих, поставляемых из СССР. В процессе строительства, по мере перехода на узлы и агрегаты собственного изготовления перерабатывалась техническая документация и в конструкцию самолёта вносились отдельные изменения. МиГ-21Ф-13 чешской постройки внешне отличались от истребителей советского производства отсутствием прозрачной неподвижной части фонаря кабины, на чешских машинах он был зашит металлом. Всего предприятие «Аэро Водоходы» с февраля 1962 по июнь 1972 года построила 194 МиГ-21Ф-13. Часть самолётов чехословацкого производства была поставлена в ГДР. Незадолго до вывода из эксплуатации оставшиеся в строю МиГ-21Ф-13 переклассифицировали в истребители-бомбардировщики. При этом самолёты получили защитный камуфляж.
Изображение
Наземное обслуживание истребителей МиГ-21 5-го истребительного авиационного полка ВВС Чехословакии; аэродром Добраны; середина 80-е годы. 5-й истребительный авиационный полк входил в состав 1-й истребительной авиационной дивизии ВВС Чехословакии. По состоянию на конец 80-х - начало 90-х гг. на вооружении полка состояло 36 истребителей МиГ-21 (13 МиГ-21МА и 23 МиГ-21МФ), 6 учебных спарок МиГ-21УМ и 3 учебно-боевых L-39. Полк был расформирован в августе 1991-го года
Изображение
Изображение
Изображение

МиГ-21МФ несмотря на поставки из СССР более современных боевых самолётов до 2002 года оставался основным истребителем ВВС Чехии. После раздела военного имущества Чехословакии в составе ВВС Чехии по состоянию на 1 января 1993 года числилось 52 истребителя МиГ-21МФ и 24 учебно-боевых самолета МиГ-21УМ. Для поддержания истребителей в рабочем состоянии и соответствия стандартам ПВО НАТО в ходе капитальных ремонтов оставшиеся в строю чешские МиГ-21МФ довели до уровня МиГ-21МФН. Модернизированные истребители получили новые средства связи и навигации. Эксплуатация МиГ-21МФН в ВВС Чехии продолжалась до июля 2005 года. К тому моменту в лётном состоянии находилось 4 МиГ-21МФН и учебно-тренировочная спарка МиГ-21УМ.

Изображение

В августе 1978 года 9-й истребительный авиационный полк ВВС Чехословакии получил три МиГ-23МФ и два МиГ-23УБ. Ещё десять истребителей с изменяемой геометрией крыла прибыли в течение 1979 года. Боеготовыми истребители МиГ-23МФ чехословацких ВВС стали считаться с ноября 1981 года.

Бортовой радар "Сапфир-23" по сравнению со станцией РП-22, установленной на МиГ-21МФ, мог обнаруживать цели на дальности большей в 1,5 раза. Ракета Р-23Р с полуактивной радиолокационной ГСН была способна поражать цели на дистанции до 35 км, и превосходила УР К-13Р по этому показателю в 4 раза. Дальность пуска УР Р-23Т с ТГС достигала 23 км. Считалось, что эта ракета могла обстреливать цели на встречных курсах и для захвата цели достаточно нагрева передних кромок аэродинамических поверхностей. На высоте МиГ-23МФ разгонялся до 2500 км/ч и имел существенно больший боевой радиус действия, чем МиГ-21МФ. Для наведения перехватчика по командам с земли на борту МиГ-23МФ имелась аппаратура наведения "Лазурь-СМ", в состав БРЭО входил теплопеленгатор ТП-23. Вооружение МиГ-23МФ состояло из двух УР средней дальности Р-23Р или Р-23Т, двух-четырёх ракет малой дальности К-13М или УР ближнего боя Р-60 и подвесного контейнера с 23-мм пушкой ГШ-23Л.
К ноябрю 1989 года МиГ-23МФ/МЛ и учебно-боевые спарки МиГ-23УБ были сведены в один авиаполк. После распада ЧССР было принято решение поделить боевые самолеты между Чехией и Словакией в пропорции 2:1. Впрочем, словаков истребители МиГ-23 не заинтересовали, и они предпочли получить более современные МиГ-29.
Как уже говорилось, МиГ-23МФ/МЛ обладали большими возможностями по сравнению с МиГ-21МФ. В то же время все модификации «двадцать третьего» были гораздо сложней и дороже в эксплуатации и требовали более высокой лётной подготовки пилотов и высококвалифицированного технического персонала. В связи с этим чешские МиГ-23МФ были выведены из эксплуатации во второй половине 1994 года. Последние МиГ-23МЛ списали в 1998 году.
Изображение
Изображение
Изображение

Ответить

Вернуться в «Военная история»