smersh70 писал(а): ↑19 мар 2019, 00:41
Чехословацкое танкостроение: первые шаги
От танкетки к лёгкому танку
К 1930 году чехословацкая армия продолжала оставаться без собственного танка. Помогла ей снова заграница, на этот раз — англичане. Надо сказать, что чехословацкие фирмы очень активно контактировали с целым рядом европейских производителей как гражданской, так и военной техники. В итоге именно зарубежные контакты позволили вдохнуть новую жизнь в чехословацкое танкостроение.
В 1930 году фирма ČKD, в которую вошли Českomoravská-Kolben и Breitfeld-Daněk , приобрела лицензию на производство танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В том же году в Праге были изготовлены три танкетки. По итогам их войсковых испытаний было принято решение о серьёзной переделке машины. ČKD стала разрабатывать машину P-1, а фирма Škoda, в которую в 1929 году влилась Laurin a Klement, запустила разработку танкеток серии MU. По итогам военные отдали предпочтение P-I, которую и приняли на вооружение как танкетку образца 1933 года (Tančík vz. 33).
Между тем Škoda продолжала работать над более совершенными версиями своих танкеток. Одной из таких машин стала танкетка MU-6, разработка которой началась в 1931 году. Несмотря на то что весила она всего 3 тонны, внешне она больше напоминала полноценный танк. Её корпус конструкторы удлинили до 3,84 метра, машина получила классическую компоновку с мотором сзади и трансмиссией в носовой части. Экипаж увеличился до четырёх человек, из них двое размещались в башне. В качестве вооружения предполагалось использовать 47-мм пушку A2 разработки Škoda.
Одним словом, это был бы полноценный танк, если бы не одно «но». Толщина брони машины не превышала 5,5 мм, то есть даже обычная винтовочная пуля пробивала такой «танк» более чем с полукилометра. Неудивительно, что армия забраковала эту конструкцию. В дальнейшем MU-6 была переделана в самоходную установку, которая, впрочем, тоже не имела успеха.
Несмотря на такой финал, MU-6 фактически стала первым чехословацким лёгким танком отечественной разработки. Многие заложенные в этой машине решения позже легли в основу концепции подавляющего большинства чехословацких танков предвоенной разработки. Можно сказать, что направление было задано: для создания полноценного лёгкого танка, полностью соответствующего требованиям армии, конструкторам оставалось выбрать лишь достойный ориентир для подражания.
Такой ориентир также нашёлся в Англии. Стал им, разумеется, Vickers Mk.E. Стоит отметить, что фирма ČKD уже выбирала Vickers Mk.E как образец для подражания в 1929 году. Тогда ею для чехословацкой армии предлагался эскизный проект лёгкого танка YNP, созданный с оглядкой на британскую машину. Но военные его во внимание не приняли, поскольку в этот момент стартовала программа KSU.
Танкетка MU-6, 1932 год. Внешне больше похожая на полноценный танк, чем на танкетку, она стала ориентиром при дальнейшей разработке чехословацких лёгких танков
Во второй раз ČKD попытала счастья в 1932 году. Тогда фирма представила в Военно-технический и авиационный институт (Vojensky Technicky Letecky Ustav, или VTLU) ещё один проект лёгкого танка, который по своим характеристикам здорово напоминал Vickers Mk.E. Его боевая масса должна была составлять 7,5 тонны, а экипаж включал трёх человек. Вооружить машину планировалось двумя пулемётами и 47-мм пушкой Vickers.
Рассмотрев проект, VTLU внёс в него свои коррективы. Вместо 47-мм пушки было принято решение использовать 37-мм противотанковую пушку A3, которую в тот момент проектировала Škoda. Вместо станковых пулемётов vz.24 было решено использовать менее громоздкие ZB vz.35. Изменённый проект был утверждён под обозначением P-II (Praha II).
Первый опытный образец P-II, получивший регистрационный номер 13.363, вышел на испытания в ноябре 1932 года. Несмотря на то что танк этот был полностью чехословацкой разработкой, в его ходовой части все равно чётко прослеживались черты британской танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Особенно это касается балки-усилителя и её креплений. Ничего плохого в этом, разумеется, нет: правильные идеи конструкторы всегда охотно брали на вооружение.
Вполне прослеживалось в первом лёгком танке ČKD и влияние Vickers Mk.E. Это касается общих компоновочных решений и самой концепции лёгкого танка сопровождения пехоты. Похожим оказалось и бронирование — 15 мм в лобовой части и по бортам.
Впрочем, на этом сходство заканчивалось. Несмотря на то что у P-II, как и у Vickers Mk.E, имелась рессорная подвеска и насчитывалось по восемь опорных катков на борт, собранных в тележки, общее построение ходовой части было другим. Подвеска, разработанная Алексеем Суриным, предусматривала использование цельной рессоры, которая крепилась выше тележек и выполняла роль упругого элемента для каждой из них. Также сзади у P-II имелся дополнительный, девятый опорный каток без подрессоривания. Как и у танкетки Carden-Loyd Mk.VI, на P-II вместо поддерживающих катков использовались полозья. Впрочем, между двумя полозьями всё же был установлен один каток, а второй разместился позади них.
Опытный образец лёгкого танка P-II
Если в ходовой части P-II всё ещё отчётливо проявлялись английские корни, то его корпус и башня не имели с продукцией Vickers ничего общего. Несмотря на то что инженеры ČKD использовали концепцию с передним расположением трансмиссии, они не стали, подобно английским коллегам, максимально уменьшать длину корпуса. Танк получил, по сравнению с Vickers Mk.E, более просторное отделение управления, где нашлось место не только механику-водителю, но и пулемётчику, который одновременно являлся и радистом.
Впрочем, у этого стрелка-радиста были и другие задачи. Дело в том, что одновременно он являлся и… командиром танка. В зависимости от обстановки командир находился либо в отделении управления, либо в башне на месте заряжающего. Такая своеобразная система разделения обязанностей между членами экипажа позже практиковалась на всех чехословацких лёгких танках.
Сравнительно небольшие размеры лёгкого танка ограничивали и объём его моторного отделения. В связи с этим P-II получил рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 6 литров и мощностью 62 лошадиные силы. С ним танк развивал скорость не больше 30 км/ч, но для машины сопровождения пехоты этого было вполне достаточно.
Не меньший интерес, чем шасси, вызывает башня с вооружением. Разрабатывалась она явно с участием специалистов фирмы Škoda, причём, если судить по форме, явно вела родословную от MU-6. В отличие от предшествующей конструкции, у башни появилась командирская башенка, а также кормовая ниша.
В качестве основного вооружения использовалась новейшая 37-мм пушка A3, представлявшая собой танковую версию противотанкового орудия, принятого на вооружение как 3,7cm KPÚV vz. 34. С таким вооружением P-II мог бороться с любым танком того времени. С пушкой был спарен станковой пулемёт ZB vz.35. Характерным элементом опытной машины стала подвижная орудийная маска. Как и у Renault FT, она двигалась как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, позволяя более точно довернуть орудийную установку, не поворачивая башню.
Škoda SU, запоздалый конкурент P-II
Испытания P-II начались в самом конце 1932 года. Уже тогда стало понятно, что танк удался. Машина была явно лучше Renault FT и KH-60. Тем не менее чехословацкие военные решили подстраховаться, помня о не самой удачной судьбе Kolohousenka. В общей сложности P-II, находясь в составе танкового батальона, размещавшегося в Миловице, накатал по находящемуся там же полигону 3400 километров. В феврале 1933 года начались переговоры между чехословацкой армией и ČKD о серийном производстве P-II, и 19 апреля 1933 года был подписан контракт о поставках в армию 50 танков этого типа.
Между тем и фирма Škoda всё ещё не распрощалась с надеждой получить контракт на производство лёгких танков. В начале 1934 года начались работы над лёгким танком Š-II, или Škoda SU. К лету танк вышел на испытания на полигоне в Миловице.
В целом эта машина соответствовала требованиям чехословацких военных. Её боевая масса составляла 7,57 тонны, а по бронированию танк был аналогичен P-II. В качестве силовой установки здесь использовался V-образный двигатель мощностью 109 лошадиных сил. Ходовая часть танка, по сравнению с MU, была полностью переделана. Трансмиссию конструкторы перенесли назад, а подвеска стала напоминать подвеску P-II, хотя общий принцип работы несколько отличался.
Несмотря на более мощный двигатель, скоростные характеристики Škoda SU оказались на уровне P-II. Не в пользу Š-II сыграли более тесная башня, не имевшая кормовой ниши, и вооружение, состоявшее из 47-мм пушки Škoda A2 и двух пулемётов vz.24. Оба этих образца вооружения были отвергнуты чехословацкими военными для использования в танках ещё в начале 30-х годов.
Одним словом, Š-II оказался не нужен. Но на Škoda не отчаялись и стали дорабатывать машину под другие спецификации, в конечном счёте взяв у ČKD реванш. Впрочем, это уже другая история.