ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Все связанное с Нагорным Карабахом
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#11 Сообщение smersh70 » 22 окт 2014, 00:05

Изображение
Есть один анекдот.
Армяянскому радио спрашивают.
-Скажите,фамилия Абраамян армянская,или всё таки еврейская.
После нибольшой паузы,радио отвечает.
-На этот вопрос даст достоверный ответ профессор Исраелян.

А по теме
Армянские: Арамян, Дарбинян, Брутян, Джахацпанян, Мартикян...
Иранские: Искандарян, Пирузян...
Греческие: Киракосян, Алексанян...
Арабские: Джамалян, Берберян...
Тюркские: Ордуханян, Гасабоглян...
Русские: Яблукян, Егорян, Черноморян, Паскевичян...
Латинские: Ропсян...
Ничего конкретного не могу сказать о происхождении и значении фамилий Пивазян и Менделян, это уже что-то мистическое.. или же известные деятели Нашей земли имели армянские корни :D

А вот и вся правда о фамилиях и именах армян.

Исторически скитавшиеся по разным странам Запада и Востока, побывав фактически везде – от Европы до Малой Азии, армяне, утратившие свои царства, появились в первой трети 19 века на Кавказе и образовали здесь в 1918 году свою государственность. Они умело приспосабливались к любой среде обитания, в которой оказывались по воле судьбы, и в зонах проживания, естественно, контактируя с местным населением и другими народами, перенимали и отнимали у них всё, что могли. У одних отнимали земли, от других воспринимали письменность, от третьих – алфавит, у четвёртых арменизировали культурные памятники старины, «забыв», что на данной территории они появились совсем недавно.
Даже фамилии свои они в основном переняли у других. И именно эти, неармянские по происхождению, а арменизированные с помощью одного суффикса фамилии, - семантически значимые, но не в армянском, а в других языках.
Вообще-то, армяне создавали свои фамилии по простому принципу: к заимствованным у разных народов личным именам они, с привычной для них национальной лёгкостью, добавляли «-ян» и получали себе фамилии. Вот и вся их словообразовательная «премудрость», хотя и в этом случае «-ян» не имеет армянского происхождения: это – заимствованный с парфянского (иранского) обихода суффикс, означающий принадлежность к определённому роду; например «Нерсесян» - «из рода Нерсес». В связи с этим, к месту отметить, что парфянского происхождения имена Ашот, Аршак, Рапен, Сурен, Ануш; Сасанидского (тоже иранского) – Хосров, Анушаван (Ануширван), Нарсес (Нарсе). Даже имя Господа Бога и название креста у армян – заимствованные. Бог по-армянски «Аствац», это весьма созвучное зороастрийское Астват – верховное божество; хач по-армянски – это удинское, то есть албанское хаш – «луна, месяц», «свет,сияние». Заодно отметим, что у современных удин, одного из 26 албанских племён, до них употребляли слова, имеющие непосредственное отношение к топониму Арцах, как именуют Нагорный Карабах. Удинское «арци» означает «оседлый, люди, ведущий оседлый образ жизни»; это – от глагола «арцесун» - «сидеть, садиться». Арцах образован от основы «арци» и форманта множественности «-ах», характерного для кавказских языков. В Дагестане, Чечне, Азербайджане немало топонимов, имеющих форманты «-ах, -их, -ух, -ох, -ех»; например Мамрух, Катех, Кумух, Ботлих, Уркарах, Анцух, Чирах, Хиндах. Ряд может быть продлён.
Та же «традиция», мягко говоря, заимствований была продолжена. Я не каснусь тех фамилий, что имеют западные корни. Ниже следует перечень несколько десятков армянских фамилий восточного – тюркского, арабского, азербайджанского, персидского – происхождения.
Авазян – (перс.,араб.) Авез замена
Агаджанян – (тюрк.) Ага – господин + (перс.) Джан – душа, милый
Агаханян - (тюрк.) Ага – господин + Хан – правитель
Агаян – (тюрк.) Ага – господин
Адилян – (араб.) Адил – эпитет мусульманских правителей, справедливый
Азадян – (тюрк.) справедливый
Аразян – (азерб.) Араз – счастье
Арамян – (перс.) Арам – покой, утешение
Арвандян – (перс.) Арванд – быстрый, стремителный
Арзуян – (перс.) Арзу – мечта, надежда
Асадян – (араб.) Асад – счастливейший
Асгарян – (араб.) Асгар – младший
Атабекян – (тюрк.) Ата – отец, старший, святой + Бек – старший
Атаханян – (тюрк.) Ата – отец, старший, святой + Хан – правитель
Афсарян – (н. перс.) – Афсар – венец, корона
Аршадян – (араб.) Аршад – старший
Аршакян – (др. иран.) Аршак – мужчина, мужественный
Ахвердиян – (араб., тюрк.) Бог + Верди – дал
Азарян – (перс.) Азар – огонь
Аллавердиян – (араб., тюрк.) Аллах + Верди – дал
Ахадян – (араб.) Ахад – единственный
Ашрафян – (араб.) Ашраф – благороднейший, высокородный
Ашурян – (перс.) Ашура – десятый день месяца мухаррам
Айазян – (перс.) Айаз – прохладный ветерок, зефир
Арсланян – (тюрк.) Арслан – лев
Алиханян – (араб.) Али – высший, могучий + Хан (тюрк.) – правитель
Алибекян – (араб.) Али – высший. Могучий + Бек (тюрк.) – господин
Алтунян – (тюрк.) Алтун – золото
Азизян – (араб.) Азиз – великий, дорогой, укрепитель
Азадян – (перс.) Азад – благородный, свободный
Атаян – (тюрк.) Ата – отец, старший, святой
Абдалбекян – (араб.) Абдал – сокращение от Абдуллах + Бек (тюрк.) – господин
Гараханян – (тюрк.) Гара – могучий, сильный, великий + Хан – правитель
Каграманян – (перс.) Кахраман – повелитель, герой
Калантарян – (перс.) Галандар – бездомный, отрешившийся от мира, странствующий дервиш
Кочарян – (азерб.) Кочари – кочевник
Ханзадян – (тюрк.) Хан – повелитель + Заде (перс.) – потомок
Хосровян – (перс.) Хосров – добрая молва
Худавердиян – (азерб.) Худа + Верди – дар божий
Ширинян – (перс.) Ширин – сладкий
Юзбашнян – (тюрк.) Юз – сто + Баш – глава, сотник
Бабаян – (перс.) Баба – отец, святой отец
Багирян – (азерб.) Багир , (араб.) Бакир – изучающий, постигающий, прозвище шиитского имама Мухамада ибн Али
Баграмян – (перс.) Бахрам – победоносный
Башхиян – (тюрк.) Башхи – учитель, наставник
Бадалян – (араб.) Бадал – замена, возмещение
Бархударян – (азерб.) Бархудар, (перс.) Бархурдар – благоденствующий, счастливый
Беглярян – (тюрк.) Беглар – князь
Берберян – (араб.) – Бербер – парикмахер
Бахадурян – (перс.) Бахадур, (тюрк.) Батур – герой, богатырь
Везирян – (азерб.) Вазир – помощник, министр
Гарибян – (перс.-араб.) Гариб – нездешний
Гуламян – (араб.) Гулам – мальчик, сын
Давлятян – (перс.) Давлят – счастье, богатство
Давудян – (араб.) Дауд – любящий, любимый
Дадаян – (тюрк.) Дада – дед, дедушка
Даллакян – (азерб.) Деллек – парикмахер
Джалалян – (араб.) Джалал – величие, слава
Джамалян – (араб.) Джамал – красота, совершенство
Джанбахышян – (перс.) Джан – душа + (тюрк.) Бахыш, Бахши – учитель, наставник
Джанполадян – (перс.) Джан - душа + (азерб.) Полад – сталь
Демирчиян – (азерб.) Дямир – железо + суф. «чи» - Дямирчи – кузнец
Достян – (перс.) Дост, Дуст – друг
Маилян – (тюрк.) склонный, покатый, отлогий
Максудян – (араб.) Магсуд – желанный
Меликян – (араб.) – Малик, (перс.) Мелик – владыка, царь Мурадян – (араб.)
Орманян – (тюрк.) – Урман, (азерб.) Орман – лес
Тевеккюлян – (перс.) Тауаккал – уповающий на Бога
Туманян – (тюрк.) Туман – многочисленный, букв. десять тысяч
Улубаян – (тюрк.) Улу – великий + (перс.) Баба – отец

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#12 Сообщение smersh70 » 28 окт 2014, 01:20

ИзображениеИзображение
От демографического взрыва до аннексии и картографической агрессии
____________________

Историко-географические аспекты миграции армян на Кавказ

ИССЛЕДОВАНИЕ

В общей сложности число армян, переселенных в Северный Азербайджан в 1828-1830 годах из Иранской и Османской империи, составило около 21 600 семей, или 119,5 тыс. человек. В результате этнический состав Армянской области уже в течение 1828-1829 годов начал быстро меняться в пользу армян-мигрантов. После подписания Туркманчайского договора всего за два года их численность возросла в три раза.

К концу первой половины XIX века миграция армян в Северный Азербайджан заметно возросла. Быстрые демографические изменения обрели еще более контрастный характер в результате оттока (исхода) коренного населения. В разных районах Северного Азербайджана с территорий, где начало преобладать христианское население, тюрки-азери перебирались в области, где преобладали мусульмане.

Статистика показывает, что если в 20-е годы XIX века в Северном Азербайджане проживало 51 530 армян, то 50 лет спустя, в 1873 году, их стало 334 242. Еще через 13 лет, в 1886 году, - 690 615. По первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, т.е. еще спустя 11 лет, армян было уже 786 447, а в начале XX века, в 1916 году, - 1 211 145, то есть их численность увеличилась примерно за 100 лет в 23,5 раза.

Таким образом, в Северном Азербайджане в результате миграции и большого механического прироста армян произошел демографической взрыв, которому могут позавидовать даже африканские племена. Все это стало итогом планомерной целенаправленной политики христианизации Северного Азербайджана, которую осуществляли официальные власти Российской империи.

Перекраивание карты Кавказа и Закавказья в XIX - начале XX веков. Полное вхождение Азербайджана в состав России завершилось в 1828 году. Желая упрочить свои позиции, царизм заменил ханское управление на провинции. Реформа 1840 года вместо провинций ввела структуру управления губерний и уездов, которая сохранялась до конца 1846 года.

С целью отделения Закавказья от Северного Кавказа, в 1846 году в административном делении Закавказья был произведен ряд существенных изменений, после которых территория Азербайджана оказалось раздробленной на губернии. По царскому указу 1867 года в Закавказье была создана Елизаветпольская губерния, а деление уездов на участки ликвидировано. Но в 1888 году деление уездов на участки было вновь восстановлено.
Частое административное перекраивание карты Кавказа и Закавказья происходило не случайно, а являлось составной частью колониальной политики царской России, нацеленной на ослабление и распыление коренного населения, подготовку почвы для переселения армян-мигрантов, увеличение численности русскоязычного населения.

Массовое изменение азербайджанских топонимов в Армении. «Демографический взрыв», произошедший в результате механического прироста армян на исконно азербайджанских землях, в XX веке переходит в новые стадии развития: нарастание территориальных притязаний, ползучая аннексия, военная агрессия, оккупация азербайджанских земель, этническая чистка от этноса-автохтона, массовое переименование топонимов, переселение на захваченные земли армян-мигрантов из других регионов мира и т.д. Армянская агрессия 1988-1994 годов, карабахская война, развязанная армянскими националистами, принесли неисчислимые потери Азербайджану: 20 тыс. убитых, 50 тыс. инвалидов, 4866 без вести пропавших, масштабные разрушения, вызванные агрессией Армении, которые оцениваются более чем в 60 млрд. долларов.
Арменизация захваченной территории продолжалась и в другой форме: под покровительством русских властей переселенцы-армяне стали заменять азербайджанские географические названия армянскими, то есть политика арменизации обретала форму картографической агрессии, которая в дальнейшем осуществлялась в Армении на государственном уровне на протяжении минувшего столетия и привела к массовому изменению азербайджанских топонимов.

В отделе «Картография и географическая информация» Института географии Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) проделана большая исследовательская работа по уточнению названий географических объектов на территории Армении, по понятным соображениям искаженных и замененных армянами. Для восстановления первоначальной формы записи азербайджанских (тюркских) топонимов были использованы ретроспективные карты, произведения русских и армянских исследователей. Например, анализ топографических карт XIX века показал, что политика изменения (арменизации) названий в то время еще не получила массового характера.

Ценным источником информации, без искажения показывающим на территории Армении азербайджанские топонимы, стала изданная в 1931 году в Ленинграде «Политико-административная карта. Закавказская Федерация (м.1:500 000)». Выполненные по этой карте топонимические исследования подтвердили, что армяне уже в начале советского периода переименовали населенные пункты, исторически населенные азербайджанцами, заменив их названия в основном мемориально-символическими. Например, по упомянутой карте установлено, что основные изменения в 1920-1930 годах коснулись населенных пунктов Гюмрю (Ленинакан), Гаракилса (Кировакан), Джалалоглу (Степанаван) и т.д. Анализ карты также выявил изменение армянами в первые годы советской власти и многих древних азербайджанских топонимов.

Изучение «Политико-административной карты Закавказской Федерации» и более древних карт, а также исторических материалов показало, что подавляющее большинство названий географических объектов на территории современной Армении имеет азербайджано-тюркское происхождение. Определение топонимов по их языковой принадлежности дается в таблице.

Разнообразные сведения о численности, этническом составе, хозяйственной жизни населения Иреванской губернии, относящиеся ко второй половине XIX века, собрали и опубликовали русские чиновники. Не зная местного азербайджанского языка, они часть названий географических объектов зарегистрировали в искаженной форме. Позже эти искаженные топонимы попали в различные источники и карты (например, гора Алагез была названа горой Арагац, Бузовдаг - Безобдагом, села Гаранлыг - Караманлугом, Гязанфяр - Казанфаром, Дамджилы - Танджорлу, Гирятаг - Тирратагом, Атгыз - Атгилом, Дерабаск - Дарабазиском, Шюкяр - Шурарком и т.д.)

Картографическая агрессия на азербайджанские географические названия в Карабахе. Российская империя с самого начала колонизации Азербайджана проводила целенаправленную политику арменизации региона. С началом российской экспансии на Кавказе (XIX) карабахский хан Ибрагим Халил подписал Кюракчайский договор (1805) о вступлении азербайджанского Карабахского ханства в состав России. Последующие Гюлистанский и Туркманчайский договоры окончательно включили Карабахское ханство, как и другие ханства Северного Азербайджана, в состав России.

За счет всесторонней поддержки империи, массового переселения армян в Карабахскую провинцию искусственным путем здесь был вызван демографический взрыв, который привел к большим этническим изменениям. Если в 1910 году, по официальным российским данным, число проживавших в Карабахе азербайджанских и армянских семей соответственно составило 79% и 21%, то уже к 1917 году число проживавших в регионе армянских семей составило 36%.

Опираясь на статические данные М.А.Скибицкого, можно прийти к следующему выводу: в конце XIX века в Карабахе проживало примерно 101 600 азербайджанцев и около 24 200 армян; азербайджанцы (татары) в 1899 году составляли 70%, армяне - 16,6%, курды - 12,7% и таты - 0,7% населения всего Карабаха; соотношение азербайджанцев и армян в границах исторического Карабаха было 4:1.

Какими были географические названия (топонимика) Карабаха более 100 лет назад? Ответ на этот вопрос найден в результате анализа «Карты Карабахских казенных летних пастбищ» (1899), которая была составлена русским исследователем М.А.Скибицким в десятиверстном масштабе (1:420 000). Изучение топонимики Карабаха по этой карте интересно также в том плане, что на старых картах XIX века географические названия выступают в первозданном виде - без преднамеренных искажений, поскольку картосоставители в те времена еще были далеки от топонимических манипуляций.

«Карта Карабахских казенных летних пастбищ» сохранила и донесла до наших дней 1035 географических названий (топонимов) - это названия уездов, крупных и мелких населенных пунктов, орографических и гидрографических объектов, урочищ, родников, кяхризов, мечетей, церквей, монастырей. Все географические названия можно разделить на пять групп: первая носит названия древних племен, народностей; вторая возникла в связи с физико-географическими особенностями территории; образование третьей связано с хозяйственной деятельностью населения; четвертой - с фауной и флорой; пятая группа топонимов получила название по разным причинам. Из 1035 топонимов от общего числа географических названий, зафиксированных на карте М.А.Скибицким, 866 (84%) имеют азербайджанское (тюркское) происхождение, 5% являются по происхождению армянскими, 11% - прочие топонимы.

Приведенная статистика и анализ топонимов по карте говорит о том, что в конце XIX века подавляющая часть географических названий (84%), а следовательно, и топонимический фон исторического Карабаха, имела азербайджанское (тюркское) происхождение и является наиболее древним пластом.

После оккупации Карабаха со стороны Армении наступила очередь уничтожения азербайджанской топонимии в этом регионе.

Сотрудниками Института географии НАНА подробно изучены географические названия Азербайджана на территории, аннексированной армянами. Результаты исследований показывают, что азербайджанские (тюркские) топонимы подверглись поэтапной арменизации и изменениям. Так, например, на оккупированной Арменией территории 277 географических наименований превращены в «армянские»: город Агдам - в Акна, Ходжалы - в Иванян, Губадлы - в Санасар, Лачин - в Бердзор, Джабраил - в Жракан, Ханкенди - в Степанакерт, Барда - в Партав, Гянджа - в Гандзак и т.д. (рис.2).

***

Миграция армян на Южный Кавказ, а также в пределы Карабаха представляет собой многоэтапный процесс, который продолжался многие века, но массовая миграция этого этноса приходится на конец XIX - начало XX века. Реализация колониальной политики в Северном Азербайджане привела к демографическому взрыву, т.е. значительному увеличению армян в этом регионе.

Большая часть географических названий, а следовательно, топонимический фон исторического Карабаха имеет тюркское (азербайджанское) происхождение и является наиболее древним пластом.

Ретроспективные карты показывают единство равнинной и горной части исторического Карабаха как в природном, так и в хозяйственном отношении. Они подтверждают, что основными пользователями равнинной и горной части Карабаха были азербайджанцы, что Карабах является единой, неделимой природно-экономической системой, а выделенная административная единица НКАО - искусственное образование.

Целенаправленная политика арменизации местных азербайджано-тюркских топонимов путем их подделывания и искажения продолжалась в Армении и в Карабахе поэтапно в течение последних 70 лет. Пытаясь добиться полного стирания настоящего исторического названия, одни и те же топонимы переименовывались армянами несколько раз.

Но следует всегда помнить, что территория любого государства (народа) кроме всех других атрибутов в том числе подтверждается и закрепляется наличием здесь своих географических названий. Поэтому сохранение топонимов, являющихся национальным богатством народа, для будущих поколений сегодня крайне необходимо и имеет очень важное общественно-политическое значение.

Шамиль АЗИЗОВ,
и.о. завотделом картографии
и географической информации
Института географии НАНА,
доктор философии по географии

Махира АББАСОВА,
ведущий научный сотрудник
Института географии НАНА,
доктор философии по географии

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#13 Сообщение smersh70 » 18 ноя 2014, 02:16

ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#14 Сообщение smersh70 » 21 ноя 2014, 22:42

Изображение
Арабские, мусульманские средневековые источники об Азербайджане на Кавказе

В этой и последующей части, приведены цитаты из трудов мусульманских арабоязычных средневековых авторов, а также упоминание Азербайджана в Священном Коране.

Учитывая то, что имена одних и тех же авторов в различных переводах и изданиях с арабского языка иногда могут отличаться, решено было сохранить оригинальность переводов, но при этом в скобках будут даны унифицированные версии имен или географических названий.

Территории Азербайджана на Кавказе – до Дагестана и севернее указаны и в многочисленных арабоязычных источниках. В трудах арабских авторов IX-X вв. ат-Табари и Масуди (ал-Масуди), описывавших царствование сасанидского Ануширвана (шахиншах из династии Сасанидов, правивший 531-579 гг.), говорится, что тот разделил свое государство на четыре больших сатрапии, одной из которых был Азербайджан и соседняя с ним «страна хазар». [Al-Thaha'alibi. Histoire de rois de perses; Bal'ami, т. II] Общеизвестно, что Хазария или страна Хазар достигала северо-западного побережья Каспия, до Дербента, где и граничила с Азербайджаном. Арабский историк ат-Табари также сообщает, что здесь сасанидский правитель Фируз основал город «в области Азербайджана, названный им Шахрам-Фируз». [АТ-ТАБАРИ. ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ И ЦАРЕЙ. Шмидт А. Э. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // Ученые записки института востоковедения, Том 16, 1958]

Кстати в этом сочинении ат-Табари описываются события VI века, где упоминаются тюрки, их правители «хаканы», а к тюркским народам причисляются эфталиты, хазары и др. создавшие мощные государственные образования на территории Кавказа и Передней Азии. Другой средневековый арабский хронист Масуди называет хазар «тюркскими савирами» [Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962], а арабские авторы Балазури и Ибн ал-Асир, город Кабалу именуют «Хазар» [Ал-Баладзори. Книга завоевания стран. Пер. П. К. Жузе, - Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927; «Тарих ал-Камиль» Ибн ал-Асира. Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1940; СМОМПК, Выпуск. 31 (1903)]. По заключению знаменитого советского востоковеда А. Крымского, город Кабала/Хазар был центром савирских поселений в Азербайджане. [165, 295] По мнению советских историков, савиры (сабиры) и хазары составляли одно и то же военно-политическое объединение. [Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962] То есть, издревле и в период раннего средневековья, тюркские народы составляли костяк и элиту государства Кавказская Албания, территория которого охватывала в том числе Азербайджан и часть Северного Кавказа. Именно поэтому вышеприведенные арабские средневековые источники в числе албан и во главе албанских объединений в Азербайджане указывают тюркские народы и правителей.

Возвращаясь к поднятой теме территорий Азербайджана, на основе вышеприведенных древних источников можно сделать вывод, что в VI веке Азербайджан простирался до страны хазар (ныне Северного Кавказа). Далее отмечается, что сасанидский царь Ануширван заключил союз с народом, называемым Чор, обитавшим в восточной оконечности Кавказа по соседству с «проходом Чор» (Дербентом), победил тюркские народы банджар, баланджар (так называли булгар – Р.Г.) и другие народы, когда они вторглись в Армению, а уцелевших из них, в числе 10 /тысяч/, поселил в Азербайджане. [Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962] Отметим, что следы тюркских народов булгар – баланджар можно и сегодня повсеместно встретить ныне в топонимах Азербайджана, в частности в Баку есть район Баладжары.

Норвежский историк-востоковед Петер Кристенсен, в своей книге, посвященной истории, культуре и территориям древних иранских государств V-XVI вв., отмечает, что Азербайджан издревле занимал территории и на Кавказе. В своем исследовании, на основе анализа древних персоязычных, арабоязычных и иных источников он чертит исторические территории Азербайджана, которые начинаются южнее Хамадана (Иран), на западе охватывают часть Армении, на севере простираются выше Дербента, а на востоке граничат с Каспием. [Peter Christensen. The Decline of Iranshahr: Irrigation and Environments in the History of the Middle East 500 B.S. to A.D. 1500. – Copenhagen: Museum Tusculanum Press, University of Copenhagen, 1993]

Об Азербайджане, его территориях и народах, населявших эти земли издревле, имеется огромное количество арабских и мусульманских источников. Однако мало кто знает, что и в Священном Коране есть несколько упоминаний, связанных с землями и народами Азербайджана.В Священном Коране говорится об обитателях Ар-Расса (название реки Араз (Аракс) и междуречья Араза и Куры – Р.Г.), находящегося, согласно толкованию мусульманских ученых, в Азербайджане: «И народ Нуха, когда они обвиняли во лжи посланников, Мы потопили их и сделали для людей знамением и уготовали неправедным мучительное наказание, – и Ад, и Самуд, и обитателей ар-Расса, и поколения между этим многие. И всем им Мы приводили притчи, и всех Мы погубили гибелью». [Коран, 25: 38-39]

«И до этих мекканских неверных многие народы не уверовали, отвергнув посланников: и народ Нуха, и обитатели ар-Расса (обладатели колодца), и Самуд, и Ад, и Фараон, и народ Лута, и жители аль-Айки, и народ Тубба – все они отвергли своих посланников, поэтому они заслужили гибель, которую Я им обещал». [Коран, 50: 12-14]

Мусульманский ученый Ибн Касир (1302 -1373 гг.), приводя в своем труде «Кисас аль-анбийа» эти аяты Корана, дает толкования к ним. Также Ибн Касир приводит хадисы, согласно которым Ар-Расс – это колодец или же город в Азербайджане: «Сообщается, что Ибн-Аббас сказал: «Ар-Расс – это колодец в Азербайджане». [«Рассказы о пророках» («Кисас аль-анбийа») Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Кураши аль-Бусрави ад-Димашки, Том I. (Перевод Нирша В.М.), Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2011; Фахруддин aр Рази: Ат Тафсир уль Кябир, Даруль Фикр: 1401/1981, т. 9, № 15173. Достоверный хадис] В смысловом переводе Корана, сделанном авторитетным в исламском мире Университетом аль-Азхар, по поводу ар-Расс в тафсире сказано: «Ар-Расс – богатая долина, жители которой поклонялись идолам. Аллах послал к ним Своего посланника Шуайба – мир ему». А мусульманский географ IX века ибн Хордадбех, в своем труде «Книга путей и стран» [Ибн Хордадбех. «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и стран»), (пер. Н. М. Велихановой) М. 1986], конкретизируя, считает это место – городом Байлакан в Азербайджане: «Это то самое место «слияния двух людей», о котором упомянул Аллах Великий и оно считается святым (Выражение из Корана, XVIII, 59.) [Коран, 28: 59]. Здесь Аррас и ал-Курр соединяются. Между ними находится город ал-Байлакан. Соединившись, они текут, пока не впадают в море Джурджана…».[Коран, 136; 72, 114]

Цитируя древние источники, нельзя было обойти другое упоминание Азербайджана в Священном Коране, о чем знает только узкий круг мусульманских ученых и толкователей Корана. Уважаемый и авторитетный в исламском мире муфассир – толкователь Корана, имам Тахир ибн Ашур Малики (1879 – 1973), переводя смысл одной из ранних мекканских сур Корана, отмечал, что в выражении: «…и ковры разостланы» [Коран, 88: 16] словом «ковры» (по арабск. «Зарабийу») обозначают изготавливаемые именно в Азербайджане особые ковры из мягкой и крашенной шерсти.

Рис. № 4

Ибн Ашур пишет, что слово «зарабийу» является не арабским, происходит от «Азрибийа», которым обозначали все азербайджанское: «Слово «Зарбийа» относится к Азербайджану, являющемуся одной из стран персидских и бухарских» (тюркских – Р.Г.), Тем самым также мусульманский ученый дает знать, что Азербайджан является персо- и тюркоязычной страной. Ибн Ашур констатирует, что слово «азрибийа» со временем в арабском языке с целью упрощения стало произноситься, как «зарбийа», поскольку является не арабским и пришлым в этот язык. [«Биографии азербайджанцев в арабских источниках вплоть до X века», (на арабском языке), составитель: Насиров С.Р. - магистр арабского языка и литературы, Университет аль-Азхар, Каир (Египет), 2011. (частичный пер. на русский – Рзаев Х., Шахгусейнов Э., Алиев Ш.)] Особая благодарность исламскому ученому Сеймуру Насирову, который в своем уникальном исследовании на основе средневековых арабских источников и авторов собрал эти и другие малоизвестные факты об Азербайджане. Большое спасибо арабисту Шихали Алиеву, который для моих статей сверил и отредактировал переводы текстов с арабского языка.

Отметим, что целый ряд средневековых исламских ученых высоко оценивали роль и вклад Азербайджана в культуру и науку. Выдающийся исламский ученый XIII века Хафиз Абу Тахир ас-Салфи говорил: «Страна Азербайджан в области науки и литературы на востоке подобна Андалусии (могущественному в средневековье Кордовскому халифату на территории Испании – Р.Г.) на западе…»,[Указ. соч.] Великий мусульманский ученый IX века, толкователь Корана, исследователь хадисов ибн Кутайба живший в Багдаде отмечал: «Абу Йагзан, ссылаясь на Джувейрию, вспоминал, что: в городе нет ни одного поэта из стихотворцев народных песен (мугам), который не был бы родом из Азербайджана». [Указ. соч.; «Поэзия и поэты», Абу Мухаммед Абдалла бен Муслим ибн Кутайба (на арабском). Исследование Ахмеда Шакира, изд-во Дом знаний, Египет: 577]

Подробно об Азербайджане и его провинциях, включающих в себя, в том числе нынешнюю Армению, писали средневековые арабские авторы: Абу Мухаммад Ахмад Ибн А’сам Аль-Куфи в «Китаб ал-футух», Джалаладдин ас-Суйути в «Тадриб-ур-Рави», Йакут ал-Хамави в «Му’джам ал-булдан» [Йакут ал-Хамави. Му'джам ал-булдан. Т. VIII, Каир, 1906], Ахмад аль-Балазури в сочинении «Китаб Футух аль-Булдан» и другие авторы. О провинциях Азербайджана, его население и ареале писал средневековый персидский ученый Хамдаллах Мустави Казвини в «Нузхат ал-кулуб». Азербайджан описан в труде известнейшего арабского историка IX века Ибн Хишама, автора наиболее популярного в исламском мире «Жизнеописания Пророка». Ибн Хишам приводит факты о территории и древнем тюркском населении Азербайджана в труде «Книга корон о химьяритских царях». Об Азербайджане и его населении приводили достоверные хадисы такие величины как имам Аль-Бухари в своем сборнике «Аль-джами‘ ас-сахих» и Муслим ибн ал-Хадджадж в «аль-Муснад ас-Сахих», которые являются наиболее авторитетными источниками в исламском мире. Об Азербайджане приводит хадисы исламский ученый Аль-Хейсами в «Маджма‘ аз-Заваид».

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#15 Сообщение smersh70 » 10 дек 2014, 16:27

Изображение
Миф №5 - Азербайджанцы - это кочевники
____________________

Эксплуатируя этот аргумент, некоторые авторы собираются убить сразу двух зайцев. Во-первых (с их точки зрения), раз азербайджанцы – народ кочевой, значит, он не имеет родины – сегодня здесь, завтра там. А из этого, в свою очередь, следует, что территория Азербайджана азербайджанцам-кочевникам не принадлежит и может быть оприходована другими, “автохтонными” народами.

Во-вторых (с подобной точки зрения) – раз кочевник, значит, отсталый, бескультурный дикарь, ибо культура есть только у оседлых народов. Оставим в стороне расистскую составляющую этой теории. Не будем углубляться в дебри и апеллировать к Л.Гумилеву, раскрывшему тот огромный вклад, который внесли народы степи в развитие общечеловеческой, в том числе русской культуры. Вместо этого обратимся к фактам, а факт заключается в том, что азербайджанцы, будучи тюрками, не являются и в большинстве своем никогда не были кочевниками. Преобладающая часть обитателей Азербайджана – это оседлое земледельческое и городское население. Причем так было еще тысячу лет назад. Об этом свидетельствуют все средневековые арабские, персидские и европейские историки, географы и путешественники, такие, как Якут Хамави, Истахри, Хамдуллах Казвини, Эвлия Челеби, Марко Поло, Амброджио Канторини, Афанасий Никитин, Шарден, Тавернье и др.

Каких же азербайджанцев тогда называют “кочевниками”? Скотоводов, а точнее, местных тюрок огузов и кипчаков, в прошлом традиционно занимавшихся отгонным скотоводством. Поясним, что такое “отгонное скотоводство”. Это означает, что пастухи летом перекочевывают со своими стадами в горы, на летние пастбища (яйлак), в места, где много свежей и сочной травы. Зимой, когда наступают холода, они возвращаются обратно, на равнину, в “зимние квартиры” (кышлак). Причем, как правило, зимние и летние стоянки пастухов на протяжении веков находились в одном и том же месте. Люди знали, что вот эта гора является летним пастбищем такого-то клана, а соседняя гора принадлежит другому клану. Права на владение пастбищами передавались от отцов сыновьям из поколения в поколение.

Отгонное скотоводство – форма хозяйства, присущая не только тюркам, но и многим другим народам мира. Это очень древняя традиция, которая была распространена на Южном Кавказе еще в I тыс. до н.э. Разумеется, люди, практиковавшие отгонное скотоводство, не являются “кочевниками” в том смысле, который вкладывают в это слово некоторые авторы. То есть “перекати-поле”, “народ без родины”, нечто вроде цыган, которые сегодня – в Румынии, завтра – в России, послезавтра – в Мексике. Но именно в таком ключе выгодно определенным авторам трактовать историю Азербайджана. Ведь все эти трактовки очень далеки от чистой науки – за ними проглядывают вполне конкретные идеологические и политические цели.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#16 Сообщение smersh70 » 24 дек 2014, 12:10

Важный документ!Сохраняйте к себе!

Что написал Анастас Микоян Ленину о #Карабах"е
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#17 Сообщение smersh70 » 28 дек 2014, 13:57

Изображение
Со дня оккупации армянскими террористами города Ханкенди прошло 23 года

Сегодня исполняется 23 года со дня оккупации армянскими сепаратистами поселка Керкиджахан, который представлял стратегическое значения для города Ханкеди и прилегающих районов.

Как передает АПА, 28 декабря 1991 года с захватом поселка Керкиджахан завершилась оккупация Ханкенди. До оккупации оборону Керкиджахана обеспечивали отряды самообороны, сформированные из местных сельчан, недавно созданной полиции и группы военных Национальной Армии.

В результате наступления армян, использовавших военную технику и тяжелое вооружение, оборонявшим Кярджахан пришлось отступить. Благодаря тому, что отряды самообороны некоторое время могли сдерживать наступление армян, удалось вывести из поселка мирное население.

До оккупации население этого поселка составляло 1796 человек, 380 хозяйств. В Кяркиджахане разрушены 2 средние школы, один детский сад, библиотека, клуб, АТС, 10 магазинов, поликлиника, 15 производственных цехов и другие объекты быта.

В боях за Кяркиджахан и прилегающие районы погибло 34 человек, 150 человек получили ранения различной степени тяжести. Из ставших шехидами жителей Кяркиджахана 3 женщины, 2 ребенка.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#18 Сообщение smersh70 » 05 янв 2015, 00:09

ИзображениеИзображение
Арабский историк об тюрках Азербайджана!

Cкажем о труде арабского историка аль-Куфи (середина IX века – 926 год) "Китаб аль-Футух", ибо в данном труде сказано о тюрках Азербайджана, проживавших здесь в VII веке и ранее.

Читаем у аль-Куфи:

Халиф Муавийя спросил Убейда ибн Шарийю: "Именем Всевышнего, сообщи нам, что ты узнал об Азербайджане?" Убейд ибн Шарийя сказал: "Азербайджан - это тюркская земля. Они с древности там сосредоточились и, смешиваясь друг с другом, развились и усилились".

Таким образом, разрушается застарелый миф о том, что тюрки являются пришлыми на этих землях и заселили их массово лишь к концу XII века.

О значительном тюркском населении Азербайджана, населявшем страну задолго до XII века, сообщают и другие средневековые авторы. Так, историк аль-Азрак (Х век) пишет, что "Гянджа (город в Азербайджане) является великой столицей тюрков".

Другой автор Х века ан-Насави пишет, что "Арран (Албания Кавказская, ныне большая часть Азербайджанской Республики –) - это страна где тюрки неисчислимы, как муравьи".

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#19 Сообщение smersh70 » 05 янв 2015, 01:21

Изображение
Понятие «азербайджанец» с точки зрения истории включает всех коренных жителей Азербайджана (Северного и Южного, как его подразделяют даже западные ученые и исследователи, но можно и другие исторические названия, например Арран/Албания и Атропатена), а с точки зрения сегодняшнего дня (и вообще XX-XXI веков) – всех граждан Азербайджанской Республики (Азерб. ССР, АДР).

В частности, понятие азербайджанец – собирательное, так как это нация, а не одна этническая группа.

Азербайджанский народ и нация в свою очередь состоят из следующих этносов: азербайджанских тюрков, татов, талышей, курдов, лезгин, удин, аварцев, цахур, татар, персов, русских духобор и молокан, и др. Такое понятие и трактовка понятия «нация» и «народ» является стандартным и единственно верным в современной науке.

Аббас Хусейни, Азербайджанская семья, 1900-е гг.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#20 Сообщение smersh70 » 09 янв 2015, 23:24

Изображение
Когда и как образовалось название Азербайджана

Азербайджан! С чьих уст впервые сорвалось это слово? Откуда появилось название земли, на которой мы родились и выросли? Относительно этого есть много предположений, история многих из них уходит в глубину веков.

Слово "Азербайджан" как географическое название появилось более 2000 лет тому назад. Некоторые ученые предполагают, что оно было заимствовано от слова «Андарпатиану» (крепость, территория), которое использовалось в ашурских источниках.

Некоторые источники, в том числе «Джаме ат -Таварих» Фазуллаха Рашидаддина, связывают появление названия «Азербайджан» с мифической личностью, коей являлся Огуз хан. Ф.Хамадани пишет: «Огуз хан отпустил своих лошадей на живописные пастбища в вершине. Находясь там, он отдал приказ каждому принести мешок земли и насыпать в одно место, чтобы соорудить холм. Сначала он принес землю в своем мешке и насыпал ее. Все бойцы, последовав его примеру, принесли и высыпали мешки с землей. Образовался большой холм , который назвали «Азербайджан». Кстати с турецкого языка слово «азер» переводится как "высокий", а «байган» означает место, принадлежащее старшим и более обеспеченным людям.

Историки эпохи Ислама связывают появление названия Азербайджан с большим количеством проживающих здесь огнепоклонников. По их мнению, из-за того, что «азер» на языке аджемцев означает огонь, данная местность именовалась «Азербайджан». В действительности самый главный храм периода Сасанидов «Азергошунасп» (храм огня, относящийся к руководителем войск) располагался здесь. В других исламских источниках появление название Азербайджан связывают именем Азербада из рода пророка Ноя.

Некоторые современные лингвисты и историки связывают происхождение термина «Азербайджан» из названия древнего тюркского племени «аз» или «азарлары».

Первое в истории предположение относительно возникновения топонима Азербайджан было выдвинуто жившим в 64-24 годы до н.э греческим географом Страбоном. Он писал в своем произведении «География» следующее: «Мидия делится на две части. Одна часть именуется большой Мидией, ее столица был город Экбатану, где находилась резиденция Мидийской империи. Другая часть - Атропатенская Мидия, названная в честь полководца Атропата, который сумел отстоять независимость своей страны в период македонцев».

На западе этот исторический документ считается основной теорией возникновения названия Азербайджан. В последующем в период Аршакидов это название приобрело форму Атурпаткан, а затем, подвергнувшись различным фонетическим изменениям, видоизменилось в Атурпатакан, Азербайганен, Азербайган, Азербайдган, Азербазган, Азербиджан и, наконец, под влиянием арабского языка сформировалось в Азербайджан. В «Дивани Люгати Тюрк», считающимся основным источником по тюркскому языку, на карте Земли это название отмечено как Азербадган.

Западные ученые утверждают, что начальная форма названия Азербайджан – слово «Атурпатакан» имеет персидское происхождение. По их мнению, слово Атурпатакан состоит из двух слов и одного суффикса (артур – огонь, пат – хранитель, канн – суффикс, обозначающий местность) и означает «хранитель огня».

Каков бы ни был источник, Азербайджан - название нашей Родины. Мы должны сделать все, чтобы сохранить это название, почитать его и гордиться им.

Ответить

Вернуться в «Нагорный Карабах»