Страница 3 из 12

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 13 янв 2015, 23:54
smersh70
Изображение
Сенсация!!! Обращение армянского публициста к азербайджанцам

Азербайджанцы имеют право знать

Азербайджанцы имеют право знать о том что я знаю о карабахском конфликте лично, а не то что слышал от других.
Азербайджанцы имеют право знать о том что мой друг, однопаритец, основатель Республиканской партии Армении Ашот Навасардян, диссидент и политзаключённый с советских времён, рассказывал мне лично и многим другим присутствующим, что 1985-ом году, чекист ему говорил в зоне, что скоро всех выпустят домой, вопрос Карабаха решён уже в Кремле в пользу армян, вам только остаётся ехать домой и начинать Карабахское движение, что бы власти в ответ вашим "требованиям вернули" вам Карабах.

Азербайджанцы имеют право знать о том что подобную информацию чекисты в тюрьмах кинули всем армянским политзаключённым, и после их возвращения домой был их сбор, где все единогласно постановили, что если КГБ хочет карабахское движение, то армянским диссидентам надо делать всё что бы оно не случилось.

Азербайджанцы имеют право знать о том что наш лидер движения за самоопределение выступив на митинге в Ереване объявил ответственным в Сумгаитской резне Кремль ан не азербайджанцев, и тот кто хочет из одной советской тюрьмы перетащить Карабах в другую советскую тюрьму, служит чекистам и Кремлю.

Азербайджанцы имеют право знать о том что нашего лидера за независимость депортировали из страны после этого, заполнили вакуум комитетом Карабах, а борцов за независимость и демократию убили террором, маргинализировали, сослали из страны и за двадцать лет пытались уничтожить по всякому.

Азербайджанцы имеют право знать о том что ми не стадо, не мыслим все одинаково, и те кто тоже отличается самостоятельным от стада мышлением в Азербайджане, имеет друзей и будущих партнёров в Армении, которые охотно будут сотрудничать с ними и освобождать наши страны от своих ханов соответственно.

Армяне и Азербайджанцы имеют право знать о том что я вижу тот день, когда мы поднимем наши национальные флаги бок о бок над развалинами Кремля, и накажем империю за Карабах, и очень многое другое.

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 20 янв 2015, 03:24
smersh70
Изображение
КНИГА РАССКАЗЫВАЮЩАЯ ОБ ПРЕДЫСТОРИИ И ПРИЧИНЕ КОНФЛИКТА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ.

ДЛЯ ТЕХ,КТО НЕ ЗНАЕТ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА.

КНИГА:"Черный сад. Между миром и войной."

АВТОР:Томас де Ваал.

Предисловие.

Вступление. Переходя черту.

Глава 1. Февраль 1988 года.
Глава 2. Февраль 1988 г. Азербайджан.
Глава 3. Шуша. Рассказ о соседях.
Глава 4. 1988-1989 г.г. Кризис в Армении.
Глава 5. Ереван. Тайны Востока.
Глава 6. 1988-1990 г.г. Азербайджанская трагедия.
Глава 7. Баку. Богатая событиями история.
Глава 8. 1990-1991 г.г. Советская гражданская война.
Глава 9. Противоречия. Сюжет двадцатого века.
Глава 10. Урекаванк. Непредсказуемое прошлое.
Глава 11. Август 1991 - май 1992 гг. Начало войны.
Глава 12. Шуша. Последняя цитадель.
Глава 13. Июнь 1992 - сентябрь 1993 г.г. Эскалация конфликта.
Глава 14. Сабирабад. Детская республика.
Глава 15. Сентябрь 1993 - май 1994 г.г. Истощение.
Глава 16. Степанакерт. Обособленное государство.
Глава 17. 1994-2001 г.г. Ни войны, ни мира.

Заключение. Садахло: будущее.

Приложение.

http://www.guseynov.lv/Between_Peace_and_War.pdf" onclick="window.open(this.href);return false;

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 24 янв 2015, 02:28
smersh70
КАРАБАХ: ЭТИМОЛОГИЯ, ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ
_____________________________
Изображение
Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. Название Карабаха, считающегося неотъемлемой частью Азербайджана, произошло от азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). Словосочетание "гара" и "баг" обладает такой же древней историей, как и история азербайджанского народа. Отнесение этого словосочетания во всем мире к конкретной территории Азербайджана является неопровержимой истиной. Слово "Карабах", которым азербайджанский народ назвал часть своей родной земли, упоминалось еще в первоначальных источниках 1300 лет тому назад (с VII века!). Вначале "Карабах" как историко-географическое понятие обозначало конкретное пространство, впоследствии же было отнесено к обширной географической территории Азербайджана. Кстати, это характерно для Азербайджана: город Нахчыван - Нахчыванская область, город Шеки - Шекинская область, город Гянджа - Гянджинская область, город Лянкяран - Лянкяранская область и т.д.
Изображение
История формирования "Карабаха"а как названия конкретной области, региона Азербайджана позволяет в более научной форме объяснить его этимологию, потому что в азербайджанском языке (так же как и в других тюркских языках) слово "гара", кроме обозначения цвета, имеет также другие значения: "плотный", "непроходимый", "большой", "темный" и др. С этой точки зрения термин Карабах приобретает такие значения как: "темный сад", "большой сад", "плотный сад", "непроходимый сад", "живописный сад" и др. Таким образом, как и сам Карабах, слово "Карабах" также принадлежит азербайджанскому народу.

Полемизируя о Карабахе, с самого начала возникает следующий вопрос: Где расположен Карабах, какие территории Азербайджана он охватывает? Ответ на этот вопрос сегодня еще более актуален и имеет важное значение для понимания созданной армянскими сепаратистами "Проблемы Нагорного Карабаха". Для ответа на поставленный вопрос обратимся к первоисточнику. Мирза Джамал Джаваншир, будучи визирем "Карабахского ханства", являющегося Азербайджанским государством и охватывающего когда-то эту территорию, рассуждая об этом вопросе в своем произведении "История Карабаха" (1847) писал: "Границы Карабахской области по утверждению древних исторических книг таковы: с южной стороны от моста Худаверин до моста Сынык - река Араз. Сейчас мост Сынык находится между Казахскими, Шамсаддинскими и Демирчи-Гасанлинскими джамаатами (областями), и чиновники Российского государства называют его в русской интерпретации Красный мост, т.е. Золотой мост. С восточной стороны - это река Кура, которая в селе Джавад, сливаясь с рекой Араз, далее впадает в Каспийское море. С северной стороны до реки Куры, являющейся границей с Елизаветполем, границей области является река Чоран и река Кура во многих местах (протекая) доходит до реки Араз. С западной стороны остроконечные Карабахские горы с вершинами под названием Кушбек, Салверты и Арикли".

Такое точное представление территории и границ Карабаха в начальном периоде оккупации и колонизации Россией объясняется тем, что:

1) об этом факте пишет представитель государства, занимающийся непосредственно "управлением Карабаха", другими словами, этим фактом является основанное на официальных документах официальное слово, официальное слово государственного чиновника, находящегося на службе России; 2) с другой стороны, этот факт сохранился, не только основываясь на реальности и практике, он подтверждается также первоисточниками. Для подтверждения точки зрения Мирзы Джамала использование ссылок на древние исторические книги неслучайно.

Как видно, будучи политико-географическим пространством, в истории всегда существовало понятие не "Нагорный Карабах", а понятие, охватывающее всю территорию Карабаха в целом - горы, равнины - общее понятие "Карабах". Другими словами, понятие "Нагорный Карабах" - "продукт" более позднего времени и является названием, данным из сепаратистских намерений одной из частей Карабаха. Обычная логика подтверждает это: если есть Нагорный Карабах - значит есть и равнинный, т.е. низменный, Карабах! Истина такова: сегодня в Азербайджане есть как Нагорный Карабах, так и Низменный Карабах (т.е. равнинный Карабах!). Как равнинный (низменный), так и нагорный Карабах во все исторические эпохи был Родиной только одного народа - азербайджанского, в языке которого есть слова "гара" и "баг".

Сотни древнейших, редчайших образцов фольклора, музыкальных шедевров Азербайджанского народа были созданы именно в Карабахе и связаны с Карабахом.

Институт Истории им. А.Бакиханова НАНА

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 27 янв 2015, 15:31
smersh70
Изображение
Никита Михалков снимет фильм о переселении армян в Карабах из Ирана.

Российский режиссер Никита Михалков собирается снять телевизионный многосерийный фильм об Александре Грибоедове. Об этом он рассказал в интервью ТАСС в рамках Восьмого международного кинофестиваля "Кустендорф", основателем которого выступает знаменитый сербский режиссер Эмир Кустурица.

"Сейчас пришло время вынимать из загашника старые идеи. Мы 37 лет шли к "Солнечному удару", а "Грибоедов" написан в 1985 году. Его (сценарий) писали Саша Адабашьян, Юра Лощиц, Ираклий Квирикадзе и я", - рассказал режиссер.

"Это, на мой взгляд, потрясающий сценарий. Жизнь и гибель Александра Грибоедова. С невероятным количеством открытий, исторических в том числе. И опять это оказывается сумасшедше актуально", - подчеркнул он.

По его словам, картину в своей время не удалось снять из-за событий в Нагорном Карабахе. "Мы не могли снимать тогда картину из-за Карабаха. Тогда началась там эта война, и для нас было просто это невозможно", - рассказал он, напомнив, что "Грибоедов заселил Карабах армянскими семьями: 40 тыс. армян вывел из Персии пленных, уведенных туда".

По словам режиссера, он пока не знает точного времени запуска картины.

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 01 фев 2015, 13:58
smersh70
Изображение
Изображение
Письмо секретарю ЦК КП Азербайджана Багирову,об сепаратизме армян Нагорного-Карабаха в лице Аратюнова.

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 13 фев 2015, 19:10
smersh70
Переселение армян на азербайджанские территории. Грибоедова никто не услышал.

Заявление известного российского режиссера Никиты Михалкова о том, что он готовится снять многосерийный фильм об Александре Грибоедове, азербайджанской общественностью было воспринято неоднозначно.
Изображение
Как передает Day.Az со ссылкой на АПА, режиссер заявил российским журналистам, что Александр Грибоедов, служивший послом царской России в Иране, переселил в Нагорный Карабах 40 тыс. армян: "Сценарий фильма был написан в 1985 году. Мы не смогли снимать тогда картину из-за событий в Карабахе. Тогда началась там эта война, и для нас это было просто невозможно. Это, на мой взгляд, потрясающий сценарий. Жизнь и гибель Александра Грибоедова с невероятным количеством открытий, исторических в том числе. И опять это оказывается сумасшедше актуально. Мы доказали, что убийство Грибоедова – это не мусульманская чернь, а спланированное англичанами холодное убийство его (Грибоедова) как мешающего им на Шелковом пути".

Интересным моментом является то, что одним из сценаристов фильма является армянин Александр Адабашьян. Вызывает сомнение то, что в фильме, который будет сниматься по сценарию русских и армянских авторов, армяне признают факт переселения в Нагорный Карабах именно Грибоедовым в XIX веке. Скорее всего, в этом фильме переселение армян из Ирана в Карабах будет описано как их возвращение на родные земли.

АПА обсудила этот вопрос с известным историком, занимающимся изучением биографии и дипломатической деятельности Александра Грибоедова, заслуженным деятелем искусств России, секретарем Союза писателей России Сергеем Дмитриевым.

На днях в Музее Литературы имени Александра Сергеевича Пушкина открылась выставка Сергея Дмитриева "Александр Грибоедов: из Москвы в Тегеран". На выставке экспонируются изображения здания в Тегеране, где Грибоедов работал послом России, редкие изображения Грибоедова при подписании Туркменчайского мирного договора в 1828 году, оригинал произведения "Горе от ума", редкие предметы, отражающие деятельность Грибоедова в Иране и Азербайджане.

Сергей Дмитриев сказал, что Александр Грибоедов был влюблен в азербайджанский язык, в азербайджанскую поэзию и музыку: "Грибоедов полтора года прожил в Азербайджане. Он начал писать знаменитую комедию в стихах "Горе от ума" здесь же. Во время поездок в Иран, он всегда проезжал через Азербайджан, бывал во многих азербайджанских городах. Если вы прочитаете то, что Грибоедов написал в 1819 году, то увидите, как он описывает Нахчыван, Джульфу и другие азербайджанские города, в которых ему довелось побывать. Владеющий несколькими иностранными языками Грибоедов изучил и азербайджанский язык. В этом деле ему помог его близкий друг, гениальный азербайджанский мыслитель Аббасгулу Ага Бакиханов. На одном из изображений, представленных на выставке, вы сможете увидеть Бакиханова рядом с Грибоедовым".

Затронув исторический момент по переселению армян в Нагорный Карабах, С.Дмитриев сказал: "Грибоедов дважды бывал в Тегеране. Впервые в течение шести месяцев в 1819 году, а затем в 1828 году. Во время второй его поездки произошло известное трагическое событие. Грибоедова зверски убили перед зданием посольства. Почему это произошло? Историки выдвигают несколько версий. Вторая отправка Грибоедова в Тегеран в действительности была западней для него. Заключенный в 1828 году Туркменчайский договор был весьма тяжелым для Ирана. Так как этим договором Нахчыванское и Иреванское ханства перешли в состав Российской империи. Согласно условиям этого договора, Иран должен был выплатить России деньги и возвратить взятых в предыдущие годы в плен людей. Одним из важных вопросов было также переселение армян. В те годы в течение 2-3 лет из Ирана в Азербайджан были переселены 70 тысяч армян. Так случилось, что эти армяне были переселены в Карабахское и Нахчыванское ханства. Важным здесь моментом является то, что когда Грибоедов был в Нахчыване, он лично занимался этими вопросами. И даже в письме министру он писал, что во время переселения армян обязательно следует учитывать требования местного населения, и чтобы переселение проводилось с соблюдением равноправия. Но Грибоедова никто не услышал. Его вина заключалась в том, что он не смог до конца контролировать это переселение. Через 6 месяцев Грибоедова убили. Если бы он остался в живых, возможно, во время переселения армян на азербайджанские территории требования местных жителей были бы учтены. В написанном самим Грибоедовым отчете говорится о переселении из Ирана 4 тысяч армян. Это переселение было осуществлено в конце 1828 года".

С.Дмитриев сказал, что убийство А.Грибоедова было спланировано заранее: "В эти годы шла русско-турецкая война. Чтобы ослабить Россию англичане пытались втянуть ее в новую войну с Ираном. Поэтому посол в Тегеране Грибоедов был зверски убит. В этом были заинтересованы, как англичане, так и силы, представленные в шахской аристократии…"
Изображение
Российский историк особо подчеркнул роль армянина – дворецкого шаха Ирана в убийстве А.Грибоедова: "Этот армянин ведал финансовыми делами иранского шаха. Он был из тех армян, которые были взяты в плен в Тифлисе. Ряд историков считает, что дворецкий-армянин был шпионом английской разведки. Он был основным фигурантом в убийстве Александра Грибоедова. Его подослали к Грибоедову. Шах Ирана обвинил дворецкого в краже денег. Дворецкий пытался встретиться с Грибоедовым. Хотя Грибоедов и не хотел принимать дворецкого, он попал к нему на прием, дав взятку. Англичане предполагали, что иранская сторона отрицательно отреагирует на то, что российский посол покровительствует вору. Так и получилось – в посольстве были убиты 37 человек, в том числе и сам Грибоедов. Есть много доказательств того, что дворецкий-армянин был английским шпионом".

Российский историк выразил сомнение в связи с тем, что режиссер Никита Михалков в фильме "Грибоедов" правильно опишет исторические события: "Если учесть, что сценарий фильма не написан людьми, исследовавшими жизнь и творчество Александра Грибоедова, трудно сказать, насколько точно в этом фильме будет отражена историческая правда. Ни Александр Адабашьян, ни Никита Михалков не являются исследователями биографии Грибоедова".Изображение

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 07 мар 2015, 04:35
smersh70
Изображение
«В армянской семье рождается ребенок, допустим, по фамилии Малумян, а в ЗАГСе…»

Генеральный консул Республики Беларусь в Даугавпилсе (Латвия) Владимир Климов в интервью газете «СейЧас» обвинил Азербайджан в ущемлении армянского населения в бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана, где он проходил воинскую службу (http://www.grani.lv/daugavpils/51759-vl ... ziyah.html" onclick="window.open(this.href);return false; ).

В интервью журналистка поинтересовалась у белорусского дипломата, не считает ли он похожими ситуации в Карабахе и на Юго-Востоке Украины.

«Из Нагорного Карабаха я перевелся в 1992 году, - ответил В. Климов. - Наше подразделение должно было не допустить развития военных действий между противоборствующими сторонами, разоружать незаконные воинские формирования. Газовых баллончиков для этого оказалось недостаточно! Общее в ситуациях, безусловно, прослеживается: и там и там народу не давали возможности на самовыражение. Нагорно-Карабахская автономная область в 1923–1991 гг. входила в состав Азербайджанской ССР и была заселена преимущественно армянами. В армянской семье рождается ребенок, допустим, по фамилии Малумян, а в ЗАГСе его регистрируют Малумяновым, на азербайджанский манер. Не поощрялось исполнение национальных традиций, имелись разногласия на религиозной почве. Все эти обиды копились, а потом кто-то спровоцировал ситуацию – разгорелся конфликт.


То же примерно происходило и на Юго-Востоке Украины – во времена Ющенко с Западной Украины на Юго-Восток присылали немало людей на руководящие должности, тогда как местных отодвигали в сторону, препятствовали продвижению по службе или работе, в результате их перспективы становились туманными. Нагорная Карабахская Республика – самопровозглашенное образование. В 1994 году был подписан Бишкекский протокол о перемирии и прекращении огня между Арменией и Нагорным Карабахом – с одной стороны и Азербайджаном – с другой, но Нагорный Карабах практически никто не признал, кроме разве что Армении. Межнациональный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, продолжается. В Степанакерте построен аэропорт, а Азербайджан, считая эту территорию оккупированной, заявил, что будет сбивать все самолеты, которые захотят в нем приземлиться или взлететь с его полосы. В общем-то, такое самопровозглашение зачастую тупиковый путь, такая же ситуация сейчас наблюдается в Приднестровье, когда многие экономические связи заморожены, существует проблема с оформлением документов, логистикой. Разве это не уроки истории?».

По всей видимости, господин Климов, хоть и служил в Нагорном Карабахе, но так ничего и не понял. Или понял только то, что рассказали ему армяне. Начнем с того, что заявления карабахских армян о том, что их якобы притесняли и не позволяли самовыражаться, абсолютно беспочвенны. Статус Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР был отражен в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов. Согласно Конституциям СССР и Азербайджанской ССР, правовой статус НКАО регулировался Законом «О Нагорно-Карабахской Автономной области», представленным Советом народных депутатов НКАО в Верховный Совет Азербайджанской ССР и принятым 16 июня 1981 года. НКАО как национальная территориальная единица являлась формой административной автономии и обладала рядом прав, обеспечивающих выполнение специальных требований населения. Согласно Конституции бывшего СССР, в Совете наций Верховного совета СССР НКАО была представлена 5, а в Верховном Совете Азербайджанской ССР – 12 депутатами. Руководящий орган НКАО – Совет народных депутатов обладал широкими полномочиями. Он решал все вопросы местного значения, исходя из интересов граждан, проживающих на территории области, с учетом ее национальных и иных особенностей. Армянский язык использовался в работе всех государственных, административных и судебных органов, прокуратуры, а также, в соответствии с языковой потребностью населения, в образовании. Обеспечивалось вещание на армянском языке местных теле и радиопередач, издавались газеты и журналы.

В действительности НКАО развивалась более высокими темпами по сравнению с Азербайджаном в целом. Например, если выпуск промышленной продукции по республике в 1970-1986 годах вырос в три раза, то по НКАО – 3,3 раза (темпы роста здесь были выше на 8,3 %). В Нагорном Карабахе действовали десятки специализированных техникумов и профессиональных училищ с обучением на армянском и русском языках. На армянском языке печаталось пять независимых периодических изданий. В отличие от горных и удаленных от столицы Азербайджана других административных территориальных единиц НКАО была обеспечена технической инфраструктурой по приему теле и радио программ.

Кроме того, абсолютное большинство руководящих постов в НКАО занимали именно армяне – 1-й председатель обкома, председатель исполкома, 1-е секретари горкомов (за исключением Шуши), завотделами культуры и образования, начальники милиции и автобазы, даже заведующие сельскими клубами. Все они были армянами, и Баку никогда не отодвигал местные кадры в сторону. Учитывая вышеуказанное и опыт существования и развития НКАО в составе Азербайджана, она как сложившаяся форма автономии полностью отвечала экономическим, социально-культурным, национальным и бытовым особенностям населения автономной области, и поэтому не может быть и речи о том, что азербайджанцы не позволяли армянам самовыражаться. Самоопределяться – да, не позволяли, поскольку армянский народ уже самоопределился на территории Республики Армения. А вот самовыражаться – сколько душе угодно.

Теперь, что касается фамилий. Смена окончания фамилий не была инициативой азербайджанцев. Наоборот, в царские и советские времена их самих заставляли менять свои фамилий, русифицировав их путем добавления к ним окончаний «ов» - «ев». То же самое происходило и с армянами. Азербайджанские фамилии имеют тюркские, иранские и арабские корни, поэтому русские окончания «ов» - «ев» с ними не сочетаются. Повторюсь, русифицированные окончания в азербайджанских фамилиях появились в царские и советские времена. До этого азербайджанские фамилии заканчивались на: —лы, —заде, — оглу. Поэтому, утверждение белорусского дипломата о том, что в Карабахе ЗАГСы якобы по указке Баку меняли окончания фамилий армян на азербайджанский манер не выдерживают никакой критики.

Насчет аэропорта. К счастью, в Беларуси отсутствует межнациональная и межконфессиональная напряженность. Беларусь под руководством Александра Лукашенко смогла избежать межэтнических, межрелигиозных и межгосударственных конфликтов. И это не может не радовать нас, азербайджанцев, с уважением относящихся к братскому белорусскому народу. Но если на минутку представить, что крупнейшие национальные меньшинства Беларуси – русские и поляки – вдруг захотели отделиться от Беларуси. Вместе с землями, как это сделали армяне в Азербайджане. И потом захотели бы запустить авиасообщение с Россией или Польшей. Как в таком случае поступал бы официальный Минск? Уверен, вряд ли он допустил бы подобное. Так с какой стати Баку должен молчать и бездействовать, когда карабахские сепаратисты хотят установить авиасообщение с Ереваном?

В интервью господина Климова успокаивает лишь то, что, в конце концов, он все-таки признает, что самоопределение наподобие Карабаха – это тупиковый путь. Но если это тупиковый путь, то зачем же нужно было рассказывать латышам все эти сказки про притеснения армян в Карабахе? Можно было бы понять, если бы эти сказки рассказывал армянский дипломат. Но зачем это понадобилось белорусскому дипломату? Вот это, действительно, невозможно.

Бахрам Батыев

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 08 мар 2015, 00:53
smersh70
Изображение
Г. Овчаренко: «После моей статьи в «Правде» о Карабахе, в Ереване толпа скандировала «Смерть Овчаренко», а я стоял неподалеку…»
______________

27 лет назад, в марте 1988 года, в газете «Правда» - печатном органе ЦК КПСС – была опубликована статья «Эмоции и разум» (http://www.press.karabakh.info/" onclick="window.open(this.href);return false;Эмоции_и_разум._О_%D1%..), в которой впервые была сделана попытка объективного расследования истинных причин разгоравшегося Карабахского конфликта. Статья была подготовлена коллективом профессиональных журналистов – ныне покойным корреспондентом «Правды» по Азербайджанской ССР Зауром Кадымбековым, корреспондентом «Правды» по Армянской ССР Юрой Аракеляном и спецкором «Правды» Георгием Овчаренко. По воспоминаниям вдовы Заура Кадымбекова – Тунзали Касумовой (в ту пору собственного корреспондента газеты «Труд», а ныне – шефа-редактора газеты «Азербайджанские известия»), которая была свидетелем работы над статьей «Эмоции и разум», большая часть материала писалась в их с Зауром квартире, служившей тогда общим корпунктом. Строилась работа следующим образом. Сначала Овчаренко побывал в Ереване и Баку, где каждый из собкоров подготовил собственную часть материала, а потом Георгий Семенович выстроил единый материал – с собственными размышлениями и оценками.

Спустя 27 лет после публикации той статьи, нам удалось в Москве разыскать самого Георгия Семеновича Овчаренко, который любезно согласился поделиться с нашими читателями воспоминаниями о том, как готовилась статья, и какие последствия она имела.

- Георгий Семенович, как и у кого возникла идея написать статью о разгоравшемся Карабахском конфликте? Какое задание было поставлено перед Вами?

- Задание написать ту статью я получил от редактора отдела социальной политики и права газеты «Правда» Александра Черняка. Поскольку я тогда занимался правовыми вопросами, то его выбор пал именно на меня. Задание было поставлено четкое – разобраться в конфликте, сделать все возможное в своей публикации, чтобы погасить конфликт. Я сразу же отыскал в энциклопедии и справочниках информацию по Нагорному Карабаху, чтобы иметь хоть какое-то представление, куда меня отправляют в командировку.

В Ереван я вылетел вместе с членами ЦК КПСС Владимиром Долгих и Анатолием Лукьяновым, а также с собкором «Правды» в Армянской ССР Юрием Аракеляном, который был родом из Нагорного Карабаха. Уже в самолете Лукьянов и Долгих подозвали меня к себе и стали расспрашивать, что вообще происходит в Нагорном Карабахе. Поскольку я и сам мало что знал в тот момент, то отвечал на их вопросы Аракелян. Кстати, незнание ситуации и истории в последующем сыграло с ними злую шутку. Помню, в Ереване мы встречались с представителями интеллигенции, и Владимир Иванович Долгих в сердцах воскликнул: «Ну чего же вы, мусульмане, не можете поделить друг с другом?». В зале повисло гробовое молчание, которое было прервано звуком хлопнувшей двери. Это возмущенная Сильва Капутикян покинула зал в знак протеста.

В Ереване и Степанакерте (ныне Ханкенди) мы застали довольно мрачную картину. Люди были все хмурые, все ждали чего-то от ЦК.

- Но ведь ЦК КПСС был против насильственного изменения границ республик? В Москве понимали, что это приведет к межнациональным конфликтам на территории СССР…

- Да, ЦК КПСС был против, и эта позиция отражалась на редакционной политике газеты «Правда». Я и сейчас продолжаю считать, что межнациональные конфликты были одной из главных причин развала СССР.

- Вернемся к Вашей статье. В ходе ее подготовки Вы встречались с армянами в Нагорном Карабахе. Вы пытались узнать у них, что им не нравилось в Азербайджане?

- Они просто не хотели жить в составе Азербайджана. Говорили, что, мол, им не дают развиваться, что они чувствуют себя людьми второго сорта, что над ними довлеют азербайджанцы. Но, на мой взгляд, такое бывает в каждой многонациональной стране, поэтому, не думаю, что азербайджанцы что-то специально делали для того, чтобы армяне были недовольны. К тому же там была масса смешанных браков, вот им было тяжелее всего.

- Но при этом и первый секретарь обкома, и председатель исполкома, и прочее начальство в области были армянами. После Ханкенди Вы выехали в Баку?

- Да. В Баку я работал с Зауром Кадымбековым. Вообще же, об Азербайджане у меня самые светлые воспоминания. Меня очень хорошо принимали. В Баку я познакомился с Поладом Бюльбюльоглу, со многими писателями.

- Почему, на Ваш взгляд, в последующем Аракелян отказался от статьи, заявив, что не ставил под ней своей подписи и ничего не писал?

- Юра просто испугался. Когда вышла статья, я как раз находился в Карабахе. Примерно к 10.00 в Ереване и в Степанакерте начались волнения – люди прочитали статью в «Правде», которую они расценили, как направленную против армянского народа. Дошло до того, что прямо на улицах стали сжигать целые пачки того выпуска газеты «Правда», и выкрикивать в мой адрес, в адрес редакции и в адрес самого Аракеляна оскорбительные выражения. Спустя несколько минут дом Юры Аракеляна осадила толпа, требовавшая расправы над ним. Поэтому Аракелян и заявил, что он не причастен к статье «Эмоции и разум». Пришлось потом нам в «Правде» опубликовать его факсимиле, то есть, доказывать, что он все-таки был причем. В последующем он выпустил книжку, в которой написал много такого, чего не было на самом деле.

- А Вам самому не угрожали армяне?

- Угрожали (смеется). Меня за статью «Эмоции и разум» армяне даже внесли в «расстрельный список» - список лиц, подлежавших уничтожению. Если мне не изменяет память, то в том списке я шел под номером N 6. Из-за этого в Москве мне даже выделили вооруженную охрану, которая целую неделю меня сопровождала повсюду. Потом я узнал, что пару людей из того списка – двух советских офицеров – преступникам удалось расстрелять.

Помню, как в Ереване требовали расправы надо мной. Там толпа на площади скандировала «Смерть Овчаренко». А я стоял неподалеку и смотрел на происходящее. Благо, меня в лицо мало кто знал. Стоявший рядом со мной мой товарищ из «Правды» по фамилии Оганян тихо сказал мне на ухо: «Жора, две бутылки или я тебя сейчас сдам толпе». Это была шутка, конечно, но мне тогда было совсем не до шуток. Почему-то до сих пор считается, что та статья была проазербайджанской. Хотя, я просто старался не становиться на чью-то сторону, оперируя лишь фактами.

- Легко ли было опубликовать статью «Эмоции и разум»?

- Не легко. Мало кто знает, но статья пролежала в закрытом наборе почти месяц. Мы ведь писали ее в феврале, а опубликована она была лишь в марте. Я не знаю, по каким причинам ее не хотели публиковать, нам ведь об этом не сообщало высокое начальство.

Бахрам Батыев

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 09 мар 2015, 01:29
smersh70
Изображение
Фотография карабахского негра, сделанная Джорджем Кеннаном в 1870 году, из Библиотеки Конгресса США.

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Добавлено: 09 мар 2015, 21:50
smersh70
Изображение
Азыхский памятник

Азербайджан является одним из самых древних человеческих поселений. Это подтверждает Азыхская пещера, обнаруженная в Карабахском регионе Азербайджана. Пещера находится на расстояние в 14 км от Физулинского района. Обнаруженные азербайджанскими учёными во главе с Мамедали Гусейновым в 1968-м году в этой пещере останки нижней челюсти первобытного человека доказывают существование жизни в этом регионе за 350-400 миллионов лет до н.э. Этот первобытный человек прозван учеными как «Азыхантроп». Это четвертая находка в мире. Здесь также обнаружены остатки кострищ и примитивного жилища возрастом в 700,000 лет. Метки на обнаруженном черепе медведя свидетельствуют о том, что Азыхантропы верили в тотемы. Словом, Азыхская пещера содержит много информации о каменном веке Азербайджана и его карабахского региона в частности.

Азыхская пещера находится на левом берегу реки Гуручай (Сухая река), расположенной на юго-восточном склоне гор Малого Кавказа на юго-западе Азербайджана. Пещера находится на территории Физулинского района. С сожалением должны отметить, что пещера, являющаяся одним из древнейших мест проживания первобытного человека, с 1993-го года находится под армянской оккупацией и о её дальнейшем состоянии нет никакой информации.
Площадь Азыхской пещеры составляет 800 км2. Здесь обнаружены 8 коридоров общей протяженностью до 600 метров. Высота некоторых коридоров достигает 20-25 метров. Азыхская пещера является самой большой пещерой из обнаруженных на Кавказе.
Мировая общественность обладает очень скупой информацией об Азыхской пещере, т.к. в советский период ученым исследовавшим эту пещеру, пишущим доклады и статьи об истории и строении этой пещеры не давали возможности обмена информацией с зарубежными коллегами. Результатом этого является ситуация в которой миру мало что известно об Азыхской пещере – одного из древнейших поселений первобытного человека.

Население региона в котором была обнаружена Азыхская пещера знала о местонахождении пещеры, но не имело никакой информации о месте этой пещеры в Мировой истории. Население воспринимало эту пещеру не более чем странное и опасное место обитания драконов и других мифических существ. Эти поверья обычных граждан стали причиной избегания посещения этой пещеры.

В 1960-м году экспедиция, возглавляемая Маммедали Гусейновым, открыла Азыхскую пещеру. В 1968-м году плодом усердных и долгих раскопок Азыхской пещеры М.Гусейновым стал обломок нижней челюсти древнего человека Неандертальского типа. Исследования этого обломка челюсти показали, что возраст находки составляет 350-400 тысяч лет.

Один из маляров на челюсти сохранился неповрежденным, другой частично сломан. Ученые считают, что владелицей кости является девушка примерно 18-и лет. Этот возраст считался старческим для того периода, т.к. средняя продолжительность жизни была 20-22 года. После обнаружения такой ценной находки, интерес к пещере сильно возрос. Спустя небольшое время в пещере были обнаружены примитивные орудия труда датируемые эпохами Палеолита и Мезолита. Некоторые ученые утверждают, что возраст этим находкам 1–1,5 миллиона лет. По мнению специалистов, челюсть найденная в Азыхской пещере четвертая в мире по возрасту. Археологические находки более древнего возраста были найдены в Танзании, Кении и Франции. Этого факта достаточно для утверждения того, что Азербайджан занимает важное место среди мест проживания первобытного человека.


Поселенцы Азыхской пещеры занимались охотой. Этому доказательством являются найденные в пещере кости зверей 45 видов, некоторые из которых давно вымерли. Но среди костей есть экземпляры, принадлежащие древнему медведю и оленю. Некоторые ученые считают, что медведь для жителей Азыхской пещеры был объектом поклонения. Это утверждение объясняют обнаруженными черепами медведя, выстроенными в ряд. С этим связывают и само название пещеры, т.к. «Азых» у древних тюрков означает «медведь».
В Азыхской пещере также обнаружены останки кострищ, окаймленные камнями. Ученые делают такие выводы, что из 5 обнаруженных кострищ не все служили приготовлению пищи. Некоторые из них использовались для поддержания в пещере огня. Вокруг одного из кострищ была в форме полумесяца возведена стена толщиной в 30 см. Стена предназначалась для укрытия места жительства от огня.
Все вышеперечисленные факты подтверждают факты, что Азербайджан является местом жительства одного из самых древних жителей планеты.

http://garabagh.net/content_117_ru.html#sthash.4vHas8." onclick="window.open(this.href);return false;.
ИзображениеИзображение