Hərbi portal

Ya Qarabağ, Ya ölüm
Текущее время: 17 авг 2018, 02:45

Часовой пояс: UTC+05:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 62 сообщения ]  На страницу Пред. 1 2 3 4 5 6 7 След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 23 апр 2015, 17:16 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075

Карабахская хроника
_______________

14 мая 1805 г. - Карабахское ханство входит в состав Российской империи. Российский ученый Н.Дубровин так описывает его географи­ческое положение: ‘‘Карабагское ханство ограничено: с севера Ганжою, Шекою и Ширваном; с восто­ка Муганской степью; с юга и юго-востока р.Араксом; с запада Нахчыванским ханством и частью Эриванской области. Изобилуя лесами, Карабаг получил от них и свое на­звание, означающее на татарском языке черный сад" (Дубровин Н. История войны и владычества рус­ских на Кавказе. - СПб., 1871, том 1, книга II. Закавказье, с. 325-326). Архивные документы свидетельст­вуют о том, что Карабахское ханство присоединилось к России как подлинно азербайджанское ханство с точки зрения преобладавшего на его территории азербайджанского населения и азер­байджанской принадлежности правивших в нем феодальных элит (ханской семьи, владельцев крупных земельных угодий, духовенства и т.д.). Карабахскому хану Ибрагим Халил-хану (1763-1806) принадлежала большая часть сел, имущества, садов и пашен ханства, что было подтверждено и видными представителями армянской знати Карабаха в кабале (удостоверяющем документе) 11 сентября 1798 г. Дан­ные владения и села названы в кабале "наследием хана и его род­ственников" (История Азербайджа­на по документам и публикациям. Баку, 1990, с.55-56). Азербайджан­ская принадлежность ханства под­тверждается также текстом преам­булы проекта Трактата от 14 мая 1805 г., где констатируется "вступ­ление Ибрагим-хана Шушинского и Карабахского со всем его семейст­вом, потомством и владениями в вечное подданство Всероссийской Империи" (Акты Кавказской архео­графической комиссии", Тифлис, 1868, т.2, с.705). Население ханства, преимущественно азербайджанское, составляло на тот период 10000 се­мей. Описывая географию и исто­рию этого региона, русский ученый Н.Н.Шавров, непосредственно при­нимавший участие в мероприятиях кавказской администрации по коло­низации закавказских территорий, отмечал, что "оседлое-же тузем­ное население, принадлежащее к татарскому Адзербейджанскому племени, располагалось с давних времен вдоль берегов Куры и Аракса и около Талышинских гор" (Издание русского собрания. Н.Н.Шавров. Новая угроза русскому делу в Закав­казье: предстоящая распродажа Мугани инородцам. СПб., 1911, с.37).

22 мая 1805 г. Командующий царскими войсками на Кавказе Цицианов в своем рапорте №19 от 22 мая 1805 г. писал, что по своему географическому положению Карабах является воротами Азербайджана, а также Ирана. Он предлагает про­явить особое внимание удержанию и укреплению этого края и начинает реализацию долгосрочной политики колонизации края. Начинается дли­тельный период поэтапного пересе­ления армян из Ирана в Карабах (Глинка С. Н. Описание переселе­ния армян Аддербиджанских в пре­делы России. М., 1831).

1810 г. По официальным дан­ным, в Карабахском ханстве было на этот период до 12 тысяч семей, в т.ч. 9500 азербайджанских и 2500 армянских (Присоединение Восточ­ной Армении к России. Том 1, Ере­ван, 1972, с.562).

24 октября 1813 г. Гюлистанский договор (трактат) оформляет вхождение Карабахского ханства в состав Российской империи.

1822 г. - Карабахское ханство ликвидировано, на его месте образо­вана одноименная провинция. И первый документ, сообщающий подробные сведения об этническом со­ставе населения Карабаха - Налоговый реестр Карабахской провинции ("Описание Карабахской провин­ции, составленное на 1823 г. по рас­поряжению главноуправляющего в Грузии Ермолова действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым 2-м" - Тифлис, 1866). Согласно данным ре­естра, в провинции имелся один го­род - Шуша, и около 600 сел (450 азербайджанских и 150 армянских), в которых проживало около 20 000 семей или около 90 000 жителей (Таблица №1).

1825-1826 гг. - в ходе русско-иранской войны в Карабах переселя­ются 18 тысяч армянских семей, об­разуются новые деревни - Марагалы, Джанйатаг, Йухары Чайлы, Ашагы Чайлы и др. По данным рус­ского этнографа и историка Зе­линского, за исключением населе­ния трех зангезурских деревень, жители всех армянских деревень являются пришельцами из при­граничных провинций Ирана - Карадага, Гермели, Хоя и Салмаса (Зелинский С.П. Экономический быт государственных крестьян Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии. Тифлис, 1886 г., с.10).

10 февраля 1828 г. между Рос­сией и Ираном подписан Туркменчайский мирный договор, положив­ший начало организованному пере­селению армян из южно-азербайд­жанских ханств Персии в Закавка­зье. Уже 9 марта, как отмечает русский писатель С.Н.Глинка (1775­-1847), "армяне из различных селе­ний, смежных Туркменчаю, двину­лись в Карабах" (Глинка С.Н. Указ. раб., с.48). Процесс переселения ар­мян был частью колонизационной политики царизма и предусматри­вал, что "умножение водворенного христианского соплеменного народа может поставить на рубеж России надежный оплот к отражению неприязненных действий сопредельных жителей оной, особенно Турок, Персиян и Горцев" (Там же, с.93).

26 февраля 1828 г. Карабах становится основным направлением армянской иммиграции: "Неожи­данный прилив народа в области вновь завоеванные, произвел в них недостаток в хлебе. В это время Лазарев (этнический армянин, на­значенный Паскевичем 26 февраля ответственным за процесс переселе­ния персидских армян в Закавказье - прим. авт.) получил предписание стараться направить путь пересе­ленцев вместо Ханств Нахичеван­ского и Ериванского, в Ханство Ка­рабах, где по предположениям ожи­дали, что есть запасы изобильные и надежные" (Там же, с.87).

21 марта 1828 г. Согласно Указу российского императора Николая I, были упразднены азербайджанские Нахчыванское и Ираванское ханства и на их ме­сте образована новая администра­тивная единица под названием "Армянская область", в 1849 г. переименованная в Эриванскую губернию.

30 марта 1828 г. в Иранском городе Урмия и других городах в южно-азербайджанских ханствах Персии, где компактно проживали армяне, распространено обращение к армянам полковника Лазарева: "По доверенности ко мне армянско­го народа, подолгу обязанности, возложенной на меня Главнокоман­дующим нашим, объявляю вам, что великодержавный Монарх Россий­ский дает желающим переселиться надежное, спокойное и счастливое убежище в Его государстве. В Эриване, Нахичевани и Карабахе, где сами изберете, получите вы в изо­билии хлебородную землю, отчас­ти засеянную, коей десятая только часть обрабатывается в пользу казны" (Там же, с.108).

18 июня 1828 г. завершается первый - официальный - этап переселения армян: "Вот беспристрастное и точное описание переселе­ния армян Аддербиджанских в нед­ра России: в три месяца более 8000 семейств перешли за Аракс. На вспоможение им и на непредвиденные расходы выдано 14000 червон­цев и 400 руб. серебром. Со столь ограниченными издержками Лаза­рев присовокупил к России около 40000 новых подданных... они с но­вым рвением охотно будут содей­ствовать к общей промышленности нового своего отечества" (Там же, с. 92). Сам Лазарев в своем отчете приводит цифру 8249 семейств (Там же, с.131). Далее начинается про­цесс иммиграции на территорию Ка­рабаха турецких армян: "В последу­ющее время переселение Турецких Армян в пределы России есть след­ствие и продолжение первоначаль­ного переселения Персидских Аддербиджанских армян" (Там же, с. 141).

10 июля 1828 г. Из письма А.С.Грибоедова, назначенного 15 ап­реля 1828г. полномочным министром России в Персию, К.К.Родофиникину: "Хойская провинция еще за­нята нашими войсками, и более 8000 семейств армянских переселены уже по сю сторону Аракса, остальные вслед за ними вслед выводятся" (Грибоедов А.С. Полн. собр. соч. в 2­х т., Изд-во "Правда", М. 1971, т.2, с. 300). Эта цифра подтверждается дан­ными, приводимыми Зелинским, ко­торый указывает на переселение 8.249 армянских семей, размещен­ных в Ираванской губернии, Кара­бахской провинции и Шемахинском уезде (Зелинский С.П. Указ. раб., с. 10).

7 сентября 1828 г. В Тифлисе опубликован подготовленный Гри­боедовым "Проект учреждения Рос­сийско-Закавказской компании", на­правленный на преобразование данного края, проект касался и положе­ния армян-переселенцев: "Ниже­подписавшиеся почитают долгом при сем коснуться армян, вновь пе­решедших в российские пределы из-за Аракса. Многочисленная сия эмиграция, хотя побужденная вами Тюркменчайского трактата, но при подписании оного никак не могла быть предвидена ...Исполнена же она была в первые четыре меся­ца по замирении; ничего не было и не могло быть приготовлено к их при­нятию. Для сего денежных пособий недостаточно; собственное их не­знание края, для них нового, может быть для них гибельно; перемена воздуха из знойного в суровый, при возвышенной полосе наших об­ластей и наоборот, все сии затруд­нения могут еще продлиться" (Гри­боедов А.С. Указ. собр. соч., т. 2, с. 94).

Сентябрь 1828 г. Направляясь из Тифлиса в Тебриз и пересекая но­вую российско-иранскую границу, Грибоедов отправляет главнокомандующему Кавказским корпусом И.Ф.Паскевичу "Записку о переселе­нии армян из Персии в наши облас­ти": "Вашему сиятельству угодно было узнать достовернее через меня о способах, которые приняты к пе­реселению армян из Адербейджана, и о нынешнем их водворении в наших областях. Вот истина по сему пред­мету, как она мне известна. Полк.Лазарев почитал себя главным побу­дителем этой эмиграции. Деятельными орудиям при переселении были: князь Аргутинский, Гамазов, а дру­гие подчиненные офицеры действо­вали уже под их влиянием. Полк.Ла­зарев помышлял только о сочинении прокламаций, довольно неуместных, между прочим о формировании ре­гулярного армянского ополчения, полагая даже включить в круг сво­их замыслов, хотя благонамеренно, но необдуманно, и самый Карабах и прочие области, имеющие свое на­чальство и где особенной власти от давно учрежденных не могло быть допущено... Армяне большею частью поселены на землях помещичьих мусульманских. Летом это еще можно было допустить. Хозяе­ва, мусульмане, большею частью на­ходились на кочевьях и мало имели случаев сообщаться с иноверными пришельцами... Переселенцы нахо­дятся сами в тесноте и теснят му­сульман, которые все ропщут и основательно... Много должно ожидать от старания тех, которые ны­не заведывают водворением при­шельцев, особенно от кн.Аргутинского... Так же мы с ним немало рас­суждали о внушениях, которые должно делать мусульманам, чтобы помирить их с нынешним их отягощением, которое не будет долго­временно, и искоренить из них опа­сение насчет того, что армяне за­владеют навсегда землями, куда их на первый раз пустили. В том же смысле говорено мною и полицмей­стеру, членам правления и ханам, ко­торые у меня здесь были" (Грибоедов А.С. Там же, с. 339-341). Совре­менный российский автор Е.Н.Цимбаева, исследователь жизнедеятель­ности А.С.Грибоедова, в первой в России научно-художественной био­графии гениального создателя "Горя от ума" отмечает: "Переселение армян из южного Азербайджана ус­троили так плохо, что в Нахчыванской области в разных ее частях на каждых двух старожилов приходи­лось не менее одного переселенца. Естественно, край не мог выдержать такого наплыва людей, кото­рым требовались жилье, питание и которые, к негодованию местных, по трактату освобождались от на­логов на шесть лет. Грибоедов пред­ставил генералу (Паскевичу - прим. авт.) точнейшие сведения и потре­бовал, чтобы до зимы часть се­мейств вывели к северу (к северу от Нахчывана лежал Карабах - прим. авт.), где их готовы принять, где им есть работа; в противном случае новые провинции России окажутся на грани голодного бунта. В Нахиче­вани его обступили беки и султаны, справедливо ропща на разные при­теснения и требуя немедленной по­мощи. Отговориться было нечем" (Цимбаева Е.Н. Грибоедов. М., 2003, серия ЖЗЛ, выпуск 827, с.488). Ин­тересно, что в этой книге впервые в российской истории рассматривает­ся - в качестве одной из основных - версия причастности персидских ар­мян к убийству великого русского по­эта (Там же, с.531-532).

1828-1830 гг. В соответствии с Туркменчайским договором (статьи 14 и 15) и Адрианопольским мирным договором между Россией и Турцией в Закавказье из Ирана и Турции пе­реселяется - по утверждению рус­ского историка и этнографа Н.Н.Шаврова - около 200 тысяч армян: "Нашу колонизационную деятельность мы начали не с водворения в Закавка­зье русских людей, а с водворения инородцев... После окончания войны в 1826-1828 гг., в продолжение двух лет, с 1828 по 1830 г. мы переселили в Закавказье свыше 40.000 персид­ских и 84.000 турецких армян и во­дворили их на лучших казенных зем­лях в губерниях Елисаветпольской и Эриванской, где армянское население было ничтожно, и в Тифлис­ской. Для поселения им было отве­дено более 200.000 десятин казен­ных земель и куплено было более, чем на 2.000.000 руб. частновла­дельческих земель у мусульман. Нагорная часть Елисаветпольской гу­бернии (нынешний Нагорный Кара­бах - прим. авт.) и берега озера Гокчи (нын. озеро Севан - прим. авт.) заселены этими армянами. Необ­ходимо иметь ввиду, что за 124.000 армян, официально переселенных, переселилось и множество неофи­циальных, так, что общее число переселившихся значительно пре­вышает 200.000 человек. После Крымской кампании опять вселяет­ся некоторое число армян, в точнос­ти не зарегистрированное" (Изда­ние русского собрания. Шавров Н.Н. "Новая угроза русскому делу в За­кавказье. СПб., 1911, с. 59).

1836 г. Царские власти прини­мают решение о ликвидации албан­ского христианского патриаршест­ва, албанской автокефальной церк­ви, действовавшей на территории Карабаха, и передачи его имущества армянской церкви. В условиях поте­ри церковной самостоятельности и продолжавшегося массового заселе­ния армянами карабахского региона (территория бывшей Кавказской Ал­бании), в этом регионе начинается процесс григорианизации (арменизации) местного христианского на­селения (потомков кавказских албан), албаны Арцаха стали считаться армянами. Позднее этот факт был признан и армянскими учеными. В вышедшей в 1916 г. в Петрограде книге историка Б.Ишханяна отмеча­ется, что "армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, частью явля­ются аборигенами, потомками древних албанцев, а частью бе­женцами из Турции и Ирана, для которых азербайджанская земля стала убежищем от преследова­ний и гонений" (Ишханян Б. Народ­ности Кавказа. Петроград, 1916). Несмотря на процессы арменизации, значительная часть христианского населения провинции сохраняла ал­банское этническое самосознание, что проявилось позднее - в ходе пе­реписи населения Закавказья в 1886 г., которая выявила 7.301 удина, проживающего в этом регионе ("Кавказский календарь на 1901 г.", с.50-51). Иными словами, часть хри­стианского населения карабахского региона по-прежнему идентифици­ровало себя с удинами.

1840 г. - Карабахская провин­ция превращена в Шушинский уезд и включена в состав Каспийской (Хазарской) провинции.

1845 г. В Тифлисе Канцеляри­ей кавказского наместника издан "Кавказский календарь на 1846 г.", ставший первым выпуском издавав­шегося канцелярией в течение 1845-­1917 гг. "Календаря" и служивший основным - после всероссийской переписи - важным источником дан­ных по текущей численности насе­ления Кавказского края Российской Империи. В "Календаре" отмечает­ся, что "самое многочисленное пле­мя за-Кавказом есть Мусульман­ское, состоящее преимущественно из Татаро-Турков, в нем считается 675,000 душ, затем Грузин и Имере­тин около 490,000, Армян до 200,000 душ". Автор данной справки отмечает также, что "мусульмане зажиточнее других", и что они бы­ли "в прежние времена господству­ющим в крае народом" (Отделение третье, Народонаселение, с.137). Об­ратим внимание на то, что послед­няя цифра совпадает с данными Н.Н.Шаврова о переселении в регион до Крымской кампании (1853-­1856) 200.000 армян и подтверждает его тезис о том, что в Эриванской и Елисаветпольской (в том числе и в Карабахе) губерниях "армянское население было ничтожно" в 1826-1828 гг., не говоря уже о более ранних периодах.

1864-1876 гг. Продолжается переселение армян в Закавказье: "Период с 1864 по 1876 г. ознаменовывается нашей усиленной деятельностью по заселению Черноморско­го побережья армянами и грека­ми..." (Шавров Н.Н. Указ. раб., с.59). К этому времени армянские круги в Закавказье укрепились настолько, что выступают против любых попыток изменить демографическую ситуацию в регионе, включая переселение в этот регион рус­ских: "С 1864 года пробудилась на­ционалистическая деятельность армян и грузин, переполнявших кав­казскую администрацию.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 26 июн 2015, 19:53 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075


Худаферинские мосты

Худаферинские мосты — монументальные средневековые сооружения, связывающие северный и южный берега реки Араз. Мосты находятся в Джебраильском районе Азербайджана (ныне оккупирован армянскими вооруженными силами) в селении Гумлаг на границе с Ираном. До наших времен здесь сохранились два моста – большой и малый.

Большой мост, имеющий 15 пролётов, по своим архитектурным особенностям относится к XII веку. По мнению ученых, скорее всего он был возведен на месте более древнего сооружения. Общая длина моста составляет 200 метров, ширина 4,5 метра. Все пролёты моста сооружены из кирпича, в то время как его основания сделаны из речного камня.

Второй, малый Худаферинский мост, имеет 11 пролётов. Он расположен чуть выше по течению. Этот мост полностью построен из камня и облицован большими каменными плитами. Длина моста 130 метров, а ширина 6 метров. Его основанием, как и в первом случае, служат выступающие из реки скалы.

Мосты расположены на расстоянии 800 м друг от друга. Один из них, 15-пролётный, находится в рабочем состоянии; второй, 11-пролётный — разрушен (сохранились только три средних пролёта), и в народе его называют «сыныг кёрпю» («сломанный мост»). Несмотря на малое число пролетов и сравнительно небольшую протяженность, благодаря использованным строительным материалам и архитектурной форме «сыныг кёрпю» даже в разрушенном состоянии производит более сильное впечатление. Этот мост, как и многие античные памятники, величественен и грандиозен даже в руинах.

Учёные задавались вопросом: почему при существующем 15-пролётном мосту, был сооружён (а точнее — восстановлен из старых остатков) также новый 11-пролётный? Его восстановление происходило уже в XIII веке — в эпоху Ильханидов и связывается с перемещением огромных людских масс в тот период. Дело в том, что боевые действия Государства Ильханидов с Золотой Ордой происходили на территориях, расположенных на северном берегу реки Араз, и поэтому возникала необходимость переправлять многочисленные войска.

Худаферинские мосты являются выдающимиcя памятниками архитектуры и свидетелями исторического прошлого Азербайджана. Они привлекали внимание историков и путешественников в течение ряда веков, являлись одним из основных узлов Великого Шёлкового пути.

Судьба Худаферинских мостов, находящихся в плену у армянских террористов, должна заинтересовать всю мировую общественность и их охраной должны заняться международные организации.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 23 июл 2015, 01:54 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075
В Агдаме обнаружен жилой дом, которому 8000 лет

Древнее место обитания обнаружено на холме Исмаилбей, на котором уже 4 сезон ведутся раскопки. По словам руководителя археологической экспедиции Хагани Алмамедова найденные при раскопках обломки дают основание предполагать, что обнаруженные здесь дома по архитектурному стилю не соответствуют кавказской археологии.

Во время раскопок из жилого дома высотой 3,40 метра и диаметром 5,4 метра найдены также 4 хозяйственных кувшина, 1 детская могила и 200 пращевых камней (sling stone).

В интервью АПА Х.Алмамедов сказал, что с места раскопок взяты различные пробы. Установлен возраст памятника, который относится к 5700 году до нашей эры.

Археолог также отметил, что в течение 4 сезонов раскопок на холме Исмаилбей исследовано 400 квадратных метра площади и здесь найдены важные для кавказской археологии экземпляры.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 27 июл 2015, 00:48 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075

О попытках России создать армянское государство на территории Карабахского ханства

Во второй половине XVIII столетия одним из сильных ханств Азербайджана было Карабахское ханство. В указанный период Карабахское ханство отличалось от других ханств тем, что на ее территории проживали христианские мелики. Некоторые из этих христианских меликов, которым покровительствовала Россия, начиная со времен Панах хана с одной стороны мешали централизации внутри ханства, а с другой стороны старались расшатать независимость ханства, помогая зарубежным силам в организации и реализации атак на карабахское ханство (Гарабагнаме, I том, 1989, с. 36-37).

В 80-х годах XVIII столетия использование «армянской карты» вышло на первый план в реализации захватнической политики правительства Екатерины II на Южном Кавказе. В попытках создания армянского государства на территории Карабаха, реализации армянами их грязных идей, создании связей с зажиточными армянами, священниками активная роль принадлежала русским военным А.Суворову, Г.Потемкину и П.Потемкину. Российское правительство назначило Г.Потемкина главнокомандующим на Кавказе, а его близкого родственника П.Потемкина начальником кавказской линии защиты. Согласно приказу от 6 сентября 1782 года Г.Потемкин должен был «… свергнуть шушинца Ибрагим хана и создать в Карабахе независимую армянскую область под покровительством России» (О.П.Маркова. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII веке. М.1966, с.160).

Из «письменного запроса, состоящего из 13 пунктов» и отправленного 21 декабря 1782 года от имени П.Потемкина армянскому архиепископу И.Аргутинскому становится ясно, что генерал готовится к нападению на Карабахское ханство. В 10 пункте своего запроса он писал: «Где находится крепость, в которой укрепился хан Шуши, каковы ее окрестности, как можно приблизиться к этой крепости, и прошу дать мне информацию о дорогах, ведущих к этой знаменитой и считающейся неприступной крепости и др.» (А.Р.Ионннисян. Россия и армянское освободительное движение в 80-х гг. XVIII века. Ереван, 1947. Док.3, с.206).

С целью реализовать этот план Г.Потемкин 6 апреля 1783 года писал командующему на Кавказе в секретном приказе: «Шушинец Ибрагим хан должен быть свергнут, потому что в будущем Карабах будет армянской провинцией, не зависящей ни от кого, кроме России. Используйте все возможные средства для создания этой новой области. Таким образом, армяне, проживающие в других областях, будут стекаться сюда» (А.Р.Ионнисян. Указанный труд, с.68). Ясно, что правящие круги России, планируя создание всех условий для будущей «армянской провинции Карабаха», стремились к своей основной цели – массовому переселению армян в Карабах с тем, чтобы при необходимости использовать их в своих целях.

Если учесть то, что в тот период международная ситуация была неблагоприятной для Ибрагимхалил хана (Османская империя, проигравшая в войне с Россией, уже не могла защищать Азербайджанские ханства), ему, хорошо понимавшему опасность, приближающуюся к Карабахскому ханству, не оставалось ничего другого как прибегнуть к политическому маневру. 6 апреля того же года П.Потемкин получил от Ибрагимхалил хана письмо, уведомляющее о том, что он « давно имеет желание стать верным подданным Российского трона и императрицы, которая обладает безграничной щедростью» (А.Р.Иоаннисян. Указанное произведение, с.71-72). Екатерина II, ознакомившись с обращением хана Карабаха заявила, что если нет каких-либо препятствий или сомнений в отношении перехода Ибрагимхалил хана в подданство России, с ним можно заключить договор аналогичный тому, который был заключен с Ираклием II о подданстве (Сборник Русского исторического общества. т.XXVII, с.256).
Последующий ход событий показывает, что после этого дальновидного, дипломатического шага Ибрагимхалил хана, Г.Потемкин на какое-то время отказался от намерения свергнуть его. 19 мая 1783 года в своем секретном письме князь, признаваясь писал: «выражение покорности шушинским Ибрагим ханом и его просьба о принятии в подданство России предотвратило падение ханства» (Г.П.Бутков. Материалы для новой истории Кавказа. с 1722 по 1803. SPb, 1896, т. III, с.170).

Но, несмотря на то, что князь Г.А.Потемкин поменял свой приказ от 6-го апреля о свержении Ибрагимхалил хана, и, дав неопределенный ответ на обращение хана, он с одной стороны, не упускал из рук возможность использовать Карабахского хана против хана Кубы, а с другой стороны, скрытно продолжал политику «приголубливания армян».

19 мая Г.Потемкин писал Екатерине II: «Как только создастся благоприятная ситуация необходимо подчинить Ибрагим хана, а его область передать национальному правительству (имеются в виду христианские мелики – Г.Н.). И этим согласно вашему обещанию и с моей помощью будет создано христианское государство для армян» (А.Р.Иоаннисян. Указанный труд, с.74; Г.Бутков. указанный труд, 2-й том, с.142).
В мае 1783 года князь Г.Потемкин отдал следующий приказ генералу П.Потемкину: «Под высшим покровительством России…необходимо лелеять армян для того, чтобы создать сильное христианское государство на территории Карабаха» (Г.П.Бутков. Указанный труд, 3-й том, с.170).

Посланное агентом России Рейнегсом «письмо, сообщающее о лишении власти Ибрагим хана в результате нашествия русских войск и о «восстановлении армянского царства», посланное мелику Абову, попало в руки Карабахского хана» (Г.Езов. Сношение Петра Великого с армянским народом. СПб, 1898). Используя свое дипломатическое мастерство, Карабахскому хану удалось доказать предательскую позицию меликов и сломить их сопротивление.

Ибрагимхалил хан, понимавший, что русские не отказались от мысли заполучить Карабах и попросту решили выиграть время, собрал около тысячи близких людей и начал укреплять крепость Шуша (А.Р.Иоаннисян. Указанный труд, с.79).

Кроме того, П.Потемкин желал, чтобы Ираклий II посоветовал Ибрагимхалил хану послать своих приближенных к генералу. Похоже, что русское командование хотело через Ираклия II оказать давление на Карабахского хана и заставить хана отказаться от военной подготовки. В итоге, 6 февраля 1784 года посланник Ибрагим хана Мирза Вели, прибывший в Тифлис, привез с собой обращение хана, написанное к Екатерине II. В том письме, Ибрагим хан наряду с изъявлением желания о переходе в подданство России, желал получить ответ на вопрос о том, что «если хан примет подданство России, будут ли даны какие-либо гарантии того, что никто не будет вмешиваться в его внутренние дела и управление его имениями, а также будет ли оказана помощь в борьбе против врагов?» (А.Р.Иоаннисян. Указанный труд, с.98). Из этого вопроса Ибрагимхалил хана становится ясно, что в тот период хан уже знал о готовящемся против него Салибском походе и предпринимал действия, чтобы предотвратить этот поход.

Немногим позже Ибрагимхалил хан предпринимает более решительный шаг. Так, в мае 1784 года один из доверенных лиц Ибрагим хана – Гаджи Исмаил отправился в Тифлис и поставил такой вопрос перед ИраклиемII: «Если хан примет подданство России, то может ли он (Ираклий II – Г.Н.) дать гарантии, что какая-либо часть его имений не будет отделена и передана кому-либо другому?» (А.Р.Иоаннисян. Указанный труд, с.101).
С целью предотвратить коварные намерения некоторых христианских меликов, Ибрагимхалил хан, используя свое дипломатическое искусство, старался сохранить взаимные связи с Россией. В июле 1784 года визирь хана Муса Султан пришел к князю Потемкину и был послан оттуда в Петербург. В Петербурге Мусе Султану был оказан почет такой же, какой оказывали послу большой страны (О.П.Маркова, Указанный труд, с.184). Видимо, Российское государство приняло во внимание влияние Ибрагимхалил хана и мощь ханства, а также действовало осторожно в дипломатических отношениях с Ибрагимхалил ханом, так как желало перетянуть на свою сторону Азербайджанские ханства в отдельности.

В тот период за счет дипломатического искусства Ибрагимхалил хана намерение создать на территории Карабахского ханства армянское государство не реализовалось.

Гюнтекин Наджафлы
Доктор исторических наук
«Карабах вчера, сегодня и завтра». Часть 2. Баку, 2009


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 26 сен 2015, 22:58 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075

Российская колонизация

На протяжении всей истории российское правительство вполне осознавало трудности покорения Кавказа. Возможно, за исключением финнов и поляков, народы Закавказья труднее всего поддавались русификации и абсорбции. Поскольку эти народы занимали гористую в основном местность и жили компактной массой, то им нетрудно было сохранять свой язык, обычаи и традиции. Имелся единственный эффективный способ реальной русификации Закавказья – колонизация.

Уже в XIX веке был проведен первый опыт подобного рода. Так, при наместнике князе Воронцове (1844–1854) проводилось систематическое внедрение русских в ряды закавказских народов. Однако государственных земель было недостаточно. Граф Паскевич щедро роздал их 124 тысячам армян, которые были переселены из Персии и Турции. В девяностых годах уже другая волна армян хлынула из Турции и заселила Закавказье. Осознавая, что оно может навсегда потерять возможность колонизации, российское правительство стало разрабатывать определенные планы в этом направлении…

Отрывок из книги Фируза Каземзаде «БОРЬБА ЗА ЗАКАВКАЗЬЕ (1917–1921)», CA&CC PRESS ® СТОКГОЛЬМ-2010, стр.32


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 26 сен 2015, 22:59 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075

Документ 61 . Телеграмма Иваницкого — комиссара провинций Турции, занятых по праву войны

61«Масса семейств армян-беженцев из тыла, большей частью русских подданных, переселяется в селения района Пассинской долины».

Гасан-Кала

Генералу Левандовскому,

Передаю телеграмму комиссара провинций Турции, занятых по праву войны: От временного комиссара Гасанкалинского округа Сперанского мной и Представителем особого Закавказского комитета получена телеграмма 18 мая №2691: последние две-три недели в селения района Пассинской долины переселяется масса семейств армян-беженцев из тыла, большей частью русских подданных, которые занимают самовольно

помещения коренных жителей-турок, помещения, отведенные для войсковых частей, а также пашни сенокоса, выгоняя местных жителей-турок. Рассеяние армян по селениям Гасанкалинского округа производится без ведома Окружного Комиссариата, препятствуя плану переселения эвакуируемого населения из района Огнот Эрзинджана. Прошу срочного распоряжения приостановить таковое переселение, организованное частными армянскими обществами, дав мне руководящие по сему указания. Сообщая это Штабу армии, по поручению особого Закавказского комитета прошу распоряжения воинским частям оказать комиссару Сперанскому должное содействие. 1862. Комиссар Иваницкий.

Командующий приказал оказать Комиссару Сперанскому содействие.

(РГВИА. Ф.2100. Оп.1. Д.1191. Л.40—40 об.)

По материалам книги «Армянский вопрос в 120 документах из российских государственных архивов» Перинчека Мехмет Бора. «Лаборатория Книги»-2011, стр.141-142


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 22 окт 2015, 00:28 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075
Продолжаем тему про дрефнейший армянский город Шушу. Предлагаем к просмотру список различных переписей населения, которая покажет как менялся этнический состав города.

Согласно «Описанию Карабахской провинции», составленному в 1823 году по распоряжению генерала Ермолова, в Шуше проживало примерно 1111 мусульманских и 421 армянских семей, т.е. мусульмане (главным образом азербайджанские тюрки) составляли 72.5% населения Шуши. Также нужно учитывать что после установления российского контроля многие азербайджанские тюрки бежали в Иран.

По данным Справочного энциклопедического словаря 1847 года, в крепости было около 10,200 жителей обоих полов (940 семейств татарских (то есть азербайджанских) и 770 армянских), т.е. на этот раз азербайджанские тюрки составляли всего 55% населения - резкое уменьшение доли мусульман.

По данным Кавказского календаря, в 1851 г. в городе проживало 12 724 постоянных жителей, из них армян 6 357., т.е. армяне уже составляют 49.9%. Всего за 28 лет доля армянского населения увеличилось вдвое.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона приводит следующие данные по этническому составу населения для 1883 года: 25 656 жит. (13 282 муж. и 12 374 жен.), в том числе 56,5 % армян и 43,2 % азербайджанских татар; остальные — русские и евреи. Как мы видим армяне уже выходят в большинство.

Согласно переписи 1897 года в городе проживали 25 881 человек, из них 14 356 — армяно-григориане и 10 809 — мусульмане, из последних 10778 составляли азербейджанские татары (тюрки). Доля азери-тюрков сократилось до 41%.

Согласно российским статистическим данным 1916 г., в Шуше проживало 43869 человек, из них 23396 составляли армяне (53 %) и 19121 — азербайджанцы (44 %).

В 1920 году войсками АДР под командованием Хосров-бека Султанова Шуша, как и весь Нагорный Карабах вернулся под контроль Азербайджана. Армянское население погибло или покинуло Шушу.

На момент 2009 года в Шуше проживает всего 3900 человек, 100% армяне....

На рисунке Северо-Западная часть Шушинской крепости, запечатленное знаменитым русским художником Верещагином


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2015, 17:38 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075
Президент: Если бы у Ханкенди было другое историческое имя, армяне бы его восстановили

Сегодняшняя Армения создана на исторических азербайджанских землях. Достаточно посмотреть карты, составленные в начале ХХ века царской Россией, чтобы все увидели, что названия у подавляющего большинства находящихся на территории сегодняшней Армении сел и городов имеет азербайджанское происхождение.

Вот это реальность. 70-80% жителей Эриванского ханства составляли азербайджанцы.

Я очень рад, что по моей рекомендации создана монументальная научная работа об Эриванском ханстве, переведённая на несколько зарубежных языков. Эти труды создаются на фактах, истине.

Как передает Oxu.Az со ссылкой на АзерТАдж, об этом заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев на общем собрании, посвященном 70-летнему юбилею НАНА.

Президент заявил, что Нагорный Карабах - это исконно Азербайджанская земля.

«Карабах, Ханкенди - азербайджанские слова. Я неоднократно говорил, что если бы у Ханкенди было бы какое-то историческое имя, армяне бы его восстановили.

Его назвали «Степанакертом» в честь главы банды армянских большевиков Степана Шаумяна. То есть, мы все это знаем, но и мир тоже должен знать.

Везде должны знать, что это наша земля, и мы имеем право там жить. Естественно, международное право защищает нашу позицию. Но вся мировая общественность должна знать, что вопрос не ограничивается одним международным правом.

Это наши исконные земли. Армяне были переселены в Нагорный Карабах и другие места в XIX веке из Ирана, Восточной Анатолии. С какой целью они были переселены, мы прекрасно знаем.

Мы должны распространить все это в форме книг, и таким образом доказать всему миру, что это наши исторические, исконные земли», - заявил президент Азербайджана.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 03 дек 2015, 01:09 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075
Каджары - Тюркско-кыпчакское огузское племя Каджаров, проживающее в Карабахе, так же как племена Афшаров, Караманлу, Баяты, Кенгерли, Зулькадар, Шамлу и других, сыграло заметную роль в этногенезе азербайджанского народа. Каджары жили, в основном, в северной части Азербайджана в районах Карабаха, Гянджи и Иривана. Видный азербайджанский историк Искендeр Бек Туркмен Мунши (1560-1634) в своем знаменитом труде "Тарих-и алам арайи Аббаси" пишет: "Карабах - красивейший край с гышлаками и яйлагами, чистым воздухом и сплошной зеленью.

Древние жители Карабаха - Каджары и родственные им племена вырастили здесь прекрасные сады". Память об этом сохранилась в названиях села около Физули (Каджар) и города в Зангезуре - Каджар (ныне Каджаран) и др. В настоящее время в гористой части Борчалы, входившей в свое время в Карабах, у Храмского ущелья в Восточной Грузии в селе Косалар проживает свыше 100 семей, носящих фамилию Каджар (Каджаровы). Часть из них приняла фамилии Мамедовы, Джафаровы и Садыховы. По словам косалинцeв, заложил село Искандер Каджар, бежавший сюда во времена переселения Каджаров Шахом Аббасом Великим в Иран. Аббас Гулу Ага Бакиханов пишет, что "на левом берегу реки Шамкир ниже развалин города и столпа, известного под именем Шамкирского, и поныне видно место жилищ их предков (переселенных Шахом Аббасом. - Ч.К.), называемое Мехти Бейли."


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА
СообщениеДобавлено: 29 дек 2015, 00:11 
Не в сети
пулеметчик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19
Сообщения: 71075
история образования Ханкенди(Степанакерт)
https://youtu.be/GnBb5CjnKRM
https://youtu.be/GnBb5CjnKRM
https://youtu.be/l1ih-zfi1H8
https://youtu.be/l1ih-zfi1H8


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 62 сообщения ]  На страницу Пред. 1 2 3 4 5 6 7 След.

Часовой пояс: UTC+05:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB