АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

Литература о Войне и ДСП.
Автор
Сообщение
Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 554 раза

АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#1 Сообщение Одиссей » 02 май 2014, 08:02

Пароходство на р. Куре


Статья Гасан-бека Зардаби (1842-1907) была опубликована в газете «Каспий» (№ 212), 3 октября 1899 г. Также напечатана в книге: Гасан-бек Зардаби. Избранные статьи и письма. Баку, 1962.


Ни в одной благоустроенной стране не найдешь такой сравнительно большой реки, как Кура, без пароходства; равно трудно встретить такие обширные степи, как Муганская, Мильская, Кюдринская, несмотря на свое плодородие, остающиеся ненаселенными. Еще бывший наместник кн. Воронцов захотел соединить пароходным сообщением устье р. Куры с г. Тифлисом, но, по исследованиям инженеров, это оказалось невозможным благодаря порогам, встречающимся на дне русла ее ниже г. Тифлиса. Поэтому тогда ограничились тем, что устроили пароходик, который доставлял из м. Сальяны в сел. Зардоб провиант. Затем перестали думать о пароходстве, которое ничего хорошего не сулило, и тогдашний правитель в шутку говорил, что на пароходах по Куре можно возить разве лихорадку сальянскую. Это мрачное время, когда на восточную часть Закавказья смотрели, как на страну зачумленную, продолжалось долго. Наконец, на каменистых и безводных полях Бакинского уезда забили фонтаны нефти, все с удивлением смотрели на это чудное явление природы. Финансовые дельцы быстро нажили миллионы, и тогда отовсюду потекли сюда капиталы и знание, и на месте бывшей административной ссылки закипела жизнь американской Калифорнии и Южноафриканского Трансвааля.

Эта бурная жизнь вызвала на свет Закавказскую железную дорогу, , таким образом, восточная часть закавказская соединилась с центром административного и прочих управлений, с г. Тифлисом; Баку, а вместе с ним и весь прикаспийский край возвысился, вырос в глазах начальства и поэтому, вскоре после открытия рельсового пути опять подумали о пароходстве по Куре, на этот раз от устья ее до железнодорожной станции Евлах. Нашли инженера путей сообщения, создали целый штат водомеров, очистителей карж; устроили баржи с каютами для рабочих, и флотилия очистителей русла от карж стала двигаться по Куре, поглощая ежегодно около 25 тыс. руб. казенных денег. На главных пунктах по Куре посадили постоянных водомеров, которые 3 раза в сутки производят измерение уровня, а сами начальствующие приступили к работе по очистке от карж сперва от ст. Евлах вниз по течению Куры. Поработал несколько лет и, как говорят, очистили около 100 с лишним верст… но оглянулись – опять на всем очищенном пространстве появились новые каржи. Как оказалось, они забыли около моста евлахского задерживать плывущие во время половодья Куры деревья, которые, падая на дно, образовывали каржи.

Тогда порешили начать работы снизу вверх, именно от м. Сальяны. Закипела опять работа, в особенности в те дни, когда приезжал в год или в два года раз ревизор; приобрели для доставки рабочим провизии пароходик «Куру» и быстро в несколько лет дошли до Джавада, т.е. до русского села Петропавловская. Тут начальство устроило себе стоянку: построили домик, завели паровую мельницу, и «Кура» стала возить по селам, расположенным по реке, муку и, обменивать ее на пшеницу, получая на каждый пуд 15 ф. прибавки. Конечно, такая работа «Куры» не могла тормозить работы по очистке, флотилия карж по-прежнему, хотя намного медленнее, двигалась вперед, а «Кура», забирая муку, в две недели раз доставляла рабочим провизию и мимоходом же обменивала свою муку на пшеницу. Вернувшись в Джавад, сдав там пшеницу, она снова брала муку для нижних жителей по реке и к сроку, когда нужно было с провизиею отправиться вверх, возвращалась на стоянку в Петропавловск.

Таким образом, работа по очистке была доведена до сел. Корпикенд, но тут встретилось маленькое препятствие. Какой-то старшина сел. Муллакенд, близ Джавада, видя, как видно работает паровая мельница, поставил у себя такую мельницу и за помол стал брать меньше. Тогда заправилы по очистке русла реки, махнув рукою, сбили в сторону свою мельницу. С тех пор «Кура» не так часто гуляет по р. Куре и больше заглядывает в Аракс, где господь бог на радость арендаторам рыбных промыслов указал Араксу новое русло и образовал громадные озера. На этих озерах «Кура» занимается перевозкою на ватаги обильно налавливаемой рыбы и зарабатывает около 2 тыс. руб. в месяц. А рабочие, где-то наверху тоже работают и, вероятно, скупают провизию, как до приобретения «Куры», у окольных жителей. А как они там работают – не знаем.

В заключение прибавим, что по р. Куре уже работают частные пароходы бакинца Велиева, некоторых крупных рыбопромышленников и рыбного управления, но срочного движения нигде нет.

М.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 554 раза

АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#2 Сообщение Одиссей » 28 июл 2014, 05:07

Сейчас эта тема актуальная?
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15852 раза

АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#3 Сообщение smersh70 » 28 июл 2014, 12:34

Одиссей писал(а):Сейчас эта тема актуальная?
нет конечно))))дамбы и ГЭС блокируют движение...последний паром около деревни Еникенд в Самухе,развалился в конце 80-х в связи со строительством Еникендской ГЭС....пароход маленький есть в Мингечауре..и то туристический...на него сесть опасно :mrgreen:

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 554 раза

АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#4 Сообщение Одиссей » 02 ноя 2014, 13:51

Очень интересный сайт: http://www.iriston.com/books/cuciev_-_e ... it_map.htm" onclick="window.open(this.href);return false;

По мере чтения буду здесь ставить интересные тексты оттуда. Вообще-то, любой сможет этого сделать. Там огромное количество архиинтереснейших тем.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15852 раза

Re: АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#5 Сообщение smersh70 » 02 ноя 2014, 14:43

обьем огромный,вот только начинка просто ужас...(что касается Нагорного Карабаха) :violence-hammer:

пахан
партизан
Сообщения: 334
Зарегистрирован: 10 мар 2017, 10:21
Откуда: оттуда

Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 89 раз

АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#6 Сообщение пахан » 24 ноя 2018, 22:30

Этнографическая карта бакинской губернии 1880-го года.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15852 раза

АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#7 Сообщение smersh70 » 08 фев 2019, 01:42

Баку и бакинцы 1900 года глазами французского барона -
Знаменитый французский ученый, археолог, антрополог и путешественник Жозеф де Бай (1853-1931) приехал в Российскую империю уже сложившимся ученым с богатым опытом ведения раскопок и многими опубликованными трудами.

Барон совершал археологические экспедиции по Центральной части страны, посетил Урал, Сибирь, Крым, Кавказ и Закавказье.

Кавказ Жозеф де Бай посещал много раз. В Закавказье, в различных губерниях и уездах Азербайджана, он был минимум три раза: в Баку и Елисаветполе – в 1900 г., в Эривани – в 1898 г.
Ниже его фотографии Баку и бакинцев, сделанные в 1900 г.:
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15852 раза

Re: АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#8 Сообщение smersh70 » 23 фев 2019, 03:13

Азербайджанский-тюркский язык как лингва франка от Багдада до Кабула (Эдвард Стирлинг, 1835)


«Знание персидского языка поможет путешественнику в этих странах; но тюрки́ имеет бесконечно большее значение. Я имею в виду не тот, на котором сейчас говорят в самой Турции, а тот, который является языком туркоманов [азербайджанских тюрков]. На этом языке говорят или понимают по всей Персии, особенно кочующие племена.»


On the Political State of the Countries between Persia and India. By E. Stirling, Esq. // The Journal of the Royal Geographical Society of London. Volume 5. ― London: John Murray, 1835, p. 299.
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15852 раза

Re: АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#9 Сообщение smersh70 » 15 янв 2020, 23:08

Азербайджанские тюрки в Афганистане, известные там под именем «кызылбаш»
«Разбросанными по городам живут кизилбаши — персианизированные турки-шииты; несмотря на свою малочисленность (менее 50 000 тыс.), они играют крупную роль в жизни страны, поставляя купцов, врачей, писцов и чиновников; они переселились в А. лишь в половине XVIII в.»
Новый энциклопедический словарь. — СПб.—Пг.: Изд-во Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1911—1916. — Т. 4: Аскания — Балюз. — [1911], с. 320.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15852 раза

Re: АТЛАС ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА

#10 Сообщение smersh70 » 15 янв 2020, 23:09

Некоторые сведения про азербайджанский язык
1. Азербайджанский тюркский язык(35-40 млн носителей) является вторым тюркским языком по распространенности после турецкого.
2. Как в азербайджанском так и в турецком языке нет понятия "турецкий язык" и "турки". Поэтому азербайджанский язык в Турции и Азербайджане называют "Azerbaycan türkçesi"(тюркский Азербайджана), а турецкий "Türkiye türkçesi"(тюркский Турции).
3. Городом с самым большим числом носителей азербайджанского языка является не Баку, а Тегеран. Этим языком там владеют до 4 млн человек. На втором месте Баку (2.8 млн), на третьем Тебриз (1.3 млн).
4. Официальной литературной версией языка является не бакинский диалект, а шамахинский.
5. Азербайджанский язык делится на северную(Азербайджан) и южную ветвь(Иранский Азербайджан, Нахичевань, выходцы из Армении) диалектов.
6. Азербайджанский язык до 1936 года назывался просто türkçe, термин был введен Сталиным для отдаления азербайджанцев от турков-капиталистов.
7. Турецкие лингвисты не считают этот язык отдельным, а считают единым с турецким языком, где за основу литературного взяли разные диалекты.
8. В азербайджанском языке практически нет исключений, громоздкого набора согласных в словах, труднопроизносимых звуков. Все строится на правилах. Подобная простота и универсальность послужила быстрому распространению языка в регионе.
9. В азербайджанском языке нет звонких и твердых согласных. Есть лишь полузвонкие и полутвердые.
10. В азербайджанском языке есть неопределенный артикль "bir(bi)". Определенный артикль стоит в конце в виде -i,ı,u,ü. Например, Papaq- bir papaq- papağı- шапка.
11. Азербайджанский язык был переведен на латиницу раньше турецкого на несколько лет, но перешёл на кириллицу, как и стал именоваться азербайджанским только в конце 30-х годов прошлого века. Полностью обратный переход был с 1991 по 2001 год.
12. Азербайджанский язык ближе к османскому турецкому, чем современный турецкий язык.
13. Турецкий и азербайджанский языки не имеют точных границ ареала распространения, так восточные диалекты турецкого (восточнее Анкары) куда ближе к литературному азербайджанскому, чем к литературному турецкому. Для сравнения Ben gidiyorum(Стамбул)- Ben gidiyrum(Ризе)- Men gidirem(Мерсин)- Men gedirem(Карс)- Mən gedirəm(Баку)- "я иду".
14. Михаил Лермонтов будучи на Кавказе старался учить азербайджанский (закавказский татарский, как его называли русские), считая его общедоступным в регионе, а армянский ашуг Саят-Нова написал на этом языке большое количество своих произведений.
Изображение
15. Народная медицина на азербайджанском будет "türkə çarə"(помощь тюрку), а мудрая мысль- "türkün sözü"(слово тюрка).
16. Многие народы Сев.Кавказа называют азербайджанский язык каджарским, а самих азербайджанцев каджарами. Каджары- один из основополагающих племен, сыгравших в формировании нынешнего азербайджанского тюркского этноса. Другие племена это баяты, шахсевен, кызылбаш, афшар, карапапах и т.д.
17. Сефевидский Шах Исмаил Хетаи писал свои письма османскому Султану Сулейману Кануни исключительно на тюркском азербайджанском, тот же отвечал ему на фарси. Оскорбленный Исмаил Хетаи ответил ему фразой писателя Насими "ərəbi, farsi minnət eyləməm, bu dilə minnət eyləməm"(не благодарен я фарси и арабскому, не благодарен я этому языку).
18. Он же писатель Хетаи был одним из основоположников современного азербайджанского языка, на ряду с Физули и Насими.
19. Тюркский язык носил статус шахского двора, элиты, законодательства, армии с 11 века вплодь до первой половины 20 века, когда династию Каджар наконец-то сменила персидская династия Пехлеви.
20. При визите в Тебриз, абсолютно все президенты Ирана обращались к народу на азербайджанском языке, а не на фарси.
21. Власти Азербайджана не проводят реформы по очистке языка, чтобы не отдалять северные и южные диалекты азербайджанского.

Ответить

Вернуться в «Читальный зал»