Азербайджану, как всегда, требуется вожатый, старший брат и учитель. Не скажу за диковинные растительные культуры вроде хлопка, томатов и картофеля, но рис, пшеницу и виноград нас тоже учили выращивать в кабинетах, выходящих окнами на Сенатскую, а затем и на Старую Площадь. Теперь нас научат культурному гостеприимству – туризму в промышленных масштабах. Спонсором и тренером будет не Кремль либо Белый Дом, а, согласно моде, международная организация, - в данном случае, Всемирный банк. На днях глава его Бакинского представительства Лариса Лещенко сообщила, что руководство этой финансовой структуры, скорее всего, одобрит к следующему лету среднесрочный проект развития туристического коридора Баку-Шамахы-Исмайыллы-Шеки-Гах. В пример приводится опыт, накопленный в грузинской области Кахетия с развитыми тематическими маршрутами, посвященными истории, ремеслам и кулинарии. Достичь успехов там помогла активная работа с частным сектором, помощь в подготовке кадров и информационные технологии. «Проблема туризма в Азербайджане в том, что иностранные гости не задерживаются здесь – прилетают в Баку, через пару дней выезжают в Шеки, например, а оттуда в Грузию, где и проводят основную массу времени, тратя там большую часть денег. Но инвалюта должна оставаться здесь», - считает госпожа Лещенко.
Как видим, о выгоде для страны и общества говорят «варяги», а местные чиновники, имеющие свой бизнес на стороне и получающие ренту за занимаемую должность, не заинтересованы в наращивании потенциала того сегмента, к которому прикреплены. По данным Госкомстата, в прошлом году азербайджанские туристы оставили за рубежом $2,9 млрд. (восьмикратный рост с 2008 года) в то время как иностранцы потратили здесь $2,4 млрд., 36,6% которых – компенсируемые расходы на деловые поездки. Это полмиллиарда чистого отрицательного сальдо, если же к нему прибавить $100 млн. по системе «все включено» на визиты уважаемых гостей в рамках разных всемирных форумов, симпозиумов, спортивных состязаний и прочих мероприятий, получится, что только в прошлом году страна недополучила в рамках данной позиции около $600 млн.
Азербайджанцы для туристических поездок предпочитают Турцию, Россию, Грузию и Украину, а также Дубай, Болгарию и Чехию с Черногорией. К нам же приезжают, в основном, азербайджанцы Грузии, СНГ и Ирана, а также их семьи с друзьями. Западные «нужные» иностранцы с деловыми поездками прибывают в Баку, Гянджу, Губу, горнолыжный курорт Шахдаг, Гебеле и Шеки, где организаторы компенсируют им неудобства и потерю времени. До 30% приезжающих использует территорию страны в качестве транзитной (до 3 суток пребывания) зоны. Большая часть приезжающих из Ирана и Грузии работают и проживают здесь, будучи гражданами сопредельных государств, потому подпадают под категорию «гостящих туристов». Но это уже другая тема с массой вопросов к МВД, миграционной службе, прокуратуре, налоговой инспекции, органам социальной поддержки, Минобразования, военкоматам и прочим ответственным органам.
Почему выезжающих за рубеж соотечественников больше, чем гостящих иностранцев? Почему наши люди предпочитают пропадать за «бугром», а не в хваленых правительством местных заведениях, в строительство, инфраструктуру и рекламу каждого из которых затрачены многие миллионы долларов? Мониторинги свидетельствуют, что причиной тому - высокая стоимость пакета туристических услуг на родине, абсолютно несовместимая с качеством. Если в пределах страны стоимость некомпетентного навязчивого семидневного сервиса для одной персоны в лучшем случае достигает 1 тыс. манатов, в Турции (Кемер, Анталья, включая перелет, трансферт в гостиницу, питание, соки-воды и пр.) за те же деньги тебя и обслужат по-человечески, и заронят еще ностальгию на целый год.
Да что там Турция (мировая туристическая держава с оборотом в десятки миллиардов долларов в год), взять хотя бы ближнюю Грузию с социалистическим прошлым, чтобы было с чем сравнивать. В прошлом году в Азербайджане, включая все категории посетителей, побывало около 1,7 млн. туристов, в Грузии – 5,36 млн., что принесло их бюджету фиксированную прибыль в $730 млн.
Сравнение с этой страной нормально ввиду идентичных природно-климатических условий, позволяющих внедрять до 30 видов туризма – познавательный, лечебный, винный, горный, водный, зимний, экстремальный, экологический и так далее.
Обе страны входят в маршрут «Шелкового пути», в обеих странах есть памятники материального и не материального культурного наследия, включенные в список ЮНЕКО, что позволяет развить экскурсионный туризм до мирового уровня. Даже тлеющий, хотя и разнородный, территориальный конфликт объединяет эти страны (в Грузии ситуация даже погорячее на фоне августовской войны 2008 года). Что касается религиозного туризма, в этом плане Азербайджан предпочтительнее многих с созвучием и переплетениями ислама, христианства, иудаизма, огнепоклонничества, - кстати, одна из могил святого Георгия значится на территории Бейлаганского района.
Однако Грузия, в отличие от Азербайджана, нацелена на развитие этой сферы экономики, придавая ей значение локомотива общественного благосостояния. Как говорит директор Национальной туристической администрации Грузии Георгия Сигуа: «У нас нет нефти и газа. Мы не производим автомобили и телевизоры. Сельское хозяйство тоже пока не является ведущей отраслью экономики. А ведь люди должны где-то работать, как-то кормить свои семьи.» Кратко и емко объяснил он в шутливой манере и демократичный визовый режим, и безвизовый режим въезда в Грузию граждан 118 стран, и превышение качества услуг над ценами. На деле же основной причиной обвального спроса является намерение нации довести до мировой общественности, какие потрясающие у них горы, море, лечебные воды, курорты и кухня с вином. Умения «трепаться» и нашим министрам не занимать, но есть ли у них намерение – вот в чем вопрос.
Так каков все же комплекс преград на пути развития туризма в Азербайджане кроме лени, дилетантства, жадности и желания «заработать миллион махом»? Начнем с правовой базы, основу которой составляет Конституция. В ней нет прямого запрета на вмешательство государственных служащих и прочих чиновников в предпринимательскую деятельность, за исключением цикла разработки полезных ископаемых, что является одной из главных лазеек для обхода законов. Что касается непосредственно туризма, профильное министерство и министерство экономики должны лишь регламентировать бизнес и цивильные отношения в нем, а также защищать права частной собственности, а не заниматься тотальным контролем.
А вот Гражданский Кодекс, где всего 2 статьи (862 и 863) про туризм. Так, в соответствии со ст. 862.2 (Договор на оказание туристических услуг), «оказание туристических услуг (туристическая поездка) происходит в том случае, когда его организатор, дополнительно к перевозке, предлагает хотя бы одну из следующих услуг: питание, размещение в гостинице, экскурсии или участие в культурных мероприятиях в пункте назначения». Как жиденько, - налицо узкая площадка для применения нормы, что является основой халатности туроператоров. Поскольку статья познавательная, не буду пугать обилием документов, просто скажу, что немало пустот и в Законе «О туризме» АР, и в профильных Указах и Распоряжениях главы государства, и в нормативных документах правительства. Полагаю, что любая предпринимательская деятельность должна жестче регулироваться в пределах нормы, а туризму и вовсе должен быть уделен отдельный Кодекс.
Всего в Азербайджане (
http://www.mct.gov.az/service/lang/az/page/35" onclick="window.open(this.href);return false;) 149 лицензионных отелей с 5 тысячами койко-мест. В соответствии с Правилами выдачи специального разрешения (лицензии) на некоторые виды деятельности, утвержденные Указом №782 от 2 сентября 2002 года президента страны, оказание туристических услуг относится к лицензируемым видам деятельности. Получение и отзыв лицензии – процесс волюнтаристский, ибо ежегодно их выдают десятками накануне сезона с барского плеча, а затем отнимают «за выявленные недостатки». На слуху десятки случаев пищевых отравлений, а прошлогодний случай в Набрани, где ребенку оторвало ногу, и вовсе стал достоянием мировых СМИ. Не проще ли дважды проверить?
Заключение договоров как с потенциальными туристами, так с наемными работниками тоже ахиллова пята – туристу дают бумагу с минимальными обязательствами для ознакомления и подписи, а наемному сотруднику (в основном, родственники и друзья с домочадцами) и вовсе ничего не дают, кроме произвольной зарплаты.
Отчетность – специфический вид перманентной хромоты местной экономики. Как указано выше со ссылкой на министерство культуры, в стране 149 лицензионных отелей, зато по Госкомстату, в стране 530 гостиниц (16 единиц на 1 тыс. 177 мест построено в прошлом году), доходы которых растут при рекордно низкой загруженности. При этом никто не говорит о тысячах квартир в столице, которым иностранцы отдают предпочтение. Видимо, министерство налогов не учитывает такую мелочь, а если и учитывает, то в свою пользу, - специфическая такая слепота. Опять же Минкультуры дает сводку о 5 тыс., а Госкомстат – о 34 тыс. гостиничных мест, 31% которых приходится на город Баку. По официальной статистике, за год в гостиницах было размещено 666,3 тыс. человек, из которых 59,3% - иностранцы. Говоря проще, отели при полной загруженности работали 19,6 дней, остальное время якобы простаивали. При той же методике мы можем разделить 19,6 на 365 дней, получив 5,37% загруженности гостиниц.
Мы говорим о развитии периферийного туризма, а в прошлом году две трети (65,4%) ночевок в отелях выпало на долю столичных гостиниц. Еще одна возмутительная цифра – совокупные доходы гостиниц в 2013 году составили 171,3 млн. при расходах 145,5 млн. манатов (+25,8 млн. при том, что в Грузии только в госбюджет перечислено 730 млн. баксов). Вообще-то цифр и показателей с процентами много, но и этого достаточно, чтобы сказать о тотальном разворовывании национального благосостояния. Причина этого в том, что «на самом верху» не видно этих доходов на фоне массы нефтедолларов с вытекающими последствиями, но, с другой стороны, доходы своих туристических объектов тот же «верх» подсчитывает со скрупулезностью мелкого клерка.
Еще одним препятствием является большой подоходный налог для постоянных сотрудников с учетом сезонного характера региональных центров отдыха, а также налог на ввозимое оборудование. Кроме того, свои налоги на туристические объекты у местной исполнительной власти и проверяющих «из центра». Кроме того, в отношении принимающей стороны применяется понятие «расширенной налоговой базы». Кроме налога с продаж здесь применяются и косвенные налоги (аэропортовые сборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы, прочие методы налогообложения туристов). Все это в конечном итоге отражается на расценках и кармане конечного потребителя. Если хотя бы лет на пять дать предпринимателям налоговую передышку, бизнес расширился и стал бы качественно иным.
Нет смысла всем компаниям выдавать унифицированные лицензии, нужно операторов разделять на хороших и лучших в зависимости от ассортимента туристических услуг и опыта турфирм. Отчеты для министерства налогов и государственного фонда социальной защиты должны быть не только в электронной форме, - они должны быть опубликованы в местной печати – пусть региональные СМИ тоже чуток заработают на рекламе.
Еще одна проблема в привлечении иностранных туристов - высокая цена авиабилетов и большие аэропортовские сборы (36 манатов). Цена билетов из Парижа (Европа) в Касабланку (Африка) и обратно $56-58, из Баку в Гебеле - $120, в Стамбул и Москву – в 5 раз дороже. Турист за 600 баксов предпочтет неделю отдыха в турецком трехзвездочном отеле, включающем в турпакет перелет, проживание и двухразовое питание. Кстати, из Тбилиси в Стамбул можно слетать за 75 евро.
Еще одна проблема – отсутствие льготного кредитования. Банки выдают деньги профильным предпринимателям на общих основаниях, то есть под залог имущества с элементами мошенничества оценщиков, в то время как в Турции, например, в 1990-е годы правительство нацелилось на создание туристической индустрии и добилось этого за счет особо благоприятной бизнес среды с принятием специальных постановлений.
Наиболее важная проблема – отсутствие канонов внутреннего туризма в связи со слабым социальным положением основной массы населения. Люди заняты каждодневным пропитанием и текущими проблемами, а ведь именно отдых граждан внутри страны – один из главных показателей их благосостояния и развития рынка потребительских услуг. Сегодня в Азербайджане около 70% населения выпала из «туристической обоймы». Наиболее состоятельные – жители столицы, но большинство их не знает, что такое оздоровительный туризм и как выглядят близлежащие санатории в поселке Мярдакян, не говоря о пансионатах Нафталана или Гебеле. Профсоюзы выделяют путевки, но каков процент охвата и вообще, что такое профсоюзы в Азербайджане? Как правительство после этого может говорить о здоровье нации?
И еще - на фоне Карабахского конфликта многие страны призывают своих граждан воздерживаться от туристических поездок в нашу страну, а правительство Азербайджана «подливает масла в огонь», заклиная население в скором начале войны, в то время как у нас есть поговорка «не говори «побью», побей, потом скажи «побил».
Мы не зря упомянули о туристическом Кодексе, ибо действующие нормы и правила не угонятся за реалиями. Многие мои знакомые, особенно жители СНГ, хотели бы приехать в страну хотя бы для того, чтобы убедиться в том, насколько телерепортажи и фотохроники блоггеров соответствуют реальности о происходящих внешних изменениях. Почему бы не сделать щадящий график приема гостей из бывших советских республик, тем более, что Азербайджан 23 декабря 1993 года подписал межправительственное Соглашение «О сотрудничестве в области туризма», а 29 октября 1994 года - Рекомендательный Акт Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма». Кроме того, на основе Гаагской декларации по туризму от 1989 года, подписано немало идентичных двусторонних соглашений с разными странами. Существует также Глобальный Этический кодекс туризма, одобренный на Генеральной Ассамблеи Всемирной туристической организации 1 октября 1999 г., определяющий гармонию индустрии и специфических особенностей и традиций принимающих регионов и стран при соблюдении их законов, обычаев и традиций.
Итоги таковы – проблем в сфере туризма много, и их надо решать посредством правового регулирования. Законодательство следует обновить, решив проблему государственной поддержки при создании образа страны, благоприятной для развития туризма. Эффективность правового регулирования туристической деятельности, режим государственной поддержки внутреннего туризма, правовая защита туристов и туристических услуг и ряд других положений правовых актов о туризме не могут удовлетворить потребности туристической практики.
Не следует «изобретать велосипед», надо присмотреться к опыту Испании, Франции, Чехии, Турции, Марокко, прочих ведущих стран, где туризм является не только основой их национальной экономики, но и их визитной карточкой. Снят ли в Азербайджане хоть один достойный мирового проката художественный фильм? В скольких странах мира телеканалы транслируют документальные фильмы о культуре и традициях страны? О толерантности Азербайджана говорят экс-президенты и эксперты различных государств, но делают они это в рамках гуманитарных форумов во Дворце и Центре Гейдара Алиева, куда приезжают по приглашению. Насколько эффективна их агитация в представляемых ими государствах? Не думаю, что те же Сулейман Демирель и Михаил Саакашвили в своих странах по телевидению говорили о преимуществах азербайджанского гостеприимства, хотя неоднократно видели это воочию и по отношению к себе, и по отношению к их нациям.
И совсем напоследок – туристическая индустрия благодаря уникальности обладает мультипликационным эффектом. Наличие ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольших ресторанов, мотелей и отелей, домов отдыха, прачечных, магазинов, торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства и прочих атрибутов делают возвратными правительственные инвестиции как в инфраструктуру, так и в материально-техническую базу туризма. А стимулирование инвестиций в эту сферу приводит к инвестициям в многочисленные предприятия малого бизнеса, что предполагает создание дополнительных рабочих мест.
Если к этому процессу не подключатся азартные чиновники с маниакальным желанием контролировать все и вся, кроме своего неуемного аппетита, туризм сам поддержит и разовьет индустрию, а реальная выручка от него перераспределится среди всех слоев населения принимающего региона. А это чревато выгодой, и не только экономической, для всего общества, включая тех же чиновников.