Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#71 Сообщение smersh70 » 26 дек 2018, 22:58

Стрелок писал(а):Габага гетдуз ямян. Тфю-тфю не взглазить.
стараемся 8-)


Армуди стаканы в национальном стиле
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#72 Сообщение smersh70 » 07 май 2019, 00:19

История красной ленты: Символ непорочности или привет от зороастризма?
Традиции – это то, что живет в каждом из нас, буквально, впитываясь с молоком матери.
Красная лента на белоснежном свадебном платье…В таком наряде в день свадьбы предстает перед гостями практически каждая азербайджанская невеста. Но откуда пошла эта традиция, и с чем она связана? Подавляющее большинство уверено, что красная ленточка на свадебном платье символизирует невинность и непорочность девушки. Так ли это на самом деле?

Хотелось бы начать с самого начала – того этапа, когда много веков тому назад молодые люди знакомились друг другом. Как оказывается, раньше в большинстве случаев жених и невеста до свадьбы не были знакомы друг с другом. Пару своему сыну подбирали родители. Согласия молодых вовсе не требовалось, главное, чтобы выбор удовлетворял родственников …

К счастью, эта традиция сегодня практически изжила себя, молодые люди знакомятся сами, ну или по крайней мере, видят своих половинок до момента «Х», то бишь до свадьбы. Тем не менее, в некоторых регионах до сих пор родители выбирают своему сыну невесту. Это случается крайне редко, но традиция все же не ушла окончательно в небытие.
Даже если молодые современные азербайджанцы и знакомятся друг с другом сами, пор родительское благословение – «хейир-дуа» никто не отменял, и оно является очень важным. Если родители не дали добро на выбор спутницы или спутника своего сына или дочери, то это вовсе не означает, что он решиться пойти против мнения семьи. Такое случается крайне редко.
Далее, если благословение все же получено, следует очередной этап на пути создания «ячейки общества»- сватовство.
Родители жениха и некоторые его родственники отправлялись в дом невесты так сказать, «на разведку». Этот обычай дошел до наших дней.
Здесь инициативу в свои руки берет самый пожилой из гостей, который оповещает родителей невесты о цели визита.
Родители невесты не дают прямого согласия. Ответ дается завуалированным методом, точнее через чай. Невеста приносит чай, и если он сладкий, это означает согласие родителей невесты.
Изображение
По правде сказать, для родителей невесты этот визит не является сюрпризом, и чаще всего в «кулуарных беседах» родители уже договорились о предстоящей свадьбе - это всего лишь часть ритуала.

После этого следует этап обручения – «нишан». Проводился он в доме невесты, сейчас все чаще в ресторанах и домах торжеств.

Этот день знаменуется тем, что жених и невеста обмениваются кольцами. Жених дарит невесте и ее родственникам ценные подарки. Подарки раскладываются особым образом на подносы – хонча. Всего таких подносов хонча должно быть 7.
В древние времена основным содержимым хончи были ювелирные украшения, дорогие ткани и сладости.
В современном Азербайджане содержимое хончи гораздо более разнообразно. Там и косметика для невесты, и парфюмерия, и сладости, и нижнее белье, ну и неизменным остается золото и ювелирные украшения.
После того как невеста получает эти подарки, она обязана отправить жениху ответные дары на тех самых подносах хонча.
Изображение

После этапа обручения начинается подготовка к самой свадьбе.

Но тут до свадьбы нельзя не сказать о двух важных традиционных событиях в жизни жениха и невесты. Это «хамам» и «хнаяхты».

Хамам – посещение женихом и его мужским окружением бани. Эта традиция некий прототип современного «мальчишника»- прощание с холостяцкой жизнью.

Сегодня этот обряд уже не актуален.

Девушка же проводила церемонию «хнаяхты», которая дошла до наших дней. Некий прототип девичника в западных странах, у нас эта церемония окутана мистическими поверьями. В древние времена в этот день в жизни невесты происходил важный этап- прощание с подружками. Дело в том, что в былые времена в Азербайджане после свадьбы невесте запрещалось общаться со своими подругами. Таким образом, во время «хнаяхты» девушка в последний раз могла провести несколько часов со своим «девичьим» окружением.
Изображение
Сегодня это, естественно, не так и девушка после свадьбы так же продолжает общаться со своими подругами. А во время «хнаяхты» сегодня, как и много веков назад, будущей жене и ее подругам рисуют узоры на руках.
Ну а после естественно происходит главное событие – свадьба. Раньше обязательно отмечались 2 свадьбы – «гыз тою» и «оглан тою».
Сегодня это делается крайне редко, и чаще всего молодые устраивают одну пышную свадьбу с огромным количеством гостей.

Под азербайджанскую национальную музыку жених со свитой гостей приезжает в дом невесты, и под музыку «Вагзалы» девушка покидает отчий дом.
Сегодня азербайджанские невесты выходят замуж в традиционных во всем мире белых свадебных платьях, а раньше азербайджанская невеста облачалась в красное платье. От красного платья нам досталась лишь красная лента, предназначение и смысловая нагрузка которой до сих пор не до конца понятна.
Некоторые историки утверждают, что красная лента пришла к нам еще от зороастрийцев, поклонявшихся огню, а красный цвет, как известно – цвет огненного пламени.
Другие говорят, что красная лента – символ непорочности невесты, кроме того, ее повязывают на два узла, что означает соединение двух семей.
Кстати, о непорочности и невинности невесты... Этот момент весьма спорный. Многие азербайджанцы присутствовали на свадьбах, когда невеста выходила замуж во второй раз, и на ней была повязана красная лента. Вопрос невинности, естественно, отходит тут на второй план и, скорее всего, сегодня красная лента – всего лишь дань традиции.
Также бытует мнение, что красная лента – символ плодородия, и повязывают ее на пояс невесте для того, чтобы она родила много детей.

Еще одно мнение – красная лента символ терпения, которое ой как необходимо в семейной жизни.
Кстати, повязывание красной ленты на свадебное платье – обряд, который, кроме азербайджанцев, до сих пор не забыли турки и татары.
Повязывает красную ленту невесте брат жениха - родной или двоюродный.
Изображение
Затем лицо невесты закрывают вуалью или фатой, и уводят из родительского дома. Во дворе разжигают большой костер, или же в доме зажигают керосиновую лампу. Невесту обводят вокруг лампы несколько раз. Это делается для того, чтобы дом, в который она войдет, был светлым, а очаг его всегда горячим. И чтоб огонь охранял новую семью от дурных глаз.

Вслед невесте обязательно кидают камень, чтоб дом, в который она идет, был всегда крепким. Также девушке вслед льют воду, чтоб ей было легко влиться в новый уклад жизни.
Как только невеста подходит к порогу своего нового дома, ей под ноги кладут тарелку, чтоб она разбила ее. После этого ее усаживают подле двери, на руки дают подержать младенца -мальчика, чтобы первенцем был мальчик.
Во дворе нового дома невесты режут жертвенного барана. Капельку его крови мажут на лоб и на платье невесты, чтобы она быстрее освоилась в новом доме, и подружилась с новыми родственниками. Сегодня эта традиция осталась больше в воспоминаниях азербайджанцев, хотя в некоторых регионах страны она еще жива.
После этого невесту осыпают монетами, конфетами, пшеницей. Это символизирует достаток и изобилие в доме.
Перед невестой несут зеркало, украшенное, кстати, красной лентой. По правую и левую стороны невесты идут подруги, они несут стаканы со свечами и рисом.
Молодых провожают в дом, где начинается их новая совместная жизнь. Им желают счастья, детей, достатка…
Конечно, сегодня по прошествии стольких веков, традиции и обряды претерпели значительные изменения и трансформировались. Следовать им или нет – дело каждого. Ну а вообще, не стоит искать слишком глубокий смысл в каких-то мелочах, а к традициям с обрядами стоит относиться как к истории…

Сабина Алиева

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#73 Сообщение smersh70 » 01 июн 2019, 02:05

smersh70 писал(а):
09 дек 2017, 23:44
Кяманча - наследие Азербайджана и Ирана в списке ЮНЕСКО
Нежность чистого шелка: азербайджанский келагаи!

Келагаи вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. А вместе с ним азербайджанское традиционное искусство его изготовления, ношения и его символика. Келагаи был выбран наряду с другими претендентами из общего списка 46 кандидатов от разных стран, которые были представлены на рассмотрение.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#74 Сообщение smersh70 » 09 июн 2019, 23:04

Азербайджанский ковёр типа "Пирабадиль" (Куба-Ширванская школа) в резиденции Президента Российской Федерации в Горках (в данный момент в ней живёт Председатель Правительства Российской Федерации).
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#75 Сообщение smersh70 » 28 авг 2019, 00:52

В Италии бренд «Andrew’s Ties» начал производить галстуки платки под названием «Qarabagh,Xari Bul-Bul» коллекция Senem с целью сохранить ценность и культуру Азербайджана.
Изображение
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#76 Сообщение smersh70 » 28 авг 2019, 19:45

модели что надо :shifty:

«Шелк и камень»: волнующая фотосессия национального бренда «Azerbaijan Kelagayi»
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#77 Сообщение smersh70 » 13 ноя 2019, 21:38

Арахчын - азербайджанский национальный головной убор
Изображение
Покажи мне свой арахчын , и я скажу - откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе... По арахчыну в Азербайджане можно было узнать возраст, профессию, даже социальную принадлежность человека.
Арахчын (азерб. аraxçın) был одним из наиболее распространенных видов головных уборов, являясь частью национального костюма мужчин и женщин. Этот головной убор был очень популярен в Азербайджане в XVI и XVII веках. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных раскопок на территории страны и исследовательские труды ученых-этнографов.
Изображение
► Показать
Как одевали арахчын

Для начала отметим, что арахчын - вовсе не тюбетейка, хотя действительно формой своей похож на тюбетейку, которую носили и носят жители Средней Азии. Только арахчын имеет круглую форму, а тюбетейка иногда квадратную. В Средней Азии - это уличный головной убор. Арахчын же в Азербайджане носили, как правило, только в помещении. А если выходили на улицу, то оставляли его под основным головным убором (папаха, чалма, тюрбан, келагаи, шали, покрывала).
Согласно традициям Азербайджана, арахчын недопустимо было надевать без основного головного убора, - единственными, кому это разрешалось, были дети. Обычным мужским головным убором была папаха из овчины. Богатые носили папаху из каракуля. Под папаху на бритую голову надевали маленькую тюбетейку - арахчин.
Женщины носили головные уборы дома, во дворе и в гостях, а, выходя на улицу, надевали белую чадру. Обычай допускал пребывание на улице без чадры только девочек и пожилых женщин.
В повседневной же жизни дома арахчын могли носить и без папахи или чалмы. Арахчын одевали в основном молодые азербайджанцы.
Изображение
Разновидности арахчына

Существовало довольно большое число разновидностей таких головных уборов, - их шили из всевозможных материалов таким образом, чтобы ткань очень плотно прилегала к голове.
Изготовлением арахчынов занимались в основном девушки и женщины. Любая мастерица никогда не повторяла один и тот же орнамент, наоборот, меняя оттенки и узоры, ловкие женские руки придают тюбетейке особое изящество и прелесть. Таким образом, став традиционным, этот вид искусства способствует созданию разноцветной и неповторимой вышивки азербайджанского арахчына.
Внешне арахчын представляет собой небольшой головной убор круглой формы, который сделан из приятной на ощупь ткани (в зависимости от региона или предпочтений владельца, использовали различные материалы) с различными узорами.
По цвету и вышивке арахчын разделялся на мужской, женский и девичий.
Изображение
Мужской - украшали строгим геометрическим орнаментом и изготовляли из более "суровых" тканей.
Женский и девичий отличался богатой вышивкой, цветными шелковыми и золотыми нитями, бисером и жемчугом. Часто сверху к женским арахчынам пришивали золотые украшения различных форм. Традиционным узором была бута. Для декорирования применялись витой шнур, аппликации из парчовых тканей. Шили этот головной убор для прекрасной половины из бархата и велюра. В женских арахчынах с тыльной части прикреплялся специальный вязаный мешочек для того, чтобы в него можно было убирать волосы. Но потом женщины от него отказались.
Во всех случаях арахчын имел однотонную подкладку, и почти всегда при изготовлении его применялось сквозное простегивание верхней ткани и подкладки.
Кстати, в народе арахчын считался особо почитаемым элементом повседневной и праздничной одежды. Это головной служил не только для украшения, но и оберегал от различных недугов дурного глаза. Поэтому к нему иногда пришивали небольшие обереги или талисманы.
Сегодня во многих городах Азербайджана сохранилась древняя школа вышивки, работы азербайджанских мастериц украшают экспозиции международных выставок и музеев, арахчын стал частью

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#78 Сообщение smersh70 » 15 мар 2020, 23:14

Чарых (азерб. Çarıq) — азербайджанская национальная обувь.
Изображение
Обувь чарых, принадлежавшая азербайджанской поэтессе Хуршидбану Натаван в Музее истории Азербайджана (Баку).
Чарыхи были самым распространенным видом обуви у азербайджанцев. Шились они либо из сыромятной кожи (ген/кен) крупного рогатого скота, который обрабатывался самими же крестьянами, либо из кожи, которая обрабатывались более совершенным способом (ашыланмыш кен).
Чарыхи надевали поверх шерстяных носков или обмоток (патава, долаг) из хлопчатобумажной ткани. Бедные крестьяне носили чарыхи всё время, как повседневно, так и в праздничные дни.
Изображение
Существовали несколько видов чарыхов — текбурун, ширази, гызгайтаран, шатыры, гушбурун, ширвани, калмани, ширмаи и др.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#79 Сообщение smersh70 » 12 сен 2020, 03:37

На иранском портале Hamshahrionline опубликована статья, посвященная творчеству бакинского художника Фаига Ахмеда.
По мнению автора публикации, ковры азербайджанца заставили по-новому взглянуть и интерпретировать древнее ремесло.
"Он ломает традиции и стереотипы и открывает новые грани", - отмечает журналист.
:o
Изображение
Изображение
Изображение
► Показать
Изображение
Автор также напоминает, что Фаиг Ахмед - всемирно известный художник, и его концептуальные произведения хранятся в престижных музеях, в том числе в Сиэтле и Лос-Анджелесе.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 145751
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10540 раз
Поблагодарили: 15854 раза

Re: Музыка, танцы и народное творчество Азербайджана

#80 Сообщение smersh70 » 12 сен 2020, 03:54

В старинном замке в Ватикане в торжественной обстановке Дворянская геральдическая академия вручила почетный титул графа известному азербайджанскому художнику Сакиту Мамедову. Это событие является весьма примечательным, учитывая то, что он стал первым азербайджанцем, получившим столь высокий дворянский титул.
В своем интервью Сакит Мамедов поделился секретами своего творческого успеха, рассказал о встрече с королевой Великобритании и подаренной ей картине, написанным портретом Папы Римского и своей коллекции картин известных российских художников.
В этом году Сакит Мамедов участвовал в праздновании 90-летнего юбилея королевы Великобритании Елизаветы II и подарил ей свою картину «Джыдыр Дюзю».
Изображение
«Почему я подарил ей именно эту картину? А вы хотели бы, чтобы я написал ее портрет? Женщины ранимы и не любят говорить о своем возрасте, и как бы я не приукрашивал, все равно немного неделикатно писать портрет 90-летней королевы. Я хотел рассказать ей о нашей стране, и может это прозвучит патриотично, мечтал, чтобы в Виндзорском замке хранилась азербайджанская картина о Карабахе. Мне кажется, именно такой должна быть пропаганда. Я не могу взять автомат и воевать за свою страну, мое оружие – это кисти и холст, где я могу сказать свое слово.
По словам художника, на официальном приеме, согласно протоколу, британская королева должна была выделить на встречу со мной пять минут.
«Я преподнес ей картину «Джыдыр Дюзю». Название работы связано с местностью в Карабахе, где в прошлые века проходила конная верховая игра човган. На подаренной картине изображен праздничный день - човган, карабахские скакуны, ханская дочь, а еще цветущий только там хары бюль-бюль. Разглядывая картину, королева спросила - это поло? Я рассказал ей про игру човган, придуманную в 12 веке в Азербайджане, которая затем появилась в Европе под названием поло. И вместо положенных пяти минут наша беседа растянулась на полчаса, она задавала вопросы и с интересом слушала меня. Портрет ей очень понравился, спустя некоторое время она написала письмо правительству Азербайджана с благодарностью за этот подарок. Такое событие, несомненно, вызывает гордость, и для меня стало большой честью получить приятный отзыв от королевы», - рассказывает Мамедов. :clap:
Сакит Мамедов также рассказал о том, как он писал портрет Папы Римского, который сегодня хранится в Ватикане.

«Эту работу я тоже назову патриотичной. На ней изображен Папа Иоанн Павел II, на полу постелен карабахский ковер, а на столе стопка священных книг, самая верхняя – Коран. Этот портрет был подарен Иоанну Павлу II от имени Азербайджана лично президентом Ильхамом Алиевым во время официального визита в Ватикан. Теперь она хранится в Государственном музее Ватикана», - отметил художник.
По словам Сакита Мамедова, в том, что он стал известным и титулованным художником большую роль сыграл счастливый случай.
«Я родился в Нефтчале, где все в основном занимаются рыболовством. Этим зарабатывал мой отец, мои родственники и возможно было предначертано и мне. Но помог один случай. Наша соседка работала уборщицей во Дворце пионеров, как-то она увидела мои рисунки и предложила родителям отвести меня в кружок рисования. Тем самым, сама того не осознавая, она дала толчок моему творчеству. Вполне возможно, что не будь этой женщины в моей жизни, я все равно стал бы художником и пришел в искусство другим путем. Тем не менее, каждый раз, когда я приезжал в Нефтчалу, то заходил к ней в гости, обнимал, дарил подарки. Она удивлялась такому вниманию, так как не осознавала, какую роль сыграла в моей жизни», - отметил он.

Художник отметил, что он не только пишет картины, но и коллекционирует их. Та,к в его коллекции имеются работы азербайджанских и зарубежных художников, в том числе русских – Ильи Репина, Александра Герасимова, Исаака Бродского. А холл его дома-музея украшает белый рояль известного джазмена Вагифа Мустафазаде. Сам Сакит Мамедов на нем играть не рискует, т.к. последними к клавишам рояля прикасались пальцы великого джазмена.

Ответить

Вернуться в «Экономика Азербайджана»