Полярные кухни и хлебопекарни пойдут в бой
Российские арктические стрелки получат мультиварки, хлебопекарни и склады на базе вездеходов, специально приспособленных к условиям Севера. Кухонная техника способна работать при температуре около минус 60 градусов Цельсия и может обеспечить трехразовым горячим питанием мотострелковый батальон. По оценке экспертов, новое оборудование для тыловых служб значительно повысит мобильность российских войск в Арктике.
Как сообщили «Известиям» в Минобороны, испытания парка тыловой техники для арктических условий завершены в конце прошлого года. В апреле нынешнего военное ведомство начнет получать первые серийные образцы арктических кухонь, хлебопекарен и мобильных складов. Таким оборудованием планируется обеспечивать войска, расположенные на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири. Первые комплекты будут поставлены в 80-ю арктическую мотострелковую бригаду, затем такую технику получит 200-я. Ведется подготовка расчетов, которым предстоит эксплуатировать эти специальные машины.
Вся техника создана на базе ДТ-30ПМ. Этот двухзвенный гусеничный плавающий транспортер стабильно работает в сложных климатических условиях с экстремально низкими температурами и обладает уникальной проходимостью. Термоизолированные обогреваемые корпуса позволяют использовать оборудование при температурах от минус 60 до плюс 40 градусов. В комплект полевой кухни и хлебопекарни входит дизель-электростанция мощностью до 100 кВт.
Самым важным элементом тылового комплекта стала полевая кухня, предназначенная для приготовления и транспортировки горячей пищи в полевых условиях арктической зоны. В экипаж этой машины входят два водителя, а также два повара, которые за сутки могут накормить 250 солдат и офицеров. В полевой хлебопекарне два пекаря за сутки испекут около 700 кг хлеба различных сортов. Хозяйственно-складской модуль предназначен для доставки и сохранения продуктов питания в регионах с особо тяжелыми природно-климатическими условиями. Масса перевозимого продовольствия — 10 т.
Кроме того, войсковые части Крайнего Севера получат гусеничный топливомаслозаправщик. В нем можно перевозить 14 тыс. л горюче-смазочных материалов. Одновременно удастся заправлять четыре машины. Еще одно полезное устройство — арктическая цистерна, которая не даст питьевой воде замерзнуть в самый сильный мороз. Ее объем — 10 тыс. л.
Специальная тыловая техника остро необходима российской группировке в Арктике, которой приходится работать в жестких климатических условиях.
— Раньше в арктической зоне не было больших гарнизонов, поэтому вопрос обеспечения продовольствием здесь не стоял так остро, — рассказал «Известиям» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов. — Продукты завозили на стационарные склады кораблями или самолетами, затем пищу доставляли в необходимое место на вертолетах. В полевых условиях ее не готовили. Характер боевых задач в Арктике с приходом туда сухопутных частей резко поменялся. Им приходится совершать рейды, патрулировать местность, выходить на полигоны. Возникла идея создать все необходимые спецмашины на базе единого вездеходного шасси.