Латиноамериканские боевые багги
Распространение лёгких кроссовых автомобилей типа «багги» вызвало закономерный интерес к ним военных: малогабаритные быстроходные машины, отличающиеся высокой проходимостью, представлялись идеальным средством для рейдовых действий. Первыми подобными машинами, обозначавшимися аббревиатурой FAV (Fast Assault Vehicle — «быстроходная штурмовая машина»), обзавелись американские спецназовцы. Вслед за ними багги приняли на вооружение в целом ряде других стран.
Боевые машины типа «багги» завоевали немалую популярность в Латинской Америке. Этому способствовали не только их тактические качества, но и исключительная простота конструкции, позволяющая собирать такие автомобили буквально в сараях, представляя их продуктом «отечественной военной промышленности». В итоге боевые багги собственной разработки появились на вооружении не только в сравнительно развитых Перу и Уругвае, но и в гораздо менее индустриализированной Боливии.
Общие черты всех боевых багги: максимально облегчённый, но в то же время прочный кузов, образованный трубчатой пространственной фермой и практически лишённый какой-либо обшивки, а также усиленная подвеска и экипаж из трёх человек (водитель и командир — спереди, стрелок — сзади и выше их). На автомобилях применяются различные варианты коммерческих двигателей рабочим объёмом 1,6–2,5 л, что в сочетании с небольшой массой обеспечивает боевым багги отличную динамику. Как правило, эти машины неполноприводные — с ведущей задней осью.
«Коджак»
В первой половине 90-х годов отставной полковник боливийской армии по фамилии Корнехо задался мыслью обеспечить военных лёгким и дешёвым транспортно-боевым средством. Первые прототипы боливийского багги испытывались в 1995–1997 годах, но доводка конструкции заняла почти десять лет. Лишь в октябре 2005 года автомобиль приняли на вооружение, выбрав для него имя главного героя некогда популярного телевизионного сериала — «Коджак».
Даже на фоне своих «одноклассников» боливийский «Коджак» отличается предельно ужатыми размерами. С одной стороны, это существенно облегчает маскировку, с другой — в машине не нашлось места для багажника, и рюкзаки с имуществом членов экипажа навешиваются снаружи на раму. Ещё одним недостатком, бросающимся в глаза, является незащищённость стрелка: на его рабочем месте отсутствуют дуги безопасности. При опрокидывании «Коджака» стрелок в лучшем случае отделается тяжёлыми травмами… Единственный элемент, выполненный из листовой стали, — днище машины. Какое-либо прикрытие бортов отсутствует, нет даже болотников. Машина может буксировать лёгкий одноосный прицеп с дополнительными запасами, что является вполне уместным при действиях в отрыве от основных сил.
Считается, что боливийская армия обзавелась примерно четырьмя десятками «Коджаков». Стандартным вариантом вооружения считается пулемётный: на верхней установке у стрелка монтируется 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт, командир располагает лишь автоматической винтовкой. Вместе с тем боливийские военные пытаются взгромоздить на «Коджак» буквально всё, что имеется под рукой: гранатомёты РПГ-7, китайские ПТРК HJ-8A, китайские же ПЗРК, а также пусковые установки 70-мм неуправляемых ракет, созданные в Боливии.
«Апереа»
Уругвайские военные озаботились созданием собственного багги примерно на десятилетие позже своих боливийских коллег, и машина получилась более продуманной. Силовой каркас из труб диаметром 50 мм защищает не только командира и водителя, но и стрелка. Для последнего дополнительной защитой при опрокидывании служит запасное колесо, крепящееся сверху. От брызг и грязи экипаж прикрыт капотом и небольшими боковинами, машина оснащена болотниками.
Уругвайское багги получило название «Апереа», означающее грызуна, также известного как бразильская морская свинка. Багги в значительной мере комплектуется узлами, импортируемыми из Бразилии, в частности, к ним относятся дизельные моторы «Фольксваген» рабочим объёмом 1,6 или 1,8 л. Максимальная скорость с первым из них составляет 140 км/ч, со вторым — 160 км/ч. 60-литровый топливный бак обеспечивает машине с 1,6-литровым мотором приличный запас хода — 700 км. Пустая машина весит 630 кг, снаряжённая (с экипажем) — до 1100 кг.
Как и в случае с «Коджаком», основной вариант вооружения «Апереа» включает два пулемёта: 12,7-мм М2НВ у стрелка и 7,62-мм FN MAG у командира. Вместо верхнего пулемёта можно смонтировать 40-мм автоматический гранатомёт — американский Мк 19 либо сингапурский CIS 40. Наиболее тяжёлым вооружением, опробованным на «Апереа», является американская 30-мм автоматическая пушка М230.