Воздушные бои: ВВС Израиля

Летный состав Войск
Автор
Сообщение
Одиссей
партизан
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 519 раз

Воздушные бои: ВВС Израиля

#1 Сообщение Одиссей » 18 май 2013, 14:08

Уничтожение иракского ядерного реактора: Как это было

Обострение ситуации вокруг исламистского Ирана, пытающегося с помощью России завладеть ядерным оружием, заставляет вспомнить события более чем двадцатилетней давности, когда самолеты израильских ВВС нанесли бомбовый удар по ядерному реактору «Озирак», чье строительство завершалось тогда в Ираке. Итоги этой операции, получившей название «Опера», на многие годы вперед предопределили развитие событий в мире и на Ближнем Востоке
Изображение
Александр Шульман
Уничтожение иракского ядерного реактора: Как это было


«Составным элементом нашей военной политики является твердое намерение предотвратить доступ вражеских государств к ядерному оружию. Для нас это не вопрос политического равновесия, основанного на равном доступе к "средствам устрашения", а вопрос выживания. Поэтому мы должны ликвидировать эту угрозу в зародыше»
Министр обороны Израиля Ариэль Шарон
15 декабря 1981


В cентябре 1975 г. в Париж прилетел Саддам Хусейн (тогда еще премьер-министр Ирака). Главная цель его визита заключалась в расширении сотрудничества в области атомной энергии между Ираком и Францией. Саддам просил ядерные технологии и мощный реактор. Французский премьер Жак Ширак с готовностью удовлетворил все запросы иракцев. В 1976 Ирак подписал договор о военно-техническом сотрудничестве с Францией в деле создания ядерного реактора. По оценкам спецслужб, французский реактор позволил бы Ираку производить до 10 кг оружейного плутония в год и к 1985 г. создать 5 атомных бомб.

СССР был хорошо осведомлен об ядерных амбициях Ирака. В Багдаде уже действовал
построенный русскими специалистами "исследовательский" ядерный реактор, тысячи русских военных "советников" обеспечивали руководство иракской армией и обслуживание русских вооружений, закупленных Ираком у СССР на многие миллиарды долларов. Руководство СССР считало, что овладение Ираком ядерным оружием создаст Израилю и США немало проблем и приведет к резкому ужесточению конфронтации сторон в ближневосточном конфликте, гарантирует рост доходов от продажи нефти и военных поставок арабским странам и усиление роли СССР в этом регионе.

В Израиле стало возрастать беспокойство по поводу ядерных амбиций Ирака, открыто декларировавшего своей целью уничтожение Израиля. Это беспокойство многократно усилилось после того как в Багдаде при техническом содействии французских специалистов был построен пятисотмегаваттный ядерный реактор. Он был установлен в заново отстроенном подземном ядерном центре имени Июльской революции ("Сабааташр таммуз").Запуск нового реактора, названного "Озирак", планировался на июль 1981 г.

Первоначальные усилия Израиля выражались в политических и дипломатических шагах, а также в проведении разъяснительной кампании. Не добившись своего ни политическими, ни дипломатическими методами, Израиль решает предпринять военную операцию с целью непосредственного уничтожения реактора. Инициатором такого решения стал премьер-министр страны Менахем Бегин. М.Бегин был убежден в необходимости проведения авиационной бомбардировки до того, как декларирующий своей целью уничтожение Израиля иракский режим сможет обзавестись атомным оружием. Менахем Бегин в октябре 1979 года поручил Генеральному штабу разработать соответствующие предложения. 14 октября 1980 года М. Бегин вынес вопрос о бомбардировке иракского реактора на заседание «узкого» кабинета по вопросам безопасности.

Операция по уничтожению иракского ядерного реактора получила название «Опера». Планирование и выполнение операции были возложены на начальника Генштаба генерала Рафаэла Эйтана и главкома ВВС генерала Давида Иври.
Изображение
Начальник Генштаба ЦАХАЛа генерал-полковник Рафаэль Эйтан(Орлов)


Изображение
Главком ВВС генерал-лейтенант Давид Иври

Подготовка пилотов началась еще в 1979 г., когда эскадрильи израильских ВВС приступили к отработке удара по реактору на учебных целях в пустыне Негев.
Бомбардировку планировалось осуществить силами 8 самолетов F-16, прикрывать которых должны были 6 самолетов F-15. В состав ударной группы вошли 4 самолета F-16 117-й эскадрильи и 4 самолета 110-й эскадрильи "Рыцари севера". Первая четверка имела кодовое название "Измель" ("Скальпель"), и ее ведущим был подполковник Зеев Раз, вторая четверка – "Эшколь" («Гроздь»), и ее возглавил подполковник Амир Нахуми.

Прикрытие осуществлялось 6 самолетами F-15 133-ей эскадрилья, разбитыми на три звена: 1-ое звено под кодовым наименованием "Петель" ("Малина") - под командованием подполковника Моше Мельника, он же был ведущим всей шестерки F-15, 2-ое звено «Патефон» под командованием подполковника Эйтана Бен-Илияху и 3-ье звено "Пахман" ("Углерод") под командованием майора Мики Лева, вторым пилотом на самолете которого был полковник Авиам Сэла, начальник оперативного отдела Главного штаба ВВС.
Изображение
Самолеты израильских ВВС F-15 из группы прикрытия

Среди пилотов, отобранных для выполнения задания, были израильские асы, на счету которых были десятки сбитых в воздушных боях самолетов противника: Амос Ядлин, Дуби Яфе, Ифтах Спектор, Зеев Раз, Амир Нахуми, Йорам Пелед, Эйтан Бен-Илияху, Менахем Эйнан, Мики Лев, Моше Мельник...
Самыми результативными среди участников рейда были летчики-истребители подполковник Ифтах Спектор и подполковник Амир Нахуми - у каждого из них на боевом счету было по 15 сбитых в воздушных боях русских МиГов
Самым молодым среди них и младшим по званию был Илан Рамон – будущий первый израильский астронавт.
Общее командование авиагруппой было возложено на подполковника Зеева Раза.

Изображение
Командир группы самолетов прикрытия Моше Мельник
Генерал-майор ВВС М.Мельник за 38 лет полётов
налетал более 6,500 часов, в т.ч. более 1,500 на F-15.
На его счету 9.5 побед в воздушных боях.
27.06.79 Мельник сбил на F-15 советский МиГ-21, став
первым в мире лётчиком, сбившим противника на F-15.



Изображение
Пилот самолета F-16 ударной группы Илан Рамон.
Полковник ВВС Илан Рамон (1953-2003) стал первым
израильским астронавтом и погиб при катастрофе
шаттла Коламбия в 2003г.


Относительно мало известно об участии в операции "Опера" спецназа Военно-воздушных сил Израиля, "Сайерет Шальдаг" ("Шальдаг в переводе с иврита означает "Зимородок"). Назначением сайерет Шальдаг является выполнение диверсионных операций в глубоком тылу врага и поиск и спасение летчиков, сбитых над территорией противника. Известно, что незадолго до операции бойцы сайерет Шальдаг были на вертолетах CH53 заброшены в Ирак, где скрытно находились в непосредственной близости от атакуемого обьекта.
После успешной атаки на реактор, бойцы сайерет Шальдаг на вертолетах вернулись в Израиль.

Первоначально операцию планировали на 10 мая 1981г. Самолёты прибыли на авиабазу Эцион, лётчики прошли последний инструктаж и тут вылет отменили. Вторая дата была назначена на 31 мая, однако операция все откладывалась и откладывалась. В конце концов, было решено провести бомбардировку реактора в воскресенье 7 июня 1981г. Этот день был выбран неслучайно. В воскресенье у зарубежных специалистов был выходной и реактор обслуживало минимальное количество людей. Руководители операции не хотели лишних жертв...

Вся авиагруппа собралась на авиабазе Эцион, на Синайском полуострове. Эта авиабаза была избрана местом старта, так как позволяла осуществить вторжение в иракское воздушное пространство с наименее ожидаемого направления, используя для пролета пустынные районы Саудовской Аравии и Иордании, не имеющие надежного радиолокационного прикрытия.
Каждый из самолетов ударной группы был вооружен двумя бетонобойными авиабомбами Мк84 весом 2000 фунтов. Маршрут полета составлял 2800 километров.
Самолеты были оборудованы дополнительными баками с горючим,что позволило обойтись без дозаправок в воздухе.

На пути к иракскому ядерному реактору израильским пилотам предстояло преодолеть мощную русскую систему ПВО, развернутую в Ираке. Как пишет русский полковник Валерий Яременко, на середину 1981 г. в Ираке имелось 14 бригад ПВО, 1 зенитная ракетная группа и 2 отдельных зенитных ракетных дивизиона. На их вооружении находились 20 ЗРК (зенитно-ракетных комплексов) С-75М, 37 – С-125, 35 "Квадратов" и 4 "Осы". Авиация в своем распоряжении имела более 100 самолетов-перехватчиков в основном русского производcтва.

По словам генерал-лейтенанта Анатолия Мокроуса, служившего в то время в Ираке, там находилось около 1.200 русских военных специалистов ПВО. Вокруг ядерного комплекса были развернуты дивизион (три батареи) ЗРК С-125 , зенитный полк, укомплектованный автоматическими пушками С-60 и ЗУ-23-2, зенитно-ракетный полк, оснащенный ЗРК «Квадрат» (экспортная модификация ЗРК «Куб», насчитывавший пять батарей. Помимо этого, в непосредственной близости от реактора разместились расчеты ЗРК ближнего радиуса действия «Роланд».

7 июня 1981г. в 15:55 самолеты ударной группы и группы прикрытия F-16 и F-15 стали выруливать на взлет. В 16:01 самолеты поднялись в воздух. Первой шла четверка F-16 из 117-й эскадрильи, за ней на дистанции 3600 м шла вторая четверка F-16. F-15 прикрытия летели парами справа, слева и сзади ударной группы. В целях маскировки самолеты летели в режиме полного радиомолчания, на предельно малых высотах (от 40 до 100 м), в плотном строю, чтобы в случае обнаружения казаться на экранах радаров, подобно большому гражданскому лайнеру, одной крупной "точкой". При подходе к иракской столице группа прикрытия и постановки помех уходила вверх с набором высоты до 5 км, а ударные F-16 выполняли бомбардировку реактора с интервалом в 15 секунд.

В 17:35 бомбардировщики спикировали на иракский реактор. Меньше чем за полторы минуты, один за одним израильские F-16 сбросили точно в активную зону реактора 16 бомб, 2 из которых не взорвались. Вся атака (от момента набора высоты ведущим самолётом до сброса бомб последним, 8-м самолётом, продолжалась 50 секунд.

Русский офицер Валерий Яременко находился в это время в одном из дивизионов "Квадрат" в каких-то 300 м от ядерного центра. Он пишет: «Где-то около 18:00 7 июня на мониторе нашей станции разведки и целеуказания появилась крупная отметка. На запрос «свой–чужой» цель не отвечала. Через пару минут экран радара стал "белым". Помехи? Активные? На моих глазах из-за пальм, буквально касаясь их верхушек, появился тот самый "неопознанный объект" – шестерка Ф-15, с громадной скоростью пронесшаяся в сторону близрасположенно-го ядерного центра. Вслед за этим последовал первый глухой взрыв, от которого вздрогнула вся округа. Затем в течение минуты взрывы повторялись. Самолеты же, сделав крутой вираж с удалением до 6 км, поочередно уходили в обратном направлении. Наша станция засекла более 10 целей противника. Тут же местные ракетчики выпустили вдогон несколько ракет, но тщетно. Истребители были уже недосягаемы. Стреляли и соседние дивизионы ЗРК С-75 и С-125. И также безрезультатно. Поднятые на перехват иракские истребители попросту не догнали агрессоров. Минут через десять установилась мертвая тишина.Только намного позже нам стало известно, что этот налет осуществили израильтяне.»

В 19:06 все израильские самолеты, принимавшие участие в атаке на реактор, без потерь и повреждений вернулись на свои авиабазы.

Реакция Саддама последовала незамедлительно: все иракские офицеры частей ПВО,
обеспечивавших воздушное прикрытие Озирака, были по приговору полевого трибунала расстреляны.

Полная неспособность русской системы ПВО выполнить свои задачи, стала предметом самых тщательных расследований в СССР. Однако выводы сделаны не были - ровно через год в воздушном сражении, развернувшемся 6-11 июня 1982г. над долиной Бекаа в Ливане, израильские ВВС буквально стерли с лица земли русскую систему ПВО, развернутую в Сирии - за пять дней израильского воздушного наступления были уничтожены 19 русских зенитно-ракетных дивизионов, в воздушных боях были сбиты около сотни самолетов МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25Р. Израильские ВВС не потеряли ни одного своего самолета.
Это был провал всей русской концепции построения системы ПВО страны, стоившей СССР миллиарды долларов.

Уничтожение иракского ядерного реактора было немедленно и категорически осуждена мировым сообществом, включая ближайшего союзника Израиля - США. Вашингтон на четыре месяца заморозил программы военного сотрудничества с Израилем. 9 июня 1981 года Совет Безопасноности ООН принял резолюцию, осуждавшую акцию Израиля.

Беспримерная по смелости атака израильских летчиков на многие годы вперед предопределила развитие событий в мире и на Ближнем Востоке. Через двадцать лет, представляя на приеме в Белом доме посла Израиля в США Давида Иври, президент Буш заявил: "Господин Иври, будучи двадцать лет назад командующим ВВС Израиля, руководил операцией по уничтожению ядерного реактора в Ираке. Если бы вы этого не сделали тогда, господин Иври, мы все находились бы сейчас в другой, гораздо более опасной ситуации".
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 519 раз

Re: Налёт израильской авиации на Озирак

#2 Сообщение Одиссей » 18 май 2013, 14:16

“On the edge” by Bill Norton. UK: Midland, 2004.

Стр.350: «Через год после прибытия в Израиль, 7 июня 1981 г, новые боевые машины – Ф-16 – приняли участие в одной из самых значительных операций в истории ВВС Израиля. Давно запланированная операция стала одной из причин того, что Хель ХаАвир приобрел Ф-16 досрочно. Этой операцией была бомбежка иракского ядерного реактора Озирак в 12 милях (19 км) к юговостоку от Багдада.
Несмотря на определенную озабоченность наличием у него только одного двигателя и отсутствия самозатягивающихся (self-sealing) топливных баков, Фалкон был лучшим выбором для этой операции практически во всех отношениях – особенно благодаря его дальности полета без дозаправки и точности бомбежки. Как только эти новые машины прибыли в свои эскадрильи, там началась интенсивная подготовка к проведению операции в возможно более ранние сроки. Невысокий темп поставок Фалконов приводил к некоторой задержке, т.к. требовалось как минимум 8 машин. В пустыне Негев был построен макет реактора, на котором пилоты неутомимо отрабатывали нанесение бомбового удара.
Непосредственно перед вылетом пилотов проинструктировал лично начальник Генштаба. Он сообщил летчикам, что руководство страны и он сам убеждены, что от успеха этой операции зависит судьба нации. Восьмерка Фалконов сопровождалась шестеркой Иглов. В воздухе находились самолеты радиолокационного обеспечения Хокай, державшие под наблюдением большую часть маршрута полета. Спасательные вертолеты заранее проникли в Саудовскую Аравию и скрытно расположились недалеко от иракской границы, на случай необходимости спасения сбитых пилотов. Накануне операции, Фалконы перелетели с базы своей дислокации Рамат-Давид на базу Эцион, местоположение которой было наилучшим с точки зрения данной операции. Самолетам предстояло преодолеть от 600 до 650 миль (965-1050 км) в одну сторону над тремя враждебными странами. Полет к цели проходил не по кратчайшему пути над северной пустынной территорией Саудии, где радиолокационный контроль воздушного пространства не покрывал всё пространство. Маршрут над Ираком был тоже проложен так, чтобы избежать авиабаз и радаров. На обратном пути полет проходил напрямик через Иорданию и в Эцион. Полет к цели проходил на высоте 150-300 футов (46-91 метров) чтобы арабские радары не засекли их, а домой возвращались на высоте 40.000 футов (12190 м) – наиболее экономичной в плане расхода топлива. Над Иорданией их могли видеть все, но никто не предпринял попытки перехвата.

Машины оторвались от бетонки ВПП в 15:55. Каждый Фалкон нес под брюхом по две 2000-фунтовые (907 кг) обычные бомбы Мк84, по две ракеты Сайдуиндер (AIM-9J), по два 370-галлонных (1400 литров) подвесных бака под крыльями и один 300-галлонный (1135 литров) подвесной бак под фюзеляжем. Опустошенные баки сбрасывались. Так как дальность полета превышала заявленную изготовителем дальность в конфигурации бомбардировщика, то сразу же возникли подозрения о том, что израильтяне как-то модифицировали машины или использовали дозаправку в воздухе. Однако, израильтяне просто проигнорировали запрет на одновременное использование подвесных баков и бомб. От «умных» бомб отказались из-за усложнений, связанных с их использованием и необходимостью находиться более длительное время над целью.

Самолеты появились над целью в 17:35 по израильскому времени. При этом солнце было у них за спиной и начинало смеркаться, что усложняло ведение огня по ним. Бомбы были доставлены на цель двумя волнами по две пары Фалконов в каждой волне. За 12,5 миль (20 км) до цели Фалконы включили форсаж и взмыли на высоту 8000 футов (2440 м). Затем они нырнули вниз под углом 35 градусов на скорости в 600 узлов и сбросили свои две бомбы на высоте 3500 футов (1065 м) с односекундным интервалом. Были использованы взрыватели с замедленным действием, которые срабатывали после того как бомба пробьет купол реактора и перекрытия под ним. Одна или две бомбы не взорвались и одна пролетела мимо (тем не менее разрушив важную лабораторию). Сам реактор и многие вспомогательные сооружения были разрушены или сильно пострадали. Самолеты находились над целью всего 1 минуту 20 секунд. Зенитная артиллерия иракцев открыла интенсивный огонь по атакующим самолетам, но он был неэффективен. Зенитные ракеты тоже были выпущены, но их система наведения не сработала, возможно из-за поставленных помех. Самолеты сбросили дипольные отражатели в момент ухода от цели. На обратном пути Ф-15 и Ф-16 объединились в пары (хотя в двух единицах было по два Фалкона) и пошли слегка другим маршрутом чтобы усложнить противнику возможные попытки перехвата. Вся группа села в Эционе после трехчасового полета, в отсутствие попыток перехвата или каких-либо повреждений машин. Так завершилась операция Опера. После посадки, все самолеты быстро обслужили и они вернулись на свои базы для участия в отражении возможных ответных налетов авиации противника.

Операция Опера также объяснила почему израильтяне так яростно боролись против американских поставок Саудии АВАКСов. Вплоть до того, что муссировались слухи о готовности израильтян нанести упреждающий удар и уничтожить саудовские АВАКСы. Хотя во время проведения операции Опера на АВАКСах были американские экипажи, чьё внимание было сосредоточено в районе Персидского Залива, они всё же теоретически могли обнаружить израильские самолеты. Были сообщения о том, что израильтяне хорошо знали расписание и маршруты полетов АВАКСов и спланировали свои действия так чтобы избежать обнаружения.
Строгие ограничения на официальную информацию об Опере и то, что вообще очень мало что известно о подробностях этой операции породили много разных слухов об этом. Мало что из интригующих историй об Опере соответствует действительности и некоторые из них даже не стоят упоминания. Например, высказывались предположения, что израильские заправщики на базе Боинга-707 дозаправили машины в воздухе. Но это маловероятно, т.к. операция могла быть выполнена без этого и, более того, тогда этот проект ещё находился всего лишь в экспериментальной стадии. В этом плане, можно скорее предположить, что заправщики, если таковые имелись, находились в воздухе на тот случай, если бы Фалконам пришлось вступить в воздушный бой и тогда у них бы не хватило горючего вернуться домой. При этом наготове стояли бы истребители для моментального взлета по первому требованию для защиты танкеров и заправляемых самолетов.
Сообщалось также о том, что израильтяне, которые тогда активно участвовали в поставках военных материалов Ирану, договорились якобы с иранцами о том, что их самолеты после бомбежки реактора могут сесть в Иране, который и сам был кровно заинтересован в уничтожении иракского реактора.»
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 519 раз

Воздушные бои: ВВС Израиля

#3 Сообщение Одиссей » 18 май 2013, 14:18

ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

№ 4 (70), Том 9
Зима 2003

Илья Фабричников, Андрей Фролов

КОНТРРАСПРОСТРАНЕНИЕ: ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

…Операцию поручили разрабатывать офицерам из оперативного управления ВВС. На территории Израиля была сооружена точная копия реактора и прилегающих строений, и летчики начали тренировки в условиях, приближенных к боевым. Сложность представляло и еще одно обстоятельство: расстояние до объекта по выбранному маршруту составляло 1100 км в одну сторону.

Когда стала известна дата прибытия в Израиль первых из заказанных истребителей F-16, было решено сделать ставку на них: технически дальность полета F-16 с двумя 2000-фунтовыми (908-килограммовыми) бомбами американского производства Мк.84 позволяла нанести удар по реактору и вернуться назад. Первые F-16 прибыли в Израиль 2 июля 1980 г., а уже в ноябре 1980 г. первая эскадрилья, получившая F-16 на базе Рамат-Давид, была объявлена боеготовой. (Официальная церемония передачи первого F-16 ВВС Израиля произошла 31 января 1980 г. После этого израильские летчики тренировались в США на авиабазе «Хилл» в Юте. Интересно, что израильские F-16 первоначально предназначались для ВВС Ирана, но падение режима шаха вынудило США искать другого заказчика.)
В этой связи хочется отметить, что А. Бен-Нун, начальник израильской авиабазы Хацор в 1977-1982 гг., настаивал на применении F-15 в операции. Однако командующий ВВС Израиля Д. Иври решил этот вопрос в пользу F-16. Для операции отобрали самолеты, которые имели минимальное количество обнаруженных дефектов (как выяснилось, не зря, так как в ходе всего полета не было отмечено ни одного отказа).
Из наличных F-16 было отобрано 8 самолетов, которые составили две четверки. Первая имела кодовое название «Измель» («Скальпель»), вторая – «Эшколь» («Гроздь», «Кисть»). Командиром группы, а также ведущим первого звена был подполковник Р. Зеев, второй – подполковник А. Нахуми.
Прикрывавшие их F-15 из 133-й истребительной эскадрильи были разбиты на три звена:
1-е звено – кодовое название «Петель» («Малина») – имело задачей оборону
ударных самолетов и радиоэлектронной борьбы;
2-е звено – «Патефон» («Патефон») – отвечало на ретрансляцию и оборону на обратном пути;
3-е звено – «Пахман» («Углерод») – воздушный командный пункт (ВКП), в случае необходимости мог принять участие в воздушном бою.
Таким образом, в операции должны были принять участие 14 израильских самолетов, только 8 из которых несли бомбы для удара по реакторному залу.

При подготовке удара принималась в расчет система противовоздушной обороны (ПВО) реактора. Так, на середину 1981 г. в Ираке имелось 14 бригад ПВО, 1 зенитная ракетная группа и 2 отдельных зенитных ракетных дивизиона. На их вооружении находилось 20 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-75М (кодовое наименование НАТО – SA-2 Guideline), 37 – С-125 (SA-3 Goa), 35 ЗРК 2К19 «Квадрат» (SA-6 Gainful) и 4 системы 9К33 «Оса» (SA-8 Gesko).
При этом пришлось принять во внимание то обстоятельство, что реактор стал мишенью иранских ВВС в начавшейся Ирано-иракской войне. Так, 30 сентября 1980 г. реактор в Озираке был атакован двумя иранскими F-4 Phantom, но неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) не нанесли серьезных повреждений зданиям ядерного комплекса: легкие повреждения получила крыша реакторного зала, а также система охлаждения реактора, однако все неполадки были быстро устранены. И хотя в дальнейшем налеты иранских ВВС больше не повторялись, ПВО в районе этого объекта было усилено. Так, в дополнение к дивизиону (три батареи) ЗРК С-125 и полку 57-миллиметровых автоматических пушек С-60 и 23-мм зенитных установок (ЗУ) ЗУ-23-2, вокруг ядерного комплекса был развернут зенитно-ракетный полк, оснащенный ЗРК Квадрат в составе трех батарей. При этом ЗРК Квадрат обслуживались в том числе и советскими военнослужащими: группу советских военных специалистов по ЗРК из Ленинградского военного округа в количестве 10 человек перебросили по тревоге в Багдад еще в апреле 1981 г. с иракско-иранской границы (г. Ханакин). Им была поставлена задача прикрыть «объект» – ядерный центр или, как его еще называли, «бункер в пустыне Тхувайтха», от воздушных налетов противника на малых и средних высотах. Основное внимание при этом уделялось прикрытию восточного, иранского направления.
Видимо, именно сентябрьскими событиями можно объяснить появление на близлежащем аэродроме Аль Хаббания 11-й эскадрильи истребителей МиГ-23М. Кроме того, иракцы стали сооружать комплекс «пассивных» защитных сооружений в виде песочно-земляных валов, а также маскировочных сетей над рядом строений ядерного центра.

Накануне планируемой даты удара (6 июня 1981 г.) самолеты были сосредоточены на авиабазе Эцион, на Синайском полуострове. Выбор именно этого аэродрома был обусловлен соображениями скрытности: маршрут ударной группы проходил над территорией Саудовской Аравии и Иордании, слабо прикрытой средствами ПВО, а систем дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) арабские страны не имели до 1986 г., когда в Саудовскую Аравию был поставлен первый американский самолет Е-3AWACS. Кроме того, вторжение в иракское воздушное пространство осуществлялось с наименее ожидаемого направления.
Имеются данные, что для возможной операции по спасению сбитых летчиков на территорию Ирака с вертолетов была высажена группа специального назначения «Шальдаг». К слову, в отдельных источниках указывается, что в районе ядерного центра были установлены радиомаяки для более точного наведения на цель самолетов. Нельзя исключать, что они были установлены именно вышеупомянутой группой. Хотя есть сомнения, ибо обнаружение спецназовцев могло поставить под угрозу всю операцию.

7 июня 1981 г. в 16:01 самолеты взлетели для нанесения удара по иракскому
реактору. Планировалось, что над целью самолеты должны быть в 17:35, таким образом, полет в одну сторону занял полтора часа и проходил в полном радиомолчании. Причем большая часть маршрута проходила на сверхнизких высотах для того, чтобы избежать обнаружения радарами. Так над территорией Саудовской Аравии самолеты шли на высоте до 90 м. На конечном участке маршрута, сначала F-15 поднялись на высоту 7200 м, чтобы прикрыть все возможные направления подхода иракских истребителей, а на удалении примерно 6 км от реактора F-16 начали резкий набор высоты, далее, по достижении траверза цели, они выполнили резкий разворот влево с продолжением набора высоты.
На высоте 1500 м F-16 перешли в горизонтальный полет, а затем спикировали на реакторный зал. Вся атака заняла всего 80 секунд.
Интересно, что советские специалисты засекли неизвестную цель, которая не отвечала на запрос «свой-чужой», кроме того, их смутило направление, в котором она следовала. Но затем израильтяне применили активные радиопомехи, которые полностью парализовали работу радаров станций наведения ракет. Пока иракские расчеты получали одобрение багдадского начальства на переход на запасную частоту, израильские самолеты отбомбились. Вдогон было пущено несколько ракет ЗРК Квадрат, С-125 и С-75, но ни одна из них в цель не попала. По некоторым данным, из имевшихся поблизости перехватчиков взлетел лишь один МиГ-23, пилот которого, однако, не рискнул атаковать израильскую ударную группу.
В отличие от иракских и советских расчетов ПВО, эффективность израильских летчиков оказалась намного выше. Из 16 сброшенных бомб, 14 попали непосредственно в реакторный зал и полностью разрушили реактор, а также повредили несущие конструкции здания реакторного зала, что вызвало обрушение всего здания.
Причем использовалась следующая схема: первая бомба пробила свод реакторного зала, а остальные попали в реакторный зал сквозь образовавшееся отверстие. При этом необходимо отметить, что бомбы Мк.84 являются свободнопадающими, и такой результат был достигнут только благодаря высокому уровню подготовки пилотов и характеристикам прицельного комплекса F-16.
Одна из двух бомб, не попавших в реакторный зал, пробила туннель между реакторным залом и экспериментальной лабораторией, проходящий на глубине в 4 м. По некоторым сведениям, в туннеле находилось специальное оборудование, предназначенное для определения уровня радиации, только что поставленное французами66. Израильское руководство утверждало, что в туннеле находилось оборудование, на котором можно было вырабатывать плутоний и оружейный уран.
Потери на земле были минимальны: погибли французский инженер и 9 человек иракского обслуживающего персонала, причем только два человека стали жертвами бомб, остальные, по иракским сведениям, погибли от огня бортовых пушек самолетов. Последнее представляется маловероятным, так как израильские самолеты действовали на пределе своей дальности и всячески экономили топливо, а подобные «маневры» практически никакого смысла не несли. К тому же обстрел из бортовых пушек наземных целей увеличивал время нахождения в зоне действительного огня ПВО, в первую очередь артиллерии; кроме того, израильская сторона всячески стремилась минимизировать потери среди персонала центра. Таким образом, причиной гибели людей могли стать осколки зенитных снарядов собственно иракских орудий и зенитных ракет.
В любом случае удалось избежать многочисленных жертв, учитывая масштабы операции. Это было следствием как удачно выбранного времени налета (вечер воскресенья), так и точностью бомбардировки. При этом время начала атаки было продиктовано еще и следующим обстоятельством: самолеты приближались к цели со стороны заходящего солнца, что значительно затруднило работу иракских артиллерийских расчетов, использовавших визуальный метод наведения на цель. Учитывая низкие высоты, с которых проводилось бомбометание, орудия калибра 23–57 мм представляли для израильских самолетов серьезную угрозу.
И, наконец, еще одно обстоятельство. По сложившемуся распорядку, в 17:00 у расчетов иракских ЗРК и артиллеристов начинался ужин, и, естественно, к 17:30 большинства из них еще не было на боевых постах. По мнению иракцев, такое совпадение налета израильтян с графиком дежурств говорит об очень хорошей работе разведки.
Реакция иракского политического руководства была следующей: все ответственные офицеры центра ПВО были расстреляны.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

comandante
партизан
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 18:13
Откуда: Гянджа-Баку!

Благодарил (а): 104 раза
Поблагодарили: 81 раз

Воздушные бои: ВВС Израиля

#4 Сообщение comandante » 18 май 2013, 18:40

на ф 15 и ф 16 чего только не сделаешь.Я молчу уж об абрамсах.

Keshleli
партизан
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 11 сен 2012, 22:41

Благодарил (а): 179 раз
Поблагодарили: 208 раз

Re: Налёт израильской авиации на Озирак

#5 Сообщение Keshleli » 19 май 2013, 09:49

comandante писал(а):Я молчу уж об абрамсах.
и правда, твоё молчание аж угнетает! :D
lenet sheytana..

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 89798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 2321 раз
Поблагодарили: 1412 раз

Воздушные бои: ВВС Израиля

#6 Сообщение smersh70 » 26 окт 2014, 19:42


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 89798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 2321 раз
Поблагодарили: 1412 раз

Re: Воздушные бои: ВВС Израиля

#7 Сообщение smersh70 » 27 окт 2014, 02:45

Изображение
7 октября 1973 года проведена операция «Дугман-5».

Операция «Дугман-5» (ивр. דוגמן 5) — операция, проведённая Военно-воздушными силами Израиля на второй день Войны Судного дня 7 октября 1973 года. Целью операции было уничтожение сирийской системы противовоздушной обороны вдоль Голанских высот. В налёте были задействованы более 100 самолётов, вооружённых кассетными бомбами и ракетами. Из-за отсутствия обновлённых разведданных и поспешности в планировании операция завершилась полным провалом — было потеряно 6 израильских самолётов и ещё 6 повреждено (по другим данным, всего за день на сирийском фронте было сбито 43 израильских самолёта), при этом был уничтожен лишь один и повреждён ещё один сирийский зенитно-ракетный комплекс.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 89798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 2321 раз
Поблагодарили: 1412 раз

Re: Воздушные бои: ВВС Израиля

#8 Сообщение smersh70 » 27 окт 2014, 03:46


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 89798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 2321 раз
Поблагодарили: 1412 раз

Re: Воздушные бои: ВВС Израиля

#9 Сообщение smersh70 » 27 окт 2014, 03:46


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 89798
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 2321 раз
Поблагодарили: 1412 раз

Re: Воздушные бои: ВВС Израиля

#10 Сообщение smersh70 » 27 окт 2014, 03:48


Ответить

Вернуться в «ВВС»