Dassault Mirage(все виды)

Летный состав Войск
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#11 Сообщение smersh70 » 01 авг 2016, 00:42

Изображение
ВВС Франции модернизируют 55 истребителей Mirage 2000D
Главное управление вооружений (DGA) министерства обороны Франции объявило о программе модернизации истребителей-бомбардировщиков Dassault Mirage 2000D ВВС Франции.

Как сообщает журнал «Air&Cosmos» в статье Emmanuel Huberdeau «Commande de la rénovation à mi-vie des Mirage 2000D», Главное управление вооружений (DGA) министерства обороны Франции объявило о программе модернизации истребителей-бомбардировщиков Dassault Mirage 2000D ВВС Франции. Расходы на это предусмотрены в проекте бюджета на 2016 год. Теперь программа считается официально инициированной. Mirage 2000D пройдут программу модернизации середины жизненного цикла.

Всего будет модернизировано 55 истребителей-бомбардировщиков. По информации DGA, Mirage 2000D будут дополнять парк истребителей Dassault Rafale до 2030 года и использоваться для тех задач, где Rafale представляется избыточным. Mirage 2000D, который является модификацией варианта Mirage 2000N, находится в составе ВВС Франции с начала 1990-х годов.

Истребитель получит пушку в подвесном контейнере. Ракеты «воздух-воздух» Magic 2 будут заменены на ракеты MICA. Как заявил разработчик самолета – компания Dassault Aviation будет также модернизирована боевая система самолета. Первый модернизированный самолет должен быть передан ВВС в 2019 году.

Как сообщают другие источники, изначально планировалось модернизировать 77 машин, в 2009 году стоимость модернизации этого числа самолетов составляла 740 млн евро.

Всего ВВС Франции в 1995-2001 годах получили 86 истребителей Mirage 2000D, из которых сейчас в строю остаются 63.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#12 Сообщение smersh70 » 01 фев 2019, 23:01

Два пилота погибли в результате крушения учебно-тренировочного многоцелевого истребителя Mirage 2000 в пятницу утром в городе Бангалор, сообщает журнал India Today.
Обоим пилотам удалось катапультироваться, однако один из них приземлился на обломки самолета и погиб. Другого пилота доставили в больницу, где он скончался от полученных травм.

Согласно информации издания, недавно авиастроительная корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) модернизировала истребитель Mirage 2000.
Изображение
► Показать
эти индийцы какието криворукие,все у них падает :?

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#13 Сообщение smersh70 » 01 июн 2019, 00:28

"Поветрие" с компьютерными системами управления

Индусы провели расследование катастрофы "Миража" 2000 (1 февраля этого года). Самолет упал практически сразу после взлета, похоронив обоих пилотов.
Исследовав "черный ящик", индусы обнаружили, что самолет сразу после взлета вошел в режим "раскачки" по тангажу (вверх-вниз, поведение как при "подхвате"). Причем электродистанционная система управления (ЭДСУ) - устроила это сама без вмешательства пилотов. Проверка предыдущих летных происшествий и отказов на "миражах" показала, что по крайней мере в трех случаях наблюдалось подобное поведение самолета. Правда, до того дела заканчивались благополучно - после нескольких "циклов" самолет восстанавливал нормальную управляемость. В последнем же случае "раскачка" произошла сразу после взлета на высоте всего 5 метров - у пилотов просто не было шансов восстановить управляемость... Предполагают, что причина - программная ошибка в компьютере управления ЭДСУ.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#14 Сообщение smersh70 » 04 июн 2019, 01:17

Бразилия продала свои истребители Mirage 2000 французской частной компании

Как сообщили 29 мая 2019 года бразильские СМИ, ВВС Бразилии продали девять из 11 снятых с их вооружения бывших французских истребителей Dassault Mirage 2000В/С французской частной компании Procor. Контракт был подписан представительством ВВС Бразилии в столице США Вашингтоне (Comissão Aeronáutica Brasileira em Washington - CABW), причем продажа была произведена за весьма незначительную сумму 1,8 млн бразильских реалов (452 тыс долл США).

Сообщается, что французская компания Procor намеревается использовать приобретаемые бывшие бразильские истребители Mirage 2000В/С для обозначения противника для боевой подготовки на контрактной основе для ВВС стран Ближнего Востока. Постоянное базирование данного подразделения своего рода аналога американских частей "агрессоров" предполагается в ОАЭ (возможно в виде совместного предприятия Procor с местными компаниями).
Изображение
ВВС Бразилии приобрели из наличия ВВС Франции десять одноместных истребителей Mirage 2000С и два двухместных Mirage 2000В в 2006 году примерно за 80 млн долл (вместе с авиационным ракетным вооружением и запасными частями). Самолеты закупались в качестве временного решения для обеспечения ПВО столицы страны Бразилиа взамен списанных по ресурсу истребителей Dassault Mirage IIIBR и до поступления на вооружение ВВС Бразилии современных истребителей, которые предполагалось приобрести в рамках бразильской конкурсной программы F-X, а затем и F-X2. Истребители Mirage 2000В/С (бразильские обозначения F-2000C и F-2000B) в ВВС Бразилии состояли на вооружении 1-й группы ПВО (1º Grupo de Defesa Aérea - 1º GDA, Esquadrão Jaguar) на авиабазе Анаполис (штат Гояс). Однако превращение программ F-X, а затем и F-X2 в долгострой привело к тому, что 20 декабря 2013 года ВВС Бразилии были вынуждены снять с вооружения по истечению ресурса и истребители Mirage 2000B/C, поскольку налет каждого из них превысил к тому времени 10 тысяч часов. В 2016 году 11 истребителей (один Mirage 2000С был потерян в эксплуатации) были окончательно списаны и выставлены на продажу, которая увенчалась успехом только теперь.

Компании Procor были, видимо, проданы восемь Mirage 2000С (бразильские бортовые номера с "4940" по "4947") и один Mirage 2000В (бразильский бортовой номер "4933"), находящиеся на хранении в Анаполисе. Еще по одному самолету Mirage 2000С ("4949") и Mirage 2000В ("4932") находятся на хранении в Бразилиа, и, видимо, будут сохранены в качестве экспонатов.

Спписание истребителей Mirage 2000В/С вызвало кризис в ВВС Бразилии, поскольку поступление на вооружение первых истребителей Saab JAS-39E/F Gripen NG, выбранных в итоге по программе F-X2, ожидается не ранее 2022-3023 годов. Сейчас задачи ПВО в бразильских ВВС возложены на модернизированные истребители Northrop F-5EM/FM Tiger II, однако и их списание по ресурсу ожидается уже в 2020 году.

Продажа списанных бразильских Mirage 2000В/С компании Procor за менее чем полмиллиона долларов вызвало вопросы в ряде публикаций, поскольку, согласно неофициальным источникам в бразильских ВВС, продажа этих самолетов в виде запчастей в страны, продолжающие эксплуатировать Mirage 2000, позволила бы выручить будто бы не менее 10 млн евро.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#15 Сообщение smersh70 » 26 дек 2019, 23:19

Минобороны Греции 23 декабря объявило о подписании с французскими компаниями Dassault Aviation, Safran Aircraft Engines и Thales DMS France контрактов на техническое обслуживание и модернизацию истребителей "Мираж-2000-5" ВВС страны.
Срок действия контрактов – 7 лет. Соглашения предусматривают модернизацию и обслуживание радиоэлектронных систем и двигателей самолета. Dassault, названная основным подрядчиком модернизации "Мираж-2000-5", пока не комментирует сообщения. Предполагается, что Thales будет отвечать за усовершенствование РЛС, авионики и другой бортовой электроники, а Safran – за двигатели.
Контракты были подписаны после одобрения в начале декабря соглашений парламентом Греции. По сообщениям греческих СМИ, стоимость контрактов составляет около 260 млн. евро.
В сентябре 2004 года Греция впервые модернизировала 10 самолетов "Мираж-2000" до нового стандарта "Мираж-2000-5" Mk.2, а также заказала 15 самолетов этого типа новой сборки.
"Мираж-2000-5" Mk.2 оборудован более мощной многофункциональной РЛС RDY-2, ракетами MICA класса "воздух-воздух", крылатыми ракетами SCALP-EG класса "воздух-земля", новой системой самообороны, новой инерциальной системой навигации и получил возможность дозаправки в воздухе с помощью контейнерной системы.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#16 Сообщение smersh70 » 03 янв 2020, 21:27

Matra JL-100: ракеты и керосин, или как быть если точек подвески не хватает?
Изображение
Все-таки, французы могут поразить. Могут... Вот, к примеру, этот агрегат, Matra JL-100, как вы думаете - что они объединили в агрегате, занимающем одну точку подвески на истребителях? Пусковую установку на 18 штук 68-мм неуправляемых ракет SNEB и ...топливный бак на 268 литров керосина. В смысле, в передней части подвесной установки пусковая НАР, только выхлоп вместо того, чтобы выходить по оси - выводится через радиальные каналы, а за ними - и за перегородкой - топливный бак. Но самое интересное то, что вся эта прелесть - сбрасываемая.
Изображение
После того, как ракеты отстреляны и топливо выработано Matra JL-100 может быть сброшена. Существуют и другие варианты исполнения такой многофункциональной системы: так, Matra JK-500 имеет впереди те же самое 16 штук 68-мм НАР, удлиненный бак на 313 литров керосина, а снаружи на этот девайс можно подвесить еще четыре 500-фунтовые бомбы. Третьим же представителем системы является комбинированный девайс Matra TK-500, пятисотлитровый ПТБ с четырьмя точками подвески 500-фунтовых бомб на нем.
Зачем все эти извращения? Затем, что боевой радиус полностью нагруженного Миража III составлял всего 650-850 километров, чего было явно мало, так что ПТБ были практически всегда под крыльями, занимая два узла подвески из пяти, причем самых удобных. А куда прикажете боевую нагрузку цеплять? Вот и выкручивались французы как сумели, объединяя ракетные пусковые с топливными баками.
Изображение
Мираж III с Matra ТК-500 (500 литровый бак и четыре 500-фунтовые бомбы) на подвесках

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#17 Сообщение smersh70 » 14 мар 2020, 00:46

Многоцелевой истребитель Mirage 50CN Pantera чилийских военно-воздушных сил; ~ 1989-й год
Изображение
В 1980-1981-м гг. чилийским правительством, в рамках обновления авиапарка ВВС страны, были приобретены французские многоцелевые истребители Mirage 50. В 1980-1981-м гг. в страну поступило 14 многоцелевых истребителей Mirage 50C (из них 6 новой постройки, 8 - переоборудованных из Mirage 5F), а также три учебно-боевых спарки Mirage 50DC, однако в дальнейшем, в связи с введением эмбарго в отношении Чили, поставки французских истребителей были прекращены.
Изображение
Изображение
В конце 80-х гг., в связи с износом и устареванием самолётов, было решено провести модернизацию самолётов. Работы были проведены чилийской авиационной фирмой Empresa Nacional de Aeronáutica de Chile (ENAER) при помощи израильской авиационной фирмы Israel Aerospace Industries (IAI). В ходе модернизации самолётов самолёты получили новую радиолокационную станцию ELTA M2032 и обновлённую авионику, при этом для размещения новой РЛС была изменена форма носовой части истребителя (по типу израильских Kfir). Модернизация самолётов до уровня Mirage 50CN Pantera была проведена на мощностях ENAER в начале 90-х гг., всего был модернизировано 13 истребителей и 2 спарки
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#18 Сообщение smersh70 » 10 апр 2020, 01:34

Многоцелевой истребитель Мираж 2000 ВВС Греции с парой противокорабельных крылатых ракет AM.39 Экзосет на внешней подвеске.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#19 Сообщение smersh70 » 14 сен 2020, 02:31

четко летят и красиво снято..безбашенные летчики страны сыров..в годы войны насолили немцам сполна,хотя и были нейтральной страной..
носатые зная,что наши охотно в то время так летали, теперь цепи меж гор натянули
видео Mirage IIIS / RS ВВС Швейцарии когда они были еще на службе.
Истребители Mirage IIIS/RS были сняты с вооружения ВВС Швейцарии в 2003 году.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Dassault Mirage(все виды)

#20 Сообщение smersh70 » 24 сен 2020, 02:14

Промежуточный Мираж. Часть 1.

В начале 60-х годов ведущие самолетостроительные фирмы стран НАТО спешно разрабатывали проекты тактических боевых самолетов вертикального взлета и посадки. Известная французская фирма Авионс Марсель Дассо создала машину "Мираж" III-V. Получился своеобразный отпрыск семейства "Мираж" III — "бесхвостка" с треугольным крылом, один маршевый двигатель и восемь подъемных (настоящий рекорд даже для таких необычных летательных аппаратов, как КВВП). Для испытаний маршевого двигателя специально переоборудовали самолет "Мираж" ШТ. Но разработчикам так и не удалось преодолеть ряд специфических особенностей, присущих всем самолетам данной схемы. В частности, совершенно неудовлетворительным было поведение машины на малых скоростях.
Пришлось оставить излюбленную "дельту" и работать над двухместным самолетом "Мираж" III F—высокопланом классической схемы со стреловидным крылом, имеющим отрицательное поперечное "V". В январе 1964 г. фирма получила заказ на строительство опытного самолета, а 12 июня 1966-го состоялся его облет. Но к этому времени нужда в "вертикалке" вдруг отпала — умные головы в руководстве НАТО слегка пересмотрели некоторые стратегические установки. Работы по доводке самолета КВВП были приостановлены. Чтобы не пропадать добру, уже построенный аппарат, получивший новое обозначение "Мираж" F. 2, стали использовать в качестве двухместной летающей лаборатории для испытаний новых систем и оборудования для истребителей.
Более того, на его базе удалось разработать легкий и дешевый одноместный многоцелевой истребитель, получивший обозначение "Мираж" F. 1.
Опытный самолет впервые поднялся в воздух 23 июня 1966-го. Во время четвертого полета прототип в два раза превысил скорость звука. По своим летным данным он был где-то между "Миражом" III и "Миражом" III-V. После катастрофы, произошедшей 18 мая 1967 г. при полете на высоких скоростях, конструкцию самолета усилили. В сентябре того же года правительство, наконец, заинтересовалось сравнительно недорогим и многообещающим проектом и заказало еще три опытных образца, ставших предсерийными (№02, 03 и 04). 02-й облетали 20 марта 1969-го, а 04-й — 17 июня 1970-го. В процессе испытаний на прототипы установили новые двигатели и доработали конструкцию планера, после чего они показали совсем неплохие летные качества.
Предполагалось, что этот самолет станет основным французским истребителем, способным выполнять задания в любых атмосферных условиях.В то время французы только приступали к разработке программы ACF (так называемый "новый самолет будущего" для замены быстро устаревающего "Миража" III), впоследствии воплотившейся в "Мираж" 2000. Требовался какой-то промежуточный или переходной самолет для поддержания боеспособности французских ВВС на должном уровне в течение определенного периода.
Изображение
К 1973 году летные испытания были в основном закончены и в том же году "Мираж" F. 1 запустили в серию. Было разработано несколько основных модификаций самолета: F.1C — всепогодный истребитель-перехватчик и истребитель завоевания превосходства в воздухе;
F.IE —модификация с увеличенными габаритами и массой, новыми оборудованием и двигательной установкой;
F. 1 А—истребитель-бомбардировщик и учебно-боевой самолет, специализированная машина для атак наземных целей с упрощенной электроникой и дополнительным топливным баком (строится по лицензии в ЮАР);
F. 1B/D—двухместный учебно-тренировочный самолет;
F. 1СR—тактический разведчик;
F.1C-200/F.1CR-200 — истребитель дальнего действия, оборудованный фиксированной штангой для дозаправки топливом.
Благодаря своей универсальности и относительной дешевизне "Миражи" F.1 довольно быстро завоевали признание — они состояли на вооружении ВВС более десяти стран мира. В 1980-х годах перехватчики модификации F.1C, оптимизированные для завоевания превосходства в воздухе (со снятым вооружением класса "воздух-земля"), были основными истребителями французской ПВО. Всего построено около 730 "Миражей" F. 1 разных модификаций. В 1987-м завершились поставки самолетов французским ВВС.
В январе 1993-го (то есть почти через 20 лет после принятия на вооружение) во Франции состояло на вооружении довольно много "переходных" "Миражей", оказавшихся на удивление жизнеспособными. Еще служили 120 истребителей ПВО F.1C (в то время как "Миражей" 2000С насчитывалось только 97 шт.), разведывательная авиация продолжала летать только на F.1CR (53 шт.). Оставались в строю и 19 учебных "Миражей" F. 1 В. Многие из этих машин летают и до сих пор, подтверждая поговорку о том, что нет ничего более постоянного, чем временные явления.
Кроме ЮАР (32 самолета модификации E.1А2и14F.1CZ), "эф-первые" закупила Греция (20 шт. F.1CG), Кувейт (25 шт. F.1CKи 4 шт. F1BK), Испания (39 шт. F.1CE, 19 шт. F.IE, 5 шт, F.1B), Эквадор (15шт. F.иЕи1 шт. Р.иВ),Ливия(16шт. F.1А,37шт.Р. 1 Е,6шт.Р1В).Катар (12шт. F.1 Е, 2 шт. Р.1 В), Иордания (16 шт. F.1CJ, 17шт. P.1EJ, 2шт. F.1 ВЛ),Марокко(19шт. F.1С, 19 шт. F.1 Е, 2 шт. Р.1В) и Ирак.
Наряду с самолетами Р-16 и SAAB "Виг-ген" истребитель "Мираж" Р, 1 рассматривался руководством ВВС ряда западноевропейских стран в качестве замены истребителям-бомбардировщикам F-104 (пресловутый "контракт века"). Однако в сравнительных испытаниях он уступил истребителю Р-16 по тяговооруженности и разгонным характеристикам. В результате французам не удалось тогда потеснить американские авиафирмы на богатом европейском рынке вооружений. Уделом "Миражей" остались в основном страны "третьего мира".
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ MIRAGE F.1
"Мираж" F.1 принимал участие в нескольких военных конфликтах, крупнейшие из которых (ирано-иракская война 1980—1988 гг. и война в Персидском заливе в 1991 г.) связаны с действиями ВВС Ирака.
Ирак обладает самым крупным парком самолетов F 1 среди стран-импортеров. Число заказанных им самолетов, по максимальным оценкам, достигло 133 (118 одноместных и 15 двухместных), более половины того, что имеют ВВС Франции. Поставки были прекращены летом 1990 г. после оккупации Ираком Кувейта, но к этому времени почти все заказанные самолеты уже были получены. Доля самолетов Р.1 в общем парке иракских ВВС достигала 20%.
Первую попытку закупить самолеты "Мираж" Р. 1 Ирак предпринял в начале 1970-го, но не смог договориться с фирмой Дассо. Переговоры возобновились через пять лет и завершились в июне 1977-го соглашением о поставке первой партии из 36 машин, в том числе 18 одноместных P.1EQ-1 и 14 одноместных Р.1 EQ-2 с несколько отличавшимся БРЭО, и четырех двухместных Р. 1 ВО-1. Самолеты поставлены в период с апреля 1980-го по февраль 1982 года. Иракские летчики были подготовлены на авиабазе Мон-де-Мар-сан на юго-западе Франции.
В дальнейшем, наращивая свои ВВС в ходе войны с Ираном, Ирак закупил еще 73 машины. Кроме того, в сентябре 1985-го был заключен еще один, последний, контракт. Число машин, закупленных по этому контракту, фирма Дассо не раскрыла, но полагают, что сюда входили еще 20 Р. 1EQ-6 и четыре спарки. На поставки самолетов, предусмотренных последним контрактом, в течение четырех лет было наложено эмбарго из-за срыва Ираком графика платежей и введения Советом Безопасности ООН летом 1987 г. запрета на поставку вооружений Ираку и Ирану до прекращения междоусобной войны. Лишь осенью 1989-го фирме Дассо было разрешено возобновить поставки. Несколько самолетов из последней партии все еще находились на заводе фирмы в Бордо, когда 2 августа 1990 г. Ирак оккупировал Кувейт. Их отправку тут же запретили. Офицеры иракских ВВС, находившиеся в это время во Франции, были задержаны в ответ на интернирование Ираком специалистов фирмы Дассо и других французских граждан.
Начиная с варианта Р. 1EQ-4, все иракские одноместные самолеты оборудовали неубирающейся штангой-топливопри-емником. EQ-4 также стал первым вариантом, способным оснащаться подвесным агрегатом заправки топливом в полете или контейнером с разведывательной аппаратурой. Предусматривалась возможность подвески, по крайней мере, трех типов разведывательных контейнеров: Дассо C0R2 с четырьмя обычными фотокамерами, Дассо "Гарольд" для дальней перспективной съемки и TOMCOH-CSP "АС-так" с аппаратурой электронной разведки, позволяющей обнаруживать и классифицировать наземные РЯС. На варианте EQ-5, оптимизированном для выполнения противокорабельных задач, была установлена соответствующим образом модифицированная РЛС "Сирано" IVM. Нормальная боевая нагрузка самолета при выполнении противокорабельных операций включала одну УР AM. 39 "Экзосет" на центральном подфюзеляжном узле. Максимальная нагрузка предусматривала подвеску двух ракет "Экзосет" на подкрыльных пилонах. По данным фирмы Дассо, рубеж поражения цели одной УР "Экзосет", которую "Мираж" несет на подфюзеляжном узле, составляет 700 км с учетом дальности пуска УР 60-70 км. Система дозаправки топливом в полете Р. 1 от подвесного агрегата, установленного на другом Р.1, позволяет увеличить рубеж поражения цели до 900 км.
Последний иракский вариант EQ-6 стал по-настоящему многоцелевым самолетом, способным действовать против воздушных, наземных и надводных целей с применением усовершенствованного управляемого вооружения класса "воздух-поверхность", включая ракеты "Экзосет". Кроме того, на EQ-6 установлена улучшенная система РЭБ "Шерлок", разработанная на основе аппаратуры самолета "Мираж" 2000 и включающая станцию предупреждения о радиолокационном облучении "Серваль" и ИК станцию для засечки пусков ракет противника SAT DDM
Антенны системы "Шерлок" расположены на передней и задней кромках киля. Под крылом можно подвешивать контейнеры с помеховой аппаратурой ESD "Бар-ракс", TOMCOH-CSF "Барракуда" и "Ремо-ра". Упаковки дипольных отражателей и тепловые ловушки располагаются в контейнере фирмы Лакруа в хвостовом конусе вместо обычного тормозного парашюта и могут подвешиваться под крылом в контейнерах Матра "Фима" или "Сикомор". Под корневыми частями крыла могут устанавливаться конформные варианты контейнеров "Сикомор", что позволяет полностью использовать подкрыльные пилоны для подвески боевой нагрузки.
Кроме вновь построенных самолетов F. 1EQ-6, фирма Дассо модернизировала до уровня eQ-6 несколько ранее поставленных Ираку и поврежденных в ходе ирано-иракской войны "Миражей". Для борьбы с воздушными целями иракские самолеты F. 1Е, помимо двух встроенных пушек DEFA 553 калибром 30 мм, оснащаются двумя ракетами "Мажик" на концах крыла и двумя ракетами "Супер" 530 F.1 на подкрыльных пилонах. При действиях по наземным целям встроенные пушки и ракеты "Мажик" могут дополняться различными комбинациями российского и французского подвесного вооружения (обычные и корректируемые бомбы, УР, блоки НАР), а также контейнерами с газообразными отравляющими веществами иракского производства.
Ирано-иракская война началась 22 сентября 1980 г. вторжением иракских войск на территорию Ирана после серии пограничных инцидентов, продолжавшихся в течение трех недель. Иран обладал современными ВВС, имевшими на вооружении большое число самолетов американского производства (225 самолетов "Фантом", включая 32 F-4D, 177 F-4E и 16 ВЕДЕ, а также 169 истребителей Нортроп F-5Е^и 79 Грумман F-14A).
Однако начавшаяся в 1979-м исламская революция привела к хаосу и нарушению связей Ирана с другими странами. В результате иранские ВВС испытывали большие трудности со снабжением своих самолетов запасными частями. В частности, по некоторым данным, в летном состоянии поддерживались всего 4-5 иранских истребителей F. 14 и несколько самолетов F-4D и F-4E. Лишь парк более простых самолетов F-5 использовался достаточно полно. В то же время ВВС Ирака сумели наладить пополнение своих ВВС, снабжение их запасными частями и благодаря этому смогли завоевать превосходство в воздухе.
Боевые действия отличались массированным применением иракской артиллерии и авиации, в том числе по крупным населенным пунктам. Иракские самолеты бомбили Тегеран, в ответ иранские ракеты наносили удары по Багдаду. Судоходство в Персидском заливе нарушалось иранскими кораблями, ставившими минные заграждения и предпринимавшими атаки на гражданские суда (защита танкеров обеспечивалась американскими, английскими и советскими военными кораблями). Иракская авиация неоднократно предпринимала противокорабельные операции, подвергала ударам нефтяные терминалы на острове Харк и другие промышленные объекты Ирана.
Основным местом дислокации иракских "Миражей" была новая авиабаза в Кайяре, расположенная примерно в 60 км к югу от Мосула. Для непосредственного боевого применения F.1 перебрасывались из Кайяры на передовые аэродромы. Задачи, выполнявшиеся иракскими F. 1Е, включали завоевание превосходства в воздухе и поддержку наземных сил на поле боя, нанесение ударов по иранским военным и промышленным объектам, разведку с заходом в воздушное пространство Ирана, сопровождение бомбардировщиков Ту-22 и разведчиков МиГ-25. Для осуществления противокорабельных операций "Миражи" перебрасывались на базы, расположенные у побережья Персидского залива.
По иракским источникам, только за первые три года войны истребители F. 1Е сбили более 40 иранских самолетов, главным образом F-4 и F-5. Однако боевые действия даже на начальном этапе войны не были "игрой в одни ворота", и к концу 1984 г. боевые и эксплуатационные потери Ирака составили семь самолетов "Мираж" F. 1Е. Кроме того, ряд истребителей получил значительные повреждения и был переправлен на транспортных самолетах Ил-76 на завод фирмы Дассо в Биарриц для ремонта и модернизации.
После того как Иран на "черном" рынке оружия сумел достать ПЗРК "Стингер", потери иракских ВВС резко возросли. Только за один месяц последнего года войны было сбито семь "Миражей". К моменту прекращения боевых действий в августе 1988-го Ирак все же сумел исправить ситуацию благодаря улучшенной тактике применения самолетов и использованию более эффективных тепловых ловушек.
С середины 1984-го по начало 1988-го иракская авиация атаковала в Персидском заливе более 105 судов и кораблей, многие из которых — с использованием ракет "Экзосет". Применение этих ракет в ходе войны с Ираном продемонстрировало их высокую точность и хорошую подготовку иракских летчиков. Из первых 53 ракет, выпущенных с самолетов "Супер Этандар", "Мираж" F.1 Е и вертолетов "Супер Фрелон" по танкерам и грузовым судам, цели поразили 52. Однако результаты были довольно разочаровывающими. Заявленная Ираком численность пораженных "крупных морских целей" почти в два раза превысила все потери, зафиксированные регистром Ллойда. На самом деле были потоплены только небольшие грузовые суда и танкеры. Попадание (при ошибочной атаке) двух ракет в американский фрегат УРО "Старк" в мае 1987 г. привело к гибели нескольких человек из состава экипажа, но повреждения самого корабля были незначительны. Супертанкеры также не получили серьезных повреждений.
О применении советских ракет Х-29Л почти ничего не известно, но можно предположить, что часть целей, приписываемых УР "Экзосет", была на самом деле поражена "X—двадцать девятыми", которые значительно уступая в дальности пуска (до 15 км в сравнении с 70 км у "Экзосет"), обладают в то же время существенно более мощной фугасно-про-никающей БЧ при почти равной стартовой массе.
В 1985 г. иракские F. 1 почти ежедневно бомбили иранские нефтеналивные установки для загрузки крупных танкеров на острове Харк, расположенном в северной части Персидского залива. Чтобы вывести нефтяные терминалы за пределы досягаемости иракской авиации, Иран в срочном порядке построил такие же установки в ряде других мест, в частности, на острове Сирри, недалеко от Ормузского пролива, и в городе Джаск, расположенном на побережье за этим проливом.
По данным фирмы Дассо, радиус действия самолета "Мираж" F.1 может быть увеличен до 1400 км при подвеске трех ПТБ и полете по профилю большая-малая-большая высота, но боевая нагрузка при этом минимальна—две бомбы по 250 кг без ракет "Мажик" и контейнеров с аппаратурой РЭБ.

Продолжение следует

Геннадий Волоско
Кпылья Родины, №3-4'1996

Ответить

Вернуться в «ВВС»