Republic F-105 Thunderchief

Летный состав Войск
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Republic F-105 Thunderchief

#1 Сообщение smersh70 » 15 ноя 2014, 21:21

Рипаблик F-105 Тандерчиф (англ. Republic F-105 Thunderchief) — истребитель-бомбардировщик ВВС США, предназначавшийся для доставки ядерного оружия и сыгравший значительную роль в американской войне во Вьетнаме.
ИзображениеИзображение
История создания
Исследования по проекту будущего F-105 были начаты в 1951 году фирмой Рипаблик Авиэйшн, специализировавшейся на создании тяжелых истребителей-бомбардировщиков (P-47 «Тандерболт», F-84 «Тандерджет», F-84F «Тандерстрик»). Самолет предназначался для маловысотного прорыва ПВО СССР с нанесением ядерного удара и должен был заменить в этой роли F-84F. Фактически конструирование велось вокруг внутреннего бомбового отсека и двигателя. Конструкторскими работами руководил известный американский авиаконструктор Александр Картвели.

Первый полёт опытный образец YF-105A совершил 22 октября 1955 года, превысив при этом скорость звука. В марте 1956 года ВВС США заключили с «Рипаблик Авиэйшн» контракт на поставку первых серийных F-105B. В том же году самолёт получил свое официальное название «Тандерчиф» (Громовержец). На этот момент эта машина была самым большим одноместным боевым самолётом в мире.

Всего было построено 833 «Тандерчифа», серийное производство прекратилось в 1964 году. ВВС США намеревались заказать не менее полутора тысяч самолётов, однако эти планы были пересмотрены в связи с принятием на вооружение унифицированного истребителя-бомбардировщика ВВС и ВМС США F-4. После начала войны во Вьетнаме рассматривался вопрос возобновления производства F-105D, однако решение так и не было принято.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Republic F-105 Thunderchief

#2 Сообщение smersh70 » 15 ноя 2014, 21:23

Изображение
Эксплуатация
Первые F-105B начали поступать в 355-ю тактическую истребительную эскадрилью в мае 1958 года. Первая эскадрилья F-105 достигла боеготовности к середине 1959 года. Самолеты ранней модификации F-105B состояли на вооружении всего двух эскадрилий и были полностью заменены более совершенными F-105D к 1964 году.

Основным оружием считались тактические ядерные бомбы B28 и В43 — одна бомба размещалась во внутреннем бомбовом отсеке. В начале 1960-х годов отношение ВВС США к роли тактических боевых самолётов несколько изменилось, и F-105 были приспособлены к несению обычных («железных» по американской терминологии) авиабомб.

В начале 1960-х годов «Тандерчиф» являлся основным тактическим ударным самолётом ВВС США, предназначенным в первую очередь для доставки ядерного оружия. В этой роли F-105 были развернуты в Западной Германии, Японии, Испании, Турции, Южной Корее, Ливии.

После прекращения бомбардировок Северного Вьетнама в 1968 году «Тандерчифы» стали быстро выводиться из боевых эскадрилий, заменяясь на F-4.

С окончанием Вьетнамской войны в эксплуатации осталось очень небольшое число F-105, в основном в эскадрильях Национальной гвардии. Однако официальное снятие самолёта с вооружения ВВС США произошло только в июле 1980 года, а с вооружения летных частей Резерва ВВС — в 1984 году.

На сегодняшний день в мире не существует летающих F-105, однако многие самолёты этого типа являются экспонатами в авиационных музеях США, а в качестве памятников находятся на американских авиабазах за рубежом.

Рекорд скорости
11 декабря 1959 года бригадный генерал Джозеф Мур установил на F-105B мировой рекорд скорости полёта по замкнутому 100-километровому маршруту — 1958 км/ч.

Боевое применение
За время своей службы F-105 не экспортировались в другие страны и приняли участие только в одном вооруженном конфликте — войне США во Вьетнаме. Первыми «Тандерчифами» в Индокитае стали самолёты 36-го тактической истребительной эскадрильи, в августе 1964 года прибывшие на авиабазу Королевских ВВС Таиланда Корат. На протяжении войны F-105 действовали преимущественно с двух авиабаз в Таиланде — Корат и Тахли, хотя в 1965 году некоторое время летали из Дананга (Южный Вьетнам). Первые четыре года они выполняли боевые задания практически исключительно над Северным Вьетнамом (в рамках воздушной кампании «Rolling Thunder») и Лаосом, и лишь с 1968 года действовали над Южным Вьетнамом.

В первом бою с МиГами 4 апреля 1965 года было потеряно два «Тандерчифа». В американской историографии их принято считать первыми потерями от действий северовьетнамской авиации; в то же время во вьетнамских источниках первой победой национальных ВВС считается F-8, сбитый днём ранее (что не подтверждено американцами).

«Тандерчифы» применялись для ударов по наиболее важным военным и экономическим объектам Северного Вьетнама. F-105 были исполнителями всех наиболее известных акций ВВС США над Северным Вьетнамом в период 1965-1968 годов, включая налёты на основную северовьетнамскую нефтебазу в пригороде Ханоя (июнь 1966), металлургический завод в Тайнгуене (март 1967) и мост Думера в Ханое (август 1967). Холмистая местность севернее Ханоя, использовавшаяся F-105 для незаметного приближения к целям, получила среди пилотов название «Хребет „Тадов“» (Thud Ridge).
F-105F с комплектом вооружения, август 1964; в том числе боекомплект 20-мм пушки, 70-мм НАР, УР Bullpup и Sidewinder, ФАБ, кассетные бомбы, пусковые установки LAU-3A, подвесные топливные баки.

В течение 10 лет истребитель-бомбардировщик F-105D выполнил почти 75 % всех заданий на бомбардировку, решавшихся в Юго-Восточной Азии (ЮВА) силами ВВС США. Именно на его базе была разработана концепция «Wild Weasel» — прорыва или подавления систем ПВО противника.

Двухместная модификация F-105F с середины 1966 года была задействована для уничтожения позиций зенитно-ракетных комплексов противника в рамках программы «Дикая ласка» (Wild Weasel). В этой роли F-105 сменил не удовлетворявший требованиям программы F-100. В качестве «охотников за радарами» «Тандерчифы» участвовали в войне практически до её окончания. С осени 1966 года в распоряжение летчиков F-105D поступили противорадиолокационные УР AGM-45 Shrike и кассетные боеприпасы CBU-24 – они стали стандартным средством поражения пусковых установок С-75. Одноместные F-105D были выведены из Юго-Восточной Азии в 1970-1971 годах, а двухместные F-105G «Дикая ласка» III всё ещё применялись в операции «Linebacker» I в 1972 году.

Пилот F-105 (как и любого другого боевого самолёта) за время своей службы в ЮВА должен был выполнить 100 боевых вылетов над Северным Вьетнамом, на что обычно уходило около 7 месяцев. При боевом вылете из Таиланда F-105 должен был совершить две дозаправки в воздухе — одну по пути к цели, другую при возвращении на базу; сказался недостаточный запас топлива. У пилотов F-105 никогда не было запаса топлива для серьёзного воздушного боя, а для поражения воздушных целей они располагали только авиапушкой и в лучшем случае одной ракетой AIM-9. Нарекания со стороны пилотов вызывало и неудобство переключения оружия.

С учётом боевого опыта «Тандерчиф» был доработан, в частности, получил новое катапультируемое кресло и аварийную механическую систему управления. Несмотря на перечисленные недостатки, F-105 обладал очень высокой живучестью для однодвигательного самолёта. К этому добавлялась большая бомбовая нагрузка (эквивалентная бомбовой нагрузке стратегического бомбардировщика B-17 во время Второй мировой войны) и высокая скорость полёта, особенно у земли, делавшая самолёт менее уязвимым. Пилотам нравилась шестиствольная авиапушка M61, эффективная против наземных целей. Одноместные F-105D покинули ТВД в 1970 году, им на смену пришли F-4E Phantom, но уникальные истребители прорыва системы ПВО оставались в ЮВА вплоть до конца войны в 1973 году.

За время Вьетнамской войны F-105 полностью изменил свою репутацию и завоевал любовь всех пилотов, летавших на нём; прозвище «Тад» утратило свое первоначальное негативное значение. Поскольку F-105 почти всегда действовали против целей с наиболее сильной системой ПВО во всём Северном Вьетнаме, то они несли тяжёлые потери. Из всех выпущенных F-105D более половины было потеряно в Юго-Восточной Азии. За годы боев в ЮВА минобороны США официально признали потери 395 самолетов F-105, в том числе от огня противника — 296 F-105D и 38 F-105F/G — сбиты пилотами МиГов, 32 – от огня ЗРК, а остальные – от огня зенитной артиллерии. Еще 51 самолет был потерян по техническим причинам. В общей сумме приблизительно 45 % от общего числа выпущенных.

Два пилота F-105 были удостоены Медали Почета, высшей военной награды США.


Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Republic F-105 Thunderchief

#3 Сообщение smersh70 » 15 ноя 2014, 21:24

Модификации

YF-105A: опытный прототип. Построено 2 машины.
YF-105B: опытный самолёт. Построено 4 машины.
JF-105B: экспериментальный самолёт. 3 машины переоборудованы из RF-105B.
F-105B: первая серийная модификация. Построено 75 машин.
RF-105B: разведывательный самолёт. Построено 3 опытные машины, серийно не строился.
F-105C: двухместный учебно-тренировочный самолёт. Серийно не строился.
F-105D: наиболее массовая модификация, отличавшаяся от F-105B более мощным двигателем и новой системой управления огнем, позволявшей действовать в любых погодных условиях. Первый полёт — 9 июня 1959 года. Построено 610 машин.
F-105E: двухместный учебно-тренировочный самолёт. Серийно не строился.
RF-105D: разведывательный самолёт. Серийно не строился.
F-105F: двухместный учебно-боевой самолёт. Первый полёт — 11 июня 1963 года. Построено 143 машины.
EF-105F: двухместный самолёт «Дикая ласка» II, часто называемый просто F-105F. Построено 86 машин.
F-105G: двухместный самолёт «Дикая ласка» III. Переоборудована 61 машина из F-105F и EF-105F.

Технические характеристики

Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 19,63 м
Размах крыла: 10,64 м
Высота: 6,0 м
Площадь крыла: 35,77 м²
Стреловидность по линии 1/4 хорд: 45°
Коэффициент удлинения крыла: 3,18
Средняя аэродинамическая хорда: 3,5 м
Профиль крыла: NACA 65A-005.5 корень крыла, NACA 65A-003.7 законцовки
Колея шасси: 5,27 м
Масса пустого: 12 181 кг
Масса снаряжённого: 13 123 кг
Нормальная взлётная масса: 22 215 кг (с 1×MK-28 в бомбоотсеке)
Максимальная взлётная масса: 23 967 кг
Максимальная посадочная масса: 23 150 кг
Масса в бою: 16 165 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3420 кг (+ 5720 кг в ПТБ)
Объём топливных баков: 4391 л (+ 7344 л в ПТБ)
Силовая установка: 1 × ТРДФ Pratt & Whitney J75-P-19W
Бесфорсажная тяга: 1 × 71,6 кН (7303 кгс) (максимальная)
нормальная: 1 × 63,6 кН (6486 кгс)
Форсажная тяга: 1 × 109 кН (11113 кгс)
со впрыском воды: 1 × 117,9 кН (12020 кгс)
Длина двигателя: 6,59 м
Диаметр двигателя: 1,09 м
Сухая масса двигателя: 2699 кг

Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0173
Эквивалентная площадь сопротивления: 0,618 м²

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 2208 км/ч (на высоте 11000 м)
у земли: 1345 км/ч
Крейсерская скорость: 939 км/ч
Скорость сваливания: 334 км/ч (при нормальной взлётной массе)
Боевой радиус: 1252 км (с 1×MK-28 в бомбоотсеке, 2×1703 л и 1×2461 л ПТБ)
с 6×M117, 2×1703 л ПТБ и дополнительным баком в бомбоотсеке: 937 км
с 16×M117 и дополнительным баком в бомбоотсеке: 513 км
Перегоночная дальность: 3550 км (с максимальным запасом топлива)
Практический потолок: 12 558 м (при 0,5 м/с)
Боевой потолок: 14 783 м (при 2,54 м/с)
Скороподъёмность: 172,7 м/с
Время набора высоты:
6096 м за 5,9 мин
9144 м за 10,15 м
Нагрузка на крыло: 621 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,33 / 0,5 (на максимале / с форсажем)
Длина разбега: 1301 м (при нормальной взлётной массе)
Длина пробега: 1327 м / 724 м (без / с тормозным парашютом)
Аэродинамическое качество: 10,4

Вооружение

Стрелково-пушечное: 1 × 20 мм пушка М61 с 1028 патр.
Точки подвески: 5 (4 под крылом, 1 под фюзеляжем) + бомбоотсек
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: 2-4 × AGM-12 и/или 2 × AGM-45
ракеты «воздух-воздух»: 4 × AIM-9
Неуправляемые ракеты: 6 × 7×70 мм ракет в блоках LAU-32/59 или 19×70 мм ракет в блоках LAU-3/18
Бомбы: свободнопадающие:
ядерные:
в бомбоотсеке: 1 × MK-28 или MK-43
на подвесках:
3 × MK-28, MK-43 или MK-61
1 × MK-57
фугасные:
16 × 241 кг Mk 82 или 340 кг M117
9 × 460 кг Mk 83
3 × 925 кг Mk 84 или 1361 кг M118
5 × 340 кг M117R/D
зажигательные с напалмом:
9 × 340 кг BLU-1/B или M116
8 × 340 кг BLU-27
химические:
16 × 340 кг MC-1 с зарином
8 × 340 кг BLU-52 со слезоточивым газом
касетные: 15 × SUU-30 (CBU-24/29/49/53/54)
агитационные: 16 × M129
Бомбовые контейнеры: 2 × SUU-7 (CBU-1/2/46) или SUU-10 (CBU-3) или SUU-13 (CBU-7/28/37)
Мины: 9 × 340 кг BLU-31
Подвесные топливные баки:
1 × 1476 л дополнительный бак в бомбоотсеке
1 × 2461 л или 1703 л под фюзеляжем
2 × 1703 л под крылом
Изображение
F-105 создавался как преемник F-84, обладающий вдвое большей скоростью и значительно превосходящий его по грузоподъемности. Как и первый реактивный самолет фирмы Рипаблик, F-105 должен был использоваться в качестве носителя ядерного оружия, истребителя-бомбардировщика и штурмовика.

Применение мощного турбореактивного двигателя Пратт-Уитни J-75 с тягой более 10 тонн на форсаже и требования большой дальности и боевой нагрузки обусловили значительные размеры и вес самолета. Длина фюзеляжа превышала 20 м, а максимально допустимый взлетный вес ≈ 24 тонны. В свое время это был самый тяжелый истребитель в США.

Самолет имел оригинальную конструкцию. Прежде всего следует отметить необычность формы боковых воздухозаборников. Скошенные заостренные кромки были сделаны для того, чтобы ╚расщеплять╩ скачки уплотнения на множество скачков меньшей интенсивности и тем самым минимизировать их влияние на обтекание задней части фюзеляжа и хвостового оперения.

Фюзеляж был спроектирован с применением ╚правила площадей╩, то есть ╚поджат╩ в месте соединения с крылом. Поперечное управление на сверхзвуковых скоростях, когда эффективность обычных органов управления снижалась, осуществлялось с помощью интерцепторов на верхней поверхности крыла. Управление по тангажу достигалось отклонением цель-ноповоротных поверхностей горизонтального оперения. Створки регулируемого сопла могли отклоняться наружу на большой угол, выполняя таким образом функцию тормозных щитков. Самолет имел нехарактерный для истребителей внутренний бомбовый отсек, чтобы уменьшить лобовое сопротивление и скрыть от неприятеля величину и тип боевой нагрузки.

На заводах США построили более 800 самолетов F-105 пяти модификаций. Самая массовая-D - свыше 600. F-105 широко применялись американцами во время войны во Вьетнаме, в основном как бомбардировщики и самолеты поддержки наземных войск. Они принимали участие в 75 % боевых операций с использованием авиации.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Republic F-105 Thunderchief

#4 Сообщение smersh70 » 15 ноя 2014, 21:25

Последним истребителем, созданным под руководством Картвели, стал сверхзвуковой самолет Рипаблик F-105 ╚Тандерчиф╩. Проектирование этой машины началось в 1951-м (инициативный проект). Первый полет ее состоялся в конце 1955-го. На его разработку в КБ затратили .более 5 миллионов человеко-часов.

F-105 создавался как преемник F-84, обладающий вдвое большей скоростью и значительно превосходящий его по грузоподъемности. Как и первый реактивный самолет фирмы Рипаблик, F-105 должен был использоваться в качестве носителя ядерного оружия, истребителя-бомбардировщика и штурмовика.
Изображение
Применение мощного турбореактивного двигателя Пратт-Уитни J-75 с тягой более 10 тонн на форсаже и требования большой дальности и боевой нагрузки обусловили значительные размеры и вес самолета. Длина фюзеляжа превышала 20 м, а максимально допустимый взлетный вес ≈ 24 тонны. В свое время это был самый тяжелый истребитель в США.

Самолет имел оригинальную конструкцию. Прежде всего следует отметить необычность формы боковых воздухозаборников. Скошенные заостренные кромки были сделаны для того, чтобы ╚расщеплять╩ скачки уплотнения на множество скачков меньшей интенсивности и тем самым минимизировать их влияние на обтекание задней части фюзеляжа и хвостового оперения.

Фюзеляж был спроектирован с применением ╚правила площадей╩, то есть ╚поджат╩ в месте соединения с крылом. Поперечное управление на сверхзвуковых скоростях, когда эффективность обычных органов управления снижалась, осуществлялось с помощью интерцепторов на верхней поверхности крыла. Управление по тангажу достигалось отклонением цель-ноповоротных поверхностей горизонтального оперения. Створки регулируемого сопла могли отклоняться наружу на большой угол, выполняя таким образом функцию тормозных щитков. Самолет имел нехарактерный для истребителей внутренний бомбовый отсек, чтобы уменьшить лобовое сопротивление и скрыть от неприятеля величину и тип боевой нагрузки.

На заводах США построили более 800 самолетов F-105 пяти модификаций. Самая массовая-D - свыше 600. F-105 широко применялись американцами во время войны во Вьетнаме, в основном как бомбардировщики и самолеты поддержки наземных войск. Они принимали участие в 75 % боевых операций с использованием авиации.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Republic F-105 Thunderchief

#5 Сообщение smersh70 » 21 дек 2014, 01:15

Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф»

Солнце сквозь листья и туман. Странные звуки и шорохи. Мягкие шаги партизан по устланной мхом земле. И громовой раскат над зеленью джунглей! Вниз по склону холма, прямо над кронами, пронеслись 16 серебристых молний. Эскадра "Тандерчифов" следовала привычным курсом на Ханой...
Изображение
МиГ-17 попал под очередь из шестиствольной пушки "Тада", воздушный бой 3 июня 1967 г.
Один из самых мощных и совершенных самолетов своего времени, родоначальник класса маневренных тактических бомбардировщиков, способных постоять за себя в воздушном бою.

"Шило с ядерной начинкой", оснащенное прицельно-навигационным комплексом для скоростных маловысотных прорывов сквозь систему ПВО противника.
Изображение
Самый крупный однодвигательный боевой самолет в истории авиации (по массе его превзошел лишь F-35, по габаритным размерам — никто).

Главная ударная сила ВВС США в войне во Вьетнаме.
Изображение
Имя этому чуду — Republic F-105 Thunderchief ("громовержец") или попросту, "Громила" ("Тад").

Уникальную машину построил наш бывший соотечественник, авиаконструктор Александр Картвели (Картвелишвили). Вместе с другим русским эмигрантом, Александром Северским, — он основал фирму "Рипаблик Авиэйшен" и создал такие шедевры как тяжелый истребитель сопровождения P-47 "Тандерболт", главный "разрушитель" Корейской войны F-84 "Тандерджет", его версия со стреловидным крылом F-84F "Тандерстрик", разведчик RF-84F "Тандерфлэш" и истребитель-бомбардировщик F-105 "Тандерчиф". Последним творением фирмы Картвели стал противотанковый штурмовик А-10 "Тандерболт II".

Картвели строил своих монстров по единому принципу: выбирал самый могучий и тяговитый из существующих двигателей, присоединял крыло и "фаршировал" получившуюся платформу самым высокотехнологичным (на тот момент) оборудованием. В результате рождались очень крупные, необычные машины, хорошо приспособленные для ударных миссий и рейдов вглубь территории противника.

Исследования по проекту №63 (будущий "Тандерчиф") фирма "Рипаблик" вела в инициативном порядке, без каких-либо конкурсов и заявок со стороны ВВС. Еще за 10 лет до громкого инцидента с мистером Пауэрсом (уничтожение U-2 над Свердловском) Картвели осознал, что полеты на больших высотах — верная и неминуемая гибель. Быстрая эволюция средств ПВО и развитие радиолокации не оставляли иного выбора. Спасение — на малых и предельно малых высотах, куда не могли дотянутся лучи радаров. Концепция нового бомбардировщика предполагала отказ от идеи медлительных "летающих крепостей". Новый ударник должен был обладать всеми повадками истребителя и, при необходимости, быть готовым самостоятельно вступить в маневренный воздушный бой.

Хищный продолговатый силуэт. Выдающиеся вперед "зубья" воздухозаборников. Макс. взлетная масса 23,8 тонны. Макс. скорость 2,08 М. 1 двигатель. 1 пилот.
Изображение
Прицельно-навигационный комплекс NASARR R-14A в составе сантиметрового радиолокатора AN/AGC-19 для обнаружения радиолокационно-контрастных наземных целей (автодорог, извилин рек, строений, мостов) и коррекции доплеровской навигационной системы. Кроме этого, станция могла определять наклонную дальность до цели, сигнализировать о препятствиях по курсу при полетах на малой высоте и осуществлять прицеливание в воздушном бою. Также в состав авионики "Тада" входил бомбардировочный прицел-вычислитель AN/ASG-19 Thunderstick, связанный с навигационным автоматом, обеспечивающий автоматическое бомбометание вслепую с горизонтального полета, с кабрирования и «через плечо».

Вооружение: шестиствольная пушка "Вулкан" с боезапасом 1028 снарядов. Внутренний бомбоотсек длиной 4,5 метра и 5 внешних узлов подвески. Боевая нагрузка 6,7 тонны. Боевой радиус с термоядерной бомбой Mk.28 и тремя ПТБ — 1252 км. В конвенционном варианте: с 16-ю 750-фунт. бомбами общего назначения и топливным баком в бомбоотсеке боевой радиус "Тада" достигал 500 км. Имелась система дозаправки в полете.

Александру Картвели было чем гордиться.

Полет первого прототипа YF-105A состоялся в 1955 году. Серийное производство началось в 1958 г. и продолжалось 6 лет, пока "Тандерчиф" не сменил более универсальный "Фантом". 833 построенных истребителя-бомбардировщика трех основных модификаций (F-105B, F-105D и F-105F) и две программы модернизации (EF-105F и F-105G).

К началу 60-х гг. истребители-бомбардировщики (носители ЯО) были развернуты на авиабазах в Зап. Европе, Сев. Африке и на Дальнем Востоке, готовые в любой момент стать основной силой для нападения на СССР. Но настоящим "часом истины" для "Тадов" стала война во Вьетнаме. Именно скромные герои F-105, а не излишне популярные "Фантомы" и Б-52, были главной ударной силой в первые годы войны (75% всех ударных миссий). Отличились они и позже, когда на смену им уже шли их преемники — "Фантомы" и бомбардировщики нового поколения F-111.

Они летали больше всех, им доверяли самые опасные миссии и атаку наиболее защищенных объектов. Главная нефтебаза в пригороде Ханоя, металлургический завод в Тайнгуене, ж/д мост через Красную реку на границе с Китаем, аэродром Катби, где проводилась сборка доставленных из СССР вертолетов, главное "логово МиГов" — авиабаза Фукйен... Мощные бомбовые удары так и не смогли сломить Северный Вьетнам. Янки напоролись на бешенное сопротивление: в районе Ханоя была построена беспрецедентная по плотности система ПВО за всю историю мировых войн: свыше 7000 зенитных орудий калибром свыше 37 мм, зенитно-ракетные комплексы (за годы войны Сев. Вьетнам получил 60 дивизионов ЗРК С-75 и к ним 7500 зенитных ракет), истребители МиГ.
Изображение
Потери янки оказались чудовищны — по официальным данным, янки потеряли во Вьетнаме 382 "Тандерчифа" (по др. данным, 395) — практически половину построенных истребителей-бомбардировщиков данного типа. Из них 17 были сбиты зенитными ракетами, 11 — истребителями МиГ, остальные потери — от огня ствольной зенитной артиллерии. В свою очередь, "Тады" выполнили порядка 20 000 боевых вылетов над Вьетнамом; по данным ВВС США, им было засчитано 27,5 воздушных побед.

Тяжелейшие потери не были результатом каких-либо просчетов в конструкции "Тандерчифа". Скорее, наоборот, F-105 обладал поразительной живучестью для однодвигательного самолета. Известен случай возвращения "Тада" с 87 пробоинами в плоскостях и фюзеляже — несмотря на ранение в руку и ногу, летчик сумел дозаправить поврежденную машину от воздушного танкера КС-135 и долететь до базы в Таиланде. В другой раз на базу вернулась машина с разбитой хвостовой частью — результат ошибочного наведения УР "Сперроу", выпущенной своим же истребителем "Фантом". Известен эпизод с разрывом 85 мм зенитного снаряда внутри плоскости крыла — несмотря на обширные повреждения силового набора, "Тад" сумел пролететь еще 500 миль.

Летчики и тех. персонал авиабаз отмечали такие проблемы, как непривычно высокий уровень шума, высокую посадочную скорость, сложности с обслуживанием многочисленной и еще "сырой" радиоэлектроники (трудозатраты на первых порах — до 150 часов на один час полета!), а также возможный помпаж двигателя, вызванный стрельбой из скорострельной пушки.

Но фактически серьезных недостатков было два. Уже первые боевые вылеты показали, что слабым местом "Тандерчифа" является недостаточный запас топлива. При проведении глубоких рейдов на Север, увешанным бомбами F-105 требовалось не менее двух дозаправок в полете: по одной в каждую из сторон маршрута. В противном случае ограничение по топливу не позволяло энергично использовать форсаж и вступать в воздушные бои. Бомбардировщик с поврежденной топливной системой не имел шансов вернуться на базу.

Вторая проблема была связана с отсутствием резервной механической системы управления. Инженеры "Рипаблик" посчитали, достаточным продублировать гидравлику самолета, но реальная война доказала обратное: в определенных случаях, шальной снаряд мог вывести из строя обе гидросистемы — РУС уходила до упора на пилота и неуправляемый бомбардировщик оправлялся в свое последнее пике. По результатам многочисленных жалоб ВВС, было найдено компромиссное решение: аварийная механическая система, позволявшая заблокировать рули в нейтральном положении и управлять самолетом только с помощью триммеров.

С эскалацией конфликта в Юго-Восточной Азии "Тандерчифам" пришлось взять на себя еще более сложную и опасную работу — "Дикие ласки"! Специальные команды, чьей основной задачей было подавления систем ПВО, в первую очередь позиций зенитных ракетных комплексов.

Поначалу действовали предельно нагло и просто. Не имея средств заблаговременного обнаружения позиций ЗРК, "Тады" летели в район предполагаемого нахождения противника, готовые в любой момент увернуться от выпущенных по ним ракет. В то время как отвлекающее звено совершало энергичные маневры, ударное звено контратаковало позицию ЗРК огнем из бортовых пушек (4000-6000 выстр./мин.), обычными кассетными бомбами и ракетами с радиокомандным наведением.

Следующим логичным шагом было совмещение функций обеих самолетов в одном — специальная двухместная модификация F-105F "Комбат Мартин", охотник за радарами на базе учебно-боевого самолета. В состав бортового оборудования была включена аппаратура для пеленгации источников радиоизлучения и постановки активных помех в каналах связи между КП и пилотами вьетнамских МиГов. Основным вооружением стали противорадиолокационные ракеты AGM-45 "Шрайк" и тяжелые AGM-78 Standard ARM (модификация корабельной зенитной ракеты Standard с новой ГСН, наводящейся на сигналы РЛС).
Изображение
С 1970-го года в войну в Индокитае вступили еще более совершенные машины — F-105G (Дикие ласки III). Увы, несмотря на всю свою мощь и тех. совершенство, новые "Тандерчифы" не смогли решить задачу по нейтрализации вьетнамской ПВО. Охотники все чаще становились жертвами. Известен боевой эпизод (лето 1973-го) когда один из "Тадов" был сбит зенитной ракетой С-75 в 150 км южнее Ханоя. В операции по спасению пилотов янки пришлось задействовать 75 самолетов и вертолетов.

Последние боевые вылеты F-105G состоялись в октябре 1974 года. Больше самолеты этого типа ни в каких боевых действиях участия не принимали. На экспорт не поставлялись. Устаревающие "Тандерчифы" постепенно выводились в резерв или передавались в эскадрильи авиации Национальной гвардии.
Изображение
Последний раз "Громовержец" поднимался в небо в январе 1984 года.

К настоящему времени не сохранилось ни одного летающего экземпляра F-105, в то же время, эти стильные самолеты из 60-х входят в экспозиции многих авиационных музеев.

Отношение к любому образцу техники лучше всего характеризуют прозвища. Самолет F-105 имел огромное количество прозвищ, отражающих весьма неоднозначное отношение летчиков к этому летательному аппарату: от откровенно непечатных, через малопочтенное «Хог» («Hog» — свинья, боров) до нейтрально-ласкательного «Тад». Прозвище «свинцовые санки» («Lead Sled») отражало «впечатляющие» взлетно-посадочные характеристики аэроплана. Авторитетные пилоты брались утверждать, что если по экватору построить ВПП, то ее длины для взлета-посадки самолета F-105 может не хватить. Но через десять лет после принятия на вооружение, в 1969 г., у самолета осталось одно прозвище — «Тад», личный состав оценил машину, а у пилотов в ходу появилась новая поговорка: «Попробовав «Тад», вы не захотите летать ни на чем другом».

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Republic F-105 Thunderchief

#6 Сообщение smersh70 » 30 янв 2019, 03:53

Американский истребитель-бомбардировщик Republic F-105 Thunderchief с открытыми для техобслуживания панелями носовой части фюзеляжа.
все для ТО-1 и ТО-2 ;)
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Republic F-105 Thunderchief

#7 Сообщение smersh70 » 23 май 2019, 22:08

Истребители-бомбардировщики Republic F-105D Thunderchief ВВС США, авиабаза Огден, штат Юта, 14 марта 1983 г.
Изображение
во вьетнаме

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Republic F-105 Thunderchief

#8 Сообщение smersh70 » 23 окт 2019, 02:52

22 октября, 1955 года состоялся первый полёт американского сверхзвукового многоцелевого
истребителя-бомбардировщика Republic F-105 Thunderchief. Разрабатывался как носитель ядерного оружия. Сыграл значительную роль в американской войне во Вьетнаме.
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Republic F-105 Thunderchief

#9 Сообщение smersh70 » 13 апр 2020, 23:00

Перелет Тандерчифов в Таиланд, для будущих действий в Южном Вьетнаме. Сколько же их останется в джунглях Вьетнама в виде дюралевого лома?
Изображение
Истребители-бомбардировщики F-105 Thunderchief из состава 354-й и 469-й истребительной эскадрилий, входивших в состав 355-й истребительной авиагруппы ВВС США, во время дозаправки на авиабазе Хикам на Гавайских островах; ~ октябрь-ноябрь 1965-го года
Снимки сделаны в ходе переброски самолётов группы на авиабазу Тахли в Таиланде, в дальнейшем, действуя с которой, самолёты группы оказывали поддержку американским войскам в Южном Вьетнаме
Изображение
Изображение

Пилот Виктор Вискарра (Victor Vizcarra), после эвакуации с места приземления в джунглях.
После катапультирования его самолет F-105 Thunderchief прошёл под ним, когда тот спускался на парашюте, и врезался в гору. Война во Вьетнаме, 1966 год
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Republic F-105 Thunderchief

#10 Сообщение smersh70 » 10 июн 2020, 00:04

Подготовка к практическому бомбометанию истребителей-бомбардировщиков F-105G Thunderchief «Wild Weasel-III» из состава 128-й тактической эскадрильи 116-го тактического истребительного крыла ВВС национальной гвардии штата Джорджия.
Снимки сделаны 10-го апреля 1981-го года в ходе учений Gangbuster XI на авиабазе Hunter при военной базе Fort Stewart; Саванна, Джорджия
Изображение
Изображение
► Показать
На фото 9 - Republic F-105F Thunderchief установлен в виде памятника
Изображение

Ответить

Вернуться в «ВВС»