МИГ-21 и его клоны...

Летный состав Войск
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#21 Сообщение smersh70 » 14 окт 2019, 01:22

Экспериментальный истребитель Е-2А
Единственный сохранившийся Е-2А (один из вариантов будущего МиГ-21) и ранний Ми-2 в КАИ
Изображение
► Показать
МиГ-21 кубинских ВВС.
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#22 Сообщение smersh70 » 17 окт 2019, 22:11

smersh70 писал(а):
08 сен 2019, 03:48
Несмотря на развертывание широкомасштабного выпуска МиГ-21, спустя непродолжительное время были начаты поиски его преемника. Роль нового самолета отводилась истребителю-перехватчику Е-8, которому предстояло сменить в производстве МиГ-21ПФ и стать массовой машиной истребительной авиации
а вот еще инфа про этот самолет....
Изображение
Этот опытный МиГ сильно опередил свое время. В 60 е годы конструкторы только задумывались о тех решениях, которые сейчас стали нормой.Недавно довелось видеть шок европейских любителей авиации впервые увидевших фото этого самолета. Один из комментариев... "Это Еврофайтер-2000!!! но 1962год!!!!! СССР!!!!
Опытный истребитель-перехватчик МиГ Е-8 создавался как глубокая модификация серийного самолета МиГ-21ПФ, но имел столько конструктивной новизны, что ему уже на начальном этапе в 1960 г. решили присвоить будущий индекс МиГ-23. Изначально предполагалось, что он заменит в производстве МиГ-21ПФ . Разработка велась в соответствии с решением комиссии ВПК от 30 мая 1960 г. о создании истребителя-перехватчика МиГ-23. Последний должен был представлять собой МиГ-21ПФ, оснащенный новой системой вооружения С-23 на основе РЛС «Сапфир-1», инфракрасного пеленгатора «Спектр» и 2 ракет К-23 с увеличенной дальностью.
Изображение
Основная проблема модернизации заключалась в том, что диаметр антенны РЛС «Сапфир» в первоначальном варианте значительно превышал диаметр антенны станции ЦД-30Т, и разместить её в носовом конусе МиГ-21 не представлялось возможным. Это привело к перекомпоновке не только носовой части фюзеляжа, но и всего истребителя. От базовой модели, за исключением крыла, оперения и основных опор шасси (и то не в полной мере), практически ничего не осталось. Мало того — возросший взлетный вес МиГ Е-8 потребовал установки двигателя с увеличенной по сравнению с Р-11Ф-300 тягой по крайней мере на 800-1000 кгс.
Интересно, что такой двигатель разработало не «родное» ОКБ-300 С.К.Туманского, а КБ при серийном заводе, которое возглавлял Н.Г.Мецхваришвили. Конструкторы применили метод малых приращений основных параметров базового двигателя. Двигатель, получивший обозначение Р-21Ф-300, имел те же системы, что и Р-11Ф-300. Стендовые испытания двигатель прошел вполне успешно. Разработчикам удалось увеличить тягу на максимальном режиме с 3950 до 4700 кгс, а форсажную — с 6175 до 7200 кгс. Таким образом, при взлетной массе истребителя 6800 кг его тяговооруженность могла быть больше единицы!
Среди аэродинамических особенностей МиГ Е-8 выделим 3 наиболее существенные. Первая - необычный воздухозаборник. Вторая — складывающийся при выпуске шасси подфюзеляжный гребень, примененный впоследствии на серийном МиГ-23. Третья — переднее горизонтальное оперение (ПГО или «дестабилизатор») с размахом 2,60 м, которое не имело механизма управления. На дозвуковых скоростях ПГО находилось в свободном флюгерном режиме, на сверхзвуковых скоростях при числе М>1,5 оно фиксировалось параллельно строительной горизонтали самолета, что сдвигало фокус самолета вперед, компенсируя его смещение назад при переходе через М=1. Еще одна новинка на МиГ Е-8 - все топливные емкости в фюзеляже были уже не резиновыми баками, как на МиГ-21. Они представляли собой баки-конструкции.В общей сложности МиГ Е-8 принимал в свои емкости 3200 л керосина. На самолёте была установлена система спасения «СК», разработанная в ОКБ А.И.Микояна. Однако, если на первых серийных МиГ-21 при катапультировании выход кресла из кабины происходил с защитой летчика фонарем от встречного воздушного потока, то здесь фонарь уже не защищал летчика (он открывался набок), а сбрасывался отдельно. Поэтому катапультирование ограничивалось скоростью 800 км/ч.

Изображение
К сентябрю 1961 г проект самолёта МиГ Е-8 был завершен. Однако разработчики комплекса С-23 не смогли вовремя передать на испытания ни РЛС, ни ракеты, поэтому на МиГ Е-8 решили установить обычную ЦД-30ТП, инфракрасный визир «Самоцвет» и две серийные ракеты К-13. Самолёт стали обозначать МиГ-21М. Всего построили 2 летных экземпляра МиГ Е-8: в январе 1962 г — Е-8/1 и в мае — Е-8/2 , причем на обоих вместо РЛС были установлены их габаритно-весовые макеты и КЗА. 17 апреля летчик-испытатель ОКБ-155 Г.К.Мосолов поднял в воздух Е-8/1. В этом и последующих полетах, кроме определения характеристик устойчивости и управляемости самолёта, снятия скоростных и высотных показателей, уточнялись алгоритмы управления воздухозаборником, отрабатывался механизм ПГО. В целом новый истребитель обнадеживал. Однако всё портила ненадежная работа силовой установки: чуть не в каждом полете случались помпажи и перегревы . Не менее 6 раз двигатель самопроизвольно останавливался.
11 сентября 1962 г в сороковом полёте Е-8/1 разбился в 60 км юго-восточнее аэродрома ЛИИ — двигатель разрушился при скорости, соответствующей числу М=1,7, на высоте 10000 м. Осмотр обломков показал, что причиной аварии стало разрушение диска шестой ступени компрессора. Её осколок пробил корпус двигателя, повредил обе гидросистемы и топливный бак, что привело к потере управления и пожару. Мосолов катапультировался из перевернутого положения с высоты около 8000 м, повредив руку и ногу. При приземлении он был еще больше травмирован. Его обнаружили лишь через 2 с половиной часа и в тяжелом состоянии доставили в больницу. Врачам с трудом удалось спасти летчика.
Изображение
29 июня впервые поднялся в небо Е-8/2. Его пилотировал А.В.Федотов. К сентябрю на машине выполнили 13 полётов по отработке силовой установки, снятию лётных характеристик с подвеской макетов ракет К-13 и исследованию тряски дестабилизатора. Однако после потери первого экземпляра полеты на втором были также прекращены. Через некоторое время ввиду отсутствия надежного двигателя, тему и вовсе закрыли. МиГ Е-8 долгое время простоял без дела на лётной станции ОКБ в Жуковском, а затем использовался для наземной отработки некоторых элементов будущего МиГ-23. Останки Е-8 долгое время лежали на свалке в ЛИИ, пока не были порезаны на металл в середине 90х.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#23 Сообщение smersh70 » 28 окт 2019, 21:18

Экспериментальный самолёт МиГ-21И Аналог (он же - А-144)
Изображение
Экспериментальный самолёт МиГ-21И Аналог был создан в 1968-м году конструкторским бюро Горьковского авиационного завода № 21. Создание самолёта было проведено по заказу ОКБ Туполева, занимавшегося разработкой сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144. Самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-21С, получил крыло переменной стреловидности, аэродинамическая компоновка которого повторяет форму несущей поверхности авиалайнера Ту-144. Всего было построено два опытных экземпляра МиГ-21И. Первый, выведенный на лётные испытания в апреле 1968-го года использовался для отработки методики управления самолётом, второй экземпляр, задействованный в испытаниях с января 1970-го года, использовался для исследований поведения самолёта в полёте. Оба самолёта использовались также для тренировок пилотов непосредственно самолётов Ту-144.
Изображение
Изображение
Первый опытный образец МиГ-21И был потерян в ходе испытательного полёта 28-го июля 1970-го года, при этом погиб лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова В.С.Константинов. Второй экземпляр использовался до вывода из эксплуатации Ту-144, после чего был передан в фонды авиационного музея в Монино
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#24 Сообщение smersh70 » 02 ноя 2019, 01:43

31 октября исполнилось 60 лет нашему первому абсолютному рекорду скорости: на опытном прототипе истребителя МиГ-21 - Е-66 Георгий Константинович Мосолов достиг скорости 2388 км/ч.
Каждый такой рекорд - преодоление барьеров. Не только скорости, но и "барьеров" летчика и барьеров самого самолета. Таких ограничений и барьеров на МиГ-21 Мосолову предстояло преодолеть вагон и малую тележку.
Изображение
Вот как этот рекорд вспоминал сам Мосолов:
"Там проблем было несколько. Одна из самых значительных проблем – это устойчивая работа воздухозаборника. Потому что воздухозаборник начинал помпировать. На какой-то определенной скорости у него обязательно будет срыв. Но никто тоже понятия не имел, а как это все должно вязаться с положением конуса, с положением скачка уплотнения. А оказывается, срыв происходит в очень узком диапазоне положения конуса. И надо обязательно держать скачок уплотнения на кромках воздухозаборника. А как этого достичь? А достичь этого следует тем, что надо все время регулировать воздухозаборник. Это потом мы стали уже какие-то программы, какие-то автоматы использовать. А эти программы начинались вот с этих двух пальчиков. Это самая сложная работа. У меня идет разгон, а я все время должен ловить помпаж на слух. И мне важно, чтобы у меня все время воздухозаборник работал на режиме начала помпажа. Все время! Иначе у меня будут потери в тяге, и я ничего не достигну. Вот такой вот маленький прибор положения конуса, и на нем «головка» как на тюбике пасты. Я, вращая ее, могу управлять конусом – в любую сторону. Но мне важно так управлять, чтобы по слуху я понимал, что у меня самое начало помпажа. В этом случае коэффициент восстановления полного давления в диффузоре будет максимальным. И только в этом случае я могу реализовать мощность максимальную. И вот каждую секунду я должен отслеживать, каждую секунду! ...А вопрос номер два – путевая устойчивость. Потому что все режимы, на которых я летал, заканчивались потерей путевой устойчивости. Как только самолет теряет путевую устойчивость, я этот момент должен поймать и сбрасывать скорость."
Изображение
А вот летчик-испытатель ЛИИ А.А. Щербаков: "Надо было иметь значительное мастерство. ...Рекорд [Мосолова на МиГ-21] был тем крайне труден и опасен, что он достигал числа М, при котором терялась путевая устойчивость. На этом разбился Кравцов, его самолет разрушился... Мосолов огромными усилиями на педалях сумел удержать машину там, где путевая устойчивость уже кончалась"
При этом в рекордном полете пилот должен был выдержать строго узкий диапазон высот, который фиксировали спортивные комиссары. Так, между прочим. И т.д. и т.п. и в том же духе: "Кроме того, там всего полно. Там и температура газов, там и обороты, и кроме того надо знать, где я нахожусь, и всё – надо! Ведь у меня нет локатора – никто и ничто мне не помогает. Как я лечу, куда лечу, знаю только я".
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#25 Сообщение smersh70 » 28 ноя 2019, 20:53

Сбить любой ценой: как советский летчик на МиГ-21 протаранил "Фантом"

46 лет тому назад капитан Геннадий Елисеев совершил первый в истории авиации таран на сверхзвуковом самолете. Управляемый им МиГ-21СМ на скорости 1,4 Маха сбил иранский самолет-шпион RF-4C Phantom. Пилоты майор Мохаммад Шокуния и полковник ВВС США Джон Сондерс катапультировались и попали в плен, а советский летчик-истребитель погиб.
Инцидент произошел 28 ноября 1973 года в небе над советско-иранской границей в районе Муганской долины в Азербайджане. Географические особенности региона в 70-е годы позволяли самолетам-разведчикам из Ирана безнаказанно залетать на территорию СССР. Подобное положение вещей не устраивало командование Бакинского округа ПВО, которое прилагало все усилия для охраны границ Советского Союза.
Иранский истребитель был обнаружен советскими радарами еще в момент взлета с аэродрома Тебриз. На его перехват с аэродрома Марнеули был направлен истребитель Су-15, но он потерял связь с пунктом управления и вернулся на базу. Ему на смену пришел МиГ-21СМ Геннадия Елисеева, который наводил на цель радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы.
Изображение
Отметим, что иранский RF-4C - был не просто "заблудившимся" истребителем, а самолетом-шпионом. В рамках программы ЦРУ Project Dark Gene он был оборудован специальным разведывательным модулем с четырьмя фотоаппаратами, установленными вместо носового обтекателя. RF-4C мог использовать длиннофокусную фотокамеру, расположенную в подвесном контейнере. Самолет делал снимки в дневное и ночное время с предельно малых и больших высот, был оснащен инфракрасным сканером и радиолокационной станцией. На вооружении - четыре управляемые ракеты класса "воздух - воздух". Проигрывая советским истребителям в скорости, иранский самолет превосходил их в маневренности.
События в воздухе развивались стремительно. МиГ-21 капитана Елисеева настиг RF-4C уже на выходе из воздушного пространства СССР. Советский пилот, подчиняясь командам пункта управления, выпустил две ракеты "воздух - воздух". Однако иранский самолет выпустил весь запас тепловых ловушек, и ракеты прошли мимо цели. До сих пор достоверно неизвестно, почему летчик-истребитель не воспользовался авиационной пушкой. По одной из версий ее заклинило, а историк Алексей Крылов в своем очерке "Реактивный таран" пишет, что техник-оружейник не подготовил оружие к бою.
Тогда советский летчик решился таранить самолет-шпион. МиГ-21 всем корпусом налетел на RF-4C. Иранский пилот и американский полковник катапультировались и были задержаны советскими пограничниками. Через 16 дней их обменяли на кассету со снимками с советского разведывательного спутника, ранее упавшего на территории Ирана. Мохаммад Шокуния продолжил службу в ВВС Ирана, но в 1982 году его Phantom был сбит иракским МиГ-21.
Геннадий Елисеев катапультироваться не успел. 14 декабря 1973 года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Похоронили героя на родине - в Волгограде на кладбище Дар-гора. В белорусском городе Березы, где начинал служить Елисеев, его именем названа пионерская дружина школы №3. В 2012 году на доме, где жила семья летчика появилась мемориальная табличка, а на территории воинской части - памятник.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#26 Сообщение smersh70 » 17 дек 2019, 02:54

13-го декабря 1988-го года пара истребителей МиГ-21 ВВС Анголы совершала перелёт с ангольской авиабазы Лубанго на ангольский же аэродром Менонгве. В ходе полёта один из истребителей, управляемый ангольским лейтенантом Домингос Винез, потеря ориентировку и залетел на территорию, контролируемую южноафриканцами. После выработки топлива самолёт сел на вынужденную посадку на поле вблизи фермы Шнайдер-Уотерберг близ города Очиваронго.
Изображение
Изображение
Изображение
При вынужденной посадке самолёт не получил существенных повреждений, и в дальнейшем пилот самолёта был пленён прибывшими южноафриканскими войсками, а самолёт эвакуирован на авиабазу ВВС ЮАР Грутфонтейн. Лейтенант Винез в марте 1989-го года, в ходе обмена военнопленными, был возвращён в Анголу, а истребитель остался в ЮАР и в настоящее время находится в экспозиции музея ВВС ЮАР в Претории.
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#27 Сообщение smersh70 » 17 дек 2019, 16:54

Пилот истребителя Мираж ВВС Израиля держит на прицеле египетский истребитель МиГ-21 во время одного из воздушных боёв в ходе войны Судного дня 1973 года. Парашют вышел после попадания по МиГу - скорее всего, прилетело в контейнер,
Использование тормозных парашютов - это очень редкая практика, но имевшая место, египтянина это не спасло - он "вышел" сразу после попаданий
П.С. пилот Миража - Раанан Йосеф из 113й с Рефидим, время действия - 18 октября
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#28 Сообщение smersh70 » 02 янв 2020, 04:20

Хорватия . Именно там еще летают МиГ-21
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#29 Сообщение smersh70 » 04 янв 2020, 17:41

Хороший фильм :think:


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146213
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10667 раз
Поблагодарили: 15917 раз

Re: МИГ-21 и его клоны...

#30 Сообщение smersh70 » 13 фев 2020, 23:21

Не туда сел: как советский истребитель сбежал с аэродрома НАТО

53 года назад история боевой авиации Советского Союза пополнилась курьезом - истребитель МиГ-21 новейшей модификации приземлился в аэропорту Тегель в Западном Берлине. Летчик перепутал аэродромы. Увидев солдат НАТО, пилот осознал свою ошибку, развернулся на рулежке - ВПП уже перекрыли, - и улетел к своим.
13 февраля 1967 года - памятная дата в хрониках Группы советских войск в Германии. В этот день случилось ЧП, последствия которого могли быть весьма серьезными. На аэродроме Тегель во французской зоне оккупации Западного Берлина приземлился секретнейший на тот момент советский истребитель. Самолет был новенький - прямо с подмосковного завода "Знамя Труда". Пилотировал его капитан Федор Зиновьев.
Изображение
ГДР была западным форпостом Восточного блока. Здесь размещалась мощная группировка советских войск, ГСВГ, руководство СССР щедро снабжало армию Восточной Германии новейшей техникой - в том числе самолетами. Немецкие истребители вместе с советскими летчиками дежурили на границе, отгоняя от нее самолеты НАТО.
В начале 1967 года на заводе КБ Микояна в Луховицах, где годом раньше запустили сборку МиГ-21 на экспорт, была готова к отправке в ГДР четверка новеньких истребителей последней модификации, МиГ-21ПФМ. На самолете установили новое катапультное кресло, усовершенствовали прицел и систему управления оружием, истребитель получил возможность применять ракеты с радиолокационным наведением. Наконец, МиГу вернули пушку - несколькими годами раньше ее почему-то объявили устаревшим оружием, не нужным для воздушного боя. Убедившись, что это не так, конструкторы предусмотрели возможность подвески под фюзеляж контейнера с 23-миллиметровой пушкой и боекомплектом. В общем, самолет получился серьезный.
Перегнать истребители в ГДР поручили летчикам из 16-й гвардейской истребительной авиадивизии, входившей в состав ГСВГ. Командиром звена назначили капитана Зиновьева. Из Луховиц до Минска долетели без приключений, там приземлились, заправились и заночевали. На следующее утро полетели дальше. Почему-то четверку истребителей направили не на аэродром Темплин под Бранденбургом, как обычно, а на Коттбус, находившийся намного южнее и Зиновьеву незнакомый.
Ошибившись с курсом, МиГи оказались рядом с Берлином - как вскоре выяснилось, Западным. Увидев под собой аэродром, капитан Зиновьев попытался выйти на связь с диспетчером, но тот не отвечал. Летчик решил, что отказала радиостанция и пошел на посадку. Звено он на всякий случай распустил - его ведомые, почуяв неладное, добрались да Коттбуса самостоятельно. А головной МиГ-21 с красными звездами на крыльях совершил мягкую посадку в аэропорту Тегель, находившемся во французской зоне Западного Берлина и отданном авиации НАТО. Приземлившись, капитан Зиновьев понял, что прилетел не туда: на стоянках стояли самолеты чужих типов с опознавательными знаками ВВС Франции и США. МиГ сбросил тормозной парашют и стал разворачиваться, чтобы взлететь по той же полосе, на которую приземлился. Но ВПП уже перегородили джипами и пожарными машинами - на аэродроме не верили своей удаче.
Делать было нечего: истребитель вновь развернулся, включил форсаж и, разогнавшись по узкой и короткой рулежной дорожке, свечой ушел в небо. :o Помимо прочих достоинств, модификация МиГ-21ПФМ предназначалась для работы с грунтовых аэродромов. Благодаря системе обдува закрылков взлетно-посадочные характеристики истребителя были значительно улучшены.
Вскоре капитан Зиновьев приземлился в Коттбусе. Рассказывают, что командир дивизии сказал ему: "Что сел в Тегеле - дурак, а что удрал - молодец", - и распорядился не наказывать летчика. Возможно, сыграло роль и то, что тремя годами ранее Зиновьев на МиГ-19 сбил в районе Магдебурга американский самолет-разведчик Douglas RB-66.

Ответить

Вернуться в «ВВС»