На полигоне Østlandet (Rena) завершается первый этап приемных испытаний новой САУ K9 Vidar (Versatile Indirect Artillery) и ТЗМ K10 для норвежской армии.
Основную часть испытаний машины прошли на заводе производителя Hanwha в Южной Корее, оставили только то, что наиболее целесообразно и практично было сделать в Норвегии – общая проверка работоспособности и надежности в местных условиях, совместимость с норвежскими боеприпасами NM28 (версия Nammo американских ОФС M107 и OEF-3 массой 43-47 кг), а также с национальной системой управления огнем ODIN II FCS (Fire Control System). Во вторник 28 января в присутствии журналистов закончили отстрел 155 мм гранат по целям на дальность около 11 000 метров. После этого из 46 контрольных тестов программы для окончательного принятия системы на вооружение осталось провести несколько испытаний на мобильность.
Несколько раньше здесь же проверили возможность стрельбы по настильной траектории с использованием максимального вышибного заряда, то есть шести модулей DM-72, разгоняющих снаряд до 950 м/с. А позже на полигоне Rassegalvarre на севере страны должны проверить возможность навесной стрельбы на 40 км как снарядами NM28, так и новыми 155 мм боеприпасами IM HE-ER с донным газогенератором.
По заявлению руководства, САУ продемонстрировала отличную работу противооткатных устройств, отдача поглощается настолько эффективно, что внутри машины почти не ощущаются вибрации.
Последняя тройная серия ушла менее чем за 15 секунд, при том, что рекорд составляет 10,8 секунды. Средний начальный темп стрельбы достигает 10 выстрелов в минуту (производитель указывает 12), потом он снижается до 6-8, а при продолжительной стрельбе в течение часа и до 2-3 в минуту.
Боевая масса K9 Vidar 48 тонн, а у K10 46 тонн. Норвежский вариант САУ примерно на тонну тяжелее по сравнению с корейской Thunder. Отчасти это связано с размещением в машине дополнительного снаряжения и экипировки экипажа, а также с его увеличением на одного человека. По словам производителя, K9 и K10 могут работать с четырьмя и двумя членами экипажа соответственно. Однако норвежская армия решила укомплектовать их пятью в К9 и тремя в К10. В связи с этим возимый боезапас K9 уменьшился с 46 до 44 гранат.
В кондиционируемом отсеке в кормовой части К10 стабильно поддерживается температура около +21°С и можно перевозить 104 снаряда и 504 заряда,
пополняя боезапас прямо на огневой позиции. Простой арифметический подсчет показывает, что такое количество боеприпасов лучше всего подходит для обслуживания одной ТЗМ двух САУ K9. В южнокорейской армии именно так и принято. Норвегия также поначалу рассматривала возможность приобретения двенадцати ТЗМ, но бюджет позволил только шесть.
В частности, при загрузке боеприпасов в ТЗМ снаряды и заряды должны автоматически сортироваться по стеллажам. При этом когда перед камерами журналистов в К10 подавали очередную гранату, каретка попыталась ее поставить в уже занятую ячейку.
Проблему не удалось решить сразу, потому что на экране высвечивались сообщения об ошибках на корейском языке. Норвежские солдаты из экипажей, которые сейчас участвуют в испытаниях, предварительно прошли обучение у производителя, но выделенных для этого трех недель оказалось мало, чтобы в достаточной мере освоить иероглифы. В связи с этим личному составу пока приходится решать проблему методом проб и ошибок с элементами научного тыка.
А ещё захватило дух, когда при погрузке вышибных зарядов лента транспортера в хорошем темпе запустила подачу сразу четырех штук подряд…
Впрочем, следует признать, что такие баги и небольшие дефекты обнаруживаются регулярно перед вводом новой техники в эксплуатацию, но не означают срыва испытаний. Планируется включить эти замечания в рекламационную ведомость для отправки на завод-производитель в Южной Корее, чтобы устранить проблемы на 27 машинах основной партии, сборка которых сейчас находится на разных стадиях на заводе в Чанвон (Пусан). По словам представителя Hanwha в Норвегии, они готовы завершить все в соответствии с графиком. План рассчитан на четыре ежемесячные поставки с мая по август, и через пару месяцев плавания морем их должны доставить в Норвегию в период с августа по октябрь. Затем их передадут в войска, где работу с новой артиллерией планируется начать весной 2021 года.
Нужно отметить, что трое из них, каждый из которых имеет более чем 20-летний опыт работы с системой K9/K10, останутся в Норвегии не менее чем до 1 января 2022 года. Один инженер и два техника после испытаний переедут в Нарвик, чтобы помочь в создании нового центра передового опыта и технической компетенции на военном заводе в Бьерквике BTV (Bjerkvik Tekniske Verksted). Ранее туда уже доставили вторую САУ K9 Vidar предсерийной партии, а до середины текущего года должны установить четыре современных симулятора вождения и ввести их в строй осенью 2020-го.