История Армении в действительности

Литература о Войне и ДСП.
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Re: История Армении в действительности

#61 Сообщение Skagen » 14 мар 2017, 14:39

http://www.adji.ru/int_009.html

Вспоминая Нахичевань-на-Дону

Письмо 2

Здравствуйте, Мурад Эскендерович!

После первого письма к вам я стал искать в Интернете материал про Нахичевань-на-Дону. Найденное, хотя и добавило сведения к тому, что я знал, но не сняло вопросы моего предыдущего письма, более того, сейчас Нахичевань-на-Дону изменилась. В начале 90-х годов сюда перебралось значительное число семей из Азербайджана, да и самой Армении. Новое поколение живет только на «бизнесе» и потому, увы, примитивно, оно пишет «новую» историю Нахичевани-на-Дону, параллельно уничтожая бесценные архивы старых нахичеванцев.
Знайте, одним из устных преданий нашего рода является то, что переселившиеся армяне жили в Иране! То есть здесь наше семейное предание полностью совпадает с вашими построениями, в то время как в найденных мною «официальных» ссылках из Интернета даже намека нет на это. А интернетовское утверждение, что все переселенцы являются потомками жителей города Ани и его пригородов, мне – прямому потомку переселенцев, знавшему многих таких же прямых потомков переселенцев, было совершенно неизвестно.
Интересна вам будет и моя информация об армянском монастыре Сурб-Хач («святой крест»), он возник одновременно с Нахичеванью-на-Дону и был полностью разрушен в начале XX века. У папы был друг по фамилии Атоян, он хорошо знал армянский язык и интересовался историей. Однажды он, когда я был студентом, придя к нам, рассказал, что на территории Сурб-Харч (сейчас она в черте Ростова-на-Дону) проводились раскопки, которые показали, что монастырю более тысячи лет... Возникает вопрос, кто же построил монастырь?
Ответ на него самым серьезным образом свидетельствует в пользу ваших построений, основанных на концепции Великого переселения народов. Действительно, интернетовская ссылка сообщает, что в 18 веке под охраной русского войска и при нормальной подготовке (нигде не сказано что собирались наспех) до Донской земли добрались 2/3 переселенцев-армян. Путь их был дальним, трудным, под охраной царских войск. Какими сомнительными после этого кажутся интернетовские утверждения о более ранних «самостоятельных» миграциях армян во враждебном окружении и на значительно бoльшие расстояния. Здесь как представитель точной науки я разделяю ваш вывод географа и экономиста: «Поэтому и уязвимы исторические фальшивки, какой бы достоверный вид им ни придавали. Если событие экономически и технически невозможно, его и не было».
…Это мое письмо, похоже, последнее из тех, которые претендуют на информативность, основанную на рассказах моих уже умерших родственников и их знакомых, а также личных наблюдений и впечатлений о Нахичевани-на-Дону. Видимо то, что я узнал из вашей книги, «срезонировало» в моём подсознании с чем-то таким сокровенным, о чем я толком не смогу сказать, настолько сильны мои впечатления.
Хочу сказать, что я восхищен предложенным вами методом исторического анализа. Вашему географическому подходу к истории можно дать аналогию, понятную даже школьнику.
Возьмем квадратный многочлен. Если подходить к нему с чисто алгебраических позиций, то можно найти формулу для нахождения его корней и разложить на множители. Если этот многочлен описывает некую реальную зависимость (то есть уже рассматривается как функция от одной переменной), то «небольшая манипуляция» с его коэффициентами может сделать его как разложимым на множители с действительными корнями, так и, наоборот – неразложимым (когда корни – комплексные числа). Тем самым есть простор для спекуляций и подтасовок в моделировании с его помощью. Однако если сюда подключить геометрию, то есть нарисовать параболу и описать все ее геометрические свойства, то простор для спекуляций существенно сужается.
Ваш географический подход и есть то подключение «геометрии» в моделировании прошлого, он резко сужает простор для исторических спекуляций.
Желаю здоровья и всяческих успехов на вашем пути. Буду признателен, если вы сможете объяснить происхождение нашей фамилии Арабаджи-Закиевы, которую мы носили до советских времен.

С уважением, Сергей Евгеньевич Закиев.
Черноголовка, Московская область.
Август 2011

Ответ Мурада Аджи

Здравствуйте, Сергей Евгеньевич!

Спасибо за интересные письма. Как я понял, вас интересует вопрос о происхождении фамилии Арабаджи и Закиев. С моей точки зрения, с фамилией Закиев всё ясно. Слово «заки» (от saq = zak) древнего происхождения, оно отмечено в Древнетюркском словаре и означает «внимательный», «наблюдательный», а в современных тюркских диалектах (zaki) – «умный».
С фамилией Арабаджи, думается, дело сложнее. Первый вариант лежит на поверхности: Араб Аджи, т. е. происходящий либо от некоторого араба Аджи, либо Аджи, побывавший в плену у арабов. Эти два варианта вполне вероятны, но малоубедительны. Потомков этого мифического араба слишком много, они присутствуют у разных тюркских народов – гагаузов, украинцев и др. Я считаю, что более вероятна другая точка зрения. В современных тюркских языках «араба» означает «арба», а аффикс «-джи» (-чи) превращает слово в имя деятеля. Получается, «тот, кто делает арбы», т. е. что-то типа «каретника», «экипажного мастера».

С уважением, Мурад Аджи.
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146164
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: История Армении в действительности

#62 Сообщение smersh70 » 15 мар 2017, 00:31

Флаг республики Армения, предложенный известным художником Матриросом Сарьяном в 1919 году. Просуществовал в качестве официального недолгое время.
Смысл флага был в том, что триколоров на свете очень много, а армянам, как восточному народу, хорошо подошёл бы многоцветный флаг. В частности - радужный.
Так же известен как флаг - армянских добровольцев.
Ничего не напоминает :D
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146164
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: История Армении в действительности

#63 Сообщение smersh70 » 20 мар 2017, 00:39


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146164
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: История Армении в действительности

#64 Сообщение smersh70 » 26 мар 2017, 14:22

У армян даже в 19 в. не было своих песен. Вот на свадьбах исполняли наши песни и пляски. эти сведения передает армянский этнограф Липарит Назарянц..
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146164
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: История Армении в действительности

#65 Сообщение smersh70 » 23 апр 2017, 18:10


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146164
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: История Армении в действительности

#66 Сообщение smersh70 » 31 авг 2017, 15:42


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146164
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: История Армении в действительности

#67 Сообщение smersh70 » 05 сен 2017, 17:57


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146164
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: История Армении в действительности

#68 Сообщение smersh70 » 17 сен 2017, 02:05


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146164
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: История Армении в действительности

#69 Сообщение smersh70 » 09 окт 2017, 16:42

Армянские мифы – «киты», на которых держится история – ЧАСТЬ I

Армянская историческая наука использует несколько нехитрых, но звучных мифов для доказательства древности, наличия многовековой этнической, религиозной и культурной общности нынешних потомков армянских переселенцев на Южном Кавказе.

Коснемся нескольких основных мифов - «китов», на которых зиждется доказательная база армянской исторической науки, которая при проверке первоисточников обычно уходит корнями «в никуда».
Миф о принятии армянами первыми христианства как государственной религии
Краеугольным «китом» армянской мифологизированной истории является утверждение об Армении как о первой в мире стране, принявшей в 301 году христианство в качестве государственной религии. Однако науке давно известно, что еще в конце II столетия, т.е. более чем за век до армян, христианство стало официальной религией в арамееязычном Эдесском царстве (Осроенe).
В 165 году царь Эдессы Абгар бар Ману (Абгар V или Ману VIII) принял христианство, в чем его убедил миссионер из Палестины Св.Фадей (Аддай), (Cheetham, Samuel, «A History of the Christian Church During the First Six Centuries», Macmillan), a его преемник на царском престоле Абгар VIII превратил христианство в государственную религию Осроены (Lockyer, Herbert, «All the Apostles of the Bible», Zondervan (1988), p. 260.). При этом некоторые источники пишут, что это сделал Абгар IX (Adshead, Samuel Adrian Miles, «China in World History», Macmillan (2000), p. 27.), который к тому же заложил основы христианской поэзии.
В 1905 году немецкий историк и теолог Адольф фон Харнак писал: «…не вызывает сомнений, что еще до 190 года христианство активно распространялось по всей Эдессе и ее прилегающим областям, и (вскоре после 201 года или даже раньше) царский двор также принял церковь (т.е. христианство)» (Adolph von Harnack, «The Expansion of Christianity in the First Three Centuries», Williams & Norgate (1905), p. 293.). Ирфан Шахид пишет об Абгаре VIII как о первом правителе передневосточного государства, принявшем христианство. (Shahid, Irfan, Rome and the Arabs: А Prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs, Dumbarton Oaks Trustees for Harvard University (1984), p. 96.).

Как же после всех этих фактов армяне стали «первой» христианской нацией в мире? Интересно, что армяне, чьи измышления опровергают исторические факты, пытаются принизить значение первопринятия Эдессой христианства, прибегая к откровенным искажениям: некоторые ереванские «историки» утверждают, что принятие Осроеной христианства в качестве государственной религии, как бы сказать, «не считается», так как в это время она якобы не была независимой и еще (или уже) не имела государственности.
В подтверждение этим домыслам они издают карту, на которой Осроена указана в составе Армении. Однако они умалчивают, что Осроена была завоевана Тиграном Великим задолго до этого и на короткое время, а к моменту принятия христианства она уже давно была независимой.
Помимо этих искажений, эти «историки» пытаются всячески умалить значение первопринятия Осроеной христианства тем, что оно было связано с апокрифической легендой о переписке Абгара V (Ману VIII) с Иисусом Христом. С кем бы ни «переписывался» эдесский царь и каковы бы ни были подлинные причины принятия лично им христианства, факт остается фактом – сколько бы ни пыжилась сегодня лживая пропаганда соседней страны, более чем за век до армян христианство стало официальной религией именно в Осроене.
Миф об автохтонности армян на Южном Кавказе
Армянская наука часто ссылается также на древнегреческого географа Страбона, который якобы отмечал автохтонность армян на Южном Кавказе. В действительности же у Страбона эти территории фигурируют как завоеванные армянскими царями у других государств и народов.
Страбон еще в те времена заметил склонность армян к захвату чужих земель и в своей книге писал: «Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадрия.
Они были первоначально полководцами Антиоха Великого, а впоследствии, после его поражения, стали царями (первый – царем Софены, Акисены, Одомантиды и некоторых других областей, а последний – царем страны вокруг Артаксаты); они расширили совместно свои владения, отрезав часть областей окружающих народностей (Страбон, «География», XI, XIV, 5.). Более того, Страбон особо отмечал, что на завоеванных землях армяне старались ассимилировать покоренные народности (Страбон, «География», XI, XIV, 5.12).
В Армении довольно забавно трактуют слова Страбона. По их логике, если армянские цари завоевывали территории других народов, то армяне на этих землях сразу становились «автохтонами». Следует отметить, что как независимое государство Армения просуществовало сравнительно короткое время.
Истории известно, что, просуществовав в начале н.э. чуть более двух десятилетий как независимое государство, Армения, потеряв независимость, превратилась в римско-парфянское владение, ибо после 63 года по договору между Римом и Парфией установилась двойная независимость Армении (Меликишвили Г.А. «К истории древней Грузии», Тбилиси, 1959, стр. 344).
Все последующие века вплоть до 1918 года она находилась либо в вассальной, либо в абсолютной зависимости от других держав – Персидской, Римской, Османской, Российской империй.
Научных доказательств распространения контроля армянских царей на часть территории современного Азербайджана, кроме периода царя Тиграна Великого, нет. Только в годы правления Тиграна Армения достигла своего апогея и действительно временно покорила определенные земли к северу от реки Араз. Историка Страбона, родившегося в годы, когда еще был жив армянский царь Тигран Великий, можно назвать современником тех событий.
Поэтому неудивительно, что в своей книге «География» он действительно отмечает, что частично Орхистена была (возможно, на тот момент) областью Армении. Как известно, история никогда не была статичной – владения расширялись и сокращались, появлялись и исчезали государства, менялись границы.
Тут можно вспомнить, что под властью азербайджанских правителей в определенное время был даже Багдад... Что ж теперь по логике армянских ученых, нам надобно предъявлять претензии на этот город?
Важно другое – нигде у Страбона не говорится, что в Орхистенe, которая в разные периоды истории могла находиться под властью разных царей, жили армяне. Об этническом составе Карабаха и, тем более, об автохтонности или пришлости его населения у Страбона нет ни слова! Зато имеeтся множество других источников и свидетельств других авторов, в которых говорится именно об албанском населении Карабаха. В том же 11-м разделе книги Страбон отмечает, что река Кир (Кура) протекала через Албанию (Страбон, «География», XI, IV, 1.13).
Миф «о массовом изгнании или переселении армян в Персию» в XVII веке
Это есть очередной армянский миф, под которым имеется в виду переселение или «изгнание» армян в Иран, якобы имевшее место в XVII веке в период правления Сефевидского шаха Аббаса.
Тогда шли кровопролитные войны между Османской империей и азербайджанской Сефевидской империей. В 1604-1605 гг. сефевидский шах Аббас захватывает приграничные с Ираном обширные земли в Малой Азии, ранее принадлежавшие Османской империи, и решает переселить в эти области в том числе и армян для налаживания ремесла и торговли с соседними странами.
Армянские торговцы и ремесленники были переселены в основном в приграничные с Османской империей регионы (ныне Южный Азербайджан и западные провинции Ирана) на местах пересечения торговых путей из Европы в Индию, Россию и Центральную Азию.
Армянские источники дают фантастические цифры о количестве армян, переселенных в Иран, говоря о 400-600 тыс. человек. Дело в том, что в XVII веке все население Южного Кавказа составляло, по приблизительным оценкам, чуть больше 1 млн человек, из которых армяне составляли не более 7-8%, в связи с чем армянские цифры о количестве переселенных в Иран армян являются гиперзавышенными.
Тогда как согласно иранским архивам, в частности, историку Насрулла Фальсафи, в общей сложности шах Аббас переселил в Иран 12 тысяч семей из Нахчывана, Джульфы и Иревана без указания этно-конфессиональной принадлежности переселяемых. То есть в числе этих 12.000 семей были не только армяне, но и другие народы.
Изображение
Миф о том, что Российская империя «вернула армян на их исконные земли» на Кавказе
Как свидетельствуют цифры, число переселенных армян в Иран (в основном в Южный Азербайджан) было в разы меньше того, что указывает армянская сторона. Дело в том, что армянские историки, раздувая цифры, тем самым пытаются объяснить, как получилось, что несколько тысяч армян, переселенных в Иран в XVII веке, через 200 лет с завоеванием Кавказа Российской империей «вернулись» сюда числом около 300.000.
При этом, переселены были армяне только в Иран, а «вернулись» на Кавказ не столько армяне Ирана, сколько в несколько раз больше армян из Османской империи, которые вообще никогда не жили на Кавказе.
Российская империя желала создать на завоеванных кавказских землях «христианский пояс» между мусульманскими народами Кавказа, Персии и Турции. С этой целью армянские и иные переселенцы по инициативе самодержавия стали прибывать в основном на земли азербайджанских ханств и теснить здесь местное население. Следует отметить, что немалое количество армян было переселено и в Грузию, особенно в приграничные с Османской Турцией области.
Прежде чем привести хронику и масштабы переселения армян в азербайджанские ханства, опираясь на российские источники того времени, коснемся демографической ситуации накануне этого.
Описывая географию и историю этого региона, русский ученый Н.Н.Шавров, непосредственно принимавший участие в мероприятиях кавказской администрации по колонизации закавказских территорий, век спустя отмечал, что «оседлое же туземное население, принадлежащее к татарскому Адзербейджанскому племени, располагалось с давних времен вдоль берегов Куры и Аракса и около Талышинских гор» (Издание русского собрания, Н.Н.Шавров. «Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам». СПб., 1911, с.37).
22 мая 1805 г. командующий царскими войсками на Кавказе Цицианов в своем рапорте №19 от 22 мая 1805 г. писал, что по своему географическому положению Карабах является воротами Азербайджана, а также Ирана.
Он предлагает проявить особое внимание удержанию и укреплению этого края путем реализации долгосрочной политики колонизации края. Особое внимание при этом уделялось стратегически важному региону Карабаха. Начинается длительный период поэтапного переселения армян из Ирана в Карабах (Глинка С. Н. «Описание переселения армян Аддербиджанских в пределы России». М., 1831).
В 1810 году, по официальным данным, в Карабахском ханстве проживали до 12 тысяч семей, в т.ч. 9500 азербайджанских и 2500 армянских («Присоединение Восточной Армении к России». Том 1-й, Ереван, 1972, с.562).
По данным «Описания Карабахской провинции», собранного в 1823 году действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым и изданного в Тифлисе в 1866 году, явно прослеживается прирост армянского населения за счет переселенцев из Персии («Описание Карабахской провинции, составленное на 1823 г. по распоряжению главноуправляющего в Грузии Ермолова действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым 2-м», Тифлис, 1866 г., ЦГИА АР, ф. 21, опись 24—1, д. № 117). Выясняется, что в 1823 году армяне уже составляли 25-30% населения провинции, а нынешнее армянское большинство – следствие переселения в Карабах армян из Персии в результате очередной русско-иранской войны.
Отметим, что 24 октября 1813 года, после подписания по итогам русско-персидской войны Гюлистанского договора (трактата) оформляется вхождение Карабахского ханства в состав Российской империи. А в 1822 году Карабахское ханство ликвидировано, на его месте образована одноименная провинция. И именно в этот период появляется первый документ, сообщающий подробные сведения об этническом составе населения Карабаха - Налоговый реестр Карабахской провинции («Описание Карабахской провинции, составленное на 1823 г. по распоряжению главноуправляющего в Грузии Ермолова действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым 2-м»). Согласно данным реестра, в провинции имелся один город – Шуша - и около 600 сел (450 азербайджанских и 150 армянских), в которых проживали около 20.000 семей, или около 90.000 жителей.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146164
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: История Армении в действительности

#70 Сообщение smersh70 » 09 окт 2017, 16:43

Армянские мифы – «киты», на которых держится история – ЧАСТЬ II

Миф о том, что Ереван – древнейший город Армении, а Урарту – древнее армянское государство

В Армении в октябре празднуют 2793-летие Еревана, преподнося это как незыблемое доказательство «архидревности» и «автохтонности» армян на Кавказе. День Еревана отмечается каждый год во вторую субботу октября. Однако в этом году, принимая во внимание мероприятия, посвященные 20-летию независимости Армении, было решено объединить праздники в качестве исключения. При этом многие в Армении говорят, что объединили эти праздники, потому что нет денег для организации мероприятий отдельно для двух дат.

Однако вернемся к истории появления праздника «Эребуни-Ереван», как лукаво его назвали еще в советское время армянские партийные лидеры. В Армении уже позабыли, что до 1950-х годов прошлого века мало кто в СССР, в том числе и среди армян, знали, сколько лет городу Еревану. Все началось после того, как в 1950-х годах советские археологи расшифровали надпись, говорящую о сооружении на месте современного Еревана урартской крепости Эребуни в 782 г. до н.э.

Никто из ученых никогда и не сомневался, что Урарту не имеет отношения к армянам и Армении. Однако несколько лет спустя, в свете очередного похолодания советско-турецких отношений, союзное руководство позволило властям Армянской ССР начать идеологическую войну против Турции, в рамках чего началось и удревнение истории Армении.

Некогда найденная крепость Эребуни затем стала основанием для властей Армянской ССР в 1968 году отпраздновать 2750-летие Еревана. Хотя в найденной надписи упоминаются три клинописных знака «РБН» (в древности гласных букв не было), это незамедлительно было расшифровано как «Эребуни», а затем притянуто за уши к Еревану. К тому же не было в древней надписи и четкого указания географического расположения города «РБН».

Об этой странной истории пишет исследователь Шнирельман: «Вместе с тем, никакой прямой связи между археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами (в Советской Армении) не было. Действительно, ведь пышный общенародный праздник организовали не археологи, а власти Армении, затратившие на это огромные средства. … Да и какое отношение имеет столица Армении, Ереван, к урартской крепости, связь которой с армянами еще требует доказательств? Ответ на поставленные вопросы не представляет секрета для того, кто знает новейшую историю Армении. Искать его надо в событиях 1965 г., всколыхнувших, как мы увидим ниже, всю Армению и давших мощный импульс подъему армянского национализма». (Войны памяти, Мифы, идентичность и политика в Закавказье, В.А.Шнирельмана).

То есть, если бы не было случайной и неправильно расшифрованной археологической находки, то армяне так и не узнали бы о том, что их «родному» Еревану оказывается свыше 2800 лет. А ведь если Ереван является частью древнеармянской культуры, то это сохранилось бы в памяти, истории армянского народа и армяне все эти 28 веков должны были бы праздновать основание своего города. Место нахождения этих находок урартского периода было названо учеными «Красный холм», что армяне быстро перевели на свой язык как «Кармир-блур».

В дальнейшем в некоторых научных исследованиях выражение «Кармир-блур» иногда применялось наряду с «Красный холм», что дало повод армянским псевдоученым в дальнейшем публиковать свои труды «забыв» про «Красный холм» и указывать его как «Кармир-блур».

По этому поводу вспоминает доктор исторических наук, профессор Рауф Гусейн-заде, долгие годы занимающийся письменностью, языками и религиями стран Ближнего Востока, Малой Азии и Кавказа:
«В советское время, на одной из научных конференций в Ереване, в которой я принимал участие, выступал академик Академии наук СССР Исаак Израилевич Минц — величина номер один в советской исторической науке с мировым именем. Нас повезли смотреть древнюю часть Еревана, Кармир-блур — «Красный холм», где в свое время вел раскопки всемирно известный археолог и историк-востоковед, академик Б.Б.Пиотровский. Рассматривая место раскопок, академик Минц спросил: «А что это за постройки и фигуры здесь — кто их установил?».
Минц задал вопрос: «Это оригиналы?». Армяне ответили: «Нет, это мы сами тут установили наподобие тех, что были в древней Ассирии и Вавилоне». Минц промолчал, но во время банкета после конференции сказал, что отсутствие фактов древности Кармир-блур открывает большое поле для фантазии, на что армяне очень сильно обиделись. Академик Минц после осмотра Кармир-блур, где были представлены копии вавилонских быков, ассирийских статуй, сказал, что у него сложилось впечатление, что никаких реальных доказательств о древности Еревана у армянской науки нет».

С целью внесения ясности в вопрос, отметим, что согласно историческим фактам, Иреван был основан в начале XVI века как опорная крепость Сефевидской (тюрко-азербайджанской) империи на границе с Османской империей. Чтобы остановить продвижение османов на восток, шах Исмаил I Сефеви в 1515 году приказал построить на реке Зенги крепость. Строительство было поручено визирю Реван-гули хану. Отсюда и название крепости – Реван-кала.

В дальнейшем Реван-кала стала городом Реваном, далее Иреваном. Затем в период ослабления Сефевидской империи образовалось свыше 20 независимых азербайджанских ханств, одним из которых и стало Иреванское, просуществовавшее вплоть до вторжения в регион Российской империи и захвата Иревана в начале XIX века.

Миф о том, что Бехистунская надпись 2500-летней давности подтверждает «древность» Армянского государства на Кавказе

Армянская сторона уже давно эксплуатирует в своих идеологических целях один из важнейших письменных документов Древнего Востока, надписи, высеченной по приказу царя Дария I (522-486 до н. э.) на скале у деревни Бехистун (Бисутун) недалеко от города Хамадана на западе современного Ирана (Южный Азербайджан). В Бехистунской надписи, возраст которой 2500 лет, в частности, перечислены 25 покорных царю Дарию народов, и сообщаются сведения о размерах подвластных ему земель.
Изображение
В ней, в том числе упоминается и Армения, в связи с чем армянская пропаганда выдвигает территориальные претензии ко многим государствам Малой Азии и Южного Кавказа. По версии армянской стороны, Бехистунская надпись дает чуть ли не юридическое право хайскому народу, переселившемуся некогда с Балкан в географическую область Армения в Малой Азии, претендовать на земли соседних народов.

Однако для прояснения ситуации приведем цитату из Бехистунской надписи царя Дария I, где написано: «Следующие страны мне достались, по воле Ахура Мазды я стал над ними царем: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, [страны у моря], Лидия, Иония, Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Арейя, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Сака, Саттагидия, Арахозия, Мака: всего 23 страны».

Как видно из текста надписи, в нем упоминается и Мидия, являвшаяся одним из сильнейших государств Древнего мира. Именно у мидян - мидийцев переняли свои религиозные взгляды, мировоззрение и систему построения государства, многие соседние народы, в том числе персы и армяне. (не путать с хаями, попавшими в регион намного позже).

Заимствования армян из культур других этносов дало античному историку Страбону основание заметить: «Обычаи мидийцев большей частью те же, что и у армян, по причине сходства их стран. Мидийцы, однако, являются родоначальниками обычаев армян и еще раньше персов». (Страбон, XI:13/9.).
Историческим ареалом государства Мидия была территория Азербайджана. Топоним «Азербайджан» происходит от названия древнего государства Атропатена или Мидия Атропатена (также Малая Мидия).
Географически Мидия Атропатена была расположена на территории нынешнего Южного Азербайджана в Иране, и ограничивалась Аразом (Атропатены. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах», (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.).

А в III в. до н. э. власть Атропатены распространилась и на территорию современной Азербайджанской Республики. Расположение Мидии Атропатены на территории нынешнего Азербайджана указывается и в фундаментальной работе «Восток в древности» («Восток в древности» Глава XXIX, Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма).

При этом согласно научным данным, мидийцы являются предками нынешних азербайджанцев. Энциклопедия Британника отмечает, что «мидийцы, возможно, были одними из предков азербайджанцев». (Azerbaijani. Article from the Encyclopædia Britannica).

Миф о том, что карты Древнего Рима подтверждают существование в древности Армении на Кавказе

Это наиболее распространенный у армянской пропаганды трюк с картами Римской империи (Via dei Fori Imperiali), размещенными на стене Колизея в Риме, где указана Армения.
Армянские власти и ученые ссылаются на эти карты, как якобы на достоверный источник существования «Великой Армении» свыше 2000 лет назад.

Обычно эти карты ставят первыми - как неопровержимое доказательство существования древнеармянского государства, а потом вслед выставляют массу сфальсифицированных карт, как само собой разумеющееся после «древнеримской» карты с указанием Армении.
Эти карты показывают территории Римской империи и соседних регионов в период с 146 года до н.э. и до 14 года н.э. Однако при этом умалчивается, что это никакие не «древние карты», а всего лишь современный бетонный макет, прикрепленный к стене Колизея с целью знакомить приезжих туристов с ареалом Древнего Рима.

К тому же карты составлены в современных границах и очертаниях материков, рек и морей, поскольку является копией сделанного с космоса фотоснимка этого географического региона.
И школьнику ясно, что древние римляне не могли чертить карт с точностью, которой можно достичь, сделав фотоснимок с космоса, тем более римляне не могли предугадать, как будут выглядеть очертания региона через 2000 лет после их жизни.

Но, несмотря на эти элементарные вещи, данную «древнеримскую» карту армянская сторона везде выдает как доказательство существования древнего армянского государства. На «древней» карте в Колизее указана географическая область «Армения», что ничего не говорит о государстве Армения и не объясняет, какое отношение все это имеет к переселившемуся туда много позже хайскому народу, который мы ныне привыкли называть армянами, по месту их последнего проживания.

Ответить

Вернуться в «Читальный зал»