smersh70 писал(а):оказываечка технички-тачанки еще во времена ВОВ были
тоже интересная вещь
Танки на рельсах
В 30-е годы в СССР наряду с продолжавшимся строительством бронепоездов классического типа была реализована весьма оригинальная идея. Боевую часть нового вида железнодорожного вооружения должны были составлять не традиционные бронеплощадки, перемещаемые локомотивом, а самодвижущиеся мотоброневагоны
Типовая конструкция двухосного мотоброневагона с несущим корпусом была разработана в 1934-м Н. И. Дыренковым и принята на вооружение под индексом Д-2. Вооруженная двумя 76-мм пушками образца 1902 года и семью пулеметами максим, эта боевая машина удовлетворяла всем требованиям, которые предъявлялись к обычной бронеплощадке, но дополнительно имела возможность передвигаться самостоятельно.
В 1936–1937 годах на Кировском заводе изготовили два мотоброневагона, получивших название МБВ-2. Несущий сварной кузов изготавливался из катаных броневых листов, причем бортовые листы устанавливались под углом 10 градусов к вертикали. Толщина лобовых листов кузова составляла 20 миллиметров, бортовых – 16 миллиметров, крыша защищалась 10-мм броней, днище – 8-мм. Вдоль продольной оси кузова располагались три орудийные башни, заимствованные у среднего танка Т-28 со штатными 76-мм пушками. Башни имели 15–20-мм броню.
В каждой башне справа от орудия и в кормовых нишах второй и третьей башен устанавливались пулеметы ДТ в шаровых опорах. Еще один ДТ в шаровой опоре имелся в кормовой стенке кузова справа. Кроме того, четыре пулемета максим размещались в бортовых шаровых установках. Вооружение ПВО включало выдвижную счетверенную установку пулеметов максим (4М) в отсеке за второй башней, закрывавшуюся в походном положении броневыми створками, и пулеметы ДТ на зенитных турельных установках П-40 на всех трех башнях. Боекомплект пушек состоял из 361 76-мм выстрела. Боекомплект пулеметов – из 74 магазинов (дисков) к пулеметам ДТ (10 962 патрона), 48 коробок к пулеметам максим емкостью 250 патронов и 20 коробок по 500 патронов (итого 22 000 патронов).
В центральной части кузова располагалось отделение управления, где находились механик-водитель и командный пост в шестигранной рубке. На крыше последней стояла вращающаяся на шаровой опоре башенка с дальномером и стереотрубой. Вокруг крепилась поручневая антенна радиостанции 71-ТК-1. Сама радиостанция располагалась под рубкой. Сразу за отделением управления следовал отсек с выдвижным прожектором. Еще в передней и задней стенках кузова имелись две фары, которые в нерабочем положении разворачивались оптической частью внутрь кузова. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части кузова за третьей башней. Двигатель и частично силовая передача – от танка Т-28. Выхлопные трубы выводились под днище. Для входа и выхода экипажа в бортах кузова служили две двери. Дверь в кормовой части правого борта предназначалась для посадки стрелка кормового пулемета и доступа к двигателю и трансмиссии. В днище кузова предусматривался запасной люк.
После завершения испытаний МБВ № 02 передали на хранение на военный склад № 37 в Москве. Но вскоре возникла идея испытать его в боевой обстановке – началась финская война. Мотоброневагон прибыл на Кировский завод, где пушки КТ-28 заменили более мощными Л-11. Затем МБВ отправили на Карельский перешеек. Находясь в подчинении 7-й армии, мотоброневагон успешно действовал сначала самостоятельно, а затем в составе 8-го отдельного дивизиона бронепоездов (одбп).
Судьба мотоброневагонов МБВ в годы Великой Отечественной войны сложилась по-разному. На 22 июня 1941 года вагон № 01 находился на Коломенском машиностроительном заводе с демонтированными двигателем и коробкой передач. На нем планировалось установить паросиловую установку высокого давления, но до начала войны сделать этого не удалось. На мотовагон спешно вернули штатный двигатель и отправили на Подольский машиностроительный завод им. Орджоникидзе, где в сентябре-октябре 1941-го была проведена экранировка кузова и башен 15–25-мм бронелистами. В декабре 1941 года мотоброневагон под командованием младшего лейтенанта Розовского вошел в состав формируемого в московском депо Люблино 30-го дивизиона бронепоездов, куда помимо него включили бронепоезд «Молотовский рабочий».
В 1943 году была осуществлена еще одна модернизация МБВ-2 – на нем установили 76-мм пушки Ф-34. В таком виде он принимал участие в боевых действиях с осени 1943 года, в том числе в операции по снятию блокады Ленинграда в январе 1944-го, а затем в составе артгруппы 142-й стрелковой дивизии – в Выборгской операции. Летом 1945 года 14-й отдельный дивизион бронепоездов расформировали, при этом МБВ № 02 вместе с матчастью бронепоезда «Стойкий» передали в состав 62-го одбп, а после расформирования последнего в 1947-м МБВ № 02 поступил на тот же военный склад № 2707 в Брянске.
С начала 1948 по август 1951 года на ВРЗ № 65 прошла следующая модернизация мотоброневагона № 02. На нем был установлен дизель В-2, упрощена система электрооборудования, смонтированы новые ТПУ и радиостанция, улучшено тормозное устройство, демонтированы счетверенная зенитная установка, прожектор и его генератор. В августе 1951 года проводились заводские испытания МБВ-2 пробегом на 100 километров на трассе Брянск – Тросна, а в мае 1952-го – на 180 километров на трассе Брянск – Новая. В ходе испытаний был выявлен целый ряд недостатков, в том числе перегрев двигателя. После испытаний двигатель демонтировали и больше никаких работ, связанных с доводкой, ремонтом и регулировками, не производили. Вскоре мотоброневагон № 02 был передан на базу хранения образцов бронетанковой техники при НИИБТПолигоне в Кубинке. С момента образования там в 1972 году Музея бронетанковой техники и вооружения мотоброневагон является наиболее экзотическим его экспонатом.