"Хорошо сбалансированный флот"

Автор
Сообщение
Gilavar
Новобранец
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 20 май 2014, 21:19

Поблагодарили: 10 раз

Re: "Хорошо сбалансированный флот"

#11 Сообщение Gilavar » 01 июн 2014, 14:15

Так, я начну выкладывать свои соображения. Особо оперировать цифрами из источником нужным не считаю; в конце-то концов мы имеем дело с общей концепцией, а не с диссертацией.

Постараюсь обрисовать свое видение проблемы. Но сначала — краткая историческая экскурсия.

На заре военных действий на море тип военного судна в общем-то, не вполне выработался. Хотя уже в ассирийских хрониках можно встретить изображения двойного ряда воинов, врывающихся на палубу вражеского корабля и выбрасывающих женщин и детей за борт; причем, атакующий корабль явно больше по размерам и обладает узкими обводами, увеличивающими скорость. Но на протяжении тысячелетий военно-морская тактика оставалась, в принципе, довольно примитивной.

В период полисных войн основным ядром флота были быстроходные весельные суда, оснащенные тараном — триеры "коринфского" типа. Бой сводился к перестрелкам морской пехоты на кораблях и таранном ударе.

И тут мы встречаем первое упоминание о любопытнейшем феномене — взаимодействии флота и сухопутных сил. Во время битвы при Саламине (480 г. до Р.Х.) персы высадили отряд лучников на островок Пситталия. Предполагалось обстреливать греческие корабли, которые будут терпеть крушение или приблизятся к берегу. По одним источникам, ночью отряд стратига Аристида уничтожил персидский отряд; но по другим — он активно действовал, причиняя немало неудобств греческим экипажам. В любом случае, уже тогда самые дальновидные военачальники осознавали, что берег тоже может сыграть роль своеобразного "непотопляемого корабля", существенно нарушая планы противника.

Но вернемся к кораблям.

Позже римляне усовершенствовали таранную тактику, применив corvus — "ворон", позволявший десанту высадится на борт вражеского корабля и вести там привычную для римлян рукопашную битву на близких дистанциях. Появились гигантские, прямо-таки величественные корабли, оснащенные своеобразной "артиллерией" — машинами тенсионного типа. Но флот этот обладал очень плохой мореходностью, поэтому нередки были самые настоящие катастрофы, когда противники теряли все свои морские силы из-за стихии. Период после пунических войн ознаменовался уменьшением ударной мощи и размеров кораблей; битва при Акциуме ознаменовала конец гигантизма в средиземноморских флотах. Созданные византийцами дромоны — "бегуны", несмотря на свое амбициозное название, были всего-лишь навсего галерами, применявшими в бою "греческий огонь".

Новое развитие корабельная мысль получила на севере. Любопытной особенностью корабельной традиции северных морских народов — германцев была слабое разграничение типа военного и торгового корабля. К слову, точно такая же картина была и у греков в героический период. Драккары, корректно выражаясь, не были специализированными военными судами. Викинги могли в одних странах выступать, как налетчики; а в других — как купцы. Кнорры норманнов, в сущности выполняли роль грузовых судов, более приспособленных для перевозки товаров и лошадей; но это не меняло общей картины, они могли нести и воинов. Кнорр мог даже использоваться для дальних путешествий. К примеру, Эйрик Рыжий открыл Гренландию именно на кнорре.

Но самая важная черта северных кораблей заключалась в том, что мировая корабельная мысль, наконец-то создала тип настоящего океанского корабля. Драккары и кнорры, несмотря на свою миниатюрность, могли преодолевать гигантские расстояния и не боялись штормов благодаря мощному килю и отличным обводам. Новым словом в технике также оказалась обшивка бортов внакрой — революционный подход, неведомый античным корабелам, собиравших свои корабли из коротких планок.

Были ли у викингов морские битвы? Вне всякого сомнения — были, притом очень ожесточенные. Основой тактики норманнов был абордаж с сопутствующей перестрелкой между противниками. Но через некоторое время выяснились конструктивные недостатки драккаров, не позволявшие им эффективно нападать на высокобортные корабли — когги и византийские хеландии. Эта особенность вполне проявилась в битве при Баку, когда ширваншах Ахситан I разгромил большой флот пиратов-бродников (тех же самых викингов...), применив флот из высокобортных кораблей, построенных по византийским лекалам. К слову говоря, основу мусульманского флота составляли корабли, испытавшие сильнейшее воздействие византийской мореходной традиции.

Самобытной особенностью арабских кораблей — доу был треугольный парус, позже названный латинским; но вообще-то, являющийся арабским. Уникальной особенностью этого паруса была способность идти очень круто к ветру, маневрируя галсами; недостаток — очень большая сложность в управлении, требующей немалой сноровки и знаний (это ведомо каждому, кто занимался яхтным спортом). Некоторое время морское дело находилось в застое, пока инженерам португальского короля Генриха Мореплавателя (1394-1460) не пришла в голову гениальная идея — скрестить античный прямой и арабский косой парус в каракке. Это позволило объединить достоинства как прямых, так и косых парусов и создать революционный тип кораблей — каравеллу, позволившую португальцам и испанцам в первый раз завоевать Мировой океан. К тому времени европейцы уже основательно освоили пушечное дело, что позволило им каждый раз убийственным образом предъявлять "последний довод королей" против технически слабых и несовершенных флотов своих противников. Взятие города-государства ацтеков Теночтитлана было бы невозможно без пушек, установленных на легких судах испанцев, позволивших эффективно блокировать город и не позволявших индейцам нападать на строившиеся дамбы.

Но обратите внимание — особого разграничения военных и торговых кораблей та эпоха еще не знала. Любая каравелла по определению была как торговым, так и военным кораблем. Особо отличались в этом отношении испанские галеоны — корабли особо прочной постройки, оснащенные тяжелой артиллерией и развивавшие хороший ход. И тем не менее, они предназначались только для вывоза награбленных ценностей из Нового Света.

На мой взгляд, осознание роли создания специализированного артиллерийского корабля дошла до сознания европейцев в ходе англо-голландских войн. В первый период войны голландцы и англичане все еще применяли множество торговых кораблей, переоборудованных в военные; причем, голландцы намного больше, что и послужило одной из причин их последующего "технического" поражения.

Дальнейший период — эпоха становления линейных флотов. Тактика становится удивительно однообразной — тяжелые многопушечные многодечные корабли выстраиваются в линию друг против друга и стреляют до сих пор, пока один из флотов не будет разгромлен. В сущности, это было развитием идеи линейной тактики на суше, позволявшем сполна реализовать преимущества тяжелого пушечного вооружения. Важную роль при этой тактике сохранял абордаж, позволявший свести на нет преимущество в огневой мощи за счет лучшей подготовки морских пехотинцев.

Пропустим целое столетие. Ничего особо интересного за этот период не происходит, лишь наращивается ударная мощь и водоизмещение артиллерийских линейных кораблей. Правда, все чаще начинали проявляться иные тенденции, как в битве при мысе Трафальгар или разгром итальянского флота австрияками, вновь воскресившими тактику таранных ударов.

Но повторяю — основа тактики оставалась неизменной. Линейный флот против линейного флота. Расцвет и ушел в небытие величественный парусный океанский флот, морские просторы стали задымляться многочисленными трубами тяжелых броненосцев, похожих на утюги; наконец, на свет божий вышла вершина эволюции линейных артиллерийских кораблей — дредноуты и супердредноуты, оснащенные сверхтяжелыми пушками. В сущности, все мировые морские державы вступили в самоубийственную гонку вооружений, сооружая все более и более мощные артиллерийские корабли.

Начало двадцатого века начал кардинально менять обстановку в морском театре действий.

Появились:
— Подводные лодки.
— Малые корабли — катера, миноносцы и эсминцы, оснащенные торпедами и глубинными бомбами.
— Наконец, пожалуй, самое революционное изобретение, авиация.

Все это полностью изменило обстановку на море. Теперь водоизмещение и ударная артиллерийская мощь корабля не гарантировала его сохранности при атаках подводных лодок, эсминцев и, особенно, авиации. Последняя вообще все перевернула вверх дном в морской тактике.

Пожалуй, самое эффектный для меня пример — гибель британского линкора Prince of Wells и линейного крейсера Repulse в битве под Куантаном 10 декабря 1941 года. Впервые линейные суда, имевшие свободу маневра (в отличие от американского флота в Перл-Харборе) оказались потоплены в результате массированного налета японских торпедоносцев и бомбардировщиков. Японцы при этом применили эффектную тактику — атаковали британский флот с разных сторон, дабы не дать им возможность уклониться от бомб и торпед. Дальнейшие события ясно продемонстрировали — линейный артиллерийский флот ушел в прошлое, вытесненный куда более эффективным видом оружия.

Продолжение следует.

Gilavar
Новобранец
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 20 май 2014, 21:19

Поблагодарили: 10 раз

Re: "Хорошо сбалансированный флот"

#12 Сообщение Gilavar » 01 июн 2014, 14:21

Одиссей писал(а):Гилавар, как вы относитесь "морскому биатлону" среди прикаспийских стран? Вроде идея заманчивая. Но и одновременно не внушает доверия
Резко отрицательно. Русские лукавят. Это просто весьма коварный способ объективно оценить общую подготовку и уровень боеготовности предполагаемого противника. На основании полученных результатов русские могут сделать далеко идущие оргвыводы, что нам совсем не нужно.

Gilavar
Новобранец
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 20 май 2014, 21:19

Поблагодарили: 10 раз

Re: "Хорошо сбалансированный флот"

#13 Сообщение Gilavar » 01 июн 2014, 14:43

Продолжаю.

Само понятие сбалансированного флота возникло в артиллерийскую эпоху. Предполагалось строить линейные корабли различных типов — собственно сами линкоры, линейные крейсера, обладавшие ударной мощью линкора и скоростью крейсера, крейсера — океанские разведчики, эсминцы (эскадренные миноносцы), москитный флот (миноносцы, минные и речные артиллерийские катера), канонерские лодки. Позже в этот перечень оказались включены революционные типы кораблей — подводные лодки и новый тип корабля, весь потенциал которого раскрылся только в период Второй Мировой войны, авианосцы.

Постепенно стало крепнуть убеждение, что морская оборона и нападение возможно только в тесном взаимодействии с береговым комплексом укреплений и базами снабжения. К примеру, еще лорд Нельсон откровенно заявлял, что нападать на хорошо укрепленный и подготовленный форт — безумие. История знает немало примеров, когда самые амбициозные планы военачальников терпели постыднейшее фиаско благодаря компетентной организации береговой обороны — возьмем, к примеру Галлиполи, где цепь из мин, набросанных накануне турецким заградителем привела к катастрофе союзного флота в ходе последующей атаки. Немалую роль всегда играли также береговые батареи — разве не поразителен пример гибели тяжелого нацисткого крейсера в ходе атаки на норвежские береговые укрепления в начальном периоде ВМВ?

Огромную роль стали играть методы ассиметричной морской войны — упомянутые выше мины, ракетные катера, подводные лодки и береговая авиация. Последняя, кстати, сыграла решающую роль в потоплении Prince of Wells и Repulse. Ракетные катера неожиданно продемонстрировали сильный потенциал в ходе арабо-израильского конфликта. Что плавно подводит меня к рассматриваемой проблеме.

Для такой небольшой страны, как наша создание действительно сбалансированного флота — вопрос жизни и смерти. Некоторые виды кораблей нам вообще не нужны, что я и постараюсь доказать в дальнейшем. А оружие, традиционно недооцененное любителями могущества, может оказаться нам именно "по плечу".

Продолжение следует.

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: "Хорошо сбалансированный флот"

#14 Сообщение Одиссей » 19 авг 2014, 00:59

Gilavar писал(а):
Прошу прощения — был занят; и потому не смог ответить вовремя и выложить свои соображения.

Туркмены, вообще-то, до сих пор не понимают одной вещи. К сожалению, ее не вполне понимаем и мы. Причина проста — континентальное мышление.

Ракетные катера — вещь, конечно, мощная. Но беда в том, что воюют не ракетные катера, а флот. Что и плавно подводит меня к заявленной теме.
А теперь я прошу прощения. Когда тут бушует Смерш(это наш активный юзер), невозможно найти темы, где ты написал пост. За несколько часов эта тема может уйти на периферию :( На какую-нибудь третью страницу форумских анонсов :(
Без него мы лишены свежей информации отовсюду. Но, с ним такие проблемы(
Не заметил ваши посты :(
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: "Хорошо сбалансированный флот"

#15 Сообщение Одиссей » 19 авг 2014, 01:15

Gilavar писал(а):
Для такой небольшой страны, как наша создание действительно сбалансированного флота — вопрос жизни и смерти. Некоторые виды кораблей нам вообще не нужны, что я и постараюсь доказать в дальнейшем. А оружие, традиционно недооцененное любителями могущества, может оказаться нам именно "по плечу".

Продолжение следует.
Спасибо за обстоятельное раскрытие темы! С нетерпением буду ждать продолжения.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Ответить

Вернуться в «ВМФ»