ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

Литература о Войне и ДСП.
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#11 Сообщение smersh70 » 23 ноя 2018, 00:03

Знаменитый азербайджанский ковер Шейх Сафи – самый большой (11 х 5 метров) из сохранившихся восточных ковров ручной работы. А также древнейший датированный ковер.

В 1539 году сын Шах Исмаила Хатаи Тахмасиб велел изготовить специальный ковер для мечети шейха Сафи аль-Дин, где была могила его деда. Работа над ковром шла 2-3 года, имена ткачих не сохранились. Ширина ковра составляет 5,34 м, длина - 10,51 м, площадь достигает 56,12 кв м.

Шейх Сафи - вершина азербайджанского ковроткачества, древнейший из датированных ковров в мире.

Как один из крупнейших (35 млн узлов) и исторически важных ковров мира, он, вместе с парным ковром, хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Пара была соткана в 1539-1540 годах в Тебризе и находилась в мечети в Ардебиле до XIX века, после чего была похищена англичанами и доставлена в Лондон.
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#12 Сообщение smersh70 » 30 ноя 2018, 20:28

Сефевидское государство унаследовало существующее со времен Сельджуков этно-политическое разделение на тюрок (кызылбашей) и таджиков (персов), которые традиционно занимали различные должности. В целом таджики, которых называли людьми пера, в Сефевидском государстве занимали бюрократические посты как при дворе, так и в наместничествах. Таджиками были визири (при этом был ряд кызылбашей и гулямов, также занимавших эту должность), главной задачей которых было финансовое управление и многочисленный класс чиновников в шахской канцелярии, а также счетоводы, клерки, сборщики налогов и другие чиновники финансовой администрации. Персами и, в некоторых случаях, персианизированными арабами также были большинство членов класса богословов (улемов) — муджтахиды, кади, сейиды, хатибы, и другие функционеры религиозных организаций. Глава учреждения по делам религии, садр, всегда был персом. В противовес таджикам, для которых военная карьера была почти невозможна, кызылбаши, будучи «людьми меча», являлись военной аристократией государства, занимая господствующее положение как в политических, так и военных делах. В ранний период Сефевидского государства кызылбашами являлись наместники большей части областей. Посланники также выбирались из среды тюркских эмиров. Такое положение вещей кызылбаши считали ничем иным, как долгом Сефевидов перед кызылбашами за свое восшествие на престол.

К концу XVI века Сефевидское государство погрузилось во вторую в его истории гражданскую войну между могущественными кызылбашскими племенами — власть Сефевидов была подорвана. Краткосрочным решением этой проблемы были военно-политические реформы Шах Аббаса, обуздавшие власть кызылбашей. Эти реформы ознаменовали превращение гулямов, верных шаху и обращенных в ислам представителей кавказских христианских народов, в отдельный военно-политический элемент, что в свою очередь привело к увеличению возможностей маневрирования шаха между кызылбашами и таджиками и изменению административной системы государства. Так, к концу правления Аббаса гулямы занимали пятую часть высших административных должностей. Также Аббас поднял статус визиря, главного представителя таджикских элементов.

Тем не менее, вопреки некогда распространенному среди иранистов мнению, кызылбаши в результате этих реформ не исчезли из военно-политической жизни Ирана, а, наоборот, продолжили быть основной политической и военной силой государства. Так, согласно Искендер-беку Мунши, во времена Шах Аббаса из 94 эмиров 21 были гулямами и 73 кызылбашами, причем, гулямы возводились в эмиры только тогда, когда умирал кызылбашский эмир и ни одно племя не могло его заменить. Также в этот период кызылбашские племенные лидеры занимали такие видные посты как диванбеги и горчубаши. На последнюю должность, которая в персидских текстах указывается как «наиболее важный пост Высочайшего Дивана», назначали исключительно кызылбашей. Браки Сефевидов с кызылбашами также подтверждают превосходство негулямских элементов.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#13 Сообщение smersh70 » 14 янв 2019, 03:49

«Правители Омана и Йемена также обращались к Каджарскому государству за помощью и защитой»

«Другие примеры также указывают на роль, которую Каджарские правители играли в помощи даже тем арабским общинам, которые проживали на территориях за пределами «Охраняемого Царства», но которые тем не менее, могли платить дань Каджарам - подобно имаму Маската [Омана], который платил дань Каджарам в Фарсе. К примеру, в 1228 г.х./1813-1814 году в Тегеран прибыли два арабских посла из Йемена с петициями о дружбе (arizah-yi iradat) и бесценными подарками (hadaya va tuhaf) для Фатали шаха. Один из подарков, «изумруд оранжевого цвета» (zummuradi-yi turanji) особенно приковал к себе внимание Каджарского двора. Послы прибыли жаловаться и просить помощи против «несправедливости» (ta'diyat) правителя Неджда [т.е. прообраза современного Королевства Саудовская Аравия]. Просьба не была неожиданной, поскольку несколько лет до этого имам Маската также просил Каджаров о помощи в разгроме ваххабитских войск, осадивших Бахрейн и Маскат. В то время [каджарский принц, губернатор Фарса] Хусейнали Мирза послал уже сражавшегося до этого с ваххабитами Садиг хана Девели Каджара командовать каджарскими войсками. Комнибированное войско разбило ваххабитов, которые упоминаются в источниках как «безбожные люди» (qawm-i bi din), и в качестве знака признательности имам послал Хусейнали Мирзе подарки (mawhibat-i pishkishi-yi vafir). Иными словами, арабские племена обращались к Каджарским правителям, и в Тегеран, и в Шираз, за помощью и защитой точно также, как и другие подданые Каджарского государства».

A. Ashraf, «From Khan to Shah...»
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#14 Сообщение smersh70 » 18 янв 2019, 21:51

Сабаильский Замок, Баку
Замок Сабаил относится к 1230 году и строился ширваншахами. Во время сильного землетрясения 1306 году эта постройка была разрушена и на протяжении нескольких веков ее руины оставались под водой. Руины вышли на поверхность только в начале XVIII века, когда уровень воды в Каспийском море упал.
Изображение
Изображение
СПРАВКА: Учеными выявлена закономерность, согласно которой уровень Каспия каждые 200-250 лет поднимается, а затем столько же лет опускается до уровня, на 5-6 м ниже современного. За последние 2 тыс. лет низкие уровни моря наблюдались в I-II, VI-VII, XI и XVI вв. Очередной минимум уровня ожидается в этом веке. При высоком уровне Каспия его воды затопляли нижнюю часть города (а в начале XIV в. достигали Джума мечети), и тогда корабли могли приставать чуть ли не к бакинским улочкам. Достаточно было лишь построить новые причалы на улицах города.

У русского мореплавателя Ивана Соймонова, посетившего Бакинскую бухту в 1723 году, мы встречаем и первое письменное описание подводного строения: "В означенном заливе Бакинском, южнее города Баки в 2-х верстах, на глубине 4 саженей (7,3 м), каменное строение и башня; и хотя оная стена уже и развалилась, однако в некоторых местах и выше воды знаки есть, и по известиям слышно, якобы в древние времена построенное было на сухом пути, и было то гостиный двор (каравансарай)".

В 20-х годах прошлого века уровень моря сильно упал, и остров, на котором возвышалось строение, полностью осушился.

Согласно описаниям исследователей, Сабаильский замок находился у входа в Бакинскую бухту и должен был охранять подступы к Бакинской крепости. Однако у него не было достаточных фортификационных укреплений для того, чтобы выдержать долгую осаду и настоящий штурм. К тому же внутри замка отсутствовал источник пресной воды, ее привозили извне. Каким же целям он служил?

По одной из версий, замок служил таможней. По другой, Сабаильский замок был святилищем или одним из Дворцов ширваншахов, их "летней резиденцией".
► Показать
о, что Сабаильский замок являлся морским портом Баку, подтверждает и обнаруженная у его стен каменная плита с надписью "Бендер-Баку", что в переводе с фарси означает "Порт Баку". В Иране и сейчас немало городов-портов с аналогичными названиями: Бендер-Торгемен, Бендер-Гез, Бендер-Аббас и др. Сабаильский же замок был морскими воротами Баку, его, говоря современным языком, морским вокзалом. А сам Баку тогда являлся столицей Государства ширваншахов. Поэтому стены Сабаильского замка с внешней стороны так разукрашены различными изображениями и надписями, в том числе и полным именем ширваншахов с перечислением имен всех его царствовавших предков.

Корабли купцов, дипломатов и других гостей Ширвана, подплывая к Баку, становились на причал к стенам Сабаильского замка и привязывались к их "ушкам". Затем они дожидались таможенного досмотра. Но и в качестве порта Сабаильский замок профункционировал недолго. Археолог Виктор Квачидзе обратил внимание на то, что Сабаильский замок остался недостроенным. Его обвели крепостной стеной, но до отделки дело не дошло. Об этом свидетельствуют камни с надписями и изображениями, которые уложили у крепостных стен, но так и не вмонтировали в них. Никаких строений не успели построить и внутри замка. Подготовили лишь площадку для одного из них. И теперь мы можем лишь гадать, для какого здания она предназначалась. Обнаруженные внутри замка остатки стен сделаны довольно небрежно и, как выяснил В.Квачидзе, лишь в XVI в.

Причина этого в том, что когда завершилось возведение крепостной стены вокруг Сабаильского замка, то сразу же началась подготовка к его открытию. Стали изготавливаться каменные плиты с изображениями и надписями, одна из которых гласила, что замок в 630 г. хиджры, то есть в 1232 году построил ширваншах Фарибурз III, и все эти плиты подвезли к стене. Но накануне торжественного мероприятия уровень Каспия стал подниматься. Открытие отложили и стали ждать очередного понижения уровня Каспия. Через два года, в 632 г. хиджры (1234 г.), оно как будто произошло. Подготовили плиты с указанием нового года и именем нового ширваншаха (Ахситан III). Но подъем уровня Каспия продолжился, и Сабаильский замок так и не был открыт.

В.Квачидзе отмечал, что у Сабаильского замка было обнаружено несколько якорей, а значит, корабли к нему все-таки приставали. А значит, в качестве порта он все-таки функционировал, не дожидаясь ни официального открытия, ни, вероятнее всего, завершения строительства самих стен. Но портом он проработал недолго и вскоре ушел под воды Каспия. Когда же в XVI в. уровень Каспия в очередной раз упал настолько, что остров с замком соединился с "материком", строение перепрофилировали под каравансарай. Тогда, как установил В.Квачидзе, и возвели внутри замка стены. Но и каравансараю суждено было вскоре оказаться под водой. Правда, второе назначение Сабаильского замка в памяти народа оставалось еще в начале XVIII в., о чем свидетельствует И.Соймонов.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#15 Сообщение smersh70 » 26 янв 2019, 19:50

В данном видео, рассказывается о происхождении азербайджанского народа. О древнем происхождении тюрок огузов, о Сельджукской империи, Хорезмшахах, Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, Сефевидской Персии и Иране и др.государствах раннего и позднего средневековья, нового и нашего времени. О великих завоеваниях предков азербайджанского народа, которые играли и продолжают играть на Ближнем Востоке огромную роль.

[youtube][/youtube]

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#16 Сообщение smersh70 » 29 янв 2019, 01:11

История производства огнестрельного оружия в Азербайджане

В Азербайджане производство огнестрельного оружия появилось в позднем средневековье. Местные мастера-оружейники очень быстро освоили технологию изготовления попавшихся к ним в руки образцов огнестрельного оружия – мушкетов, прибоди, пятизарядных винтовок, берданок и т.п.
Но особенно широко было распространено производство кремневых ружей, и преобладающее большинство умельцев по изготовлению традиционного оружия в Азербайджане составляли ружейники “туфенгсаз”. Этой важной профессией, как отмечает академик А.С.Сумбатзаде, занимались в той или иной мере во многих городах Азербайджана. Данную особенность производства огнестрельного оружия отмечали и исследователи XIX века.
Описывая оружейное дело в Закавказском крае конца указанного столетия, К.Хатисов отмечает, что производство ружей хотя и было развито практически повсюду, но оно сосредотачивалось главным образом в городах, и носило ремесленный характер.
В первой половине XIX столетия в этом отношении особенно выделялись города Шамаха и Шеки, а также селение Лагич. Если в 1793 г. в Шамахе ремеслом ружейника занималось всего 18 человек, то в 1849 г. численность мастеров этой профессии достигла 86.
В городе Нухе, как тогда именовался Шеки, за 1848-й год письменные источники отмечают 13 мастеров-оружейников. В других городах Азербайджана – Шуше, Нахчыване, Ордубаде, Гяндже в первой половине XIX века также были мастера-ремесленники, продолжавшие традиции оружейного дела. К 1848-1849 гг. в этих городах насчитывалось более 100 мастеров ружейных дел. Изготовление огнестрельного оружия было сильно развито и в Джабраилском уезде.
В начале 30-х годов XIX века в селении Лагич существовало 8 мастерских («силах кярханасы») по изготовлению ружей. Хотя мастера и работали вручную, тем не менее некоторые из них достигли в этом деле высокого искусства.
В этот период особой известностью пользовался мастер по имени Абдуррагим, который умудрялся употреблять в дело железные подковы и другие мелкие металлические предметы, пополам со сталью. За месяц он изготовлял не более одного ружья или одной пары пистолетов, но его стволы высоко ценились знатоками, и их покупали даже без лож и прочих принадлежностей по цене от 5 до 20 червонцев за штуку.
Длинноствольные кремневые ружья, изготовленные азербайджанскими мастерами, отличались большей прочностью и силой боя, чем иностранные винтовки, распространенные в прошлом в Азербайджане.

Однако, несмотря на все эти преимущества, к концу XIX века оружейное дело в Азербайджане пришло в упадок. Главной причиной этого было то, что сразу после окончания кавказских войн в 1864 году царское правительство запретило изготовление огнестрельного оружия на Кавказе, который рассматривало как неблагонадежный регион.
Азербайджанские оружейники изготовляли как боевые, так и охотничьи ружья различных видов. Кроме того, они в свободное время ремонтировали оружие иностранного производства и тем самым занимались слесарничеством “чилингерлик”.
Изображение
РУЖЕЙНОЕ ДЕЛО (туфенгсазлыг)

Согласно этнографическим материалам, в Азербайджане было развито главным образом производство кремневых, гладкои длинноствольных боевых ружей. Помимо этого, широким распространением пользовались в прошлом различные виды однои двуствольных охотничьих ружей. Иногда местные мастера-ружейники изготовляли и пистонные одноствольные нарезные винтовки, называемые “айналы”, “сюзени”.
Орудия труда и инвентарь оружейников состояли из рабочего стола, именовавшегося “дезге”, и укрепленных на нем тисков – “энбур”, колодок, наковален, зубил, набоек, а также бандажных спиц различного диаметра, молота, плоскогубцев, точильника “хедде”, стамески, долота, напильника, ножниц, бурава, пилы, клещей, циркуля, специального клея, называемого “пиндж”, и др. Преобладающее большинство этого инвентаря изготовлялось самим же мастером или покупалось у слесарей, необходимые для оксидирования “заглама” стволов химические препараты – у фармацевтов “эттар”, а черная нефть – у извозчиков “чарвадар”.
Кремневые ружья, которые длительное время использовались и в качестве охотничьего оружия, изготовлялись из нескольких частей – ствола, кресала, приклада и ложа. Стволы и кресала часто изготовлялись самими же оружейниками, которых называли «лулекеш» ствольщик, а приклады – специализировавшимися на них мастерами – «гундагсаз».
Согласно литературным сведениям, в начале XIX века в силу высокого спроса на огнестрельное оружие некоторые оружейники специализировались и на изготовлении кресал – их называли «чахмагсаз». Такая узкая специализация среди изготовителей одного вида изделий свидетельствует о высоком уровне, которого достигло производство огнестрельного оружия в Азербайджане.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Металлическая часть кремневых ружей изготовлялась из двух основных частей – ствола и кресала, после чего к ним добавлялся шомпол “сюнбе”. Стволы изготовлялись гладкими или ребристыми, длиной обычно в 105-110 см, диаметром в области приклада – огниве 3 см, а на конце – 2,5 см. Стволы кремневых ружей изнутри делали, как правило, гладкими, без резьбы. Процесс изготовления ружейных и пистолетных стволов делился на ряд этапов.
Как правило, азербайджанские оружейники изготовляли стволы способом «обмотки», для чего заранее делали специальные металлические полоски, называемые “шыга” толщиной в два пальца, состоявшие из двух палочек – железной и стальной. Сначала приплюснутые полоски спиралевидно наматывали на ствольный стержень. Для этого концы стержня и полосок зажимались тисками “энбур”.
В зависимости от диаметра ствола (калибра) использовались выкроечные стержни различных размеров – 24 мм, 20 мм, 16 мм, 12 мм, 8 мм. Для достижения нужного калибра ствола свободный конец полоски, крепко зажав в тисках, наматывали на соответствующий стержень. В итоге обмотка полосок принимала спиралевидную форму. После этого мастер ослаблял зажим и вытаскивал стержень из обмотки, которая разогревалась в горне, а промежуточные соединения приваривались при помощи канифоли, бронзой, цинком и оловом.
В результате этой сварочной операции обмотка принимала вид гладкой трубки. Если ствол требовалось сделать ребристым (8или 6-гранным), то его повторно закрепляли в тиски и обрабатывали вначале крупнозубчатым, а затем мелкозубчатым напильником.
На верхнем краю казенной части ствола, называемого «одлуг», обычно оставляли дуговидную зарубку высотой в 1 см, а на ее конце – маленькую мушку. Узкое отверстие посередине зарубки выполняло функцию прицела. На втором этапе полировали внутреннюю полость ствола (канал). Эта операция называлась стачиванием «хедделеме». Для этого ствол снова закрепляли в тисках, и его внутренняя поверхность полировалась специальным инструментом-точильником, который местными мастерами называли «хедде».
Размер этого инструмента подбирался в зависимости от калибра ствола. Для достижения максимальной гладкости в ствол вгоняли вначале «хедде» крупной, а затем мелкой зубчатости. Для облегчения работы и во избежание стачивания инструмента время от времени внутреннюю поверхность ствола смазывали нефтью.
По завершении процесса стачивания в казенной части ствола при помощи бурава (“матгаб”) проделывали маленькое отверстие для проскока искры, которая должна поджечь порох.
На третьем этапе с помощью крупнои мелкозубчатых напильников обрабатывалась внешняя поверхность ствола. Эта операция называлась заглаживанием “хамарлама”. Как правило, ребристые стволы делали 8-гранными, и лишь в редких случаях 6-гранными. Иногда по требованию заказчика для красоты ствол оксидировался, приобретая блеск, что значительно увеличивало эстетические достоинства и товарную стоимость изделия. Для оксидирования ствол погружали в раствор железного купороса.
По словам старых мастеров, в старину в области изготовления стволов для оружия на весь Губинский магал славилось оружейниками село Суваджал. Оксидированные стволы из этого села, отличаясь высоким качеством, во многих случаях продавались отдельно, без прикладов и ложа.

КРЕСАЛО “чахмаг”

Вследствие особой системы воспламенения кремневых ружей их кресало коренным образом отличалось от тех, которыми оснащались пистонные ружья, т.е. винтовки. Засыпанный в казенную часть ствола (“хезинэ”) порох воспламенялся от искры, вызываемой движением кресального камня (кремня). Эта функция играла важную роль при определении формы и структуры кресала.
Как правило, кресало изготовлялось из четырех частей: рычага «шейтан», возвращавшего его в исходное положение, пары стальных пружин “яй”, курка “тэтик”, выбрасывавшего кресало из пружины вперед, и двухзубчатых держателей, называемых “тутгадж”, удерживавший кремень неподвижно на месте. Кресальный камень закреплялся между зубцами держателя с помощью специального клея “пиндж”. В результате удара кресальный камень, задев “лэпик”, вызывал искру.
Как правило, сначала изготовлялись рычаг, курок и держатель, а затем уже к ним прикреплялись пружины – одна к задней стороне рычага, а другая – к курку. Приклад и ствольное ложе кремневых ружей после обтесывания присоединялись друг к другу, а затем к стволу. Ствол прикреплялся к прикладу и ложу с помощью 6 металлических колец.
Для заполнения ствола с дула дробью “сачма” или “гырма” к нему добавляли шомпол. Для стрельбы приоткрывали отверстие огнива и насыпали туда из пороховницы, именуемой «деббе», немного пороха. Чтобы кресало быстрее вызывало искру, добавляли пороху и на его переднюю часть.
При спуске курка конец рычага выходил из пружины и, коснувшись “лэпик”, высекал искру, одновременно закрывая отверстие огнива. Загоревшись от искры, порох переходил из огнива в казенную часть ствола, зажигал находящийся в ней порох, вызывая выстрел. Шомпол и пороховница постоянно держались при кремневых ружьях наготове.
Пороховницу изготовляли главным образом из рога, металла (медь, серебро) или кожи. Существовали различные виды пороховниц в зависимости от материала, формы и отделки. В изготовлении пороха, использовавшегося для кремневых ружей, особенно выделялись в прошлом села Афурджа и Куснет.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#17 Сообщение smersh70 » 13 мар 2019, 02:16

8 фактов о Шахе Исмаиле

1. Шах Исмаил - основатель Кызылбашского государства, которое опиралось на боевую мощь 32 союзных тюркских племён.
2. Отец Шаха Исмаила, шейх Гейдар - глава союза кызылбашских племён, основоположник движения кызылбашей. Мать - Аламшах Бегум (Халима), дочь шахиншаха огузского государства Ак-Коюнлу Узун-Гасана.
3. Шах Исмаил принял титул шаха в возрасте 14 лет.
4. В 1501 году Исмаил захватил Тебриз и принял титул шаха Азербайджана, в 1502 году — титул шаха всего Ирана.
5. При Исмаиле I территория Кызылбашского государства достигла наибольших размеров - 3,5 млн.кв.км. (что в 40 раз больше площади нынешнего Азербайджана).
6. Шах Исмаил ввёл тюркский азербайджанский язык в качестве официального языка государства, дворца и армии.
7. Шах Исмаил считается классиком азербайджанской литературы. Он писал под псевдонимом Хатаи ("грешник"). Творчество Хатаи оказало влияние на развитие всей тюркоязычной поэзии.
8. До нас дошли поэма «Дехнамэ», 400 газелей и 100 касыд на азербайджанском, четыре бейта и одна мукамма (поэма) на фарси. Предпочтение Шахом Исмаилом в поэзии тюркского языка объясняется тем, что он стремился быть понятным своими последователями-тюрками.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#18 Сообщение smersh70 » 15 мар 2019, 00:23

10 фактов о шахе Аббасе I Великом

1. Аббас Бахадур Хан, правивший в 1587—1629 годах (42 года), был 5-м по счёту шахом из Сефевидской династии.
2. Приступив к управлению империей Сефевидов в возрасте 16 лет, Аббас проявил себя как крупный реформатор и полководец; провёл административные, политические, военные и экономические реформы, в корне изменив государственное устройство; создал регулярную армию и вёл успешные войны с турками и узбеками, отвоевав ранее потерянные территории, восстановив доставшуюся ему в наследство фактически разваленную Сефевидскую державу.
3. Шах Аббас вёл кочевой образ жизни, треть своего правления он провёл в путешествиях, треть находился в своей столице, и треть — в других местах на отдыхе. Из-за кочевой жизни столица фактически перемещалась туда, где находился Аббас.
4. При Аббасе Сефевидское государство достигло наибольшего расцвета и могущества, простираясь от реки Тигр на западе до реки Инд на востоке.
5. Шах Аббас сам писал стихи на азербайджанском тюркском языке и приказывал переводить на тюркский язык произведения восточных классиков.
6. Аббас поощрял строительство дорог, мостов, каналов, заботился об украшении городов и развитии ковроделия. Ещё при жизни подданные стали именовать его Великим.
7. Шах Аббас имел очень прочную связь с кызылбашами, которые были сильнее остальных связей, большинство государственных должностей оставались за тюрками. Языком двора Аббаса I оставался его родной азербайджанский язык.
8. Именно шах Аббас в 1598 году перенёс столицу Сефевидского государства в Исфахан. За время правления шаха там были построены дворцы, сады, мечети и медресе, до сих пор поражающие своим великолепием.
9. За время своего правления шах отнял у португальцев остров Ормуз, у османов - Багдад, подчинил Афганистан, Кахетинское и Картлийское царства, и много других территорий. Шах Аббас подчинил себе не только Закавказье, но распространил свое влияние и на Предкавказье, благодаря поддержке кумыков, ногайцев и кабардинцев.
10. В 1625 году шах Аббас прислал в подарок Московскому княжеству важнейшую христианскую реликвию - ризу Господню и роскошный трон.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#19 Сообщение smersh70 » 21 апр 2019, 00:13

Что означает «Аг-гоюнлу» и «Гара-гоюнлу»? - ФАКТЫ

Немецкий ученый Геттингенского университета Герхард Дейрфер говорил: «Очень странно, что слово «туркмен» все еще приводит к путанице. В Ленинграде я видел, что иракская огузская литература была помещена в каталоги под именем «туркменская». На самом деле слово «туркман» означает «огуз-кочевник». «Туркмены» Аг-гоюнлу и Гара-гоюнлу, несомненно, азербайджанцы».

Сложилась традиция в период советской исторической науки переводить на русский язык название двух средневековых азербайджанских государств Гара-гоюнлу и Аг-гоюнлу как государства «Черных баранов» и «Белых баранов».
Изображение
Так ли это?

Как передает Axar.az, директор Центра истории Кавказа, азербайджанский историк Ризван Гусейнов уверен, что правильное написание этих государств - Гара-гойунлу и Аг-гойунлу. К тому же слово "гара" переводится не только как "черный", но и "большой". Считается, что «гойун» надо переводить как «баран», хотя это не совсем так.

«Это произошло потому, что тамга племени Баяндур (правящая династия Аг-гоюнлу), которая расшифровывается с тюркского языка как «боран/буран» (вихрь, ураган, колющий, пронзающий), некоторыми ошибочно переводится как «баран». То есть, уже значительно позже ученые посчитали, что «гойун/гойон» и тамга «боран/баран» следует интерпретировать как баран и переводить название государств как «Черные бараны» и «Белые бараны».

Во-вторых, официальным названием государства Гара-гойунлу является Йывайи (Бахарлы), а государство Аг-гойунлу официально называлось Девлят-и Баяндурия. То есть ни в названии этих государств не было слова гойунлу (коюнлу), ни на флагах этих государств не было изображения барана», - подчеркивает историк.
По его словам, правящий род Гара-гоюнлу происходил из огузского рода Ивэ (Йыва), племени Бахарлы. Поэтому официально государство называлось Йывайи, иногда Бахарлы. В составе племенного союза Гара-гоюнлу были Бахарлы, Саадлы, Караманлы, Алпаут, Духарлы, Джагирлы, Хаджилы, Агачери. Ведущими среди них являлись Бахарлы и Саадлы.

«Аг-гоюнлу - племенная конфедерация огузских племен под главенством племени баяндур, которые правили в восточной Анатолии и западном Иране до завоевания Сефевидами в 1501-1503 годах.

В-третьих, слово «гойон/гойун» является древним титулом, которого удостаивалась правая рука высшего правителя. Если титул «нойон» получали представители правящей и военной аристократии, то «гойон» был очень редким и самым высшим после правителя титулом», - подчеркивает Гусейнов.

По его словам, мало кто знает, что основатели государств Гара-гоюнлу и Аг-гоюнлу берут свое начало от легендарного Мухали-гойона (Мухури), который происходил из ветви джат племени Джалаир. Мухали (1170-1223) был знаменитым полководцем, одним из ближайших соратников Чингиз-хана. Отметим, что Чингиз-хан дал Мухали высший титул «гойон», позволявший заменять и исполнять обязанности правителя империи Чингиз-хана. Дедом Мухали был Тергету-Баян, имя которого говорит, что он из племени Баяндур, которое несколько веков спустя создало государство Аг-гойунлу (Баяндур или Девлят-и Баяндурия).

«Средневековый государственный деятель и историк XIII века Рашид ад дин в книге «Джами ат таварих», описывая верхушку войска Чингиз-хана, отмечал: «Когда Чингиз-хан отправил его [Мукали-гойона] в местность Караун-Джидун, которая граничит с Хитаем, хитаи прозвали его Гойон, т.е. «старший и уважаемый». Впоследствии Чингиз-хан утвердил за ним это прозвание; потомков его также именуют гойон».

То есть у огузов, уйгуров и кара-китайских (хитай, катай) тюркских племен слово «гойон» означало - «старший и уважаемый». А значит, по всей видимости, государства Гара-гойунлу (Йывайи / Бахарлы) и Аг-гойунлу (Баяндур) переводятся не как «черные» (большие) бараны» и «белые бараны», а как Большие (Великие) и Старшие гойоны (руководители). Тюркская титулатура Гойон указывала на высокий аристократический статус государства и правителя», - подытожил историк. :clap:

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146188
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: ИСТОРИЯ и АРМИИ Средневековых Азербайджанских Государств

#20 Сообщение smersh70 » 01 июн 2019, 02:23

Мавзолей эмиров Кара Коюнлу

Мавзолей Эмиров Кара Коюнлу расположен в восьми километрах от Иревана в селе Джафарабад (ныне Аргаванд). Это двенадцатигранное сооружение построено из тесаного туфа.

Гробница построена в 1413 году, по приказу самого эмира Пир-Хусейна, который был сыном эмира Саада и правил в 1411 году. В это время резиденция эмиров Кара-Коюнлу располагалась недалеко от Иревана. Внешне усыпальница 12-нефная, имеет высоту 12 метров, наверху заканчивается куполом из синей мозаики. Отсюда и второе название мавзолея – «Göy gümbəz», то есть «Синий купол». Подземная часть усыпальницы имеет форму квадрата, стены которого оформлены арками. В северной стене имеется вход со ступеньками. У входа располагается фигурка барана. В селе Джафарабад находились еще две гробницы подобного типа, но меньшего размера.

В настоящее время на Мавзолее отсутствует купол фриза (22 метров), под карнизом купола арабоязычная надпись крупного шрифта знакомит нас с элементам сулса.
Изображение
Перевод надписи арабской вязью под карнизом купола следующий:
«Во имя Аллаха милостивого и милосердного. [Коран (II, стих 256.)] Повелел построить гробницу, благословленную величайший, благородный, целое великодушие (наделанное благородством) и добрым нравом, опора государей и султанов, прибежище убогих и отверженных, покровитель мудрецов и жаждущих знания, покровитель (помощник) странствующих дервишей и идущих по пути познания божества (мистиков), слава государства и религии амир Пир Хусайн — да продлит (Аллах) его справедливость – ибн ал-амир ал-усопшего, достигнувшего милости прощающего ал-Амир Са`ада — да будет пухом земля ему во время господства величайшего султана, повелителя наиблагороднейшего султана султанов; Востока и Юга покровитель государства и религии Пир Будаг-хан ибн Юсиф нойон — да продлит Аллах их господства. Дата: пятнадцатого месяца Раджаба восемьсот шестнадцатого года» 15 раджаб 816 г. х, 11.Х.1413 г.
Изображение
Упомянутые в надписи Пир Хусайн (1411 — 1414), и его отец Амир Са’ад длительный период (XV — XVIII вв.) входили в состав азербайджанских феодальных государств Кара Коюнлу, Аг Коюнлу и Сефевидов.

Ответить

Вернуться в «Читальный зал»