История Армении в действительности

Литература о Войне и ДСП.
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#91 Сообщение smersh70 » 10 окт 2019, 18:02

Теперь, когда вам понадобится узнать, как на самом деле назывался тот или иной топоним на территории Западного Азербайджана, просто пройдите по ссылке: realmap.az
Изображение
Проект интерактивной карты разработан Общественным объединением "Поддержка развитию связей с общественностью" при поддержке министерства спорта и молодежи Азербайджана.
Портал "Азербайджанские топонимы на территории современной Армении" предоставит информацию не только по названиям исконно тюркских топонимов до переименования, но и историю наших сел и городов до геноцида азербайджанского населения армянскими террористами...
Сохраняйте WEB адрес в закладки.
Hans Kloss ©

четкий сайт,все информативно,масса документов и топонимов,разложены по полочкам состав населения,численность,соотношение арм и азерб.населения :clap:
Изображение



На этот раз, коварным азербайджанским тюркам удалось проникнуть в архив Государственной публичной научно-технической библиотеки России и всего за одну ночь перепечатать географическую книгу про древнеармянский "Севан" (или Севангу), на озеро Гокча (Göyçə) в Западном Азербайджане.
Особенно постарались топографы, отметившие на геологической карте вокруг Гокчи оронимы Adatəpə, Ağdağ, Üçtəpə, Qaradağ, Şahdağ, Ayrıcıdağ, Pirdağ и гидронимы Qızıldərə, Qırxbulaq, Toxluca, Alagöl çay, Gilli, Kəvər çay (и т.д).

Hans Kloss ©
по материалам книги: Е.С. Марковъ. "Озеро Гокча. Географическое описанiе озера". Часть 1 : Географiя физическая.
С.-Петербургъ, 1911. (типография М.А. Александрова / Надеждинская, 43)
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#92 Сообщение smersh70 » 04 дек 2019, 01:55

Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#93 Сообщение smersh70 » 30 дек 2019, 22:17

smersh70 писал(а):
10 окт 2019, 18:02
Портал "Азербайджанские топонимы на территории современной Армении" предоставит информацию не только по названиям исконно тюркских топонимов до переименования, но и историю наших сел и городов до геноцида азербайджанского населения армянскими террористами...
Мусульмане в Армении, сравнение в 1886-90 и 2018 годах
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#94 Сообщение smersh70 » 16 мар 2020, 22:54

Эти строки для тех, кто стоя на коленях вопит о суверенитете и пытается нелепо угрожать, прячась за юбкой хозяйки. Прошло более 100 лет, но для хаев так ничего и не изменилось: они по прежнему ржавая разменная монета в руках империи и самодовольные слепцы, которые так и не поняли, кто принес раздор, ненависть и смерть в их бытие...
"Армяне - свидетели, как Россия нас предала...
Глупые люди глупого режима оказались умнее армянской плутократии, обещали автономию (!), чтобы мы восстали против турков.
Русские войска вошли в Османскую империю, прогнали турецкие войска, но вскоре по "военным и тактическим соображениям" отступили, потом опять наступили, теперь опять отступают.
А последствия? В турецкой "Армении" не осталось армянина. Теперь есть другая Армения, которую они предполагают заселить казаками или другими элементами, а армян продолжают кормить пустыми баснями..."
Изображение
По материалам: газеты საქართველო (1919) / Григор Хачатурович Чалхушьян (1861-1939) "Красная книга".
Hans Kloss ©

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#95 Сообщение smersh70 » 21 апр 2020, 02:01

Справка прокурора Эчмиадзинского Синода армяно-григорианской церкви российского немца А. Френкеля, представленной им в 1907 году императору Российской Империи.
«…Учитывая будущее выгоды от избрания в католикосы квази - правительственного кандидата, упускали из виду, что имеют дело с лукавыми азиатами, испорченными рабством и которых только поверхностно коснулась цивилизация, не говоря уже о том, что нельзя было ожидать никаких реальных выгод от армян, презираемых и ненавидимых всем христианским и мусульманским Востоком.
…Доказали полную несостоятельность этого народа в деле восприятия истинных начал высшей цивилизации, так как на протяжении нескольких тысячелетий история не записала ни одного имени в рядах светил......

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#96 Сообщение smersh70 » 18 май 2020, 22:43

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ АРМЯН


«35-вековую древность армянского народа» современные армянские историки пытаются обосновывать названием небольшого царства Хайаса, в котором они обнаружили созвучие с собственным самоназванием «хай». Это дало возможность «самоудревниться» еще на почти полтора тысячелетия.
Но дальше созвучия названия и самоназвания дело не пошло. Точное месторасположение этого царства не установлено, но «разместили» его где-то в верховьях Евфрата. Хайаса мелькала в хеттских клинописях в связи с описанием завоевательных походов хеттов в XIV-XIII вв. до н.э., а в XII веке до н.э. упоминания о нем окончательно исчезли и более не появлялись. Вероятно, хетты окончательно разгромили царство, а народ уничтожили или угнали в рабство.
Отсутствие каких-либо серьезных знаний об этой стране дало повод армянским историкам уноситься в фантазиях и связывать с ней свое древнее происхождение. «Основным языком Хайасы был армянский и… армянский элемент имел главенствующую роль в хайаском государстве», безапелляционно заявляет лингвист академик АН Арм.ССР Г.Джаукян, видимо, «основывая» свое «знание» на том, что о хайасском языке, если такой вообще существовал, ничего неизвестно – нет ни одного письменного источника, оставшегося от Хайасы. «Связь армянского народа и языка с Хайасой недоказуема и по своему существу весьма мало вероятна»,- отвечает на это безосновательное заявление Джаукяна востоковед-лингвист И.Дьяконов.

Государство Урарту (XIII-VI вв. до н.э.), на части территории которого располагается современная Армения, также играет видную роль в армянском самоудревнении. Но пока кроме географического расположения никакой связи, а тем более этнической, обнаружить не удалось. Население Урарту говорило на местном языке, а не на индо-европейском, как армяне; был урартский царь Арама (хотя был еще и царь Руса), но к названию географической местности Армина, которая впервые появится спустя 300 лет после Арамы в Бехистунской надписи, его имя отношения не имеет. Потомки жителей Урарту, вероятно, внесли свою лепту в мултиэтнический паззл под названием «армянский народ», но армянами урарты никогда не были. В 580-х г. до н.э. Урарту была окончательно разгромлена скифами и мидийцами, ее территория вошла в состав Мидии, которую вскоре захватили персы-ахемениды, сделав земли будущей Армении своей провинцией.

Впервые название Армина появляется в триязычной Бехистунской надписи (около 520 г. до н.э.) иранского царя Дария I Ахеменида, где она упомянута как провинция Ахеменидской империи. Все топонимы, упоминавшиеся в Бехистунской надписи в связи с боевыми действиями на территории Армины/Харминуа/Урашту (на древне-персидском /эламском/ аккадском языках), этимологически не прослеживаются в армянском языке; в названии провинции не было этнической составляющей и нет никаких оснований полагать, что она была населена армянами, и якобы в связи с этим получила такое название. Скорее наоборот: многонациональное население этого региона получило у античных географов обобщенное название «арменийцев» (Геродот) по названию региона. Сам топоним Армина/Армения также никакой этимологии в армянском языке не имеет, и скорее относится к арамеям, полукочевому семитскому народу, который массово заселил северные регионы Месопотамии в начале I тыс. до н.э. «В науке долгое время господствовала точка зрения, согласно которой армяне и армянский язык появляются на названном по ним нагорье тогда, когда впервые засвидетельствован термин «Армения», то есть в VI в. до н.э. (Бехистунская надпись – авт.), и с этого времени должна начинаться история армянского народа. Эту точку зрения следует признать наивной и ни в какой мере не удовлетворительной», - уверен И.Дьяконов.

В армянской историографии распространено мнение, что в древности в Малой Азии существовали некие «армянские царства Ервандидов». Некоторые современные армянские историки называют их еще ЕрвандЯНами, прибавляя к античному имени суффикс –ян, на который оканчиваются современные армянские фамилии. Видимо, таким странным образом хотят подчеркнуть их армянское происхождение. Версии о существовании «армянских царств Ервандидов» «появились» благодаря нравоучительно-утопическому роману греческого историка и писателя Ксенофонта «Киропедия» (IV век до н.э.) – с выдуманным сюжетом и героями. Об этом написана масса научной литературы. Еще Цицерон в I веке по этому поводу писал: «Ксенофонт написал своего знаменитого „Кира“ не исторически верно, а с целью дать картину справедливой власти, чрезвычайная строгость которой у философа сочетается с редкостной добротой».
В иранской провинции/сатрапии Армина правит древний иранский род Оронтидов, но не как цари, а как сатрапы/наместники – сначала иранцев-ахеменидов, а потом греков-селевкидов. (Оронт – это греческая транскрипция иранского Ерванд).
В другом, историческом труде («Анабазис»), Ксенофонт напишет, что проходя через персидскую провинцию Армина в 401 г. до н.э., он разговаривал с местными сельскими жителями на иранском языке.
В 330 г. до н.э. Ахеменидская держава была разгромлена греками-македонцами. Перед смертью Александр Македонский разделил огромные завоеванные пространства между своими полководцами.
Изображение
Территория ахеменидского Ирана досталась Селевку Никатору, одному из его стратегов. Селевкия, огромное – от Индии до Сирии - и рыхлое государство, раздираемое постоянной внутренней династической борьбой, восстаниями и отпадениями окраин, просуществовало тем не менее около двух веков. В начале II в. до н.э. (189 г. до н.э.) под ударами парфян и римлян оно еще более ослабло, и власть в сатрапии Армина с согласия римлян ненадолго захватил местный селевкидский наместник – Артаксис (арм. Арташес), потомок знатного иранского рода Оронтидов, предки которого, как упоминалось выше, были наследственными сатрапами еще в ахеменидской провинции Армина. Никакого этнический иранец Артаксис к армянам отношения не имеет, как бы не пытались это представить современные армянские историки. Государственным языком этого недолговечного царства, как и у ахеменидов, был арамейский. На этом языке написаны, например, тексты на межевых столбах, которые Артаксис установил на своих границах. Просуществовала его независимость меньше 25 лет. В 165 г. до н.э. Артаксиса разгромили, пленили и заставили выплатить дань вернувшиеся селевкиды (царь Антиох IV Эпифан), назначив управлять владениями Артаксиса своего стратега Нумения.

А вскоре на смену селевкидам пришли парфяне.

В начале I в. до н.э. в период ослаблением двух мировых центров силы - парфянского государства, в связи с династическими войнами и продолжительным отражением набегов кочевников на северо-востоке, и Рима, занятого гражданской войной и войной с Митридатом VI Понтийским, - в условиях вакуума власти в Передней Азии и при поддержке царя Митридата Понтийского укрепил власть и заметно расширил свои владения внук Артаксиса – Тигран II Оронтид. Но недолго.

Никакой единой системы управления на этих многонациональных территориях введено не было. Завоевание было не только кратковременным, но и «не навязчивым» – захваченные территории, судя по всему, просто формально признавали сюзеренитет Тиграна и, за некоторыми исключениями, сохраняли широкую автономию, управлялись местными правителями и некоторые, как греческие города-государства, даже продолжали чеканить собственную монету. Говорить о какой-либо арменизации этих территорий за столь короткий период абсурдно.
Фортуна отвернулась от Тиграна весной 69 г. до н.э., когда римский полководец Лукулл, неожиданно форсировав Евфрат, появился у стен Тигранакерта, новой столицы Тиграна. Последовавший вскоре разгром огромной армии Тиграна (различные источники приводят цифры 80-150 тыс.) 15-ю тысячами римских легионеров, лишил его практически всех новых владений. Спустя три года – в 66 г. до н.э. – римский полководец Помпей довершил дело. Коленопреклоненный Тигран вручил ему свою царскую тиару, но получил ее обратно из рук Помпея, тем самым признавая римский протекторат над Арменией. Римляне тем не менее отняли все его территориальные приобретения и получили огромную дань, правда, в качестве утешения назвав Тиграна «другом Рима», обязанным воевать на их стороне.
Во второй половине I в. до н.э. вакуум власти в Передней Азии, который ранее обусловил возможности Тиграна расширить пределы своего влияния, перестал существовать – Рим вновь вернулся к экспансионистской политике на Востоке, а окрепшая Парфянская держава начала наступление на Запад. Их столкновение становилось неизбежным, и будет продолжаться веками. В этом противоборстве двух мировых центров силы не оставалось места для независимости региональных династических родов.
Два иранца во II и I вв. до н.э. – Оронтиды Артаксис I (189-164 гг.) и Тигран II (95-63 гг.), расширив на краткие периоды границы своих владений, оставили яркий след в истории армян. Настолько яркий, что, спустя более 2000 лет, современные поколения армян, почему-то считая их своими «исторически землями», продолжают безутешно грезить их кратковременными границами, безнадежно мечтая о восстановлении.
Конец иранской династии артаксидов (оронтидов) на рубеже тысячелетий был отмечен беспрерывно сменяющейся по воле завоевателей чередой правителей Армении. Знания о событиях, происходивших в Армении в период поздней античности (I-IV вв.), беспорядочны и фрагментарны, запутанны и нередко противоречивы. Немногочисленные археологические данные также недостаточны для установления стройной исторической картины и хронологии. Отрывочные сведения об армянах, связанные с римской политикой и походами в Переднюю Азию, мы получаем от античных авторов Диона Кассия, Тацита, Аппиана, Аммиана Марцелина и др. Только в V веке армяне обретут письменность и смогут весьма предположительно и часто ошибочно описывать свое прошлое, строя его на легендарных сказаниях многонационального региона и отрывочных и противоречивых сведениях прошедших лет с путанной хронологией.

Так как территория Армении находилась на стыке двух империй – Парфии и Рима, то за контроль над буферной зоной шла непримиримая борьба. И успех в ней был переменным.

В конце I в. до н.э. – начале I в. н.э. римляне активно вмешивались во внутреннюю политику Армении, смещая неугодных правителей и утверждая на престоле своих прямых ставленников. Среди них были грузинские, понтийские и атропатенские царевичи, римский сенатор – два раза с перерывом, и даже внук иудейского царя Ирода Великого. Длительные периоды на ее территории располагались римские гарнизоны. Но политическое и культурное парфяно-иранское влияние не прекращалось.
Вскоре контроль над Арменией перешел к парфянам, и правителями Армении парфянские цари стали назначать своих родственников. Армения превратилась в наследственный домен парфянской царской династии Арсакидов (арм. - аршакиды), на престол которой они направляли своих братьев, детей, родственников. Вся титулатура, названия административно-территориальных единиц страны досталась армянам от парфян, как и значительный сегмент их древнего языка - грабара. Кстати, имена, которые армяне считают исконно армянскими – Аршак, Арташес, Тигран, Нерсес, Артавазд, Сурен, Гагик, Карен и многие др. – ирано-парфянские.

В 54 г. парфянский царь Вологез возвел своего младшего брата Тиридата на престол Армении. Это привело к многолетней римско-парфянской войне. В результате Тиридат остался на армянском престоле, но в качестве вассала Рима, и был обязан совершить путешествие в Рим. Император Нерон возложил корону на голову коленопреклоненного Тиридата, который обращался к императору со словами «хозяин».
В 116 г. император Траян в результате победоносной войны с Парфией полностью аннексировал Армению, назначив в качестве ее правителя Катилия Севера. По этому поводу была выпушена монета, на которой было написано «Армения вновь принадлежит римскому народу». Но вскоре следующий римский император Адриан, сохраняя контроль, вернулся к прежней форме управления Арменией – ей снова стал править представитель парфянского рода арсакидов – Вологез I. Из нумизматического материала известно, что после свержения Вологеза (140 г.) император Антоний Пий снова «дал армянам царя». Римляне вновь оккупируют столицу Арташату, разместят свои гарнизоны и возведут на армянский престол римского сенатора Гая Юлия Сохемоса. Оккупация будет продолжать около 20 лет.
В 161 г. парфянский царь Вологез IV изгнал римские войска из Армении. Вместе с ними бежал в Рим Сохемос. Последовавшая за этим очередная римско-парфянская война закончилась, в частности, восстановлением Сохемоса на армянском престоле. В 186 г. престол занял Вологез II, сын парфянского царя Вологеза IV. Известно, что Хосров I, сын парфянского царя Вологеза V, правивший в Армении с начала 190-х гг., посылал подарки, заложников и выражал покорность императору Септимию Северу в период его военного похода в Парфию в 197 г. В 214-216 гг. по неизвестным причинам Хосров вместе с семьей находился в плену у римлян. В 217 г. на престол взошел Тиридат II, сын Хосрова I и племянник парфянского царя Артабана V, корону которому пожаловал император Каракалла.

В 228 г. пала великая парфянская империя: иранцы-сасаниды разгромили парфянского царя Артабана V. Армянские цари-арсакиды - родственники парфянских царей-арсакидов лишились родственных соседей, а и без того не прочные компромиссные соглашения между Парфией и Римом по Армении утратили силу. Сасаниды превратились в непримиримых врагов арсакидов - властителей Армении. В последующем средневековые армянские авторы будут описывать взаимоотношения армянских арсакидов с иранцами как кровную вражду и попытку отомстить сасанидам за гибель родственников-предков. Армения в свою очередь становится объектом постоянных иранских завоеваний.
В 244 г. шахиншах Ирана Шапур I победил римлян в битве при Мизике и установил контроль над Арменией. В 260 г. в битве при Эдессе сасаниды разгромили и пленили императора Валериана. Римляне не могли более осуществлять контроль над территорией Армении, и он полностью перешел к Ирану.
После завоевания Армении ее правителем Шапур I назначил своего сына Хормизд-Арташира, присвоив ему титул «великого царя армян». Теперь армянские войска принимают активное участие в военных кампаниях сасанидов против римлян. После смерти Шапура I в 272 г. Хормизд-Арташир ненадолго станет шахиншахом Ирана, приняв тронное имя Ормизд I. Место на армянском престоле займет его брат Нарсе. Территория Армении, будучи важным стратегическим плацдармом в противостоянии с Римом, на которой была сосредоточена значительная часть иранской армии, временно стала де-факто частью империи сасанидов. В 293 г. армия Нарсе двинется из Армении, чтобы силой захватить иранский престол.
Тем временем ситуация в регионе меняется. Восстановление могущества Рима при императорах Аврелиане (270-275), получившего титул «Реставратор империи и Востока», Пробе (276-282) и Диоклетиане (284-305 гг.), а также внутренние распри в Иране, привели к ослаблению иранского и укреплению римского влияния на Армению.

Как следствие изменившихся политических реалий, на престоле в Армении восстанавливается парфянская арсакидская династия и воцаряется царь Тиридат III. Предположительно в 287 г. (эта дата спорна) римский император Диоклетиан назначает Тиридата царем, и в сопровождении римских легионеров он возвращается из Рима в Армению. Страна вновь становится римским протекторатом, а Тиридат в своей внешней и внутренней политике безоговорочно ориентируется на Рим. Для этого у Тиридата были и личные причины: его отца и всю семью убили персы, и его в младенческом возрасте тайно вывезли в Рим, где он провел всю свою жизнь до возвращения в Армению.

В результате последовавшей войны Иран был вынужден временно отказаться от претензий и контроля над Арменией и Грузией и возвращал Риму территории, захваченные сасанидами в предшествующие годы.

Прославился Тиридат III прежде всего тем, что инициировал принятие армянами христианства. Армянская историческая традиция считает, что Тиридат принял христианство в 301 г. По мнению мировой академической науке это событие не могло произойти ранее 314 г. Дело в том, что Тиридат, будучи римским вассалом, полностью следовал римской политике, и не мог принять в своих владениях христианство, диаметрально враждебное официальной религиозной доктрине Рима. В начале IV в. в Риме правит император Диоклетиан, вошедший в историю, как ярый гонитель христиан. В Римской империи жестоким преследованиям подвергаются последователи этой веры. На 303-305 гг. приходятся наиболее жестокие гонения. После удаления Диоктелиана на покой в 305 г., бразды правления перешли к его зятю Галерию, еще большему ненавистнику христиан, который активно продолжал дело тестя.

Только в 313 г. император Константин объявляет о равноправии христианства с другими религиями. И только после этого армянский царь Тиридат, следуя в русле имперской политики, мог принять христианство. Кесарийский епископ Леонтий, который возводил Григория Парфянина, крестителя армян, в духовный сан, согласно церковным летописям, займет епископскую кафедру только в 314 г., а не в 301 г., как утверждает армянская традиция.

Вместе с Тиридатом христианство приняли албанский и грузинский цари. Таким образом, эти три государства стали следующими после Эдесского (Осроена) царства, где царь Абгар (араб по происхождению) принял христианство на государственном уровне еще за 100 лет до них.

После этого судьбоносного для армян события началось формирование современного армянского этноса, основой для которого стала григорианская религия. Под сенью григорианской церкви арменизировались многие представители различных народов, населявших регион: курды, греки, иранцы, албанские племена, тюрки и пр. Процесс этот проходил не просто и активизировался только с середины V века после появления армянской письменности. Она была создана монахом Месропом Маштоцем для распространения христианского учения на понятном для армян языке.
В IV . Персия и Византия разделили Армению, лишив ее даже формальных признаков государственности. После раздела в своей части персы какое-то время сохранили царскую власть, но ликвидировали ее по просьбе самой же армянской знати: она предпочитала подчиняться назначаемому из Персии наместнику-марзапану, а не представителю одного из своих знатных родов.
После 451 г. армянская церковь порвала и отделилась от Вселенской церкви. У армян монофизитство (григорианство), догматическое противоречие с православием, взросшее на национальной почве, переросло в религиозный сепаратизм. По сути, монофизитство для армян стало инструментом национально-религиозного обособления.

В VII в. Армению завоевали арабы. Она стала частью их намного более обширного административного пространства, названного «Арминия». Управлял ею арабский наместник-остикан, располагавшийся в Барде (Партав) на территории Кавказской Албании. Армян арабы регулярно наказывали, но в меру, потому что справедливо считали армян, христиан-монофизитов, своими естественными союзниками и непримиримыми противниками православных христиан греков-византийцев, главных врагов халифата в Передней Азии. Армянам гарантировалась свобода вероисповедания, но при условии выплаты дани и полной политической лояльности арабам. В 702 г. по доносу армянского католикоса Элии силой арабского оружия был низложен и погиб албанский католикос Нерсес Бакур, предпринявший попытку вывести Албанскую церковь из-под доминирования армянской церкви и присоединиться к православию.
Именно благодаря арабской поддержке и лавированию между арабами и греками просуществовало княжество Багратидов, платившее дань и нередко участвовавшее в арабских завоевательных походах. Некоторая автономия, которой иногда пользовались армянские князья, обуславливалась прежде всего арабо-византийской конфронтацией в регионе.
Халифат относился к армянам, как к данникам и вассалам, а Византийский император считал их подданными своей империи. Рьяно православные греки-византийцы испытывали сильную неприязнь к армянам-монофизитам со всеми вытекающими последствиями. Армянское григорианство квалифицировалось византийской церковью, как ересь, и подлежало искоренению. Армяне метались между мусульманами и христианами, попеременно примыкая к более сильной стороне, если ослабевала другая. Грекам и арабам эти метания-предательства не нравились, а потому обе стороны попеременно наказывали неверных союзников. При этом нередко различные партии армянской знати, движимые личными интересами, сражались и резали друг друга при поддержке одной из сторон – арабов или греков. На территории Армении в средние века существуют разрозненные, зависимые и враждующие между собой княжества, которым на короткие периоды и при помощи внешних сил, отчасти удается объединять наиболее сильным из князей. В это же время на территории Армении возникают различные мусульманские эмираты.

Все это время армянские католикосы странствовали. В зависимости от того, чье влияние доминировало или какая внутриармянская группировка, объединенная вокруг какого либо знатного рода, находилась у власти в данный конкретный временной период, католикосы меняли место своего пребывания – они находили прибежище в Двине, Ани, на острове Ахтамар (оз. Ван), в своих родовых имениях.
К середине XI в. Византия почти полностью аннексировала Армению, вернее те ее остатки, которые сохранялись после завоеваний сельджуков. Греческий наместник выгнал из Ани армянского католикоса Петра I.
В 1071 г. тюрки разгромили византийскую армию в битве при Манцикерте. Особую роль в быстром и сокрушительном разгроме сыграл армянский контингент византийской армии, который в самом начале сражения дезертировал с поле боя, вызвав панику остальной части армии.
После этого Византия утратила контроль над территорией Армении. Спасаясь от наступления тюрок-сельджуков под крыло Византии потянулись армянская знать, а за ними и население.

Часть армян ушла еще дальше – в Киликию, поближе к крестоносцам, где просуществовало «Киликийское королевство», по сути одно из многих княжеств крестоносцев (или под их защитой) на Ближнем Востоке. Правили в Киликии сначала армянские князья, существовавшие благодаря покровительству монголов, которым поспешили выразить покорность, а потом французские бароны Лузиньяны. Все эти годы в поисках защиты армянские знать и католикосы пытались заигрывать попеременно то с Папой Римским, то с православной Византией. Но безрезультатно: армяне хотели защиты и помощи, но безвозмездно. Но так не получалось.

Французские бароны пытались, иногда не без успеха (многие армяне перешли в католицизм), подчинить армян Папе Римскому. Последний из баронов – Лео V де Лузиньян был пленен мамлюками и выкуплен у них в 1375 г. кастильским королем Хуаном I. Но ушли крестоносцы, и закончилась «армянская Киликия». Католикосы, которых к тому времени стало несколько, переругались.

Период конца XIV – первой половины XV вв. стал временем пика долго продолжавшегося кризиса внутри Армянской церкви. Католикоский престол теперь находился в киликийском Сисе и насильственно переходил из рук в руки. Несколько католикосов даже стали жертвами в ходе борьбы между претендентами на княжеский и католикоский престолы. К этому времени относится и начало очередного переселения армян – на этот раз из Киликии. Переселялись они в Европу, на Кипр, в область вокруг Эчмиадзина.
В 1441 г. с позволения Джахан-шаха Каракоюнлу, тюркского правителя на территории, включавшей и Армению, католикоский престол армян был перенесен из Киликии в Эчмиадзин. Было это вызвано, в частности, и тем, что особое беспокойство армянского духовенства вызывал массовый переход армян в католицизм – паства и доходы сокращались.
К началу XVI в. весь регион был поделен между двумя могущественными региональными державами - Османской империей и Сефевидской Персией. Вскоре территория современной Армении снова, как и в средние века, станет частью Персии, на этот раз управляемой тюркскими династиями сефевидов и каджаров. Тут будет образовано Эриванское ханство, в населении которого будет преобладать тюркский (азербайджанский) элемент.

Столетиями армянский народ мирно и покорно жил под управлением тюркских правителей. Его интересы перед властителями представляла армянская церковь. Скромный ряд персоналий, туманные и малоэффективные действия которых, порой вызванные личными коммерческими интересами, сейчас в армянской литературе представляются, как «национально-освободительное движение», пытались, взывая к христианской солидарности, искать сочувствия у католических монархов Европы или православных царей России. Но безрезультатно: одним была безразлична далекая Армения, других интересовали только торговые пути в Персию и Индию, а не судьба армян. В начале XVIII в. царь Петр I использовал их в своих целях, как осведомителей о положении дел в Персии и для развития торговли, но когда нужда в этом отпала, о них забыли.

В самом конце XVIII в. началось наступление Российской империи за Кавказ. В течении многочисленных и продолжительных войн (1796-1828 гг.) российские войска колонизовали Южный Кавказ и, переселяя из соседних стран, предоставили армянскому народу возможность сконцентрироваться на выделенном ему пространстве вокруг их духовного центра - Эчмиадзина. Был создан верный империи христианский клин в мусульманском окружении, в котором имперская администрация через католикоса эффективно контролировала его паству - своих новых подданных.

Процесс формирования абсолютного армянского большинства на пространстве бывшего Эриванского ханства, где оно было абсолютным меньшинством, занял менее 100 лет.
К моменту падения Эриванского ханства (1828) христиане, а это были не только армяне, составляли на его территории лишь 20% (камеральное описание завоеванной области, проведенное И.Шопенон в 1828-1832 гг.). К 1922 г., после этнических чисток мусульман – азербайджанцев и курдов, армяне составляли уже около 90%.
Депортации продолжились весь ХХ век. Осенью 1988 г. в результате очередной этнической чистки и массовых погромов из Армении было изгнаны последние более 200 тыс. азербайджанцев.
Сегодня на территории Республики Армения проживает 99% армян. Она – самое моноэтническое государство в мире. :evil:

Eldar Ginesli

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#97 Сообщение smersh70 » 11 июн 2020, 02:14

Историк Первого крестового похода: Армяне – подлое племя. :)

К числу источников, описывающих ход завоеваний во время Первого крестового похода, относится труд аббата монастыря в Ножане (ныне – городок Ножан-сюр-Сен на северо-востоке Франции) Гвиберта, названный автором «Деяния Бога через франков». Данный труд Гвиберта Ножанского охватывает события 1095–1100 годов, начиная с проповеди папы Урбана II, призвавшего к отвоеванию христианских святынь на востоке (Клермонтский собор), и заканчивая началом царствования Балдуина I (1099—1100 г.), первого христианского короля Иерусалима.
По мнению специалистов, заслугой Гвиберта Ножанского как историка, в первую очередь, является то, что он острокритически относится к своим источникам. При подборе материала он проверяет сведения, почерпнутые из ранее писавших авторов, сопоставляя их с сообщениями участников похода. В критических суждениях Гвиберта обнаруживается здравый смысл — это уже попытка исторической критики, наметки поворота к реалистическому восприятию действительности.

Описывая проживающих на востоке армян, с которыми столкнулись крестоносцы, французский хронист делает крайне занимательное описание этого народа.
Так, по его словам, армяне – это gens perfidia.
При обращении к латинско-русскому словарю под редакцией член-корреспондента АН СССР И.Х. Дворецкого видим:
Gens - 1) род, родовая община, клан; 2) потомок, отпрыск; 3) племя, народность, народ; 4) группа родственных народов; 5) городская община; 6) область, страна; 7) редко pl. заграница, тж. иноземцы; мир, свет; 9) поколение, век; 10) языческие народы, язычники; 11) (о животных) вид, порода.
Perfidia – вероломство, неверность, нечестность.
Таким образом, характеристику, которую Гвиберт прилагает к армянам, можно перевести со средневековой латыни как «вероломный народ», «подлое племя» и др. :D
И вообще, христианами автор называет армян лишь один раз, в другом случае армяне у него – лишь номинально христиане «Christianae sese titulo conditionis efferrent» («христиане по названию, не по состоянию»). :)

Когда крестоносцы благодаря измене одного армянина (Ал-Асир называет его Рузбих, ал-Каланиси – Найруз, в европейских источниках он фигурирует под именем Пирруз. Вильгельм Тирский и другие латинские источники единодушно утверждают, что он был армянином и оружейником) взяли 2 июня 1098 года Антиохию, то голодными и злыми крестоносцами было перебито большое число жителей города, среди которых были и армяне. По словам Гвиберта Ножанского, это воздаяние за их подлость «Puniebatur Armeniorum paganorum… perfidia».

В своем труде автор видит заслуженным, что армяне не имеют своей государственности и находятся под управлением мусульман.

«Dum enim a Trinitate fi de desciscunt, ut adhuc sordescant qui in sordibus sunt, paulatim usque ad extrema suscipiendae gentilitatis detrimenta venerunt; et procedente poena peccati, alienigenis irruentibus, etiam solum patriae amiserunt: aut si quempiam ibidem remanere contigit, externis indigenae sese sub tributi redhibitionibus subdiderun», - говорится в его труде.

В переводе этот пассаж означает: «Между тем как они отлагались от веры в Св. Троицу, как те, кто запачкаются, еще больше погружаются в грязь, они пришли к тому, что стали претерпевать крайний ущерб от язычников; и кара за грех росла, и нападали внешние враги, и они даже утратили саму почву своей родины: и если случалось, что кто-то из местных оставался, то он покорялся и платил подати чужеземцам».

В унисон со словами Гвиберта Ножанского звучат и слова предводителей Первого крестового похода, сказанными ими в письме к папе римскому Урбану II от 11 сентября 1098 г. Так, повествуя об успехах крестоносного воинства, руководители похода пишут, что они «одолели турок и язычников, но не можем справиться с еретиками, греками и армянами». А еще задолго до крестового похода, в 1080 году, папа римский Григорий VII в своем письме епископу Роффреду Беневентскому (Беневенто – город северо-восточнее Неаполя – прим. ред.) высказывал свои подозрения о том, что армяне – perfidia, то есть на церковном языке «еретики».
Изображение
Таким образом, видно, что по прибытии на восток крестоносцы и католическое духовенство, столкнувшись с местным населением, начало собирать данные о тех или иных народах, населявших эти территории. И эти данные находили свое отражение в трудах средневековых хронистов, к числу которых относится и Гвиберт Ножанский.
В заключение считаем необходимым сказать и несколько слов о самом Гвиберте Ножанском.

Родился он в 1054 году (в Википедии указан 1053 год, но данная дата неверна) в Клермонте (Северная Франция). Рано лишился отца. С самого детства обучался грамматике, в 12 (1065 год) лет был отдан в монастырь, в библиотеке которого познакомился с классической, исторической и поэтической литературой, увлекся Овидием и Вергилием и подражал им. Умер в 1124 году.
Его перу принадлежат сочинения «Трактат о Воплощении против иудеев» (Tractatus de incarnatione contra Iudaeos), «Похвала Деве Марии» (De laude sanctae Mariae), направленный против последователей Беренгария Турского трактат «О кусочке, который Он дал Иуде, и об истинности Тела Господня» (De bucella Iudae data et de veritate dominici corporis) и комментарии на избранные пророческие книги Ветхого Завета (Tropologiae in prophetis), полемический трактат «О святых и их залогах» (De sanctis et eorum pigneribus), мемуары «О моей жизни, или Мои монодии» (De vita sua sive monodiarum suarum libri tres) написанные в 1114—1115 годах.
Однако самым значительным произведением Гвиберта Ножанского является его труд «Деяния Бога через франков» (Historia quae dicitur Gesta Dei per Francos), работу над которым он закончил в 1111 году.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#98 Сообщение smersh70 » 17 июн 2020, 00:53

Правозащитник и общественный деятель Ваге Аветян о Давиде Сасунском*, герое средневекового армянского эпоса... :D
*Сасунци Давид - Սասունցի Դավիթ, был впервые записан в 1873 году в провинции Муш (Османской империи), архимандритом Гарегином Срвандзтянцем со слов ктитора Карапета.
Hans Kloss ©
по материалам: армянского сегмента соцсетей
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#99 Сообщение smersh70 » 22 июн 2020, 03:53

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕНЕРАЛА МАДАТОВА: КАК ФАЛЬСИФИЦИРУЮТСЯ БИОГРАФИИ

Для обоснования своих притязаний на Карабах армянская историография прибегает к любым методам, включая фальсификацию биографий исторических личностей. В этом направлении особенно активно муссируется биография
генерала русской армии, армянина по национальности Валериана Мадатова.
По версии историка Г.Карапетяна, Валериан Мадатов «был выходцем из карабахских меликов, его настоящее имя — Ростом. Родился в 1782 году в карабахском селе Чанахчи (Аветараноц), неподалеку от Шуши. По убеждению известного кавказоведа Вейденбаума, настоящая фамилия князя Мадатова — Григорян. Отец будущего прославленного генерала был конюхом у варандийского мелика. Каким образом Ростом Григорян превратился в Валериана Мадатова? Он принял фамилию матери непосредственно после поступления в русскую гвардию. Согласно другой версии, генерал Мадатов вел свою
родословную из армянской дворянской фамилии, имевшей княжеский титул. Согласно еще одной версии, княжеский титул совсем еще юному Ростому Мадатову даровал сам император — при зачислении его в гвардейский корпус» (1).
Ни одна из этих версий о происхождении Мадатова не выдерживает критики. В Карабахе не было армянских дворянских родов, к тому же представитель княжеского рода не сменил бы родовые имя и фамилию, да и кавказовед Е.Г.Вейденбаум не назвал бы уроженца княжеского рода сыном конюха. Исторические архивы хранят указы императора Павла, и среди них нет документа о даровании
княжеского титула Григоряну-Мадатову. И потом, зачисление в армию, пусть и в гвардию, вряд ли может служить основанием для присвоения титула, тем более княжеского.
Другой автор, Софья Мхитарян: «Князь Валериан (Ростом) Григорьевич Мадатов родился в 1782 г. в Карабахе, в селе Аветараноц (Чанахчи), недалеко от Шуши. Сведения о его жизни до момента поступления в российскую гвардию весьма противоречивы, так
что до сих пор ведутся споры о его происхождении. Известный кавказовед Вейденбаум предполагал, что настоящая фамилия князя Мадатова была Григорян (Кюкюиц), его отец Григорий (Кюки) был конюхом у варандийского мелика (князя) Шах-Назара II. Мадатовой была мать будущего военачальника, и после поступления в русскую гвардию он принял фамилию матери» (2). Как видим, Мхитарян «усовершенствует» версии Карапетяна. Карапетян признавал, что
имя юноши Ростом, но Мхитарян указывает это имя в скобках. Предыдущий автор указывал азербайджанское название села Чанахчи, как оно и упоминается в источниках, но Мхитарян это название прячет в скобках, вынося на первый план вымышленное армянское название. При этом Мхитарян не поясняет, почему зачисление в гвардию должно сопровождаться сменой фамилии и имени представителя дворянского рода.
Генерал В.Мадатов. Художник Д.Доу
Изображение
Дальнейшее развитие армянские искажения получают на сайте hayastan: «Валерьян Григорьевич Мадатов (родом Мадатян) родился в карабахском селе Аветараноц» (3). Здесь Ростом Григорян вообще не упоминается, фамилия Мадатов легко и непринужденно превращается в Мадатян, а исконное азербайджанское название села исчезает вовсе. Искажения продолжаются на сайте hayazg. info: «По отцу — потомок армянского рода Мехраббека Хасан-Джалаляна. Взял фамилию матери, принадлежавшей к знатному роду мелика Багги Мелик-Шахназаряна. Его дядя Джемшид, или Джиммит Шах-Назаров, правитель Карабаха» (4). Здесь Хасан Джалал объявлен армянином посредством добавления к фамилии окончания -ян; таким же
нехитрым приемом Шах-Назаровы превращаются в Шах-Назарянов, а имя Джамшид заменяется непонятно откуда взявшимся «Джиммит». В довершение ко всему Джамшид-Джиммит неизвестно почему
объявлен правителем Карабаха.

На самом деле правителем Карабахского ханства в указанное время был сын основателя ханства, представителя знатного азербайджанского рода Панах-Али хана Ибрагим-Халил хан. Россия
со времен императрицы Екатерины II предпринимала открытые попытки свергнуть его, организуя мятежи местных феодалов – меликов, которые по замыслу должны были обратиться за помощью к России. 6 апреля 1783 года фаворит императрицы Григорий
Потемкин направил генералу П.И.Потемкину предписание: «Шушинского Ибрагим-хана свергнуть должно, ибо после сего Карабах составит армянскую независимость, кроме России, никому неподвластную область» (5). В период правления Екатерины II
эти планы так и не осуществились. 14 мая 1805 года был подписан трактат о переходе Карабахского ханства в состав Российской империи, и подписали его не мифические армянские правители, а реальное историческое лицо – правитель Карабаха Ибрагим-Халил хан. Этот трактат удостоверяет, что Карабахское ханство вошло под протекторат России как мусульманское азербайджанское государство (6).

С целью разбора фамилии «Мадатов» (от арабского имени «Мадат» — «помощь, содействие, покровительство свыше») на сайте ufoloq.ru появился опус «Происхождение фамилии Мадатов»: «Мадатов – дворянская фамилия армянского происхождения. Одним из известных представителей этого рода является Валериан (Ростом) МадатовКарабахский. Сама фамилия Мадатов ведет свое начало от имени Мадат, которое, скорее всего, является вариантом еврейского имени Мататия (Маттитьягу) (?! – С.А.). Оно в переводе на русский
язык означает «Дар Божий»» (7). Обратим внимание: к фамилии Мадатов добавилась вторая часть – Карабахский. Далее сайт отмечает: «Армянские фамилии занимают значительное место в русской
ономастике. Это объясняется тысячелетними связями Армении и России. Именно поэтому фамилия Мадатов подверглась процессу русификации». Где же тут русификация, и где армянская форма имени
Мадат, если исходным является еврейское Мататия или арабское Мадат?

Свет на истинное происхождение Мадатова проливает известный армянский историк конца XIX века Раффи (Акоп Мелик-Акопян), стоявший у истоков армянской шовинистической литературы.
Он писал, что Рустам был сыном «погонщика мулов мелика Шахназара. Его отца звали Мехрабенц Гюки. Еще в 14-летнем возрасте Ростом, удрав из Карабаха в Астрахань, стал там учеником у полкового маркитанта. Это занятие позволило ему изучить
русский язык».
Российские источники сообщают, что зачинателем фальсификации происхождения Мадатова был он сам же. Как указывает исследователь истории войн России на Кавказе В.А.Потто, в 1816 году
главнокомандующий русскими войсками на Кавказе А.Ермолов назначил В.Мадатова командиром российской части в Карабахском ханстве и одновременно военно-окружным начальником в Шекинском, Ширванском и Карабахском ханствах (8). Сразу
после этого Мадатов представил фиктивные документы о том, что он якобы родился в знатной семье в селе Туг около города Шуша. Документы были заверены Ермоловым, и на их основании
Мадатов получил титул князя, после чего спешно стал строить себе «родовое» имение, причем почему-то в селе Чанахчы. Но на все эти странности никто не обратил внимания.
Тем временем жалобы карабахского правителя Мехтигулу хана, сына Ибрагим-Халил хана, достигли Петербурга, в результате Комитет министров и министр иностранных дел Нессельроде не одобрили
отбор земли у карабахского хана в пользу Мадатова. В связи с этим Ермолов писал в своем письме: «Комитет Министров не с настоящей стороны смотрел на мое представление…. Жаль Мадатова!»
(9). В Петербурге быстро раскрыли подложный характер документов, якобы подтверждающих права Мадатова на карабахские земли. Повторное обращение Ермолова вновь было отклонено: «По известному делу Мадатова получил отказ Комитета Министров и весьма основательный» (10). Тем не менее Мадатов, пользуясь покровительством Ермолова, продолжал строительство собственного имения в Чанахчы вплоть до начала войны 1826 года. Незаконность присвоения им имения была подтверждена в 1829 году специальной сенатской комиссией, и имение было конфисковано, равно
как и тифлисский дом Мадатова (11). Было установлено, что Мадатов присвоил в Карабахе 102462 десятин земли (12). Тем не менее титул князя не был отнят, а главное — земли карабахского хана не были возвращены законному владельцу.

Иллюстрацией нечистоплотной натуры Мадатова может служить случай, произошедший сразу после его обручения. Его невеста, урожденная Саблукова, по приезде на Кавказ изъявила желание помолиться на могиле тестя. Чтобы не раскрыть свое истинное
происхождение, Мадатов послал своих адъютантов поскорее отыскать могилу какого-нибудь знатного или богатого лица и пышно украсить ее, заметив при этом: «Не все же надо брать храбростью, нужно и хитростью». Об этом сообщает генерал князь Щербатов, описавший биографии лиц, принимавших участие в русско-персидских войнах XIX века.

Таким образом, титул князя не был наследственным, а был приобретен Мадатовым путем обмана при поддержке Ермолова. Поэтому несостоятельны попытки современных армянских историков доказать родовитость Мадатова и тем самым
убедить, что в Карабахе имелись армянские дворянские роды.
Вот как описывает Г.Карапетян обстоятельства, при которых В.Мадатов оказался в Петербурге: «В 1799 году делегация армянских меликов прибыла из Карабаха в Петербург, чтобы просить защиты у
христианской России от непрекращавшихся набегов мусульманских кочевых племен. В составе делегации был и 17-летний смуглый паренек с орлиным носом и пронзительным взглядом — настоящий кавказец, горец. Это был Ростом Мадатов». Таким образом,
автор утверждает, что в Карабахе существовало христианское государство, подвергавшееся набегам мусульманских кочевых племен. Но в таком случае Российская империя подписала бы договор с меликами, а затем ввела бы свои войска в Карабах, чтобы
перекрыть путь кочевникам. На самом деле, как известно, империя вела переговоры и подписала трактат о присоединении Карабаха к России не с армянскими меликами, а карабахским ханом Ибрагим-Халилом. Указав, что делегация вернулась в Карабах, «заручившись обещанием России оказать своим армянским единоверцам всестороннюю поддержку», автор в дальнейшем постоянно использует выражение «армянский Карабах», хотя общеизвестно, что «Карабах» — чисто азербайджанский топоним.

А вот как комментирует появление в СанктПетербурге Мадатова С.Мхитарян: «Достоверно известно, что в 1799 году в Петербург прибыла делегация армянских меликов во главе с Джиммитом
Шах-Назаровым просить защиты для своего народа у единоверной России от набегов мусульман. Вместе с ними был и 17-летний Мадатов… Дипломатическая миссия благополучно завершилась, и
православная Россия взяла под свою защиту христианскую Армению. Вскоре, однако, мелику Джиммиту пришлось срочно возвращаться в Карабах. С ним отбыл и Мадатов, не дождавшись ответа». Итак, Мхитарян еще более «арменизирует» версию Карапетяна – прежнего Джамшида окрещает Джиммитом, и вдобавок придумывает несуществующую «христианскую Армению», которую, дескать, православная Россия взяла под свою защиту.

Автор статьи «Мадатов, Валериан Григорьевич» в Википедии решил особо не мудрствовать с появлением Мадатова в Санкт-Петербурге: «СанктПетербург так увлек юношу, что он решил остаться здесь. Мелик Джумшуд выдал сыну погонщика мулов своео отца грамоту о дворянском происхождении, и по его просьбе Ростома зачислили в военную школу» (13). Подумать только – добрейший мелик выдает грамоту о дворянском происхождения сыну своего погонщика мулов, прознав о его увлечении Санкт-Петербургом, а российские власти, обычно весьма щепетильные в вопросах родовитости, походя признают сей документ, вдобавок по просьбе того же мелика юношу зачисляют в военную школу… Прямо как в фильме!


Генерал А.П.Ермолов
Изображение
Что же произошло на самом деле? Мелик Джамшид, глава небольшого Варандинского владения, находившегося в составе Карабахского ханства, в 1799 году прибыл с делегацией в Санкт-Петербург, где просил помощи России в запланированном мятеже против карабахского хана Ибрагим-Халила. Как указывает летописец
Карабахского ханства Мир Мехти Хазани, одной из жен Ибрагим-Халил хана была родная сестра Джамшида, так что заговор был направлен не только против его сюзерена, но и родственника (14). Сохранились письма Джамшида генерал-майору Несветаеву
следующего содержания: «Карабах богатая страна. Здесь должны проживать христиане. В Карабахе должны находиться русские войска… Очень важно, чтобы это место было под управлением христианских правителей…» (15). Как указывает российский историк Ковалевский, стремление мелика Джамшида «жить под покровительством России на Кавказе, где Россия создаст армянское государство», было доведено до императора Павла I благодаря
протекции Иосифа Аргутинского и Ивана Лазарева и одобрено, поскольку создавало удобный повод вмешаться в дела края (16).

Кто же такие И.Аргутинский и И.Лазарев и какое отношение они имеют к Мадатову?

Иосиф Аргутинский (Овсеп Аргутян-Еркайнабазук, 1743-1801) — священник из тифлисских армян, переселился в Астрахань, где привлек внимание властей пророссийскими проповедями и при содействии местных властей был избран главой армянской епархии. В 1780 году принял участие в совещании, созванном Г.А.Потемкиным на тему российской политики на Кавказе и организации мятежей христианского населения против мусульманских правителей, а в 1788 году участвовал в походе русской армии на Молдавию, подстрекая христианское население на борьбу против турецкого владычества.
В 1792 году на р.Днестр был основан город Григориополь, где поселились армяне и другие христане из Молдавии, Валахии и Бессарабии, и Аргутинский основал здесь типографию для распространения армянской литературы. В 1796 году Иосиф принимал участие уже в походе русских войск под командованием генерала В.Зубова на Азербайджан, написав воззвание к армянскому народу с призывом помочь русским войскам. Хотя поход не дал ожидаемых результатов, старания Иосифа были замечены на самых верхах. В 1800 году император Павел даровал ему титул князя Аргутинского и сан католикоса всех армян, нарушив правило, по которому глава духовенства выбирается советом епископов. При получении титула Иосиф попросил добавить к фамилии Аргутинский слово «Долгорукий», заявив, что это прозвище персидского царя
Артаксерска I, от которого якобы происходит его род. Сан католикоса Иосиф получить не успел, ибо скоропостижно скончался.

Интересна личность Ивана Лазарева (Ованес Лазарян, 1735-1801). Его отец, купец Лазарь Лазарян из азербайджанского города Джульфа занимался торговлей тканями и ювелирными изделиями, а затем
переехал в Москву, где поступил на службу переводчиком при дипломатических и торговых сношениях России с Персией, что дало ему возможность завести выгодные знакомства. Сын его Ованес поселился в Санкт-Петербурге, где взял имя Иван. Благодаря связям отца он познакомился с влиятельными дворянами Орловыми, Потемкиными, Вяземскими, которые вложили деньги в его предприятие. Укрепившись в финансовом отношении и пользуясь поддержкой влиятельных семей империи, И.Лазарев стал вкладывать средства в уральские металлургические заводы. Его взлету способствовала афера с крупнейшим на то время алмазом «Дерья-и – нур» («море света»), который принадлежал иранскому Надир шаху Афшару, а после убийства этого последнего в 1747 году исчез. В 1768 году алмаз всплыл в Амстердаме у купца-армянина Григория Шафраса (в России проходил как «астраханский купец Григорий Сафразович Ходжеминасов»). Шафрас был женат на родной сестре
Ивана Лазарева, который в 1773 году купил алмаз и назвал своим именем — «Лазарев». В том же году алмаз выкупил граф Орлов и подарил его императрице уже под своим именем — алмаз «Орлов». Получив этот дар, императрица осыпала милостями и Орлова и Лазарева. Лазарев по протекции Орлова был назначен советником по восточным делам, ему была дарована пожизненная пенсия в огромной на то время сумме 4000 рублей. В 1774 году императрица пожаловала Лазаря Лазарева и всю его семью потомственным
дворянством, а И.Лазарев был назначен советником Государственного банка. Интересна формулировка жалованной грамоты императрицы: «за то, что оказал с детьми своими нам многие услуги». Современные армянские авторы предпочитают не вспоминать этот документ, утверждая, что Лазаревы были дворянами с незапамятных времен, а отец Ивана даже имел якобы титул барона Священной Римской империи.

Став одним из богатейших людей России, И.Лазарев основал в Москве училище для армянских детей (впоследствии Лазаревский институт восточных языков), большинство выпускников которого стали переводчиками с восточных языков на русский, тем самым выступая посредниками в отношениях России со странами Востока. Лазарев принял деятельное участие в подготовке проекта создания на Кавказе армянского государства под покровительством России. В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов он был политическим советником командующего русской армией Г.Потемкина, а после заключения мира способствовал переселению армян из Турции в Россию.

Аргутинский и Лазарев, претендовавшие соответственно на роль духовного и светского лидера армян России, содействовали назначению армян на многие ответственные должности — военные, финансовые, политические. Тот же Г.Карапетян отмечает: «Мадатов сразу же снискал покровительство армянского архиепископа Овсепа Аргутинского-Долгорукова и Ованеса Лазарева. Он также сблизился со
многими видными представителями армянской диаспоры». Ему вторит и Мхитарян: «Юный Мадатов прибыл в столицу, где нашел покровительство в лице крупных политических деятелей и поборников русской ориентации армян — у архиепископа Иосифа Аргутинского-Долгорукова и Иоанна Лазаревича Лазарева. В доме последнего Мадатов и поселился, сблизившись с представителями довольно обширной армянской колонии, образовавшейся за несколько десятилетий до того».

Когда же начинается рассказ о биографии Мадатова, дело представляется несколько иначе, почти в романтическом ореоле. Тот же Г.Карапетян пишет: «Увидев смотровые упражнения гвардейских императорских полков, юноша также принял в них участие и вдруг сразу осознал для себя, что это именно то, что ему нужно, что его призвание в воинской службе. Тогда же юный Ростом подал прошение об определении на воинскую службу. Заручившись обещанием России оказать своим армянским единоверцам всестороннюю поддержку, дипломатическая миссия карабахских меликов отправилась в обратный путь. Вместе со своими высокородными сородичами вернулся в армянский Карабах и Ростом. Вскоре император Павел I вспомнил о статном черноволосом армянском юноше, который произвел на царя благоприятное впечатление. Узнав о прошении Мадатова, российский самодержец приказал в срочном порядке найти и доставить юношу в Петербург.
Так Мадатов оказался в столице Российского государства». Итак, читателю предлагают всерьез поверить, что не имеющий протекции юноша (указан по фамилии Мадатов, хотя ранее автор указывал,
что эту фамилию юноша принял по зачислении на военную службу) вдруг ожил в памяти императора, который специально послал за ним (заметьте, Карабах, как и все земли к югу от Кавказских гор, в это
время в состав России НЕ входил), гонцы императора якобы отправились из Санкт-Петербурга в Карабах, умудрились отыскать и привезти в столицу сына безвестного конюха.

А вот что пишет С.Мхитарян: «Пылкий кавказский юноша, увидев на смотру блестящие гвардейские полки Павла I, сам загорелся страстным желанием служить русскому императору. Он понимал, что
только с помощью могущественной армии братского народа можно победить жестокого общего врага, и подал прошение об определении его на военную службу. Вскоре, однако, мелику Джиммиту пришлось срочно возвращаться в Карабах. С ним отбыл и Мадатов, не дождавшись ответа. На этом могла бы погибнуть мечта молодого князя «о подвигах, о доблести, о славе» в великой России. Но, наверное, была воля Божия послужить ему в России. Однажды, принимая военный парад, император Павел I вспомнил о статном юном горце, когда-то тоже принимавшем в нем участие. Императору сообщили, что Мадатов родом из Карабаха и мечтает стать гвардейцем. Тогда Павел I распорядился срочно доставить юношу в Петербург и послал за ним фельдъегеря. Приказание было выполнено. Юный Мадатов прибыл в столицу». Получается, император вспомнил о Мадатове на военном параде, потому что юноша «когда-то тоже принимал в нем участие». На каком военном параде и в составе какой военной части принимал участие юноша, еще не принятый на военную службу, Мхитарян умалчивает.

Нет сомнения, что в действительности принятию Р.Григоряна на российскую военную службу способствовали Аргутинский и Лазарев, они же посоветовали принять новые имя и фамилию (они и сами жили под русифицированными именами). Скорее всего, имя «Валериан» было принято по совету И.Аргутинского, который имел обыкновение в своей «верноподданнической» деятельности всячески возвеличивать имена высокопоставленных лиц империи. Так, город переселенцев на Днестре по его предложению был назван Григориополем в честь князя Григория Потемкина. Что касается имени Валериан, то так звали генерала Валериана Зубова,
на которого была возложена миссия захвата Южного Кавказа, и с которым Аргутинский был очень близок.

Вот таким образом фальсифицируется происхождение Р.Григоряна-В.Мадатова. Недавно на одном из сайтов появился «Герб князей Мадатовых (современная реконструкция)». Напомним, что титул князя Мадатов приобрел путем подлога документов, и, следовательно, его предки — Григоряны никакого герба не имели, да и самому герб не был дарован. Не исключено, что через какое-то время на армянских сайтах под «гербом князей Мадатовых» исчезнет примечание «современная реконструкция», а взамен появится сообщение о том, что герб сей восходит если не к пророку Ною, то по меньшей мере к какой-нибудь древней царской династии. По крайней мере, такова
ставшая уже привычной схема фальсификаций истории армянской историографией.

(Окончание следует)

Сабухи АХМЕДОВ,
кандидат исторических наук

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: История Армении в действительности

#100 Сообщение smersh70 » 19 сен 2020, 00:39

Современная история утверждает, что первое литературное произведение на армянском языке было написано в середине 19 века Хачатуром Абовяном, книга называлась "Раны Армении".
До этого на армянском языке не написано ничего, если есть то перечислите авторов и название произведений?
Вы можете возразить . что армяне до переселения на Кавказ говорили на грабаре, но и на этом языке нет произведений армян .
Увы это факт!
1914 год армянский историк Геворг Аслан книга "Армения и армяне":
«У армян не было государственности. Племена исповедующие разные веры от григорианства до католицизма населяли просторы Передней Азии, пока в начале 19 века им не позволили заселить ареал Кавказа, где столкнулись с наследием Кавказской Албании оставшие бесхозными после принятием Ислама многими народами населяющими эти земли. Армяне в 19 веке с позволения Высшего православного Синода забрали себе монастыри и храмы и создали в Эчмиаздине святой дом Каталикоса. Армяне не связаны чувством родины и не связаны политическими узами ни с одним народом Кавказа. Армянский патриотизм связан только с местом проживания в Сирийской Киликии,Персии и Отоманской империи».
Г.Аслан, «Армения и армяне», 1914.
Академик Манук Абегян пишет, нет точных и ясных свидетельств о том, где корни армянского народа , есть версия о Индии и Фракии, но верным будет Передняя Азия учитывая национальную одежду и быт армян, а сведений о том как, когда, в какое время, откуда и какими путями он пришел сюда на Кавказ у нас нет ".
Известный историк С.Айказян признает, что
«Первая армянская династия состоит не из исторических личностей, а личностей, взятых из выдуманных сказок.
Сам Мовсес Хоренаци которого считают историком армян, не является историком пятого столетия, а историком-фальсификатором, жившим в четырнадцатом столетии».
Армянский историк Басмаджян подчеркивает, что «происхождение, история Армении и армян очень темны. Эта территория с самых древнейших времен завоевана пришедшими с равнин Памира, Индикуша тюрками. Армяне, не имеют точной истории ,а имеют своих мифических героев из которых и пишут свою выдуманную историю. Национальные историки, не располагая подробными, явными источниками армянской истории, их места заняли персонажами из сказок».
Академик Н.С.Вартапетов утверждал, вооружившись христианским флагом после переселения на Кавказ , армянская церковь во все времена уничтожала народы исторической Албании и неотъемлемой ее части Карабаха, умело подстраиваясь к исторической ситуации, оказывала услуги Сефевидам, затем Российской империи, точно так же, как в свое время служила Византии, Иранским Сасанидам, Арабским халифам и монголам.
Профессор Геворк Аслан историк древней Армении , доказывает, что Мовсес Хоренаци эти свои рассказы черпал из сирийских сказок где он жил или же услышал от скитавшихся в Сирии хуруфитов и мастерски воплотил их в собственном сочинении. Сам пользовался историческими источниками Сирии и Ирана. Присвоил отрывки из войны евреев Ясенхена, истории церкви Еузебена из Малалеса.

Ответить

Вернуться в «Читальный зал»