Но едва ли кто из представителей османской элиты знал, что кофе приблизит гибель империи.


Он известен как греческий кофе грекам и киприотам, боснийский кофе — боснийцам, арабский кофе — арабам и турецкий кофе — туркам, хорватам, албанцам и сербам. Но в середине 16-го века этот напиток был известен просто как «кахве» – кофе. В то время эти народы жили в составе Османской империи, так что любители кахве жили на обширной территории от Юго-Восточной Европы до Персии. Но к началу 19 века империя начала разрушаться. Кахве сыграл малоизвестную роль в ее окончательной гибели.
Кофе проник в Турцию во времена правления султана Сулеймана Великолепного. Султан отправил наместника в Йемен. Тот попробовал там бодрящий напиток, известный как “кахва”, и привез его ко двору султана в Константинополе, где кофе мгновенно произвел фурор. Во дворце появился кахведжи уста, или мастер по приготовлению кофе, который имел десятки помощников, помогавших ему измельчать зерна арабики в сверхтонкий порошок, похожий по текстуре на сегодняшний растворимый эспрессо. Потом его кипятили в медных ковшах, называемых джезве (турка). Полученный напиток – горький, черный, с тонким слоем пены, который возникал в результате быстрой заливки – подавали в маленьких фарфоровых чашках. По легенде, чтобы оттенить его горечь, жена Сулеймана, Хюррем Султан, пила кахве со стаканом воды и куском рахат-лукума – именно так кофе подается в Турции сегодня.
Однако не все считали, что Коран позволяет мусульманам пить этот стимулирующий напиток. Хотя в Священной Книге мусульман конкретно не упоминается кофе, один бескомпромиссный факих в суде Сулеймана издал фетву против напитка на том основании, что употребление того, что сжигалось, было запрещено. Но это не уменьшило его привлекательности. Первая публичная кофейня, или кахвехане, была основана в Стамбуле в 1555 году двумя сирийскими торговцами. Вскоре почти каждый шестой магазин в городе – от небольших кафе до крупных общественных центров – предлагал кофе. Постепенно кахве распространился в дальние уголки империи.
Кофейни давали мужчинам возможность собираться не только в домах, мечетях или на рынках, но и в других местах, где они могли общаться, обмениваться информацией, развлекаться и получать образование. Грамотные члены общества читали вслух новости дня; янычары, элитная часть османского войска, планировали акции протеста против султана; чиновники обсуждали придворные интриги; купцы обменивались слухами о войне. И неграмотное большинство также прислушалось к этим разговорам. В кофейнях их знакомили с идеями, которые создавали угрозу Османскому государству: восстание, самоопределение и ошибки власти.
Вскоре власти обратили внимание на кахвехане, и даже начали видеть в них угрозу. Некоторые султаны отправляли в кофейни шпионов, чтобы оценить общественное мнение; другие, такие как Мурад IV (1623-1640), пытались полностью закрыть их. Но кахвехане были слишком прибыльны. Когда националистические движения закипели по всей территории Османской империи в 19 веке, популярность кофеен возросла. Этнические группы в европейских регионах империи с христианским большинством начали агитировать за независимость. Националистические лидеры планировали тактику борьбы в кофейнях Салоник, Софии и Белграда. Их усилия увенчались успехом с созданием независимой Греции в 1821 году, Сербии в 1835 году и Болгарии в 1878 году.