Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кланов?

о нас и о других
Автор
Сообщение
dzhimid
Новобранец
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 08 окт 2016, 22:49

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#41 Сообщение dzhimid » 08 окт 2016, 22:52

Для того, чтобы понять особенности огузской души, надо понять путь огузских этносов.
К слову, наткнулась на статью, http://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/og ... osudarstvo" onclick="window.open(this.href);return false;
очень хорошо описывает как раз начало Огузского государства.

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#42 Сообщение Skagen » 03 мар 2018, 00:49

zeynal74 писал(а):Статья направлена на раскол Азербайджана. Мы все один народ и им и останемся, имхо.

Но самое интересное не это.
Вот ссылка на сайт геополитика где эта статья печаталась впервые. Автор Игорь Мурадян
http://www.geopolitica.ru/Articles/695/" onclick="window.open(this.href);return false;
тут тоже автор Игорь Мурадян
http://realcaucasus.org/162" onclick="window.open(this.href);return false;


На ислам.ру статью перепечатали и автором стал уже Анвер Агаев. Статья была по этому линку, http://www.islam.ru/pressclub/tema/ktoprabiz/" onclick="window.open(this.href);return false;, уже убрали ее оттуда.

Это направление пропаганды ведут армяне и похоже решили мусульманскими именами и фамилиями прикрываться армяне для своей пропаганды.


Большая часть, если не сказать - весь антиазербайджанский материал подготавливается и предоставляется лезгинам армянами, поэтому все известные азербайджанцы стали татами и горскими евреями и странно что не лезгинами.
У лезгин есть одна книга состоящая из 2х частей и называется она "Великие лезгины". Сами понимаете , на две части не найти столько великих лезгин и решили авторы приписать в Великие представителей других народов. Главное авторы сами по забывчивости перешли на другие нации. Вообще всё, что делают нацики лезгины является точной копией армянской пропаганды. Всё заточено на провокацию.
Самое смешное, вторая часть книги была в точности пересказом первой части. Прям анекдот про чукчей.
А Мурадян ещё та сволочь, сукин сын в полный рост!
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кланов?

#43 Сообщение Skagen » 03 мар 2018, 00:50

Евреи Восточного Кавказа
http://www.jtimes.ru/juhuro/history/199 ... 0-09-55-30

В письменных источниках практически не сохранилось сведений по древней истории евреев Восточного Кавказа. Не сохранилось в них и прямых указаний на время и обстоятельства миграций евреев в этот регион, но, несмотря на это, можно достаточно уверенно говорить о том , что основание восточно-кавказской еврейской общины относится к раннему Средневековью. Не вызывает также сомнений, что генетически данная община связана с иранским еврейством, о чем свидетельствует, прежде всего, тот факт, что в основе современного горско-еврейского языка лежит один из диалектов среднеперсидского, на котором в Иране говорили в период правления династии Сасанидов (226-651 годы).

Надо полагать, что восточно-кавказское еврейство уже в начальный период своей истории представляло собой достаточно специфическую группу еврейского народа: в этнокультурном плане оно принадлежало к переднеазиатскому миру, но при этом оно не могло не впитать различные элементы культуры кавказских народов. Данная специфика и по сей день отличает горских евреев от других еврейских групп.

Относительно происхождения горских евреев высказывались самые разные точки зрения. Одна из них сводится к тому, что горские евреи являются потомками тех татов, которые, будучи иудаизированы еще в Иране, были переселены Сасанидами на Кавказ. Данная версия, возникшая в среде горских евреев в начале XX века, получила в научной литературе наименование татского мифа.

Вторая волна миграций иранских евреев на Восточный Кавказ была связана с тем, что в XVI веке данный регион был подчинен Ираном.

Первое возражение, которое вызывает данная точка зрения, состоит в следующем. И.М. Гафни было убедительно показано, что в период правления Сасанидов, а также и ранее обращение иранцев в иудаизм являлось исключительно редким явлением.

Необходимо также указать, что в действительности племени татов в Сасанидском государстве никогда не было. Термин «тат» появился в Иране значительно позднее, в период тюркских (сельджукских) завоеваний, причем в узком смысле тюрки обозначали им персов Средней Азии и Северо-Западного Ирана, а в широком - все покоренное тюрками оседлое население. На Восточном Кавказе этот термин применялся тюрками в своем первом, основном значении - по отношению к персам, предки которых были переселены в этот регион при Сасанидах. Необходимо также принять во внимание, что сами кавказские персы «татами» себя никогда не называли. И свой язык они называли не «татским», а «парси». Тем не менее, в XIX веке понятия «таты» и «татский язык» вошли сначала в официальную российскую номенклатуру, а затем и в языковедение и этнографическую литературу.

Разумеется, основой для появления и развития татского мифа явилось языковое родство между татским и горско-еврейским языками, однако и здесь игнорировался факт весьма существенных различий между собственно татским и горско-еврейским языками. Кроме того, не принималось во внимание, что в основе всех языков еврейской диаспоры - идиша, ладино, еврейско-грузинского, еврейско-таджикского и многих других - лежат нееврейские языки, что отражает историю формирования той или иной еврейской группы, но при этом данное обстоятельство не дает повода считать носителей ладино испанцами, идиша - германцами, грузинско-еврейского - грузинами и т.д.

Согласно предложенной мною гипотезе, горско-еврейская общность сформировалась в результате нескольких волн миграций иранских евреев. Первая такая волна относится к VI веку н.э. Она была связана со строительством вдоль западного берега Каспийского моря нескольких длинных крепостных линий, наиболее мощной из которых стал дербентский оборонительный комплекс. Судя по всему, первое переселение евреев на Восточный Кавказ проводилось властями Сасанидского Ирана, причем оно было насильственным. Можно также предполагать, что переселенцы являлись выходцами из Месопотамии, точнее, из Вавилонии, отдельные районы которой были заселены евреями еще с периода Ассирийского и Вавилонского плена - соответственно с VII и VI веков до н.э.

Потомки евреев, поселенных на Восточном Кавказе, отмечаются в 627 году в городе Партаве, административном центре Кавказской Албании (в нескольких километрах от современного селения Берда в Азербайджанской Республике). После этого в средневековой литературе упоминания о евреях, живших на Восточном Кавказе, становятся регулярными, например, для X века имеются данные о наличии еврейской общины в Кайтаге, а из сведений французского дипломата Гильома де Рубрука следует, что в XIII веке много евреев жило в городе Шабране и в расположенных близ него крепостях, входивших в систему длинной стены, выстроенной еще в VI веке вдоль реки Гильгильчай. Таким образом, география расселения евреев на Восточном Кавказе в средние века была достаточно обширной - от Кайтага до города Партава.

Вторая волна миграций иранских евреев на Восточный Кавказ была связана с тем, что в XVI веке данный регион был подчинен Ираном, и для того, чтобы усилить там свои позиции, шах Аббас I (1587-1629) переселил туда несколько тысяч человек из Ирана, в том числе и евреев. Часть евреев была поселена им на востоке Грузии, часть - в Дербенте и в некоторых селах, расположенных к югу от него (Абасава, Рукель и др.).

К этому времени в южной части Дагестана продолжали существовать и старые еврейские общины, возникшие еще в VI веке. Одной из наиболее старых из них являлась кайтагская. По дагестанским преданиям, самые древние еврейские села Кайтага располагались в ущелье, которое по-кумыкски называется Джууд гатта, а по-даргински - Жуутла катта; и то и другое означает «Еврейское ущелье». Сами горские евреи называют его Дерей Гъэте. Расположено оно между селениями Маджалис и Уркарах. По преданию, после основания Маджалиса (конец XVI века), евреи из Дерей Гъэте постепенно переселились в новое село. Позднее часть из них перебралась в селение Янгикент, которое горские евреи называют Нюгеди (Нуьге-дигь «Новое село», калька с кумыкского названия).

Самые ранние исторические свидетельства о еврейской общине Табасарана относятся к XVII веку, но еврейские предания связывают ее возникновение со значительно более ранним периодом. А первые данные о еврейской общине лезгинской области Кюра относятся к XVI веку. И наконец, для XVII века имеется свидетельство о евреях селения Бойнак, входившего тогда в состав Тарковского шамхальства.

В 30-40-е годы XVIII века иранский полководец Надиршах совершил несколько крупных походов на Восточный Кавказ. После одного из его рейдов дербентские евреи покинули город, а кайтагские евреи бежали на территорию Тарковского шамхальства. Только после гибели Надиршаха кайтагские евреи смогли вернуться в свои дома, правда, часть из них осела в кумыкских селениях Костек, Эндирей и Аксай.

В период, непосредственно предшествовавший походам Надиршаха, евреи жили во многих населенных пунктах, располагавшихся на территории современной Азербайджанской Республики; среди них достоверно известны такие, как Кусары, Кулькат, Чирахкала, Курдеван, Рустов и Шемаха. Жителям этих мест пришлось укрываться от Надиршаха в неприступных горных местах. После гибели Надиршаха власть на территории северо-восточной части современной Азербайджанской Республики захватил Гусейн-Али-хан (1747-1758), резиденцией которого стал сначала город Худат, а затем - Куба. Тогда же Гусейн-Али-хан разрешил евреям селиться на противоположном от Кубы берегу реки Кудиалчай. Со временем там образовалась обширная Еврейская Слобода, которая при советской власти была переименована в Красную Слободу. Первоначально ее население составляли выходцы из близлежащих селений - Кулькат, Кусары, Рустов, причем кулькатцы и кусаринцы создали в Слободе свои особые кварталы. Позднее переселенцами из Дагестана и Гиляна были основаны в Слободе свои особые кварталы - соответственно Карчеи и Гилеки.

Переселение в XVIII веке гилянских евреев на Восточный Кавказ составило третью волну миграций иранских евреев на территорию современных Азербайджанской Республики и Дагестана. Сами горские евреи называли новых переселенцев гилеки, то есть «гилянцы, выходцы из Гиляна» (Гилян - иранская область, примыкающая к юго-западному углу Каспийского моря). Именно поэтому основанный ими в Слободе квартал именуется «Гилеки». В тот же период многие из гилянских евреев осели в Шемахинском ханстве, называвшемся также Ширванским, и поэтому горские евреи стали именовать их ширвони «ширванец, житель Ширвана». К началу XIX века значительное число ширванских евреев переселилось в другие ханства - Шекинское, Дербентское, Кюринское. Тогда же ими была основана и первая известная еврейская община города Баку.

В XVIII веке небольшое число горских евреев жило и в самой Кубе, но после убийства там в 1777 году еврейского предпринимателя все они переселились в Еврейскую Слободу. По преданию, евреи, покидая Кубу, разобрали свою синагогу по камням и построили из них новую - в основанном ими в Слободе квартале Мизрахи «Восточный». В последующем Еврейская Слобода играла важную роль в консолидации восточно-кавказских евреев в единую общность, которая позднее, уже после вхождения Восточного Кавказа в состав Российской империи, получит наименование горских евреев.

На территории современного Дагестана важную роль в этнической консолидации горских евреев играл Дербент, а позднее также Темир-Хан-Шура и Петровск.

В начале XIX века еврейское население в Дагестане было сосредоточено в основном в сельской местности. В Табасаране еврейские кварталы имелись в селениях Джаррах, Хели-Пенджик, Карчаг и Гимейди, а селение Селах являлось чисто еврейским. В Кюре еврейские кварталы имелись в селениях Имам-кули-кент, Мамрач, Хош-Мемзиль, Араг, Ханджалкала, в Кайтаге - Маджалис и Янгикент, в Тарковском владении - Эндирей, Аксай, Костек и Тарки, в Дербентском владении - Рукель и Аглаби, а селения Абасава и Нюгди-Мюшкюр были чисто еврейскими.

Во время Кавказской войны горские евреи, жившие в селах Дагестана, укрывались в крепостях, занятых русскими войсками - преимущественно в Дербенте, а также в Дешлагаре, Темир-Хан-Шуре, Внезапной и др. Например, евреям, жившим в селении Эндирей, пришлось осесть в крепости Внезапной. В 1831 году они пережили штурм крепости войсками имама Гази-Магомеда. Когда атака была отбита, русская военная администрация разрешила горским евреям переселиться из Внезапной в Чечню - в селение Староюрт, откуда позднее они переселились в крепость Грозную. Тогда же несколько десятков горских евреев переселились из Внезапной в крепость Нальчик и основали там квартал, который получил название «Еврейская колонка» - от слова «колония», то есть «маленькая колония». И в это же время несколько десятков горских евреев осели в станице Усть-Джегутинской, которую горские евреи называли Джегонас. Позднее численность грозненской, нальчикской и джегонасской общин постоянно росла за счет притока евреев из Дагестана.

Как уже было сказано, дербентские евреи во время восточно-кавказских походов Надиршаха покинули город. Новая дербентская община возникла в 1800 году, когда селение Абасава подверглось нападению Сурхай-хана Казикумухского. Многие жители селения были убиты, многие - уведены в плен. Оставшиеся по приказу Шихали-хана, хана Кубинского и Дербентского были переселены в Дербент под защиту городских стен.

В годы Кавказской войны еврейский квартал Дербента оказался перенаселенным из-за притока нескольких тысяч беженцев-евреев из горных районов. В 1831 году во время похода имама Гази-Магомеда в Южный Дагестан воинами имама был разрушен ряд сел, в том числе и еврейское селение Селах.

Только после окончания Кавказской войны горские евреи, укрывавшиеся в Дербенте, смогли вернуться в свои села, правда, многие из них осели в Дербенте. Приток еврейского населения из сельской местности в Дербент продолжался и в последующий период, так что к началу XX века там проживало уже более 3 тысяч горских евреев. Еврейский квартал города оказался настолько перенаселенным, что городские власти были вынуждены выделить участок под новый квартал, получивший название Еврейская Слободка. Позднее за северной городской стеной возник еще один еврейский квартал - Кафари.

Кавказская война привела к значительным изменениям и в географии расселения горских евреев Кайтага. Многие из них после окончания войны переселились в Дербент, другие - в кумыкские села (Ташкеча, Костек, Карабудахкент, Бойнак, Тарки, Эрпели, Казиюрт, Дургели, Хасавюрт, Аксай и др.), а также в некоторые аварские села (Дженгутай, Чиркей и др.). Тогда же сформировалась и довольно многочисленная горско-еврейская община Темир-Хан-Шуры и Петровска. Таким образом, к началу XX века приблизительно половина горских евреев являлась уже городскими жителями, причем основными городами их оседания стали Баку, Дербент, Темир-Хан-Шура, Петровск, Грозный и Нальчик.

До подчинения Кавказа Россией горские евреи поддерживали самые тесные связи с иранскими евреями - торговые, культурные. В частности, из Ирана приглашали раввинов, а свою молодежь, желавшую получить религиозное образование, посылали учиться в Иран. После окончания Кавказской войны горско-еврейские раввины стали получать образование в религиозных учебных заведениях Литвы и Украины. В этот период начинается процесс модернизации жизни горских евреев. Этот процесс значительно ускорился с установлением советского строя. Атеистические кампании, расправы над старой горско-еврейской элитой и формирование новой привели к существенным изменениям в этническом самосознании народа, что проявилось, в частности, в возникновении и укоренении татского мифа.

Игорь Семенов,
доктор исторических наук
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Ответить

Вернуться в «Политика»