Вторая мировая война

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вторая мировая война

#681 Сообщение smersh70 » 07 янв 2019, 00:02

В годы Первой мировой войны старинный бельгийский город Лёвен стал известен всей Европе после того, как в августе 1914 года его сожгли немецкие войска в отместку за сопротивление местных жителей оккупантам. Естественно, что пропаганда Антанты не смогла не воспользоваться столь удобным случаем, чтобы заклеймить позором германских варваров.

Прошло полтора десятка лет, и в первые дни майского «Блицкрига» 1940 года Лёвен вновь оказался в центре боевых действий: здесь развернулось сражение с участием 3-й пехотной дивизии британского экспедиционного корпуса под командованием генерал-майора Бернарда Монтгомери, поддержанной бельгийскими частями, с наступающей 6-й армией немцев генерал-полковника Вальтера фон Райхенау. Уже 10 мая город был частично разрушен пикировщиками «Юнкерс» Ju 87 и после ожесточённых боёв был оставлен. Именно эти события попали на плёнку.

В третий раз Лёвену досталось уже в 1944 году от союзных бомбардировщиков, которые довершили начатое немцами в 1940 году. В послевоенное время город пришлось фактически строить заново.
знаменитые английские танкетки
[youtube][/youtube]

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вторая мировая война

#682 Сообщение smersh70 » 10 янв 2019, 02:57

smersh70 писал(а):"Кроме того, сократить потери среди бронетехники Вермахту позволило первое массовое применение в ходе Прохоровского сражения тяжелых танков "Тигр" и "Фердинанд", броня которых была трудноуязвимой для советских танков Т-34", — добавил Маковский.
Танк Победы-это конечно же ТИГР :character-oldtimer:
Изображение
Отзывы советских, британских и американских командиров о немецких тяжелых танках Pz. VI "Тигр"

"Panzer VI, который немцы называют Тигром, появился около нашей позиции. Наша батарея открыла по нему огонь бронебойными снарядами, но ни один из выстрелов не был эффективным. После того, как к Тигру присоединилось ещё два танка, они ворвались на нашу позицию, и нам пришлось отступить."
Командир советской противотанковой батареи (1944 г.)

"Тигр выкатился из леса, ведя огонь с ходу. Он уничтожил шесть из наших Т-34 с дистанции 200-600 метров. Мы выпустили по нему где-то 20-30 снарядов, но все они отскочили от его брони. Нам пришлось вызывать воздушную поддержку, чтобы уничтожить его, но Тигр отступил в лес и скрылся."
Рапорт одного из членов экипажа советского танка Т-34 (Треблинка, 1944 г.)

"Я увидел один из новых германских Тигров на расстоянии, примерно, 1000 метров и выстрелил по нему 7 раз. Я видел, как каждый наш снаряд отскакивал от лобовой и бортовой брони Тигра. Тигр развернул своё орудие и взорвал наш левый трак, убив водителя."
Командир английского танка Matilda (Тунис, 1943 г.)

"Наша колонна завязала бой с тремя Panzer VI на дистанциях от 200 до 800 метров. Мы остановили один из Тигров сосредоточенным огнём по его тракам. Это произошло уже после многочисленных попаданий в лобовую броню Тигра, которые не имели никакого эффекта. Тигры уничтожили 8 наших танков M4, после чего мы вынуждены были отойти. Даже обездвиженный Тигр продолжал вести огонь по нашим отступающим танкам..."
Рапорт командира американского бронеполка (Северная Африка, 1943 г.)
Изображение
Рапорт, направленный генералу Эйзенхауэру, который хотел изучить все боевые возможности германских танков Пантера и Тигр.

"По моему мнению, Panzer VI Tiger является гораздо лучшим танком, чем наш Sherman. Его скорострельное орудие имеет гораздо большую максимальную дистанцию ведения огня, чем наши 76 мм орудия. Тигр с лёгкостью уничтожает наши танки на дистанциях 1000 и более метров. У меня нет примеров, когда Шерман смог уничтожить Пантеру или Тигр с расстояния более 300 метров.
Большинство германских танковых потерь на поле боя произошли либо от авианалётов, либо по техническим причинам. В противовес, 85% наших танковых потерь мы понесли в результате действий германских танков и противотанковой артиллерии...
Иногда мне приходилось видеть, как от брони Шермана отскакивал снаряд, но как же часто мне приходилось наблюдать, как такое происходило с Тигром и Пантерой. Наши орудия не имеют такой пробивной силой, которой обладают скорострельные германские орудия.
Для доказательства этого, я могу привести случай, произошедший у El Beouf в августе 1944 году, когда снаряды нашего Шермана отскакивали от Тигра на небольшой дистанции. Тигра удалось остановить лишь когда наш Шерман разорвал ему один трак и заклинил башню.


"Наши новые танки "ИС" гораздо более приспособлены для борьбы с германскими танками Тигр. Тем не менее, я никогда не пошлю в бой свои Т-34 без поддержки хотя бы двух ИСов на каждый введённый немцами в бой Тигр..."
Высказывание советского гвардейского танкового командира (1944 г.)

"Я направил свою колонну Шерманов прямо на прятавшийся недалеко от Beauville Тигр. Тигр уничтожил 7 Шерманов из моей роты, прежде чем отступил. Мы вели огонь бронебойными и противотанковыми фугасными снарядами прямо по лобовой броне Тигра с расстояния всего 100 метров. Ни один из них не пробил его лобовую броню..."
Рапорт командира английского бронебатальона (Нормандия, 1944 г.)

"Мы заметили два Тигра из состава дивизии Das Reich на расстоянии 600 метров. Мы произвели 4 выстрела, которые не имели эффекта. Тигры развернулись и направились прямо к нам. Мы начали отступать после того, как потеряли 6 Шерманов. Один из наших Firefly сумел таки поразить один из Тигров в левый бок, но через мгновение был сам уничтожен оставшимся Тигром. Мы увидели, как экипаж повреждённого Тигра покинул машину, и взобрался на броню своего товарища, после чего тот отступил. У нас не осталось ни одного танка, который не был бы объят пламенем..."
Рапорт одного из членов экипажа канадского M4 (Нормандия, 1944 г.)

"Наша рота столкнулась с тремя Тиграми, двигавшимися вдоль нашего правого фланга. Мы выпустили 12 бронебойных снарядов в боковую броню Тигров с дистанции 100-600 метров. Кроме сколов циммеритового покрытия, Тиграм не был нанесён никакой ущерб. До того как Тигры отошли, мы потеряли 4 Шермана и большое количество бронетранспортёров. Я идентифицировал один из Тигров как машину под номером 331 из состава танковой дивизии Liebestandarte..."
Рапорт одного из членов экипажа английского Шермана (Нормандия, 1944 г.)
Изображение
"Мы заметили немецкую танковую колонну, в которую входили два Тигра, Пантера и два Panzer IV. Мы запросили танковую поддержку, которая прибыла в составе около 20-ти Firefly. Они успели уничтожить Пантеру и один из Panzer IV, когда Тигры начали поджигать их. Мы потеряли шесть Firefly в течение нескольких минут, а затем немцы отошли. Мы вели поддерживающий огонь из крупнокалиберных пулемётов и миномётов, который оказался неэффективным..."
--Рапорт английского пехотного командира (Нормандия, 1944 г.)

"Я увидел 4 Тигра на расстоянии 1800 метров и открыл по ним огонь. Я выпустил 15 бронебойных снарядов, которые ударили в правые борта Тигров, но не причинили им никакого вреда..."
--Рапорт командира английского Шермана (Нормандия, 1944 г.)

"Я атаковал Тигр на дистанции 400 метров. Я произвёл 8-10 выстрелов бронебойными снарядами по боку и по башне танка. Снаряды просто отскакивали от него, а Тигр, уничтожив оба танка по моим флангам, спокойно отошёл."
--Командир советского танка (1943 г.)

источник:http://ww2history.ru/4671-otzyvy-sovetskikh-britanski..

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вторая мировая война

#683 Сообщение smersh70 » 11 янв 2019, 01:51

У подъезда советской военной комендатуры г.Вена. 1945 г.
Неплохо обустроились,особенно в таком хотеле :)
Изображение

Ну как не помочь королеве,даже когда живешь уж очень далеко ;)
Австралийские танкисты отдыхают у танка Vickers Mk.VIb.
Изображение


рыцари епти ;)
Похороны немецких летчиков сбитых во время налета на военно-морскую базу британского флота в Розайте. 1939г.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Операции современных армий(второя мировая)

#684 Сообщение smersh70 » 31 янв 2019, 19:56

Лужская катастрофа
К 15 августа 1941 года немцы в ходе наступления добились больших успехов. Особенно значительными они были на том участке, где наступали XXVII и I армейский корпуса 16-й армии, прорвавшие оборону 48-й армии. Правда, немецкое командование сильно обеспокоил факт появления новых сил Северо-Западного фронта на участке южнее озера Ильмень. Это обстоятельство повлияло на ход дальнейших действий против советских войск в районе Луги.

Масштабные планы
Из-за сложной ситуации на южном фланге 16-й армии немцам пришлось задуматься о выделении дополнительных сил. Для командования 4-й танковой группы настоящим громом среди ясного неба стало известие о том, что 3-я моторизованная дивизия не будет участвовать в боях на Красногвардейском направлении. XXXI корпус Георга Ханса Райнхардта, который смял противостоявшие ему части, остался без усиления. Командование вынуждено было задуматься о прекращении наступления. Войскам Райнхардта на время запретили двигаться дальше линии Волосово – Бегуницы. Командующий танковой группой Эрих Гёпнер был просто взбешён: ему казалось, что у него отнимают победу.

Общая карта наступления 4-й танковой группы в августе 1941 года.
Изображение

На его участке в этот момент наиболее неблагоприятная для немцев обстановка складывалась в районе Луги. Советская Лужская оперативная группа стойко обороняла свои позиции. После переброски LVI корпуса Манштейна в район Старой Руссы около Луги стал действовать L армейский корпус Георга Линдеманна. В его состав вошли две дивизии и несколько специальных частей. Им по-прежнему противостояли 41-й стрелковый корпус (111-я и 177-я стрелковые дивизии), 24-я танковая дивизия и отдельные пулемётно-артиллерийские батальоны. Восточный фланг советских войск прикрывал стрелковый полк 3-й дивизии народного ополчения и отходящие части 48-й армии, среди которых были и остатки 1-й дивизии народного ополчения.

Командование противника не могло не видеть, что намечается охват советских войск в районе Луги с обоих флангов. В условиях, когда быстрый прорыв к Ленинграду становился возможен только вдоль железной дороги Москва – Ленинград, немецкое командование решило бросить свои войска в бой, чтобы отрезать советские части в районе Луги. Если внимательно смотреть документы, то вырисовывается масштабная операция двух армейских объединений противника и нескольких соединений, действовавших на фронте более чем в 100 км и наступавших по сходящимся направлениям.

ККлещи вокруг Луги
К 16 августа выяснилось, что войска Северного фронта не могут оказать серьёзного сопротивления танкистам XXXI корпуса Райнхардта. Немцы могли спокойно двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом. В наступлении корпуса на восток лидировала 8-я танковая дивизия. В этот же момент, чтобы прикрыть фланг корпуса и наступать в направлении Луги, противник сформировал ещё одну боевую группу из охранных частей. Они двинулись на юго-восток, зачищая территорию.

После того, как немецкому руководству стала понятна общая ситуация на Ленинградском направлении, было решено повернуть танкистов в тыл Лужской оперативной группе. 19 августа войска Райнхардта, к этому времени уже подошедшие в район Красногвардейска (современной Гатчины), получили приказ развернуть часть сил на юго-восток: здесь продвижение войск корпуса к Ленинграду не планировалось.

Основной удар во фланг и тыл Лужской опергруппе должна была нанести 8-я танковая дивизия, которой при помощи 1-й танковой дивизии предстояло перерезать Лужское шоссе. При этом 8-я танковая должна была действовать лишь одной своей боевой группой — вторая в этот день только оборонялась. Как и было задумано, 20 августа немцы нанесли удар. Смяв советские заслоны, боевая группа 8-й танковой дивизии ринулась вперёд, на юг и юго-восток. К вечеру она перерезала дорогу, ведущую к Луге, — так начала формироваться западная клешня окружения. В штаб Северного фронта доложили о прорыве противника и его выходе в тыл войскам у Луги, но также сообщили и о десятках уничтоженных вражеских боевых машин, что совершенно не соответствовало действительности.

Изображение
С востока охват войск Лужской оперативной группы должен был обеспечить XXVIII армейский корпус. В тыл советским войскам первоначально развернули форсировавшую Лугу 122-ю пехотную дивизию. Частью сил дивизия вышла в район станции Батецкая в 35 км от Луги, а после этого прикрывала фланг корпуса и вела бои на реке Оредеж.

18 августа XXVIII корпусу была поставлена задача нанести удар в западном и северо-западном направлениях. 122-й пехотной дивизии предстояло действовать на западе и перехватить пути отхода Лужской оперативной группы. Однако в течение нескольких дней командование противника умудрилось в буквальном смысле разорвать дивизию на части. Её полки наступали в совершенно противоположных направлениях: частично на север, частично вдоль берега Оредежа на запад.

L армейский корпус 19 августа должен был продолжить наступление. Было решено попробовать захватить Лугу силами полицейской дивизии СС. В приказе командующего 4-й танковой группы прямо говорилось, что это нужно сделать, используя успех соседа — XXVIII армейского корпуса.

При изучении документов корпуса вырисовывается следующая картина. Несмотря на временный отказ от большого наступления, полицейская дивизия СС продолжала атаковать. Лужская оперативная группа постоянно вела бои местного значения. 16 августа полицейская дивизия СС активно пыталась продвинуться на своём участке. После приказа 19 августа часть сил дивизии подчинили 269-й пехотной дивизии. Эсэсовцы должны были продвигаться на восток от Луги, навстречу 122-й пехотной дивизии. К вечеру 19 августа они установили связь с её частями.


Новое наступление
20 августа на участке не произошло ничего важного. В советском руководстве на уровне фронт – Главное командование Северо-Западного направления наблюдалась если не паника, то большая растерянность. Из-за бездействия уже случившееся оперативное окружение вполне могло перерасти в настоящий котёл. Надо было срочно что-то предпринять. Но К.Е. Ворошилов и штаб фронта промедлили с решением, которое в итоге выглядело половинчато: отход войск из-под Луги разрешался, но при этом они должны были разгромить противника севернее.

Немцы же готовились к решительному наступлению. Приказ по L корпусу установил новый срок наступления — 23 августа. Целью была Луга. Штурмовать город предстояло эсэсовцам. С северо-запада на пути снабжения Лужской оперативной группы вышла 8-я танковая дивизия. С востока двигалась 122-я пехотная дивизия XXVIII армейского корпуса, которой штаб приказал перерезать Киевское шоссе севернее города. Это распоряжение опиралось на данные воздушной разведки, которая зафиксировала отход советских войск. Однако собрать ударный кулак противник просто не успевал. Части дивизии пришлось в буквальном смысле разворачивать на запад, и двигались немцы уже вдоль реки Оредеж.
Изображение
Командир 122-й пехотной дивизии Зигфрид Махольц
23 августа эсэсовцы быстро прорвали советскую оборону. К этому моменту Лужская оперативная группа уже начала отходить на север. Первой была отведена 111-я стрелковая дивизия, которую планировалось перебросить к Красногвардейску. Сделать это не удалось, и эсэсовцы действовали в гораздо более благоприятных условиях, чем до этого. Для немцев захват Луги имел определённое пропагандистское значение. Командующий 4-й танковой группой был очень недоволен складывавшейся ситуацией: мало того, что его войска были лишены возможности использовать свой успех, так теперь ещё на него окончательно свалилась задача по обеспечению окружения советских войск у Луги.

24 августа продвигавшиеся вперёд немецкие части обнаружили, что Луга оставлена без боя. В город вошёл 2-й полк полицейской дивизии СС. Самое сильное сопротивление немцы встретили уже дальше, при продвижении на север.

В тот же день перед 122-й пехотной дивизией была поставлена задача перерезать шоссе Луга – Ленинград в районе деревни Жельцы, севернее Луги. Немцы встретили здесь ожесточённое сопротивление и даже ценой больших потерь не смогли выполнить задачу. Продвижение дивизии на запад вообще шло с большим трудом. 22 августа был смертельно ранен командир 410-го пехотного полка полковник Динер. Правда, рассказ о разгроме штаба 409-го пехотного полка дивизии не подтверждается существующими немецкими документами. Однако бойцы 1-й дивизии народного ополчения, действовавшие в составе группы заместителя командира 24-й танковой дивизии полковника А.Г. Родина, действительно вышли в расположение частей снабжения полков 122-й пехотной дивизии. Их удар отбросил немцев на восток. В этот же день 410-й пехотный полк вновь потерял своего командира: в бою был убит назначенный на эту должность майор. В конце концов 122-я дивизия встретилась с эсэсовцами у деревни Затуленье, которая была захвачена ещё раньше, но большого значения это уже не имело: перехватить шоссе у Жельцов немцы не смогли. Лужской оперативной группе удалось выскользнуть из приготовленной ей ловушки.

Однако положение войск теперь уже Ленинградского фронта, образованного 23 августа, оставалось сложным. В этот же день передовые части 8-й танковой дивизии захватили станцию Сиверская и стали продвигаться на юг, к Луге. Правда, 8-й мотопехотный полк дивизии пришлось задержать у Красногвардейска. Несколько дней немцы потратили на то, чтобы справиться с окружёнными частями укрепрайона в предполье и батальонами курсантов, которые оказали сильное сопротивление и тем самым выиграли время для своих товарищей южнее. Для дивизии, которая двигалась в почти пустом пространстве, 8-я танковая потратила слишком много времени для рывка на юг. Пока ещё удавка на шее самой мощной советской группировки южнее Ленинграда затянулась не полностью. Однако с каждым часом шансов на выход из окружения становилось всё меньше.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вторая мировая война

#685 Сообщение smersh70 » 26 фев 2019, 03:30

Ну макаронники,тяпали все что видели :)
Изображение
Вот все что осталось от великолепного линкора Дюнкерк (который был затоплен 27 ноября 1942г в Тулоне) к 1944г.
"Дальнейшая судьба затопленного в Тулоне фло­та оказалась к руках немцев и итальянцев....Толпы итальянских инженеров ринулись в Ту­лон.....К июню (1943г) итальянцы подняли или осушили в до­ках три крейсера, семь лидеров и гидроавиатран­спорт ''Коммандант Тест", а до своей капитуляции смогли поднять всего 30 боевых единиц...В Италию широким потоком шли сотни тонн металлолома, броневые плиты, катапульты, другое оборудование и армату­ра. Короче - всё, что можно было снять и что могло хоть как-то пригодиться новым хозяевам. С подня­того 17 июля "Страсбурга" они сняли катапульту, надстройки и броню с одной из башен, с оста­вавшегося в доке "Дюнкерка" — боевую рубку и внутреннее оборудование (трубопроводы, кабели, арматуру). Чтобы освободить док от "Дюнкерка", итальянцы отрезали и отбуксировали поврежденный нос. Дальнейшей разборке корабля помешала союз­ная авиация, во время одного из своих налётов на Тулон повредившая оставшуюся в доке кормовую часть. Но чтобы совсем уж донести "Дюнкерк" до невосстанавливаемого состояния, итальянцы среза­ли даже стволы 330-мм орудии. Это, можно сказать, морское мародёрство, продолжалось даже после падения режима Муссолини 25 июля 1943 года. "

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вторая мировая война

#686 Сообщение smersh70 » 03 мар 2019, 15:51

Кадры хроники: декабрь 1944 года, обмен военнопленными на Западном фронте
Эти кадры хроники сняты в конце 1944 года на побережье Бретани, в Сен-Назере, где немецкий гарнизон продержался до самой капитуляции Германии, до мая 1945 года. Две стороны при посредничестве Красного Креста обмениваются счастливыми солдатами — пехотинцами, летчиками, моряками. Раненых перекладывают и рассаживают в санитарные «доджи», способные идти маршируют в тыл сами
[youtube][/youtube]

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вторая мировая война

#687 Сообщение smersh70 » 08 апр 2019, 00:26

В годы Второй мировой войны нейтральная Швейцария имела особый статус. Прямое военное вторжение во «всемирный банк» по разным причинам так и не состоялось, но воздушное пространство страны нарушалось сотни раз. Если для немцев такие случаи были чаще всего связаны с навигационными ошибками или желанием «срезать покороче» маршрут полета, то для союзных бомбардировщиков была и еще одна весомая причина.

У оказавшегося в небе над занятой нацистами Европой экипажа подбитого американского или британского бомбардировщика было несколько вариантов дальнейших действий. Можно было попытаться дотянуть до Великобритании, рискуя разбиться вместе с самолётом по дороге, можно было выпрыгнуть с парашютом и с большой долей вероятности погибнуть или оказаться в плену. Швейцария давала еще одну возможность выжить — для этого надо было сесть на территории альпийской конфедерации и сдаться местным властям.Безусловно, и над Швейцарией был риск погибнуть — истребители и зенитчики ПВО страны сбивали нарушителей без тени сомнения. Так, с 1943 года швейцарцы «ссадили с неба» 15 английских и американских бомбардировщиков, погибло около 40 лётчиков из их экипажей. Тем не менее к концу войны на авиабазе Дюбендорф на севере Швейцарии скопилось больше 100 четырёхмоторных гигантов, и после окончания боевых действий союзники с разрешения швейцарцев за ними пришли. В сентябре 1945 года ремонтными бригадами было восстановлено более 60 самолётов, которые перегонялись в Англию, — только для того, чтобы отправиться в металлолом. Война кончилась, и от «ремонтной мастерской» в Дюбендорфе остались только кадры хроники.

Кадры хроники: сентябрь 1945 года, возвращение домой интернированных в Швейцарии американских бомбардировщиков.


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вторая мировая война

#688 Сообщение smersh70 » 08 апр 2019, 02:47

smersh70 писал(а):
08 апр 2019, 00:26
В годы Второй мировой войны нейтральная Швейцария имела особый статус. Прямое военное вторжение во «всемирный банк» по разным причинам так и не состоялось, но воздушное пространство страны нарушалось сотни раз. Если для немцев такие случаи были чаще всего связаны с навигационными ошибками или желанием «срезать покороче» маршрут полета, то для союзных бомбардировщиков была и еще одна весомая причина.
В годы Второй мировой войны небо над нейтральной Швейцарией не было безоблачным. В мае-июне 1940 года швейцарские ВВС сбили 11 немецких самолётов, нарушивших воздушное пространство страны. А в 1943 году швейцарцы переключились на союзников, пересекавших их границы, и сбили несколько их самолётов. Американцы и англичане, в свою очередь, за время войны около 70 раз бомбили территорию Швейцарии. Все эти инциденты впоследствии объяснялись плохими метеоусловиями, ошибками навигации, отказом оборудования и просто человеческим фактором. Швейцарцы же трактовали авианалёты как попытку давления на страну, чтобы та прекратила экономическое сотрудничество с Германией.
Изображение
Изображение

Самой «урожайной» на жертвы и разрушения стала бомбардировка Шаффхаузена на севере Швейцарии 1 апреля 1944 года. В этот день 47 американских бомбардировщиков B-24 Liberator, вылетевших с английских аэродромов в сторону Германии, сбросили 378 бомб на швейцарский город, с трёх сторон окружённый территорией Германии. Воздушная тревога, не заканчивавшаяся обычно бомбардировкой, объявлялась в Шаффхаузене настолько часто, что в этот раз горожане не обратили особого внимания на сирену и далеко не все поспешили в укрытия. Результат был плачевным: множество разрушенных домов, 40 погибших и 270 раненых. Настоящей целью американцев был немецкий Людвигсхафен-на-Рейне в 235 км севернее.

Позже командование союзников оправдывалось и утверждало, что причиной трагической ошибки стали неблагоприятные погодные условия. Правительство США принесло извинения и выплатило Шаффхаузену в качестве компенсации 4 млн долларов. Позже американская авиация бомбила Штайн-на-Рейне, Базель, Цюрих и другие швейцарские города. В 1949 году Штаты вдобавок к предыдущей сумме выплатили нейтральной стране более 62 млн швейцарских франков (примерно 205 млн долларов в сегодняшних ценах).
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Операции современных армий(второя мировая)

#689 Сообщение smersh70 » 20 апр 2019, 18:10

Самая успешная эвакуация Второй мировой войны - это эвакуация 17-й армии немцев с таманского полуострова.

В условиях активного противодействия наших ВВС и флота, под натиском РККА немцы не просто эвакуировали свои войска.

Через Керченский пролив было эвакуировано: :o
177 355 немецких военнослужащих
50 139 военнослужащих союзников
28 486 «хиви» и рабочих колонн
27 456 эвакуированных из числа гражданского населения, не считая 60 000 гражданских лиц, перевезенных с февраля по август
72 899 лошадей
27 741 гужевая повозка
21 230 автомобилей
1815 орудий
115 477 т. грузов, из которых: 27 670 т боеприпасов
29 500 т продовольствия
13 940 т фуража
74 танка и штурмовых орудия
Было уничтожено грузов:
83 300 т, из них: 52 200 т рельсов и шпал для полевой железной дороги
10 150 т угля
16 500 т кормов

Воздушным транспортом вывезено:
15 661 военнослужащий
1153,8 т вооружения и грузов.

109 паровозами и 1150 вагонами был вывезен весь вагонный парк полевой железной дороги, а вместе с ним большое количество строительных материалов для железной дороги. 253 км рельсов и 774 метра железнодорожных мостов было взорвано. Все объекты, могущие представлять для советских войск ценность, были полностью разрушены.

У нас традиционно принято не заострять внимание на успехе немецкой эвакуации, но в рамках рассмотрения эвакуационных операций имеет смысл рассмотреть её подробнее.

С 8 по 10 октября 1943 четырьмя большими конвоями 240 судов, участвовавших в эвакуации Кубанского плацдарма, прошли из Керчи в Севастополь. Советскими самолетами была потоплена саперная штурмовая лодка № 299, а атакой подводной лодки - десантная баржа F-474.
Изображение
Для выполнения задачи по эвакуации немцам надо было решить три задачи.

Во первых собственно вывезти войска. Для этой цели немцы практически не использовали крупных судов - войска вывозили быстроходные десантные баржи.
Каждое такое судно могло вывозить до 200 человек сохраняя боеспособность - т.е. имея возможность использовать своё защитное вооружение. При этом удачное попадание противника выводило из строя всего одно судно - а было их очень много. Следуя в конвоях, вооруженные значительным числом зенитных автоматов баржи могли довольно успешно противостоять налётам советских штурмовиков.

Вторая задача заключалась в противодействии советским силам. Для противодействия крупным советским надводным кораблям немцы использовали авиацию, торпедные катера и минирование портов.
Атак "лёгких" сил немцы не опасались - по своим ТТХ БДБ превосходили советские катера на голову - в прямом противостоянии шансов у бронекатеров, МО, ТКА не было.
Советские ударные самолёты должны были атаковать немецкие суда через завесу огня ПВО и под ударами самолетов прикрытия. Но главная проблема была в том, что наши ВВС не смогли обеспечить концентрацию самолётов для решительного удара по крупным конвоям немцев. Небольшие группы Илов довольно успешно атаковавшие отдельные баржи или маленькие конвои прорваться через сосредоточенный огонь десятков автоматов не могли.

Очень успешно наши ВВС применяли против немецких перевозок в районе Тамани мины, однако опять таки - мы не смогли обеспечить массированные минные постановки.

Третья задача - удержание обороны против сухопутных войск во время посадки эвакуируемых на суда.

Немцы решили её благодаря во первых краткому периоду удержания - посадка производилась быстро: на побережье северной части Таманского полуострова было построено 18 причалов общей длиной 1742 метра, плюс баржи могли сажать людей и с необорудованного берега. Во вторых обороняющиеся войска поддерживались большим числом ударных самолётов и усиленной артиллерийской поддержкой обеспеченной боеприпасами.

Последними соединениями прикрывавшими эвакуацию 17-й армии, были: 97-я егерская дивизия, 13 и 91-й горнострелковые полки 4-й горнострелковой дивизии. Под прикрытием заградительного огня тяжелой артиллерии, размещенной северо-восточнее Керчи, и уничтожающего действия многочисленных реактивных минометов они оторвались от преследующих их советских войск. С ними переправились командующий 17-й армией генерал саперных войск Енеке и командир 49-го армейского (горнострелкового) корпуса генерал горнострелковых войск Конрад. В завершение гарнизон острова Коса Тузла был также вывезен в Керчь. :clap:

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Операции современных армий(второя мировая)

#690 Сообщение smersh70 » 20 май 2019, 20:39

Битва за Крит: самый кровавый день немецких ВДВ

В первый день высадки на Крит немецкие воздушно-десантные войска понесли огромные потери, но всё же сумели выполнить свою главную задачу — обеспечить возможность продолжения высадки и дальнейшего наращивания сил на острове, заложив фундамент будущей победы. Почему же британские войска, имевшие многократное численное превосходство, не смогли молниеносно справиться с вражеским десантом?



Ночью на море господствовал британский флот, днём — немецкая авиация, поэтому важную роль играло время рассвета и заката. В 6:45 утра по лондонскому времени, через полтора часа после восхода солнца, немецкие бомбардировщики атаковали Малеме и район Кании. Ещё через полчаса (в 8:15 по Берлину) началась высадка воздушного десанта — парашютного у Кании и планёрного в районе аэродрома Малеме. В 10:45 начался воздушный налёт на бухту Суда.

Из-за нехватки транспортных самолётов высадка проводилась в два этапа. После перерыва, в 15:15 по Лондону, вторая волна десанта атаковала восточную часть острова: немецкие пикировщики бомбили Ираклион и Ретимнон. Затем последовали несколько налётов горизонтальных бомбардировщиков, а за ними — парашютный десант.

Высадка у Малеме
Изображение
Эта высадка прошла успешно везде, кроме самого главного пункта — аэродрома, где высаживались бо́льшая часть 1-го и весь 4-й батальон штурмового парашютного полка. Здесь дислоцировался 22-й новозеландский батальон, штаб которого размещался в деревне Пиргос. Лётное поле охраняла рота капитана Кэмпбелла, ещё три роты находились на высоте 107.

1-й батальон штурмового полка быстро захватил аэродромные строения и летний лагерь у высоты 107, однако новозеландцам удалось удержать позиции, оборудованные на самой высоте.

2-й батальон приземлился возле деревни Спилия к западу от аэродрома и реки Тавронитис. Его дозорный взвод, выдвинутый по шоссе в направлении Кастелли, был атакован 1-м греческим полком и в тяжёлом бою был разбит. При этом тяжёлое ранение получил командир штурмового полка генерал Майндль. По немецким данным, в бою погибло 37 парашютистов, ещё трое попали в плен (по английским данным, было взято 28 пленных). Греческий полк потерял 120 человек, включая 57 погибшими.

3-й батальон, выброшенный восточнее аэродрома и южнее деревни Пиргос, угодил на позиции 21-го и 23-го новозеландских батальонов и понёс тяжелейшие потери — уцелело лишь 200 человек, погибло и попало в плен около 400 парашютистов.

4-й батальон захватил мост через реку Тавронитис и зенитную батарею у её устья.


Дислокация частей 5-й новозеландской бригады в районе Малеме по состоянию на 20 мая.
Изображение
Воздушный налёт нарушил проводную связь, и в течение нескольких часов генерал Паттик на командном пункте 2-й новозеландской дивизии (в 1,5 км юго-западнее Кании) не получал никаких донесений от своих частей. Некоторые подразделения оставались без связи целый день — так, рота из 22-го батальона, не получив никаких приказов, следующей ночью была вынуждена отойти вверх по руслу реки Тавронитис, разбиться на взводы и отступить в горы (один из её взводов сдался в плен). Связь самой дивизии со штабом Фрейберга в бухте Суда удалось восстановить только к 11 часам дня.

В 17:15 командир 22-го батальона решил контратаковать противника. От Пиргоса наступала находившаяся там рота, от высоты 107 — две «Матильды» в сопровождении взвода пехоты и при поддержке огня «Бофорсов». Снаряды двух немецких 37-мм противотанковых пушек отскакивали от 60-мм брони, танки оторвались от пехоты, беспрепятственно прошли через аэродром и достигли реки Тавронитис. Увы, у одной «Матильды» попаданием снаряда была обездвижена башня, и вышла из строя пушка, другой танк застрял в русле реки. В итоге оба танка были брошены экипажами и достались немцам.

Примерно в это же время к аэродрому были направлены 23-й и 28-й маорийский батальоны. Из-за отсутствия координации атака провалилась — солдаты вышли к лётному полю, но занять его так и не смогли. В то же время 21-й батальон не получил никаких приказов и бездействовал на месте своей дислокации (у деревни Кондомари в 2 км южнее Пиргоса).

Тем временем 9-я рота штурмового десантного полка обошла левый фланг британских позиций на высоте 107 и заняла деревушку Ксамудохори в полукилометре южнее. Позиции 22-го батальона оказались охвачены с трёх сторон.

В течение дня командир 5-й новозеландской бригады генерал-майор Харгест так и не смог организовать свои силы для эффективной контратаки аэродрома Малеме. Более того, он не направил подкреплений 22-му батальону, занимавшему ключевую высоту над аэродромом, даже когда во второй половине дня немецкая авиация прекратила атаки, переключившись на район Ретимнона и Ираклиона. Но британское командование не торопилось — всю первую половину дня оно занималось восстановлением нарушенной связи между частями и лишь после полудня озаботилось сосредоточением сил.

Причиной такой беспечности отчасти стала большая площадь высадки — это помешало немедленно определить основную цель противника. Британцы упорно ждали высадки с моря, поэтому не сразу осознали, что целью десанта является аэродром. В результате большинство батальонов занималось ликвидацией парашютистов в районах своей дислокации, а их рапорты звучали оптимистично и не вызывали тревоги. Только вечером 20 мая к аэродрому Малеме были стянуты основные силы 23-го и 28-го батальонов, но к этому времени 22-й батальон в борьбе с превосходящим по численности врагом (здесь действовали два батальона штурмового полка) уже понёс тяжёлые потери и был оттеснён на 800 м от края лётного поля.

ВВысадка в районе Кании
3-й батальон 3-го парашютного полка приземлился неудачно — его разбросало на большой площади между Галатосом и Канией. Одна из рот села прямо на позиции 10-й новозеландской бригады, а частью попала в Каратсосское водохранилище. Уже к полудню рота была в основном уничтожена либо взята в плен, оставшиеся бойцы пробились на юг на соединение с 1-м и 2-м батальонами.


Район высадки 3-го немецкого парашютного полка возле Галатаса 20 мая 1941 года.
Изображение
Ещё одна рота вместо Галатаса была выброшена у деревушки Периволия в 3 км юго-восточнее, атаковала деревню Муринес, но была отброшена 2-м греческим полком и подошедшими сюда австралийцами, после чего соединилась с 1-м батальоном и остальными ротами. Серьёзного успеха добилась лишь одна из рот, захватившая «Кладбищенский холм» к юго-востоку от Галатаса.

2-й батальон вместе с командиром 3-го полка полковником Гейдрихом высадился более точно — в районе концлагеря к югу от Галатаса. Находившийся здесь 6-й греческий полк был быстро разгромлен, его остатки отступили к Галатасу, где командир 10-й бригады полковник Киппенбергер организовал оборону, перекрыв немцам дорогу на Канию. В дальнейшем концлагерь стал узловым пунктом обороны немцев.

1-й батальон 3-го парашютного полка также без проблем высадился к югу от шоссе между Канией и Судой и быстро установил радиосвязь со штабом полка.

Планерному десанту 1-й роты штурмового полка удалось сразу же захватить зенитную батарею на южной окраине Кании. А вот на береговые батареи полуострова Акротири планеры 2-й роты приземлились неудачно — 4 из 15 были сбиты, а высадившиеся десантники погибли или попали в плен.


Двое солдат 18-го батальона 4-й новозеландской бригады на месте высадки немецких парашютистов между Галатасом и Канией.
Изображение
Высаженный с парашютами сапёрный батальон майора Либаха быстро занял горную деревню Аликиану в 7 км от берега: через этот район предполагалось установить контакт с группой «Малеме», минуя занятое противником побережье. Размещённый здесь 8-й греческий полк (около 1200 человек) сражался хорошо, но в итоге был сбит с дороги и отошёл к югу в горы.

В 19:15 командир 2-й новозеландской дивизии генерал Паттик ввёл в бой свой резерв — 19-й батальон 4-й новозеландской бригады при поддержке трёх лёгких танков. Наступая от Галатаса, к 20:30 батальон продвинулся на километр и подошёл к концлагерю, но продолжать атаки не решился из-за наступления темноты. Ночью 19-й батальон был передан 10-й бригаде, командир которой приказал отвести его назад.

В свою очередь Фрейберг направил из района Суды на помощь 10-й бригаде батальон коммандос, два взвода морской пехоты и часть 2-го греческого полка, а из сектора Кании — Уэльский батальон. Британцам удалось выбить десантников с артиллерийских позиций и оттеснить 1-й батальон 3-го парашютного полка на юг, в горы. Ближе к вечеру сюда же был направлен 8-й новозеландский батальон полевой артиллерии, после чего образовался двухкилометровый фронт между деревнями Периволия и Муринес.


Высадка в районе бухты Суда 20 мая.
Изображение
В целом 3-й парашютный полк Гейдриха понёс меньше потерь, чем штурмовой полк Майндля — серьёзно пострадал лишь его 3-й батальон. Больше всего не повезло командиру 7-й парашютно-десантной дивизии генерал-лейтенанту Зюсману — его планер отцепился вскоре после взлёта и разбился на острове Эгина южнее Афин (все пассажиры погибли).

Успех десанта у Галатаса оказался ограниченным — парашютисты были оттеснены в горы, не заняв ни одного важного пункта, кроме концлагеря и дороги от него на Аликиану. Однако Гейдриху удалось быстро сконцентрировать свои силы, образовав два фронта: на север против 4-й новозеландской бригады в районе Галатаса и на восток против 10-й новозеландской бригады, прикрывавшей направление на Суду.

Из 500 транспортных самолётов, принявших участие в первой волне выброски, на базы не вернулось только 7 машин. Это окрылило Штудента — можно было надеяться, что потери в транспортной авиации и далее останутся небольшими. Тем не менее выброска второй волны началась с некоторым отставанием от графика — около 17 часов по берлинскому времени (16 часов по Лондону).

ВВысадка у Ретимнона
Во время высадки немцев у Ретимнона огонь зенитной артиллерии оказался слабым, и в первой волне был сбит лишь один транспортный «Юнкерс». Однако немецкая воздушная разведка не смогла выявить огневых позиций, хорошо замаскированных в оливковых рощах, поэтому воздушный налёт также почти не имел результатов — погибло лишь два или три британских солдата. Из-за недостатка транспортных машин здесь удалось высадить только два из трёх батальонов 2-го парашютного полка (командир — полковник Штурм). Высадка велась тремя группами:

основная часть 1-го батальона майора Кроха (две стрелковые и одна пулемётная роты с группой тяжёлого оружия) — восточнее лётного поля в районе высоты «A»;
остальная часть 1-го батальона (стрелковая рота, два взвода и командир полка со своим штабом) — западнее аэродрома ближе к деревне Платанес;
3-й батальон капитана Видемана (вместе с пулемётной ротой и двумя отделениями артиллерии) — в 4 км западнее Платанеса в районе деревни Периволия; отсюда он должен был двигаться на запад и занять Ретимнон.
Парашютисты приземлились вдоль приморского шоссе на протяжении почти 12 км — от Периволии до фабрики оливкового масла у деревни Ставроменос, где начиналась дорога через горы к южному побережью острова. Здесь оказался штаб 1-го батальона с 1-й и 4-й ротами. 2-я и 3-я роты высадились ближе к лётному полю, здесь были выброшены 10-я и 12-я роты из 3-го батальона. Десантники сразу же попали под сильный огонь с высоты «A» и понесли тяжёлые потери ещё до того, как успели распаковать контейнеры с оружием; так, в одной из рот оказались выбиты все офицеры.


Убитый немецкий парашютист.
Изображение
В районе холма «A» оборонялась рота капитана Ченнела, а также размещалась 6-я батарея 3-го новозеландского артиллерийского полка: четыре 100-мм и два 75-мм орудия. Немцы смогли захватить две пулемётные точки и позицию 75-мм пушек, выведя их из строя с помощью миномётов. В итоге парашютистам удалось закрепиться на вершине и восточном склоне высоты «А», однако попытка спуститься с неё и атаковать аэродром провалилась — выйдя из виноградников на открытую местность, немцы тут же попали под массированный огонь с другого берега оврага, прикрывавшего аэродром с востока.

Группе полковника Штурма не повезло больше всех — она приземлилась прямо на позиции 1-го и 11-го австралийских батальонов. Десантники были быстро уничтожены или попали в плен (в том числе сам командир 2-го парашютного полка). Один только 11-й батальон майора Сэндовера захватил 84 пленных и большое количество оружия. К исходу дня всё пространство вокруг аэродрома между холмами «A» и «B» было очищено от немцев.


Положение под Ретимноном к вечеру 20 мая.
Изображение
Две роты 3-го батальона (9-я и 11-я) под командованием капитана Видемана высадились в назначенном месте западнее аэродрома, за пределами эффективного огня британских пулемётов. Парашютисты заняли деревню Перволия и холм «С» южнее неё, часть немцев продвинулась до окраины Ретимнона, где была остановлена отрядом греческой полиции.

Из-за того, что подразделения противоборствующих сторон сильно перемешались, немецкие пикировщики в этот вечер не могли оказать десантникам необходимой поддержки, опасаясь попасть по своим. В то же время батальон 4-го греческого полка, размещённый у западного края аэродрома, в беспорядке отступил к югу, и британским офицерам потребовалось некоторое время, чтобы привести его в порядок.

В 17:30 британцы попытались сбить немцев с холма «А», атаковав его при поддержке двух «Матильд». Однако первый танк застрял в канаве на северной стороне аэродрома, а второй увяз в промоине на дне оврага, который пытался пересечь. В итоге контратака захлебнулась под огнём немецких пулемётов, ведшимся с противоположной стороны оврага.

К вечеру британцы прекратили атаки, собираясь возобновить их утром после подхода резервов. Командир 1-го австралийского батальона полковник Кэмпбелл, отвечавший за район аэродрома, по радио запросил у Фрейберга подкреплений. Генерал ответил, что ничего послать не может, напротив, он рассчитывал перебросить морем в район Кании часть сил из Ираклиона.

До вечера на окраине Ретимнона также шёл бой, но австралийцы смогли удержать высоты вокруг города. При высадке парашютисты потеряли все свои рации, поэтому немецкое командование в Афинах даже не знало о ситуации в этом районе. Однако с наступлением темноты немцы не собирались прекращать бой. Ночью десантники сбили австралийские посты на холме «А», переправились через овраг и взяли в плен экипажи обоих танков. К рассвету оставшиеся на холме австралийцы оказались отрезанными от остальных сил.

ВВысадка в Ираклионе
Ираклион насчитывал 36 000 жителей — больше, чем Кания. Обнесённый старой крепостной стеной город лежал в долине между горным массивом Иды и горой Дикте, где проходила дорога к южному берегу, в Тимбакион. Аэродром находился в 3 км восточнее города на плоской прибрежной равнине.

Здесь дела у немцев пошли хуже всего. Из-за задержки с вылетом транспортные «Юнкерсы» прибыли к цели не одновременно, выброска растянулась на три часа. Из-за нехватки самолётов оказалось не высажено около 600 парашютистов, в том числе половина 2-го батальона 1-го парашютного полка. К тому же, старый критский гарнизон бригадного генерала Чеппела действовал куда более умело и организованно, чем войска под непосредственным командованием генерала Фрейберга.


Немецкие парашютисты над Ираклионом.
Изображение
В распоряжении Чеппела имелись три английских батальона, ранее не участвовавших в боях, а также один австралийский батальон, эвакуированный из материковой Греции и пополненный на острове. Кроме того, тут находились три греческих полка численностью около батальона каждый. Всего в районе Ираклиона находилось примерно 3500 британцев и до 2000 греков при 13 полевых и 14 зенитных орудиях, 2 «Матильды» и 6 лёгких пулемётных «Виккерсов». Основная часть артиллерии (девять 100-мм и четыре 75-мм полевых орудия, а также двенадцать 40-мм «Бофорсов») располагалась вокруг аэродрома. Здесь же были собраны все танки. Чеппел оказался единственным британским командиром, который дал своим войскам подробную инструкцию на случай высадки вражеского воздушного десанта. До момента приземления парашютистов вести огонь следовало только зенитчикам. Генерал понимал, что немцы в первую очередь попытаются захватить аэродром, поэтому по краям лётного поля приказал укрыть танки. При их поддержке оборонявший аэродром Лестерский батальон должен был контратаковать и уничтожить десант на лётном поле.

Благодаря хорошей маскировке потери от воздушных атак в Ираклионе были минимальными — несколько раненых. Самолёты с десантниками появились уже после окончания воздушного налёта, когда обороняющиеся успели прийти в себя; всего британцы насчитали 240 транспортных машин. Огнём с земли было сбито 15 самолётов, в воздухе погибло порядка 200 десантников. Хотя многие «Юнкерсы» рисковали делать по несколько заходов, парашютисты и здесь оказались разбросаны по большой площади на сильно пересечённой местности.


Горящий немецкий Ju.52 над Ираклионом.
Изображение
1-й батальон 1-го парашютного полка должен был высаживаться в районе Гурнеса, где находилась радиостанция и РЛС, охраняемые взводом шотландской «Чёрной стражи». Однако лишь одна из четырёх рот была высажена вовремя (около 16:00), две другие приземлились с опозданием на три часа, а чётвертую роту в этот день высадить не удалось вовсе.

Только в 19:40 сюда прибыл сам командир высадки полковник Бройер. Он сразу же выслал усиленный взвод лейтенанта Блюхера на восток для атаки аэродрома вместе со 2-м батальоном. В темноте взвод обошёл вдоль берега позиции «Чёрной стражи» и достиг восточного края лётного поля, но здесь оказался блокирован превосходящими силами противника и к утру уничтожен при помощи танков. Лейтенант Блюхер погиб, уцелевшие десантники утром отошли к восточному склону высоты 182 («гребень AMES»).


Командир 1-го парашютного полка полковник Бруно Бройер.
Изображение
2-й батальон высаживался в 3-4 км восточнее 1-го батальона. Одна его рота приземлилась на восточном краю аэродрома прямо среди войск противника (у посёлка Неа-Аликарнассо) и была почти полностью уничтожена. Вторая рота приземлилась восточнее аэродрома, где вступила в тяжёлый бой. К вечеру остатки батальона также отступили к подножию высоты 182; в двух ротах оставалось около 70 бойцов. Около 300 парашютистов погибли или попали в плен, порядка 100 человек (в том числе 8 офицеров) были ранены. Таким образом, общие потери высаженной части батальона составили 85%.

3-й батальон под командованием майора Шульца приземлился в 5 км западнее 1-го батальона на окраине Ираклиона, где стояли греческие части, и понёс наименьшие потери.

2-й батальон 2-го парашютно-десантного полка (командир — капитан Ширмер) приземлился ещё западнее, в 3 км от Ираклиона, и выставил заслоны к западу, ожидая атаки оттуда.

К 21:30 британцам удалось очистить от противника местность к востоку от аэродрома, после чего бой прекратился из-за наступления темноты. В районе самого Ираклиона обстановка сложилась иначе: воспользовавшись замешательством греков, часть парашютистов проникла в город и завязала уличные бои. Несмотря на подход британских подкреплений, в 22:30 немцам удалось выйти к гавани. Лишь к утру 21 мая их наконец удалось выбить из центра города, но часть немцев продолжала удерживать его южную окраину.


Положение у Ираклиона к вечеру 20 мая.
Изображение
Десант в Ираклионе понёс огромные потери и не выполнил ни одной из поставленных задач. В то же время потери британцев оказались минимальными; кроме того, им досталась часть сброшенного вооружения, а главное — сигнальное оборудование и коды. Выяснив от пленных систему немецких условных сигналов, обороняющиеся получили возможность подавать самолётам ложные указания, чтобы сбрасываемое снаряжение попадало к ним.

Итоги первого дня
В первый день операции «Меркурий» на острове Крит было высажено приблизительно 7500 человек: около 4000 в Кании и Малеме и порядка 3500 в районе Ретимнона и Ираклиона. Ни в одном из пунктов задача десанта полностью выполнена не была — даже в Малеме парашютисты заняли лишь часть аэродрома. При этом немцы понесли серьёзные потери, особенно в Малеме и Ираклионе.

К вечеру 20 мая немцы имели на Крите не более 5000 боеспособных солдат без тяжёлого вооружения, из них в районе Малеме и Кании — не более 3000. При этом у Фрейберга в районе залива Кания и бухты Суда имелось как минимум 20 000 человек. Если бы он за ночь перебросил их к Малеме, то немцы, не имевшие артиллерии, испытывавшие острую нехватку боеприпасов и не успевшие даже отрыть окопов, были бы раздавлены за несколько часов. Однако Фрейберг не сделал этого: он всё ещё опасался высадки морского десанта и не решился снимать войска с побережья. Никаких экстренных мер для ликвидации десанта предпринято не было. Более того, около 2 часов ночи на совещании руководства 5-й бригады в штабе 23-го батальона было принято решение вывести две уцелевшие роты 22-го батальона из полуокружения на высоте 107 и переместить их на позиции 21-го и 23-го батальонов. Правда, из Пиргоса и с позиций 27-й артиллерийской батареи лётное поле также можно было держать под обстрелом, но куда менее эффективно, чем с ближайшей высоты.


Медики 5-го новозеландского полевого госпиталя оказывают помощь пленному немецкому парашютисту.
Изображение
Именно решение бригадного генерала Харгеста об оставлении высоты 107 стало первым кирпичиком в фундаменте одного из самых жестоких поражений британской армии.

ССитуация на море
Вечером 20 мая соединение «С» контр-адмирала Кинга (два крейсера и три эсминца) вышло для ночного поиска десантных судов противника у северо-восточного побережья Крита. Действовавшее вместе с ним соединение «Е» (три эсминца) должно было обстрелять итальянский аэродром на острове Скарпанто.

В 20:40 корабли были атакованы сначала итальянскими самолётами-торпедоносцами, а затем шестью торпедными катерами. Обе атаки не удались, итальянцы потерь не понесли. Ночью эсминцы обстреляли Скарпанто, а затем осмотрели бухты на восточном побережье острова, не обнаружив там никаких следов десанта. На аэродроме Скарпанто в результате обстрела были повреждены два бомбардировщика Do.17.

Почему для обстрела аэродрома, с которого велись атаки на Крит, были отправлены не крейсера, а лишь три эсминца, имевшие в общей сложности шестнадцать 120-мм орудий? Участие крейсеров в ночном поиске не было обязательным — противник не имел здесь кораблей крупнее итальянского миноносца. Зато восемь 152-мм орудий крейсера «Перт» или даже десять 133-мм орудий крейсера «Наяд» могли нанести вражескому аэродрому куда более существенный урон. Но, судя по всему, британские моряки пока не воспринимали немецкую авиацию как серьёзного противника.

Ответить

Вернуться в «Военная история»