ЛЕНД-ЛИЗ

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#51 Сообщение smersh70 » 25 апр 2020, 00:32

T48 (англ. 57mm Gun Motor Carriage T48) — американская самоходная артиллерийская установка (САУ), по западной классификации - истребитель танков (Tank Destroyer), времён Второй мировой войны.
Изображение
Была создана Абердинским полигоном в 1942 году на базе полугусеничного бронетранспортёра M3, по британскому заказу, и предназначалась только для поставок по программе ленд-лиза.
С декабря 1942 по май 1943 года фирмой Diamond T Motor Car Company было выпущено 962 САУ этого типа.
Изображение
Ко времени начала производства T48, она была сочтена Великобританией более не нужной, поэтому ей были отправлены лишь 30 из выпущенных САУ. Из остальных T48, одна САУ всё же была передана войскам США, но большая часть, 650 единиц, была направлена в СССР по ленд-лизу в 1943 — 1944 годах (241 и 409 соответственно), тогда как 281 машина была переделана в базовый бронетранспортёр.
Изображение
В РККА T48 получили обозначение СУ-57 и в 1943 — 1945 годах активно использовались в составе отдельных самоходно-артиллерийских бригад, а также бронеавтомобильных разведывательных рот и мотоциклетных батальонов. 15 САУ в годы Великой Отечественной войны было также передано польским формированиям Войска польского.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#52 Сообщение smersh70 » 26 апр 2020, 20:36

Зимний ленд-лиз
Изображение
Боевое применение амеркианских средних танков М3Ср в Красной армии началось с мая 1942 года, пик же их использования пришелся на лето-осень того же года. Продолжалось их применение и зимой 1942-43 годов, причем его результаты оказались далеко не такими плохими, как могло показаться.
На испытаниях, которые проводились на НИБТ Полигоне, выяснилось, что "снегоходность" у американской машины очень даже приличная. При езде по заснеженной целине максимальная преодолеваемая глубина снега составила 80 см, то есть на уровне КВ-1. Снег глубиной 30-50 см танк преодолевал на 2-й передаче.
Правда, в зимних условиях плохо работали резинометаллические траки. Даже с шестью шпорами на ленту максимальный угол преодолеваемого подъёма составил всего 16 градусов. При установке 78 шпор на ленту угол преодолеваемого подъёма увеличился незначительно – до 21 градуса.
При этом увеличение расхода топлива оказывалось очень высоким. Собственно, он и так выглядел едва ли не запредельным. При установке 78 шпор даже но шоссе возрастал до 582 литров на 100 километров, а по бездорожью достигал уже совсем неприличных 965 литров на 100 километров.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#53 Сообщение smersh70 » 11 май 2020, 21:46

Союзная броня: иностранные танки в армии СССР


Роль в победе над врагом, качество и возможности боевой техники, поставленной союзниками по ленд-лизу, остаются в центре острых дискуссий, которые ведутся как профессиональными историками, так и любителями. Нередко в спорах на тему «что лучше — Шерман или Т-34?» доминируют эмоции и политика. Однако трезвый взгляд на цифры и факты не даст однозначного ответа на подобные вопросы.
Изображение
Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Великобритании тогда все советское было очень модным и популярным, так что работницы с искренним удовольствием выводят на броне танка русские слова.

Поставки бронетанковой техники в СССР начались уже осенью 1941 года. :!: :!: :!: 3 сентября Сталин направил Черчиллю письмо, содержание которого премьер довел и до президента Рузвельта. В послании Сталина говорилось о нависшей над Советским Союзом смертельной угрозе, которую можно было снять только открытием второго фронта и срочной отправкой в СССР 30 000 т алюминия, а также минимум 400 самолетов и 500 танков ежемесячно. В соответствии с Первым (Московским) протоколом, США и Великобритания обязались в течение девяти месяцев поставить 4500 танков и 1800 танкеток.

Броня крепка

Первыми в СССР в октябре 1941 года с конвоем PQ-1 прибыли английские «Матильды». Тяжелый пехотный танк Мk II Matilda англичане приняли на вооружение накануне Второй мировой войны, наиболее массово он использовался в Северной Африке и на советско-германском фронте. Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм лобовой броней и вооружалась 42-мм пушкой. В зависимости от модификации, на танки ставили по два 6-цилиндровых дизеля АЕС или «Лейланд» суммарной мощностью 174 или 190 л.с., максимальная скорость достигала 24 км/ч — больше для машины непосредственной поддержки пехоты и не требовалось.

Изображение
Экипаж британского среднего танка Mk II Matilda II, поставленного в СССР по ленд-лизу. Брянский фронт, лето 1942 года.
Для 1941−1942 годов «Матильда» была наименее уязвимой машиной, превосходившей в этом отношении наш KB: ее могли «взять» только снаряды немецкой 88-мм зенитки, но не танковых и противотанковых пушек. Орудие же «Матильды» не уступало нашей «сорокопятке» и, подобно ей, до лета 1942 года поражало немецкие танки всех типов.
Силовая установка и планетарная коробка передач «Матильды» оказались весьма надежными, но хорошо защищенная ходовая часть была сложной. На ровном твердом грунте она работала отлично, однако на российском бездорожье быстро выходила из строя. Малый объем трехместной башни и небольшой диаметр башенного погона не позволили разместить в ней артсистему более крупного калибра, что и предопределило судьбу «Матильды»: к 1943 году в строевых частях британской армии она уже не использовалась. Всего до августа 1943-го было выпущено 2987 «Матильд», из которых 1084 штуки англичане поставили СССР.

Любимец танкистов

Мк.I Valentine также был пехотным танком. По массе (16 т) он, скорее, относился к легким, хотя по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые машины. Максимальная скорость его была такой же, как у «Матильды», что объяснялось менее мощным двигателем. На Valentine I устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с., на остальных же модификациях стояли дизели АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л.с. Несмотря на увеличение мощности, динамические характеристики машины не изменились, поскольку возросла ее масса: начиная с Valentine VIII вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на Valentine XI — пушку калибром 75 мм.

Изображение
Погрузка танков «Матильда» в одном из британских портов для отправки в СССР.
Особенностью этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. При сборке корпуса отдельные узлы соединяли болтами и заклепками. В противоположность «Матильде», ходовая часть «Валентайна» не бронировалась: более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недостатком была и плотная компоновка боевого отделения, особенно у машин с трехместной башней моделей III и V. В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских «Валентайнов»; у последних вместо английского спаренного 7,92-мм пулемета BESA был установлен американский 7,62-мм «Браунинг» М1914А1. Поставлялись машины с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов «Валентайн» был самым популярным из британских танков. Достаточно сказать, что в 1944—1945 годах его производство сохранялось исключительно для удовлетворения советских заявок.
Изображение


Тезка премьера

Тяжелый пехотный танк Mk IV Churchill больше известен по фразе, якобы сказанной легендарным английским премьером: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого». Да, уж очень архаичным было его устройство: чтобы увеличить объем корпуса, конструкторы фирмы Vauxhall motors расположили элементы ходовой части под корпусом, гусеница огибала его, как у танков периода Первой мировой войны. Но поставленной цели они добились: в силовом отделении установили 12-цилиндровый горизонтальный двигатель Bedford мощностью 350 л.с., а благодаря широкому подбашенному листу применили башню с 57-мм (начиная с Churchill III"), а потом и с 75-мм пушками. На Churchill I и Churchill II была установлена 40-мм пушка, что для тяжелого танка было недостаточно, поэтому в лобовом листе монтировали еще и 76-мм гаубицу. Защищенная 152-мм броней 40-тонная машина развивала скорость до 25 км/ч.
Надежная, в общем-то, ходовая часть имела существенные недостатки: высокая лобовая ветвь гусеницы оказалась уязвимой для артогня, а сама гусеница нередко заклинивала башню. Тем не менее до конца войны выпустили 5460 «Черчиллей». В 1942—1943 годах в СССР поставили 301 танк модификаций III и IV, отличавшихся разве что способом изготовления башни. Возможно, прислали несколько огнеметных танков «Черчилль-Крокодил» (именно такая машина экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке).
Типичным недостатком английских пехотных танков, свойственным и советским танкам первого периода войны (исключая KB), был небольшой объем боевого отделения и неприспособленность ходовой части к российским условиям. В целом это были надежные машины, по бронезащите превосходившие немецкие, а по вооружению способные эффективно бороться с ними — до появления на поле боя «Тигров» и «Пантер».
Изображение
Cromwell MK VII. Рассказ о ленд-лизовской бронетанковой технике был бы неполным, если не упомянуть о нескольких машинах, присланных специально для испытаний. Это пять американских танков М5, два М24 «Чаффи» и один М26 «Генерал Першинг», а также шесть британских «Кромвелей». Добавим 115 бронированных ремонтно-эвакуационных машин М31, созданных на базе среднего танка М3, и 25 мостоукладчиков «Валентайн-бриджелейер».
.
Полный вперед на хорошем бензине!
Первыми американскими танками, прибывшими в Советский Союз по программе ленд-лиза, были легкий М3 General Stuart и средний М3 General Lee, более известные как М3с и М3л. М3л заслуженно считается лучшим легким танком Второй мировой войны. Английские танкисты, сражавшиеся в Северной Африке, прощали ему и слабое вооружение, и пожароопасность авиационного двигателя, зато «Стюарт» позволял им постоянно висеть на хвосте преследуемых немецко-итальянских войск. Динамические характеристики танка были отличными: 7-цилиндровый двигатель Continental мощностью 250 л.с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч; подвижность танка и работоспособность его ходовой части находили изумительными. Вот только 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм, к 1942 году оказалась уже слабоватой. Разместить же более мощную артсистему не позволяли размеры башни. Тем не менее М3л производился до 1943 года, пока его не сменил более совершенный М5, обладавший как достоинствами, так и недостатками предшественника.

В 1942—1943 годах Красная армия получила 1665 танков М3 и М3А1, которые если не превосходили, то и не уступали советским Т-60 и Т-70. При общей простоте и надежности у М3л выявился существенный недостаток: если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 охотно потребляли низкосортный бензин, то мотор «Стюарта» предпочитал исключительно высокооктановый авиационный, на нашем топливе он быстро выходил из строя.

Изображение
В числе первых британских танков, при¬бывших на Восточный фронт, был и легкий Mk. VII Tetrarch Производство этих авиадесантных машин с оригинальной ходовой частью началось в 1940 году; до 1942-го выпустили 171 штуку, из которых 20 прибыли в СССР. Семитонный «Тетрарх» с 165-сильным двигателем Meadows развивал скорость до 64 км/ч и был вооружен 40-мм пушкой.

Уязвимая трехэтажка

Другого «генерала» — М3с — наши танкисты окрестили «братской могилой на семерых». Встретив войну практически без танков, американцы нередко принимали решения, лежащие на поверхности, ибо времени на глубокую проработку проектов не оказалось. Поэтому 75-мм пушку разместили в бортовом спонсоне (выступе), что было куда легче и быстрее, нежели разрабатывать оригинальную башню. Ограниченный угол обстрела 75-мм пушки компенсировали, установив башню с 37-мм пушкой, а над той — еще и пулеметную. Так образовался 27-тонный трехэтажный мастодонт высотой 3 м; 340-сильный девятицилиндровый звездообразный авиамотор Continental разгонял сие многопушечное великолепие до 42 км/ч, так что по подвижности М3с не уступал немецким танкам. Что же касается вооружения, то при всех недостатках его компоновки оно до 1942 года оставалось достаточно мощным. По мнению англичан, «Генерал Ли» оказался самым сильным танком из тех, коими они располагали в Северной Африке: его 75-мм орудие раскалывало как орех броню любых немецких машин, а 37-мм броня уверенно держала удары неприятельских снарядов. Хуже было с живучестью ходовой части. В 1941—1942 годах было произведено 6258 «Ли» шести модификаций, отличавшихся лишь технологией изготовления. 1386 танков М3 прибыло и к нам. Несмотря на внушительный вид, красноармейцы и командиры относились к ним неважно, о чем говорит данное им столь мрачное прозвище.

M4 Sherman и T-34: не близнецы, но братья
Осознав врожденные пороки «Генерала Ли», американцы занялись созданием среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. Все модели этого танка, получившего армейское название М4 General Sherman, были схожи по виду. Различался лишь тип силовой установки, а пушки, башни, компоновка были одинаковыми. Внешне выделялся только М4А1 с литым корпусом. Боевое крещение «Шерманы» получили в ноябре 1942 года в Северной Африке под Эль-Алайменом и показали себя сильнейшими на этом театре военных действий. В начале 1943 года они появились и на советско-германском фронте. Поскольку в армии США стандартным считался карбюраторный двигатель, то модель М4А2 с двумя 6-цилиндровыми дизелями GMC 6046 мощностью 375 л.с. в ней применения не нашла и в основном поставлялась на экспорт — в Англию и СССР.

Изображение.
Если советские танки подразделялись в годы Второй мировой войны на легкие, тяжелые и средние, то британские делились на два основных класса: пехотные и крейсерские. Пехотные были рассчитаны на поддержку действий пехоты и могли быть как легкими (Valentine), так и тяжелыми (Churchill). Легкобронированные крейсерские танки предназначались для самостоятельных действий, например, для быстрого проникновения в тыл противника. Британские крейсерские танки в СССР практически не поставлялись.
По вооружению и бронированию «Шерманы» не уступали Т-34. Меньший угол наклона бронелистов компенсировался их большей толщиной, а 75-мм пушка до появления «Тигров» и «Пантер» поражала немецкие танки всех типов. Однако новая пушка калибром 76 мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с позволяла «Шерману» поражать тяжелые танки противника на дистанции до 1 км. Советским танкистам понравились «Шерманы» с их вязкой броней толщиной 50−75 мм; на машинах выпуска 1944−1945 годов ее толщина достигла 75−100 мм.

Проходимость М4А2 первых серий, оснащенных обрезиненными гусеницами, была ограниченной, и вскоре их заменили новыми — с резинометаллическим шарниром (сайлент-блоком), повышавшим живучесть пальцев, соединявших траки. Кроме того, к гусеницам прилагались шпоры-грунтозацепы. С резинометаллическими гусеницами «Шерман» развивал скорость до 50 км/ч.

Существенными недостатками обладала подвеска этого танка — такая же, как у М3. В конце марта 1945 года ее устройство изменили: вместо двух катков в тележке применили два спаренных, буферные пружины сделали горизонтальными, а не вертикальными, как прежде; на тележках поставили амортизаторы. Заодно решили проблемы смазки.
Изображение

Изображение
Важным достоинством «Шерманов» — как и других американских и английских танков — было наличие зенитного пулемета обычного или крупного калибра; на советских ИС-2 и тяжелых самоходках они появились лишь в 1944 году. Всего было изготовлено 10 960 танков М4А2, в СССР прибыло 4063 машины — в том числе 1990 с 75-мм пушкой и 2073 — с 76-мм орудием. В мае-июне 1945 года было получено несколько машин с горизонтальной подвеской, которые в составе 9-го мехкорпуса участвовали в разгроме Квантунской армии.
В целом «Шерман» оказался надежным и простым в эксплуатации, что подтвердили его испытания зимой и летом 1943 года. К концу тестов М4А2 прошел 3050 км без серьезных поломок. Проигрывая Т-34 в динамике движения (за счет менее мощной силовой установки) и в боковой устойчивости (более высокий и узкий «Шерман» нередко заваливался на бок), американский танк имел ряд важных преимуществ. В частности, один дополнительный член экипажа (5 человек у «Шермана» против 4 человек в Т-34) позволял разделить функции наводчика и командира танка. Совмещение этих функций в советском танке часто приводило к замедленной реакции на вражеский огонь и в итоге к поражению в танковых дуэлях.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#54 Сообщение smersh70 » 14 май 2020, 02:15

Не очень известная установка БМ-13 на шасси Fordson W.O.T.8 (30-cwt (1½-ton), 4x4 - некоторое количество таких машин поступило в СССР из Канады в конце 1941 - начале 1942 года. Предположительно, в силу своих вездеходных качеств они, в основном, под "Катюшу" и были использованы.
Изображение
Грузовой вариант с коротким деревометаллическим кузовом предназначался для транспортировки до 750 кг различных грузов. На них применялись типовые моторы Ford V8 мощностью 85 сил и трансмиссии, механический привод тормозов без усилителя и шины с глубоким протектором. Часть машин служила артиллерийскими тягачами, базой мастерских и компрессорных станций. Основная доля поступивших в СССР автомобилей WOT8 была переделана в мобильные шасси высокой проходимости для пусковых установок залпового огня БМ-13 «Катюша», которыми пытались заменить снятые с производства грузовики ЗИС-6. Транспортные суда, доставлявшие эти машины северным морским путём, неоднократно подвергались атакам немецких самолетов и подводных лодок. В результате из отгруженных 868 единиц до Красной армии дошла только 731 машина WOT8.
В боевых действиях эти автомобили себя не оправдали, уступив место «Катюшам» на базе «Студебекеров».
Изображение
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#55 Сообщение smersh70 » 18 май 2020, 00:41

Советские танкисты на танках М3А1 «Стюарт» в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4.
Американская техника поставлялась по ленд-лизу полностью укомплектованной — с экипировкой и стрелковым оружием для экипажа.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#56 Сообщение smersh70 » 20 май 2020, 00:48

Diamond T 980 — американский трёхосный балластный тягач, выпускавшийся фирмой Diamond T с 1941 г.
12-тонный трёхосный тягач с колёсной формулой 6×4 был создан в соответствии с требованиями к танковым транспортёрам, которые британская закупочная комиссия разослала в 1940 году нескольким американским фирмам. Фирма Diamond T enru из Чикаго, уже имевшая прототип тяжёлого грузовика, разработанный для американской армии, внесла в него незначительные изменения для соответствия британским требованиям, и вскоре получила первоначальный заказ. Серийное производство модели 980 началось в 1941 году.
Некоторые источники указывают, что до конца второй мировой войны был изготовлен 5871 тягач моделей 980 и 981, но в архивах фирмы Diamond T содержится информация о 6554 построенных тягачах моделей 980 и 981.
Изображение
Изображение
Число тяжёлых 12-тонных тягачей Diamond T моделей 980 и 981, попавших в СССР, на сегодняшний день не установлено: называются цифры и 295 и 471 экземпляр. Они использовались для перевозки танков и другой тяжёлой техники на низкорамных прицепах-трейлерах M9 (в основном, фирм Fruehauf и Rogers[3]). Кроме того, эти тягачи применялись для буксировки орудий калибром 75-90 мм или 155 мм гаубицы с боевым расчётом и боекомплектом.
В СССР тягачи Diamond T использовались не только в армии, но и в народном хозяйстве. Зимой 1945/46-го года они появились на северных и восточных трактах Сибири. Будучи созданными для условий мягкого климата, они испытывали проблемы в условиях холодной сибирской зимы – не имеющий подогревателя дизель с трудом запускался на морозе, загустевшее топливо переставало прокачиваться через тонкие трубки топливной системы. Усугублялись эти проблемы тем, что при 40-градусном морозе заглохший двигатель при заправке его водой несмотря на утепление капотов уже через 10-15 минут размораживался и выходил из строя. Осторожного обращения требовала и резина покрышек, которая на морозе становилась хрупкой: трогаться с места приходилось осторожно, а первое время двигаться очень медленно – до тех пор, пока покрышки не разогревались.
Изображение
Изображение
Дорогостоящие и высокопроизводительные тягачи в автохозяйствах доверяли наиболее ответственным, опытным шофёрам, которые, зачастую, были знакомы по фронтовой службе со спецификой эксплуатации дизельной техники. Для их эксплуатации строили тёплые ангары, оборудованные устройствами для подогрева топлива и масла. Сами машины дооборудовались устройствами подогрева топливных баков за счёт отвода части выхлопных газов. Топливопроводы, топливные фильтры и аккумуляторы утеплялись суконными чехлами с войлоком. Брезентовый верх открытых кабин также утеплялся – обычно под него подкладывался стёганный ватный чехол. Систему охлаждения заправляли антифризом, который, зачастую, приготавливали здесь же, в автохозяйствах.
Изображение
Изображение
Тягачи Diamond T, как и другие ленд-лизовские грузовики, эксплуатировались в СССР довольно долго – немногочисленные экземпляры встречались и в 60-е годы. Но, к сожалению, никакой информации о хотя бы одном экземпляре, сохранившемся на территории СССР, не имеется.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#57 Сообщение smersh70 » 28 май 2020, 17:54

Танки «Валентайн IV» канадской сборки из неустановленной части Западного фронта. Весна 1943 г.

Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#58 Сообщение smersh70 » 27 июн 2020, 02:23

КОРАБЕЛЬНЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ.

Про поставки военной техники по ленд-лизу много сказано и хорошо известно. Но, как правило, все знают про поставки танков, самолетов, автомобилей. Между тем, была еще одна сторона, которую обходят вниманием – советский флот за годы войны получил от союзников 318 боевых кораблей. Внушительная цифра! Так что же это были за корабли и какую роль они сыграли в боях?
Изображение
Начнем с того, что инициатива поставок кораблей исходила от самих союзников – в сентябре 1941 года фирма «Canadian Powers Bot Company» предложила представителям СССР постройку торпедных катеров (первоначально речь шла о 100 катерах). Предложение было принято, впоследствии по заказу поставили 202 торпедных катера типов «Воспер» (А-1), ЭЛКО (А-3) и «Хиггинс» (А-2).
Эти катера имели примерно одинаковые ТТХ: водоизмещение - 45-50 т, скорость полного хода - 36-39 узлов, дальность плавания - 420-450 миль; торпедное вооружение - два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское - 20-мм зенитный автомат типа "Эрликон". Экипаж катера составлял 11-14 человек. Однако, оценка их нашими специалистами была различна – лучше всего отзывались о катерах «ЭЛКО», хуже всего о «Воспер».
Весьма специфически были использованы 60 сторожевых катеров типа «RPC» и «PTC» - как малые охотники. Это при том, что необходимой для этого аппаратуры корабли не имели, ведь предназначались для спасательных работ. Да и дополнительное вооружение было установлено только по требованию советской стороны. Ситуация, конечно, парадоксальная…
Изображение
Помимо торпедных катеров значительны были поставки охотников за подводными лодками типа SC-110 (или БО-2 по нашей классификации) – всего 78 охотников. Из этого числа 36 кораблей получил Северный Флот, 32 – Тихоокеанский, 4 – Балтийский и 6 – Черноморский. Последние их них были переправлены по внутренним водным путям. Охотник имел деревянный корпус, водоизмещение – 126 т, скорость хода – 17 узлов. Артиллерийское вооружение – 40-мм пушка и три 20-мм автомата.
Одной из больных тем для отечественного флота были противоминные мероприятия. Характер действий противника быстро вскрыл главную проблему отечественного флота – недооценка значения тральщиков.
И качество их было неудовлетворительным и количество явно недостаточным для полноценного выполнения боевых задач. Советский флот получил 34 тральщика типа «АМ», 43 типа «YMC» и 10 типа «MMS». Тральщики в основном поступали на Тихоокеанский Флот и, частично, на Северный. Хотя больше всего в них нуждались Балтийский и Черноморский флоты.
Изображение
Тем не менее, работа для тральщиков нашлась и на Северном флоте. Благодаря тральщикам типа «ТАМ» удалось свести к минимуму потери от мин в восточной части Арктики. Поставляемые тральщики отличались удачной конструкцией и высокими характеристиками. Тральщики «MMS» строились по специальному проекту, имели петлевой, электромагнитный и акустический тралы.
Но самыми совершенными были, все-таки, американские тральщики «АМ». Контактные тралы типа «Оропеза» и разомкнутые электромагнитные тралы типа «Тэм» позволяли бороться с минами как в море, так и на реках.
Кроме того, вооружение и оборудование позволяли бороться с подлодками противника. 10 кораблей этого типа оказали на боевые действия Северного флота самое благоприятное влияние. Так, тральщик ТЩ-115 за короткий период вытралил более 200 мин в заливе Варангер-фьорд.
Единственными крупными кораблями, переданными в рамках ленд-лиза, были 28 фрегатов типа «Такома» («ЭК»). Эти корабли имели водоизмещение 2300 т, скорость – 19 узлов, вооружение – три 76,2-мм орудия, два 40-мм орудия и девять 20-мм автоматов. Кроме этого, имелись два бомбосбрасывателя и девять бомбометов, а также гидролокатор и радиолокационные установки.
Изображение
Не стоит недооценивать и другие поставки. Например, из Англии и Америки было поставлено около 1200 радиолокационных станций и более 300 гидролокаторов типа «ASDIC». При этом качество этих приборов заметно отличалось от отечественных, само собой, в лучшую сторону.
Стоит отметить, что в период Великой Отечественной советская сторона очень широко проводила десантные операции, однако специальных десантных судов практически не имелось, поэтому в 1943-45 годах в СССР было поставлено 43 подобных судна. Использовать их, правда, пришлось уже после Великой Отечественной – во время войны с Японией.

Так что же в итоге значили поставки для советских ВМФ?

Ощутимый эффект поставки смогли оказать только в 1945 году, когда началась война против Японии. Ведь в результате ленд-лиза количество, к примеру, советских сторожевиков на Тихом Океане увеличилось в 5 раз по сравнению с началом войны! А специальных десантных судов вообще до этого не было!
Стоит особо отметить, что, несмотря на внушительный объём поставок, использовать их в полной мере было проблематично. Дело в том, что все корабли и суда поступали только по двум маршрутам: на Дальний Восток и северными конвоями. Но особо нуждались в этих поставках Черноморский и Балтийский Флоты, на которые поставки были возможны только внутренними маршрутами. Но в этом, конечно, ни чьей вины нет.
Изображение
Судите сами. К 1945 году Северный флот располагал: 7 тральщиками АМ, 6 тральщиками ТАМ, 33 БО, 5 малыми противолодочными кораблями, 11 «Восперами», 14 «ЭЛКО» и 14 «Хиггинсами».
На Балтийском море в это же время было: 4 БО, 2 МО, 19 «Восперов» и 17 «ЭЛКО», а на Черном море: 6 противолодочных кораблей, 20 МО и 13 «Восперов». Вот и получается, что на главнейших направлениях – западном и южном – действовали в основном отечественные корабли.
Изображение
Некоторые историки ставят в пику союзникам то, что они не поставляли крупные корабли, но не стоит забывать: их СССР не просил, да и не настолько они были нужны флоту, в отличие от охотников и тральщиков.


на заводе Норт Американ Тексаны и Мустанги предназначенные для поставок по ленд лизу.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#59 Сообщение smersh70 » 07 июл 2020, 02:06

При упоминании поставок в Советский Союз по программе ленд-лиза первое, что вспоминается большинству — это полярные конвои, идущие в порты Мурманска и Архангельска сквозь непогоду и завесы подлодок кригсмарине и пикировщиков люфтваффе. Так было, и действительно, самый короткий маршрут ленд-лиза был самым трудным и самым героическим. Однако по нему прошло менее четверти объёма поставок, в то время как более длинные и менее опасные маршруты через Тихий океан или вокруг Африки через Персидский залив и Иран остаются в тени.
Ниже приведены кадры хроники, снятые англичанами в Иране. Обойдя Африку с Юга, транспорты разгружались в портах Персидского залива, а затем через Ирак и Иран грузы доставлялись в советское Закавказье и Нижнее Поволжье. Чтобы обезопасить трассу поставки и увеличить её пропускную способность, СССР и Великобритания оккупировали Иран и построили шоссейные и железные дороги.
В белых, залитых солнцем кадрах видна работа тех, кого обычно и не вспоминают при рассказах о событиях Второй мировой — иранских портовых грузчиков и машинистов паровозов, за которыми наблюдает часовой-гуркх с кукри в руках. Примечательны надписи мелом на железнодорожных вагонах — пожелания британских союзников, намекающие на советский герб: «Up the Rouskis! Hummer and Sickle'em!» — «Давайте, русские! Молотите и жните их!»

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#60 Сообщение smersh70 » 13 июл 2020, 20:39

Разработанный в конце 30-х годов прошлого века лёгкий американский бронетранспортёр M3 Scout Car кроме своего прямого предназначения использовался для решения широкого круга задач — как командно-штабная или дозорная машина, лёгкий артиллерийский тягач или оружейная платформа для миномётов или реактивных систем. Было выпущено около 21 тысяч этих машин, пользовавшихся большой популярностью в армии США.

С началом войны M3 попал в список вооружения, которое поставлялось США союзникам по ленд-лизу, в том числе в Советский Союз. Вступив в войну с большим количеством бронеавтомобилей разных типов, Красная армия быстро потеряла их в первых сражениях, и заморский броневик пришёлся как нельзя кстати. В Красной армии «Скауты» поступали прежде всего на вооружение разведывательных батальонов. Эти мобильные подразделения, которые к середине войны были прекрасно вооружены лёгкими танками, бронетранспортёрами и мотоциклами, успешно действовали до конца войны, и М3 занял в них свою нишу. Всего в СССР было поставлено более 3300 «Скаутов», заслуженно пользовавшихся любовью советских солдат.

Ответить

Вернуться в «Военная история»