ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#31 Сообщение smersh70 » 09 фев 2019, 01:47

Испанский И-16
Изображение
► Показать
Испанские Р-зет и СБ республиканской авиации.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#32 Сообщение smersh70 » 09 фев 2019, 01:57

Бюккер Bü 133C Юнгмастер испанской авиации
Изображение
► Показать
Испанские Савойи SM-79
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#33 Сообщение smersh70 » 09 фев 2019, 01:57

Клемм Kl-32 ВВС Испании.
Изображение

Испанский Fi-156 Шторьх.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#34 Сообщение smersh70 » 09 фев 2019, 02:00

Испанский Хейнкель Не-70
Изображение
► Показать
smersh70 писал(а):Испанец возле истребителя И-15бис
а также другие И- 15
что интересно,несмотря на устаревшую модель,не выкинули,а держали в исправном состоянии и даже летали еще после 2 мировой войны :?
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#35 Сообщение smersh70 » 05 июл 2019, 23:24

Боец республиканской милиции. Барселона, 1936 год.
Изображение«Еще одна борьба за независимость».

Плакат испанских республиканцев, 1936 год.
«Еще одна борьба за независимость».
Изображение


Испанский военный и политический деятель Франсиско Франко с братом Рамоном. Период Рифской войны, 1920-ые гг.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#36 Сообщение smersh70 » 14 июл 2019, 00:33

Бой у мыса Тенес

К осени 1937 года ситуация на сухопутном фронте испанской гражданской войны стабилизировалась. Республиканцы прекратили какие-либо попытки наступления, а франкисты отказались от активных действий в центральной части страны и на юге, перенеся все усилия на Северный фронт для разгрома противника в Астурии. Основными действиями морских сил обеих сторон в этот период стала борьба за коммуникации: республиканские корабли занимались проведением транспортов из Советского Союза в Барселону, Аликанте и Картахену, а корабли франкистов пытались перехватить конвои. Для безопасности маршрут в порты Испанского Леванта проходил как можно дальше от занятых франкистами островов Мальорка и Ибица, вдоль берега Алжира – здесь корабли республиканцев могли укрыться во французских территориальных водах.



ККрейсеры выходят в море
Очередной караван республиканских транспортов, шедших из Одессы в Картахену, состоял из пароходов «Альдекоа» (6100 брт), «Антонио де Сатрустеги» (5000 брт), «Map Карибе» (6100 брт) и «Map Бланке». Суда достигли порта Алжир, где остались дожидаться эскорта.

Вечером 6 сентября 1937 года для их встречи к берегам Алжира вышли главные силы республиканского флота под командованием Мигеля Буисы: лёгкие крейсеры «Либертад» и «Мендес Нуньес», а также семь эсминцев («Лепанто», «Гравина», «Альмиранте Вальдес», «Хорхе Хуан», «Альмиранте Миранда», «Эсканьо» и «Альмиранте Антекера»). На республиканском флагмане в качестве советника находился капитан 3-го ранга В.А. Алафузов.


Лёгкий крейсер «Либертад» в 1936 году. Бывший «Принсипе Альфонсо», вступил в строй в 1925 году. Стандартное водоизмещение — 7475 т, вооружение — восемь 152-мм орудий, четыре 102-мм универсальных орудия. Броня: борт — до 76 мм, палуба — до 50 мм. Максимальная скорость — 33 узла.
kbismarck.com
Обычно республиканский эскорт встречал транспорты у мыса Тенес в 40 милях западнее Алжира, откуда до Картахены по прямой было 125 миль. На этот раз по предложению Н.Г. Кузнецова точку рандеву перенесли восточнее — к самому порту Алжир.

Крейсеры шли строем кильватера: впереди флагманский «Либертад», за ним «Мендес Нуньес», замыкал колонну эсминец «Антекера». Слева от колонны шли три эсминца 1-го дивизиона, справа — три эсминца 2-го дивизиона. Воздушное прикрытие обеспечивала группа самолётов СБ, ведшая разведку по направлению движения эскадры.

Франкистская агентура в Алжире сработала эффективно: о появлении республиканских судов морское командование мятежников узнало почти сразу же. Для их перехвата были назначены оба новейших тяжёлых крейсера — «Канариас»и «Балеарес». Впрочем, дата выхода конвоя из Алжира известна не была, а крейсеры франкистов в это время занимались важным делом — конвоировали танкеры с нефтью, шедшие в Сеуту. Поэтому для патрулирования алжирского побережья был выделен только «Балеарес» под командованием капитана 1-го ранга Мануэля де Виерны. Ему было приказано с утра 7-го по вечер 8 сентября вести поиск противника у африканского побережья. На этот момент «Балеарес» шёл из Пальмы в Кадис и находился в 50 милях южнее Картахены. Поэтому Виерне пришлось развернуть свой крейсер на обратный курс, и к рассвету 7 сентября он уже был у африканского берега, 20-узловым ходом двигаясь на восток в направлении Алжира.

Примерно в это же время эскадра Буисы встретила к северу от порта Алжир транспорты и вступила в их охранение, перестроившись таким образом, чтобы колонна крейсеров двигалась за транспортами, прикрывая её сзади, откуда вероятнее всего мог появиться противник. Оба дивизиона эсминцев продолжали двигаться по сторонам общей колонны. Конвой должен был дойти до мыса Тенес (в 40 милях западнее Алжира), а затем повернуть на северо-запад, в сторону Картахены.

В 8:35 эскадру обнаружил самолёт-разведчик франкистов, который сообщил Виерне о её местоположении. С республиканских кораблей также обнаружили самолёт и пробили боевую тревогу. В свою очередь, республиканские разведчики, высланные из Картахены на рассвете, не обнаружили в море никого — ни своих кораблей, ни противника.


Лёгкий крейсер-скаут «Мендес Нуньес» в 1930 году. Вступил в строй в 1925 году, строился 8 лет. Стандартное водоизмещение — 4780 т, вооружение — шесть 152-мм орудий. Броня: борт — 38 мм, палуба — 25 мм. Скорость на испытаниях — 29 узлов.
«Морская коллекция», 2003, №9
ППервая фаза боя: утро
В некоторых описаниях боя утверждается, что республиканцы ожидали атаки с воздуха, поэтому плохо вели наблюдение за морем и не обнаружили противника вовремя, но это не так: первыми обнаружили врага именно они. В 10:05 наблюдатель эсминца «Эсканьо» увидел крейсер по левой раковине на фоне африканского берега. Он сразу же сообщил об этом флагману, после чего Буиса приказал готовиться к бою и увеличить скорость эскадры до 27 узлов.

«Балеарес» заметил противника только в 10:15; республиканская эскадра двигалась навстречу и тоже находилась на левой раковине, то есть мористее. Виерна счёл своё положение опасным: его крейсер с 203-мм орудиями был сильнее любого корабля противника, но у республиканцев имелись эсминцы — они могли атаковать «Балеарес» со стороны моря и прижать его к берегу. Поэтому командир франкистов решил по возможности избежать боя. Он приказал увеличить скорость крейсера до 29 узлов, решив на полном ходу прорваться вдоль берега и уйти в сторону Майорки. В 10:30 он связался с Пальмой и запросил оттуда бомбардировщики. Впрочем, Буиса не решался отдать приказ на атаку, опасаясь, что крейсер может принадлежать одной из нейтральных держав — тем более что «Балеарес» пока не открывал огня. Он миновал траверз республиканской эскадры и развернулся на северо-восток, обходя противника с кормы.

Буиса приказал своим кораблям поворачивать вправо, а транспортам уходить влево, во французские территориальные воды. «Мендес Нуньес» повернул вслед за флагманом, но эсминцы задержались с распознаванием сигнала и начали поворачивать с опозданием, в результате чего нарушили строй и отстали.


Тяжёлый крейсер «Балеарес» по состоянию на 1938 год. Вступил в строй осенью 1936 года. Стандартное водоизмещение — 10 670 т, вооружение — восемь 203-мм орудий, восемь 120-мм универсальных орудий. Броня: борт — 51 мм, палуба — до 76 мм. Скорость — до 34 узлов.
kbismarck.com
Теперь республиканские крейсеры двигались на северо-восток одним курсом с «Балеаресом». Над морем стояла дымка, видимость была около 100 каб. В 10:44 тяжёлый крейсер франкистов первым открыл огонь с дистанции около 80 каб. Главным 203-мм калибром он стрелял по «Либертаду», немного опережавшему его, универсальным 120-мм – по «Мендес Нуньесу».

В ответ Буиса приказал открыть огонь и увеличить ход до 29 узлов, а одновременно запросил по радио воздушную поддержку из Картахены. Увы, «Мендес Нуньес», вступивший в строй двенадцатью годами ранее, не смог дать проектных 29 узлов и также начал отставать.

Республиканская эскадра потеряла управление и растянулась на 30 каб. Бой с «Балеаресом», имевшим ход порядка 28 узлов, продолжил только «Либертад». Оба корабля шли параллельными курсами, постепенно удалялись к северо-востоку. Буиса приказал эсминцам атаковать противника торпедами, но из-за сильного отставания они не смогли выйти в атаку. Вдобавок республиканские эсминцы показали скорость лишь немногим больше, чем у «Мендес Нуньеса», и приблизились к «Либертаду» только около половины двенадцатого.

Дистанция стрельбы постепенно сократилась до 40-50 каб. «Либертад» стрелял четырёхорудийными полузалпами с интервалом примерно 10 секунд. Временами стрельба прекращалась, поэтому за весь бой он выпустил около 220 снарядов. Уже с третьего залпа «Либертад» добился попадания, а всего за время боя было замечено 15-20 накрытий крейсера франкистов.


Морской бой 7 сентября 1937 года. Отметим, что в других работах указывается иное время открытия огня: 10:40 (Шталь, 1939) или 10:44 (отчёт Виерны).
generalisimofranco.com
В свою очередь, «Балеарес» мог действовать лишь носовыми башнями главного калибра, поскольку на кормовые посты управления огнём сносило густой дым из труб. В 10:56 он получил первое попадание в левый борт. 152-мм снаряд попал в корпус у 36-го шпангоута в 1,5 м над ватерлинией, временно выведя из строя электрическую цепь управления залповой стрельбой. Позднее цепь удалось восстановить, но подачу электричества к гирокомпасу так и не наладили, поэтому крейсер управлялся по магнитному компасу.

В 11:05 «Балеарес» получил второе попадание — на этот раз в район дымохода. Были разрушены внутренние переборки дымохода, а от осколков загорелись осветительные снаряды, хранившиеся рядом с универсальным орудием №4. Находившиеся рядом артиллеристы и матросы получили приказ растаскивать снаряды и бросать их за борт. При этом тяжёлые ожоги получил капрал морской пехоты Мануэль Луис Гарсия, который скончался в лазарете следующей ночью. Кроме того, от взрыва погибли два человека (в том числе офицер), было ранено ещё 28 матросов, в том числе двое — тяжело.

В это время республиканские крейсеры резко повернули налево и легли на курс 240º, удаляясь от противника. В 11:15 огонь на какое-то время прекратился из-за плохой видимости. Буиса опасался, что «Канариас» также находится поблизости, и хотел отыскать свои транспорты. Действительно, Виерна получил из Пальмы сообщение, что второй крейсер выходит ему на помощь из Сеуты.

В 11:20 «Балеарес» увеличил ход до 31 узла, продолжая двигаться на северо-восток. В 11:25 его артиллеристы вновь открыли огонь по «Либертаду», до которого в тот момент было 90 каб. Теперь корабли стреляли медленнее, попаданий больше не было, и около 11:30 крейсера прекратили огонь, потеряв друг друга в дымке. С 11:42 «Балеарес» несколько раз доворачивал вправо, и в 11:56 наблюдатели «Балеареса» на короткое время вновь обнаружили дым «Либертада» и с ним ещё трёх кораблей, но через четыре минуты вновь потеряли их.

Всего «Балеарес» получил два (по другим данным — три) попадания 152-мм снарядами, 16 пробоин и потерял 3 моряков убитыми и 28 ранеными (назывались также цифры в 15 человек убитыми и 75 ранеными). «Либертад» был дважды накрыт залпами с «Балеареса», но попаданий не получил.


Капрал морской пехоты Мануэль Луис Гарсия, обгоревший при ликвидации пожара осветительных 120-мм снарядов. Перед смертью был награждён Военной медалью, а посмертно — Лауреатским знаком Креста Сан-Фернандо
ИИнтерлюдия
После окончания боя на «Балеаресе» собрали убитых и раненых, а также начали ремонт повреждений – прежде всего, электроснабжения навигационных приборов и системы управления огнём. Тем не менее, Виерна решил продолжить поиск республиканского конвоя. Он приказал уменьшить скорость сначала до 25, а потом до 18 узлов, постепенно разворачивая корабль на юг, к африканскому берегу.

Тем временем республиканские транспорты, оставшись без прикрытия эсминцами, повернули к югу, стремясь укрыться под африканским берегом, во французских территориальных водах. Буиса получил сообщение об этом от эсминцев лишь около часу дня. Командующий республиканской эскадрой решил, что транспорты продолжили двигаться по намеченному маршруту к мысу Тенес, и направился туда же.

В действительности «Альдекоа» и «Антонио де Сатрустеги» выбросились на мель около мыса Шершель на полпути между Алжиром и мысом Тенес. Их команды заявили, что сделали это при приближении вражеского крейсера. Остальные два транспорта укрылись в порту Шершель, поэтому Буиса не смог найти их в расчётной точке у мыса Тенес.

В 14:30 Буиса повернул эскадру на юг (к алжирскому берегу) и приказал 2-му дивизиону эсминцев обследовать прибрежный район у мыса Тенес в поисках транспортов. Не найдя транспортов, эсминцы вернулись к эскадре. Западнее мыса Тенес транспортов тоже не оказалось, и около 16 часов республиканский командующий развернул свои корабли на восток. Вдобавок над морем сгущалась дымка, видимость быстро ухудшалась.

Тем временем около 13:30 с Майорки по запросу Виерны выслали группу бомбардировщиков. В 16:45 республиканская эскадра, находившаяся в 20 милях северо-западнее мыса Тенес, была атакована четырьмя самолётами противника – тремя бомбардировщиками и торпедоносцем. Сброшенная торпеда прошла перед носом у эсминца «Лепанто», ни одна из бомб в цель не попала, зенитный огонь также успеха не имел.

ВВторая фаза боя: вечер


Не зная о манёврах республиканцев, «Балеарес» в поисках противника двигался почти тем же самым курсом. Он описал почти полный круг и к 17 часом вышел в тот же район северо-западнее мыса Тенес, что и эскадра Буисы. Над морем стояла дымка, но в 17:07 по правой раковине крейсера были замечены два крейсера и три эсминца республиканцев, шедшие на восток курсом 70°. Из-за неисправности приборов управления огнём главного калибра «Балеарес» попытался открыть по ним огонь из 120-мм орудий.


Республиканцы обнаружили противника только в 17:20. Он находился на северо-западе и шёл с запада, поэтому был принят за однотипный крейсер «Канариас». На этот момент республиканские крейсеры двигались колонной на восток курсом 70°. Теперь эсминец «Антекера» шёл впереди флагмана, а обе флотилии эсминцев находились справа от крейсеров.

Буиса приказал эсминцам атаковать врага: 1-му дивизиону – с носа, 2-му – с кормы. Он решил взять противника в клещи и отрезать ему пути отхода к Гибралтару. Одновременно он вновь запросил по радио поддержку с воздуха.

«Балеарес» увеличил скорость до 30 узлов и в 17:22 открыл огонь главным калибром, сразу же дав накрытие. Однако теперь у него начались проблемы с электрикой носовых башен, поэтому стреляли только кормовые.

«Либертад» и «Мендес Нуньес» начали стрелять лишь после второго залпа «Балеареса». На четвёртом залпе республиканский флагман дал накрытие. Видимость была плохая, обе стороны стреляли медленно и с перерывами. «Балеарес» двигался на северо-запад, поэтому расстояние до него постоянно увеличивалось. Виерна, так настойчиво искавший новой встречи с противником, внезапно потерял к ней интерес – видимо, сказалось плохое состояние артиллерии. В 17:38 он приказал отвернуть влево, а затем увеличил ход до 32,5 узла. Вялая перестрелка продолжалась до 18:10, когда расстояние между противниками увеличилось до 80 каб.


В 18:15 часов на «Балеаресе» потеряли корабли республиканцев из виду, а в 18:18 крейсер резко развернулся влево и лёг на курс 270° – республиканцы считали, что противник сделал это, обнаружив, что эсминцы обходят его с двух сторон. В этот момент оба дивизиона эсминцев находились южнее крейсера франкистов и развернулись вслед за ним, открыв огонь из 120-мм орудий.

«Балеарес» начал стрелять по эсминцам, но они шли рассредоточено, и огонь «Балеареса» оказался неэффективным. В 18:32 быстроходный «Либертад» также повернул влево и вновь открыл огонь, но теперь он находился уже слишком далеко от противника.

До 19 часов «Балеарес» сделал несколько последовательных манёвров вправо и влево, придерживаясь общего курса на запад. Эсминцы не смогли развить скорость более 31 узла и постепенно отставали, так что с «Балеареса» были видны только их дымы. В 19 часов командир республиканской эскадры приказал эсминцам прекратить погоню и вернуться к поиску транспортов. В 19:08 на «Балеаресе» полностью утратили контакт с противником.

Во второй фазе боя «Либертад» сделал всего десять залпов, выпустив 80 снарядов. «Мендес Нуньес» за весь день сделал свыше полусотни залпов. Стрельба обеих сторон на втором этапе боя была неэффективной из-за плохой видимости и большого расстояния.

Запрошенные Буисой бомбардировщики появились над местом боя лишь незадолго до наступления темноты. В 19:12 «Балеарес» подвергся атаке четырёх самолётов и отразил её огнём 120-мм артиллерии (бомбы упали далеко от корабля). Примерно в это же время над республиканскими крейсерами появился одиночный бомбардировщик противника, опознанный как «Юнкерс»: он сделал два захода и сбросил шесть бомб и тоже никуда не попал. В 20:30 республиканские самолёты вернулись на свой аэродром.



В 19:40, уже в сумерках, эсминцы присоединились к крейсерам. Транспорты отыскать так и не удалось. Ночью Буиса приказал кораблям возвращаться в Картахену. Позднее «Сатрустеги» сам снялся с мели и вместе с «Мар Карибе» и «Мар Бланке» вернулся в Алжир. Дальнейшая судьба «Альдекоа» не вполне ясна, однако потерянным этот транспорт не числится.

«Канариас» к месту боя так и не прибыл. Утром 8 сентября «Балеарес» прошёл через Гибралтар и в 15 часов прибыл в Кадис, где после полученных повреждений ремонтировался в течение двух месяцев.

ИИтоги боя
Результатам этого боя трудно дать однозначную оценку. Республиканская эскадра не выполнила свою задачу – не сумела провести транспорты в Картахену, хотя и уберегла их от уничтожения противником. И Буиса, и командиры его кораблей действовали решительно, не проявив страха перед врагом. Вместе с тем командующий республиканцев совершенно упустил из виду свои транспорты, не оставил эсминцев для их сопровождения, а после боя вовсе не смог их отыскать, вернувшись в базу. Наконец, приданная флоту сухопутная авиация не имела опыта действий над морем и не смогла организовать эффективную разведку.

Морская авиация франкистов показала себя довольно эффективной, а Виерна оказался недостаточно решительным командиром. Он не проявил настойчивости в бою и постоянно менял свои планы. Экипаж франкистов показал плохую подготовку, их артиллеристы за весь бой не попали ни разу. Наконец, на «Балеаресе» весь день постоянно что-то выходило из строя. В результате новейший тяжёлый крейсер с 203-мм артиллерией оказался беспомощен против старых 152-мм республиканских «скаутов».

Большим преимуществом республиканцев было наличие эсминцев. Впрочем, в открытом море они не могли развить скорость более 31 узлов, а вдобавок показали недостаточную боевую подготовку – с запозданием реагировали на приказы и в итоге не смогли выйти в торпедную атаку. По скорости с противником мог соревноваться только «Либертад», остальные республиканские корабли развивали на 3-4 узла меньше.

Обе стороны объявили бой своей победой, однако франкисты в этом плане были более последовательны – Виерну повысили в чине до контр-адмирала (полгода спустя это привело к тяжёлым последствиям в бою у мыса Палос). Буиса, напротив, был смещён с должности командующего флотом, а 27 октября 1937 года его сменил Луис Гонсалес де Убиета, произведённый сразу в вице-адмиралы.

Формально артиллерийский бой выиграли республиканские моряки. В то же время стало ясно, что республиканский флот нуждается в усилении боевой подготовки (прежде всего, на эсминцах), а также улучшении воздушной разведки, службы наблюдения и связи.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#37 Сообщение smersh70 » 17 июл 2019, 16:06

Как небо над Испанией стало безоблачным

«Над всей Испанией безоблачное небо…». Согласно легенде, именно эта фраза, переданная по радио 83 года назад, 17 июля 1936 года, стала сигналом к началу мятежа против Испанской республики. Что предшествовало этим событиям?

Источник: https://warspot.ru/6616-kak-nebo-nad-ispaniey-stalo-b..

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#38 Сообщение smersh70 » 10 ноя 2019, 07:04

Танковые части испанской армии во время парада в Мадриде; ~ 1939-1940-й гг.
На параде были продемонстрированы танки советского производства Т-26, немецкого Pz.I и итальянского L-3/33. Танки Pz.I и L-3/33 были переданы испанским националистам (франкистам) в годы гражданской войны в Испании. Танки же советского производства были захвачены в боях с республиканцами.
Изображение
Изображение
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#39 Сообщение smersh70 » 24 ноя 2019, 01:30

Испанские асы против "Сталинских соколов". Первое сражение, первая кровь.

Около полудня 5 ноября 1936 года девять самолетов итальянского производства "Фиат" C.R.32 из 1-й истребительной эскадрильи военно-воздушных сил испанских националистов поднялись с аэродрома Торрихос, чтобы сопроводить к цели три разведчика Ro.37, которые должны были в амплуа легких бомбардировщиков атаковать позиции республиканцев в районе Мадрида. В составе сил эскорта шли летчики с большим опытом, причем некоторые уже имели на своем счету сбитые вражеские самолеты. Возглавлял же истребителей итальянский капитан Карло Альберто Массаньо, для которого этот боевой вылет являлся дебютным.
Когда группа миновала Леганес и находилась уже практически над Мадридом, авиаторы заметили идущие чуть ниже встречным курсом неприятельские машины в количестве трех двухмоторных бомбардировщиков французского производства "Потэ 54" и двенадцати советских истребителей-бипланов И-15. Последние прибыли вместе с летчиками и наземным персоналом в испанский порт Картахена из Севастополя на теплоходе "Карл Лепин" 28 октября, и за прошедшее с того момента время "Сталинские соколы" уже успели совершить несколько боевых вылетов с аэродрома Алькала де Энарес. На этот раз численное превосходство имели республиканцы, но "Фиаты" располагали преимуществом в высоте, поэтому Карло Массаньо и его подчиненные смело пошли в атаку. Хотя И-15 были немного быстрее и маневреннее, чем C.R.32, подавляющего доминирования над противником это вовсе не обеспечивало. И дело не только в том, что "Фиаты" имели гораздо лучшие характеристики на пикировании. Как отмечал участник Гражданской войны в Испании и будущий генерал-майор авиации Георгий Захаров:
"Многое в И-15 было удачным: маневренность, надежность, живучесть, простота в управлении, неприхотливость. Но... не было бронеспинки, защищавшей летчика. Не было пуленепробиваемых стекол кабины (а на "Фиате" были). Не было крупнокалиберных пулеметов (а на "Фиате" были). При всей бесценной способности маневрировать, И-15 явно не хватало устойчивости: самолет "рыскал", а это мешало вести прицельный огонь или заставляло подходить к противнику вплотную."
Нападение "Фиатов" застало советских летчиков врасплох, так что после возвращения на аэродром некоторые доложили, что франкисты заранее имели сведения о планировавшихся действиях республиканской авиации и успели подготовить "воздушную засаду". Уже в завязке боя лучший ас националистов Хоакин Гарсия Морато, на официальном счету которого к тому моменту числилось 11 сбитых вражеских самолетов, дал точную очередь по И-15 лейтенанта Николая Мирошниченко, в результате чего одна из стоек шасси "Чато" оказалась полностью отстреленной. Увидев, что от советского истребителя отвалился большой фрагмент, Морато посчитал своего противника сбитым, а затем напал на звено бомбардировщиков и нанес одному из "Потэ" серьезные повреждения. Эту атаку тут же поддержал другой испанский ас, будущий генерал-лейтенант авиации Хулио Сальвадор Диас-Бенхумеа. Однако, в отличие от товарища, он не преуспел, поскольку республиканские воздушные стрелки открыли по его "Фиату" плотный пулеметный огонь. Решив не рисковать лишний раз, Диас-Бенхумеа переключился на один из оказавшихся неподалеку И-15, после чего гнался за ним до противоположной окраины Мадрида. И снова казавшаяся такой близкой победа ускользнула - в районе Барахоса "Фиат" попал под сильный обстрел с земли, летчик вынужден был маневрировать, и это позволило его противнику благополучно оторваться от преследования.

Изображение
Тем временем бой фактически распался на отдельные поединки и проходил как над территорией, занятой республиканскими войсками, так и над той, что контролировалась националистами. В один из моментов лейтенант Петр Митрофанов, совершавший в тот день свой первый боевой вылет, потерял контакт с товарищами и был тут же атакован и сбит капитаном Анхелем Саласом Ларразабалем. После точной очереди, выпущенной испанцем, И-15 загорелся и пошел к земле. Советский летчик успел покинуть обреченный самолет, однако парашют не раскрылся и Митрофанов погиб. Гораздо больше повезло командиру 1-й эскадрильи Карло Массаньо, который точно так же оказался в реальном воздушном сражении впервые в жизни. Из-за нехватки осмотрительности он слишком поздно начал маневр уклонения от атакующего И-15, попал под обстрел и получил три пули в правую ногу. Не имея больше физической возможности управлять самолетом, итальянец выпрыгнул с парашютом, приземлился в одном из пригородов Мадрида и был взят в плен. Военные медики республиканцев успели спасти ему жизнь, однако израненную ногу пришлось ампутировать. После выписки из госпиталя Массаньо провел несколько месяцев в заключении, а затем был передан франкистам в обмен на одного из захваченных ими советских пилотов.
Вскоре воздушное сражение прекратилось и противники взяли курс на свои базы. Для советских летчиков встреча с франкистскими асами стала нелегким испытанием. Многие И-15 получили повреждения от неприятельского огня, но больше всех досталось машине Николая Мирошниченко - той самой, что была атакована Хоакином Гарсия Морато. При этом советский авиатор не имел точного представления о том, насколько пострадал самолет, так что посадка стала для Николая весьма неординарным событием. Как вспоминал Георгий Захаров:
"Николай вышел из воздушной свалки с отбитой "ногой". Другими словами, одна стойка шасси была подрублена очередью крупнокалиберного пулемета, и Коля должен был приземляться на колченогой машине. Для хорошего летчика такая посадка — полбеды, но беда была в том, что сам Коля об отбитой "ноге" самолета ничего не знал и, следовательно, неизбежно попал бы в тяжелую аварию.
На счастье, он садился не первым. Когда мы с земли увидели, что самолет без "ноги", то, как могли, начали сигнализировать летчику руками. Коля ушел на второй круг. Каждый в той тревожной ситуации жестикулировал по-своему, и Мирошниченко потом рассказывал, что наши жесты можно было расценивать как угодно. Но полет тот завершился все-таки благополучно. Взлетел Ковтун и в воздухе руками как-то объяснил Мирошниченко, что не в порядке стойка шасси его самолета. Довольный Ковтун тут же сел, но теперь почему-то не торопился садиться Мирошниченко и все продолжал кружить над аэродромом. Оказывается, Ковтун забыл самую малость — не показал, какая именно стойка снесена!
В конце концов мы сделали то, что следовало сделать сразу: выложили полотнище — эту азбуку каждый из нас знал с курсантских времен, — один конец загнули. Николай понял, покачал крыльями и пошел на посадку. Сел он мастерски — с креном на уцелевшую "ногу". Стойка, правда, не выдержала и во время пробега сломалась. Сломался и самолет. Но сам Николай был цел и невредим. Испанские летчики с восторгом оглядывали Мирошниченко и в тот же день подарили ему наручные часы."
Точно так же потерпел аварию при вынужденной посадке и затем был списан поврежденный Хоакином Морато бомбардировщик "Потэ 54", так что испанский ас по праву и с полным на то основанием записал на свой счет две победы.

В итоговых отчетах обе стороны оценили свои результаты оптимистично. Франкисты посчитали, что их летчиками было сбито семь И-15 и один "Потэ". Республиканцы доложили о пяти сбитых "Фиатах". Таким образом, первые завысили собственные достижения в 2,6 раза, а вторые - в пять раз. Среди участвовавших в сражении пилотов истребителей пострадали только Карло Альберто Массаньо, получивший тяжелое ранение, приведшее к инвалидности, и погибший из-за нераскрывшегося парашюта Петр Митрофанов. Причем Митрофанов стал вообще самым первым советским летчиком-истребителем, павшим в бою в ходе Гражданской войны в Испан

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ,1936-1939

#40 Сообщение smersh70 » 28 янв 2020, 22:22

Советские бомбардировщики в Испании

Когда массированные поставки вооружений франкистам Германией и Италией стали очевидным фактом, советское правительство приняло решение дополнить материальную и дипломатическую помощь Испанской республике военными поставками. 28 августа 1936 года был отдан приказ об отправке в Испанию инструкторов-добровольцев и современной военной техники, включая самолеты. Уже 10 сентября 33 советских военных летчика во главе с полковником Яковом Смушкевичем (испанский псевдоним - генерал Дуглас) прибыли в Картахену.
Первое время нашим пилотам приходилось летать в основном на устаревших и изношенных французских машинах. Положение изменилось, когда 23 октября в порту Картахены были выгружены ящики с партией советских самолетов. Первыми нашими боевыми машинами, появившимися в трудные для республиканцев дни в небе Испании, были не истребители, как принято считать, а бомбардировщики СБ-2 и Р-5. Всего к концу октября 1936 года в состав республиканских военно-воздушных сил вошел 31 самолет СБ. Машины поступили в Испанию в разобранном виде. В короткий срок их смонтировали, облетали, и уже 28 октября они совершили первый боевой вылет.
Бомбардировщики сформировали в группу под командованием Аркадия Златоцветова. В тот день они сбросили бомбы на франкистские аэродромы Севильи и Ла-Таблады. В критический момент битвы за Мадрид авиация мятежников была на несколько часов парализована. Боевое применение СБ в начальный период войны показало, что эта машина обладала значительным превосходством в скорости и высотности над всеми типами вражеских истребителей. На высоте более 6000 метров "Катюшка", как прозвали этот самолет в Испании, была практически неуязвима. В конце 1936 - начале 1937 годов СБ участвовали в битве над Харамой, бомбово-штурмовыми ударами отражали наступление итальянских интервентов на Гвадалахару, совершали налеты на базу франкистского флота в Пальма-де-Мальорка. За пять с половиной месяцев боев до 16 апреля 1937 года их потери составили всего 9 машин. Следующая партия из 31 СБ прибыла в Испанию 1 мая 1937 года, а в начале осени поступил еще 31 самолет. Однако на этот период приходится и заметное усиление активности авиации путчистов.
Изображение
Появление в испанском небе "мессершмиттов" и новые крупные поставки "фиатов" и "хейнкелей" привело к росту потерь в республиканской бомбардировочной авиации. "Мессершмитт" лишил "Катюшку" ее главного преимущества - скорости, и в этих условиях стали проявляться недостатки машины: слабое оборонительное вооружение, отсутствие брони и протекторов на топливных баках. К концу 1937 года в строю осталось около 50 самолетов СБ, базировавшихся на аэродромах Вилла-дель-Арцобисио и Лириа и сведенных в 4 эскадрильи. В 1938 году из СССР поступило еще несколько десятков СБ, но эти поставки уже не позволяли восполнять боевые потери. Последняя крупная партия - 50 машин - была отправлена в начале 1939 года. К развязке конфликта она не успела. После падения республиканского правительства франкисты захватили 19 уцелевших СБ и под названием "София" ввели их в состав эскадры "20W", где эти машины использовались в основном для учебных целей до начала пятидесятых годов. Общее количество самолетов СБ-2, поступивших в Испанию из Советского Союза, составляет по разным данным от 148 до 210 штук. Исходя из числа машин, задействованных в различных боевых операциях, более вероятной представляется первая цифра.
Одновременно с СБ 28 октября 1936 года над позициями франкистов появился еще один советский самолет с опознавательными знаками Испанской республики - разведчик и легкий бомбардировщик Р-5 "Рязань" (или "Расанте" а испанской транскрипции). Этот деревянный, обтянутый перкалем биплан был выражением устаревшей концепции многоцелевой боевой машины, и его летные характеристики лишь незначительно превосходили данные французского "Бреге-19", на котором наши добровольцы начинали воевать в Испании. Каждый боевой вылет на этих машинах был связан со смертельным риском, ибо тихоходный и слабовооруженный Р-5 представлял удобную мишень для вражеских зениток и истребителей. Тем не менее, самолет широко применялся и в 1936-1937 годах на центральном и южном участках фронта.

Особенно успешными были штурмовые атаки пехотных и кавалерийских колонн в битве под Гвадалахарой, когда итальянцы предприняли крупное наступление, не позаботившись о надежном воздушном прикрытии.
После первых тяжелых потерь от атак "фиатов" и "хейнкелей" Р-5 стали летать под охраной истребителей. Однако из-за острой нехватки самолетов в республиканских ВВС выделять силы для такого сопровождения удавалось далеко не всегда. Наиболее распространенной тактикой Р-5 были внезапные бомбово-штурмовые удары с малых высот, с быстрым уходом на свою территорию. Из самолетов Р-5 была сформирована единственная в республиканских ВВС эскадрилья ночных бомбардировщиков, которой командовал испанский пилот немецкого происхождения Вальтер Катц.
Дальнейшим развитием концепции Р-5 был самолет P-Z "Наташа", отличавшийся от своего предшественника более мощным мотором, застекленной кабиной пилота и уменьшенными размерами. Летные данные этой машины были выше, но и они не отвечали возросшим требованиям времени. По сути P-Z был анахронизмом уже в момент создания. "Наташи" прибыли в Испанию в феврале 1937 года и сразу включились в активные боевые действия. Из самолетов P-Z была образована авиагруппа номер 20 под командованием Абелярдо Морено Мире. Группа сражалась у Толедо, над горами Сьерра Гуадаррамы, участвовала в боях за Брунете и в наступлении на Сарагосу. В июне 1937 года поступила новая партия P-Z, составившая авиагруппу номер 25 во главе с русским пилотом под псевдонимом Мигель (его настоящее имя пока неизвестно). В сентябре, в результате потерь, 20 и 25 группы были сведены в одну, командование которой принял Луис Алонсо Вега.

Самолеты P-Z применялись для решения различных боевых задач. Они выполняли разведывательные полеты, бомбили тылы и аэродромы противника, использовались и в качестве штурмовиков, неся при этом большие потери. Всего в течение 1936-1937 годов испанские ВВС получили 31 самолет Р-5 и 62 P-Z. В дальнейшем поставки машин этих типов не производились. Первоначально самолеты Р-5, P-Z и СБ пилотировались советскими лётчиками. Однако по мере возвращения добровольцев на родину их места за штурвалами республиканских боевых машин занимали пилоты-испанцы. Последняя группа советских экипажей СБ под командованием лейтенанта Михаила Карпенко прибыла в Испанию в конце июня 1938 года. К тому времени из двух остававшихся в республиканских ВВС эскадрилий "Катюшек" одна была укомплектована советскими, другая - испанскими экипажами.

Ответить

Вернуться в «Военная история»