КАРЛСОНЫ ПРОТИВ СТАЛИНСКИХ СОКОЛОВ: ШВЕДСКИЙ АВИАПОЛК ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ
Когда Сталин решил напасть на границу с Финляндией, а заодно принести финнам счастье коммунизма, девять тысяч шведов пошли помогать соседям. Треть всей шведской авиации отправилась оборонять небо Лапландии.
Во время Зимней войны никто не помог финнам больше шведов: 135 тысяч винтовок, 336 орудий, 300 морских мин, 50 миллионов патронов и 300 тысяч снарядов. Продовольствие, лекарства, запчасти, одежда… Объём помощи на современные деньги составил около 1,6 миллиарда долларов США.
Швеция не собиралась нарушать свой более чем вековой нейтралитет. И всё же Стокгольм решился отправить добровольцев. Это стало секретом Полишинеля — но формальности были соблюдены. Тысяч шведских подданных, составивших две трети всех добровольцев, «там не было».
«Не было» в Финляндии и 19-й авиафлотилии королевских ВВС Швеции. Строго говоря, такой авиафлотилии — авиаполка в шведской номенклатуре — никогда не существовало. Вот только следующая авиачасть по странному стечению обстоятельств получила номер 20.
Вооружённые силы нейтральной Швеции были невелики. Спасать финнов тайком отправили треть всех военных самолётов королевства, десятки пилотов и сотни человек наземного персонала.
«Несществующая» авиафлотилия состояла из менее чем 20 машин. Это были двенадцать британских бипланов Gloster Gladiator версий Mk. Is и Mk. IIs; четыре лёгких бомбардировщика-биплана Hawker Hart, собиравшихся в Швеции по британской лицензии; тренировочный Raab-Kazenstein 26 и транспортный Junkers F.13. Потом к ним добавились ещё несколько — в общем счёте в Финляндии побывало 24 шведских самолёта.
Личный состав в основном набрали в 4-й и 8-й авиафлотилиях.
Энтузиазма у лётчиков было много, с навыками дело обстояло хуже.
Шведский генштаб собирался и помочь соседям, и дать хоть кому-то из пилотов реальный боевой опыт.
Шведские пешие добровольцы из-за долгих проволочек попали на фронт только на последние две недели боёв. Их коллеги-лётчики оказались в Финляндии уже в начале января — сразу после сражений при Суомуссалми и на Раатской дороге.
Финны назначили шведских авиаторов ответственными за оборону неба Лапландии. Зелёную краску шведских ВВС частично закрасили алюминиевым аэролаком — это был в мировой истории первый случай применения зимнего камуфляжа в авиации. Синие круги с золотыми коронами превратились в финские голубые свастики, а шведские тактические номера — в жёлтые буквы латинского алфавита.
Формально шведы при пересечении границы и после прибытия на аэродром финского Кеми превратились в лётчиков 5-го авиаполка ВВС Финляндии.
ТВД Лапландии — дремучая тайга с узкими дорогами, редкими поселениями и бесчисленными озёрами, которые зимой были единственными фрагментами ровной поверхности без деревьев, пригодными для создания аэродрома. Первой точкой базирования самолётов стало замёрзшее озеро в 15 км к северо-востоку от Рованиеми — база «Оскар». Шасси всех машин заменили на лыжи.
Пилот «Глостера» с бортовым F Якоби по сей день считается первым шведским лётчиком, сбившим вражеский самолёт.
На выходе из атаки шведам пришлось на малой высоте проскакивать между холмами. Сказалось отсутствие опыта. Строй рассыпался, все пытались вырулить сами по себе. Два «харта» с бортовыми X и Y столкнулись: один упал на другого. Пилоты выпрыгнули с парашютами и попали в плен — в том числе командир эскадрильи бомбардировщиков. Они вернутся в Швецию в мае 1940 года.
Стрелки покинуть машины до падения не смогли. Один из них рухнул на землю в машине и погиб — по найденной при нём записке командование РККА узнало, что в воздухе появились шведы. Ко второму, Сундстену, судьба оказалась благосклоннее. Его «Харт» принял горизонтальное положении и приземлился мягко. Он достал из самолёта лыжи и совершил 90-километровый переход при 40-градусном морозе, уворачиваясь от советских патрулей.
Оставшиеся самолёты потеряли друг друга. На обратном пути «Харт» с бортовым Z догнало поднявшееся на перехват советское звено. Военлёты Крючков, Громов и Бондаренко записали на свой счёт победу: они изрешетили и принудили противника к посадке на замёрзшее болото. Экипаж переждал в зарослях, пока истребители израсходовали боезапас по упавшей машине, а затем достал лыжи и добрался до финских частей.
В первом бою шведская авиагруппа лишилась трёх из четырёх бомбардировщиков. Чудом уцелела машина, где на месте стрелка был командир полка майор Бекхаммар.
Собачьи свалки над Лапландией: не Нарва, но и не Полтава
К одиночному «Харту» через некоторое время присоединился ещё один. Они совершали редкие набеги на советские цели до конца войны без особого успеха. Двадцать второго января «Харт» атаковал базу 145-го полка в Кайрале.Восемнадцатого февраля один из бомбардировщиков в ночном налёте заявил о повреждении на поле советского И-15…
Шведские истребители сосредоточились над прикрытием неба над Рованиеми, Кеми, Оулу и Кемиярви. Двенадцать машин, разделённые на четвёрки и пары, должны были защитить огромное пространство при многократном советском превосходстве. Получалось не очень.
Проблем добавляли морозы и технические моменты. Шестнадцатого января пара «гладиаторов» трижды поднималась на перехват советских бомбардировщиков в районе Оулу с неработающими пулемётами: шведы собирались идти на таран. Тарана не понадобилось: советские самолёты в тот день Оулу так и не нашли.
Первое столкновение в воздухе произошло на следующий день, 17 января. Четвёрка «гладиаторов» встретила четвёрку «И-15бис». Дальнейшее не совсем понятно. Боя как такового не случилось. Шведы дали пару очередей издалека. Советские лётчики ретировались. Скандинавы, несмотря на превосходство в скорости, преследовать не стали.
На следующий день из радиоперехвата стало известно: 145-й полк потерял два истребителя. Шведы записали две победы фенрихам Мартину и Сальвену
Настоящий бой произошёл 23 января. Четвёрка шведов под командованием фенриха Якоби отправилась на перехват советских истребителей, расстреливавших финскую пехоту под Мяркъярви. Шведы сообщили, что встретили четвёрку «И-15бис».
Вооружение самолётов было почти одинаковым. Однако советских пилотов защищали бронеспинки, а на британских машинах их не было.
Первого февраля на Рованиеми вышли сорок советских бомбардировщиков. Они атаковали пятью группами с разных сторон. Первую шведы прозевали, зато во второй фенрих Сальвен сумел сбить СБ-2 пятого смешанного авиаполка, сделав более двухсот попаданий. Весь экипаж лейтенанта Бабкина погиб. Это стало первой объективно подтверждённой победой шведских истребителей. Бортстрелки советских бомбардировщиков заявили об уничтожении трёх вражеских истребителей, но шведы потерь не имели.
К середине февраля десяток шведских истребителей должен был прикрывать от всё более многочисленных советских бомбардировщиков участок фронта в 200 километров.
Шведы считают, что сорвали 35 бомбёжек До сих пор неизвестна судьба СБ-2 лейтенанта Даниленко, о сбитии которого 21 февраля заявляли шведы.
Лишь в последние дни войны шведы достигли серьёзных успехов.
Седьмого марта только что прибывший по ротации из Швеции фенрих Эйнар Телер перехватил под Оулу звено из трёх СБ-2. Несколькими очередями он поджёг сначала один, потом второй бомбардировщик. Экипажи только что прибывшего на фронт 34-го дальнеразведывательного авиаполка погибли.
Спустя три дня другой лётчик на том же «Гладиаторе» с бортовым I превзошёл успех Эйнара, одержав последнюю и крупнейшую воздушную победу в истории шведских ВВС. Гидеон Карлсон встретил близ Рованиеми шестёрку огромных четырёхмоторных ТБ-3.
Карлсон расстрелял по двигателям ТБ-3 весь боезапас, поджигая один мотор за другим. Советские бортстрелки не сумели защитить свою машину — в шведском самолёте нашли лишь одно попадание.
Горящий самолёт пошёл на вынужденную посадку на озеро Муртоселкё близ Кемиярви. Экипаж лейтенанта Карепова принял бой с финской пехотой. Они продолжали сражаться, пока не кончились патроны. В перестрелке погибли трое авиаторов. Командир Карепов и штурман Коган застрелились, чтобы не попасть в плен. Трое бортстрелков сдались.
В тот же день и шведы понесли последнюю потерю. Один из «гладиаторов» из-за ошибки в обслуживании развалился в воздухе во время испытательного полёта. Инженер Хилдингер погиб.
Тринадцатого марта война закончилась и шведские добровольцы вернулись домой. За два военных месяца они потеряли троих погибшими и двоих пленными, утратив три бомбардировщика и три истребителя. За это время они сбили четыре советских самолёта: три СБ-2 и один ТБ-3.