Скоро день рождения РККА - 23 го февраля

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Скоро день рождения РККА - 23 го февраля

#71 Сообщение smersh70 » 07 май 2021, 01:45

Наркомовские 100 грамм. Выдача водки в советской армии в период Великой Отечественной войны.

Ещё в январе 1940 года во время Советско-финской войны народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов обратился к И. В. Сталину с просьбой выдавать бойцам и командирам РККА по 100 граммов водки и 50 граммов сала в день ввиду тяжёлых погодных условий - морозы на Карельском перешейке доходили той зимой почти до −40 °C. Соответствующее распоряжение немедленно поступило в войска, при этом танкистам норма была удвоена, а лётчикам было решено выдавать по 100 граммов коньяка.
С 10 января по начало марта 1940 года военнослужащими РККА было выпито более 10 тонн водки и 8,8 тонны коньяка. Именно тогда в войсках появились такие термины, как «ворошиловский паёк» и «наркомовские 100 грамм».
В ходе Великой Отечественной войны водку в войсках начали выдавать уже в июле 1941 года, хотя официальное постановление Государственного комитета обороны (ГКО) под грифом «секретно» И. В. Сталин подписал только в августе:
Изображение

"Постановление от 22 августа 1941 года № ГКО-562с «О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии».
Установить, начиная с 1 сентября 1941 года, выдачу 40° водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцу и начальствующему составу войск первой линии действующей армии.
Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин".
25 августа 1941 года заместителем наркома обороны генерал-лейтенантом интендантской службы А. В. Хрулёвым был подписан уточняющий постановление ГКО приказ № 0320 «О выдаче военнослужащим передовой линии действующей армии водки по 100 граммов в день». В приказе оговаривалось, что наравне с бойцами, сражающимися на передовой, водку должны получать также лётчики, выполняющие боевые задания, и инженерно-технический состав аэродромов действующей армии. Водку развозили по фронтам в железнодорожных цистернах (по 43—46 цистерн в месяц). На местах её переливали в бочки или молочные бидоны и отправляли в части и подразделения.
После того как к весне 1942 года на фронтах сложилось тяжёлое положение, в ГКО решили дифференцировать выдачу алкоголя. Проект постановления комитета предусматривал «сохранить выдачу водки только военнослужащим частей передовой линии, имеющим успехи в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, увеличив её до 200 грамм в день». Однако И. В. Сталин собственноручно внёс поправки в этот проект, сохранив «наркомовские» только для тех частей передовой линии, военнослужащие которых ведут наступательные операции. Остальным же военнослужащим передовой линии 100 граммов водки полагалось лишь по праздникам. В число таковых входили революционные и общественные торжественные дни: годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (7 и 8 ноября), день Конституции (5 декабря), день Нового года (1 января), день Красной Армии (23 февраля), дни Международного праздника трудящихся (1 и 2 мая), Всесоюзный день физкультурника (19 июля), Всесоюзный день авиации (16 августа), день полкового праздника (сформирования части); проектом предусматривался ещё и Международный юношеский день 6 сентября, но Сталин его из списка вычеркнул. Постановление ГКО № 1889с «О порядке выдачи водки войскам действующей армии» вышло 6 июня 1942 года.
Незадолго до начала наступления Красной Армии под Сталинградом порядок выдачи алкоголя вновь изменили. 12 ноября 1942 года выдачу 100 граммов возобновили для всех, кто находился на передовой и вёл боевые действия. Тем, кто служил в тылу — дивизионным и полковым резервам, стройбату, работавшему под огнём противника, а также раненым (по разрешению врачей) — полагалось 50 граммов водки в день. На Закавказском фронте было решено вместо 100 граммов водки выдавать по 200 граммов портвейна или по 300 граммов сухого вина. :!: :)
Очередная коррекция норм выдачи алкоголя произошла уже через 5 месяцев. 30 апреля 1943 года вышло постановление ГКО № 3272 «О порядке выдачи водки войскам действующей армии».
Изображение
В приказе НКО предписывалось:
"1. Прекратить с 3 мая 1943 года массовую ежедневную выдачу водки личному составу войск действующей армии.
2. Выдачу водки по 100 граммов в сутки на человека производить военнослужащим только тех частей передовой линии, которые ведут наступательные операции, причём определение того, каким именно армиям и соединениям выдавать водку, возлагается на военные советы фронтов и отдельных армий.
3. Всем остальным военнослужащим действующей армии выдачу водки в размере 100 граммов на человека в сутки производить в дни революционных и общественных праздников".
Сразу после Курской битвы водку впервые стали получать части НКВД и железнодорожные войска. Отмена выдачи водки в армии произошла в мае 1945 года после победы над Германией. :)
В послевоенных Вооружённых силах алкоголь в виде сухого вина в количестве 100 граммов в день выдавался экипажам дизельных и атомных подводных лодок ВМФ СССР в период выполнения задач боевой службы.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Скоро день рождения РККА - 23 го февраля

#72 Сообщение smersh70 » 09 май 2021, 01:58

Советский стальной шлем образца 1936 года СШ-36. Знаменитая "халхинголка".

В середине 1934 года Наркомат обороны СССР выдал задание на разработку стального шлема для РККА, соответствующего условиям современного общевойскового боя. В том же 1934 году, опытный образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Советского Союза С. М. Будённый, рубя шлем шашкой. По его же инициативе принятый в результате на вооружение шлем получил широкие боковые поля, призванные защищать плечи бойца от рубящего удара сверху вниз (поля должны были отклонять клинок от плеча).
В 1935 году на Лысьвенском металлургическом заводе началось производство шлема нового образца, принятого на вооружение в 1936 году и получившего обозначение СШ-36.
Изображение
Новый шлем получил оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперёд козырьком и боковыми полями-скатами. Его силуэт походил на немецкий стальной шлем.
Шлем изготавливался из стали толщиной 1,1мм и висли 1200-1300 грамм. СШ-36 был по форме — круглый, овальный и вытянутый и имел три размера по величине, в каждой форме - большой, средний, малый. В зависимости от размеров варьировался вес шлема. Подшлемник был позаимствован у шлема Шварца М-30, который не был принят на вооружение. Подшлемник изготавливался из ткани с регулировочным шнурком. Внутри подшлемника располагались алюминиевые полосы, которые выполняли амортизационные функции и обеспечивали дополнительную вентиляцию. С помощи трех заклепок происходило крепление каски к подшлемнику в районе алюминиевой ленты. Подбородочный ремень для каски изготавливали из кожи или ткани, а их длина регулировался с помощи квадратных пряжек. На верху каски имеется небольшой гребень, под которым находится вентиляционное отверстие. СШ-36 «халхинголку» окрашивали в темно-зеленый цвет.
СШ-36 стал первым шлемом, разработанным и запущенным в массовое производство в СССР. Боевое крещение СШ-36 получил во время войны в Испании, куда его поставляли республиканцам и интербригадам.
Летом 1938 года стальные шлемы использовались в ходе боевых действий у озера Хасан. По результатам анализа ранений, полученных военнослужащими РККА в ходе боевых действий у озера Хасан, было установлено, что наличие шлема позволило снизить смертность военнослужащих РККА от ранений черепа до 5,8 %.
В дальнейшем он активно применялся Красной Армией в боях на Халхин-Голе, где получил прозвище «халхинголка», а также в Зимней войне и в Польском походе в 1939 году. Однако в ходе его применения было выявлено значительное количество недостатков. Так, широкие поля создавали «эффект паруса» и затрудняли передвижения солдата, а большой козырёк уменьшал обзор. Именно по этим и другим причинам в 1939 году началась работа над следующим шлемом, который в дальнейшем получил наименование СШ-39, далее СШ-40. Начиная с 1940 года в РККА началась постепенная замена СШ-36 на шлемы новой модели, однако начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула эту замену, ввиду чего СШ-36 применялся вперемешку с СШ-40 советскими солдатами примерно до 1943 года.

В то же время некоторая часть советских солдат использовала этот шлем во время советско-японской войны в августе — сентябре 1945 года, чему есть немало свидетельств в кинохронике, снятой советскими кинодокументалистами.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Скоро день рождения РККА - 23 го февраля

#73 Сообщение smersh70 » 26 сен 2021, 00:40

Многие этого не знают....
Хоть и дебильная вещь,эта шинель,но очень нужная.... :think:


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Скоро день рождения РККА - 23 го февраля

#74 Сообщение smersh70 » 02 ноя 2021, 00:54

Т-12 и Т-24 - первые отечественные средние танк собственной разработки. 24-го довели до серии, но какой-либо массовости не получил. Т-12 остался в единственном экземпляре.
Изображение
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
FitterFitter
партизан
Сообщения: 2168
Зарегистрирован: 25 дек 2018, 13:00

Благодарил (а): 905 раз
Поблагодарили: 373 раза

Re: Скоро день рождения РККА - 23 го февраля

#75 Сообщение FitterFitter » 02 ноя 2021, 12:08

smersh70 писал(а):
02 ноя 2021, 00:54
Т-12 и Т-24 - первые отечественные средние танк собственной разработки. 24-го довели до серии, но какой-либо массовости не получил. Т-12 остался в единственном экземпляре.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Скоро день рождения РККА - 23 го февраля

#76 Сообщение smersh70 » 12 ноя 2021, 01:52

Советские боевые аэросани РФ-8.

Специфические условия боевых действий на территории СССР в 1941-1944 гг. в ходе Великой Отечественной войны, обусловили появление весьма неординарных видов боевой техники. Среди них особенно можно выделить боевые аэросани, первые образцы которых были разработаны советскими конструкторами ещё до войны, но широкого распространения не получили. Снова о них вспомнили только в октябре 1941 года, когда вырисовывалась перспектива затяжной войны в условиях суровой зимы.
Работу по боевым аэросаням под обозначением РФ-6 в кратчайшие сроки провели бригада инженеров под руководством М.В.Веселовского и уже 5-го ноября на Горьковском судоремонтном заводе был готов первый опытный образец. В создании этой боевой машины принимала участие большая группа инженеров: Н.Ф.Мейер, И.К.Чичхиани, Е.И.Мелеханов, А.А.Смолин, В.А.Зверев, Н.А.Ронжин, И.А.Куняев, А.И.Смирнов и многие другие.
Аэросани строились по четырехлыжной схеме, чтобы обеспечить максимальную проходимость по пересеченной местности. Каждая лыжа крепилась на кронштейне который, в свою очередь, монтировался на треугольной раме с вертикальным пружинным амортизатором. Управляемой была только передняя пара лыж. Корпус имел коробчатую форму и собирался на деревянном каркасе с фанерной обшивкой. Экипаж, состоявший из двух человек, размещался продольно: спереди находилось место стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДП или ДТ на дугообразной турели, а позади него размещался механик-водитель и органы управления машиной. Угол наведения пулемета по горизонту был очень большим и составил 300 градусов, в то время как по вертикали его угол возвышения составил всего 15.
Изображение
На опытном образце РФ-6 было решено установить автомобильный редукторный двигатель ГАЗ-М с водяной системой охлаждения. Ранее аэросани комплектовались только мощными авиационными моторами, потреблявшими большое количество дорогого высокооктанового бензина. Однако в период войны более рациональным стало использование широко распространённого и надежного автомобильного агрегата, развивавшего максимальную мощность 50 л.с. при 2800 об\мин и вращавшего двухлопастный металлический винт диаметром 2,35 метра. Тяговое усилие, развиваемое этим винтом, составляло 205-210 кг. Двигатель устанавливался на деревянной раме, что вызвало затем немало проблем в эксплуатации. Бак для горючего размещался внизу внутри корпуса.
Обозначение РФ-6, не типичное для аэросаней, стало следствием узкой направленности работ КБ Веселовского, которое имело полное название Особое Конструкторское Бюро Народного Комиссариата Речного Флота (ОКБ НКРФ). Аббревиатура для аэросаней, соответственно, расшифровывалась как «Речной флот, 6-я конструкция (Веселовского)». Тем не менее, в различных документах того времени эти аэросани именуются как «98», РФ-8-ГАЗ-98, ГАЗ-98 и 743-98.
После короткого периода испытаний аэросани РФ-6 были приняты на вооружение фронтовых частей РККА под новым обозначением РФ-8 и в период 1942-1943 гг. стали самыми массовыми боевыми машинами этого типа не только на советско-германском фронте, но и в мире. Решение ГКО о начал серийного выпуска боевых аэросаней конструкции Веселовского было утверждено 24-го декабря 1941 года. Производство основных узлов и агрегатов развернули на мощностях ГАЗа, однако, в связи с большой загрузкой основного предприятия, окончательную сборку проводили на Горьковском Заводе Автобусов, который в годы войны специализировался на выпуске деревянных кузовов. Большинство изменений вносилось по требованиям «автомобилистов», которые старались максимально адаптировать конструкцию для серийного производства. Данные работы проходили под непосредственным руководством главного конструктора автозавода А. А. Липгарта. В работах над модернизацией РФ-8 принимали участие А.Д.Просвирин, А.М.Кригер, А.В.Костин, В.И.Борисов, Г.И.Красильников и другие.
Несмотря на прилагаемые усилия (комплект рабочих чертежей был сдан всего за 5 дней) получить серийную продукцию ранее 1942 года не удалось. По плану в январе ГЗА должен был выпустить 300 аэросаней, но первые РФ-8 попали в строевые части только 28-го февраля. Практически все машины были направлены в составе первых аэросанных батальонов на московское направление. Несколько машин также было отправлено на Северо-Западный фронт. В ходе боевого применения РФ-8 зарекомендовали себя с хорошей стороны, но также был выявлен ряд существенных недостатков и конструктивных недоработок. Например, из-за высоких нагрузок часто разрушались элементы подмоторной рамы. Замена поврежденных деталей проводилась силами полевых ремонтных мастерских, причем деревянные элементы заменялись на фермы из стальных труб или профилей. Весьма низкой оказалась защищенность экипажа и двигателя, совершенно не имевших бронирования.
Кроме того, с осени 1942 года начался процесс замены двигателей ГАЗ-М на авиационные моторы М-11Г или М-11Д. Часто случалось, что при стоянках на сильном морозе лыжи подмерзали, а тягового усилия для того, чтобы сдвинуть аэросани с места, не хватало. Помимо того, что М-11 развивали в 2-2,5 раза большую мощность (115-125 л.с.), радиальные 5-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения обладали лучшей живучестью. За счет этого удалось заметно повысить скорость и маневренность аэросаней, что было критически важно в боевых условиях. Боевая масса возросла незначительно (до 900 кг), однако скоростные показатели существенно улучшились. Так максимальная скорость составляла уже 75 км\ч, а экмплуатационная поднялась до 30-40 км\ч. Модифицированные машины получили обозначение РФ-8К. Несколько таких аэросаней впоследствии переоборудовали в штабной вариант, отличавшийся отсутствием вооружения и полностью закрытой двухместной кабиной.
В течении 1942-1943 гг. подразделения укомплектованные аэросанями РФ-8 особенно успешно действовали на северном направлении, где снежный покров мог держаться вплоть до апреля. Как показала практика, лучший результат достигался в ходе разведывательных или набеговых операций на открытой местности. Например, аэросани хорошо проявили себя на замерзших озерах Ильмень, Селигер и Ладожском, а также на морских прибрежных районах, замерзших реках и на льду Финского залива. Кроме того, экипажи аэросаней осуществляли огневую поддержку наступавшей пехоты и вели патрулирование местности.

Основная масса РФ-8 использовались в РККА до 1945 года включительно. Оставшиеся экземпляры впоследствии были переданы в гражданские ведомства, где аэросани были задействованы для почтовых и грузовых перевозок. Эксплуатация РФ-8 завершилась в начале 1950-х гг., но до нашего времени не сохранилось ни одной машины этого типа. :o
За создание и освоение в производстве в кратчайшие сроки военных аэросаней группу конструкторов и производственников наградили орденами и медалями. Указ был опубликован в газете «Правда» 22 и 23 июня 1942 г. Помимо этого, главный конструктор М.В.Веселовский был удостоен ордена Красной Звезды.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Скоро день рождения РККА - 23 го февраля

#77 Сообщение smersh70 » 09 янв 2022, 18:58

о действии наступательных штурмовых подразделений в городских боях

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Скоро день рождения РККА - 23 го февраля

#78 Сообщение smersh70 » 05 дек 2022, 22:08

Очень интересно

Ответить

Вернуться в «Военная история»