ИСТОРИЯ КАРАБАХА

Все связанное с Нагорным Карабахом
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
Sabata
партизан
Сообщения: 2489
Зарегистрирован: 25 мар 2012, 03:41

Благодарил (а): 1926 раз
Поблагодарили: 1192 раза

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#51 Сообщение Sabata » 12 май 2016, 00:27

Карабахские армяне объединяются против Армении и заявляют, что этнически не связаны с ее населением

В социальной сети Одноклассники появилось обращение карабахского армянина, Артура Агаджанова, связанное с ситуацией вокруг Карабаха, возрождении в Азербайджане Албанской церкви.

Агентство «Интерфакс-Азербайджан» связалось с А.Агаджановым, который, как оказалось, является бакинским армянином, проживающим сегодня в Украине. Агаджанов, уже многие годы пытается бороться с армянской пропагандой и историческими фальсификациями и проводит исследования в этом направлении. А.Агаджанов, как и многие карабахские христиане считает себя насильно записанным в «армяне» поскольку этнически он не имеет ничего общего с гайканским (хайским) народом. Он готов публично выступать с разоблачениями армянской церкви Эчмиадзина и армянских националистов, которые присвоили богатое наследие Албанской церкви, ее народов и уничтожили все, что доказывало пришлость гайканского народа в Карабах. Исследователь открыто называет Карабах азербайджанской землей, клеймит армянских сепаратистов и считает, что будущее Карабаха только в составе Азербайджана.

А.Агаджанов в своем заявлении выразил готовность объединить вокруг себя единомышленников из карабахских армян, которые также могу выступить и поддержать его заявления.

Учитывая интересные мысли, высказанные исследователем, публикуем его обращение:

"В течение многих веков земля Карабаха остается ареной для различных войн и столкновений. В результате этих процессов страдает ее древняя культура, храмы, архитектурные памятники и наследие народов, которые являлись частью древнего государства Кавказская Албания. У этого древнего государства была своя особая культура, история и архитектура. Была Автокефальная Албанская Церковь – одна из старейших в христианском мире. Однако ныне все это древнее наследие или уничтожено, или же приписано к армянской культуре и истории.

Дело в том,что издревле людей делили по религиозному признаку, а не по этническому. Вплоть до 19 века именно по религиозной и конфессиональной принадлежности людей называли иудеями, христианами, магометанами, буддистами, гебрами (огнепоклонниками), армянами и др. Под этими названиями объединяли представителей разных народов, исповедовавших ту или иную веру. Уже после стала стираться разница между разными народами, которых начали объединять под общим самоназванием. Таким образом понятие армяне превратилось из религиозного термина в этнический и под «армян» начали записывать кипчаков, татов, курдов, удин и представителей других кавказских народов, исповедовавших монофизитское христианство. Трагедия заключается в том, что всех, кого записали «армянами» подчинили Эчмиадзинской церкви, которая изначально была духовным центром гайканского (хайского) народа. В результате всех армян насильно превратили в гайкан, лишив своего этнического самосознания, культуры и истории.
Уже два века, как армянские переселенцы (представители хайского или гайканского народа) из Турции, Ирана, стран Ближнего Востока осваивают древние земли Карабаха. В течение этих двух веков эти переселенцы при поддержке Эчмиадзинской церкви смогли упразднить древнюю Автокефальную Албанскую Церковь. В результате упразднения Гандзасарского и Амарасского и других патриарших престолов Албанской церкви в Карабахе и на всем Южном Кавказе, многочисленные народы их культура, храмы, книги и наследие перешли в руки армянской церкви Эчмиадзина. Часть этих народов исповедовали армянское григорианство но не имели ничего общего с армяно-хайским (гайканским) народом и Эчмиадзином. Однако, эти народы насильно были деэтнизированы и арменизированы.

Карабахские христиане биологически близки к азербайджанскому и другим народам Кавказкой Албании. Однако, на фоне молчаливого согласия и пособничества различных политических центров и стран, в течение двух веков армянское наследие разных народов, стран и культур были приписаны и переписаны в угоду армяно-хайскому народу и армянкой церкви Эчмиадзина. Эта вопиющая несправедливость стала причиной ряда кровавых межнациональных конфликтов, самым жестоким и кровоточащим из которых является армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт.

Мы понимаем, что любое высказывание или выступление против армянской националистической концепции по истории и судьбе Карабаха опасно для жизни. За последние 25-30 лет убито и терроризировано большое количество армянских политиков, общественных деятелей и активистов, которые выступали против постулатов армянского национализма.

Любой, кто выступал с тем, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, частью истории древней Кавказской Албании и ее христианской культуры - сталкивался с прямой угрозой для своей жизни. Но мы считаем, что не надо бояться говорить правду и бороться за нее, следует решить Карабахскую проблему, иначе она достанется нашим детям и будет литься уже их кровь. Люди гибли и гибнут из-за фальшивой истории, разработанной и претворяемой армянскими националистами. Именно в такой исторической концепции кроется все зло, которое обрушилось на наши народы – мы должны сделать все, чтобы разоблачить фальшивую историю и остановить кровопролитие. Нас, карабахских армян из-за этнической разницы с гайканами в Армении считали и продолжают считать людьми «второго сорта», презрительно называя «шуртвацами» (перевертышами, оборотнями). Это еще раз подтверждает, что сами же гайкане признают нас другим народом, отличным этнически, духовно и исторически. Однако, такое отношение к карабахским армянам, в корне не верно.

Призываем мировую общественность, международные организации – ООН, ЮНЕСКО и другие принять все меры для сохранения и изучения крупиц древнего наследия различных народов армянского вероисповедания. Мы со своей стороны, готовы внести свой вклад в борьбу за сохранение, изучение и популяризацию наследия народов армянского вероисповедания и восстановления Автокефальной Албанской Церкви – одной из старейших в христианском мире. Мы с радостью восприняли информацию о возрождении в Азербайджане Албанской церкви и восстановлении службы в храмах. Это является большим стимулом для нас и поводом объединиться вокруг албанского духовного наследия. С этой целью в ближайшее время мы создадим организацию, в ряды которой смогут войти все, кому не равнодушна судьба и история Карабаха. Призываю всех помочь в распространении этого обращения!", - заявил А.Агаджанов.
http://interfax.az/view/672053" onclick="window.open(this.href);return false;

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#52 Сообщение smersh70 » 19 окт 2016, 17:11

Черные археологи Армении продолжают действовать на оккупированных территориях Азербайджана. Чуть ли не ежедневно тут волшебным образом "находятся" некие свидетельства принадлежности этих азербайджанских земель "древним армянам", уникальные находки вывозятся в Армению, где обрабатываются, документируются и представляются мировой научной общественности в качестве "армянского наследия".

Вчера армянские СМИ распространили очередную новость о находках черных археологов. В оккупированном Агдеринском районе обнаружены новые антропоморфные стелы, датируемые началом первого тысячелетия до нашей эры, пишет сайт 1in.am. Cамое интересное, это вывод, к которому приходит издание - "обнаруженные стелы предоставляют большой интерес, как с научной, так и с политической точек зрения".
Изображение
Политизация науки - дело для наших соседей не новое. И археология тут не является исключением. Наоборот, она сегодня идет в авангарде работы по обоснованию территориальных претензий Армении к соседям через присвоение археологического наследия других народов. Хорошо известна история с "обнаружением" в Агдамском районе уже которого по счету в регионе "Тигранакерта". Этот город-призрак помещается армянскими учеными там, где особенно выгодно на данный момент для армянского вопроса. Сейчас выгодно, чтобы мифический город Тиграна располагался в Карабахе. Дальше видно будет, по обстоятельствам.
[youtube]
Что же все-таки нашли армянские археологи в Карабахе на этот раз?
В оккупированном Карабахе обнаружены древние тюркские балбалы возрастом около 3000 лет, заявил Day.Az директор Центра истории Кавказа, историк Ризван Гусейнов.
По словам историка, в последнее время армянская сторона активно пытается "осваивать" тюркскую культуру, обычаи, курганные захоронения и археологические находки. Несколько лет назад, например, на территории Армении в Шенгавите были обнаружены древние курганные захоронения, датируемые приблизительно 3 тысячелетием до н.э., где найдены некрополи, свидетельствующие о культе погребения жертвенных коней - типичном для древнетюркской культуры. Здесь же обнаружены останки колесниц, бронзовых и железных изделий, оружия и других предметов кочевой культуры.
"Довольно комично выглядит тот факт, что из-за того, что Шенгавит находится недалеко от Еревана, в армянских СМИ появились статьи о том, что теперь Еревану уже 6000 лет (!).

Давно известно, что в Армении не действуют никакие законы науки и истории. Некоторые армянские горе-ученые и СМИ поспешили назвать Армению из-за этих уникальных находок "колыбелью древней цивилизации", лукаво замалчивая, что все это относится напрямую к древней кочевой культуре, от которой обычно у армянской стороны рот кривится.

Что касается сообщения об обнаружении в оккупированном Агдеринском районе антропоморфных стел, датируемых началом первого тысячелетия до нашей эры, то примечательно следующее: армянские авторы в сообщении ни разу не указали, что "антропоморфными стелами" в науке называют древние кочевые, тюркские балбалы - каменные изваяния, которые встречаются на широких просторах Евразии, где издревле проживали тюркские народы.Изображение
При этом армянские СМИ отмечают, что подобные балбалы в большом количестве встречаются по всей территории оккупированного Карабаха. Однако армянские археологи лукавят, когда утверждают, что "каменные изваяния подобного типа встречаются исключительно в этом регионе", тем самым они стремятся вычленить эти находки из общего тюркского кочевого наследия. А ведь достаточно просто опереться на базовые археологические знания и находки, чтобы убедиться - эти балбалы определяются наукой как часть культа и истории тюрок, в том числе Азербайджана. Наши предки называли балбалы словом "баба" - то есть "праотец" и это слово перекочевало в русский язык в виде словосочетания "каменные бабы".

Каменные бабы - это антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, а иногда и женщин. Согласно исследованиям ученых Оксфордского Университета, балбалы или бабы ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими. Найдены в больших количествах в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, на востоке Украины, в Германии, Грузии, Центральной Азии и Монголии. В древние времена на Руси каменные статуи называли истуканами. В "Слове о полку Игореве", например, упоминается "тмутараканский истукан". Орхоно-енисейские рунические надписи, сделанные тюрками Сибири, сообщают о балбалах - каменных статуях, изображающих предков.
Изображение
Упоминал о каменных бабах в своих произведениях великий азербайджанский поэт XII века Низами Гянджеви, который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам. Посол Папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу.
Каменные истуканы, которые рассматривались людьми как идолы-обереги, появились на территории Кыпчакской степи (территория от Иртыша до Дуная) еще в IV-II тысячелетии до н. э. Антропоморфные стелы обнаруживались археологами при исследовании катакомбных погребений. Большие камни устанавливались на курганах. В древности на территории Азербайджана каменные фигуры предков, известные как баба (по-азерб. означает "праотец") отмечали территорию различных племенных поселений.

В свете приведенных фактов, ясно, что балбалы или бабы считаются сугубо кочевым, тюркским культом и наследием.
Изображение
Однако не стоит удивляться, если через некоторое время армянские ученые начнут утверждать и везде писать, что этот культ появился сперва у "древних армян", а потом распространился у тюрков. Только тут армянские ученые столкнутся со сложной дилеммой - или "древние армяне" были кочевниками, или же современные армяне вовсе не являются потомками "древних армян". К тому же распространение балбалов от Дальнего Востока, Сибири до Средиземноморья, Дуная, Кавказа и Малой Азии дают большой шанс армянской псевдонауке расширить территорию "Великой Армении" в десятки раз. Может именно поэтому армянская делегация летом этого года поехала в Кыргызстане для участия во Всемирных играх кочевников?

Времена меняются и армянские идеологи, по всей видимости, торопятся найти свое "древнее" место в тюркской культуре и истории. Ведь оказалось, что еще рано списывать тюрок и тюркский фактор, который становится все более важным в мировой геополитике. Теперь ясно, почему вдруг армянские идеологи "влюбились" в кочевую культуру и историю", - резюмировал Ризван Гусейнов.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#53 Сообщение smersh70 » 12 мар 2017, 01:39

Изображение

Указ Российского императора Петра-1, от 10 ноября 1724 года. "Будучи уже на смертном одре", издал следующий указ: "Генерал-лейтенанту Матюшкину и бригадиру Левашову повелено также, и это объявлено всему армянскому народу, чтобы всяким образом стараться армян и других христиан призывать для поселения в занятые российскими войсками персидские провинции: Гилян, Мазандаран, Баку, Дербент и НАГОРНАЯ ЧАСТЬ ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЙ (Нагорный Карабах) губернии, а также другие удобные места, принимать их ласково и в прочем содержать во всякой милости и охранении, отводить им в пристойных местах удобные для их поселения земли и отдавать им в городах и селах те дворы и пожитки, которые пусты; также и тех из магометан (мусульмане - ред.), которые явились в какой противности, или на которых какое подозрение есть, тех выводить вон, а их места занимать оными христианами".

пахан
партизан
Сообщения: 334
Зарегистрирован: 10 мар 2017, 10:21
Откуда: оттуда

Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 89 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#54 Сообщение пахан » 14 мар 2017, 14:30

smersh70 писал(а): Черные археологи Армении продолжают действовать на оккупированных территориях Азербайджана. Чуть ли не
Изображение.
что то на остров пасхи смахивает

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#55 Сообщение Skagen » 14 мар 2017, 16:57

smersh70 писал(а): Что касается сообщения об обнаружении в оккупированном Агдеринском районе
► Показать
Каменные лица азиатские.) Кыпчаки.
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#56 Сообщение Skagen » 14 мар 2017, 17:35

Sabata писал(а):Карабахские армяне объединяются против Армении и заявляют, что этнически не связаны с ее населением
► Показать
На конец-то прозрели. Какие армяне? От куда эта экзотика могла здесь появиться!)
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#57 Сообщение smersh70 » 20 мар 2017, 00:37

Skagen писал(а):На конец-то прозрели. Какие армяне? От куда эта экзотика могла здесь появиться!)
вот переехали и житья нету от них :mrgreen:
хороший фильм...
[youtube]

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#58 Сообщение smersh70 » 16 апр 2017, 04:55

Село – как и столетия назад - есть основной тип поселения в Нагорном Карабахе. Традиционно, оно расположено на крутом склоне, или прижимается к скалам, которые служили естественным укреплением во время военной опасности. Село непременно находится на солнечной стороне долины, вблизи родника или речки, не занимая пригодные для посева угодья.
Изображение
Изображение
Все дома стоят скученно, образуя между собой сеть узких улочек, однако существуют и другие типы застройки жилых кварталов. В центральной части некоторых старых сёл, которые не подвергались бомбёжкам во время войны, а также не слишком «ударно» пережили советскую власть, и сегодня все еще можно обнаружить такие уютные переулки, вымощенные грубым камнем. В центре обычно находятся сельская администрация, школа, таксофон, магазинчик и остановка маршрутки.
заметную роль в жизни села издавна играли «сакральные центры», расположенные как внутри, так и на периферии: родники, культовые очаги, отдельные деревья, святилища, рощи (многие из таких мест почитаются и поныне). Все это придавало своеобразную социальную динамику умеренной и спокойной сельской жизни.
Изображение
Изображение
Сегодня в деревнях еще можно увидеть старые дома, построенные в конце XIX - начале XX веков. Изначально одноэтажные, позже к ним пристраивался и второй. На первом этаже располагается кухня или хозяйственные помещения, а наверху спальни. Снаружи второй этаж опоясывает веранда-балкон, которая становится местом обитания в тёплое время года. Здесь сушатся собранные плоды, ягоды и травы. Крыши у домов обычно жестяные, красного цвета - черепичные, к сожалению, уже редкость.
Иногда нынешние деревни располагаются ниже уровня более древнего поселения, которое предки жителей покинули много лет назад в силу самых разных причин: от пересохшего родника до монгольского нашествия.
Изображение
Изображение
Традиционное жилище карабахских жителей- Карадам (тюр.) переводится как «черный дом», встретить сегодня практически невозможно, хотя этот тип крестьянского полуподземного жилища является традиционным для региона и существовал здесь на протяжении столетий, вплоть до начала ХХ века.

Карадам обыкновенно располагался на склоне горы, так что три его стены почти целиком уходили в землю, и только передняя с дверью и навесом, обращенная чаще всего на юг, стояла выше двора. Зачастую крыша одного карадама служила двором для другого. Стены возводились из камня, толщиной в метр-полтора: более тщательно передняя и довольно небрежно три остальные, иногда примыкавшие прямо к голой скале. Внутри стены покрывались глиняной штукатуркой или гажей.
Внутри дома царил полумрак - единственным окном служило небольшое отверстие для дыма по центру куполообразной крыши. Прямо под ним устроено небольшое углубление для костра, окруженное несколькими тесаными камнями для сидения и других надобностей. Костер горел практически постоянно. Иногда дым становится до того густым, что приходится или выходить из помещения, или ложиться на землю, пока он не выветрится через открытую дверь или отверстие в крыше. Неудивительно, что вся глиняная штукатурка стен и потолок чернеют от блестящей маслянистой сажи. Отсюда и название – “черный дом”.
Изображение
Изображение
Изображение
Потолок поддерживался четырьмя столбами-колоннами - сюнами, представляющими из себя огромные гладко-отесанные стволы дуба. Колонны установлены на каменных четырехугольных постаментах по углам. Венчают их своеобразные "капители", украшенные геометрическим орнаментом. На колоннаях укреплена параллельная стенам, рамка из бревен, поддерживающая свод крыши, сужавшейся до небольшого отверстия в центре. Ниши в стенах служили открытыми шкафами. Сбоку от входной двери располагается вытянутая каменная стойка дюкян, использовавшаяся для приготовления еды и хранения всякой всячины.
Карадам служил, собственно, зимним помещением. С ранней весны и до поздней осени вся семья жила на открытых балконах, примыкающих к входу. Там всегда в боковой стене, в полунише устраивался камин - очаг для приготовления пищи. Нередко вся половина, примыкающая к этому камину, вдоль столбов отгораживалась невысокой плетеной перегородкой, чтоб избежать любопытных глаз соседей и проходящих.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#59 Сообщение smersh70 » 08 май 2017, 23:26

Skagen писал(а): На конец-то прозрели. Какие армяне? От куда эта экзотика могла здесь появиться!)
вот и мы об том же :) пидарасына каждом шагу упоминают крепость шушу,но даже вслух не произносят ,кто и как ее создал.... :think:
напомним баранам и ослам :shifty:
Изображение
Из истории Шушинской крепости

Заложение крепости Шуша относится к 1750-1751 годам. Согласно данным карабахских историков на небольшом расстоянии от Шушакенда 1750-го года началось строительство крепости на высокой, отвесной скале и завершилось к 1756-1757 годам. Панах Али хан объявил Шушу своей столицей, укрепил ее и превратил в город-крепость. Город какое-то время назывался «Панахабад» в честь Панах Aли хана, а позже назывался «Крепость Шуша» и «Шуша».

Главное, что беспокоило врагов Панах Али хана, это была крепость Шуша, не имевшая себе равных. В описании политических событий после 1751 года всегда упоминается город Шуша. Крепость Шуша со дня своего основания выдержала многочисленные атаки и была свидетельницей кровавых боев.

В 50-х годах XVIII столетия Панах Али хан был занят укреплением крепости Шуша, когда войско Иранского шаха Мохаммеда Каджара атаковало Карабах в 1751 году. Войска Каджара разбили лагерь недалеко от Шуши и пробыли там около месяца. Сильные оборонительные сооружения города вынудили Иранского шаха отказаться от своего намерения и вернуться обратно. Несколькими годами позже, в 1758 году правитель Урмии Фатали хан Афшар с многочисленным войском начал атаку Карабахского ханства. Фатали хан 6 месяцев держал Шушу в окружении, но не смог взять крепость.
После смерти Панах Али хана, в период правления Ибрагимхалил хана (1763-1806 гг.) Карабахское ханство еще более укрепилось. На территории ханства были построены Аскеранская и Агоганланская крепости, стены крепости Шуша и другие крепости стратегического значения.


Изображение
Шуша. Воспоминания художника

Известный русский художник, посетивший Шушу в 1865 году, пишет в своих путевых записках и о городских улицах: "Шуша - главный город Карабахского Ханства, довольно хорошо укрепленное место. С двух сторон его защищают дикие скалы, с двух других - постройки, стены и башни.

Город Шуша совершенно отличается от других Закавказских городов, в которых мне случалось побывать. Эривань, Нахичевань и Елизаветполь, куда я заглянул только мельком, носят на себе отпечаток восточного характера. Дома в этих городах малы, низки, выстроены преимущественно из кирпича и земли и отличаются редкими окнами и низкими кровлями, теряющимися в зелени окружающих садов. Улицы узки, грязны, неправильны, мостовых почти совсем нет. Шуша представляет совершенный контраст с этими городами. Дома ее правильны, красивы, высоки и освещены прекрасными, многочисленными окнами. Город построен из камня, взятого из утесов, на которых он расположен. Улицы везде вымощены широкими плитами, крыши домов сделаны из теса - на манер европейских".

В середине девятнадцатого века в Шуше насчитывалось 1856 домов, 476 лавок, 11 улиц, четыре караван-сарая, два базара, семь бань, 979 водяных колодцев, шесть площадей, четыре каменных и два деревянных моста

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ИСТОРИЯ КАРАБАХА

#60 Сообщение smersh70 » 21 окт 2017, 00:55

В оккупированном Карабахе обнаружены древние тюркские балбалы возрастом около 3000 лет (Продолжении)
На днях в армянских СМИ появилась еще одна информация о уникальных археологических находках – в этот раз в оккупированном Агдеринском (Мартакертском) районе Карабаха. Здесь у села Нор Кармираван были обнаружены новые антропоморфные стелы, датируемые началом первого тысячелетия до нашей эры. Однако армянские авторы в материале ни разу не указали что «антропоморфными стелами» в науке называют древние кочевые, тюркские балбалы – каменные изваяния, которые встречаются на широких просторах Евразии, где издревле проживали тюркские народы.
При этом армянские СМИ отмечают, что подобные балбалы в большом количестве встречаются по всей территории оккупированного Карабаха. Однако армянские археологи лукавят, когда утверждают, что «каменные изваяния подобного типа встречаются исключительно в этом регионе», тем самым они стремятся вычленить эти находки из общего тюркского кочевого наследия.
Изображение
Изображение
P.S.
Балба́л — тип каменной бабы; небольшой, иногда обработанный каменный столб. На Алтае и в Туве относятся к II веку до н. э.—VIII веку н. э.; в Центральной Азии к VI—IX вв. Балбалы обычно устанавливались цепочкой у курганного надгробия вКазахстане, Тыве, Монголии. ВТюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека.
Исследовались археологамиА. Х. Маргуланом, Л. Р. Кызласовым,С. Г. Кляшторным, В. Д. Кубаревым. По сведениям А. Х. Маргулана, ранее в Каркаралинске, Баянаулевстречались цепи, состоящие из 300—350 балбалов (типичное количество значительно меньше). Их число подчеркивало значимость и авторитет умершего; у полководцевБильге-кагана и Кюль-Тегина ряды балбалов достигали 2-3 км.
Этимология термина неясна, но слово встречается уже в орхоно-енисейских надписях.
Балбалы, поставленные древнимитюркскими племенами (огузы и пр.), исследователи связывают с поминанием убитых врагов: «их витязей убив, я приготовил [себе] балбалов»[1]. Ритуал дарения души убитого врага погибшему товарищу также сопровождался установкой балбала.
На балбалах иногда указывались имена побеждённых вождей. Например, Баз-каган упомянут в известной надписи, установленнойБильге-каганом в память о Кюль-тегине: «В честь моего отца-кагана [Эльтериша] во главе [цепочки камней] поставили балбалом [изображение] Баз-кагана»[2].

Ответить

Вернуться в «Нагорный Карабах»