ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ ПАКИСТАНА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.
ВМС Пакистана являются самостоятельным видом вооруженных сил и предназначены для защиты морских коммуникаций в северной части Аравийского моря, охраны территориальных вод и исключительной экономической зоны (общей площадью 240 тыс. квадратных миль), борьбы с группировками надводных кораблей и подводными лодками противника, обороны главной военно-морской базы (ГВМБ) Карачи и портов страны, оказания поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях, организации противодесантной обороны, а также для выполнения разведывательно-диверсионных задач.
Пакистанский флот насчитывает около 24000 персонала, и еще 5000 находится в резерве. ВМС включает в себя небольшой отдел военно-морской авиации и около 2000 членов военизированной Береговой охраны, которая защищает исключительную экономическую зону Пакистана. ВМС включают в себя также Группу специального назначения коммандос, а также подразделение морской пехоты, которые располагаются в городе Карачи. Бойцы спецназа и морские пехотинцы, вместе составляют около 2000 личного состава .
Военно-морские силы Пакистана были созданы в 1947 году после раздела англичанами Индии на два доминиона — Индию и Пакистан. Как сообщалось в зарубежной печати, основу пакистанского флота в начальный период его строительства составили несколько устаревших фрегатов и тральщиков бывшего индийского флота. Дальнейшее укрепление ВМС Пакистана осуществлялось путём закупок кораблей за границей, так как страна не располагала необходимой материально-технической базой для строительства боевых кораблей.
Военно-морские силы Пакистана планируют в ближайшие годы получить 8 новых дизель-электрических подводных лодок класса Hangor (китайская ДЭПЛ класса "Тип-039/041") и 4 фрегата класса "Тип-054A", а также 4 корвета класса "Ада" у Турции.
Первой ПЛ в пакистанском флоте стала бывшая американская лодка типа "Тэнч" (постройки времен 2-й мировой войны, модернизацию по программам GUPPY не проходила, лишь получила шнорхель), переданная по программам помощи в 1964 году. Интересно, что в ВМС США носила название "Дьявол" (SS479), а вот в Пакистане получила наименование "Гази" (Защитник веры) - явно кто-то учился в Британии и перенял тамошний юмор...
Вслед за "Гази" во Франции были куплены 3 ДЭПЛ типа "Дафне" (вошли в строй в 1970 году, списаны в 2006), в 1975 году в Португалии была куплена еще одна ПЛ данного типа - "Гази" (бывш. "Кашалот", заменила потерянную в 1971 тезку, списана в 2006 году).
Следующими подводными кораблями пакистанского флота стали 2 ДЭПЛ типа "Агоста" (класс "70", вошли в строй в 1979-80 гг) - их строили для ЮАР, но после введения эмбарго на поставки оружия Пакистан перекупил.
В середине нулевых их собирались менять - на французские НАПЛ "Марлин" или германские "214", но затем решили модернизировать - установили ВНЭУ типа MESMA и вооружили ПКР "СубГарпун", так что они теперь тоже НАПЛ и еще в строю.
Последними ПЛ пакистанского флота, на сегодня, являются 3 НАПЛ типа "Агоста-90" (первая построена во Франции в 1999 году, две другие - в Пакистане в 2002 и 2006 году). Имеют на вооружении ПКР "Экзосет" (планировалось перевооружить "Гарпунами", но отношения с США осложнились)...
Затем Пакистан рассматривал вопрос о закупке (постройке по лицензии) китайских ПЛ типа "041", но остановился на программе создания АПЛ - соперничество с Индией обязывает! У него два пути сотрудничества - Франция и Китай.
Для вооружения ПЛ планируется доработать КРБД "Бабур" (дальность - 700 км), которрая может нести и ЯБЧ.
Нынешнее состояние подводного флота Пакистана оставляет желать лучшего – четыре из пяти подводных лодок, находящихся в составе ВМС Пакистана, находятся в состоянии ремонта или модернизации. Все три подводные лодки проекта Agosta 90B (S 137 Khalid, S 138 Saad и S 139 Hamza, введены в строй с 1999 по 2008 годы) находятся на ремонте, осуществляемом турецкой компанией. Их возвращение в боевой состав флота ожидается только 2020 году. Также в ремонте находится головная подводная лодка проекта проекта Agosta 70 S 135 Hashmat, введенная в строй в 1979 году. В результате только дизель-электрическая подводная лодка S 136 Hurmat проекта Agosta 70, введенная в в строй в 1980 году, находится в боевом составе.
У пакистанских ПЛ есть боевые успехи и потери - во время индо-пакистанской войны 1971 года потеряна первая ПЛ флота "Гази" но зато 9 декабря 1971 года подлодка "Хангор" потопила индийский фрегат "Кукри" - первая успешная атака ПЛ после Второй мировой войны! 194 моряка погибли...
В 2011 году правительство Пакистана сообщило о начале переговоров с Китаем по вопросу покупки шести НАПЛ "Тип-041", в дальнейшем количество планируемых к закупке НАПЛ было увеличено до восьми. Решение о приобретении китайских подлодок было принято после неудачных попыток закупить НАПЛ в Германии. В соответствии с соглашением, построенные в Китае первые четыре подлодки будут поставлены ВМС Пакистана в 2022 - 2023 годах. Оставшиеся четыре субмарины построят в Пакистане на верфи в Карачи и передадут военным к 2028 году.
НАПЛ "Тип-041" класса "Юань" вооружена противокорабельными ракетами YJ-2 (YJ-82) и комбинацией торпед Yu-4 (SAET-50) и Yu-3 (SET-65E). Существует потенциальная возможность ее оснащения в перспективе воздухонезависимой силовой установкой. Водоизмещение НАПЛ составляет 2300 тонн.
В настоящее время в составе ВМС Пакистана 5 подводных лодок:
- 2 французского проекта Agosta-70, водоизмещением 1780 тонн: PNS Hashmat (S135) и PNS Hurmat (S136) 1979 и 1980 г.г. постройки
- 3 французского проекта Agosta-90B, водоизмещением 1780 тонн:PNS Khalid (S137) 1998 года постройки; PNS Saad (S138) 2003 года постройки; PNS Hamza (S139) 2005 года постройки. PNS Khalid строилась во Франции; PNS Saad в Пакистане с французской помощью; PNS Hamza строилась пакистанцами самостоятельно.
- 3 сверхмалых подводных лодки итальянского проекта подводная лодка типа «Космос» МГ110: две 1993 года и одна 1996 года постройки предназначены для доставки боевых пловцов.
фрегат PNS Zulfiquar (251) китайского экспортного проекта F-22P ВМС Пакистана
9 фрегатов:
- 4 фрегата китайского экспортного проекта F-22P, три из которых были построены в КНР и один по лицензии в Карачи в 2009-2013 годах
При строительстве корпуса использованы технологии уменьшения радарного обнаружения, использованные при строительстве китайских кораблей типа 054 (Технологии типа Стелс). Технология уменьшает вероятность обнаружения фрегата РЛС, установленными на кораблях и самолетах противника. Кроме этого, уменьшена вероятность точного наведения и захвата цели ПКР. Артиллерийское вооружение фрегата – корабельная пушка калибра 76.2 мм типа «АК-176М», которое является китайской модификацией советской универсальной артустановки.
Перед артустановкой установлены две пусковых шестиствольной РБУ «RDC-32» противолодочного назначения. Ракетное вооружение корабля -противокорабельная ракета С-802 (восемь единиц) установленные в 2-х пусковых по 4 единицы в каждой. Пусковые установлены между фок-мачтой и трубой. ПУ имеют совместимость с противолодочными ракетами, и в них могут быть установлены ракеты для поражения кораблей или подводных лодок.
Для противовоздушной/противоракетной обороны используется комплекс «FM-90N» (HQ-7) с восьмью ракетами типа «земля-воздух». Зенитный комплекс может противодействовать нескольким целям, таким как низколетящие ПКР или воздушные аппараты (беспилотники) на расстоянии до 6 км, по самолетам и вертолетам до 12 километров. Зенитно-артиллерийский комплекс «CIWS» - тип 730В, установлен на ангаре. Состоит из двух спаренных семи ствольных 30 мм установок
Противолодочный вертолет Z-9EC оборудован радаром, опускаемым гидролокатором. Имеет системы предупреждения и навигации. Может нести на подвеске правого борта одну торпеду. Может использоваться для наведения ракет С-802 на больших расстояниях.
Основные характеристики:
- водоизмещение 2.5 тысячи тонн;
- длина 123 метра;
- ширина 13.8 метра;
- осадка 3.7 метра;
- силовая установка «CODAD»;
- скорость хода до 54 км/ч;
- дальность хода 7.5 тысячи километров;
- экипаж 170 человек;
- дополнительное вооружение: торпеды - 2х3 «ET-52C»; ПЛР - 2× 6-cell RDC-32;
- 4 фрегата типа Tariq. Это бывшие английские корабли Type 21 Amazon. все корабли этого типа принимали участие в Фолклендской войне 1982 года. Они принимали активное участие в боевых действиях, выполняя береговые бомбардировки и обеспечивая противолодочную и противовоздушную оборону оперативной группы. Проданы Пакистану в 1993-1994 г.г. всего продано 6 фрегатов, из них четыре находятся в строю, остальные частично разобраны для обеспечения нормальной эксплуатации действующих. В ВМС Пакистана классифицируются как эскадренные миноносцы.
Водоизмещение: 2750 т. стандартное, 3250 т. полное.
Размерения: длина 117,04 м, ширина 12,73 м, осадка 5,94 м.
ЭУ: двух вальная комбинированная типа C0G0G компании «Роллс-Ройс» (четыре газотурбинных двигателя - два «Олимпус» ТМЗВ мощностью 56 000 л. с. и два «Тайн» RM 1A мощностью 8500 л. с.).
Скорость хода: 32 уз.
Дальность плавания: 4600 миль при 17 уз.
Вооружение: четыре контейнерные ПУ ПКР «Экзосет», одна четырехзарядная ПУ GWS 24 (20 ЗУР «Seacat »); одноорудийная универсальная 114-мм АУ, две или четыре 20-мм ЗАУ; два трехтрубных 324-мм ТА STWS Мк 1 (противолодочные торпеды Мк 46 и «Стингрей»); противолодочный вертолет «Линко HAS.Mk 2 или HAS.MK 3.
РЭВ: РЛС - ОВЦ/ОНЦ типа 992Q, навигационная типа 978, две управления стрельбой RTN10X; БИУС CAAIS; система РЭР UAA-1 (на некоторых кораблях); две ПУ ложных целей «Корвус»; подкильные ГАС типов 162М и 184М.
Экипаж: 175-192 человека.
Пусковые установки Seacat и «Экзосет» демонтированы. На трёх кораблях установлены американские ракеты «Гарпун», остальные три были оснащены китайскими 6-контейнерными системами ПВО LY-60N «Hunting Eagle».
- 1 фрегат PNS Alamgir (F-260)-бывший американский «McInerney» типа Oliver Hazard Perry передан ВМС Пакистана в 2008 году.
Водоизмещение: 2769 т. стандартное, 3638-4100 т. полное.
Размерения: длина 135,6 м (с системой LAMPS 1) или 138,1 м (LAMPS III), ширина 13,7 м, осадка 4,5 м.
ЭУ: одновальная газотурбинная (два двигателя LM2500 компании «Дженерал электрик») мощностью 40000 л. с.
Скорость хода: 29 уз.
Дальность плавания: 5200 миль при 20 уз.
Вооружение: ПУ Мк 13 с одной направляющей для 36 ЗУР «Стандарт» SM-1MR и четырех ПКР «Гарпун; одноорудийная универсальная 76-мм АУ Мк 75,20-мм ЗАК Мк 15 «Фаланкс»; два трехтрубных 324-мм ТА Мк 32 (24 противолодочные торпеды Мк 46 или Мк 50); два вертолета SH-2F «Сиспрайт» системы LAMPS I или SH-60B «Си Хок» LAMPS III.
РЭВ: РЛС - ОВЦ SPS-48(V)4 или 5, ОНЦ SPS-55, управления стрельбой STIR; система управления оружием Мк 92; приемник URN-25 радионавигационной системы TACAN; система РЭБ SLQ-32(V)2; две шестиствольные ПУ системы постановки ложных целей Мк 36 SRBOC; ГАС - подкильная SQS-56 и («Андервуд» и следующие) SQR-19 с буксируемой антенной.
Экипаж: 176-200 человек.
В июне 2017 года был заключен контракт на постройку двух фрегатов китайского проекта 054А (обозначение НАТО Jiangkai II)
1 июня 2018 года в Равалпинди министерство оборонной промышленности Пакистана подписало с китайским внешнеторговым объединением China Shipbuilding Trading Company Ltd. (CSTC; входит в состав китайской государственной судостроительной корпорации China State Shipbuilding Corporation - CSSC) контракт на постройку для пакистанского флота еще двух фрегатов китайского проекта 054А.
Все фрегаты должны будут должны быть введены в строй к концу 2021 года.
Министр национальной обороны Турции Нуреттин Джаникли 5 июля 2018 года сообщил, что турецкая проектно-конструкторская государственная компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret (STM) выиграла тендер ВМС Пакистана и и по полученному контракту должна поставить пакистанскому флоту четыре корвета турецкого проекта MILGEM (типа Ada). Церемония подписания соответствующего контракта состоялась в тот же день в Равалпинди. Министр Джаникли назвал это соглашение "крупнейшим экспортным контрактом оборонной промышленности" Турции.
В июне 2017 года Пакистан заключил контракт с нидерландской судостроительной группой Damen Shipyards Group на строительство больших патрульных кораблей проекта OPV1900. В апреле 2018 года на верфи Damen Shipyards Galati в Галаце (Румыния), состоялась закладка головного корабля. Условия соглашения предполагают, что второй корвет построят на верфи в Карачи при поддержке специалистов компании Damen.
Пакистан стал первым заказчиком патрульных кораблей модификации Damen Offshore Patrol Vessel (OPV) 1900. Стандартное водоизмещение корабля этого проекта составляет более 1900 тонн, а длина корпуса 90 метров. Скорость 22 узла. Предусмотрено базирование на борту многоцелевого вертолета. Состав вооружения корветов не уточняется.
17 мая этого года первый патрульный корабль был спущен на воду. Его передача заказчику ожидается до конца года.
ВМС Пакистана намерены использовать новые корабли для поддержания безопасности на море, противовоздушной обороны, дневных и ночных операций с использованием вертолета, поисково-спасательных операций, а также для патрулирования и разведки.
- 3 тральщика-искателя мин французского проекта «Tripartite». Один передан в 1992 году из состава ВМС Франции. Один построен в 1996 году во Франции. Один в 1998 году в Пакистане с французской помощью.
Размеры: 51.6 x 9 x 3.5 м
Водоизмещение: 595 т
ЭУ: одновальная, 1 дизель (1900 л.с.)
Скорость: 15 узлов
Вооружение: 1 20-мм АУ, 2 12,7-мм пулемета
ГАС: гас миноискания DUBM 21B, 2 ROV
Экипаж: 55 человек