БОЕВАЯ АВИАЦИЯ ВВС ПАКИСТАНА
Королевские ВВС Пакистана были сформированы в 1947 году; современное название они получили в 1956 году. ВВС Пакистана активно участвовали в войнах с Индией, а во время Афганской войны перехватывали советские и афганские самолёты, вторгавшиеся в воздушное пространство страны. Пакистан закупает авиатехнику в основном американского и китайского производства, впрочем предпринимаются попытки наладить собственное производство:
Первая попытка приобщить Пакистан к производству боевых реактивных самолетов была сделана в 80-е годы в проекте "Сейбр-II" - выпуск модернизированной версии МиГ-21/F-7 с американской авионикой и двигателем. Но после 1989 года проект закрыт и был заменен импортом китайских F-7 с европейскими компонентами. Следующие были успешнее:
1) К-8Р "Каракорум"
Этот учебно-боевой самолет, совершивший свой первый полет в 1990 году был разработан совместно с Китаем (китайское обозначение - JL-8, доля Пакистана в проекте - 25%). Двигатель - американский Гаррет TFE-731. Сборка самолетов в Пакистане началась в 2009 году (на экспорт пока поставляются самолеты китайского производства), заказано 80 самолетов (в дополнение к 12 поставленным из Китая), на сегодняшний день произведено 60 "Каракорумов".
2) JF-17 "Тандер"
Этот легкий истребитель создан совместно с Китаем (доли - 50 на 50) в 2003 году. Вообще - глубокая модернизация МиГ-21. Двигатель - наш РД-33, РЛС - китайская KLJ-7 (прорабатываются варианты установки итальянского или французского БРЭО). Производство в Пакистане началось в 2009 году, на сегодняшний день выпущено 48 "Тандеров" (не считая поставленных из Китая, подтвержден заказ еще на 50 самолетов, общая потребность - 250). Активно предлагается на экспорт (в т.ч. в Азербайджан),уже поставлен в Нигерию (3) и Мьянму (заказано 16, поставлено 4 в декабре 2018 года)
Скорость до 1,6 М, макс.взлетный вес 12,4 т, потолок 16.900м, вооружение 1 пушка (23-мм), до 3,6 т боевой нагрузки, вкл. УР
Таким образом, с китайским участием, пакистанский авиапром приобрел возможность участия в разработке и серийного производства реактивных боевых самолетов. За последние годы выпущено больше 110 самолетов, производство и сотрудничество с Китаем продолжаются.
В настоящее время в составе ВВС Пакистана:
-45-73, возможно 76 американских истребителей F-16 Fighting Falcon (33-36 F-16А, 22 УБС F-16В, 12 F-16С Block 52 и 6 УБС F-16D Block 52)
В начале 80-х США поставили Пакистану 40 истребителей F-16A. Пакистанские истребители с середины 1980-х годов активно действовали в районе афгано-пакистанской границы, охраняя воздушное пространство страны от периодических вторжений авиации СССР и Афганистана и сами периодически нарушая границу. За 1987 год они как минимум 30 раз нарушили воздушное пространство соседа. F-16 стали единственными самолётами Пакистана которые добились подтверждённых воздушных побед в ходе этой войны (использование пакистанцами Mirage 5, F-6 и F-7 успеха не имело).
17 мая 1986 года пакистанские F-16A одержали первую воздушную победу. F-16 перехватил над территорией Пакистана пару афганских самолётов и ракетой AIM-9L сбил одного из них. Второй самолёт был обстрелян из пушки но увернулся и смог уйти на аэродром. Пилот F-16 заявил что им был сбит Су-22, однако потом показанные пакистанцами обломки не соответствовали данному типу самолёта, вероятно это был Су-7.
16 марта 1987 года пакистанский F-16A над территорией Афганистана двумя ракетами AIM-9L сбил афганский Су-22 (пилот катапультировался).
30 марта 1987 года пакистанский F-16A над территорией Афганистана возле Хоста сбил афганский пассажирский самолёт Ан-26, весь экипаж и пассажиры 39 человек погибли.
29 апреля 1987 года пакистанские F-16A впервые встретились в бою с истребителями, советскими МиГ-23МЛД, это привело к потере одного F-16. ТАСС заявил, что самолёт были сбит ПВО Афганистана. В наших источниках встречается утверждение, что F-16 был сбит ракетой, выпущенной советским МиГ-23 на встречном курсе, однако это не соответствует действительности; в инциденте действительно участвовали советские МиГ-23, но они несли только авиабомбы, и ни один советский лётчик не заявлял о сбитии пакистанского самолёта.
4 августа 1988 года пакистанским F-16A удалось сбить единственный советский самолёт-штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким.
3 ноября 1988 года пакистанские F-16A одержали последнюю воздушную победу, сбив двумя ракетами AIM-9L афганский Су-22.
Еще 18 истребителей F-16 модернизированных до версии Block 52 поставлены из США в 2010—2012 годах. В феврале 2014 года у Иордании приобретено 12 истребителей F-16A Block 15 и один F-16B Block 15, самолёты поступили на вооружение ВВС Пакистана в марте 2014 года. Всего считается что Пакистан получил до 85 F-16A
- около 100 (99-101) легких истребителей JF-17 Thunder. Этот легкий истребитель создан совместно с Китаем (50 на 50) в 2003 году. Вообще-глубокая модернизация МиГ-21. Двигатель - РД-33, РЛС - китайская KLJ-7 (прорабатываются варианты установки итальянского или французского БРЭО). Производство в Пакистане началось в 2009 году. С 2009 года по конец 2013 года на пакистанском государственном авиастроительном предприятии Pakistan Aeronautical Complex (PAC) в Камра собраны 42 серийных истребителя JF-17 Block 1 из китайских машинокомплектов. В мае 2011 года ВВС Пакистана подписали контракт на получение 50 модифицированных JF-17 Block 2, дополненный в 2016 году соглашением еще на 12 JF-17 Block 2. 30 декабря 2017 года состоялась церемония выкатки сотого построенного истребителя JF-17 Thunder. В перспективе, по планам, число истребителей JF-17 на вооружении ВВС Пакистана будет увеличено до 250 единиц. По утверждениям пакистанцев, именно JF-17 во время воздушного боя 27 февраля 2019 года сбил индийский MiG-21UPG Bison.
- 51 (49 Mirage 5PA и 2 УБС Mirage 5DPA)-90 (до 25 РА, до 18 РА2, до 10 РА3, до 31 EF, до 2 DРА, 2 DR, 4 DD), а по некоторым данным даже 112 истребителей-бомбардировщиков Mirage 5EF/F/PA.
- 82-90 истребителей Mirage IIIEP/OF/RP (1 ВL, до 6 DF, до 44 EА, до 7 DА, до 4 DР, до 6 EL, до 15 ЕР, а также до 12 разведчиков «Мираж-3RР»)
Вообще Пакистан скупил практически все Mirage III/5 в мире. Им было куплено 50 австралийских Mirage III, 12 ливанских Mirage III, 30 испанских Mirage III, большая часть из 110 ливийских Mirage 5. Впрочем, суммарное количество "Миражей" в ВВС Пакистана сейчас не превышает 123.
- 123-139, а по некоторым данным 152 F-7 (49 F-7PG и 74 F-7P)-экспортная версия Chengdu J-7-китайской версии МиГ-21. Из них 49 наиболее совершенной версии Chengdu F-7PG, оснащенной ТРДФ LMC WP-13F (4400/6500 кгс), БРЛС FIAM Grifo-7 и катапультным креслом Martin-Baker Mk10L. Поставляется с 1988 года, а Chengdu F-7PG с 2001 года.
До 52 китайских штурмовиков Q-5 выведены из состава ВВС, но пока находятся на хранении.
Пакистан имеет 8 самолетов ДРЛО
- 4 ZDK-03- на базе китайского транспортного самолета Shaanxi Y-8 Оборудован РЛС кругового обзора.
- 4 шведского производства Saab 2000 Erieye AEW&C. Заказано еще 2.
- 3 самолета РЭБ на базе французского Falcon 20
- 2 разведывательных самолета на базе американского Super King Air 350
- 6 базовых патрульных самолета американского производства P-3С "Orion" в морской авиации
- 7 морских патрульных самолетов Fokker F27 голландского производства в морской авиации.
- 2 многоцелевых (транспортных/патрульных) Hawker 800 английского производства в морской авиации.
- 4 самолета-заправщика Ил-78МП-проданы древними украми в в 2009 -2011 гг.
Учебно-боевые и тренировочные самолеты
- 60 учебно-боевых K-8 Karakorum (12 K-8 и 48 K-8P)-совместной китайско-пакистанской разработки. Сборка самолетов в Пакистане началась в 2009 году, Заказано еще 32 К-8Р. Может использоваться в качестве легкого штурмовика.
- 31 (24 T-37C и 7 T-37B)-38 и даже до 112 американских реактивных учебно-тренировочных Cessna T-37. Снимается с вооружения и заменяется K-8 Karakorum
- 25-40 JJ-5 (учебно-боевой вариант J-5, китайской копии МиГ-17). Скорее всего, уже выведены из состава ВВС.
- 8-10 многоцелевых вертолетов французского производства Aérospatiale Alouette III в составе ВВС
- 149 легких поршневых учебно-тренировочных самолетов Mushshak в ВВС и 95 в армейской авиации. Это пакистанская копия шведского УТС Saab MFI-17 Safari, выпускаемая по лицензии
- 30 модернизированных Super Mushshak
Всего считается, что в ВВС Пакистана около 300 УТС Mushshak и Super Mushshak
Транспортная авиация:
- 16 американских C-130B/E/L-100 Hercules, по другим данным 5 С-130В и 11 С-130Е,
- 3 китайских Shaanxi Y-8
- 4 испанских CASA CN-235 индонезийской сборки: 3 в варианте военно-транспортного самолета и 1 для перевозки высокопоставленных лиц
- 2-5 легких китайских Harbin Y-12
- 2 французских ATR 72 в составе морской авиации
2-3 американских "Боинг-707", 1 европейский А310 и 1 украинский Ан-26 находятся на хранении.
Поскольку Пакистан горная страна, то в его ВВС много вертолетов:
- 48 боевых вертолетов Bell AH-1F Cobra в составе армейской авиации и 1 Bell AH-1F Cobra в составе ВВС. Армейская авиация Пакистана является длительным эксплуатантом вертолетов серии Bell AH-1 Cobra, получив от США 20 машин AH-1S в 1984-1986 годах и 32 вертолета AH-1F из наличия в 2003-2010 годах, а также купив восемь AH-1F из наличия ВВС Иордании в 2013 году. Пакистан заказал 12 американских боевых Bell AH-1Z Viper новой постройки, являющихся последним развитием семейства первых в мире специализированных боевых вертолетов Bell AH-1 Cobra. Поставка вертолетов АН-1Z Пакистану должна была финансироваться именно в счет американской военной помощи. . Однако в августе прошлого года США отказали в передаче Пакистану уже изготовленных для пакистанской армейской авиации 12 боевых вертолетов Bell AH-1Z Viper. Хотя передача вертолетов по ранее согласованному графику пакистанской стороне ожидалась в августе 2018 года, однако сейчас все 12 построенных для Пакистана вертолетов AH-1Z переданы на временное хранение 309-й группы ВВС США. Это связано с принятым в январе 2018 года решением правительства США прекратить военную помощь Пакистану по политическим причинам - в первую очередь, из-за недостаточно активных, по мнению американцев, действий пакистанской стороны по борьбе с талибами и радикальными исламистскими группировками в приграничных районах с Афганистаном. Не исключено, что изготовленные для Пакистана Bell AH-1Z Viper будут перепроданы Бахрейну.
- 4 боевых вертолета Ми-35М, контракт был заключен в августе 2015 года, к концу августа 2017 года вертолеты были поставлены Пакистану. кроме того один Ми-24 угнанный из Афганистана находится на хранении. В настоящее время пакистанская сторона ведет предконтрактные переговоры о закупке еще пяти вертолетов Ми-35М, а всего выражает намерение приобрести 20 таких вертолетов..
- 3 китайских боевых вертолета WZ-10 (став их первым иностранным эксплуатантом). Известно, что Пакистаном заказано еще 7 WZ-10
Кроме упомянутых выше АН-1Z Viper, Ми-35М и WZ-10, Пакистан и Турция в июне прошлого года подписали контракт на поставку 30 ударных вертолетов Т-129 Атак, при разработке которого конструкторы Turkish Aerospace Industries использовали итальянский вертолет А-129, а также однотипный с американским АН-1Z Viper двигатель. Однако, в связи с американскими санкциями на Турцию в связи с закупкой российских ЗРС С-300 турки не смогут поставить их Пакистану в оговоренные сроки, поскольку США не выполнили свои обязательства по двигателям. Сейчас турки пытаются найти выход из положения: изучаются возможности замены двигателя. Скорее всего остановятся на европейском или китайском варианте.В качестве замены также рассматривается российский двигатель ВК-2500, выпускаемый на предприятии «Климов». Он используется на вертолетах Ми-17, Ми-28, Ка-52 и Ми-35. Разница заключается в том, что российский двигатель гораздо мощнее американского.
- 2 противолодочных вертолета Ми-14 в составе авиации ВМС, источник их поступления неизвестен: по одной версии Ми-14 поставлены Украиной, по другой куплены у Ливии.
- 46 многоцелевых Ми-17/171 в армейской авиации, еще 6 в ВВС
- 44 многоцелевых Aérospatiale SA330 (часть поставлена Францией и румынские копии IAR 330) в армейской авиации и еще 1 в ВВС
- 34 многоцелевых Bell 412EP в армейской авиации и еще 1 в ВВС
- 5 многоцелевых Bell UH-1 Iroquois в ВВС и еще 1 в армейской авиации
- 5 итальянских многоцелевых AgustaWestland AW139, используются армейской авиацией для поиска и спасения.
- 13 многоцелевых вертолетов Aérospatiale Alouette III (часть поставлена Францией и румынские копии IAR 316B) в армейской авиации, 10 в составе ВВС и 7 морской авиации ВМФ
- 6 английских вертолетов Westland Sea King Mk.45 используются авиацией флота для поиска и спасения
- 18 американских легких многоцелевых Bell 206B JetRanger в армейской авиации
- 6 китайских многоцелевых Harbin Z-9 используются авиацией флота для поиска и спасения
- 10 легких французских Airbus H125M/AS550 C3 Fennec, используются армейской авиацией для разведки. В апреле 2017 года заказано еще 8.
- 10 легких французских Airbus H125/AS350 B3 Écureuil используются армейской авиацией. Заказано еще 13.
-18 легких французских Aérospatiale SA 315B Lama, используются армейской авиацией.
- 24 легких американских Sikorsky S-300C. Используются армейской авиацией для учебных целей.
БПЛА
- 4 китайских ударных CASC CH-4 в ВВС
- неизвестное количество ударных NESCOM Burraq совместной китайско-пакистанской разработки в армейской авиации и 12 в ВВС
- 25 разведывательных БПЛА SELEX Galileo Falco в ВВС, выпускается в пакистане по итальянской лицензии
- неизвестное количество разведывательных GIDS Shahpar совместной китайско-пакистанской разработки в армейской авиации и 5 в ВВС
- неизвестное количество разведывательных GIDS Uqab пакистанской разработки в армейской и морской авиации
- неизвестное количество разведывательных немецких БПЛА EMT Luna X-2000 в армейской авиации и 8 в морской авиации.
-12 американских разведывательных AAI RQ-7 Shadow в ВВС