Интервью Caliber.Az с проживающим в Украине одним из первых пилотов ВВС Азербайджана подполковником Алексеем Шваревым.
- Алексей, в первую очередь, поздравляю вас с Днем Военно-воздушных сил Азербайджана, к созданию которых вы имеете самое непосредственное отношение.
- Спасибо большое за поздравление, и за то, что не забываете обо мне.
- Алексей, насколько нам известно, в Азербайджане в конце 80-х годов вы оказались случайно. Мы не ошибаемся?
- Ну, как сказать, случайно. Я родился на Северном Урале, в 1982 году окончил Высшее военное авиационное училище, потом служил в различных частях тогдашнего Союза. Потом был Афганистан. В 1989 году по долгу службы оказался в Азербайджане, служил на аэродроме Сангачал. Тут же получил звание майора.
- А потом произошел развал СССР. Как вы оказались в рядах Вооруженных сил Азербайджана?
- Нашу часть в Азербайджане расформировали. Начался вывод авиатехники из республики. Я считал это несправедливым, так как на момент распада СССР вся военная техника, которая находилась на территории той или иной республики, должна была быть передана властям этих республик. Поэтому мы каждое утро выезжали на аэродром и не позволяли перегонять вертолеты с территории Азербайджана. Не поверите, мы выезжали со своими женами и детьми.
- Мы - это кто?
- Мы - это Сергей Туваев, Сергей Сенюшкин, Евгений Карлов и я. Представители Минобороны Азербайджана предложили нам перейти служить в недавно созданную азербайджанскую армию, в которой имелся острый дефицит профессиональных военных пилотов. Мы написали рапорты об увольнении из рядов ВС СССР/СНГ и перешли служить в азербайджанскую армию. Но перешли, так сказать, не с пустыми руками (смеется). Мы перегнали стоявшие на аэродроме вертолеты Ми-24 в сторону Забрата, поскольку считали, что они по праву принадлежат Азербайджану, так как на момент распада СССР находились на его территории.
После перехода на службу в азербайджанскую армию мне было присвоено звание подполковника, или, правильнее, полковника-лейтенанта.
14 февраля 1992 года два Ми-24 в составе экипажей Сергей Туваев - Рафаэль Ширинов и я - Фахраддин Мусаев совершили боевой вылет в Аскеран, где мы подавили огневые точки противника. С тех пор день 14 февраля и считается днем создания военной авиации Азербайджана.
- Не жалели в последующем о своем решении перейти на службу в азербайджанскую армию?
- Знаете, после того, что армяне совершили в Ходжалы, нет, не жалел ни минуты.
- Из четверки перешедших в азербайджанскую армию пилотов вы единственный оставшийся в живых…
- Да, Евгений Карлов и Фахраддин Мусаев погибли 11 апреля 1992 года. Во время учебного полета в результате катастрофы погибли командир Забратского авиаотряда полковник Явер Алиев и летчик-инструктор Сергей Сенюшкин. Сергей Туваев трагически погиб в России уже после Первой Карабахской войны. Хочу напомнить, что сегодня, 14 февраля, не только День ВВС Азербайджана, но и день рождения первого командира полка ВВС Азербайджана Сергея Туваева, который внес немалый вклад в создание военной авиации Азербайджана.
Сам я чудом остался жив. В мае 1992 года мой вертолет был сбит из ПЗРК «Стингер» близ села Гюлаблы Агдамского района. Я дал команду своему оператору Рафаэлю Ширинову покинуть ставший неуправляемым вертолет. После него выпрыгнул и я. Только я выпрыгнул, как вертолет накренился и, сделав еще два круга возле меня, рухнул, чуть не задев мой парашют. Так я попал в плен. Меня, конечно, армяне сильно избили. К счастью, убить меня они не успели, поскольку на мое спасение был брошен азербайджанский спецназ.
Потом был госпиталь. После госпиталя мне предложили принять участие в создании летного учебного центра, чем мы и занялись с пилотом Забратского авиаотряда Гусейнджаном Азимовым. Первый выпуск курсантов (ноябрь 1992 - март 1994) стал костяком ВВС Азербайджана, принимавшим самое активное участие в отражении армянской агрессии против Азербайджана.
А в 1995 году я с семьей переехал в Украину.
- Уже проживая в Украине, отслеживали ли вы развитие ВВС Азербайджана? Как реагировали на начало 44-дневной войны?
- Конечно, отслеживал, связей с боевыми товарищами и своими учениками я не терял (кстати, погибший 30 ноября 2021 года в результате крушения вертолета Госпогранслужбы Азербайджана полковник Физули Джавадов был одним из моих лучших учеников). Могу сказать, что ВВС Азербайджана за эти годы проделали большой и трудный путь становления и укрепления. Без всякого преувеличения могу твердо заявить, что пилоты ВВС Азербайджана лучшие на Южном Кавказе. Дже более - одни из лучших на постсоветском пространстве.
Переживал ли я во время Отечественной войны? Еще как переживал, жадно ловил новости с театра военных действий. Я понимал, что если внешние силы не остановят Азербайджан, то он непременно победит. Азербайджанская армия действовала профессионально, наносила по врагу мощные и сокрушительные удары. Моей радости победе Азербайджана и восстановлению его территориальной целостности не было предела. Это была справедливая победа.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить первого вице-президента Азербайджана Мехрибан ханум Алиеву за помощь, оказанную моей семье. В феврале 2019 года, когда стало известно о тяжелой болезни моей дочери, Мехрибан ханум Алиева распорядилась об оказании немедленной материальной помощи моей семье. Я глубоко ей признателен за эту заботу. Хочу также выразить благодарность посольству Азербайджана в Украине, в первую очередь, послу Эльмире Ахундовой и военному атташе за внимание к моей семье.
А всех пилотов ВВС Азербайджана от всей души поздравляю с профессиональным праздником! Мы - пилоты страны-победителя!
Caliber.Az