Конец статьи и выводы
Различия в идеологии:
Т-72 разрабатывался как танк для армии, как рабочая лошадка, как более универсальная машина для массового применения.
Т-80 — ответ западным ОБТ. То есть был создан, чтобы советское танкостроение не окуклилось само в себе и не зевало в новых тенденциях, он превосходил собрата в маневренности на поле боя, что важно танку-дуэлянту — в два раза выше задняя скорость, выше скорость вращения башни, лучшая стабилизация орудия и плавность хода, и это делало его точнее в стрельбе на ходу.
Т-80 можно было продолжать улучшать прокачкой динамической и активной брони, и по защищённости он никак не уступал бы 72-м. Зато трансмиссия и ходовая восьмидесятки были готовы к наращиванию мощности газотурбинного двигателя, что при увеличении массы оставляло бы её более подвижной при сходной с натовскими образцами защите.
То есть на этой платформе можно было вести гонку вооружений дальше, нивелируя недостатки советской танковой школы, не теряя её преимуществ. Вот чем была ценна ленинградская школа — она была готова к утяжелению класса ОБТ.
Т-80 был танком супердержавы для борьбы с танками супердержавы. Постсоветская Россия его просто не могла потянуть. Особенно в локальных конфликтах, где его преимущества были не столь явными, а недостатки болезненными — потеря одной 80-ки влетала в 3-4 раза дороже 72-ки.
Именно поэтому РФ планировала полностью отказаться от Т-80 из-за его экономической нецелесообразности, но сохранила в итоге 360 Т-80БВ и 190 Т-80БВМ — в основном, для службы на севере.
Кстати, именно на сере проблемы давления на грунт и того что танк вязнет выражены сильнее, и тут уже любовь русских к Т-72 не помогла, все равно отказались от него в пользу Т-80. Ну еще фактор того что на холоде ГТД лучше работает.