ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

Автор
Сообщение
Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#1 Сообщение Одиссей » 16 фев 2013, 04:18

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ


В силу региональной специфики первостепенное значение в данном процессе отводится вопросам обеспечения энергетической и военной безопасности . В частности, Азербайджан все отчетливее осознает необходимость определиться с выбором маршрута транспортировки природного газа в страны ЕС по так называемому «Южному энергетическому коридору». Продемонстрированная западными ТНК готовность кардинальным образом пересмотреть проект стратегически важного для Европы проекта «Набукко» обусловливает начало нового этапа переговоров между потенциальными покупателями и продавцами каспийских энергетических ресурсов.

Нужно отметить, что, хотя нефтегазовый комплекс АР еще долгое время будет оставаться системообразующей отраслью азербайджанской экономики, руководство страны ощущает потребность в наращивании темпов геолого-разведывательных работ на перспективных месторождениях нефти и газа на каспийском шельфе.

Нефтяной фактор в политике Азербайджана

Уровень развития нефтегазового комплекса Азербайджана является индикатором экономического благосостояния страны. В начале 1990-х гг. Баку удалось преодолеть спад объемов производства национальной экономики лишь после того как в 1996 г. началась разработка крупнейшего блока нефтяных месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) . Качественный рост ВВП также произошел после запуска экспортного трубопровода по маршруту Баку-Новороссийск в 1997 г. Однако самый мощный экономический рывок был совершен благодаря вводу в эксплуатацию стратегического нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).

В плоть до 1997 г. в стране наблюдалось падение объемов добычи нефтяного сырья. На момент обретения независимости нефтегазовая отрасль Азербайджана находилась в глубочайшем кризисе. Острый недостаток материально-технического снабжения, а также деструктивные факторы политического характера фактически подвели нефтегазовый комплекс республики к опасной черте распада его хозяйственных структур.

Привлечение в экономику Азербайджана значительного количества иностранного капитала позволило переломить негативную тенденцию . Стабильный рост уровня добычи углеводородов в АР продолжался вплоть до 2011 г. По мнению ряда азербайджанских экспертов, пик добычи нефти в Азербайджане на отметке в 50,8 млн. т был пройден в 2010 г.и в среднесрочной перспективе темпы производства углеводородов продолжат снижаться. Подобная ситуация обуславливается тем, что большинство из эксплуатируемых Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) месторождений находится на поздней стадии разработки. Так, к примеру, на блоке АЧГ идет процесс естественного снижения добычи. Введение же новой добывающей платформы к 2013 г. имеет своей целью предотвратить дальнейшее уменьшение объемов извлекаемого энергосырья, а не максимизировать производительность.

Подобная ситуация неминуемо отразилась и на макроэкономических показателях страны . Только за последний год спад в нефтяном секторе составил порядка 9%. В свою очередь за аналогичный период рост в ненефтяном секторе страны составил 10%. Таким образом, доля ненефтяного сектора в ВВП в 2011 г. достигла рекордного уровня - 47,3%. Вместе с этим следует отметить, что планомерное увеличение ВВП лишь за счет ненефтяных отраслей не гарантирует восстановления высоких темпов экономического развития. В прошедшем году структура экономического роста Азербайджана отличалась от предыдущих лет. В результате сокращения добычи и экспорта нефти в 2011 г. годовой реальный прирост валовой продукции составил 0,2%. При этом данный показатель был достигнут исключительно за счет ненефтяного сектора.

Cогласно прогнозам МВФ, в случае, если экономический рост и в дальнейшем будет обеспечиваться только за счет ненефтяного сектора вплоть до 2016 г., рост ВВП АР не превысит 3,7%. В свою очередь руководство АР намерено проводить экономическую политику по диверсификации, которая должна привести к снижению доли нефтяного сектора в ВВП в 2015 г. до 29,3% и росту доли ненефтяного сектора до 61,3%.

Однако ситуация претерпит изменения после того как в 2017 г. будет налажен коридор поставок азербайджанского газа со второй стадии месторождения «Шах-Дениз». Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что следующий экономический подъем АР будет вызван реализацией новых нефтегазовых проектов в азербайджанском секторе Каспийского моря.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#2 Сообщение Одиссей » 16 фев 2013, 04:21

Энергетические ресурсы Азербайджана на Каспии

Согласно статистическим данным, всего в Азербайджане было открыто 71 нефтяных и газовых месторождений, 54 из которых находятся в эксплуатации. Несмотря на то, что большинство из них, а именно 37, расположены на суше, наиболее крупные нефтегазоносные структуры сосредоточены на море. Порядка половины потенциальных ресурсов Азербайджана сконцентрированы в шельфовой зоне азербайджанского сектора Каспийского моря (АСКМ), степень геологической разведанности которого составляет лишь 34%. Всего в азербайджанском секторе на Каспии выявлено 145 перспективных структур, в том числе 40 структур на глубине моря до 60 м, 33 структуры - на глубине моря 60-200 м, 72 структуры - на глубине моря свыше 200 м.


Наиболее слабо изученной является глубоководная часть АСКМ, где оценочные работы по выявлению ресурсов нефти и газа практически не проводились. Доказанные запасы углеводородов АР на Каспии составляют порядка 4 млрд. т в нефтяном эквиваленте . Основные объемы разведанных и прогнозных энергоресурсов расположены преимущественно на Апшеронском и Бакинском архипелагах. В южной части Апшеронской нефтегазоносной области выявлены такие месторождения мирового класса как «Нефт Дашлары», «Гюнешли», «Чираг», «Азери», «Кяпаз», «Бахар», «Шах-Дениз». В северной и центральной части Бакинского архипелага разрабатываются такие крупные месторождения как «Сангачалы-море», «Дуванный-море», «Хара-Зиря», «Булла-Дениз», «Алят-Дениз».


В настоящее время ГНКАР изыскивает финансовые возможности подтвердить наличие нефтегазовых месторождений на таких перспективных структурах как «Нахчыван», «Абшерон», «Зафар», «Машал», «Умид», «Бабек», «Янан-Тава», «Атяшгях», «Инам» и других. Однако с 2004 г. в инвестиционных потоках в азербайджанскую экономику произошли изменения. С этого момента вплоть до настоящего времени наблюдается отток иностранных инвестиций из страны. С 2007 г. большая часть объемов инвестиций в основной капитал стала поступать из внутренних источников. При этом было принято решение направлять их в ненефтяной сектор. Таким образом, масштабный рост государственных расходов в 2005-2010 гг. в основном происходил за счет увеличения инвестиций в инфраструктуру, а именно, в электроэнергетику, водоснабжение, транспортную систему и т.д.
В силу существенного снижения притока иностранных инвестиций в нефтедобывающую промышленность страны для проведения геологоразведочных исследований Азербайджану приходится задействовать собственные финансовые ресурсы. Так, например, впервые за долгие годы ГНКАР открыла газовое месторождение «Умид» исключительно за счет имеющихся в ее распоряжении средств.


Несмотря на единичный успех, самостоятельно вести разработку всех перспективных блоков на каспийском шельфе ГНКАР не в состоянии. Возросшие опасения зарубежных партнеров относительно целесообразности вкладывания денег в разработку месторождений, запасы нефти и газа которых еще только предстоит подтвердить, обуславливают существенное замедление темпов развития нефтегазовой отрасли страны. В этих условиях первая партия энергетического топлива, добываемого на недавно отрытых в азербайджанском секторе Каспия нефтегазовых структурах, к числу которых также относится азербайджано-французское газовое месторождение «Абшерон», поступит на мировые рынки лишь в начале 2020-х гг.


Столь долгосрочный прогноз относительно сроков появления у Азербайджана «свободных» для продажи объемов нефтегазового сырья позволяет Баку не торопиться с выбором маршрута их доставки к потенциальным потребителям. Согласно заявлениям официальных лиц, первоочередной задачей в планах страны по производству нефти является обеспечение ее добычи на уровне 1 млн. барр. в сутки . Однако мощность только трубопровода БТД составляет 1,2 млн. барр. в сутки. Возникающие сложности в нефтяном секторе подталкивает Баку к фокусировке на добыче газовых ресурсов. Производство газа к 2020 г. должно составить 30 млрд. куб. м, а к 2025 г. увеличиться до 50 млрд. куб. м. Нужно отметить, что переориентация АР на газовый рынок обусловлена как внутренними, так и внешними факторами, к числу которых следует отнести прогнозируемый рост импорта газового сырья европейскими потребителями.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#3 Сообщение Одиссей » 16 фев 2013, 04:24

Транспорт и энергетика

Нежелание Азербайджана предоставлять юридически подтвержденные гарантии присоединения к стратегически важному для Европы газопроводу «Набукко» стало одним из ключевых факторов, вынудивших членов консорциума пересмотреть первоначальную концепцию трубопровода. В марте текущего года азербайджанскому руководству был предоставлен «укороченный» вариант маршрута, получивший название «Набукко Вест».

Изначально планировалось строительство газопровода, который начинался бы на каспийском побережье. Однако в обновленном варианте трубопровод будет проложен от турецко-болгарской границы . Сократив мощность газопровода в 2 раза (с 31 до 16 млрд. куб. м в год), участники проекта рассчитывают не только снизить уровень затрат на строительство, но и устранить потребность в транспортировке сырья с восточного побережья Каспийского моря. Таким образом, «Набукко Вест» предполагает наличие только одной ресурсной базы в лице Азербайджана, что является наиболее оптимальным решением в сложившихся обстоятельствах.


В своей «урезанной форме» проевропейский маршрут фактически перестает выступать в качестве самостоятельного трансрегионального коридора и становится лишь промежуточным звеном в системе региональных трубопроводов. В частности, целесообразность строительства «Набукко Вест» во многом будет зависеть от того насколько слаженными окажутся действия Азербайджана и Турции в вопросе реализации проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP). Ведь именно этот трубопровод должен связать имеющуюся в распоряжении Анкары газотранспортную систему и обеспечить выход азербайджанского энергетического сырья к турецко-болгарской границе.


Создание обозначенной цепи газопроводов в большей степени отвечает интересам Азербайджана, чем стран Европы. Обладая правом собственности на Трансанатолийский маршрут, Баку автоматически получает возможность продавать каспийский газ на турецкой границе, что ставит Брюссель в зависимое положение от решений поставщика. Подобное положение вещей в полной мере устраивает и Анкару, которая, хотя и не отказалась от поддержки «Набукко», открыто демонстрирует свое предпочтение в пользу TANAP.


Вместе с этим Европейский Союз пока не готов подвергнуть кардинальным изменениям свой подход к реализации проекта Транскаспийского трубопровода . На прошедшей в начале марта трехсторонней встрече рабочей группы ЕС, Азербайджана и Туркменистана обсуждался вопрос о возможности заключения рамочного соглашения о строительстве газопровода. Брюссель продолжает настойчиво подталкивать потенциальных экспортеров к подписанию обязывающих документов. Однако, в отличие от своих потенциальных партнеров, по данному вопросу Азербайджан продолжает занимать сдержанную позицию. На официальном уровне представители АР подчеркивают, что строительство трубопровода по дну Каспийского моря являются предметом исключительной договоренности Брюсселя и Ашхабада, а Баку рассматривает свое участие в проекте лишь в качестве транзитного государства.


На современном этапе подобный подход азербайджанской стороны не вызывает обеспокоенности у Европы, так как ее основные усилия сейчас направлены на достижение более конкретных договоренностей с Туркменистаном, который и станет основной ресурсной базой подводного трубопровода . Однако нужно отметить, что для осуществления транзита предполагаемых объемов туркменского газа Азербайджану потребуется строительство новых мощностей, так как существующая в стране газотранспортная инфраструктура рассчитана только на транспортировку добываемого в АР энергетического сырья. Частичная модернизация будет произведена в рамках проекта Трансанатолийского газопровода, но этого может оказаться недостаточно, если газопровод по дну Каспия все же удастся построить. Таким образом, для того, чтобы соединить Транскаспийский газопровод (ТКГ) и «Набукко» в его урезанном варианте в один единый коридор, европейские нефтегазовые компании будут вынуждены вложить дополнительные финансовые средства в развитие системы газовых магистралей Азербайджана.


При сохранении действующих трендов можно ожидать окончательного разделения трубопроводной инфраструктуры «Шах-Дениза» и Транскаспийского газопровода. В настоящее время официальные представители власти в Азербайджане заявляют об отсутствии профессионально выполненного технико-экономического обоснования Транскаспийского проекта, что не позволяет органично вписать ТКГ в азербайджанскую систему газовых трубопроводов.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#4 Сообщение Одиссей » 16 фев 2013, 04:29

Безопасность


Руководство Азербайджана планомерно продолжает увеличивать военный бюджет страны . Так, в 2012 г. на оборону было выделено 14,8% от государственного бюджета, что составило порядка 3 млрд. евро. По сравнению с 2011 г. рост военных расходов составил 2%. В настоящее время созданный в АР военно-промышленный комплекс производит для азербайджанской армии более 400 наименований продукции военно-технического назначения, в том числе бронемашины, огнестрельное оружие, элементы обмундирования и др. При этом Баку ежегодно пополняет список договоров с ведущими производителями военной техники на покупку, модернизацию и совместное производство оружия.


Прошедший год стал рекордным для Азербайджана по количеству закупок иностранного вооружения . Министерство обороны страны заключило контракт с «Рособоронэкспортом» на поставку двух дивизионов зенитно-ракетного комплекса С-300 ПМУ-2 «Фаворит», а также партии ударных вертолета Ми-35М, модернизированные ударные вертолеты Ми-24 были приобретены в ЮАР, истребители МиГ-29 – в Украине. [7] Однако наибольший ажиотаж вызвал недавний оружейный контракт с Израилем. Израильская государственная компания Israel Aerospace Industries в феврале т.г. заключила многолетний контракт с Азербайджаном на поставку беспилотных летательных аппаратов и высокоточного оружия на сумму около 1,6 млрд. долл. Баку, в частности, получит зенитно-ракетные комплексы и системы противоракетной обороны.


Ряд международных экспертов расценили подобные действия АР как подготовку плацдарма для открытия второй линии фронта в случае начала боевых действий против ИРИ. Однако, ознакомившись с перечнем вооружения, приобретенного Баку у Тель-Авива, иранское руководство заявило о том, что, хотя Тегеран не одобряет военного сотрудничества с Израилем, покупка Азербайджаном израильского оружия не несет угрозы национальной безопасности страны.


Закупаемая у Тель-Авива техника по ряду показателей превосходит вооружение флотов прикаспийских государств, что дает Баку определенные тактические преимущества . Азербайджан уже использует беспилотники «Orbiter», производство которых налажено в стране, для наблюдения за спорными нефтяными месторождениями на Каспии. Покупка в рамках последней военной сделки с Израилем противокорабельных ракет «Gabriel-5», а также ударных беспилотников «Heron» и «Searcher» позволяет говорить о попытках Баку приступить к формированию новейших структур борьбы на море.
В планы Азербайджана также входит полномасштабная модернизация ВМС на Каспии . С этой целью начаты первичные проектные работы по строительству в Гарадагском районе базы для морского флота АР, которая бы полностью соответствовала стандартам НАТО. Сотрудничество в военной сфере преимущественно с западными партнерами, а также с Турцией и Израилем, оказывает влияние на характер расстановки приоритетов в каспийской политике.
На последнем заседании азербайджано-американской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству заместитель госсекретаря США по энергетическим вопросам П.Хоффман озвучила намерение Вашингтона развивать сотрудничество с Баку в рамках своих специальных программ по охране глобальных энергетических инфраструктур. Акцентирование внимание на вопросах обеспечения безопасности объектов добывающей промышленности в азербайджанском секторе акватории Каспия свидетельствует о стремлении усилить боевую готовность ВМС АР.


Следует отметить, что Баку не собирается отказываться от предлагаемого формата взаимодействия. Повышение эффективности мониторинга каспийских территорий страны на предмет возникновения угроз безопасности в полной мере соответствует положениям военной стратегии АР. Так, в начале апреля т.г. Азербайджан провел на Каспии крупномасштабные учения, целью которых являлась отработка комплекса задач по организации защиты нефтегазовых платформ. В маневрах ВМС Азербайджана приняли участие 1200 военнослужащих, а также 21 корабль и 20 скоростных катеров и лодок береговой охраны.
Проводимая азербайджанским руководством милитаризация продиктована целым рядом объективных причин, в числе которых центральное место занимает проблема Нагорного Карабаха. Однако существует риск того, что рост военного потенциала Азербайджан нарушит баланс вооруженных сил на Кавказе и приведет к дестабилизации региона, что напрямую отразится на обстановке в Прикаспии. Исходя из этого, велика вероятность «ответных» мер как со стороны кавказских, так и прикаспийских государств.



На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. В связи с уменьшением объемов производства нефти в Азербайджане перед ГНКАР актуализируется задача повысить коэффициент извлечения нефти и газа с длительно разрабатываемых морских месторождений, повсеместно внедряя при этом вторичные и третичные методы добычи углеводородов. Однако в среднесрочной перспективе применение подобных технологий будет ограничено отсутствием должного финансирования. Несмотря на то, что ГНКАР в состоянии осуществлять крупные инвестиционные проекты, в том числе и за пределами республики, наглядным доказательством является пример с турецким энергопромышленным холдингом «Petkim», полностью покрыть расходы на комплексную модернизацию добывающего оборудования без привлечения иностранного капитала госнефтекомпании не удастся.

2. Сохраняющийся отток иностранных инвестиций из страны способен негативным образом повлиять на сроки получения «большого газа». Азербайджан вплоть до 2006 г. импортировал природный газ для собственных нужд и лишь затем начал экспортировать его на мировые рынки. Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточной изученности газового потенциала азербайджанского сектора на Каспии. Запуск месторождения «Шах-Дениз-2» гарантированно повысит добычу энергетического сырья, однако уже сейчас очевидно, что прогнозируемых объемов не хватит, чтобы удовлетворить потребности европейских покупателей. В случае, если ГНКАР не сможет повысить интерес западных ТНК к разработке перспективных оффшорных структур, в среднесрочной перспективе центральное место в газовой политике Европы займет Туркменистан.


3. Неопределенность ситуации относительно обновленного «Набукко» и Транскаспийского газопровода является дополнительным стимулом для Азербайджана сконцентрировать свои усилия на строительстве Трансанатолийского трубопровода. И хотя у азербайджано-турецкого проекта, как и у первых двух маршрутов, отсутствует технико-экономическое обоснование, не подготовлена окончательная смета расходов, а также не утвержден состав участников концерна, вероятность его реализации гораздо выше, чем у других вариантов транспортировки азербайджанского газа. В связи с тем, что строительству Трансанатолийского коридора не препятствуют сложности геополитического характера, его реализация будет зависеть исключительно от степени интенсивности сотрудничества Баку и Анкары.

Затягивание решения по вопросу присоединения к «Южному энергетическому коридору» и Транскаспийскому трубопроводу будет продолжаться вплоть до того момента, когда окончательно не прояснятся геополитические и экономические перспективы обозначенных проектов. Оставляя возможность для маневра, Азербайджан, тем самым, сохраняет приверженность принципу многовариантности во внешней энергетической политике.


4. Количественный рост закупок военной техники Азербайджаном пока не оказывает существенное влияние на состояние боеготовности армии страны в целом. Отмечая качество приобретаемого вооружения, а также деятельность по приведению вооруженных сил в соответствие с натовскими стандартами, международные эксперты не склонны повышать позиции Баку в рейтинге военных потенциалов на Каспии. Превосходя российские и иранские ВМС в Каспийской акватории по качеству связи и мониторингу, флот АР уступает им по ряду других показателей. Таким образом, повышенное внимание СМИ к состоянию ВМС Азербайджана в большей степени обусловлено геополитической ситуацией вокруг Ирана, чем реальным повышением уровня технического и технологического оснащения флота. Заключенный с Израилем военный контракт является логическим продолжением курса на стратегическое военное сотрудничество с США и их союзниками.



ТИМОФЕЕНКО Л.А.
Старший научный сотрудник отдела внешнеполитических исследований
Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК.

ЯНВАРЬ 2013
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#5 Сообщение smersh70 » 26 май 2014, 12:09

Главы МИД Азербайджана и Туркменистана Эльмар Мамедъяров и Рашид Мередов в понедельник обсудили в Баку вопросы двустороннего и регионального сотрудничества, определения правового статуса Каспийского моря, сообщил Trend дипломатический источник.

Встреча глав МИД состоялась в рамках участия Мередова во встрече министров иностранных дел Азербайджана, Туркменистана и Турции в трехстороннем формате.

* * *

В Баку началась встреча глав МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана – Эльмара Мамедъярова, Ахмета Давутоглу и Рашида Мередова.

Сначала между министрами состоятся двусторонние встречи, затем переговоры продолжатся в трехстороннем формате. На встрече обсуждаются вопросы энергетики, экономики, расширения сотрудничества и др. После переговоров состоится пресс-конференция.

* * *

Главы МИД Азербайджана и Турции Эльмар Мамедъяров и Ахмет Давутоглу в понедельник обсудили в Баку актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и пути решения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.



Главы внешнеполитических ведомств двух стран в ходе встречи один на один затронули также вопросы регионального сотрудничества, сообщил Trend дипломатический источник.

Встреча глав МИД состоялась в рамках участия Давутоглу во встрече министров иностранных дел Азербайджана, Туркменистана и Турции в трехстороннем формате.

Формат встреч следующий: двусторонние встречи, трехсторонняя встреча (закрытая) и трехсторонняя встреча в расширенном составе. Затем министры выступят с заявлениями для прессы.

В ходе встречи в Баку ожидается обсуждение главами МИД трех стран ситуации в регионе, статуса Каспия, а также вопросов развития сотрудничества.

Уже существуют форматы встреч Азербайджан-Турция-Грузия, Азербайджан-Турция-Иран, и проведены саммиты глав МИД и президентов указанных государств.

Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу еще в конце прошлого года (в рамках XX заседания Совета министров ОБСЕ) заявил о решении касательно создания трехстороннего формата Турция-Азербайджан-Туркменистан.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#6 Сообщение smersh70 » 29 сен 2014, 18:08

Каспийское море — стратегическое наследие пяти прикаспийских государств, их взаимодействие укрепит безопасность в регионе и поспособствует экономическому развитию, заявил президент России Владимир Путин, открывая саммит "прикаспийской пятерки".
"Каспийское море и его богатства — стратегическое наследство всех государств, сохранение и преумножение которых — это ответственность перед будущими поколениями", — сказал Путин.

Он отметил, что стороны намерены на саммите принять политическое заявление, которое будет положено в основу будущей конвенции о правовом статусе Каспия.

"Сотрудничество наших государств будет способствовать укреплению региональной стабильности, а также эффективности в борьбе с терроризмом, экстремизмом, оборотом наркотиков, другими вызовами и угрозами, придаст дополнительную динамику экономическому развитию наших государств, повысит их конкурентоспособность на мировых рынках", — сказал Путин.

Глава российского государства отметил, что повестка дня саммита "насыщенная, помимо упомянутых вопросов правового режима, безопасности и экономики планируется обсудить меры по развитию транспорта, поддержание экосистемы". "Обменяемся мнениями и по актуальным международным проблемам", — добавил Путин.

"Главное — у всех нас есть твердое намерение и заинтересованность выйти на взаимоприемлемые договоренности, которые будут способствовать еще более тесной кооперации "каспийской пятерки", — сказал Путин.

"Каспийский регион является оазисом мира и добрососедства, в основе этой стабильности — бережное и взвешенное отношение прикаспийских государств, их народов, их руководителей ко всему, что связано с Каспийским морем, будь то вопросы безопасности, экономики, охрана окружающей среды", — отметил президент РФ.

Он напомнил, что на предыдущих саммитах обсуждались вопросы, в том числе, совершенствования механизмов взаимодействия "Каспийской пятерки". Он отметил, что сторонам удается обсуждать любые темы и "находить компромиссные развязки по самым трудным проблемам".

"В соответствии с достигнутыми на предыдущей встрече в Баку договоренностями экспертами проведена большая работа по подготовке документов", — напомнил Путин, добавив, что на нынешнем саммите предстоит обсудить результаты этой работы, в том числе "предстоит принять политическое заявление, в котором зафиксированы принципы многостороннего взаимодействия на Каспии, призванные стать краеугольным камнем конвенции о правовом статусе Каспия", — сказал Путин.
Изображение
Президент России Владимир Путин назвал Каспийский регион «оазисом мира и подлинного добрососедства», передает «Газета.Ru».
Такое заявление глава государства сделал на встрече лидеров прикаспийских государств в Астрахани.

«В основе этой стабильности — бережные и взвешенные отношения прикаспийских государств между собой, их народов и руководителей ко всему, что связано с Каспийским морем. Будь то вопросы безопасности, экономики или охраны окружающей среды», — заявил Путин.

Ранее сообщалось, что Путин приехал в Астрахань, где начинается четвертая встреча глав прикаспийских государств: России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#7 Сообщение smersh70 » 29 сен 2014, 18:09

http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=7jq9KYew5d0
http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... jq9KYew5d0" onclick="window.open(this.href);return false;
Азербайджан придает важное значение развитию сотрудничества со своими соседями на Каспии в военной и военно-технической областях, сказал в ходе выступления на встрече в расширенном составе в рамках IV Каспийского саммита в Астрахани президент Азербайджана Ильхам Алиев.

"Считаем, что присутствие вооруженных сил сторон и военная деятельность на Каспийском море должны осуществляться на основе принципа обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств. Это послужит усилению взаимного доверия между государствами региона. Каспийское море должно оставаться и впредь зоной мира, дружбы, сотрудничества и добрососедства", - сказал глава государства.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#8 Сообщение smersh70 » 29 сен 2014, 18:10

Изображение
Большая часть акватории Каспийского моря останется в общем пользовании прикаспийских государств, право пребывания там вооруженных сил исключительно прибрежных стран остается неизменным, заявил президент РФ Владимир Путин по итогам Каспийского саммита, передает РИА Новости.

"По итогам переговоров удалось выйти на четкие формулировки о разграничении водных пространств, дна и недр, о режиме судоходства и рыболовства. Весьма значимым является положение о том, что большая часть акватории Каспия останется в общем пользовании сторон. Благодаря всему этому теперь исключаются недоразумения или какая-то напряженность в межгосударственных отношениях, которые раньше могли появляться из-за разного толкования режима каспийских вод", - сказал Путин.

В заявлении закреплен также один из основополагающих для обеспечения стабильности и безопасности принципов: право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран.

"Такой режим сложился здесь исторически. И мы не собираемся его менять", - подчеркнул президент РФ.

Путин также напомнил о вступившем в силу соглашении о безопасности на Каспийском море, которое позволило активизировать сотрудничество стран.

"Это соглашение рамочное, и чтобы оптимальным образом реализовать закрепленные в нем договоренности, мы поставили задачу незамедлительно приступить к разработке протоколов о взаимодействии пограничных служб, налоговых служб пяти стран", - сказал Путин, добавив, что российская погранслужба уже подготовила и передала коллегам соответствующий документ.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#9 Сообщение smersh70 » 30 сен 2014, 22:11

Изображение
На саммите глав прикаспийских государств в Астрахани достигнуты договоренности по основным вопросам Конвенции о правовом статусе Каспия. Результаты саммита успешны и дают основания перейти на качественно новый этап. Как передает Turan, об этом на сегодняшней пресс-конференции заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов.
По его словам, достигнута общая позиция по делению дна Каспия, что дало импульс для согласования 80-90% Конвенции.

По итогам саммита приняты совместная декларация и коммюнике президентов, подписаны соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
Создана также межправительственная комиссия по биоресурсам, которая будет контролировать охрану и использование биоресурсов.
Соглашение об управлении чрезвычайными ситуациями создает единый механизм для их ликвидации, что особенно актуально при разработке нефтегазовых ресурсов.
Касаясь положений совместной декларации, Халафов сказал, что суть документа в том, что принципы отражены в виде политического заявления.

Очередной саммит состоится через два года в Казахстане. Президенты дали поручение рабочим группам к этому времени завершить работу над проектом Конвенции.

Отвечая на вопросы журналистов Халафов, сказал что Россия, Казахстан и Азербайджан полностью завершили делимитацию дна Каспия между собой. С Ираном и Туркменистаном эта работа продолжается.

До сих пор были разногласия по пятисторонней конвенции. Сейчас же определены единые принципы и нормы. Так, акватория моря делится на 15-мильную национальную зону и дополнительно на 10-мильную зону рыболовства. Вся остальная часть моря будет в общем пользовании.

Наряду с этим, предстоит работа по выработке особых режимов в национальных акваториях и общей зоны моря. При этом, будет уважаться территориальная целостность, суверенитет, не будет применяться сила и вмешательство во внутренние дела.

Что касается обеспечения безопасности и стабильности, то достигнуты договоренности о создании стабильного баланса вооружений на Каспии. Азербайджан и другие страны выступили против милитаризации Каспия. При осуществлении военного строительства на Каспии будут учитываться интересы сторон. Размещение вооружений должно быть на разумном и безопасном уровне.
Одним из основных принципов является отсутствие на Каспии военного присутствия третьих стран. Будет соблюден принцип равной вооруженности сторон.

В декларации нашло свое отражение и разделение дна Каспия. При этом, переговоры с Ираном и Туркменистаном продолжаются, так как расхождения по этому вопросу пока сохраняются.

На вопрос не противоречит ли статье 11 Конституции Азербайджана согласие Баку на раздел акватория Каспия на 25 мильную зону, Халафов сказал, что достигнутые договоренности не противоречат азербайджанскому законодательству и международным нормам.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В КАСПИИ

#10 Сообщение smersh70 » 20 ноя 2014, 17:17

Изображение
Президент Туркменистана: Туркменистан и Азербайджан активизируют партнерство по всем направлениям

Туркменистан намерен активизировать туркмено-азербайджанское партнерство.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял главу Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики ГНКАР (SOCAR) Ровнага Абдуллаева, прибывшего в туркменскую столицу для участия в работе Международной выставки «Нефть и газ Туркменистана-2014» и 19-й Международной конференции «Международное сотрудничество в нефтегазовой отрасли Туркменистана: потенциал, достижения, приоритеты».

Передав главе Туркменистана теплые слова приветствия от Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, а также пожелания процветания дружественному туркменскому народу и дальнейшего развития двусторонних добрососедских отношений, гость подчеркнул, что открытость внешней политики Туркменского государства, созданный благоприятный инвестиционный климат составляют надежную платформу для наращивания продуктивных связей во всех сферах, в том числе в нефтегазовой.

Президент Гурбангулы Бердымухамедов передал ответные наилучшие пожелания высшему руководству и народу Азербайджана, подчеркнув, что Туркменистан, будучи неизменно привержен традиционным межгосударственным отношениям, основанным на нерушимых узах дружбы и добрососедства, принципах равноправного взаимовыгодного сотрудничества, и намерен и далее активизировать туркмено-азербайджанское партнерство по всему спектру направлений.

В ходе встречи, говоря об актуальности проводимой в Ашхабаде очередной Международной выставки и конференции по сотрудничеству в нефтегазовой сфере, было отмечено, что при нынешнем беспрецедентном нарастании экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса Туркменистана, укрепление международного партнерства в данном направлении послужит решению глобальных целей третьего тысячелетия, стоящих перед мировым сообществом. В этом контексте Туркменское государство стремится максимально использовать для развития национальной экономики и во всеобщих интересах имеющиеся колоссальные углеводородные ресурсы. Об этом сообщает «Туркменистан сегодня».

Руководитель Государственной нефтяной компании Азербайджана дал высокую оценку инициативе Туркменистана по созданию под эгидой ООН международной экспертной группы, главной целью деятельности которой станет разработка нового международно-правового механизма, нацеленного на обеспечение надежных и стабильных поставок энергоносителей на мировые рынки. Важным шагом в ее реализации, в чем также заинтересована и азербайджанская сторона, станет запланированное на декабрь нынешнего года проведение в Ашхабаде первого заседания экспертной группы.

В завершение Президент Гурбангулы Бердымухамедов и его гость обменялись самыми добрыми пожеланиями, выразив взаимную уверенность в успешном продолжении динамично развивающегося сотрудничества, выстраиваемого на равноправной, взаимовыгодной основе.

Во встрече принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Туркменистане Вахдет Султанзаде.

Ответить

Вернуться в «Геополитика»