«Глобал Хок» вне конкуренции
Основные направления развития беспилотников класса HALE
20 июня 2019 года иранские СМИ распространили информацию о том, что Аэрокосмические силы Корпуса стражей исламской революции (АКС КСИР) Ирана сбили американский разведывательный беспилотный летательный аппарат (БЛА) RQ-4 «Глобал Хок» (Global Hawk), вторгшийся, по данным Тегерана, в воздушное пространство Ирана. Затем, в тот же день, появились сообщения американских СМИ, что иранской ракетой был сбит морской вариант данного беспилотника – MQ-4C «Тритон» (Triton).
Позднее официальные представители США уточнили модель сбитого аппарата. Пресс-секретарь Центрального командования ВС США сообщил, что это был не серийный MQ-4C, а один из ранее переделанных из RQ-4A для морского патрулирования и разведки аппаратов. Согласно его заявлению, 19 июня в 11.35 по гринвичскому времени американский БЛА был сбит ракетой «земля–воздух» во время выполнения полета в международном воздушном пространстве над Ормузским проливом.
Иранская сторона продолжила придерживаться позиции, что поражение БЛА было вызвано нарушением им государственной границы страны, распространив карты с указанием района падения беспилотника на территории Ирана. Стоит отметить, что в указанном районе дислоцированы зенитные ракетные комплексы средней дальности «Хордад-3» (Khordad-3) и HQ-2J из состава АКС КСИР. По сообщению информационного агентства Tasnim, американский беспилотник был сбит при помощи первого из них – ЗРК «Хордад-3» сил ПВО АКС КСИР.
Данная ситуация, едва не приведшая к эскалации напряженности в регионе, помимо прочего привлекла внимание к весьма немногочисленному в мире классу высотных БЛА большой продолжительности полета (класс HALE – High-Altitude Long Endurance), их функциям и возможностям, а также присутствию и востребованности их на мировом рынке соответствующих систем.
«ЯСТРЕБИНОЕ» СЕМЕЙСТВО
Разработка американского стратегического разведывательного БЛА RQ-4 «Глобал Хок» была начата компанией Teledyne Ryan Aeronautical (в 1999 году она вошла в состав Northrop Grumman) еще в 1990-е годы. Система создавалась в том числе с расчетом на замену пилотируемых самолетов-разведчиков U-2, а также – в морской версии – для замещения самолетов семейства Р-3 «Орион» (Orion).
Первый полет беспилотника состоялся зимой 1998 года. Поступивший в 2004 году в эксплуатацию аппарат версии Block 10 стал первым в этом семействе, за которым последовали фактически масштабированные версии Block 20, 30, 40 и сделанные на их базе модификации для различных пользователей как в США, так и за рубежом.
Беспилотник выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж изготовлен из алюминиевых сплавов и представляет собой полумонокок. БЛА имеет взлетную массу от 12 до почти 15 т (в зависимости от модификации) и способен нести полезную нагрузку массой до 900 кг. Крыло размахом от 35,5 до почти 40 м (в зависимости от модификации) полностью изготовлено из композитного материала на основе углеволокна. V-образное хвостовое оперение также сделано из композитов. В хвостовой части установлен турбовентиляторный двигатель AE3007H.
Данный БЛА может выполнять полеты на различных стадиях в автоматическом режиме. Для навигации используется инерциальная система с поправками от GPS. На аппарате установлены широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах прямой видимости.
В качестве полезной нагрузки «Глобал Хок» несет интегрированную систему наблюдения и разведки HISAR (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance). Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS-2, разработанного фирмой Hughes Aircraft (с 1997 года принадлежит компании Raytheon) для пилотируемого самолета-разведчика U-2. Комплекс включает радар SAR/MTI и многоканальную оптикоэлектронную систему наблюдения.
Морская версия БЛА – «Тритон» – оснащена радаром Х-диапазона для обнаружения надводных целей и, как предполагалось, должна входить в состав стратегической морской системы воздушной разведки и наблюдения (BAMS – Broad Area Maritime Surveillance) ВМС США. Они должны заменить устаревшие самолеты P-3C «Орион», дополнив собой в составе авиации ВМС США патрульные самолеты нового поколения P-8A «Посейдон» (Poseidon).
Беспилотники семейства «Глобал Хок» уникальны: в мире не существует прямых аналогов, соответствующих им по размерности и функционалу. Вместе с тем внедрение данных систем в войска идет отнюдь не столь быстрыми темпами, как предполагалось. Некоторое время назад сообщалось, что американское военное ведомство сочло преждевременной замену самолетов-шпионов U-2 на БЛА «Глобал Хок» в силу более низких характеристик оборудования полезной нагрузки, а также вследствие чрезвычайно высокой стоимости беспилотного комплекса – его цена вместе с наземной составляющей оценивается в сумму порядка 110–150 млн долл., немалой является и стоимость эксплуатации.
На сегодня БЛА линейки «Глобал Хок» в основном используются в ВВС и ВМС США, но при сохранении производства на малосерийном уровне ожидать возможности снижения стоимости систем не стоит. Разработчики при поддержке властей США стремятся расширить число заказчиков за счет иностранных партнеров, но их число, как и число приобретенных ими систем, остается незначительным. В Европе БЛА «Глобал Хок» используются в рамках натовской программы AGS. Кроме того, их приобретали такие страны, как Германия, Австралия и Южная Корея. Впрочем, все эти заказы были единичными.
В числе потенциальных покупателей БЛА стратегического класса – Канада, Испания, Новая Зеландия и Япония. Однако нет гарантий, что их выбор будет сделан именно в пользу продукции компании Northrop Grumman. В мире имеется несколько систем БЛА, формально относимых так же, как и «Глобал Хок», к классу HALE, но уступающих ему по ряду параметров. Тем не менее их характеристики вполне могут устроить некоторых потенциальных заказчиков. Особенно, если они будет одновременно выгодно отличаться от «Глобал Хока» по стоимости.