Як-130 назвали худшим учебно-боевым самолетомsmersh70 писал(а): ↑18 ноя 2019, 18:35Мы значительным образом расширяем его боевые возможности, и он становится не просто учебно-боевым самолетом, а, в значительной степени, боевым самолетом с возможностью выполнения большого спектра задач. Мы кастомизировали его боевые задачи под наших заказчиков на Ближнем Востоке для тех задач, которые им предстоит решать
Американский журнал Military Watch составил рейтинг учебно-боевых самолетов (УБС) мира, определив лучшую пятерку. Были названы сильные и слабые стороны каждого самолета, проведено сравнение боевых качеств на основании чего самолеты были расставлены по местам в зависимости от их эффективности.
1. Первое место присвоено тайваньскому УБС AIDC T-5 «Юнг Инь» («Храбрый Орел»), который американцы называют Brave Eagle. Для учебного самолета он оснащен прекрасной авионикой — чего только стоит РЛС с АФАР. Способен развивать сверхзвуковую скорость, благодаря использованию американских двигателей с форсажной камерой.
Сообщается лишь, что в самолете 10% композиционных материалов, расширены топливные баки для увеличения дальности полета, стоимость самолета — 30 млн. долларов, используются бомбы и управляемые ракеты, но точный состав вооружения не определен.
Корректно было бы выставить на конкурс американского журнала находящийся на вооружении с середины 80-х годов УБС AIDC AT-3. Самолет легкий: вес пустого — 3800 кг, максимальный взлетный — 7900 кг. Он развивает дозвуковую скорость — 900 км/ч. Дальность достигает 2280 км. Имеет вполне приличный потолок — 14600 м. Помимо свободнопадающих бомб оснащен как ракетами «воздух-воздух» собственной разработки, так и знаменитой американской AIM-9, но не последней модификации, т.е. без матричной ИК ГСН. Вместо ракетно-бомбового вооружения возможна установка либо дополнительного топливного бака, либо пулемета калибра 12,7 мм.
2. Китайский УБС Hongdu JL-10, экспортная модификация которого называется L-15. Реально это российско-китайский самолет, созданный при активном участии ОКБ Яковлева в период, когда шла речь о выживании российской авиастроительной компании. У JL-10 много общего с Як-130, начиная с планера и заканчивая общим двигателем АИ-222−25Ф украинской разработки. Разница, правда, в том, что китайцы покупали двигатель на Украине, я яковлевцы брали в компании «Салют», которая освоила его производство. А вот системой программного управления, которая для Як-130 является принципиальной, с китайскими товарищами не поделились.
Но при этом JL-10 по летным характеристикам оказался посильнее. Он развивает скорость в 1,4 М. Потолок — 16500 м. Боевой радиус — 550 км. Самолет тяжелее тайваньского: максимальный взлетный вес — 9500 кг. Полезная нагрузка — 3 тонны, на 6 точках подвески размещаются ракеты «воздух-воздух» ближнего боя, блоки неуправляемых ракет, обычные и корректируемые бомбы.
3. Еще один китайский УБС — Guizhou JL-9, построенный на базе копии советского учебно-тренировочного МиГ-21У, появившегося в ВВС СССР в 1962 году. Однако JL-9 был принят на вооружение всего лишь 9 лет назад. Учебная функция в этом самолете сведена к минимуму, был сделан упор на его боевые качества. Потому он и скоростной — 1,6 М, и обладает высокой динамикой полета (скороподъемность — 280 м/с), и имеет неплохую маневренность. Вот только боевая нагрузка у него всего 2 тонны. Самолет оснащен пушкой калибра 23 мм.
4. Южнокорейский УБС KAI T-50 Golden Eagle («Беркут»). Самолет сверхзвуковой, развивающий скорость 1,4 М. И это при том, что используется один двигатель, у всех остальных из пятерки — по два. Лидирует южнокорейский «Беркут» и по массе — при максимальной загрузке он весит почти 14 тонн. Благодаря этому его боевой радиус превышает 800 км. Также сообщается, что самолет обладает хорошей маневренностью. Впечатляет и номенклатура вооружения — «Беркут» оснащен не только ракетой для ближнего боя, но и для воздушных поединков на средней дистанции. Также есть управляемая ракета «воздух-поверхность» с круговым вероятным отклонением в 1,5 метра и планирующие бомбы со спутниковым наведением. Все ракеты американские.
Этот самолет обладает такими боевыми качествами, которые позволяют ему занять первое место в рейтинге. Что, собственно, доказано использованием этого машины в борьбе против боевиков на Филиппинах. И в этом нет ничего удивительного. KAI T-50 начали создавать в начале 90-х годов как истребитель прикрытия. Была у этого проекта и экономическая цель — использовать при производстве «Беркута» заводские мощности, освободившиеся после окончания лицензии на выпуск на Корейском полуострове истребителей F-16. В связи с чем конструкторы «Беркута» довольно много позаимствовали от F-16.
После перерыва в разработке, связанного с Азиатским финансовым кризисом, было решено добавить машине еще и учебную функцию. Параллельно были созданы две модификации — легкий истребитель с возможностью обучения на нем курсантов и легкий штурмовик.
5. Як-130. Вот как охарактеризовал его Military Watch: «Его летные характеристики оставляют желать лучшего по сравнению с конкурентами из восточной Азии: очень низкая скорость набора высоты, посредственная маневренность, малая эксплуатационная высота и дозвуковая скорость».
Основная претензия у составителей этого странного рейтинга к дозвуковой скорости российского УБС..Сэкономили конструкторы и на комплексе управления вооружение